Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры экономики и уп - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению... 5 1214.52kb.
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономика... 16 2122.74kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс для самостоятельной работы студентов... 4 627.25kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 9 564.57kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 913.62kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф история исторической... 5 672.24kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... 4 550.45kb.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры... 1 227.25kb.
Школа экономики и менеджмента учебно-методический комплекс дисциплины 3 468.31kb.
Тгпу кафедра хореографии учебно-методический комплекс дисциплины 1 215.81kb.
Оборудованным обратной лопатой и погрузка грунта в автомобили-самосвалы... 1 141.25kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической - страница №1/5



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»


Факультет технологии, экономики и дизайна

(название факультета)

Кафедра экономики и управления

(название кафедры)


Учебно-методический комплекс

по дисциплине М1.В «Методология и методы экономических исследований»
Направление подготовки 080100.68 «Экономика»
Профиль подготовки «Экономика организации»
Составитель:

к.э.н., Манукайло И.А..,

Армавир, 2013

Обоснование (лист согласования) УМКД

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методы экономических исследований» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика» профиль «Экономика организации».

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры экономики и управления от «30» августа 2013г., протокол № 1
Автор (составитель): к.э.н., Манукайло И.А
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании кафедры _экономики и управления_

(наименование учебного подразделения)

«____»_________________ 2013 г. протокол № ____


Заведующий кафедрой ______________/ _____О.Г. Вандина

(подпись) Ф.И.О.
-----------------------------------------------------------------------------------------

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

4

II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины

6

III. Список рекомендуемой литературы

7

IV. Рабочая программа дисциплины «Методология и методы экономических исследований» (заочная форма обучения)

9

V. Материалы по используемым инновационным методам обучения

41

VI. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий

41

VII. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе

51

VIII. Глоссарий

57

IX. Тестовые задания

61

X. Дидактические материалы и дополнительные материалы


64


I. Пояснительная записка включает представление:


Цель дисциплины: подготовка специалистов, владеющих современной методологией экономической оценки и анализа рыночной экономики, принятой в международной практике.

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Методология и методы экономических исследований» неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют знаниями в области экономической теории, финансов, микро и макроэкономике, маркетинга, статистики.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов экономического исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК - 2);

-уметь проводить самостоятельные экономические исследования в соответствии с разработанной программой (ПК – 3);

-способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК -9);

-способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности (ПК -11);

-способностью применять современные методы и методики преподавания экономического исследования в высших учебных заведениях (ПК – 13).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- современные методики и методы экономического исследования;

- современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач;

- научные принципы формирования системы взаимосвязанных социально-экономических показателей;

- методы расчета показателей, для выявления тенденций и закономерностей социально-экономических явлений в конкретных условиях развития рыночной экономики;

- знать взаимосвязь всех составляющих производственной и хозяйственной деятельности предприятия;

- методы экономического анализа;

уметь:

- применять современный математический инструментарий для выполнения экономического исследования;

- использовать современное программное обеспечение для решения экономических задач;

- оценить степень использования ресурсов, выявить неиспользованные резервы в производственной деятельности и рассчитать перспективы дальнейшего развития предприятия;

- формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на макро - микроуровне.

владеть:

- методикой и методологией проведения экономического исследования;

- навыками самостоятельной работы;

- современными методами экономических исследований, мастерством системного комплексного микроэкономического анализа с применением современных инструментов.

Содержание курса определено требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Структура данного курса предусматривает порядок организации подготовки учащимися по всем направлениям и формам занятий, предусмотренных программой изучения курса. Программа разработана по принципу сопряжения нагрузки, связанной с работой студента в учебной аудитории и в самостоятельном обучении.

В связи с длительными направлениями организации методики изучения курса, овладения индивидуальными приемами формирования экономической стратегии и тактики в условиях моделирования рыночной системы предлагаются разделы: развернутая тематика теоретического курса по экономической теории планы для подготовки к семинарским занятиям; варианты практических заданий в форме тестов и индивидуальных задач, тематика рефератов; список вопросов к экзаменам; словарь экономических терминов; рекомендуемая литература.

Персональное место в программе отводится значению и содержанию самостоятельных форм работы студента над дисциплиной, т.к. знание, которое включается в самостоятельную деятельность, осваивается значительно лучше по сравнению с тем, которое сообщается педагогом как готовое знание.

Данная программа является авторской, составлена к.э.н. ст. преподавателем кафедры экономики и управления Манукайло И.А..



II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины.


Таблица 1

Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины




Форма обучения

Семестр, курс изучения

Объем часов

Часы аудиторных занятий:

Часы самост работы

Форма

текущего контроля



Формы

рубежного и промежуточного контроля



Всего

Из них:

лекций

практич. занят

лаборат. занят.

ОЗО

2 курс 1 семестр

63

18

6

12

-

45

Устный опрос,

письменный опрос, тестирование, подготовка рефератов

контрольная работа


зачет

Таблица 2

Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля

качества компетенции



ОК - Общекультурные компетенции профиля

ОК - 2

обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов экономического исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности


Подготовка рефератов,

Устный опрос,

Письменный опрос,

Контрольное задание.



ПК - профессиональные компетенции профиля

ПК – 3

уметь проводить самостоятельные экономические исследования в соответствии с разработанной программой

Подготовка рефератов,

Устный опрос,

Письменный опрос,

Контрольное задание.



ПК -9

способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов

Подготовка рефератов,

Устный опрос,

Письменный опрос,

Контрольное задание.



ПК -11

способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности


Подготовка рефератов,

Устный опрос,

Письменный опрос,

Контрольное задание.



ПК – 13

способностью применять современные методы и методики преподавания экономического исследования в высших учебных заведениях


Подготовка рефератов,

Устный опрос,

Письменный опрос,

Контрольное задание.





III. Список рекомендуемой литературы


Основная литература

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2012

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

5. Исследование операций в экономике: Учеб. пособ. / под ред. Н.Ш.Кремера./ – М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с.

6.Практикум по высшей математике для экономистов: Учеб. пособие для вузов / Кремер Н.Ш. и др.; под ред. проф. Н.Ш.Кремера – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 423 с.

7.Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.: Владос, 2007.

8. Курс экономики. Учебник. / Под ред. Райзберга Б.А.. – М.: ИНФРА-М, 2008.

9. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Кисилевой Е.Н. Киров – АСА, 2007.


Дополнительная литература

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.

4. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М, 2003.

5. Универсальный учебный экономический словарь. – Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996.


Интернет-ресурсы:

www.inion.ru (официальный сайт Института научной информации по общественным наукам).



базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

www.nigma.ru

www.yandex.ru

www.google.ru

www.rambler.ru
Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютеры с доступом в Интернет в библиотеке АГПА; библиотечный фонд академии на бумажных и электронных носителях.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»


Факультет технологии, экономики и дизайна
Кафедра экономики и управления

IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



М 1. В «Методология и методы экономических исследований»
Направление подготовки 080100.68 «Экономика»
Профиль подготовки «Экономика организации»
Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обучения заочная

Армавир – 2013г.

Лист согласования
Составители: к.э.н., ст. преп. Манукайло И.А.

Рабочая программа дисциплины утверждена

на заседании кафедры экономики и управления

« 30 » августа 2013г. протокол № 1


Заведующий кафедрой __________________/ Вандина О.Г.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------


1. Цель дисциплины: подготовка специалистов, владеющих современной методологией экономической оценки и анализа рыночной экономики, принятой в международной практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Методология и методы экономических исследований» неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют знаниями в области экономической теории, финансов, микро и макроэкономике, маркетинга, статистики.
3.Место дисциплины в структуре ООП

Таблица 1. Выписка из учебного плана



Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции час.

Практич.

занят час.



Лаб.раб час.

СРС

час.

Форма

аттестации



зач. ед.

час

заочная

1

2

63

6

12

-

45

Зачет

Таблица 2. Содержательно-логические связи дисциплины




Код дисциплины

Место дисциплины



Название

дисциплины



Дидактический минимум содержания дисциплины


Содержательно-логические связи

Коды формируемых компетенций


Коды учебных дисциплин практик

на которые опирается содержание данной учебной дисциплины

для которых содержание данной учебной дисциплины выступает опорой

М1.Р

Методология и методы экономических явлений

Введение в экономическую теорию

Микроэкономика

Макроэкономика

Основы переходной экономики




Математика

Статистика

Экономическая теория


Микроэкономика

Макроэкономика

Эконометрика

Стратегический менеджмент




ОК-2,

ПК-3,


ПК-9,

ПК-11,


ПК-13.






4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов экономического исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК - 2);

-уметь проводить самостоятельные экономические исследования в соответствии с разработанной программой (ПК – 3);

-способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК -9);

-способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности (ПК -11);

-способностью применять современные методы и методики преподавания экономического исследования в высших учебных заведениях (ПК – 13).



В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- современные методики и методы экономического исследования;

- современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач;

- научные принципы формирования системы взаимосвязанных социально-экономических показателей;

- методы расчета показателей, для выявления тенденций и закономерностей социально-экономических явлений в конкретных условиях развития рыночной экономики;

- знать взаимосвязь всех составляющих производственной и хозяйственной деятельности предприятия;

- методы экономического анализа;

уметь:

- применять современный математический инструментарий для выполнения экономического исследования;

- использовать современное программное обеспечение для решения экономических задач;

- оценить степень использования ресурсов, выявить неиспользованные резервы в производственной деятельности и рассчитать перспективы дальнейшего развития предприятия;

- формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на макро - микроуровне.

владеть:

- методикой и методологией проведения экономического исследования;

- навыками самостоятельной работы;

- современными методами экономических исследований, мастерством системного комплексного микроэкономического анализа с применением современных инструментов.


5. Структура и содержание учебной дисциплины (модуля)

Таблица 3. Содержание дисциплины



раздела


Наименование

раздела


Форма

текущего

контроля


1

Предмет и методы экономических исследований

Устный опрос, тестирование, подготовка реферата.

2

Методы оптимизации и детерминированные экономические модели

Устный опрос,

письменный опрос, тестирование, контрольная работа.



3

Теория вероятностей и стохастические экономические модели

Устный опрос,

письменный опрос, тестирование, контрольная работа.



4

Математическая статистика и экономические модели


Тестирование,

письменный опрос, контрольная работа.



5.

CASE – технологии моделирования бизнес-процессов организации

Тестирование,

письменный опрос, контрольная работа.


Таблица 4. Тематический план по дисциплине.



№ п/п

Разделы курса, темы занятий

Всего часов

Всего аудит часов

Из них

СРС

Лекц.

Практ

Лаб.

1.

Предмет и методы экономических исследований

7

3

1

2




4

2.

Методы оптимизации и детерминированные экономические модели

13

3

1

2




10

3.

Теория вероятностей и стохастические экономические модели

13

3

1

2




10

4.

Математическая статистика и экономические модели


13

3

1

2




10

5.

CASE – технологии моделирования бизнес-процессов организации

18

6

2

4




12




Всего часов:

63

18

6

12




46

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 63 часов.
Тема 1. Предмет и методы экономических исследований.

Предмет, функции и структура экономической науки. Методы исследования экономических явлений. Общенаучные методы. Частные методы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1.

  1. Методология экономической теории?

  2. Опешите материалистический подход к изучению экономических процессов.

  3. Что такое анализ, и какие виды анализа вы знаете?

  4. Метод экономико-математического моделирования.

Темы рефератов:

1. Методология экономической теории - общий подход к изучению экономических явлений.

2. Метод индукции и дедукции. Основное назначение и применение.

3.Моделирование в двумерном пространстве при помощи графиков.



Задачи:

1. В некоторой отрасли m заводов выпускают n видов продукции. Матрица задаёт объёмы продукции на каждом заводе в первом квартале, матрица - соответственно во втором; (аij, вij) – объёмы продукции j –го типа на i –м заводе в 1-м и 2-м кварталах соответственно:

; .

Найти:


а) объёмы продукции;

б) прирост объёмов производства во втором квартале по сравнению с первым по видам продукции и заводам;

в) стоимостное выражение выпущенной продукции за полгода (в долларах), если λ – курс доллара по отношению к рублю.

2. Завод производит двигатели, которые могут либо сразу потребовать дополнительной регулировки (в 40% случаев), либо сразу могут быть использованы (в 60% случаев). Как показывают статистические исследования, те двигатели, которые изначально требовали регулировки, потребуют дополнительной регулировки через месяц в 65% случаев, а в 35% случаев через месяц будут работать хорошо. Те же двигатели, которые не требовали первоначальной регулировки, потребуют её через месяц в 20% случаев и продолжат хорошо работать в 80% случаев. Какова доля двигателей, которые будут работать хорошо или потребуют регулировки через 2 месяца после выпуска? Через 3 месяца?

Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.


Тема 2. Методы оптимизации и детерминированные экономические модели.

Общая задача оптимизации и линейное программирование. Графический метод решения задачи линейного программирования при малом числе переменных. Транспортная задача. Функция полезности. Задача оптимизации издержек производства и объема выпуска продукции. Динамическое программирование. Многокритериальные задачи оптимизации в экономике.



Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.

  1. Задача линейного программирования и ее свойства.

  2. Симплекс-метод.

  3. Что такое функция полезности.

  4. Производственная функция.

  5. Некоторые простейшие математические модели экономики.
    Задачи:

1. Издержки перевозки двумя видами транспорта выражаются уравнениями: и , где - расстояния в сотнях километров, - транспортные расходы. Начиная, с какого расстоянии более экономичен второй вид транспорта?

2. Затраты на производство продукции (тыс.руб.) выражаются уравнением , где -количество месяцев. Доход от реализации продукции выражается уравнением, . Начиная с какого месяца, производство, будет рентабельным?



3. Рассчитайте основные коэффициенты деятельности предприятия и заполните таблицу.



показатели

код показателя БАЛАНСА или порядок расчета

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

выручка от реализации

010

375 038

798 413

1 078 149

2

стоимость основных производственных фондов (ОПФ)

 

97 045

104 511

107 048

3

материальные затраты

 

237 464

614 081

939 000

4

ср.списочной численности персонала

 

678

681

686

5

стоимость оборотных активов

стр.290

110 190

83 371

115 301

6

стоимость всех активов на конец года

стр.300

134 264

112 532

141 293

7

сумма начисленной амортизации ОПФ

 

2 998

3 411

4 057

15

коэффициент материалоемкости, %

стр.3 : стр.1 х 100

63,32%







 

удельный вес оборотных активов в общей стоимости активов компании, %

стр.5 : стр.6 х 100

82,07%







17

показатель уровня изношенности ОПФ, %

стр.7 : стр.2 х 100

3,09%







16

производительность труда

стр.1 : стр.4

553,15







14

коэффициент фондоотдачи

стр.1 : стр.2

3,86







18

коэффициент фондоемкости

стр.2 : стр.1

0,26







2. Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табуретки и 2 ч на производство стола, а Иван — 2 ч на производство табуретки и 1 ч на производство стола.
Определите:
1) как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 ч;
2) как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов;
3) каковы альтернативные стоимости производства первого и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана.
3. Товарищ Адронов, номенклатурщик эпохи "развитого социализма", умел заниматься двумя видами деятельности — произносить речи о преимуществах советского образа жизни перед любыми другими образами, а также ловить диссидентов, которые в этих преимуществах сильно сомневались. Если бы он произносил на одну речь больше, чем обычно, то уменьшил бы поимку диссидентов на три человека. Если бы он занимался только борьбой с диссидентами, то мог бы ежемесячно обличать 30 противников советского строя.
Рассчитайте формулу кривой производственных возможностей Адронова, предполагая, что он трудится с полной отдачей и одинаково легко занимается обоими видами деятельности. Какое максимально возможное количество речей он мог бы произносить, если бы не отвлекался на борьбу с диссидентами?
4. Зависимость издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции, от объема этой продукции выражается функцией:
Y = 2X2 - 10Х + 20,
где Y — средние издержки, а X — количество выпускаемой продукции.
Определите, при каком объеме выпуска средние издержки фирмы будут минимальными.

Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.


Тема 3. Теория вероятностей и стохастические экономические модели.

Основные понятия теории вероятностей. Случайные величины и законы их распределения. Принятие решений в условиях неопределенности. Основные вероятностные распределения. Системы случайных величин. Стохастическое программирование.



Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3.

  1. Испытания Бернулли. Формулы полной вероятности и Байеса.

  2. Числовые характеристики случайных величин.

  3. Принятие решений в условиях ассиметрии информации.

Задачи:

1.Студент знает 20 из 25 вопросов программы. Зачет считается сданным, если студент ответит не менее чем на 3 из 4 поставленных в билете вопросов. Взглянув на первый вопрос билета, студент обнаружил, что он его знает. Какова вероятность того, что студент:


а) сдаст зачет;
б) не сдаст зачет?

2.  У сборщика имеются 10 деталей, мало отличающихся друг от друга, из них четыре – первого, по две – второго, третьего и четвертого видов. Какова вероятность того, что среди шести взятых одновременно деталей три окажутся первого вида, два – второго и одна – третьего?

3.  Найти вероятность того, что из 10 книг, расположенных в случайном порядке, 3 определенные книги окажутся рядом.

4. У сборщика имеются 10 деталей, мало отличающихся друг от друга, из них четыре – первого, по две – второго, третьего и четвертого видов. Какова вероятность того, что среди шести взятых одновременно деталей три окажутся первого вида, два – второго и одна – третьего?

5.  Найти вероятность того, что из 10 книг, расположенных в случайном порядке, 3 определенные книги окажутся рядом.

Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.



Тема 4. Математическая статистика и экономические модели.

Основные понятия математической статистики. Общая характеристика финансового рынка и его составляющих. Оптимизация портфеля ценных бумаг. Временные ряды и их характеристики.



Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4.

  1. Статистические оценки параметров распределения.

  2. Статистическая зависимость между случайными величинами.

  3. Оптимизация портфеля ценных бумаг.

Задачи:

1. Рассчитайте уравнение регрессии, при заданных параметрах используя табличный процессор Excel



Цена( Pv) в тыс. руб.

Количество (Q)

Сроки (Т)

Заключение контракта (Y)







1400

50

60

1

0,3

0,1

0,25

2300

70

45

0

0,0

0,0

0,25

1120

50

60

0

-0,1

0,0

0,25

1000

30

90

1

0,4

0,2

0,25

2560

70

30

0

0,0

0,0

0,25

2560

80

30

1

-0,2

0,0

0,25

3000

30

15

0

0,3

0,1

0,25

2700

90

45

1

-0,4

0,2

0,25

1120

40

30

1

0,6

0,4

0,25

700

20

15

0

-0,3

0,1

0,25

2. Определите бета-коэффициент (b) каждого из трех возможных фондовых портфелей и сделайте вывод, какой из них более рискованный. Инвестор держит: 1) портфель на $100 тыс., состоящий из $10 тыс., вложенных в каждую из 10 акций, каждая акция имеет бета-коэффициент – 0,8; 2) продает одну из акций и вместо нее приобретает акцию с b = 0,6; 3) продает две акции и вместо них приобретает одну акцию с b = 2 и одну акцию с b = 0,3.

3. Определите норму прибыли на акцию. Норма прибыли по безрисковым облигациям равна 7%, премия за риск – 3%, бета-коэффициент акции – 0,9.

4. Предприятие может осуществить четыре варианта вложения средств в размере 100 млн руб. сроком на один год: а) вложить средства в портфель ценных бумаг № 1, который гарантированно принесет 10% дохода (например, в облигации); б) вложить средства в портфель ценных бумаг № 2 (купить акции на сумму 100 млн руб.); в) вложения в портфель ценных бумаг № 3 составят 100 млн руб., нулевые поступления в течение года и выплаты в конце года, которые будут зависеть от состояния экономики; г) портфель ценных бумаг № 4, который стоит тоже 100 млн руб., но распределение выплат отличается от портфеля ценных бумаг № 2 и портфеля ценных бумаг № 3. Определите ожидаемую норму доходов по всей группе вложений, вариацию, стандартное отклонение, величину относительных рисков. После всех проведенных вычислений определите более рискованное вложение средств для предприятия.

Оценка предполагаемого дохода и риска для четырех портфелей ценных бумаг.



5.Инвестор вместо покупки акций одного акционерного общества может купить акции трех или пяти разных акционерных обществ. Рассчитайте увеличение вероятности получения дохода и снижения степени риска и выберите наименее рисковый вариант вложения портфельных инвестиций.



Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.


Тема 5. CASE – технологии моделирования бизнес-процессов организации.

Системное моделирование организации методология IDEFO. Семейство стандартов структурного моделирования IDEF. Функциональное моделирование бизнес-процессов в IDEFO.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4.

  1. Что такое CASE-технологии.

  2. Перечислите имеющиеся CASE-пакеты.

  3. Все CASE-средства делятся на типы, категории и уровни. Перечислите их.

Задачи:

1. Постройте представленную схему процесса контрактной деятельности по технологии IDEFO с использованием программы BPWin





Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.




  1. Виды занятий и их содержание

Лекция №1.

Тема 1. Предмет и методы экономических исследований.

Основные понятия: экономическая теория, методология экономической теории, диалектика, материалистический подход, метод абстракции, наблюдение и сбор фактов, анализ, метод индукции и дедукции, аналогия, экономико-математического моделирования, эксперимент.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Предмет, функции и структура экономической науки.

  2. Методы исследования экономических явлений.

  3. Общенаучные методы. Частные методы.

Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.



Лекция №2.

Тема 2. Методы оптимизации и детерминированные экономические модели.

Основные понятия: задача оптимизации, линейное программирование, графический метод, функция полезности, издержки производства, выпуск продукции, динамическое программирование.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Общая задача оптимизации и линейное программирование.

  2. Графический метод решения задачи линейного программирования при малом числе переменных.

  3. Транспортная задача.

  4. Функция полезности.

  5. Задача оптимизации издержек производства и объема выпуска продукции.

  6. Динамическое программирование.

  7. Многокритериальные задачи оптимизации в экономике.

Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.



Лекция №3.

Тема 3. Теория вероятностей и стохастические экономические модели.

Основные понятия: теории вероятности, классический способ, геометрический способ, статистический способ, случайные величины, ассиметрия, вероятностные распределения, стохастическое программирование.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Основные понятия теории вероятностей.

  2. Случайные величины и законы их распределения.

  3. Принятие решений в условиях неопределенности.

  4. Основные вероятностные распределения. Системы случайных величин.

  5. Стохастическое программирование.

Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.



Лекция №4.

Тема 4. Математическая статистика и экономические модели.

Основные понятия: математическая статистика, финансовый рынок, валютные рынки, ,рынок капиталов, ценные бумаги, оптимизация ценных бумаг, временные ряды, характерискики временных рядов.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Основные понятия математической статистики.

  2. Общая характеристика финансового рынка и его составляющих.

  3. Оптимизация портфеля ценных бумаг.

  4. Временные ряды и их характеристики.

Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.



Лекция №5.

Тема 5. CASE – технологии моделирования бизнес-процессов организации.

Основные понятия: CASE – технологии, бизнес-процессы, методология IDEFO, методология IDEF.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Системное моделирование организации методология IDEFO.

  2. Семейство стандартов структурного моделирования IDEF.

  3. Функциональное моделирование бизнес-процессов в IDEFO.

Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008


Практическое занятие №1

Тема 1. Предмет и методы экономических исследований.

Основные понятия: экономическая теория, методология экономической теории, диалектика, материалистический подход, метод абстракции, наблюдение и сбор фактов, анализ, метод индукции и дедукции, аналогия, экономико-математического моделирования, эксперимент.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Предмет, функции и структура экономической науки.

  2. Методы исследования экономических явлений.

  3. Общенаучные методы. Частные методы.

Задачи:

Задача 1. . Предприятие производит n типов продукции, используя m видов ресурсов. Нормы затрат ресурса i-го товара на производство единицы продукции j-го типа заданы матрицей затрат . Пусть за определённый отрезок времени предприятие выпустило количество продукции каждого типа , записанное матрицей .

Определить S – матрицу полных затрат ресурсов каждого вида на производство всей продукции за данный период времени, если



, .

Задача 2. Фирма состоит из двух отделений, суммарная величина прибыли которых в минувшем году составила 12 млн. усл. ед. На этот год запланировано увеличение прибыли первого отделения на 70%, второго – на 40%. В результате суммарная прибыль должна вырасти в 1,5 раза. Какова величина прибыли каждого из отделений: а) в минувшем году; б) в текущем году?

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

Семинарское занятие состоит из трех частей:



  1. Обсуждение основных вопросов.

  2. Экономический практикум и заслушивание рефератов.

  3. Тесты по изученной теме

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008



Задания для СРС

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1.

  1. Методология экономической теории?

  2. Опешите материалистический подход к изучению экономических процессов.

  3. Что такое анализ, и какие виды анализа вы знаете?

  4. Метод экономико-математического моделирования.

Темы рефератов:

1. Методология экономической теории - общий подход к изучению экономических явлений.

2. Метод индукции и дедукции. Основное назначение и применение.

3.Моделирование в двумерном пространстве при помощи графиков.



Задачи:

1. В некоторой отрасли m заводов выпускают n видов продукции. Матрица задаёт объёмы продукции на каждом заводе в первом квартале, матрица - соответственно во втором; (аij, вij) – объёмы продукции j –го типа на i –м заводе в 1-м и 2-м кварталах соответственно:

; .

Найти:


а) объёмы продукции;

б) прирост объёмов производства во втором квартале по сравнению с первым по видам продукции и заводам;

в) стоимостное выражение выпущенной продукции за полгода (в долларах), если λ – курс доллара по отношению к рублю.

2. Завод производит двигатели, которые могут либо сразу потребовать дополнительной регулировки (в 40% случаев), либо сразу могут быть использованы (в 60% случаев). Как показывают статистические исследования, те двигатели, которые изначально требовали регулировки, потребуют дополнительной регулировки через месяц в 65% случаев, а в 35% случаев через месяц будут работать хорошо. Те же двигатели, которые не требовали первоначальной регулировки, потребуют её через месяц в 20% случаев и продолжат хорошо работать в 80% случаев. Какова доля двигателей, которые будут работать хорошо или потребуют регулировки через 2 месяца после выпуска? Через 3 месяца?
Практическое занятие №2

Тема 2. Методы оптимизации и детерминированные экономические модели.

Основные понятия: задача оптимизации, линейное программирование, графический метод, функция полезности, издержки производства, выпуск продукции, динамическое программирование.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):


  1. Общая задача оптимизации и линейное программирование.

  2. Графический метод решения задачи линейного программирования при малом числе переменных.

  3. Транспортная задача.

  4. Функция полезности.

  5. Задача оптимизации издержек производства и объема выпуска продукции.

  6. Динамическое программирование.

  7. Многокритериальные задачи оптимизации в экономике.

Задачи:

1. Для производства двух видов изделий А и В предприятие использует три вида сырья. Другие условия задачи приведены в таблице.



Вид сырья

Нормы расхода сырья на одно изделие, кг

A B


Общее количество сырья, кг

I

2 4

300

II

4 4

120

III

1 2

252

Прибыль от реализации одного изделия, ден. ед.

30 40




Составить такой план выпуска продукции, при котором прибыль предприятия от реализации продукции будет максимальной при условии, что изделие В надо выпустить не менее, чем изделия А.

2. Построение многофакторной модели зависимости финансового состояния предприятия от количества заключаемых контактов и их эффективности с использование программы Excel (компьютерный класс).



Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003

 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006.

 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003.

4. Математические методы и модели в экономике.  Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996.

3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008



Задания для СРС

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.

  1. Задача линейного программирования и ее свойства.

  2. Симплекс-метод.

  3. Что такое функция полезности.

  4. Производственная функция.

  5. Некоторые простейшие математические модели экономики.
    Задачи:

1. Издержки перевозки двумя видами транспорта выражаются уравнениями: и , где - расстояния в сотнях километров, - транспортные расходы. Начиная, с какого расстоянии более экономичен второй вид транспорта?

2. Затраты на производство продукции (тыс.руб.) выражаются уравнением , где -количество месяцев. Доход от реализации продукции выражается уравнением, . Начиная с какого месяца, производство, будет рентабельным?



3. Рассчитайте основные коэффициенты деятельности предприятия и заполните таблицу.



показатели

код показателя БАЛАНСА или порядок расчета

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

выручка от реализации

010

375 038

798 413

1 078 149

2

стоимость основных производственных фондов (ОПФ)

 

97 045

104 511

107 048

3

материальные затраты

 

237 464

614 081

939 000

4

ср.списочной численности персонала

 

678

681

686

5

стоимость оборотных активов

стр.290

110 190

83 371

115 301

6

стоимость всех активов на конец года

стр.300

134 264

112 532

141 293

7

сумма начисленной амортизации ОПФ

 

2 998

3 411

4 057

15

коэффициент материалоемкости, %

стр.3 : стр.1 х 100

63,32%







 

удельный вес оборотных активов в общей стоимости активов компании, %

стр.5 : стр.6 х 100

82,07%







17

показатель уровня изношенности ОПФ, %

стр.7 : стр.2 х 100

3,09%







16

производительность труда

стр.1 : стр.4

553,15







14

коэффициент фондоотдачи

стр.1 : стр.2

3,86







18

коэффициент фондоемкости

стр.2 : стр.1

0,26






2. Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табуретки и 2 ч на производство стола, а Иван — 2 ч на производство табуретки и 1 ч на производство стола.


Определите:
1) как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 ч;
2) как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов;
3) каковы альтернативные стоимости производства первого и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана.
3. Товарищ Адронов, номенклатурщик эпохи "развитого социализма", умел заниматься двумя видами деятельности — произносить речи о преимуществах советского образа жизни перед любыми другими образами, а также ловить диссидентов, которые в этих преимуществах сильно сомневались. Если бы он произносил на одну речь больше, чем обычно, то уменьшил бы поимку диссидентов на три человека. Если бы он занимался только борьбой с диссидентами, то мог бы ежемесячно обличать 30 противников советского строя.
Рассчитайте формулу кривой производственных возможностей Адронова, предполагая, что он трудится с полной отдачей и одинаково легко занимается обоими видами деятельности. Какое максимально возможное количество речей он мог бы произносить, если бы не отвлекался на борьбу с диссидентами?
4. Зависимость издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции, от объема этой продукции выражается функцией:
Y = 2X2 - 10Х + 20,
где Y — средние издержки, а X — количество выпускаемой продукции.
Определите, при каком объеме выпуска средние издержки фирмы будут минимальными.
Практическое занятие №3

Тема 3. Теория вероятностей и стохастические экономические модели.

Основные понятия: теории вероятности, классический способ, геометрический способ, статистический способ, случайные величины, ассиметрия, вероятностные распределения, стохастическое программирование.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Основные понятия теории вероятностей.

  2. Случайные величины и законы их распределения.

  3. Принятие решений в условиях неопределенности.

  4. Основные вероятностные распределения. Системы случайных величин.

  5. Стохастическое программирование.

Задачи:

  1. Вероятность того, что студент сдаст первый экзамен, равна 0,9; второй – 0,9; третий – 0,8. Найти вероятность того, что студентом будут сданы:
    а) только 2-й экзамен;
    б) только один экзамен;
    в) три экзамена;
    г) по крайней мере два экзамена;
    д) хотя бы один экзамен.

2. Построение Пробит вероятностной модели с использование программы Excel. Построение Логит модели с использование программы Excel.(Компьютерный класс.) Охарактеризуйте графики.



Pi

Пробит модель


следующая страница >>