Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения направления 050100. 62 Педагогическое образование - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... 4 836.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение... 2 779.06kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии... 1 441.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Физиология Направление... 13 3300.45kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... 4 550.45kb.
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономика... 16 2122.74kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б. 2» «Информационные... 1 446.44kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... 1 344.64kb.
Рабочая программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... 3 711.93kb.
Кафедра программного обеспечения 1 236.43kb.
Горельника северной части города р-н азс 1 17.07kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения направления 050100. - страница №1/3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М.Волосникова/

__________ _____________ 2011г.



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направления 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки Начальное образование



«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы____________________/О.С.Задорина/

«30» августа 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики 31 августа 2011г., протокол №1.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 24 стр.


Зав.кафедрой _____________________/И.Н. Емельянова/

«31» августа 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/ А.В. Арефьева/

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А.Федорова/

«______»_____________2011 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ



Кафедра общей и социальной педагогики


О.С. Задорина
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направления 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки Начальное образование

Тюменский государственный университет

2011
Задорина О.С. Художественная педагогическая литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов заочной формы, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование. Профиль подготовки Начальное образование. – Тюмень, 2011. 24 стр. Рабочая программа модуля составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, вопросы, задания для самоконтроля.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогика [электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

Емельянова И.Н., д.п.н., профессор


© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.

© Задорина О.С., 2011.
ОГЛАВЛЕНИЕ



1.Пояснительная записка

4

2.Структура и трудоемкость дисциплины

7

3.Тематический план

7

Виды и формы оценочных средств

8

Планирование самостоятельной работы студентов

9

4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

10

5.Содержание дисциплины

10

6.Планы семинарских и практических занятий

15

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов



26

8. Образовательные технологии

33

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

36


10. Технические средства и материально-техническое

обеспечение дисциплины


38


11. Терминологический словарь


39


1.Пояснительная записка
1.1. Цель ООП ВПО – обеспечение качественной подготовки квалифицированных конкурентноспособных специалистов, готовых к практической деятельности в системе образования и обладающих общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки, необходимыми для качественной и грамотной реализации целей и задач образовательной политики в пространстве России.

Целью курса выступает формирование теоретических представлений о художественной педагогической литературе, ценностной установки на конструирование и реализацию целостного педагогического процесса. Задачи курса:

-расширение общей и формирование основ профессиональной культуры;

-знакомство с произведениями, составляющими золотой фонд художественной педагогической литературы;

-формирование представлений о способах анализа и оценки произведений;

-развитие рефлексивно-оценочного сознания будущего специалиста.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Художественная педагогическая литература» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла дисциплин учебного плана (Б3). В программу курса включены темы, являющиеся необходимыми для формирования у студентов общей и профессиональной культуры и современного понимания явлений в области образования. Освоение дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин, как «Развитие детского коллектива», «Культурология».
1.3. Компетенции выпускника бакалавриата,

формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:



общекультурными компетенциями (ОК):

-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

-способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);



общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

-владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);


По окончании курса студенты должны

-знать специфику художественной педагогической литературы как литературного жанра; содержание и идеи произведений художественной педагогической литературы, фамилии, даты жизни авторов;

-уметь соотносить содержание произведений художественной педагогической литературы и особенности времени их написания; видеть возникающие в реальной действительности педагогические проблемы и находить пути их рационального решения, используя современные подходы к образованию и технологии; делать доклады, участвовать в дискуссиях по проблемам в области педагогики;

-владеть навыками анализа произведений художественной педагогической литературы, современными способами педагогического мышления и деятельности.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Курс изучается в 8 семестре, рассчитан на 4 часа лекционных и 6 часов практических занятий. На самостоятельную работу отводится 26 часов . По окончании курса предусмотрена контрольная работа и зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.

Таблица 1



3.Тематический план


п/п



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа,

в час.

Итого

часов по

теме

Из них в интерактивной форме

Итого

кол-во

баллов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7




8

М о д у л ь 1.

1.1.

Особенности педагогической литературы, ее основные жанры.

10

2

0

5

7

2

0–20

1.2.

Тема учителя, школы в художественной литературе XIX в.

12

0

2

5

7

2

0–15




Всего




2

2

10

14

4

0-35




М о д у л ь 2.






















2.1.

"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко

14

2

0

6

8

2

0–20

2.2.

«Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева

16

0

2

5

7

2

0-20

2.3.

Образ учителя и школы в литературе советского периода

18

0

2

5

7

2

0-20




Зачет



















0-5




Всего




2

4

16

22

6

0-65




Итого за семестр




4

6

26

36

10

0-100

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Формы текущего контроля


Итого

кол-во


баллов

Практическая работа (аудиторная)

Устный опрос

Работа с лит. источниками

Творческая работа




Модуль 1.
















1.1.

0-2

0-6

0-6

0-6

0-20

1.2

0-1

0-4

0-5

0-5

0-15

Всего

0-3

0-10

0-11

0-11

0-35

Модуль 2
















2.1.

0-2

0-6

0-6

0-6

0-20

2.2.

0-2

0-6

0-6

0-6

0-20

2.3.

0-2

0-6

0-6

0-6

0-20

Зачет













0-5

Всего

0-3

0-9

0-9

0-9

0-65

Итого

0-5

0-14

0-13

0-13

0-100

Таблица 3



Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неде-

ля семестра

Объ-ем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1.

работа с литературой, пед. источниками




10-12







1.1.

Особенности педагогической литературы, ее основные жанры.


Прочтение рекомендуемых произведений, участие в дискуссии

Составление проблемных вопросов

10

4

0-20

1.2.

Тема учителя, школы в художественной литературе XIX в.

Прочтение рекомендуемых произведений, участие в дискуссии

Доклад

12

3

0-15




Всего по модулю 1: 7

0-35

Модуль 2.

работа с литературой, пед. источниками




14-18







2.1.

"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко

Прочтение рекомендуемых произведений, участие в дискуссии

Эссе

14

4

0-20

2.2

«Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева


Прочтение рекомендуемых произведений, участие в дискуссии занятия

Составление типологии учителей

16

4

0-20

2.3.

Образ учителя и школы в литературе советского периода


Прочтение рекомендуемых произведений, участие в дискуссии занятия

моделирование и решение проблем-ных ситуаций

18

4

0-20




Зачет













0-5




Всего по модулю 2:

12

0-65




ИТОГО:

19

0-100



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 4


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1.

1.2

2.1

2.2

2.3

1.

«Развитие детского коллектива»




+

+

+

+

2.

«Культурология»

+

+

+

+

+



  1. Содержание дисциплины

Модуль 1.

Тема №1. 1. Особенности педагогической литературы, ее основные жанры.

Возникновение педагогической литературы, ее основные жанры. "Поучение" Владимира Мономаха. "Великая дидактика" Яна Амоса Коменского. Трактат Д. Локка "Мысли о воспитании". Роман Ж.Ж. Руссо "Эмиль, или О воспитании". "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинского. Работы Д. Дьюи, Р. Штейнера, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.



Педагогическая публицистика. Российские педагогические журналы и газеты.

Научные и художественные книги, посвященные труду учителя ("Книга об учителе" Ф.Н. Гоноболина, "Как вести за собой" А.И. Лутошкина, "Учительское ученичество" К.Г. Митрофанова, "Очерки психологии труда учителя" Н.В. Кузьминой, "Педагогика рефлексии" Б.З. Вульфова и В.Н. Харькина, "Учитель: мастерство и вдохновение" А.В. Мудрика, "Учимся управлять собой и детьми" В.И. Лещинского и С.В. Кульневича, "Эффективный учитель: практические рекомендации психологов для педагогов" А.А. Крупенина и И.М. Крохиной и др.)

Художественная литература как ресурс педагогического знания в профессиональной подготовке учителя.
Тема №1.2. Тема учителя, школы в художественной литературе

XIX века

«Очерки бурсы» (1862) Н. Помяловского (1835-1863). История создания, сюжет и герои повести. «Педагогическая система», быт и нравы духовного училища в описании Н. Помяловского.

Повесть "Гимназисты" (1895) Н.Г. Гарина-Михайловского (18521906). История создания, сюжет, герои повести. Осмысление первых гимназических впечатлений и потрясений ребенка как рубеж в его духовном развитии и судьбе. Исследование взаимосвязи домашнего и гимназического воспитания, их переплетения, взаимоотражения, взаимоотталкивания.

Модуль2.

Тема № 2. 1. "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко

"Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях" А.С. Макаренко – золотой фонд художественной педагогической классики.

А.С. Макаренко как педагог и писатель. Постулаты педагогической теории А.С. Макаренко.

История создания "Педагогической поэмы" (1933). Идейно-художественный анализ произведения.



Тема №2.2. "Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева.

Повесть Г. Белых и Л. Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШкИД) (1926). История создания повести.

Смешное и серьезное в "Республике ШКИД". Напряженная эпоха первых лет революции, творчество новых форм жизни в повести. Ростки гражданственности в героях.


Тема №2.3. Образ учителя и школы в литературе советского периода

"Первый учитель" (1962) Ч. Айтматова, "Уроки французского" (1973) В.Г. Распутина, "Ночь после выпуска" (1974) В.Ф. Тендрякова, "Завтра была война" (1984) Б.Л. Васильева.




  1. Планы семинарских и практических занятий

Модуль1.

Тема №1. 1. Особенности педагогической литературы, ее основные жанры (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение педагогической литературы, ее основные жанры.

2. "Поучение" Владимира Мономаха. "Великая дидактика" Яна Амоса Коменского. Трактат Д. Локка "Мысли о воспитании". Роман Ж.Ж. Руссо "Эмиль, или О воспитании" как классические педагогические произведения.

3. Педагогическая публицистика. Российские педагогические журналы и газеты.

4. Научные книги, посвященные труду учителя ("Книга об учителе" Ф.Н. Гоноболина, "Как вести за собой" А.И. Лутошкина, "Учительское ученичество" К.Г. Митрофанова и др.)

5.Художественная литература как ресурс педагогического знания в профессиональной подготовке учителя.


Задания для самостоятельной и практической работы на семинаре
1.Выберите один из жанров педагогической литературы и охарактеризуйте его подробно.

2.Сравните язык научный и язык художественный, приведите примеры для подтверждения своих тезисов.

3. Составьте таблицу «Образ педагога в русской художественной литературе до 1917 года». Укажите год создания, автора, название произведения, выходные данные (год издания, издательство и т.д.).

4.Подберите 2 высказывания педагогов-классиков о педагогической литературе, ее значении и особенностях.

5.Выберите один из современных педагогических журналов, расскажите о нем, рассмотрите проблемы, которые в нем затрагиваются, проанализируйте одну из статей с точки зрения актуальности и полемического мастерства автора.

6.Прокомментируйте высказывание: «Художественный образ не дает целостного представления о педагогических феноменах, однако он побуждает к домысливанию, своеобразной реконструкции целого – этому помогает сюжетное пространство произведения, авторская позиция и авторская интонация, весь художественный строй и художественная логика произведения» (А. Роботова).

Литература

1.Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.

2.История образования и педагогической мысли: учебник для
вузов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006

3.Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М.,1995.

4.Лутошкин А.И. Как вести за собой. М., 1978.

5.Митрофанов К.Г. Учительское ученичество. М., 1991.

6.Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 тт. Т.1. М.: Педагогика, 1988. С.160-177.


Тема №1.2. Тема учителя, школы в художественной литературе

XIX века (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1.«Очерки бурсы» (1862) Н. Помяловского (1835-1863). История создания, сюжет и герои повести.

2.«Педагогическая система», быт и нравы духовного училища в описании Н. Помяловского.

3.Повесть "Гимназисты" (1895) Н.Г. Гарина-Михайловского (18521906). История создания, сюжет, герои повести.

4.Осмысление Н.Г. Гариным-Михайловским первых гимназических впечатлений и потрясений ребенка как рубеж в его духовном развитии и судьбе. Исследование взаимосвязи домашнего и гимназического воспитания.
Задания для самостоятельной и практической работы на семинаре

1.Составьте таблицу «Образ педагога в русской художественной литературе после 1917 года». Укажите год создания, автора, название произведения, выходные данные (год издания, издательство и т.д.).

2.Прочитайте повесть «Очерки бурсы» (1862) Н. Помяловского. Нарисуйте словесный портрет одного из педагогов, описанных в книге.

3.Прочитайте повесть "Гимназисты" (1895) Н.Г. Гарина-Михайловского. Приготовьте сообщение на тему «Влияние воспитания на развитие личности» по повести «Гимназисты».



Литература
следующая страница >>