Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология творчества, креативности, одарённости» Разработчики: Шемилина Е. М., Косолапова - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины 9 564.57kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 913.62kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины международное финансовое... 2 435.4kb.
Тгпу кафедра хореографии учебно-методический комплекс дисциплины 1 215.81kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 09 Теория и история... 1 275.94kb.
Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «Методика... 1 327.8kb.
Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500) 3 880.18kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... 4 550.45kb.
Турбина Светлана Валериановна Учитель музыки моу сош №20 г. 1 57.44kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология творчества, креативности, одарённости» - страница №1/1


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология творчества, креативности, одарённости»

Разработчики: Шемилина Е.М. , Косолапова Ю.В.

Идентификационный номер:

УМКД.16(34)-050400.68-М2.В.ДВ.1-2012
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования

Лист из



лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА, КРЕАТИВНОСТИ, ОДАРЕННОСТИ
Направление— 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа: Креативные педагогические технологии,

Название школы ДВФУ Школа педагогики

Название кафедры Теория и методика профессионального образования

курс 1, 2 семестр 1, 3

лекции

практические занятия - 30 (час.)



лабораторные работы - 36 (час.)

всего часов аудиторной нагрузки - 66 (час.)

самостоятельная работа - 78 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет - 1 семестр

экзамен- 3 семестр
Рабочая программ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол № 12 от «13» июня 2012 г.


Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н, 2012г.

Составитель : Шемилина Е.М., Косолапова Ю.В.


Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)



II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)



АННОТАЦИЯ

Данный учебный курс разработан для студентов 1 и 2 курсов, обучающихся по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерской программы «Креативные педагогические технологии» (очной формы обучения), входит в вариативную часть профессионального цикла и логически связан с учебным курсами: «Психологические процессы и состояния человека», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Когнитивная психология».



Цель: осмысление психологических механизмов творческой деятельности, структуры креативности, предпосылок и показателей одаренности.

Задачи:

1.Формирование представлений о креативной личности и психолого-педагогических условиях ее развития.

2. Развитие готовности магистрантов к решению профессиональных задач, связанных с диагностированием показателей творчества, креативности, одаренности у субъектов образования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

  • философско-психологические основания творчества, креативности, творческой деятельности;

  • трактовки психологических механизмов творчества и креативности, существующие в отечественной и зарубежной психологии;

  • трактовки сущности и структуры одаренности, психологические характеристики различных видов одаренности;

  • характеристики и условия развития креативных качеств личности;

- проявления и показатели одаренности и креативности.

Уметь:

- отслеживать и замерять проявления креативности и одаренности;

- анализировать и интерпретировать полученные в результате диагностирования данные;

- составлять коррекционно-развивающие программы, ориентированные на развитие креативности и одаренности обучаемых;

- разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей в обучении и адаптации к образовательной среде.

Владеть:


  • методологией психолого-педагогического исследования;

  • способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности;

  • способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения.

В результате освоения дисциплины (модуля) «Психология творчества, креативности, одаренности» формируются следующие компетенции:

  • готовность осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4);

    • способность ориентироваться в современных технологиях и программах с учётом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);

    • готовность к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПКНМ-6);

    • уметь организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8);

    • способность выполнять супервизию "молодого специалиста" (ПКНМ-9);

    • способность превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПКНМ-10).

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ

Теоретический курс не предусмотрен учебным планом.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Раздел 1. Философия творчества и креативности (10 час.)

Практическое занятие 1.

Тема: Ключевые смыслы категории «творчество» (4 час.)

  1. Творчество как метафизическая сущность человека, а культура как продукт его творческой деятельности (Чтение работы Н.А. Бердяева «Смысл творчества» (введение, гл.1, 2, 4, 5, 6, 14), определение смыслов категории «творчество»).

  2. Проведение дискуссии.

Практическое занятие 2.

Тема: Специфика творческой деятельности (2 час.)

1.Творческая деятельность: сущность, специфика (Чтение и конспект работы А.Ф. Лосева «Диалектика творческого акта»).

2.Аксиомы творческой деятельности.

Лабораторное занятие 1.

Тема: Роль творческих личностей в развитии общества (4 час.)

Проблема ответственности творческой личности (Подготовка презентации и выступления по работе Н.Винера «Творец и робот»).


Раздел 2. Психологические механизмы творчества, креативности, одаренности (24 час.)

Практическое занятие 1.

Тема: Психологические механизмы творческой деятельности (4 час.)

1.Чтение работы Я.А. Пономарёва «Психология творчества»

2.Дискуссия по прочитанному тексту, приём «Зигзаг».

Практическое занятие 2.

Тема: Творческий процесс: психологические характеристики (4 час.)



  1. Подготовка схемы этапов творческого процесса (по тексту Я.В. Пономарёва «Психология творчества»).

  2. Презентация своей схемы.

Лабораторное занятие 1.

Тема: Творческие способности (6 час.)

1.Чтение работы Д.Б. Богоявленской «Психология творческих способностей».

2. Осмысление прочитанного текста в виде таблицы (приём «Знаю, хочу узнать, узнал»).

Практическое занятие 3.

Тема: Одарённость как основание креативности (4 час)

1.Основные подходы к феномену одарённости

2.Проявления одарённости

3.Виды одарённости.



Практическое занятие 4.

Тема: «Модель одаренного ребенка» Дж. Рензулли. (6 час.)

1.Специфика детской одарённости.

2. Изучение детской одарённости: исторический аспект.

3.Примеры одарённых детей.

4.Государственная программа «Одарённые дети»: цель, задачи, реализация.

Самостоятельный поиск текстов, представление ответов на вопросы (приём «Фишбоун»).



Раздел 3. Проблема развития творческого потенциала (32 час.)

Лабораторное занятие 1.

Тема: Теория развития творческой личности: сущность принципы (4 час.)

1.Чтение работы Альтшуллера Г. С. «Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач»

2.Составление глоссария по теме

3. Презентация глоссария.



Лабораторное занятие 2.

Тема: Актуальные проблемы развития творческого потенциала (8 час.)

1.Программа развития латерального мышления Э. де Боно.

2.Характеристика метода проблемного обучения М.И. Махмутова.

3.Основные принципы технологии ОТСМ-ТРИЗ А.А. Нестеренко.

4.Технология ТОГИС: краткая характеристика.

Лабораторное занятие 3.

Тема: Мои методические находки в аспекте развития творческого потенциала обучаемых. (10 час.)

1.Подготовка наброска программы развития творческого потенциала обучаемых:

а)разработка методологических основ программы;

б)формулировка целей и задач программы;

в)определение содержания;

г)разработка критериев развития творческих способностей и подбор методик.

2.Презентация программы.

3.Разработка рекомендаций по внедрению.



Лабораторное занятие 4.

Тема: Методики развития творческого потенциала (8 час.)

1.Сбор «портфеля методик» по проблеме развития творческого потенциала.



2.Презентация портфеля методик (приём «Фишбоун»).


  1. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Зачёт проводится в формате технологии открытого образования
Вопросы к экзамену

  1. Категория «творчество» в философии: основные смыслы.

  2. Творческая деятельность: сущность, специфика.

  3. Творчество и креативность в работах философов 20 века.

  4. Психологические механизмы творческой деятельности.

  5. Творческий процесс: психологические характеристики.

  6. Интуиция как феномен бессознательного в творческом процессе: характеристика, проявления.

  7. Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные комплексы.

  8. Вдохновение – ведущее эмоциональное состояние творческого процесса.

  9. Фрустрационные эмоции: разочарование, досада, отчаяние.

  10. Подходы к феномену одаренности в отечественной и зарубежной психологии.

  11. Интеллектуальная одаренность и ее структура.

  12. Художественная одаренность.

  13. Связь одаренности со склонностью к определенным видом творческой деятельности.

  14. Креативность как феномен: основные подходы к ее сущности и характеристикам.

  15. Типология креативов.

  16. Раннее проявление одаренности (вундеркинды).

  17. Теория развития творческой личности Г.С. Альтшуллера.

  18. Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе.

  19. Теория развития творческой личности: сущность, принципы.

  20. Программа развития латерального мышления Э. де Боно.

  21. Характеристика метода проблемного обучения М.И. Махмутова.

  22. Методики изучения творческого потенциала, креативности, одаренности.

  1. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Барышева Т. А. Дневник самопознания. Рабочая тетрадь по элективному курсу «Креативность. Диагностика и развитие». СПб.: «Лань», 2009. -24с.

  2. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание : опыт исследования на материале пространственных искусств /А. В. Бакушинский ; [сост. Н. Н. Фомина ; вступ. ст. : Н. Н. Фомина, Т. А. Копцева].М. 2009, 303 с.

  3. Долотова М.Б. Сборник задач и упражнение по дисциплинам: «Развитие творческого воображения», «Развитие творческого мышления». Комсомольск-на-Амуре, изд. Технического ун-та, 2008, 153 с.

  4. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. Государственный университет - Высшая школа экономики. М., 2010, 588 с.

  5. Любарт Тодд. Психология креативности/Т.Любарт, К.Мишури, С.Торджман, Ф.Зенаси; [пер. с фр.]. – М.: Когито-Центр, 2009. – 215 с.

  6. Вершинин С.Е., Борисова Г.А. Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы (историко-философский анализ). - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО "Рос.гос.проф.-пед.ун-т", 2009, 126с.

Дополнительная литература

  1. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. — М.: Изд-воМГУ, 1986.-95 с.

  2. Афанасьева О. В. Творчество: свобода и необходимость. Сущность творчества. Пути повышения творческой активности: Монография. — М.: Юр. ин-т МВД РФ, 1995.- 108 с.

  3. Барышева Т. А. «Анаграммы» (Диагностический урок творчества)// Эвристические технологии в эстетическом воспитании младших школьников. Серия Эстетическая библиотека учителя. Вып № 3. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И, Герцена, 2000. - С. 23 - 27.

  4. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 205 с.

  5. Басин Е. Я. Двуликий Янус (О природе творческой личности). М.: Магистр, 1996. - 171 с.

  6. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Книга, 1989.

  7. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. - 320 с.

  8. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

  9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.

  10. Гавреева Г.С. Социально-психологические условия творчества // Инновации в образовании №4, 2007, С.93-108.

  11. Гусельцева М.С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности, гениальности //Вопросы психологии №2, 2008, с.17-29.

  12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Питер СПб., 2009.

  13. Клочкова Г.М. Педагогические условия формирования креативной образовательной среды// Вектор науки ТГУ. № 3(17), 2011.

  14. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности./Российский открытый университет. — М.: ТОО "Горбунок", 1992. — 224с.

  15. Пономарёв А.Я. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.

  16. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М., МГУ, 2003 – 416 с.

Электронные ресурсы

  1. https://drive.google.com/file/d/0B6ad_ibxOEarYWhCd0lWd29jSzA/edit?usp=sharing Вагин Ю. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии. - Глава 7. Психология креативной личности. г. Пермь, 2002. С.120 – 137.

  2. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/19ecca5220b6984fc325757600462132 Гендина Н.И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч.1). М. 2009. С.3 – 28.

  3. http://pedlib.ru/Books/4/0328/4_0328-1.shtml Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. – М.: Приоритет-МВ, 2006. – 48 с.




izumzum.ru