Учебника: И. М. Тронский «История античной литературы» с. 21-22, 226. А. А. Тахо-Годи «История античной литературы» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К рабочей программе дисциплины «Античная литература» Кафедра литературы... 1 46.01kb.
История русской литературы XI – XVIII вв 1 145.67kb.
Лега В. П. История античной философии 4 1224.87kb.
Темы рефератов по дисциплине: История и традиции актерского искусства... 1 54.38kb.
Пояснительная записка преподавание спецкурса «История зарубежной... 1 38.34kb.
Примерная программа дисциплины история отечественной литературы 2 282kb.
2 Цели освоения дисциплины 1 193.04kb.
Курс Т. Б. Бонч-Осмоловской «Актуальная риторика, или история и практика... 1 11.66kb.
История немецкой литературы; история еврейской культуры 1 436.43kb.
Олимпиадные задания 11 класс История и теория литературы, культура 1 140.01kb.
Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней... 1 364.8kb.
Отдел пропаганды и общественных связей Главного управления мчс россии... 1 27.71kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебника: И. М. Тронский «История античной литературы» с. 21-22, 226. А. А. Тахо-Годи - страница №1/1

План занятий по античной литературе.

Занятие №1.

Роль античности в развитии литературного процесса Западной Европы. Периодизация античной литературы. Мифологическое мышление.

Материалы учебника: И.М. Тронский «История античной литературы» с.21-22, 226. А.А. Тахо-Годи «История античной литературы» с.9-10, 264.



Задание к занятию: прочитать соответствующие разделы учебника, внести в словарь терминов понятия эллинский, эллинистический, классический, античный.
Занятие №2.

Античная мифология.

Лекция-коллоквиум.



Материалы к занятию А.Н. Кун «Мифы и легенды Древней Греции», разделы «мифология» в учебниках по античной литературе под ред. И.М. Тронского, А.А. Тахо-Годи, А.Ф. Лосева.

Задание к занятию: прочитать соответствующие разделы учебников, книгу А.Н. Куна. На основе материалов составить таблицу-схему генеалогии древнегреческого пантеона.

1. Этапы развития мифологического мышления. Фетишизм, анимизм, ранняя и поздняя героика. Особенности представлений о божествах на каждом этапе. Внести в словарь терминов понятия: фетишизм, анимизм, фитоморфизм, зооморфизм, антропоморфизм, герой, пантеон.

2. Источники сведений о древнегреческой мифологии. Авторы, названия произведений, сведения по мифологии, дошедшие до нас.

3. Представления о классическом олимпийском пантеоне. Атрибуты божеств, внешний вид, священные животные каждого из олимпийцев.

4. Классификация мифов по типу: тотемические, космогонические, аграрные, мифы о происхождении культурных благ, эсхатологические. Особенности групп мифов. Примеры мифов каждой группы. Определения каждой группы внести в словарь терминов.
ИМЕНА И ПОНЯТИЯ по теме «МИФОЛОГИЯ»

для толкования и объяснения на индивидуальном собеседовании

Хаос, Гея, Эрос, Тартар, Уран, метаморфоза, хтонизм, антропоморфизм, зооморфизм, фитоморфизм, мифология, дриады, ореады, нимфы, сатиры, нереиды, фетишизм, анимизм, Олимп, Понт, Океан, Тефия, Гиперион, Тейя, Гелиос, Эос, Селена, Крон, Рея, Иапет, Атлант, Прометей, Эпиметей, Мнемосина, Стикс, Геката, Тифон, Ехидна, Химера, Сфинкс, Кербер (Цербер), Гидра, сирены, гарпии, кентавры, амазонки, лапифы, Хирон, титаномахия, гекатонхейры, киклопы, Аид, Посейдон, Зевс, Гера, Гестия, Деметра, Метида, Афина, Фемида, оры, мойры (поименно), Геба, Персефона, музы (поименно), Диона, Афродита, Арес, Гефест, Лето (Латона), Аполлон, Артемида, Майя, Гермес, Семела, Дионис, Пан, Пандора, Асклепий, золотой век, серебряный век, медный век, век героизма, железный век, Девкалион и Пирра, Геркулесовы столбы, Орфей, Евридика, Илион, Менелай, Парис, Ахилл, Фетида, Пелей, Патрокл, Гектор, Андромаха, Леда, Елена, Приам, Гекуба, Эней, Анхиз, Эрида, Кассандра, Лаокоон, Агамемнон, Клитемнестра, Ифигения, Орест, Эгисф, Беллерофонт, Пегас, Персей, Даная, Андромеда, горгоны, Медуза, Дедал, Икар, Минос, Пасифая, Минотавр, лабиринт, Андромеда, Тезей, Федра, Ипполит, Ипполита, Геракл (с подвигами), Ио, Деянира, Ясон (с подвигами), Одиссей, Кирка, феаты, Скилла (Сцилла), Харибда, Полифем, Калипсо, Пенелопа, Итака, Телемак, Эдип, Иокаста, эринии, Сизиф, Тантал, Прокруст (прокрустово ложе), Дамокл (дамоклов меч), Пигмалион, Фаэтон, Эол, Зефир, дельфийский оракул, Сивилла, амброзия, рог изобилия, гекатомба, Эрида.



Внимание! Знать римские соответствия выделенным греческим богам.

Занятие №3. Лекция.

Эпос Древней Греции. Гомеровский эпос. «Илиада», «Одиссея». Гомеровский вопрос. Дидактический и пародийный эпос.



Задание к занятию: конспект главы учебника «Античная литература» Тронский И.М. стр. 34-61, или Лосев А.Ф. «Античная литература», стр. 34-62.

Внести в словарь терминов: эпос, героический эпос, пародийный эпос, дидактический эпос, аэды, рапсоды, гекзаметр, гомеровский вопрос, аналитики, унитарии, теория «ядра», теория «малых песен», «темные места», гомеровское раздолье, закон хронологической несовместимости, типические места.


Занятие №4. Практикум.

Мир и человек в гомеровском эпосе.

  1. Специфика эпоса как рода литературы:

А) определение эпоса как рода литературы;

Б) время создания эпических произведений;

В) история создания и записи поэм;

Г) материальная культура Древней Греции, ее отражение в поэмах;

Д) отражение мифологической картины мироздания древнего мира в поэмах.


  1. Композиция поэм Гомера:

А) сопоставление композиции «Илиады и Одиссеи;

Б) специфика создания образов в «Илиаде» и «Одиссее».



  1. Гомеровский вопрос:

А) сущность гомеровского вопроса, время его возникновения;

Б) «аналитики» и «унитарии» основные положения их теорий.



Задание к занятию (выполняется после практикума): анализ фрагмента поэмы. Цель анализа – выявить основные содержательные и стилистические особенности гомеровского эпоса на примере из текста поэмы. Отрывки для анализа выдаются индивидуально.
Гомер. Илиада. Фрагменты для чтения

Песнь I. 1 –32 (предыстория поэмы).

130 – 139 (ссора Агамемнона и Ахиллеса).

152 – 171 (гнев Ахиллеса).

571 –583 (речь Гефеста о распрях богов из-за смертных).

Песнь II. 134 – 141 (предыстория поэмы).

389 – 432 (жертвоприношение).

443 – 454 (Афина среди ахейцев).

Песнь III. 43 – 45 (характеристика Париса).

346 – 417 (сражение Париса и Менелая).

Песнь IV. 1 – 84 (совет богов).

444 – 456 (сражение троянцев и ахейцев).

Песнь V. 24 – 42 (подвиги Диомеда).

124 – 132 (вмешательство Афины).

330 – 444 (Диомед ранит Афродиту).

826 – 834 (Афина велит Диомеду убить Ареса).

850 – 898 (сражение Диомеда и Ареса).

Песнь VI. 494 – 502 (прощание Гектора с Андромахой).

ПесньVII. 244 – 282 (сражение Гектора с Аяксом).

421 – 442 (погребение убитых).

Песнь XI. 15 – 46 (подвиги Агамемнона).

54 – 121 (сражение ахейцев и троянцев).

Песнь XIII. 1 – 31 (воля Зевса).

345 – 360 (боги участвуют в битве).

540 – 575 (сражение).

Песнь XVI. 112 – 129 (Патрокл готовится к битве).

692 – 720 (подвиги Патрокла).

855 – 857 (смерть Патрокла).

Песнь XVIII. 478 – 616 (оружие Ахиллеса).

Песнь XIX. 357 – 391 (облачение Ахиллеса).

Песнь XX. 19 – 78 (битва богов).

259 – 352 (битва героев).

438 – 489

Песнь XXI. 385 – 525 (ссоры на Олимпе).

Песнь XXII. 25 – 89 (речь Приама).

131 – 366 (сражение Гектора и Ахилла).

395 – 515 (плач по Гектору).

Песнь XXIV. 1 – 595 (выкуп тела Гектора).


Гомер. Одиссея. Фрагменты для чтения

Песнь I. 1-21 (предыстория поэмы).

67-77 (Зевс о судьбе Одиссея).

275-293 (Афина дает совет Телемаху).

Песнь III. 248-277

303-312 (убийство Агамемнона).

Песнь IV. 495-537

550-569 (Нестор рассказывает о судьбах героев Троянской войны).

Песнь V. 1-20 (совет богов).

151-162 (Одиссей у нимфы Калипсо).

269-281 (строение Млечного Пути).

Песнь VII. 230-297 (Одиссей в доме Алкиноя).

Песнь IX. 34-36 (о родине).

105-537 (Одиссей у циклопа).

Песнь X. 210-512 (Цирцея).

Песнь XI. 84-139 (Одиссей в царстве мёртвых).

Песнь XII. 166-285 (сирены, Скилла и Харибда).

397-425 (кораблекрушение).

Песнь XXI. 42-79 (лук Одиссея).

410-454 (Одиссей натягивает лук).

Песнь XXII. 15-67 (убийство женихов Пенелопы).

Песнь XXIII. 205-241 (встреча Пенелопы и Одиссея).


Занятие №5. Лекция.

Древнегреческая трагедия. История жанра. Устройство античного театра. Творчество великих трагиков античности: Эсхила, Софокла, Еврипида.

Задание к занятию: по учебнику «Античная литература» А. Тахо-Годи (с. 93-148) или по учебнику И.М. Тронского (с.109-153) составить сопоставительную таблицу-обзор творчества великих трагиков античности. План таблицы: указать в колонках имена авторов, в строчках известные произведения, новаторские приемы, введенные каждым из трагиков, черты стиля каждого.




Эсхил

Софокл

Еврипид

Сохранившиеся произведения










Вклад в развитие театрального искусства










Индивидуальные особенности авторского стиля











Занятие №6. Практикум.

Античная трагедия.

Задание к занятию: прочитать трагедию Эсхила «Прометей прикованный», трагедию Софокла «Эдип-царь».

Прочитать фрагменты «Поэтики» Аристотеля, выделить положения философа об идеальной трагедии, основные понятия, которые вводит философ.



Внести в словарь определения терминов по теме:

Орхестра, скена, театр, парод, корифей, дифирамб, строфа, антистрофа, пролог, парод, эписодий, стасим, эксод, эпилог, катарсис, мимесис, перипетия, трагическое молчание, интрига, трагедия, бытовая драма,


План занятия

  1. Своеобразие жанра трагедии, её структура:

А) устройство античного театра;

Б) возникновение жанра;

В) структурные части трагедии.


  1. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный»:

А) мифологическая основа трагедии Эсхила «Прометей прикованный»;

Б) композиция трагедии;

В) приемы, используемые Эсхилом (трагическое молчание, роль монолога);

Г) роль хора в трагедии;

Д) проблематика трагедии: тема рока и воли, проблема власти и ее отражение в сюжете трагедии.


  1. Трагедия Софокла «Царь Эдип»:

А) мифологическая основа трагедии Софокла «Царь Эдип»;

Б) комплекс трагической вины в произведении Софокла;

В) проблема рока в трагедии;

Г) учение Аристотеля о трагедии: понятия катарсиса, мимесиса, перипетии;

Д) композиция трагедии: реализация единства действия, места и времени, приема перипетии;
Занятие №7. Лекция.

Античная комедия. Творчество Аристофана. Контрольная работа по античной мифологии.

Задание к занятию: повторить значение понятий, имен и сюжеты мифов по разделу «античная мифология». Прочитать комедию Аристофана «Лягушки».

В словарь терминов внести: агон, парабаса, мимы, флиаки.

Материал учебника: Античная литература под ред. И.М.Тронского с.158-165, Античная литература под ред. А.А. Тахо-Годи с.152-160

.

Занятие №8. Лекция.



Античная лирика классического периода. Виды и жанры античной лирики.

Задание к занятию: подготовить к проверке читательские дневники и словари терминов. В читательские дневники выписать 2-3 элегии, 2-3 стихотворения монодийной лирики.

В словарь терминов внести: песенная лирика, декламационная лирика, хоровая лирика, монодийная лирика, элегия, ямб, ямбический триметр, элегический дистих.

Материал учебника: Античная литература под ред. И.М.Тронского с.75-95, Античная литература под ред. А.А. Тахо-Годи с.83-91.
Занятие №9. Лекция.

Эллинистический период развития античной литературы. Новая комедия. Буколическая поэзия. Роман.

Материал учебника: Античная литература под ред. И.М.Тронского с.188-250, Античная литература под ред. А.А. Тахо-Годи с.191-225.



Задание к занятию: законспектировать Часть 1 «Греческий роман» и Часть 2 «Апулей и Петроний» из работы М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе»// Бахтин М.М. Литературно-художественные статьи. – М., 1986 или Бахтин М.М. Эпос и роман. – М., 2000.

В словарь терминов внести: эллинизм, александрийская поэзия, буколика, идиллия, эпиллий, роман, новоаттическая комедия, буколический.


Занятие №10. Практикум.

Коллоквиум по теме «Античный роман»

Задания к занятию:

Прочитать романы Лонга «Дафнис и Хлоя», Апулея «Метаморфозы».

Ознакомиться с материалом учебника: Античная литература под ред. И.М.Тронского с.250-259, с. 445-449, Античная литература под ред. А.А. Тахо-Годи с.251-258, с.407-413.
План занятия


  1. Специфика жанра романа периода Античности:

А) Время возникновения и классификация античных романов.

Б) «Канон» античного романа, основные сюжетные приемы, принципы создания и раскрытия характеров.



  1. Анализ романа Лонга «Дафнис и Хлоя»:

А) сюжет романа и отклонения от «канона».

Б) новаторство Лонга в раскрытии характеров главных героев;

В) «реализм» Лонга.


  1. Своеобразие стиля романа Апулея «Золотой осёл»:

А) сюжетная основа и особенности композиции романа;

Б) новаторство Апулея в области композиции и создания характеров;

В) роль вставных новелл в романе, значение сказки об Амуре и Психее для понимания смысла произведения;

Г) отражение кризиса языческого мифологического сознания в романе.


План занятий по античной литературе.
Занятие №11. Лекция.

Римская литература. Возникновение, периодизация, основные этапы развития.

Ранний этап развития римской литературы, римская комедия, творчество Плавта и Теренция.

Задание к занятию: прочитать комедии Плавта и Теренция, внести в словарь терминов понятия: эллинизация, тогата, паллиата, сатира, оратор. Заполнить читательский дневник.
Занятие №12. Лекция.

Латинская поэзия I века до н.э. Римские поэты-неотерики. Творчество Катулла.

Материал учебника: Античная литература под ред. И.М.Тронского с.337-345 Античная литература под ред. А.А. Тахо-Годи с.310-318.



Задание к занятию: подготовить к проверке словари терминов, добавить термины: неотерики, ученая поэзия, полиметры, инвективы, включить термины по пройденным темам.
Занятие №13. Лекция.

«Золотой век римской поэзии». Творчество Вергилия, Горация, Овидия.

Материал учебника: Античная литература под ред. И.М.Тронского с.346-398 Античная литература под ред. А.А. Тахо-Годи с.318-374.



Задание (выполняется после лекции): проанализировать стихотворение одного из римских поэтов, определить основные образы, выделить характерные черты творчества, отразившиеся в стихотворении (по вариантам).

Внести в словарь терминов: «Золотой» век, эклога, эподы, оды.


Занятие №14. Практикум.

Поэма Вергилия «Энеида».

  1. История создания эпической поэмы Вергилия:

А) биография поэта;

Б) место поэмы «Энеида» в творчестве Вергилия;

В) общая характеристика римской культуры эпохи Августа;

Г) идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа.



  1. Особенности проблематики и поэтики поэмы «Энеида»:

А) двухчастная структура поэмы, соответствие частей гомеровским источникам

Б) роль VI книги в общей композиции поэмы.

В) особенности создания характеров у Вергилия, их сопоставление с гомеровскими характерами.

Г) изображение богов в поэме Вергилия. Отражение римской мифологии в «Энеиде».

Д) тема рока и её роль в структуре поэмы.

Задание к занятию: конспект статьи М. Гаспарова «Вергилий или поэт будущего» // М. Гаспаров. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика. – СПб, 2000.
Прочитать поэму Вергилия «Энеида».

Отрывки для обязательного чтения:

Книга I. 102 – 124 (кораблекрушение).

257 – 279 (предсказание судьбы Энея).

586 – 593 (Эней и Дидона).

Книга II. 14 – 20, 35 – 66, 201 – 267 (описание коня, смерть Лаокоона).

263 – 269 (падение Трои).

Книга III. 491 – 523 (путешествие Энея в Италию).

Книга IV. 393 – 704 (Эней тайно покидает Италию. Смерть Дидоны).

Книга VI. 125 – 155 (предсказание Сивиллы).

450 – 476 (встреча Энея и Дидоны в царстве мёртвых).

719 – 751 (Анхиз рассказывает Энею о переселении душ).

756 – 853 (рассказ о потомках Энея).

Книга VII. 286 – 391 (Юнона расстраивает свадьбу Энея и Лавинии).

Книга VIII. 608 – 731 (доспехи Энея).

Книга X. 1 – 117 (совет богов).

Книга XII. 697 – 952 (сражение Энея и Турна).


Занятие №15. Практикум.

Сравнительный анализ трагедий Еврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра».

Задание к занятию: прочитать трагедию Еврипида «Ипполит» и трагедию Сенеки «Федра», заполнить читательский дневник. Ознакомиться с лекционным материалом по творчеству и биографии Сенеки, повторить материал по творчеству Еврипида.


  1. Жанр трагедии в его развитии:

А) определение жанра трагедии, ее структурные части;

Б) новаторство Еврипида в области жанра трагедии, особенности поэтики его трагедий;

В) римская «трагедия для чтения» (рецитации): условия возникновения, особенности структуры, отличия от греческой классической трагедии.


  1. Сопоставительный анализ трагедий:

А) мифологическая основа трагедий, вариации сюжетной структуры;

Б) система персонажей, их значение и роль в композиции драм;

В) причина трагического конфликта и его обоснование в трагедиях;

Г) интерпретация трагической вины в пьесах «Ипполит» и «Федра»;



Д) отражение философии стоицизма в творчестве Сенеки и его влияние на трактовку сюжета и характеров.
Занятие №16.

Итоговая контрольная работа.
Задание к занятию: повторить все изученные в течение семестра темы, термины и понятия.


izumzum.ru