Учебно-методический комплекс дисциплины - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины 9 564.57kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 913.62kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины международное финансовое... 2 435.4kb.
Тгпу кафедра хореографии учебно-методический комплекс дисциплины 1 215.81kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 09 Теория и история... 1 275.94kb.
Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «Методика... 1 327.8kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология творчества, креативности... 1 125.48kb.
Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500) 3 880.18kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... 4 550.45kb.
Скандинавские страны Исландия, Дания, Норвегия и Швеция, несмотря... 5 1530.35kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины - страница №2/3

Тема 6. Театральное искусство в традиционных культурах Востока (Индия, Китай, Япония).


Китайский театр и драматургия. Китайская модель мира. Элементы китайского народного театра. Грим, сцена, актер в китайском театре. Истоки китайской драмы. Разнообразные виды театральных представлений. Становление театрального искусства в нач.12в. и национального театра. Совершенствование исполнительского мастерства традиционного театра в 17 - нач. 19 вв. Складывание в конце 18 - нач. 19 вв. столичного театра.

Японский театр. Истоки театра. Заимствование различных театральных форм других восточных стран. Особенности театральных представлений. Драматургия театра

Театр Индии. Народные танцы, обряды, игры, пантомимы древних племен в культе ведических божеств. Древнейшие памятники индийской литературы. Возникновение классического индийского театра. Основа эстетики классического индийского театра. Сюжеты и образы классического индийского театра. Развитие индийского театра. Особая форма театра Индии  классический танец.
II.II. Русская культурная традиция и театральное искусство России: от скоморохов до наших дней. Эволюция драматургии России

Тема 7. Истоки русского театра. Становление русского профессионального театра


Истоки русского театра. Истоки театра в народных играх и обрядах, ритуальных действиях. Скоморохи как первые профессиональные актеры, основоположники народного театра.

Появление кукольного театра. Главный персонаж спектаклей  Петрушка. Вертеп. Рождество в России и театр вертеп. Художественные особенности кукольного театра вертеп. Устройство, технические особенности, освещение, способы перемещения кукольных персонажей.



Народная драма как особая форма театра. Устная драма как результат коллективного творчества, сохраненного в народной памяти. Вариативность текстов народных представлений. Театр городских демократических слоев. Динамизм сценического действия, актуальность тематики, импровизационность как отличительные черты городского площадного театра. Раёк как непременная часть праздничных увеселений.

«Церковный театр». Расцвет церковных литургических действ в ХVI веке. Элементы театральности в обрядности церковной службы тех лет, восходящей к традициям культовых обрядов. Эмоциональное и психологическое воздействие литургических действ. Основные сюжеты. Дух покорности, смирения, стойкости и верности христианским учениям – основные идеи церковных литургических действ.

Становление русского профессионального театра

Развитие русского театра в 17в. Придворный и школьный театры. Роль славяно-греко-латинской академии в формирование школьного театра. Реформы Петра 1, их влияние на демократизацию жизни, становление городской культуры, появление новых разнообразных театральных форм. Ранняя русская литературная драматургия.


Тема 8. Русский театр 1819вв. Театральные взгляды Пушкина, Гоголя, Островского и т.д.

Русский театр 18 в.

Отсутствие спектаклей во времена правления царя Федора Алексеевича. Первый профессиональный драматург А.П. Сумароков. Театр «охочих комедиантов» Ф.Г. Волкова. Университетский театр. Драматург Д.И. Фонвизин. Крепостные театры. Развитие театрального сентиментализма. Актерское искусство.



Русский театр I9 в.

Русские императорские театры. Организация театрального дела. Неоклассицизм на русской сцене. Жанр водевиля. Драматурги и актеры водевиля.



Тема 9. Русский театр рубежа 1920 в.


Создание Московского Художественного театра (МХТ). Режиссерские искания В.Э. Мейерхольда. Камерный театр А.Я. Таирова. Е.Б.Вахтангов и создание первой студии МХАТ. Театры 19171920гг. Русская драматургия на рубеже 1920 вв. Драматургия и актерское искусство 1-ой пол. 20 вв.
Раздел III. Театральное искусство и драматургия 2021 вв.
Тема 10. Эволюция драматургии, актерского искусства и режиссуры в 20 веке. Театральный пост-модернизм сегодня. Любительские театры России

Развитие театра в России во 2-ой пол. 20 в. Театры-студии. Режиссеры: О.Н. Ефремов, М.А.Захаров, Г.А.Товстаногов, Ю.П.Любимов, А.В.Эфрос, О.Табаков и др.

Драматургия и актерское искусство России 2-ой пол. 20 вв.

Понятие «театрализация» и типологические особенности постмодернистского искусства


Тема 11. На пороге 21 века: значение и место драматического искусства в эпоху новых информационных технологий. Эволюция законов драмы в новейших стилевых течениях.

Основные направления развития современного театра. Театральные реформы. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века. Поэтика «новой драмы». Жанровые тенденции и стилевые направления.


Тема 12. Творчество крупнейших драматургов, режиссеров, актеров, художников театра.

Драматурги: Г.Ибсен, С.Стриндберг, М.Метерлинк, Б.Шоу и др.

Режиссеры: В.И.НемировичДанченко, К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, Е.Б.Вахтангов, А.Я.Таиров, Г.А.Товстаногов, Ю.П.Любимов и др.

Актеры: Мария Николаевна Ермолова (1853-1928), Вера Федоровна Комиссаржевская (1864-1910),  Фаина Георгиевна Раневская (1896-1984), Алла Константиновна Тарасова (1898-1973), Михаил Иванович Жаров (1899-1981), Игорь Владимирович Ильинский (1901-1987), Любовь Петровна Орлова (1902-1975), Николай Афанасьевич Крючков (1911-1994), Аркадий Исаакович Райкин (1911-1987) и др.

Художники театра: А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, М.В.Добужинский, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин и др.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

Самостоятельная работа студентов




Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




Раздел I. Теория драмы










1

Теория драмы: драма как структура. Действие и характер в драме. Аристотель в драматическом искусстве.

10

Конспект по теме «Роль Аристотеля в развитии теории драмы».

Проверка конспекта.




Раздел II. Драматургия, теория и история театра.

II.I. Зарубежный театр












2

Истоки театрального творчества. Античный театр.

10

Читать:

  1. Софокл «Царь Эдип», «Электра».

  2. Еврипид «Мидея».

  3. Менандр «Третейский суд».




Беседа по прочитанному

3

Театр Средних веков, этап Возрождения. Театр Шекспира. Крупнейшие реформаторы и теоретики драмы 15-16 веков.

10

Ознакомиться с:

  • литургической драмой «Жених, или Девы мудрые и девы неразумные», жанром миракль  «Чудо о Грезельде».

  • с характеристиками масок в комедии дель арте.

Читать:

    1. Шекспир «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Укрощение строптивой».

    2. Лопе де Вега «Собака на сене».

Беседа по прочитанному

4

Театр нового и новейшего времени: классицизм, романтизм, реализм и модерн в театре Европы и Америки. Крупнейшие реформаторы и теоретики драмы 17-19 веков.

10

Читать:

  1. Мольер «Тартюф».

  2. Кальдерон «Жизнь есть сон».

  3. Бомарше «Женитьба Фигаро».

  4. Гоцци «Принцесса Турандот».

  5. Г.Ибсен «Кукольный дом».

  6. М.Метерлинк «Слепые», «Синяя птица».

  7. Б.Шоу «Дом где разбиваются сердца».

  8. Брехт «Добрый человек из Сезуана»

  9. Оۥ Нил «Любовь по вязами»




Беседа по прочитанному

5

Театральное искусство в традиционных культурах Востока (Индия, Китай, Япония).


10

Читать фарсы театра Но (Удар в нос; Женщина вымазавшаяся тушью; Трое калек и др.)


Обсуждение прочитанного.




II.II. Русская культурная традиция и театральное искусство России: от скоморохов до наших дней.

Эволюция драматургии России










6

Истоки русского театра. Становление русского профессионального театра


10

Ознакомиться:

  1. с народными драмами «Лодка», «Царь Максимиллиан», «Барин», «Деревенский староста».

  2. с выступлениями театра Петрушки.

  3. с сюжетами театра Вертеп.

  4. с выступлениями раешников. Рефераты: «Значение школьного театра в России», «Преемственность народного и профессионального театра», «Массовые зрелища в эпоху Петра 1».

Обсуждение прочитанного.

Чтение рефератов.



7

Русский театр 1819вв. Театральные взгляды Пушкина, Гоголя, Островского и т.д.

10

Читать: Произведения А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина (на выбор).

Задание: Рассмотреть творчество одного из актеров 18в.: Ф.Г. Волков, А.М. Дмитриевская (МусинаПушкина), Т.М.Троепольская, И.А.Дмитриевский, Я.Шумский, ВПомеранцев, П.Жемчугова (на выбор).

Читать:

  1. А.С.Грибоедов «Горе от ума».

  2. Ю.М.Лермонтов «Маскарад».

  3. Н.В.Гоголь «Ревизор».

  4. А.Н.Островский «Бедность не порок».

  5. И.С.Тургенев «Месяц в деревне».

  6. Л. Толстой «Живой труп».

  7. А.П.Чехов «Чайка».

М.Горький «На дне».

Обсуждение, доклады.

Беседа по прочитанному.



8

Русский театр рубежа 1920вв.


10

Читать:

  1. А.Арбузов «Таня».

  2. Э.Радзинский «104 страницы про любовь».

  3. В. Розов «Гнездо глухаря».

  4. А.Вампилов «Утиная охота».

  5. Л.Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна».

Беседа по прочитанному.




Раздел III. Театральное искусство и драматургия 2021 вв.










9

На пороге 21 века: значение и место драматического искусства в эпоху новых информационных технологий. Эволюция законов драмы в новейших стилевых течениях.

10

Рефераты: «Искусство инсталляции», «Театр рубежа веков 2021вв.», «Театральные эксперименты 21в.»


Чтение рефератов.

10

Творчество крупнейших драматургов, режиссеров, актеров, художников театра.

24

Рефераты на тему жизни и творчества крупнейших драматургов, режиссеров, актеров, художников театра.

Чтение рефератов.




Итого

114









1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1 Тематика и план аудиторной работы студентов.

Занятие 1. Теория драмы. Роль Аристотеля в развитии теории драмы (2ч.)

План:

  1. Аристотель  древнегреческий философэнциклопедист.

  2. Деление драматического действия по Аристотелю.

  3. Трагедия: понятие, особенности.

  4. Комедия: понятие, особенности.

  5. Понятие катарсис.

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите основной принцип деления Аристотелем драматических произведений?

  2. Узнавание как элемент композиции драмы по Аристотелю?

  3. Происхождение трагедии, её структура?

  4. Герой трагедии.

  5. Комедия: понятие, особенности, структура?

  6. Как вы понимаете понятие «катарсис»?

Литература:

  1. Аристотель Об искусстве поэзии / пер. с древнегреч. В. Г Аппельрота, ред. и комментарии Ф. А. Петровского.  М., 1957.

  2. Аристотель Поэтика /пер., введ. и прим. Н. И. Новосадского.  Л., 1927.

  3. Головня В. В. «Поэтика» Аристотеля о сценической стороне трагедии // Ежегодник института истории искусств АН СССР. 1958.

  4. Театральная Энциклопедия / глав.ред. Марков П.А. В 6 т.М.: Сов. Энциклопедия, 19611967гг.

Задание: конспект по теме «Роль Аристотеля в развитии теории драмы»
Занятие 2. Театр античности

Форма – ПР ( 2ч.)

План:

  1. Греческий театр.

  2. Эллинистический театр.

  3. Древнеримский театр.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности устройства, драматургии и актерского искусства греческого театра.

  2. Особенности устройства, драматургии и актерского искусства эллинистического театра.

  3. Особенности устройства, драматургии и актерского искусства римского театра.

Литература: 1, 5, 6, 11, 16, 18, 19, 20, 22, 24, 26, 31.

Каллистов Д.П. Античный театр. Л.: Исво, 1970



Читать:

  1. Софокл «Царь Эдип», «Электра».

  2. Еврипид «Мидея».

  3. Менандр «Третейский суд».


Занятие 3. Театр Шекспира (2ч.)

План:

  1. Шекспир  великий драматург эпохи Возрождения.

  2. Театр «Глобус».

  3. Пьесы Шекспира.

  4. Сценическая история драматургии Уильяма Шекспира

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите основные этапы жизни и творческого пути Уильяма Шекспира.

  2. Театр «Глобус»: возникновение, история существования, устройство театра.

  3. Что вы знаете о трагедиях У.Шекспира?

  4. Что вы знаете о комедиях У.Шекспира?

  5. Какова сценическая история драматургии Уильяма Шекспира?

Литература:

  1. Аникст А. Сценическая история драматургии Уильяма Шекспира.// Шекспир: пол. собр. соч. в 8т.  Т.8.  М., 1960.  С.597632.

  2. Аникст А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.

  3. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1981.

  4. Весь Шекспир. В 2т.  М.: «ОЛМАПРЕСС». 2000.

  5. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991.

  6. История западноевропейского театра в 3 томах / под ред. Г.Н. Бояджиева. М., 1970

  7. История зарубежного театра / под редакцией проф. Г.Н. Бояджиева и проф. А.Г. Образцовой: в 4 т.  М., Просвещение, 1986.

  8. Смолина К. 100 великих театров мира. - М.: Вече, 2004.

  9. Театральная Энциклопедия / глав.ред. Марков П.А. В 6 т.М.: Сов. Энциклопедия, 19611967гг.

  10. Уэллс С. Шекспировская энциклопедия.- М.: Издво «Радуга», 2000.

  11. Шекспир и его театр.  СПб., 1993.

Читать:

У. Шекспир «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Укрощение строптивой».


Занятие 4. Театральное искусство в традиционных культурах Востока (Индия, Китай, Япония) (6 ч.)

План:

  1. Особенности театрального искусства Китая.

  2. Особенности театрального искусства Японии.

  3. Особенности индийского театрального искусства.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы истоки китайского театра?

  2. Назовите виды китайской драматургии.

  3. Назовите особенности театральных представлений и исполнительского мастерства в китайском театре.

  4. Каковы истоки японского театра?

  5. Виды японского театра?

  6. Жанры японских театральных представлений?

  7. Маски и грим в театрах Китая и Японии.

  8. Истоки индийского театрального искусства?

  9. Древнейшие памятники индийской литературы?

  10. Основы эстетики классического индийского театра?

  11. Особая форма театра Индии  классический танец.

Литература:

Китайский театр:



  • Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966

  • Гайда И.В. Китайский традиционный театр сицюй. М., 1971

  • Григорьева Т.П. Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972.

  • Серова С.А. «Зеркало просветленного духа» Хуан Фаньчо и эстетика китайского классического театра. М., 1979

  • Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество (16-17 вв.). М., 1990

  • Серова С.А. Пекинская музыкальная драма. М., 1970

  • Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма ХVIII-ХIХ вв. М.. 1970.

  • Сычев А.И., Сычев В Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975.

  • http: // www. krugosvet.ru

  • http: // www. theatrestudio.ru/library

  • http: // www.mnogosmenka.ru/

  • http: // scit.boom.ru/music/ theatr/

  • http: // www.idance.ru/

Японский театр:

  • Анарина Н.Г. Японский театр Но. М., 1984

  • Виноградова Н.А. Искусство Японии. М., 1985.

  • Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. М. 1979.

  • Гореглянд В.Н. Буддизм и японская культура VIII-ХII вв. // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982. С.23 - 34.

  • ЁКЁКУ – Классическая японская драма. М., 1979

  • Конрад Н.И. Театр Но. – В сб.: О театре, Л., 1926

  • Конрад Н.И. Японский театр. М. – Л. 1928

  • М.Гундзи. Японский театр Кабуки. М., 1969

  • Ночная песня погонщика Ёсаку из Тамба: Японская классическая драма XIVXV и XVIII вв./ пер. со старояпонского.  М.: Худож.лит., 1989.

  • Театр и драматургия Японии. – В сб.: М., 1965

  • Японский театр. СПб., 2000

  • http: // www. krugosvet.ru

  • http: // www.mnogosmenka.ru/

  • http: // scit.boom.ru/music/ theatr/

  • http: //nihon.ru/culture /theaters.asp

Индия:

  • Алиханова Ю.М. К истории древнеиндийского понятия «раса». – В кн.: Архаический ритуал фольклорных и раннелитературных памятников. М., 1987

  • Алиханова Ю.М. Театр Древней Индии. – В кн.: Культура Древней Индии, 1975

  • Бабкина М.П., Потабенко С.И. Народный театр Индии. М., 1964

  • Балвант Гарги. Театр и танец Индии. М., 1963

  • Гринцер П.А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987

  • http: // www. krugosvet.ru

  • http: // www.mnogosmenka.ru/

  • http: // scit.boom.ru/music/ theatr/

  • http: // www.idance.ru/

Задание: читать фарсы театра Но (Удар в нос, Женщина вымазавшаяся тушью, Трое калек и др.)
Занятие 5. Зарубежное театральное искусство 1618 веков

Форма – ПР ( 4 ч.)

План:

  1. Театр Возрождения.

  2. Маски комедии дель арте.

  3. Театр «Глобус».

  4. Актерское искусство классицизма.

  5. Особенности стиля барокко в театральном искусстве.

  6. Актерское искусство эпохи Просвещения.

  7. Жанры драматургии эпохи Просвещения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Новые принципы театрально-декорационного искусства в эпоху Возрождения.

  2. Театр Шекспира.

  3. Актерские амплуа и исполнительская манера в эпоху классицизма.

  4. Особенности театрального искусства барокко.

  5. Актерское искусство эпохи Просвещения.

  6. Творчество актеров Просвещения.

Литература: 2, 3, 5, 6, 7, 11, 12, 16, 18, 19, 24, 31, 32.

Ознакомиться:

  1. с литургической драмой «Жених, или Девы мудрые и девы неразумные», жанром миракль  «Чудо о Грезельде».

  2. с характеристиками масок в комедии дель арте.

Читать:

  1. Шекспир «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Укрощение строптивой».

  2. Лопе де Вега «Собака на сене».

  3. Расин «Федра».

  4. Мольер «Тартюф».

  5. Кальдерон «Жизнь есть сон».

  6. Бомарше «Женитьба Фигаро».

  7. Гольдони «Слуга двух господ».

  8. Гоцци «Принцесса Турандот».

  9. Шиллер «Коварство и любовь».


Занятие 6. Зарубежное театральное искусство 1920 веков

Форма – ПР ( 4 ч.)

План:

  1. Особенности театрального реализма.

  2. Творчество актеровромантиков.

  3. Театральное искусство реализма.

  4. Развитие театра в странах Западной Европы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Романтическая драма.

  2. Творчество актеровромантиков.

  3. Театры на бульваре (Франция).

  4. Развитие режиссерского искусства.

  5. Театр символизма.

  6. Студийные театры.

Литература: 5, 6, 11, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 24, 31,32.

Читать:

  1. Э.Скриб «Стакан воды».

  2. Лабишь «Соломенная шляпка»

  3. Г.Ибсен «Кукольный дом».

  4. С.Стриндберг «Пляски смерти».

  5. Э.Ростан «Сирано де Бержерак».

  6. М.Метерлинк «Слепые», «Синяя птица».

  7. Б.Шоу «Дом где разбиваются сердца».

  8. Брехт «Добрый человек из Сезуана»

  1. Оۥ Нил «Любовь под вязами»

  2. Жироду «Троянской войны не будет»


Занятие 7. Зарождение и становление русского театра

Форма – ПР (4 ч.)

План:

  1. Ритуальнообрядовые формы театра на Руси.

  2. Скоморохи и театр Петрушки.

  3. Театр Вертеп и его устройство.

  4. Представления раешников и балаганы.

  5. Школьноцерковный театр.

  6. Придворный театр.

  7. Петровский театр.

  8. Возникновение публичного (общедоступного) театра.

  9. Творчество великих русских актеров.

Вопросы для обсуждения:

  1. Актерское искусство скоморохов.

  2. Народная драма как особая форма театра.

  3. Церковный театр.

  4. Развитие русского театра в 17в.

  5. Роль Симеона Полоцкого в развитии театрального искусства.

  6. Театр Славяногреколатинской академии.

  7. Комедийная хоромина  1672г.

  8. Комедиальная храмина.

  9. Театр «охочих комедиантов».

  10. Крепостные театры.

  11. Профессиональное актерское искусство.

Литература: 5, 8, 9, 10, 16, 21, 23, 27, 31, 32, 33,35.

  1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр (от его истоков до конца 18 века) М., 1977.

  2. Дмитриев Ю.А. и Хайченко Г.А. История русского театра. М.,1986.

  3. Истоки русского театра. М.,1976.

  4. Фоминцин А. Скоморохи на Руси. СПб., 1989.
  5. Берков П.Н.Русская народная драма 17 – 20 веков. М., 1953.


  6. Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л.,1997.

  7. Цехновицер О.В., Еременко И.П. Театр Петрушки. М., 1969.

Ознакомиться:

  1. с народными драмами «Лодка», «Царь Максимиллиан», «Барин», «Деревенский староста».

  2. с выступлениями театра Петрушки.

  3. с сюжетами театра Вертеп.

  4. с выступлениями раешников.

Читать:

Произведения А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина (на выбор).



Задание:

Рассмотреть творчество одного из актеров 18в.: Ф.Г. Волков, А.М. Дмитриевская (МусинаПушкина), Т.М.Троепольская, И.А.Дмитриевский, Я.Шумский, ВПомеранцев, П.Жемчугова (на выбор).


Занятие 8. Русский театр 1920 веков

Форма – ПР ( 4ч.)

План:

  1. Сеть русских императорских театров.

  2. Организация театрального дела в 19 в.

  3. Неоклассицизм на русской сцене.

  4. Жанр водевиля.

  5. Российский театр на рубеже 1920 веков.

  6. Российский театр после 1917г..

  7. Российский театр в 19501980гг.

Вопросы для обсуждения:

  1. Деятельность Императорских театров.

  2. Драматургия и актерское искусство в России 19 века.

  3. Драматурги и актеры водевиля.

  4. Создание Московского Художественного театра (МХТ).

  5. В.Э. Мейерхольд, А.Я.Таиров, Е.Б.Вахтангов.

  6. Творчество В.Комиссаржевской.

  7. Театры в период революции.

  8. Театральные идеи и развитие театров в 2030-е и военные годы.

  9. Теория бесконфликтности (1948).

  10. Драматургия и актерское искусство 2-ой пол. 20 вв.

Литература: 5, 13, 14, 15, 16, 28, 29, 30,31, 32, 33, 34.
  1. Берков П.Н.Русская народная драма 17 – 20 веков. М., 1953.


  2. Дмитриев Ю.А. и Хайченко Г.А. История русского театра. М.,1986.

Читать:

  1. А.С.Грибоедов «Горе от ума».

  2. Ю.М.Лермонтов «Маскарад».

  3. Н.В.Гоголь «Ревизор».

  4. А.Н.Островский «Бедность не порок».

  5. И.С.Тургенев «Месяц в деревне».

  6. Л. Толстой «Живой труп».

  7. А.П.Чехов «Чайка».

  8. М.Горький «На дне».

  9. А.Арбузов «Таня».

  10. Э.Радзинский «104 страницы про любовь».

  11. В. Розов «Гнездо глухаря».

  12. А.Вампилов «Утиная охота».

Занятие 9. Творчество крупнейших драматургов, режиссеров, актеров, художников театра (4 ч.).

Чтение рефератов.

План:

  1. Русские и зарубежные драматурги 20в.

  2. Русские и зарубежные режиссеры 20в.

  3. Русские и зарубежные актеры 20в.

  4. Русские и зарубежные художники театра19 20в.

Литература: в зависимости от темы реферата.

1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.8.1 Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА
Основная:

  1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М., 1959

  2. Аникст А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.

  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965

  4. Бене К. Театр без спектакля, М., 1993

  5. Березкин В. Искусство сценографии мирового театра. М., 1998.

  6. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1981.

  7. Бушуева С. Полвека итальянского театра, Л., 1978

  8. Велехова Н.А. Охлопков и театр улиц. М., 1970

  9. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII века. М., 1960

  10. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр. От истоков до середины XVIII века. М., 1957

  11. Гмелин П.И. Об азиатских театрах // Муза. 1796. Ч.1.С.188 - 198.

  12. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991

  13. Журчева О.В. Жанровые и стилевые тен­денции в драматургии ХХ века: Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.

  14. Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. Очерки. М., 2001

  15. Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. М., 1979.

  16. Иллюстрированная история мирового театра. М., 1999.

  17. Истомин С.В. Самые знаменитые артисты России. - М.: Вече, 2002.

  18. Истомина Е.М. Некоторые проблемы театрального авангарда 1910-1920. Театральные эксперименты итальянских футуристов и дадаистов. М., 2001

  19. История западноевропейского театра в 3 томах / под ред. Г.Н. Бояджиева. М., 1970

  20. История зарубежного театра / под редакцией проф. Г.Н. Бояджиева и проф. А.Г. Образцовой: в 4 т.  М., Просвещение, 1986.

  21. Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970

  22. Лихачев Д.С. Становление театра // Русская литература XVII в. История всемирной литературы в 9 тт.  Т. 4.- М., 1987

  23. Мокульский С.С. История западноевропейского театра в 3 томах, т. 1. М., 1940

  24. Мусский И.А. 100 великих режиссеров. - М.: Вече, 2004

  25. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1984

  26. Ранняя русская драматургия (XVII – первая половина XVIII в.). Т. 1–2. М., 1972

  27. Режиссерское искусство Таирова. М., 1987

  28. Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969

  29. Серова С.А. Традиционная культура в России и художественные традиции Востока. М., 1999.

  30. Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999

  31. Смолина К. 100 великих театров мира. - М.: Вече, 2004.

  32. Соколов-Ремизов С.Н. Человек и природа в классической художественной традиции Японии и Китая. Л., 1982.

  33. Творческое наследие Вс.Э.Мейерхольда. М., 1978

  34. Театральная Энциклопедия / глав.ред. Марков П.А. В 6 т.М.: Сов. Энциклопедия, 19611967гг.

  35. Фольклорный театр. М., 1988.


Дополнительная:

  1. Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество, тт. 1–2. М., 1984

  2. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993

  3. Архаический ритуал фольклорных и раннелитературных памятников. М., 1987

  4. Батракова С. Язык архитектуры постмодернизма и конец великой утопии // Борьба тенденций в современном западном искусстве, М., 1986

  5. Вырыпаев И. Русский репертуарный театр давно мертв. Нужна ли России реформа театра? // Известия.  2005.  6 апреля

  6. Горчаков Н. Режиссерские уроки Вахтангова. М., 1957

  7. Дьякова Е. Драма театра // Новая газета.  2004 15 ноября

  8. Завадский Ю.А. Учителя и ученики. М., 1975

  9. Западное искусство ХХ века. М., 2001

  10. Заславский Г. «Бумажная драматургия»: авангард, арьергард или андеграунд современного театра // Знамя.  1999.  № 9

  11. Зейле П.Я. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989

  12. Иванов В. Русские сезоны театра «Габима». М., 1999

  13. Станиславский К.С. Собрание сочинений, тт. 1–9. М., 1988–1999

  14. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.,1993

  15. Чехов М. Литературное наследие в 2-х томах. М., 1986

  16. Усовская Э.А. Постмодернизм в культуре XX века: учебное пособие для студентов.  Минск, 2003.


1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.9.1 Перечень используемых технических средств


  • ноутбук;

  • интернет.


1.9.2 Перечень используемых пособий

Интернет сайты

http://k0htpa.narod.ru/Cool/Theatre/hist.htm

http://tambov.fio.ru/vjpusk/vjp086/rabot/40/str3teatr.html

http: // www. krugosvet.ru

http: // www. theatrestudio.ru/library

http: // scit.boom.ru/music/ theatr/



1.9.3 Перечень используемых видео и аудиоматериалов программного обеспечения:

  • Театр (Электронный ресурс). Электронная энциклопедия. Диск.


1.10 Примерные зачётные тестовые задания

Не предусмотрен


1.11 Перечень вопросов к экзамену

  1. Драма: сущность, предпосылки возникновения. Композиция в драме.

  2. Действие и характер в драме.

  3. Классификация драмы. Краткая история развития.

  4. Древнегреческий театр.

  5. Эллинистический и древнеримский театры.

  6. Театральное искусство средних веков.

  7. Театральное искусство эпохи Возрождения.

  8. Театральное искусство классицизма.

  9. Театр барокко.

  10. Театр эпохи Просвещения.

  11. Театр эпохи романтизма.

  12. Реализм и натурализм в западноевропейском театре.

  13. Театр авангарда.

  14. Китайский театр и драматургия.

  15. Японский театр. Особенности театра Но.

  16. Японский театр. Особенности театра Кабуки.

  17. Японский театр. Особенности театра Дзёрури, Бунраку и Ёсэ.

  18. Театр Индии.

  19. Скоморохи на Руси. Театр Петрушки.

  20. Вертеп.

  21. Раек. Ярмарочные театральные балаганы на Руси.

  22. Театр городских демократических слоев населения. Народная драма на Руси.

  23. Расцвет церковных литургических действ в ХVI веке

  24. Становление русского профессионального театра.

  25. Русский театр 18в.

  26. Русский театр 19в.

  27. Русский театр рубежа 1920 вв.

  28. Русский театр I пол. 20в.

  29. Русский театр II пол. 20в.

  30. Театральный постмодернизм.

  31. Современные тенденции мирового театрального искусства.

  32. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века.


1.12 Комплект экзаменационных билетов.

Прилагается.


1.13 Тематика рефератов

  1. Режиссерские искания рубежа XIX-ХХ вв. и начала ХХ в. (К.Станиславский, Вл.Немирович-Данченко, Вс.Мейерхольд, А.Таиров, Е.Вахтангов, Н.Евреинов и другие).

  2. Творческий путь актеров рубежа XIX-ХХ вв. и начала ХХ в. (В.Комиссаржевская, И.Москвин, М.Чехов, В.Качалов, К.Станиславский, О.Книппер-Чехова и другие).

  3. Художественное новаторство «новой драмы».

  4. Символистская драма.

  5. Драматургия рубежа XIX-ХХ вв. и начала ХХ в. (Л.Андреев, Ин.Анненский, А.Блок, М.Горький, Н.Гумилев, Ф.Сологуб, М.Цветаева и другие).

  6. Русские театральные сезоны в Париже.

  7. Русский театр 20-х гг. (послереволюционная эпоха).

  8. Драматургия 20-30-х гг. (А.Афиногенов, М.Булгаков, М.Зощенко, В.Маяковский, Ю.Олеша, А.Платонов, Н.Эрдман и др.).

  9. Драматургия времен Великой Отечественной войны (А.Крон, А.Корнейчук, Л.Леонов, К.Симонов и др.).

  10. Драматургия времен «оттепели» (А.Арбузов, А.Володин, В.Розов и др. ).

  11. Драматургия 60-70-х гг. (А.Вампилов, М.Рощин, Э.Радзинский и др.).

  12. Драматургия «новой волны» или «поствампиловская» драматургия (В.Арро, А.Казанцев, Л.Петрушевская, Л.Разумовская, В.Славкин и другие).

  13. Русский театр абсурда (Нина Садур, Венедикт Ерофеев и др.).

  14. Режиссерские искания в 60-90-е гг. (Г.Товстоногов, А.Эфрос, А.Гончаров, Л.Додин, О.Ефремов, Г.Волчек, К.Гинкас, Г.Яновская, Ю.Любимов, П.Монастырский и др.).

  15. Проблемы интерпретации классики на современной сцене.

  16. Проблемы инсценировки эпических произведений.

  17. Проблемы комического в русской драме 1920-1930-х гг. (Н.Эрдман, М.Булгаков, В.Маяковский).

  18. Проблемы трагического в русской драматургии XX в. (В.Вишневский, К.Симонов, Л.Леонов).

  19. Традиции классики и новаторство в русской драматургии ХХ в. (период с 20-х по 80-х гг.).

  20. Жанр притчи и принцип параболы в драме ХХ в. (Е.Шварц, А.Володин, Э.Радзинский).

  21. Жанровая, стилевая и образная специфика драматургов «новой волны» (Л.Петрушевская, В.Славкин, В.Арро и др.).

  22. Художественные принципы «театра абсурда» в русской драме ХХ в. (ОБЭРИУты, Н.Садур, Вен.Ерофеев и др.).

  23. «Лирическая драма» в русской драматургии ХХ в.

  24. «Эпическая драма»в русской драматургии ХХ в. .

  25. Жанровая специфика «театра одного драматурга» (А. Арбузов, А.Вампилов, А.Володин, Л.Петрушевская и др.).

  26. Историко-функциональное изучение русской драмы ХХ в. (персоналии или отдельные произведения).

  27. Драматургическое и театральное наследие Русского Зарубежья и театр В.Набокова.

  28. Проблема интерпретаций русской классики в театре ХХ в. .

  29. Проблема инсценировок русской классической прозы в театре ХХ в. .

  30. Условность в драматургии (на примере творчества одного или нескольких авторов).

  31. Формы выражения авторского сознания в драме (на примере творчества одного или нескольких драматургов).


Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Разработанный учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочного отделения.


Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала
Раздел I. Теория драмы

Тема 1. Теория драмы: драма как структура. Действие и характер в драме.

Аристотель в драматическом искусстве

План

  1. Понятие драмы, ее сущность и общественная роль.

  2. Предпосылки возникновения драмы.

  3. Композиция и действие в драме.

  4. Драматический конфликт.


Основные понятия
Определение «драма», её сущность. Общественная роль драмы. Предпосылки возникновения драмы.

Композиция драмы. Композиционная цельность драмы и принцип её построения. Одноплановая и многоплановая композиция. Роль Аристотеля в развитии теории драмы.

Действие в драме. Приёмы развития действия. Оформление драматического действия в сюжет. Взгляды Г.Фрейтага на теорию драмы. Эволюция объёма драмы и характера построения действия.

Основные формы речи в драме. Функции драматической речи.

Драматический конфликт.

Действие и характер в драме. Основы изображения характера.


Тема 2. Основы теории драматических стилей и пространственно-временные

координаты драматического действия.

Драма в зеркале истории: действительность, стиль, сюжет.

План


  1. Классификация драмы.

  2. Виды и жанры драматических произведений.

  3. История драмы.


Основные понятия
Классификация драмы (стили и жанры). Идеальная и реалистическая драма. Символическая и романтическая драма. Виды и жанры драматических произведений в соответствии содержанию и эмоциональному эффекту, производимому действием. Комедия и трагедия. Национальные различия классификации драматических жанров. Национальные модификации известных жанров.

История драмы: Древняя Греция и Рим; Средние века  начало XIXв; XIXXXвв.


Раздел II. Драматургия, теория и история театра.
II.I. Зарубежный театр

Тема 3. Истоки театрального творчества. Античный театр.

План

  1. Театр античности.

  2. Древнегреческий театр.

  3. Эллинистический театр.

  4. Древнеримский театр.


Тезисы

Различные версии о происхождении театра.



Театр античности.

Древнегреческий театр. Празднества в честь Диониса. Организация театральных представлений. Актеры древнегреческого театра. Античный спектакль. Устройство театра. Становление греческой драматургии. Аристофан  родоначальник греческой комедии, Эсхил  трагедии. Общие идей трагиков. Другие драматурги древнегреческого театра (Софокл, Еврипид).

Эллинистический театр. Театр как инструмент влияния греческой культуры на Востоке. Новые комедии (Менандр, Филемон). Актеры- профессионалы. Устройство театров.

Древнеримский театр. Истоки римского театра и драмы. Драматурги (Гней Невий, Плавт, Луций Акций Квинт Энний, Теренций, Сенека). Актеры. Театральные здания. Колизей  самый большой амфитеатр Рима. Виды театральных представлений. Пьесы паллиаты и тогаты. Пилад и Парис  актеры-танцовщики и жанр трагической пантомимы.
Тема 4. Театр Средних веков, этап Возрождения. Театр Шекспира. Крупнейшие реформаторы и теоретики драмы 15-16 веков.
План

  1. Театральное искусство средних веков.

  2. Театральное искусство эпохи Возрождения.


Тезисы

Театральное искусство средних веков.

Отношения театра и церкви. Виды театральных представлений (миракль, фарс, моралите, мистерия). Бродячие актеры (жонглеры, гистрионы, ваганты, шпильманы, франты, менестрели, хугляры, мимы и др.). Литургическая и полулитургическая драма. Финансирование постановок мистерий.



Театральное искусство эпохи Возрождения.

Воздействие античной драматургии и теории драмы. Особенности ренессансной драмы. Новый тип театрального здания. Новые принципы театрально-декорационного искусства. Развитие различных видов театра. Признаки географической интеграции и взаимовлияния театрального искусства разных стран. Конкурентная борьба за зрителя. «Гастрольная» практика мобильных актерских трупп. Великие драматурги эпохи — У. Шекспир, М. Сервантес, Лопе де Вега, П. Кальдерон и др.



Италия. Комедия дель арте. Маски комедии дель арте. «Ученая» комедия. Пастораль.

Англия. Театр «Глобус». Великий драматург Шекспир. Актеры английского театра.

Испания. Роль Лопе де Вега в рождении испанского театра. Развитие религиозного театра в Испании.

Германия. Драматург Ганс Сакс и театр возрождения в Германии. Жанр фастнахтшпиль.
Тема 5. Театр нового и новейшего времени: классицизм, романтизм,

реализм и модерн в театре Европы и Америки.

Крупнейшие реформаторы и теоретики драмы 17-19 веков.

План

  1. Театр классицизма.

  2. Театр эпохи Просвещения.

  3. Театр эпохи романтизма.

  4. Театр реализма и авангарда.


Тезисы

Театр классицизма.

Понятие «классицизм». Начало формирования стиля в театральном искусстве Франции. Франсуа де Обиньяк и принципы нового стиля. Правило трех единств (единство места, времени, действия). Складывание актерского амплуа. Исполнительская манера. Актеры классицизма (М. Барон, А. Лекуврёр). Драматурги: П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Б. Мольер.

«Блистательный театр» (Париж) и труппа Мольера.

Стиль барокко в театральном искусстве Англии, Германии, Италии. Драматурги: Тирсо де Молине, Джон Вебстер, Джон Форд, П. Кальдерон.



Театр эпохи Просвещения.

Возрастание роли театра. Развитие теории театра (Г.Э. Лессинг, Я. М. Рейнхольд Ленц, Ж.Ж. Руссо, Л.С. Мерсье, Д. Дидро и др.). Возникновение новых жанров драматургии (буржуазная драма и комедия). Актерское искусство эпохи Просвещения. Появление в театре женщинактрис.

Великие театры мира: Друри-Лейн (Англия), Комеди-Франсез и Одеон (Франция), Сан-Карло (Италия), Гамбургский национальный театр (Германия).

Актеры просвещения: Д. Гаррик (Англия), Д. Куин (Англия), Ф.К. Нейбер (Германия), Ф.Л. Шрёдер (Германия), И. Ф. Брокман (Германия), М. Барон (Франция), А. Лекуврёр (Франция), А.Л. Лекен (Франция), М. Дюмениль (Франция), И. Клерон (Франция).

Драматурги: П.О. Бомарше, К.Гольдони, Р.Б.Шеридан, Г. Филдинг, К.Гоцци, И.В. Гёте, Ф. Шиллер.

Театр эпохи романтизма.

Романтизм как культурное явление. Движение «Буря и натиск». Романтическая драма. Передача в театре колорита эпохи. Разъединение театра и драматургии.

Крупнейшие драматические актеры-романтики: Э.Кин (Англия); Л.Девриент и И. Флек (Германия), Ф.Ж. Тальма (Франция), П. Бокаж, Жорж, Э Рошель (Франция), М.Дорваль и Ф.Леметр (Франция); А.Ристори (Италия); Э.Форрест и Ш.Кашмен (США), Г. Модена (Италия), Г. Эгрещщи (Венгрия), М. Милло (Румыния) и др.

Драматурги: Дж. Байрон, П. Шелли (Англия), В. Гюго и А. де Виньи (Франция), Э. Скриб, Лабишь (Франция), С. Пеллико (Италия), Г. фон Клейст (Германия).

Театры на бульваре (Франция).

Театр реализма и авангарда.

Утверждение реализма в сер.19в. Театральный натурализм. Э.Золя как теоретик реформы театра. Семейнобытовая и салонная драма. Движение «свободных» и «независимых» театров. Спектакль как «кусок действительности».

Развитие театрального искусства в 19в.  I половине 20в. в Австрии, Англии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Франции, Скандинавских странах, США.

Творчество актеров: А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини (Италия), К. Зейдельмана (Германия), Г. Ирвинга, Э. Вестрис (Англия), Э. Го, Б. К. Коклена-старшего, Э. Рашель, С.Бернар (Франция) и др.

Развитие режиссерского искусства (А. Антуан  Франция, О. Брам  Германия и др.).

Драматургия Г.Ибсена, Г.Гауптмана, Э.Ростана, Э.Золя, Б.Шоу, А.Стриндберга, М. Метерлинка и др.

Возникновение в 8090-е годы 19 в. символистского театра. Сценический символизм (режиссёры П. Фор, О. Люнье-По, Г. Крэг) и выдвижение принципа театральной условности и стилизации. Основоположники символизма  французские поэты Поль Верлен и Стефан Малларме, бельгийский драматург Морис Метерлинк. Отрицание личности актера, обезличивание исполнителя и превращение его в марионетку.

Переплетение художественных исканий на рубеже 1920 вв.(футуризм, экспрессионизм, театр абсурда и др.). Поиски новых форм в драматургии. Появление студийных театров.



<< предыдущая страница   следующая страница >>


izumzum.ru