Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) дн(М). Ф. 9 Сравнительная педагогика - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины 9 564.57kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 913.62kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины международное финансовое... 2 435.4kb.
Тгпу кафедра хореографии учебно-методический комплекс дисциплины 1 215.81kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 09 Теория и история... 1 275.94kb.
Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «Методика... 1 327.8kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология творчества, креативности... 1 125.48kb.
Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500) 3 880.18kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Иностранный язык... 2 556.92kb.
Концепция создания фармацевтического кластера в санкт-петербурге 1 275.36kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) дн(М). Ф. 9 Сравнительная педагогика - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ДН(М).Ф.9

Сравнительная педагогика


Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки бакалавриата


050700 Педагогика

Профиль подготовки: Технологии подготовки специалиста дошкольного образования
(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики, дошкольного

и начального образования

Психолого-педагогического института

(протокол № 2 от 18.10. 2011 г.)

Зав. кафедрой

______________ А.А. Смага



Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля)
1. Программа учебной дисциплины (модуля) Сравнительная педагогика

2. Автор программы: Левитес Дмитрий Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор.

3. Рецензенты:

4. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Сравнительная педагогика» относится к дисциплинам общей предметной подготовки. Основное предназначение курса заключается в создании условий для самостоятельного приведения студентами в равновесие научных и практических смыслов и ценностей образования в России и за рубежом и построение на основе этого профессионального образа мира, способного интегрировать зарубежный опыт педагогической деятельности и сделать его источником собственного профессионального самостановления.

Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов навыков сопоставительного анализа основных концепций отечественного и зарубежного образования, способности ориентироваться в современных тенденциях развития образования в России и за рубежом.

Задачи:


  1. вооружение студентов фундаментальными знаниями о процессе сопоставительного анализа в образовании, необходимыми и достаточными для педагогической деятельности в условиях многообразия образовательных систем;

  2. содействие формированию умений сознательно создавать собственный опыт сравнительного анализа (формирование преподавательской компетенции) и отбора эффективных форм и методов организации образовательного процесса;

  3. развитие у будущих педагогов элементов научно-исследовательской компетенции (умение отличать действительно ценное в опыте других и грамотно адаптировать перспективные идеи в собственный опыт) .

  4. формирование готовности к реализации полученных знаний и умений в практической работе.

Указываются цели освоения дисциплины (модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО.

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Сравнительная педагогика» входит в цикл профильных дисциплин (ОПД) учебного плана Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (по программе подготовки бакалавров, направление: 050700 (540600) Педагогика. Профиль: 050701 Воспитательная работа (Москва, 2005). Изучение дисциплины базируется на знании общих основ педагогики, истории педагогики и образования, современных педагогических технологий, что позволяет принять компаративистику как отрасль педагогической науки, изучающую состояние, закономерности и тенденции развития систем образования в сопоставлении в различных странах и регионах мира
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля) * В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:


Общекультурные:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);


Специальные:

– способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста (СК-1).



Студент должен знать:

  • основные понятия и категории сравнительной педагогики, законы, закономерности развития ее как науки;

  • состояние, основные тенденции и закономерности развития образования в различных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе;

  • позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур.

Студент должен уметь:

  • обобщать и сравнивать опыт обучения и воспитания в различных странах, выделять положительные тенденции образования;

  • формулировать определения ключевых понятий, составлять структурно-логические схемы по теме, разделу, курсу, выполнять задания по алгоритму,

  • оформлять в виде рефератов, докладов учебный материал, участвовать в об-суждениях (дополнения, оппонирование, рецензирование, визуализация, критика и пр.)

Студент должен владеть:

  • методикой сравнительного анализа различных образовательных систем, обоснования, объяснения специфики образовательных моделей и границ переноса опыта;

  • навыками научно-исследовательской работы по проблемам компаративистики.

Студент должен быть готовым:

  • применять полученные знания и умения при решении профессиональных задач с целью адаптации чужого опыта;

  • отличать инновационность в обучении;

  • проявлять мобильность и творческую активность, в полной мере реализовывать свои интересы к изучению мировых образовательных систем.


7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина

№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах


Всего аудит.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС


1

050700 Педагогика

Профиль: Технологии подготовки специалиста дошкольного образования



3

5

72

36

18

18




36

зачет


8. Содержание дисциплины (модуля)
Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

1

Сравнительная педагогика как отрасль педагогической науки и учебная дисциплина

/

2

2







/













2

Тенденции развития образования в современном мире




4

4






















3

Средняя школа за рубежом




6

6






















4

Частный сектор образования за рубежом




2

2






















5

Современное состояние и тенденции развития вычшей школы за рубежом




4

4







































































































































































Примечание: Вариант 1 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской
программы).

Вариант 2 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы).

9. Содержание разделов дисциплины (модуля)
(указать краткое содержание раздела (темы) с обязательным указанием номера раздела (темы).

1.Сравнительная педагогика как отрасль педагогической науки и учебная дисциплина

Предмет и место сравнительной педагогики в системе педагогических наук.

Этапы развития сравнительной педагогики.

Задачи сравнительной педагогики.

Методы сравнительно педагогических ислледований.

2.Тенденции развития образования в современном мире

Общая характеристика развития образования в конце 20 начало21 вв.

Управление образованием и его финансирование.

Дифференцированное обучение

Медиаобразования

Болонский процесс



3.Средняя школа за рубежом

Реформы образовательной школы (70-90 гг ХХ века

Нациоангальные системы школьного образования

Академическая школа (гимназия,лицей) в ситеме непрерывного образования

Система оценки знаний учсащихся в средней школе

Приоритеты школьного воспитания



4.Частный сектор образования за рубежом

Роль и место частной школы в системе образования

Частные школы в странах Западной Европы

Элитарная школа в США

Частные вузы

5Современное состояние и тенденции развития высшей школы за рубежом

Характеристика высшей школы стран Запада

Многоуровневая система подготовки кадров

Высшая школа и проблема качества образования




  1. Темы для самостоятельного изучения




№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

1.Сравнительная педагогика как отрасль педагогической науки и учебная дисциплина

Подготовка со-

общения по ис-

тории станов-

ления компара-

тивистики

…..





- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

……Текущий Устное

выступле-

ние


2

Тенденции развития образования в современном мире

Изучение и

анализ научных

статей




Текущий Письм.

обзор


3

3.Средняя школа за рубежом

Изучение инно-

вационных мо-

делей образова-

ния
Подготовка

доклада по од-

ной из стран







Текущий Презента-

ция


Сравни-

тельный


анализ

учебных


плано

4

Частный сектор образования за рубежом

Подготовка

доклада по од-

ной из стран





Текущий Презента-

ция


5

Современное состояние и тенденции развития высшей школы за рубежом

Изучение инно-

вационных мо-

делей образова-

ния
Подготовка

доклада по од-

ной из стран






Текущий Презента-

ция


Сравни-

тельный


анализ

учебных


плано

Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9.


11. Образовательные технологии: лекция-диалог,семинары и практикумы,мозговой штурм,»папка» с входящими материалами,метод анализа кейсов, педагогический анали видеоматериалов ,педагогическая мастерская.

Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

1.

Лекция диалог

2.

дискуссия

…3

Кейс -метод

4

Кейс метод,педагогическая мастерская

5

Обсуждение и педагогический анализ фильма «Общество мертвых поэтов»


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Лекция1

Тема. Сравнительная педагогика как отрасль педагогической науки и педагогическая дисциплина.

План.

1.Предмет и место сравнительной педагогики в системе педагогических наук.

2.Этапы развития сравнительной педагогики.

3.Задачи сравнительной педагогики.

4.Методы сравнительно педагогических ислледований.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие функции сравнительной педагогики вы считатете приоритетными

2. Каковы важнейшие проблемы компаративистики.

Семинар1


Семинар № _1_

Тема: Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики


  1. Предпосылки возникновения сравнительной педагогики.

  2. Начальный этап развития сравнительной педагогики:

      1. Франция;

      2. Германия

      3. США;

      4. Англия;

      5. Россия.

  3. Становление сравнительной педагогики как науки:

      1. появление международных и национальных научных и информационных учреждений;

      2. разработка методологических и теоретических проблем сравнительной педагогики

  4. 4.Современное состояние развития сравнительной педагогики.

  5. Подходы к построению знания в сравнительной педагогике: исторический, системный.

  6. Методы научного исследования в сравнительной педагогике:

      1. изучение источников;

      2. изучение статистических данных;

      3. изучение литературы;

      4. беседа и интервью;

      5. сравнительные метод.


ЛИТЕРАТУРА



  • Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : учебное пособие для университетов, педагогических институтов, институтов повышения квалификации работников образования / Б. В. Вульфсон, З. А. Малькова .— М. ; Воронеж : Институт практической психологии : МОДЭК, 1996 .— 256 с. — (Библиотека педагога-практика) .— Библиогр.: с. 254

  • Джуринский, Александр Наумович. Сравнительная педагогика : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский .— М. : Академия, 1998 .— 171 с. — (Педагогическое образование) .— Библиогр.: с. 169-170

  • Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : История и современные проблемы / Б.Л.Вульфсон .— М. : Изд-во УРАО, 2003 .— 232 с. — н .— Библиогр.:с.231.

  • Вульфсон, Б. Сравнительная педагогика : [Спецкурс] // Мое Отечество .— . — 1998 .— N1 .— С.77-91.

  • Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания // Педагогика .— . — 1998 .— N2 .— С.79-89.

  • Бауэр, В. Э. К вопросу о необходимости курса "Сравнительная педагогика" в подготовке будущих учителей и воспитателей / В. Э. Бауэр // Школа .— . — 2000 .— N 2 .— С. 25-27.

  • Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : учебное пособие для университетов, педагогических институтов, институтов повышения квалификации работников образования / Б. В. Вульфсон, З. А. Малькова .— М. ; Воронеж : Институт практической психологии : МОДЭК, 1996 .— 256 с. — (Библиотека педагога-практика) .— Библиогр.: с. 254 .— ISBN 5-89395-010-0.

  • Джуринский, Александр Наумович. Сравнительная педагогика : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский .— М. : Академия, 1998 .— 171 с. — (Педагогическое образование) .— Библиогр.: с. 169-170 .

  • Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : История и современные проблемы / Б.Л.Вульфсон .— М. : Изд-во УРАО, 2003 .— 232 с. — н .— Библиогр.:с.231 .

  • Боревская, Н. Е. Россия и мир : XII Всемирный конгресс по сравнительной педагогике / Н. Е. Боревская // Педагогика .— . — 2005 .— № 2 .— С. 3-12 .— ISSN 0869-561X .— Библиогр.: с. 12

  • Джуринский, А. Сравнительная педагогика: проблемы и перспективы // Педагогика.-1996.-N6. — . — С.118-119.

  • Краевский, В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика .— . — 1997 .— N4 .— С.113-118.

  • Вульфсон, Б. Сравнительная педагогика : [Спецкурс] // Мое Отечество .— . — 1998 .— N1 .— С.77-91.

  • Тагунова, И.А. Международное исследование : частный вопрос или новая отрасль знаний в образовании // Magister .— . — 1996 .— N5 .— С.60-70.

  • Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания // Педагогика .— . — 1998 .— N2 .— С.79-89.

  • Вульфсон, Б. Л. Педагогическая компаративистика российского зарубежья (1920 - 1930 гг. / Б. Л. Вульфсон // Педагогика .— . — 2001 .— N 2 .— С. 88-95 .— Библиогр.: 17 назв.

  • Бауэр, В. Э. К вопросу о необходимости курса "Сравнительная педагогика" в подготовке будущих учителей и воспитателей / В. Э. Бауэр // Школа .— . — 2000 .— N 2 .— С. 25-27.

  • Вульфсон, Б. Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика .— . — 2002 .— N 2 .— С. 70-80 .— Библиогр.: с. 80 (8 назв.).

  • Супрунова, Л. Методологические проблемы сравнительной педагогики // Педагогика .— . — 2002 .— N 2 .— С. 107-110.

  • Корсак, К. Нужна ли нам сравнительная педагогика? // Нар. образование .— . — 2003 .— N 8 .— С. 40-45.

Учебные задания:

  1. Определите ведущие тенденции развития сравнительной педагогики на разных этапах её становления как науки. С какими задачами развития сравнительной педагогики как науки были связаны эти тенденции?


Лекция 2-3

Тема: Тенденции развития образования в современном мире

План.

    1. Общая характеристика развития образования в конце ХХ века.

    2. Управление образованием и его финансирование.

    3. Дифференциация обучения.

    4. Дистанционное обучениею

    5. Медиаобразование.

    6. Четвертая реформа образования в России.

Вопросы и задания.

1.Назовите основные тенденции развития образования в современном мире.

2.Охарактеризуйте две исторические системы управления образованием мире.

3.Что вы понимаете под дифференциацией образования.



Семинары 2-3

Тема: Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и другие)

  1. Типы регионов в современном мировом образовательном пространстве.

  2. Ступени образования высокоразвитых стран.

  3. Модели и концепции образования:

      1. традиционная (Франция, США);

      2. рационалистическая (Германия, США);

      3. феноменологическая (США) модели образования;

      4. концепция общего среднего образования (В.В. Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин);

      5. концепция формирования способностей приобретать новые знания (Такеда Масанао, Судзуки Синичи).

  4. Результаты образованности в разных странах.

  5. Эволюция образовательных программ в разных странах.

  6. Дифференциация образования и обучения.


ЛИТЕРАТУРА



  1. Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : учебное пособие для университетов, педагогических институтов, институтов повышения квалификации работников образования / Б. В. Вульфсон, З. А. Малькова .— М. ; Воронеж : Институт практической психологии : МОДЭК, 1996 .— 256 с. — (Библиотека педагога-практика) .— Библиогр.: с. 254

  2. Джуринский, Александр Наумович. Сравнительная педагогика : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский .— М. : Академия, 1998 .— 171 с. — (Педагогическое образование) .— Библиогр.: с. 169-170

  3. Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : История и современные проблемы / Б.Л.Вульфсон .— М. : Изд-во УРАО, 2003 .— 232 с. — н .— Библиогр.:с.231.

  4. Логинова, Н. Педагогика индивидуальной поддержки: в Лондоне, Париже и в Москве : путешествие дилетанта "галопом по Европам" / Н. Логинова // Школьные технологии .— . — 2006 .— № 2 .— С. 32-38.

  5. Нестеров, А. А. Цели и содержание физического воспитания учащихся общеобразовательных школ стран Азии : (Япония, Корея, Китай) / А. А. Нестеров, М. Н. Забурдаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка .— . — 2006 .— № 6 .— С. 57 .— Библиогр.: с. 61 (5 назв.).

  6. Амит, М. Израиль: психологические проблемы учителей - репатриантов из СССР // Педагогика .— . — 2003 .— N 3 .— С. 89-94.

  7. Боревская, Н.Е. Китайская модель образования в азиатском контексте // Педагогика .— , 1997 .— N3.

  8. Малькова, З.А. Американская школа в оценке общественности // Педагогика .— . — 1997 .— N4 .— С.108-112.

  9. Мясников, В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ // Педагогика .— . — 1999 .— N 1 .— С. 85-89.

  10. Фуряева, Т. В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт // Дефектология .— . — 1999 .— N 1 .— С. 64-70.

  11. Вульфсон, Б. Л. Высшее образование на Западе на пороге ХХI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика .— . — 1999 .— N 2 .— С. 84-95.

  12. Микаберидзе, Г. В. Исследования проблем образования в Южной Корее // Педагогика .— . — 1999 .— N 2 .— С. 96-102.

  13. Малькова, З. А. Разорванное образовательное пространство // Педагогика .— . — 1999 .— N 5 .— С. 103-110.

  14. Ягхи, Х. М. Компьютерное обучение в Ливане: сравнение с некоторыми странами // Перспективы: сравн. исслед. в обл. образования .— . — 1998 .— Т. ХХVII, N 2 .— С. 130-142.

  15. Лысова, Е. Б. Проблемы содержания образования во французской педагогике // Педагогика .— . — 1999 .— N 3 .— C. 101-108.

  16. Ермольева, Э. Г. Развитие высшего образования в Латинской Америке // Педагогика .— . — 1999 .— N 3 .— C. 109-117.

  17. Шенле, А. Школа российская и школа западная: найдите десять отличий // Литература: Прил. к газ. "Первое сент." .— . — 2003 .— 8-15 июня (N 22) .— С. 7-10.

  18. Гершунский, Б. С. Россия - США: навстречу друг другу : [Сравнительный анализ образовательных систем двух стран] // Педагогика .— . — 2003 .— N 4 .— С. 88-94.

  19. Ямбург, Е. Ш. Сравнительная таблица отечественной (действующей) и зарубежной (вальдорфской) социально - педагогических систем // Завуч нач. шк. — . — 2003 .— N 5 .— С. 5-7.

  20. Рогачева, Е. Ю. Педагогика Дж. Дьюи в контексте разных культур // Педагогика .— . — 2003 .— N 8 .— C. 88-96 .— Библиогр.: c. 96 (15 назв.).

  21. Фуряева, Т. В. Россия и Германия: развитие коррекционной педагогики // Педагогика .— . — 2003 .— N 7 .— С. 98-104 .— Библиогр.: с.103-104 (16 назв.).

  22. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2003. 304с.



Лекции 4-6

Тема Средняя школа за рубежом

План

1. реформы общеобразовательной школы (70-90-е ггХХв.)

2.Национальные системы школьного образования.

3.академическая школа (гимназия,лицей) в системе непрерывного образования.

4. Система оценки знаний учащихся в средней школе

5 Приоритеты школьного воспитания.

6. Концепция модернизации российского образования до 2010г.

Вопросы и задания

Какие типы реформ выделяют специалисты применительно к опыту стран Центральной ти Восточной Европы?

Каковы на ваш взгляд условия успешного проведения школьной реформы


    1. Семинары 4-6

"Новые школы» ХХ столетия


  1. Международные колледжи.

  2. Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия:

1.Школа М.П.Щетинина.

2.Школа для жизни и через жизнь» (О.Декроли, Бельгия);

3."Школа делания» (Д.Дьюи, США), «Лабораторная школа» (Д.Дьюи, США), «Игровая школа» (К.Пратт), «Детская школа» (М.Наумберг), «Органическая школа» (М.Джонсон);

4. Школа-парк.

4. Школа А.Нейла



    1. Вальдорфская школа (Р.Штайнер, Германия);

    2. Школа, организованная в соответствии с «методом проектов» (У.Килпатрик, В США, Б.Рассел в Великобритании);

    3. школы, работающие по «дальтон-плану» (Англия, США);

    4. «Открытые школы» (Великобритания);

    5. «Круглогодичные школы (США);

    6. «Неградуированные школы» (США).

3. Коллективный просмотр и обсуждение фильма «Общество мертвых поэтов!
ЛИТЕРАТУРА



  1. Бордовская Н.В., А.А.Реан Педагогика. – СПб., 2003. 304с.

  2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня./ Ред. сост. Е. И. Соколова / под общ. Ред. Д.П.Н. Н. Л. Селивановой – М. , 1998.

  3. Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : учебное пособие для университетов, педагогических институтов, институтов повышения квалификации работников образования / Б. В. Вульфсон, З. А. Малькова .— М. ; Воронеж : Институт практической психологии : МОДЭК, 1996 .— 256 с. — (Библиотека педагога-практика) .— Библиогр.: с. 254

  4. Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : История и современные проблемы / Б.Л.Вульфсон .— М. : Изд-во УРАО, 2003 .— 232 с. — н .— Библиогр.:с.231.

  5. Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : История и современные проблемы / Б.Л.Вульфсон .— М. : Изд-во УРАО, 2003 .— 232 с. — н .— Библиогр.:с.231 .

  6. Лысова, Е. Б. Проблемы содержания образования во французской педагогике // Педагогика .— . — 1999 .— N 3 .— C. 101-108.

  7. Газман, О. "Болезнь новизны" в образовании: российский и американский варианты / О. Газман // Нар. образование .— . — 2001 .— N 1 .— С. 111-113.

  8. Шенле, А. Школа российская и школа западная: найдите десять отличий // Литература: Прил. к газ. "Первое сент." .— . — 2003 .— 8-15 июня (N 22) .— С. 7-10.

  9. Гершунский, Б. С. Россия - США: навстречу друг другу : [Сравнительный анализ образовательных систем двух стран] // Педагогика .— . — 2003 .— N 4 .— С. 88-94.

  10. Ямбург, Е. Ш. Сравнительная таблица отечественной (действующей) и зарубежной (вальдорфской) социально - педагогических систем // Завуч нач. шк. — . — 2003 .— N 5 .— С. 5-7.

  11. Рогачева, Е. Ю. Педагогика Дж. Дьюи в контексте разных культур // Педагогика .— . — 2003 .— N 8 .— C. 88-96 .— Библиогр.: c. 96 (15 назв.).

Супрунова, Л. Л. Концепция интегральной педагогики Ауробиндо Гхоша // Педагогика .— . — 2003 .— N 9 .— С. 95-103 .— Библиогр.: с. 103 (28 назв.).

Лекция 7

Тема: Частный сектор образования за рубежом

План.

1.Роль и место частной школы в системе образования

2.Частные школы в странах Западной Европы

3.Элитарная школа США

4. Частные вузы.

Вопросы и задания

1.Что такое частная школа.

2. Какие модели частных школ вам известны

\3.Перечислите характерные черты организации учебного процесса в частной школе.

Семинар 7.

Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.



  1. Понятие об инновациях. Технократические и гуманистические подходы в зарубежном педагогическом поиске.

  2. Типы инновационных подходов в обучении.

  3. Инновационные черты дидактических поисков.

  4. Технологические и поисковые модели обучения.

  5. Инновационные модели работы с одаренными детьми.

ЛИТЕРАТУРА

Левитес Д.Г. Автодидактика. -М.,2004г.



  1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига, 1995. 176с.

  2. Логинова, Н. Педагогика индивидуальной поддержки: в Лондоне, Париже и в Москве : путешествие дилетанта "галопом по Европам" / Н. Логинова // Школьные технологии .— . — 2006 .— № 2 .— С. 32-38.

  3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня./ Ред. сост. Е. И. Соколова / под общ. Ред. Д.П.Н. Н. Л. Селивановой – М. , 1998.

  4. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. – СПб., 2005. 434с.

  5. Бордовская Н.В., А.А.Реан Педагогика. – СПб., 2003. 304с.


Учебные задания:

  1. Выделите виды деятельности, на основе которых реализуются технократический и гуманистический подход к обучению, а также их цели и ориентиры деятельности педагогов и учащихся.

  2. Какими основными чертами обладает модель воспроизводимого учебного цикла с воспроизводимыми учебными результатами и модель обучения как творческого поиска?

  3. Какой критерий лежит в основе классификации моделей?

  4. В чем появляется специфика характера учебной деятельности в разных моделях обучения?

  5. В чем проявляется общность и специфика моделей и методов обучения?

Лекции 8-9

Тема: Современное состояние и тенденции развития вычшей школы за рубежом

1.Характеристика высшей школы развитых стран Запада.

2.Многоуровневая система подготовки кадров


    1. Высшая школа и проблемы качества образования.

Вопросы и задания

1.какие традиции внесли старейшие вузы великобритании-Оксфорд и Кембридж-в практику работы британской высшей школы.

2.Назовите характерные черты американской высшей школы. В чем вы видите ее достоинства и недостатки.


Семинар 8
Тема: Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и другие)

1.Ступени образования высокоразвитых стран.

2.Модели и концепции образования:

традиционная (Франция, США);

рационалистическая (Германия, США);

феноменологическая (США) модели образования;

концепция общего среднего образования (В.В. Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин);

концепция формирования способностей приобретать новые знания (Такеда Масанао, Судзуки Синичи).



  1. Результаты образованности в разных странах.



ЛИТЕРАТУРА



  1. Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : учебное пособие для университетов, педагогических институтов, институтов повышения квалификации работников образования / Б. В. Вульфсон, З. А. Малькова .— М. ; Воронеж : Институт практической психологии : МОДЭК, 1996 .— 256 с. — (Библиотека педагога-практика) .— Библиогр.: с. 254

  2. Джуринский, Александр Наумович. Сравнительная педагогика : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский .— М. : Академия, 1998 .— 171 с. — (Педагогическое образование) .— Библиогр.: с. 169-170

  3. Вульфсон, Борис Львович. Сравнительная педагогика : История и современные проблемы / Б.Л.Вульфсон .— М. : Изд-во УРАО, 2003 .— 232 с. — н .— Библиогр.:с.231.

  4. Логинова, Н. Педагогика индивидуальной поддержки: в Лондоне, Париже и в Москве : путешествие дилетанта "галопом по Европам" / Н. Логинова // Школьные технологии .— . — 2006 .— № 2 .— С. 32-38.

  5. Нестеров, А. А. Цели и содержание физического воспитания учащихся общеобразовательных школ стран Азии : (Япония, Корея, Китай) / А. А. Нестеров, М. Н. Забурдаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка .— . — 2006 .— № 6 .— С. 57 .— Библиогр.: с. 61 (5 назв.).

  6. Амит, М. Израиль: психологические проблемы учителей - репатриантов из СССР // Педагогика .— . — 2003 .— N 3 .— С. 89-94.

  7. Боревская, Н.Е. Китайская модель образования в азиатском контексте // Педагогика .— , 1997 .— N3.

  8. Малькова, З.А. Американская школа в оценке общественности // Педагогика .— . — 1997 .— N4 .— С.108-112.

  9. Мясников, В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ // Педагогика .— . — 1999 .— N 1 .— С. 85-89.

  10. Фуряева, Т. В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт // Дефектология .— . — 1999 .— N 1 .— С. 64-70.

  11. Вульфсон, Б. Л. Высшее образование на Западе на пороге ХХI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика .— . — 1999 .— N 2 .— С. 84-95.

  12. Микаберидзе, Г. В. Исследования проблем образования в Южной Корее // Педагогика .— . — 1999 .— N 2 .— С. 96-102.

  13. Малькова, З. А. Разорванное образовательное пространство // Педагогика .— . — 1999 .— N 5 .— С. 103-110.

  14. Ягхи, Х. М. Компьютерное обучение в Ливане: сравнение с некоторыми странами // Перспективы: сравн. исслед. в обл. образования .— . — 1998 .— Т. ХХVII, N 2 .— С. 130-142.

  15. Лысова, Е. Б. Проблемы содержания образования во французской педагогике // Педагогика .— . — 1999 .— N 3 .— C. 101-108.

  16. Ермольева, Э. Г. Развитие высшего образования в Латинской Америке // Педагогика .— . — 1999 .— N 3 .— C. 109-117.

  17. Шенле, А. Школа российская и школа западная: найдите десять отличий // Литература: Прил. к газ. "Первое сент." .— . — 2003 .— 8-15 июня (N 22) .— С. 7-10.

  18. Гершунский, Б. С. Россия - США: навстречу друг другу : [Сравнительный анализ образовательных систем двух стран] // Педагогика .— . — 2003 .— N 4 .— С. 88-94.

  19. Ямбург, Е. Ш. Сравнительная таблица отечественной (действующей) и зарубежной (вальдорфской) социально - педагогических систем // Завуч нач. шк. — . — 2003 .— N 5 .— С. 5-7.

  20. Рогачева, Е. Ю. Педагогика Дж. Дьюи в контексте разных культур // Педагогика .— . — 2003 .— N 8 .— C. 88-96 .— Библиогр.: c. 96 (15 назв.).

  21. Фуряева, Т. В. Россия и Германия: развитие коррекционной педагогики // Педагогика .— . — 2003 .— N 7 .— С. 98-104 .— Библиогр.: с.103-104 (16 назв.).

  22. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2003. 304с.



Семинар 9

Тема: Идеи Болонского процесса



  1. Причины Болонского процесса. Болонская декларация и другие нормативные документы о высшем образовании.

  2. Цели и задачи болонских соглашений. Зона европейского высшего образования.

  3. Принципы и приоритеты создания единого европейского высшего образования.

  4. Ключевые вопросы единого европейского высшего образования.

  5. Роль университетов в образовании.

  6. Продвижение болонского процесса.

  7. Достижения болонского процесса.


ЛИТЕРАТУРА



  1. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. – СПб., 2005. 434с.

  2. Батюкова, З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство:( сравнительная педагогика // Педагогика.-1996.-N3. — . — С.98-102.

  3. Мясников, В. В контексте модернизации образования / В. Мясников // Учитель .— . — 2005 .— № 6 .— С. 23-27.

  4. Алферов, Ю.С. Совет Европы и образование : [Сравнит. педагогика] // Педагогика .— . — 1998 .— N7 .— С.100-110.

  5. Мельникова, Е. На пороге ХХI века : [Субъективные заметки о высшем образовании] // Высшее образование в России .— . — 1998 .— N4 .— С.12-21.

  6. Мясников, В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ // Педагогика .— . — 1999 .— N 1 .— С. 85-89.

  7. Вульфсон, Б. Л. Высшее образование на Западе на пороге ХХI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика .— . — 1999 .— N 2 .— С. 84-95.

  8. Малькова, З. А. Разорванное образовательное пространство // Педагогика .— . — 1999 .— N 5 .— С. 103-110.

  9. Егоршин, А. Прогноз : О перспективах образования в России // Высш. образование в России .— . — 2000 .— N 4 .— С. 17-30 .— Библиогр.: с. 30 (3 назв.).

  10. Корсак, К. Стандарты среднего образования - от национальных к международным : [Системы сред. образования в России и Европе] // Нар. образование .— . — 2002 .— N 5 .— С. 42-50.




  1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
    (модуля)


Основная и дополнительная литература представлена выше.

Электронные образовательные ресурсы
1. Н.А.Менчинская. Проблемы обучения, воспитания и развития ребенка

http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/annot/annot_9_1

3.html

2. Каталог образовательных Интернет - ресурсов по начальной школе



http://catalog.vlgmuk.ru/?8.42.0.0.5.0.0

3. Одаренность в младшем школьном и подростковом возрасте

http://psi.lib.ru/detsad/sbor/lfso.htm

4. Каталог образовательных ресурсов http://window.edu.ru/window?

p_frubr=1.2&p_mode=1&p_rid=9735&p_rubr=2.1.30

5. Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru/



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)


I. Записи на дисках CD – RW:

- Дети Индиго - научно-популярный фильм. - М.: Межд.центр Рерихов,

2006.

- Материалы педагогических чтений. М.: Межд. центр гуманной педа-



гогики Ш. Амонашвили, 2005,2008.

- А:\СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА\ Оренбургский ИПК. htm



II. Презентации

1. Тема: Сравнительная педагогика: предмет и задачи

2. Тема: Экология детства (сопоставительный анализ проблем, идей и

мнений


3. Тема: Сравнительная педагогика как фактор формирования про-

фессионального мышления

4. Тема: Современные проблемы воспитания в компаративистике

5. Тема: Современное состояние и тенденции развития высшей шко-



лы стран запада.

Видеофильмы


  1. Оценочные средства

Контрольные вопросы и задания для текущего контроля успеваемости представлены выше в каждой теме.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Специфика сравнительной педагогики как науки: её предмет, объект, задачи.

  2. Основные этапы развития сравнительной педагогики.

  3. Подходы к изучению предмета сравнительной педагогики

  4. Методы изучения сравнительной педагогики: изучение источников, изучение литературы, беседа, сравнительный анализ.

  5. Тенденции развития образования в мире.

  6. Основные реформы образования.

  7. Ведущие идеи Болонского процесса.

  8. Права учащихся на образование: международный опыт.

  9. Особенности организации международных форм образования.

  10. Своеобразие образования в США.

  11. Своеобразие образования в Германии.

  12. Своеобразие образования во Франции.

  13. Своеобразие образования в Англии.

  14. Своеобразие образования в Японии.

  15. Инновационные модели обучения.

  16. Международные стандарты эффективности деятельности системы образования.

  17. Специфика подготовки педагогов за рубежом.

  18. Особенность деятельности международных культурных и образовательных центров в России.

Тематика рефератов

  1. Концепции сравнительной педагогики и их влияние на современную практику образования.

  2. Историография развития сравнительной педагогики.

  3. Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах.

  4. Использование мировой школой опыта нетрадиционного воспитания и обучения в 20-30-е годы ХХ века.

  5. Школьные реформы 60-80-х годов ХХ века в странах мира: уроки и результаты.

  6. "Спутниковый шок" в странах Запада.

  7. Реформы гимназического и лицейского образования в Европе в конце ХХ века.

  8. Реформирование университетского образования в странах Центральной и Восточной Европы (90-е годы ХХ века).

  9. Авторитарные и гуманистические тенденции в практике школьного воспитания в современном мире.

  10. Общечеловеческое и национальное в школьном воспитании.

  11. Опыт использования технологий дистанционного обучения в средней и высшей школе (на примере одной или нескольких стран).

  12. Поиски новой модели школьного образования за рубежом.

  13. Управление системой образования: современные подходы.

  14. Революция технических средств обучения и воспитания за рубежом и в России.

  15. Проблема гарантии права на образование в школах ведущих стран мира.

  16. Разработка стандартов в области школьного образования: зарубежный опыт.

  17. Зарубежные педагоги о современной школе.

  18. Современные дидактические концепции на Западе и в России: сравнительный анализ.

  19. Дифференциация обучения в средней школе: сравнительный анализ мирового опыта.

  20. Проблема оценки образовательных достижений школьников в средней школе.

  21. Частное образование: плюсы и минусы.

  22. Характеристика частной школы одной из стран (по выбору).

  23. Современные зарубежные концепции школьного воспитания.

  24. Приоритеты школьного воспитания: анализ современных подходов.

  25. Поликультурное воспитание: концепция, содержание, формы и методы.

  26. Система работы с одаренными детьми за рубежом: опыт, проблемы и перспективы.

  27. Борьба с девиантным поведением школьников в зарубежной школе (на примере одной или нескольких стран).

  28. Болонский процесс: нужен ли он России?

  29. Современный университет и приоритеты его развития.

  30. Специфика работы престижных вузов мира.

  31. Тенденции развития дополнительного образования в странах мира.

  32. Разработка зарубежными исследователями теоретических вопросов образования взрослых. Андрагогика.

  33. Концепция непрерывного образования: становление, сущность, примеры реализации в практике.

  34. Сравнительный анализ национальных систем подготовки педагогических кадров.

  35. Система повышения квалификации учителей за рубежом: сравнительный анализ.

  36. Педагогическое образование в США, Японии и России: сравнительный анализ.

  37. Западные педагоги об идеальном учителе (модель, качества, необходимые для успешной работы).

  38. Особенности развития современной педагогической науки за рубежом.

  39. Учет зарубежного опыта в деятельности российских учебных заведений.

  40. Механизмы внедрения педагогического опыта.


Примерная тематика курсовых работ.

  • Общие и особенные черты школьных систем стран Запада.

  • Общие и особенные черты школьных систем стран Востока.

  • Сравнительный анализ школьных систем России и США.

  • Сравнительный анализ школьных систем России и Англии.

  • Сравнительный анализ школьных систем России и Германии.

Сформированность базовых и ключевых компетентностей выявляется в ходе работы на семинарах и практических занятиях по подготовленным заранее вопросам (представлены выше)



  1. Методические указания по изучению дисциплины

Основное предназначение курса сформировать базовую культуру будущего педагога (преподавателя), позволяющую ему овладеть основными концепциями, системами и методиками зарубежного образования. В ходе реализации программы студенты должны познакомится с зарубежными системами воспитания и образования и провести их сравнительный анализ. Полученные в ходе реализации курса знания позволят сформировать у него объективно важные качества, обеспечивающие профессиональное становление будущего специалиста, оптимальное сочетание которых, позволит ему адаптироваться в профессиональной деятельности в ходе модернизации современного образования.

Технология изучения курса «Сравнительная педагогика» характеризуется тем, что с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание зарубежных воспитательных и образовательных систем. В качестве основной характеристики общей педагогической подготовки педагога-психолога с использованием форм и методов контекстного обучения является то, что усвоение абстрактных по своей сути психолого-педагогических знаний «наложено на канву» (А.А.Вербицкий) профессионально-педагогической деятельности, что обеспечивает студенту их осмысленность и усвоение как средства ее осуществления и регуляции. Сущность контекстного обучения применительно к условиям общей педагогической подготовки состоит в деятельностной реконструкции профессиональной деятельности в ее предметном и социальном аспектах. Модель целостного содержания профессионально-педагогической деятельности представлена системой профессиональных проблем, задач и функций зарубежного педагогического опыта, получающих свое отражение в совокупности учебных, квазипрофессиональных и учебно-профессиональных проблем, задач и заданий, все более приближающихся к концу вузовского обучения к своему прототипу. Создаваемые в учебной аудитории модели призваны выступить средством познания студентами оригинала – осваиваемых систем воспитании и образования в мире и основных тенденций его развития – его структуры, содержания, динамики, организационных форм, ценностей и норм, предметных задач.

Профессиональным контекстом в процессе изучения курса выступает совокупность зарубежных образовательных моделей, дидактических и воспитательных задач, организационных форм и методов профессиональной деятельности педагога, ситуаций социально-психологического взаимодействия специалистов, регулируемого ценностно-нормативной системой педагогической деятельности.

Общая педагогическая подготовка студента осуществляется не только в контексте его будущей деятельности, но и в контексте профессиональных действий работающего с ними преподавателя. Студент, выступая субъектом обучения, видит перед собой образец педагогической деятельности. Деятельность преподавателя и осуществляемый им учебный процесс становятся естественным контекстом профессиональной деятельности будущих педагогов. Довузовский опыт студентов, становясь объектом профессионально-педагогического анализа, также задает контекст их подготовки. Таким образом, подготовка будущего бакалавра (магистра) ведется в контексте предшествующей, настоящей и будущей деятельности студентов, что приводит в движение психологические механизмы рефлексии, актуализации и антиципации. Иными словами, студенты, анализируя опыт своего обучения, обучаясь и обучая, учатся учить.





  1. Содержательный компонент теоретического материала



Основные тезисы.

Основные тезисы.

Тема Предмет и место сравнительной педагогики в ситеме педагогически наук.


  1. Сравнительная педагогика - область пед.науки,которая изучает в сопоставительном плане состояние ,закономерности и тенденции развития пед.теории и практики в различных странах и регионах мира,соотношение их всеобщих тенденций,национальной и региональной специфики,выявляет способы и формы взаимообогащения национальных образовательных ситем путем использования ими зарубежного опыта.

  2. Термин СП впервые ввел в научный оброт француский учный Марк Антуан Жюльен в работе «набросок и предварительные заметки по сравниетльной педагогике»(1817),где был дан анализ школьно-педагогического опыта Франции и Швейцарии (практическая деятельность и педагогическая теория)

  3. Синоними:

Сравнительное образование (США,Англия,Канада,Австралия)

наука о сравнении образоватекльных систем (Германия)

Компаративистика


  1. Предмет.

Образовательные системы (сша)

факторы...на системы(Н. Хэнс,Англия)

образование и воспитание в сопоставлении (А.Джуринский)


  1. Этапы развития

5.1. Донаучный «путевые заметки»

5.2 80-е Х1Хвека:М. А.Жюльен. Важность сбора информации,термин,задачи.методы... Уш нский,Толстой,М.Арнольд изучали и описывали зарубежный опыт. Терминология.круг проблем.

5.3 конец Х1Х—началоХХвека.Появление международных организацийи:Международное бюро просвещения (координ.центр). Журналы «Ежегодник просвещения»(США), «Международный педагогический журнал»(Германия)

5.4. осмысление методологии СП (первая половинаХХ века) Первая книга П.Сандифорд. «СП»-1918г.), «иССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ «й 1933Г., л.кЭНДЕЛ, 1949г. Н.Хэнкс «Сравнительная педагогки». Классика .В них на столетие вперед определены предмет,проблемы , задачи и методика.

5.5. Пятый этап( ХХ-Х1) усиление связей СП с социологией,философией,историей.Создание медународных организаций,исследовательских центров:

Европейское общество сравнительной педагогики (Лондон 1961)

Общество сравнительной педагогики (Сша,1956)

Институт международных педагогических исследований (ФРГ)Институт сравнительной педагогики Австрия)...Кафедры СП,специализированные журналы «Comparative Education”. “Comaranive education Review”



  1. Развитие определялось и определяется следующими концепциями и идеями:

прямой перенос(малоэффективно)

через изучение оброазвательных систем -лучшее понимание мент алитета,политическую и экономическую модели развития (Кэндел и Хэнс).

Рассматривание образования как вклада в социальное, эконмическое и политическое будущее.

Большое влияние на сраувнительно-педагогические итсследования оказала теория конвергенции. При рассматривании опыта развития систем образования в странах с централизованной и децентрализованной системами управления образованием был сделан вывод о сближении образовательных систем в ближайшие десятилетия.

7. Задачи

7.1Информационно-аналитическая

7.2 Углубленный анализ ычленение общих,региональных и локальных тенденций развития образовательныхт систем

7.3 Коррекционная-на основе сопоставления с зарубежными аналогами давать рекомендацииорганам управления системы образования понаправлению и развитию.

7.4.Координирующая-0установление контактов и связей между специалистами и учреждениями,обмен обпытом,выработку общих подходов...интеграция в мировое образовательное пространство.

7.5 Прогностическая -планировать развитие с учет ом мировых тенденций

7.6.Избирательно-адаптивная- освоение и перенос позитивных наработок.

8. Методы сравнительно-педагогического исследования

СП-междисциплинарная наука. Не только педагогические методы,но и смежных наук:

описательный,

статистический-

Исторический-анализ особенностей развития образовательной системы или ее отдельного звена,педагогической проблемы

социологический предполагает анализ оценки соответствия организации образования потребностям общества на определенной ступени развития.



Сравнительный )основной)-выявление черт сходства и различия, общих и частных закономерностией,тенденции развития. Важный аспект-разработка показателей сравнения.

Не один метод как раньше, а комплекс.



Схема сравнительно педагогического исследования.

Описание и классификация педагогических фактов

Интерпретация и анализ

Предварительный сравнительный аналитз

синхронное сравнение по ранее разработанным критериям с целью проверки предположений.

Виды Сп- исследований:

Страноведческие-изучается образовательная система конкретной страны

Проблемные-анализ конкретных проблем образования и вариантов их решения (несколько или группа стран). Особо выделяют бинарные исследования.

Важнейшие проблемы современной компаративистики

Экономика образования

Политика и планирование в сфере образования

Дошкольное

начальное и среднее

высшее образование

преподавание и подготовка педагогических кадров

содержание образолвания

дистанционное обучение

образование взрослых

статистика по образованию




следующая страница >>


izumzum.ru