Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 09 Теория и история народной художественной культуры - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф история исторической... 5 672.24kb.
Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ 3 670.3kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 9 564.57kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 913.62kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины теория и методика программирования 2 486.99kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины«Теория механизмов и машин» 1 193.39kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Криминология» (опд. 17 2484.79kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История духовной культуры... 3 1380.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2, фтд. 4 Полихудожественное... 22 4306.61kb.
Лекция в Берлине 21 декабря 1911 г. Из ga127 1 1 113.7kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 09 Теория и история народной художественной - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Кафедра художественного образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.09 Теория и история народной художественной культуры

Направление: 531100 (071300.62) Народная художественная культура

с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству

Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству.

Дисциплина «Теория и история народной художественной культуры» входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура. Общее количество часов - 230, из них 60 ч. - аудиторные занятия и 170 — самостоятельная работа.

Степень (квалификация) выпускника — бакалавр народной художественной культуры.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура при очной форме обучения — 4 года, на основе среднего профильного профессионального образования по очной форме обучения - 3 года.

Составными компонентами УМК являются:



  1. Аннотация.

Стр. 1

  1. Рабочая программа дисциплины ОПД.Ф.09 Теория и история народной художественной культуры по направлению: 531100 (071300.62) Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству

Стр. 2

2.2. Список рекомендуемой литературы

Стр. 8

2.3 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов

Стр. 9

2.4 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену

Стр. 10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

Директор ИК

_______________ Е.А. Каюмова

«_____» ______________ 20__ г.




ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.09 Теория и история народной художественной культуры

1. Цели и задачи дисциплины
Целями освоения дисциплины «Теория и история народной художественной культуры» являются: формирование у студентов системы представлений о народной художественной культуре как совокупности знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности людей, появившихся и развивающихся под воздействием социально-исторических условий, умение разбираться в ценностях народного художественного наследия, в современной художественно-культурной ситуации.

На теоретическом уровне дисциплина представляет собой систему понятий, положений, выводов, касающихся теории и истории народного художественного творчества.

На методическом уровне изучаются основы народного художественного творчества, направленные на осознание места народной художественной культуры в жизни общества, художественно-исторического процесса как целостного явления, в основе которого лежит смена исторических систем мышления, проявляющая в смене художественных стилей и методов.

На практическом уровне дисциплина «Теория и история народной художественной культуры» является одной из важных в системе общекультурной подготовки студентов и способствует реализации актуальных задач воспитания различных групп населения, развития национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры.

Дисциплина «Теория и история народной художественной культуры» обеспечивает логическую взаимосвязь изучения дисциплин: «Мировая художественная культура», «Мифология», «Педагогика народного художественного творчества», «Этнография», «Этнопедагогика».
Задачи дисциплины:

- Сформировать представление о сущности, предмете, целях, задачах и основных понятиях данной дисциплины.

-Раскрыть роль и место теории и истории народного художественного творчества в системе профессиональной подготовки специалистов и их будущей профессиональной деятельности.

- Познакомить студентов с основными источниками и каналами информации о теории и истории народной художественной культуры, теоретическими и научно-методическими материалами.

-Сформировать систему профессиональных знаний в области организации и развития духовно-нравственной культуры общества.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

- историю, теорию народного художественного творчества;

- ключевые понятия дисциплины;

- основное содержание дисциплины;

- уметь анализировать тексты.

- анализировать современное состояние и тенденции развития народной художественной культуры;

- разбираться в видах и жанрах народной художественной культуры;

Уметь:

-анализировать различные формы и направления развития народного художественного творчества;

- разрабатывать информационные и методические материалы о различных аспектах развития народного художественного творчества;

- анализировать государственные проекты и программы содержания и развития народной художественной культуры и НХТ;

- разрабатывать проекты и программы деятельности различных социально-культурных и образовательных учреждений по сохранению и развитию традиций народного художественного творчества;

- составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

- использовать полученные знания о возможностях традиционной и современной народной художественной культуры в решении социально-культурных и социально-педагогических задач;

- работать с научной литературой по специальности;

- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю, так и в смежных областях художественного творчества.

Владеть:

- навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основы публичной речи;

- информацией о региональных особенностях народной художественной культуры, о деятельности центров народного творчества, народных промыслов и ремесел Томской области и Сибири.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

Общая трудоемкость дисциплины

230



















Аудиторные занятия

60







36

24







Лекции

30







18

12







Практические занятия






















Семинары

30







18

12







Лабораторные работы






















Другие виды аудиторных работы






















Самостоятельная работа

170







85

85







Курсовая работа






















Реферат






















Расчетно-графические работы






















Вид итогового контроля

зачет, экзамен







зачет

экзамен








4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

I.

Теоретические основы народной художественной культуры










1.

Сущность и функции народной художественной культуры

2







2.

Художественная культура личности и общества

2







3.

Структура и типология культуры

2







II.

Историческая динамика развития народной художественной культуры










1.

Культурогенез народной художественной культуры

4

4




2.

Влияние православного христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры

2

4




3.

Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры

2







III.

Традиционная русская народная обрядово-праздничная культура










1.

Возникновение и развитие русской народной обрядности

2

2




2.

Художественные традиции семейно-бытовых обрядов

2

6




3.

Календарные земледельческие обряды и праздники

2

4




4.

Художественное творчество народа в православных праздниках и обрядах

2

2




IV.

Основные виды и жанры народного художественного творчества в структуре народной художественной культуры










1.

Устное народное творчество. Детский фольклор.

2

2




2.

Фольклорные традиции русской инструментальной музыки

2

2




3.

Народно-бытовая хореография

2

2




4.

Русские народные художественные промыслы

2

2





4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Теоретические основы народной художественной культуры

Тема 1. Сущность и функции народной художественной культуры

Народная художественная культура как предмет изучения. Понятие «культура», как феномена человеческого развития. Цели и задачи курса теории и истории народной художественной культуры. Роль и место народного художественного творчества в структуре народной художественной культуры. Адаптационная, регулятивная, познавательная, информационная, коммуникативная, ценностная, рекреативная и другие функции народной художественной культуры.



Тема 2. Художественная культура личности и общества
      1. Причины возникновения, генезис и развитие культуры (динамика, модернизация). Понятие «этногенез» (Л. Гумилёв), «этнос», «народ», «нация», «ценность», «этническая общность», «народная картина мира», «менталитет». Взаимодействие культуры с природой, личностью и обществом.

      2. Тема 3. Структура и типология культуры


Выявление институтов культуры (миф, религия, наука, искусство) и их взаимосвязь. Знакомство с духовной и материальной культурой. Культурные коды и типы культуры. Признаки разделения культуры на типы. Рассмотрение генезиса и основных черт, взаимодействия социальных типов культуры: массовая, элитарная, народная, профессиональная.
Раздел II. Историческая динамика развития народной художественной культуры

Тема 1. Культурогенез народной художественной культуры

Формирование материальной культуры. Функции материальной культуры в прошлом. Культурогенез духовной культуры. Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры. Исторические и географические особенности формирования менталитета русского народа.



Тема 2. Влияние православного христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры

Крещение Древней Руси и их последствия. Русская православная церковь как источник духовно-нравственной жизни общества. Синтез славянской языческой культуры с культурой византийского варианта христианства. Влияние церкви на развитие народной живописи, архитектуры, книжную культуру.



Тема 3. Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры

Разграничение культуры народных масс и господствующего класса. Влияние Европы: Германии, Франции и т. п. Появление первой печатной газеты, военных и профессиональных школ, первых типографий, музеев, публичной библиотеки, публичных театров, организация Академии наук. Появление книг не религиозного содержания. Формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки преподавателей. Распространение практики обучения молодых людей за границей (в основном корабельному и морскому делу), зарождение частных общеобразовательных школ.


Раздел III. Традиционная русская народная обрядово-праздничная культура

Тема 1. Возникновение и развитие русской народной обрядности

Ритуально-магический смысл обряда. Древние обряды, связанные с культом животных. Обряды, посвященные богам и духам. Обряды, посвященные природе и силам природы. Языческие святилища (камище). Обряд жертвоприношения. Трудовые (земледельческие) обряды.



Тема 2. Художественные традиции семейно-бытовых обрядов

Поэзия, связанная с рождением ребенка. Русский народный свадебный обряд: сговор, сход, смотрины. Мифологические элементы в русской свадьбе. Обряд захоронения на Руси. Обереги. Традиционные элементы народных обычаев в современных семейно-бытовых обрядах.



Тема 3. Календарные земледельческие обряды и праздники

Этимология слова «календарь». Типы календарей. Зимний цикл обрядов и праздников. Летний цикл. Славянский праздник летнего солнцеворота – Иван Купала. Осенний цикл. Семенов день – проводы лета. Осенины – встреча осени. Обряды, связанные с уборкой урожая. Масленица. Пасхальные народные гуляния. Троицкие народные гуляния.



Тема 4. Художественное творчество народа в православных праздниках и обрядах

Традиционные народные развлечения. Народные гуляния. Праздничные посиделки. Традиции русского чаепития. Хмельные напитки. Катания на качелях, каруселях. Народные поверья и обычаи.


Раздел IV. Основные виды и жанры народного художественного творчества в структуре народной художественной культуры

Тема 1. Устное народное творчество. Детский фольклор

Историческое развитие русского фольклора. Три рода устного народного творчества: эпос, лирика, драматическое искусство. Основное содержание русского эпоса. Былинный эпос. Былины мифологического содержания. Сказки. Русские сказочники. Предания. Основные циклы преданий. Легенды. Демонологические рассказы (былички, бывальщины). Определение детского фольклора. Детский фольклор как часть народной педагогики. Основные функции детского фольклора. Классификация произведений детского фольклора. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, скороговорки, приговорки, прибаутки, приметы, присловья, загадки и др. Рождение игрушки. Собственно детский фольклор: жеребьёвки, считалки, игровые приговорки и припевки, заклички, скороговорки. Детская сатира: дразнилки, поддёвки, уловки, мирилки, отговорки и др.



Тема 2. Фольклорные традиции русской инструментальной музыки

Русские народные песни, их жанровое разнообразие. Календарно-земледельческие песни, семейно-бытовые и обрядовые песни, хороводные, вечёрочные и плясовые песни, трудовые припевки и песни, исторические песни и их основные циклы, баллады (мифологические, любовные, семейные, новые), протяжные лирические песни. Песни новой формации, Городская народно-бытовая лирика. Песенные романсы, лирико-повествовательные песни. Героико-патриотические песни, походные солдатские, рекрутские, застольные песни и др. Частушки и частушечные напевы («Страдания», «Семёновна», «Под драку», «Под язык» и др.). Русские народные музыкальные инструменты. Происхождение и особенности звучания. Виды: духовые, струнные, клавишно-духовые, язычковые, ударные. Народные инструментальные наигрыши.



Тема 3. Народно-бытовая хореография

История развития русского народного танца. Древнейшие виды народных плясок и их магический смысл. Жанровое разнообразие народной хореографии: хоровод (игровой, орнаментальный), пляска (одиночная, парная, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска), русская кадриль и др. Новые танцы городских рабочих («коробочка», «полька-бабочка», «тустеп» и др.).



Тема 4. Русские народные художественные промыслы

Народные промыслы как вид художественного творчества. Стилевые особенности, способы и приёмы изготовления, тематика изделий народных художественных промыслов. Условная классификация изделий: утилитарные, декоративные, сувениры. Художественная обработка дерева, резьба и роспись (богородская резьба, хохломская роспись, Городецкая роспись, хотьковская резьба и др.). Миниатюрная лаковая живопись (Федоскино, Жостово, Палех, Холуй, Мстёра и др.). Художественна обработка металла (великоустюжное черневое серебро, ростовская финифть, каслинское литьё из чугуна и др.). Художественный гончарный промысел (гжельская, скопинская, дымковская, каргопольская, филимоновская керамика и др.). Художественные текстильные промыслы. Особенности русского народного костюма. Сибирские художественные народные промыслы.



5. Лабораторный практикум — не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Бардина, П. Е. Быт русских сибиряков Томского края / П. Е. Бардина. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2009.

  2. Пашина, О. А. Народное музыкальное творчество: в 2 ч. / О. А. Пашина. - СПб. : Композитор, 2009.

  3. Русское устное народное творчество: хрестоматия-практикум : учебное пособие для вузов / [И. Н. Райкова [и др.]; под общ. ред. С. А. Джанумова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008.

б) дополнительная литература

  1. Зуева, Т. В. Русский фольклор : учебник для вузов / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - 5-е издание. – Флинта, 2003.

  2. Михайлова, Л. И. Народная художественная культура. Детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики / Л. И. Михайлова. – 4-е изд. – М. : Вузовская книга, 2007.

  3. Очерки русской народной культуры / Институт этнологии и антропологии РАН. - М. : Наука, 2009.

  4. Традиционное и нетрадиционное в культуре России / РАН, Научный совет "История мировой культуры" [и др.] ; отв. ред. И. В. Кондаков.. - М. : Наука, 2008.

  5. Шангина, И. И. Русские традиционные праздники / И. И. Шангина. - СПб. : Азбука-классика, 2008.

  6. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура : учебное пособие для вузов / А. В. Юдин. - М. : Высшая школа, 2007.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа дисциплины, библиотечный фонд специальной литературы, аудио- и видеозаписи.



Интернет-ресурсы

1. Спирина, Ю. М. Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме severberesta.ruarticles/332-2010-08-17-20-40…

2. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры npark.rusamodeyatelnoe…kak…kultury-page2.html

3. Народная культура в современных условиях. Учебное пособие riku.rulib/narcult/nar-cult-raw.htm
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Обеспечение преподавания дисциплины предполагает наличие аудитории с теле-, видеоаппаратурой, библиотечным фондом специальной литературы.


8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

В течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме. Народная художественная культура – реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире.

Курс «Теория и история народной художественной культуры» предназначен для формирования у студентов, обучающихся по специальности «Народная художественная культура», мировоззренческой позиции по отношению к народной художественной культуре. Данная программа рассматривает не только такие вопросы как образ, стиль, орнамент, язык, выразительные и изобразительные средства или жанрово-видовая система народного искусства, но и сущность, исторические формы, морфологию и структуру народной художественной культуры, статус её творцов и потребителей, её социальные функции, связь с этническим и социально-психологическим менталитетом этноса.

Практическая работа заключается в проведении семинарских занятий, выступление студентов с докладами по заданным темам, знакомство с видами и жанрами народной художественной культуры с помощью аудио- и видеозаписей, проведение тестов и опросов по предмету, экскурсии в музеи.

Важным при изучении народной художественной культуры является акцент на региональные особенности. Поэтому в данном курсе предлагается рассмотреть условия быт и уклад жизни сибиряков, их одежду, традиционные обряды и праздники. Определить характерные черты в декоративно-прикладном, музыкальном, хореографическом творчестве. Выявить культурные ценности и достопримечательности Томской области, и какие организации и учреждения способствуют их сохранению.

При изучении стилевых, региональных особенностей того или иного жанра музыкального фольклора неоценимое значение имеет работа с аудио- и видеоматериалами. Прослушивание и просмотр записей народных исполнителей имеют глубокий познавательный и обучающий характер. Подробное изучение лучших образцов аутентичного исполнительства преследует воспитательные цели, повышая эстетический и культурный уровень студентов в понимании ценности народного творчества в целом и пения как одной из его художественных форм.

Самостоятельная работа студента является важнейшей частью освоения дисциплины. Она предусматривают закрепление полученных знаний, работу с печатной продукцией, с интернетом в поисках необходимого материала для подготовки докладов, рефератов, сбора и анализа информации. Подготовка и проведение экскурсий по фольклорным местам, в музеи способствуют в полной мере познать народную художественную культуру, понять духовные и культурные ценности русского народа и своего региона, кроме того расширить кругозор.
8.2. Методические указания для студентов

Семинар является особой формой сочетания теории и практики. Студентам при подготовке к семинару рекомендуется работать с различными источниками информации (СМИ, интернет-ресурсы, библиотечный фонд).

Основными этапами учебного семинара являются:

- вступительная беседа, выступление студентов по вопросам семинара;

- дискуссия по каждому вопросу;

- анализ, качественная оценка ответа и дополнения;

- в конце – общее подведение итогов семинара.

При подготовке к выступлению на семинарах с сообщениями по отдельным темам необходимо обратить внимание на свободную ориентацию в избранном материале, яркую и увлекательную его подачу, контакт с аудиторией, привлечение иллюстраций (в том числе звуковых).


Тематика сообщений для семинарских занятий

  1. Этногенез и культура древних славян.

  2. Семейно-бытовые праздники и обряды на Руси.

  3. Основные направления и формы деятельности современных учреждений культуры по сохранению и развитию традиций народной художественной культуры.

  4. Брак и свадьба русских в прошлом и настоящем.

  5. Самодеятельные творческие организации: виды, функции, структура.

  6. Роль и место художественного творчества в структуре современной культуры.

  7. Жанровое разнообразие русской народной хореографии.

  8. Сибирские художественные народные промыслы.

  9. Синтез христианских православных и языческих праздников и обрядов на Руси.

  10. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища.

  11. Собирание и исследование русского народного художественного творчества.

  12. Фестивали и конкурсы народного художественного творчества. Их роль в развитии и сохранении культуры.

  13. Семейные обряды: традиции и современность

  14. Народные: игры как вид художественно-творческой деятельности.

  15. История развития и жанровое разнообразие народной хореографии.

  16. Заговорно-заклинательная поэзия славян.

  17. Городская народная художественная культура: возникновение и развитие.



Контрольные задания для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины


  1. Составить синхронистическую таблицу развития традиционной художественной культуры (в конкретные исторические периоды).

  2. Составить перечень основных понятий, характеризующих традиционную художественную культуру (конкретного исторического периода).

  3. Классифицировать основные средства традиционной русской культуры.

  4. Составить перечень памятников народного художественного творчества, связанных с темой «Основные политические и историко-культурные события, повлиявшие на становление русской культуры».

  5. Дать характеристику основных целей и задач культурной политики России.

  6. Дать характеристику творчества представителей народной художественной культуры (конкретного исторического периода, выборочно: народное пение-народная хореография).

  7. Составить класификационную таблицу жанров промежуточной культуры.

Данный курс в качестве текущего контроля предусматривает написание каждым студентом сообщений по темам дисциплины. Тематика творческих заданий выбирается каждым студентом самостоятельно из тем, предлагаемых как преподавателем, так и самими студентами.



Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования, зачета и экзамена.
Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Причины возникновения, генезис и развитие культуры.

  2. Понятие «культура».

  3. Функции культуры.

  4. Типология культуры.

  5. Взаимосвязь сохранения и изучения народной художественной культуры.

  6. Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры.

  7. Мифологические истоки народного художественного творчества.

  8. Этапы формирования материальной культуры.

  9. Понятие «духовная культура», как феномена человеческого развития.

  10. Устное народное творчество.

  11. Понятие «фольклор».

  12. Жанровое разнообразие фольклора.

  13. Определение детского фольклора.

  14. Особенности русской народной драмы.

  15. Русские народные песни и их жанровое разнообразие.

  16. Рабочий фольклор.

  17. Русские народные художественные промыслы.

  18. Развитие музыкально-инструментального исполнительства.

  19. Календарные обряды, праздники и их поэзия.

  20. Древнейшие виды народных плясок и их магический смысл.

  21. Былинный эпос и особенности отражения истории в былинах.

  22. Влияние христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры в Древней Руси.

  23. Жанровое разнообразие народной хореографии.


Перечень вопросов к экзамену


  1. Сущность и функции народной художественной культуры.

  2. Социальные типы культуры (массовая, элитарная, народная, профессиональная).

  3. Содержание духовной культуры. Ее основные формы и виды.

  4. Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры.

  5. Истоки русской культуры.

  6. Обычаи и обряды восточных славян.

  7. Культура Киевской Руси.

  8. Крещение Киевской Руси и его последствия.

  9. Влияние православного христианства на развитие народной художественной культуры.

  10. Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры.

  11. Понятие «народный календарь» и «календарные аграрные праздники».

  12. Праздники весеннего цикла.

  13. Народные художественные традиции празднования Масленицы.

  14. Народные художественные традиции празднования Пасхи.

  15. Праздники летнего цикла.

  16. Осенние календарные праздники.

  17. Зимние календарные обряды в русском фольклоре. Святочные гулянья.

  18. Семейно-бытовой фольклор в русской традиционной культуре

  19. Особенность свадебного обряда.

  20. Родильно- крестильные традиции русского народа.

  21. Погребальный обряды и его этапы.

  22. Детский фольклор и его жанровое разнообразие.

  23. Особенности русского застолья.

  24. Народные художественные промыслы.

  25. Устное народное творчество. Эпический жанр народной художественной культуры.

  26. Характеристика инструментального фольклорного творчества.

  27. Песенное творчество в народной художественной культуре.

  28. Принципы классификации русского народного костюма.

  29. Жанры народной хореографии.

  30. Русские народные игры.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071300.62 «Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству».


Программу составила:

к.п.н., доцент кафедры

художественного образования ______________ Л.Г. Тимошенко

(подпись)


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования протокол №_____от «___» ___________ 20__г.
Зав. кафедрой ______________ П.Л. Волк

(подпись)


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ

Председатель методической комиссии ИК ________________ О.А. Батурина

(подпись)
Согласовано:

Директор института культуры ___________________ Е.А. Каюмова

(подпись)

Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2011-2012 учебный год


В программу учебной дисциплины ОПД.Ф.09 Теория и история народной художественной культуры вносятся следующие изменения:
1. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 1549 внесены изменения в бланки ТГПУ в части наименования организации (распоряжение № 37 от 01.06.2011 г.).

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № _____ от «___»____________20___г.
Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ
Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина

(подпись)


Согласовано:

Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова



(подпись)


izumzum.ru