Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической - страница №1/5
![]() Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия» Факультет технологии, экономики и дизайна (название факультета) Кафедра экономики и управления (название кафедры) Учебно-методический комплекс по дисциплине М1.В «Методология и методы экономических исследований» Направление подготовки 080100.68 «Экономика» Профиль подготовки «Экономика организации» Составитель: к.э.н., Манукайло И.А.., Армавир, 2013
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методы экономических исследований» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика» профиль «Экономика организации». Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры экономики и управления от «30» августа 2013г., протокол № 1
«____»_________________ 2013 г. протокол № ____ Заведующий кафедрой ______________/ _____О.Г. Вандина (подпись) Ф.И.О. ----------------------------------------------------------------------------------------- СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка включает представление:Цель дисциплины: подготовка специалистов, владеющих современной методологией экономической оценки и анализа рыночной экономики, принятой в международной практике. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Методология и методы экономических исследований» неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют знаниями в области экономической теории, финансов, микро и макроэкономике, маркетинга, статистики. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: -обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов экономического исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК - 2); -уметь проводить самостоятельные экономические исследования в соответствии с разработанной программой (ПК – 3); -способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК -9); -способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности (ПК -11); -способностью применять современные методы и методики преподавания экономического исследования в высших учебных заведениях (ПК – 13).
- современные методики и методы экономического исследования; - современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач; - научные принципы формирования системы взаимосвязанных социально-экономических показателей; - методы расчета показателей, для выявления тенденций и закономерностей социально-экономических явлений в конкретных условиях развития рыночной экономики; - знать взаимосвязь всех составляющих производственной и хозяйственной деятельности предприятия; - методы экономического анализа;
- применять современный математический инструментарий для выполнения экономического исследования; - использовать современное программное обеспечение для решения экономических задач; - оценить степень использования ресурсов, выявить неиспользованные резервы в производственной деятельности и рассчитать перспективы дальнейшего развития предприятия; - формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на макро - микроуровне.
- методикой и методологией проведения экономического исследования; - навыками самостоятельной работы; - современными методами экономических исследований, мастерством системного комплексного микроэкономического анализа с применением современных инструментов. Содержание курса определено требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Структура данного курса предусматривает порядок организации подготовки учащимися по всем направлениям и формам занятий, предусмотренных программой изучения курса. Программа разработана по принципу сопряжения нагрузки, связанной с работой студента в учебной аудитории и в самостоятельном обучении. В связи с длительными направлениями организации методики изучения курса, овладения индивидуальными приемами формирования экономической стратегии и тактики в условиях моделирования рыночной системы предлагаются разделы: развернутая тематика теоретического курса по экономической теории планы для подготовки к семинарским занятиям; варианты практических заданий в форме тестов и индивидуальных задач, тематика рефератов; список вопросов к экзаменам; словарь экономических терминов; рекомендуемая литература. Персональное место в программе отводится значению и содержанию самостоятельных форм работы студента над дисциплиной, т.к. знание, которое включается в самостоятельную деятельность, осваивается значительно лучше по сравнению с тем, которое сообщается педагогом как готовое знание. Данная программа является авторской, составлена к.э.н. ст. преподавателем кафедры экономики и управления Манукайло И.А.. II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины.Таблица 1 Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины
Таблица 2 Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины
III. Список рекомендуемой литературыОсновная литература 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2012 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002. 5. Исследование операций в экономике: Учеб. пособ. / под ред. Н.Ш.Кремера./ – М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с. 6.Практикум по высшей математике для экономистов: Учеб. пособие для вузов / Кремер Н.Ш. и др.; под ред. проф. Н.Ш.Кремера – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 423 с. 7.Камаев В.Д. Основы экономической теории. – М.: Владос, 2007. 8. Курс экономики. Учебник. / Под ред. Райзберга Б.А.. – М.: ИНФРА-М, 2008. 9. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Кисилевой Е.Н. Киров – АСА, 2007. Дополнительная литература 1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008. 4. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М, 2003. 5. Универсальный учебный экономический словарь. – Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. Интернет-ресурсы: www.inion.ru (официальный сайт Института научной информации по общественным наукам). базы данных, информационно-справочные и поисковые системы www.nigma.ru www.yandex.ru www.google.ru www.rambler.ru
Компьютеры с доступом в Интернет в библиотеке АГПА; библиотечный фонд академии на бумажных и электронных носителях. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия» Факультет технологии, экономики и дизайна Кафедра экономики и управления IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫМ 1. В «Методология и методы экономических исследований» Направление подготовки 080100.68 «Экономика» Профиль подготовки «Экономика организации» Квалификация (степень) выпускника магистр Форма обучения заочная Армавир – 2013г.
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры экономики и управления « 30 » августа 2013г. протокол № 1 Заведующий кафедрой __________________/ Вандина О.Г. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1. Цель дисциплины: подготовка специалистов, владеющих современной методологией экономической оценки и анализа рыночной экономики, принятой в международной практике. 2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Методология и методы экономических исследований» неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют знаниями в области экономической теории, финансов, микро и макроэкономике, маркетинга, статистики. 3.Место дисциплины в структуре ООП Таблица 1. Выписка из учебного плана
Таблица 2. Содержательно-логические связи дисциплины
4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: -обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов экономического исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК - 2); -уметь проводить самостоятельные экономические исследования в соответствии с разработанной программой (ПК – 3); -способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК -9); -способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности (ПК -11); -способностью применять современные методы и методики преподавания экономического исследования в высших учебных заведениях (ПК – 13). В результате изучения дисциплины студент должен знать: - современные методики и методы экономического исследования; - современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач; - научные принципы формирования системы взаимосвязанных социально-экономических показателей; - методы расчета показателей, для выявления тенденций и закономерностей социально-экономических явлений в конкретных условиях развития рыночной экономики; - знать взаимосвязь всех составляющих производственной и хозяйственной деятельности предприятия; - методы экономического анализа;
- применять современный математический инструментарий для выполнения экономического исследования; - использовать современное программное обеспечение для решения экономических задач; - оценить степень использования ресурсов, выявить неиспользованные резервы в производственной деятельности и рассчитать перспективы дальнейшего развития предприятия; - формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на макро - микроуровне.
- методикой и методологией проведения экономического исследования; - навыками самостоятельной работы; - современными методами экономических исследований, мастерством системного комплексного микроэкономического анализа с применением современных инструментов. 5. Структура и содержание учебной дисциплины (модуля) Таблица 3. Содержание дисциплины
Таблица 4. Тематический план по дисциплине.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 63 часов. Тема 1. Предмет и методы экономических исследований. Предмет, функции и структура экономической науки. Методы исследования экономических явлений. Общенаучные методы. Частные методы. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1.
Темы рефератов: 1. Методология экономической теории - общий подход к изучению экономических явлений. 2. Метод индукции и дедукции. Основное назначение и применение. 3.Моделирование в двумерном пространстве при помощи графиков. Задачи: 1. В некоторой отрасли m заводов выпускают n видов продукции. Матрица ![]() ![]() ![]() ![]() Найти:
а) объёмы продукции; б) прирост объёмов производства во втором квартале по сравнению с первым по видам продукции и заводам; в) стоимостное выражение выпущенной продукции за полгода (в долларах), если 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008. Тема 2. Методы оптимизации и детерминированные экономические модели. Общая задача оптимизации и линейное программирование. Графический метод решения задачи линейного программирования при малом числе переменных. Транспортная задача. Функция полезности. Задача оптимизации издержек производства и объема выпуска продукции. Динамическое программирование. Многокритериальные задачи оптимизации в экономике. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.
1. Издержки перевозки ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 2. Затраты на производство продукции 3. Рассчитайте основные коэффициенты деятельности предприятия и заполните таблицу.
2. Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табуретки и 2 ч на производство стола, а Иван — 2 ч на производство табуретки и 1 ч на производство стола. Определите: 1) как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 ч; 2) как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов; 3) каковы альтернативные стоимости производства первого и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана. 3. Товарищ Адронов, номенклатурщик эпохи "развитого социализма", умел заниматься двумя видами деятельности — произносить речи о преимуществах советского образа жизни перед любыми другими образами, а также ловить диссидентов, которые в этих преимуществах сильно сомневались. Если бы он произносил на одну речь больше, чем обычно, то уменьшил бы поимку диссидентов на три человека. Если бы он занимался только борьбой с диссидентами, то мог бы ежемесячно обличать 30 противников советского строя. Рассчитайте формулу кривой производственных возможностей Адронова, предполагая, что он трудится с полной отдачей и одинаково легко занимается обоими видами деятельности. Какое максимально возможное количество речей он мог бы произносить, если бы не отвлекался на борьбу с диссидентами? 4. Зависимость издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции, от объема этой продукции выражается функцией: Y = 2X2 - 10Х + 20, где Y — средние издержки, а X — количество выпускаемой продукции. Определите, при каком объеме выпуска средние издержки фирмы будут минимальными. Основная литература: 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008. Тема 3. Теория вероятностей и стохастические экономические модели. Основные понятия теории вероятностей. Случайные величины и законы их распределения. Принятие решений в условиях неопределенности. Основные вероятностные распределения. Системы случайных величин. Стохастическое программирование. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3.
Задачи: 1.Студент знает 20 из 25 вопросов программы. Зачет считается сданным, если студент ответит не менее чем на 3 из 4 поставленных в билете вопросов. Взглянув на первый вопрос билета, студент обнаружил, что он его знает. Какова вероятность того, что студент: а) сдаст зачет; б) не сдаст зачет? 2. У сборщика имеются 10 деталей, мало отличающихся друг от друга, из них четыре – первого, по две – второго, третьего и четвертого видов. Какова вероятность того, что среди шести взятых одновременно деталей три окажутся первого вида, два – второго и одна – третьего? 3. Найти вероятность того, что из 10 книг, расположенных в случайном порядке, 3 определенные книги окажутся рядом. 4. У сборщика имеются 10 деталей, мало отличающихся друг от друга, из них четыре – первого, по две – второго, третьего и четвертого видов. Какова вероятность того, что среди шести взятых одновременно деталей три окажутся первого вида, два – второго и одна – третьего? 5. Найти вероятность того, что из 10 книг, расположенных в случайном порядке, 3 определенные книги окажутся рядом.
1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008. Тема 4. Математическая статистика и экономические модели. Основные понятия математической статистики. Общая характеристика финансового рынка и его составляющих. Оптимизация портфеля ценных бумаг. Временные ряды и их характеристики. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4.
Задачи: 1. Рассчитайте уравнение регрессии, при заданных параметрах используя табличный процессор Excel
2. Определите бета-коэффициент (b) каждого из трех возможных фондовых портфелей и сделайте вывод, какой из них более рискованный. Инвестор держит: 1) портфель на $100 тыс., состоящий из $10 тыс., вложенных в каждую из 10 акций, каждая акция имеет бета-коэффициент – 0,8; 2) продает одну из акций и вместо нее приобретает акцию с b = 0,6; 3) продает две акции и вместо них приобретает одну акцию с b = 2 и одну акцию с b = 0,3. 3. Определите норму прибыли на акцию. Норма прибыли по безрисковым облигациям равна 7%, премия за риск – 3%, бета-коэффициент акции – 0,9. 4. Предприятие может осуществить четыре варианта вложения средств в размере 100 млн руб. сроком на один год: а) вложить средства в портфель ценных бумаг № 1, который гарантированно принесет 10% дохода (например, в облигации); б) вложить средства в портфель ценных бумаг № 2 (купить акции на сумму 100 млн руб.); в) вложения в портфель ценных бумаг № 3 составят 100 млн руб., нулевые поступления в течение года и выплаты в конце года, которые будут зависеть от состояния экономики; г) портфель ценных бумаг № 4, который стоит тоже 100 млн руб., но распределение выплат отличается от портфеля ценных бумаг № 2 и портфеля ценных бумаг № 3. Определите ожидаемую норму доходов по всей группе вложений, вариацию, стандартное отклонение, величину относительных рисков. После всех проведенных вычислений определите более рискованное вложение средств для предприятия. Оценка предполагаемого дохода и риска для четырех портфелей ценных бумаг. ![]() 5.Инвестор вместо покупки акций одного акционерного общества может купить акции трех или пяти разных акционерных обществ. Рассчитайте увеличение вероятности получения дохода и снижения степени риска и выберите наименее рисковый вариант вложения портфельных инвестиций. Основная литература: 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008. Тема 5. CASE – технологии моделирования бизнес-процессов организации. Системное моделирование организации методология IDEFO. Семейство стандартов структурного моделирования IDEF. Функциональное моделирование бизнес-процессов в IDEFO. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4.
Задачи: 1. Постройте представленную схему процесса контрактной деятельности по технологии IDEFO с использованием программы BPWin ![]() Основная литература: 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008.
Лекция №1. Тема 1. Предмет и методы экономических исследований. Основные понятия: экономическая теория, методология экономической теории, диалектика, материалистический подход, метод абстракции, наблюдение и сбор фактов, анализ, метод индукции и дедукции, аналогия, экономико-математического моделирования, эксперимент. Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
Основная литература: 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008. Лекция №2. Тема 2. Методы оптимизации и детерминированные экономические модели. Основные понятия: задача оптимизации, линейное программирование, графический метод, функция полезности, издержки производства, выпуск продукции, динамическое программирование. Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
Основная литература: 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008. Лекция №3. Тема 3. Теория вероятностей и стохастические экономические модели. Основные понятия: теории вероятности, классический способ, геометрический способ, статистический способ, случайные величины, ассиметрия, вероятностные распределения, стохастическое программирование. Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
Основная литература: 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008. Лекция №4. Тема 4. Математическая статистика и экономические модели. Основные понятия: математическая статистика, финансовый рынок, валютные рынки, ,рынок капиталов, ценные бумаги, оптимизация ценных бумаг, временные ряды, характерискики временных рядов. Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
Основная литература: 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008. Лекция №5. Тема 5. CASE – технологии моделирования бизнес-процессов организации. Основные понятия: CASE – технологии, бизнес-процессы, методология IDEFO, методология IDEF. Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
Основная литература: 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008 Практическое занятие №1 Тема 1. Предмет и методы экономических исследований. Основные понятия: экономическая теория, методология экономической теории, диалектика, материалистический подход, метод абстракции, наблюдение и сбор фактов, анализ, метод индукции и дедукции, аналогия, экономико-математического моделирования, эксперимент. Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
Задачи: Задача 1. . Предприятие производит n типов продукции, используя m видов ресурсов. Нормы затрат ресурса i-го товара на производство единицы продукции j-го типа заданы матрицей затрат ![]() ![]() ![]() Определить S – матрицу полных затрат ресурсов каждого вида на производство всей продукции за данный период времени, если ![]() ![]() Задача 2. Фирма состоит из двух отделений, суммарная величина прибыли которых в минувшем году составила 12 млн. усл. ед. На этот год запланировано увеличение прибыли первого отделения на 70%, второго – на 40%. В результате суммарная прибыль должна вырасти в 1,5 раза. Какова величина прибыли каждого из отделений: а) в минувшем году; б) в текущем году? Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Семинарское занятие состоит из трех частей:
Литература для подготовки к занятию: Основная литература: 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008 Задания для СРС Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1.
Темы рефератов: 1. Методология экономической теории - общий подход к изучению экономических явлений. 2. Метод индукции и дедукции. Основное назначение и применение. 3.Моделирование в двумерном пространстве при помощи графиков. Задачи: 1. В некоторой отрасли m заводов выпускают n видов продукции. Матрица ![]() ![]() ![]() ![]() Найти:
а) объёмы продукции; б) прирост объёмов производства во втором квартале по сравнению с первым по видам продукции и заводам; в) стоимостное выражение выпущенной продукции за полгода (в долларах), если
Задачи: 1. Для производства двух видов изделий А и В предприятие использует три вида сырья. Другие условия задачи приведены в таблице.
Составить такой план выпуска продукции, при котором прибыль предприятия от реализации продукции будет максимальной при условии, что изделие В надо выпустить не менее, чем изделия А. 2. Построение многофакторной модели зависимости финансового состояния предприятия от количества заключаемых контактов и их эффективности с использование программы Excel (компьютерный класс). Литература для подготовки к занятию: Основная литература: 1. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 2003 2. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 2006. 3. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 2003. 4. Математические методы и модели в экономике. Минюк С.А., Ровба Е.А., Кузьмич К.К. Мн.: Тетра Системс, 2002.
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. – М.: Высш.шк., 2004. 2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «Дис», 1996. 3.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.– М.: Омега-Л, 2008 Задания для СРС Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.
1. Издержки перевозки ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 2. Затраты на производство продукции 3. Рассчитайте основные коэффициенты деятельности предприятия и заполните таблицу.
2. Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табуретки и 2 ч на производство стола, а Иван — 2 ч на производство табуретки и 1 ч на производство стола. Определите: 1) как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 ч; 2) как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов; 3) каковы альтернативные стоимости производства первого и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана. 3. Товарищ Адронов, номенклатурщик эпохи "развитого социализма", умел заниматься двумя видами деятельности — произносить речи о преимуществах советского образа жизни перед любыми другими образами, а также ловить диссидентов, которые в этих преимуществах сильно сомневались. Если бы он произносил на одну речь больше, чем обычно, то уменьшил бы поимку диссидентов на три человека. Если бы он занимался только борьбой с диссидентами, то мог бы ежемесячно обличать 30 противников советского строя. Рассчитайте формулу кривой производственных возможностей Адронова, предполагая, что он трудится с полной отдачей и одинаково легко занимается обоими видами деятельности. Какое максимально возможное количество речей он мог бы произносить, если бы не отвлекался на борьбу с диссидентами? 4. Зависимость издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции, от объема этой продукции выражается функцией: Y = 2X2 - 10Х + 20, где Y — средние издержки, а X — количество выпускаемой продукции. Определите, при каком объеме выпуска средние издержки фирмы будут минимальными. Практическое занятие №3 Тема 3. Теория вероятностей и стохастические экономические модели. Основные понятия: теории вероятности, классический способ, геометрический способ, статистический способ, случайные величины, ассиметрия, вероятностные распределения, стохастическое программирование. Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
Задачи:
2. Построение Пробит вероятностной модели с использование программы Excel. Построение Логит модели с использование программы Excel.(Компьютерный класс.) Охарактеризуйте графики. ![]() Pi Пробит модель следующая страница >> |