Учебник Под редакцией д-ра психол наук, проф - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Учебник Под редакцией д-ра психол наук, проф - страница №32/32

Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Так же, как и в теории психотерапии, в теории консультирования не смолкают дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эту дискуссию кратко можно обозначить следующим образом: консультировать, анализировать или обучать?

Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление, психологическое консультирование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания. Психоаналитические корни можно найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве («early intervention» — работа с младенцем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование Г. Джекинса) (Jackins, 1965).

Ряд консультантов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, настаивают, что эффективное консультирование является, по существу, обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увеличивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам («Lifeskills Teaching Programmes»), например: «Как быть неагрессивно настойчивым», «Как эффективно организовывать свое время», «Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотношения», «Как быть позитивным по отношению к самому себе», «Как эффективно проживать жизненные изменения» и т. п. Подобные программы трансформируют понятие «компетентность» в понятие «способность обучаться» тем навыкам, которые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффективное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем «лечить» и консультировать по их поводу (Hopson, Scally, 1980).

Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь определенную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. Цели помощи должны быть определены, несмотря на то, что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и могут варьироваться в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе. Крайне важно для помощника осознавать ценности, лежащие в основе его профессионального поведения, а также идеологическую и философскую подоплеку оказываемой им помощи. Л. Бреммер (Brammer, 1973) считает, что помощник при построении своей собственной теории помощи проходит три стадии. На первой он отражает и перерабатывает свой собственный опыт, он начинает осознавать свои ценности, нужды и потребности, стиль коммуникаций с людьми и характер своего воздействия на окружающих. Затем или наряду с этим он изучает труды других теоретиков и практиков и то, как ОНИ осознавали свой личный опыт и использовали его для построения своих собственных теорий. И в завершении он объединяет первое и второе в свою собственную уникальную теорию. (Необходимо заметить, что эта последняя теория является не только теорией помощи другим, но и собственной теорией СЕБЯ).

Вместе с тем усилия теоретиков и практиков были направлены и на создание некоторых общих описательных моделей помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи — когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) действовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий (Carkhuff, 1974). А поскольку эти навыки являются в основе своей не только профессионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще — на чем автор принципиально настаивает — то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни: «главной задачей помощи является наведение моста через пропасть между уровнем навыков помощника и уровнем навыков получающего помощь» (Carkhuff, Berenson, 1976, р. 81). Для него помощь эквивалентна обучению (в чем его модель сходна с бихевиоральными моделями), но обучению тем навыкам, которые дадут людям способность в большей степени контролировать свою собственную жизнь.

Л. Бреммер создал интегральную, эклектическую модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:

а) вхождения в проблему,

б) классификации,

в) структурирования,

г) построения взаимоотношений,

д) исследования,

е) консолидации,

ж) планирования,

з) завершения.

Он также обнаружил семь кластеров навыков, важных для «понимания себя и других» (Brammer, 1973).

А. Ивей предложил модель, названную им «микроконсультирование»; ее особенностью является детальная разработка составных элементов консультативных навыков и создание тренинговой программы для обучения этим элементам через просмотр видеозаписей, затем моделирование и затем практикование (Ivey, 1971). Н. Каган с соавторами (Kagan et. al., 1967) также разработал микроконсультативную модель, ставшую одной из наиболее популярных в Америке в качестве тренинговой; ее отличительной чертой являются проводимые с супервизором сессии, на которых помощник и получающий помощь обсуждают совместно пережитый в процессе консультативной помощи опыт. Возможно, самой влиятельной и широко используемой после модели Р. Кархафа стала модель Дж. Эгана (Egan, 1975), в которой нетрудно заметить сходство с концепцией Р. Кархафа. Она включает предварительную стадию, предшествующую собственно помощи и требующую от помощника проявления навыков заботы и внимания к получающему помощь. Затем следуют стадии:

1. Реакции на запросы другого и исследование самого себя.

2. Интегративное понимание и динамическое (т. е. меняющееся и углубляющееся в ходе процесса) самопонимание.

3. Содействие в осуществлении целенаправленных действий и собственно действия. (Первой в каждой строке является цель, которую преследует консультант, а второй — которую преследует клиент.)

4. Л. Лоугари и Т. Рипли (Loughary, Ripley, 1977) продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи (рис. 8), которая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с профессиональными.

Рис. 9. Модель помощи, по Л. Лоугари и Т. Рипли (Loughary, Ripley, 1977).


Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии — это планы того, как использовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода. Четырьмя позитивными исходами являются: изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений.

Модель М. Скалли и Б. Хопсона (Scally, Hopson, 1979) была выработана в ходе обучения консультированию более чем 3000 человек. Авторы придерживаются также явно выраженной клиенто-центрированной ориентации и являются противниками узкого профессионализма (и даже лицензирования) в консультировании. Они считают, что существует три основные цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие самого помощника и создание здоровых микро- и макросистемы для функционирования индивидуумов (рис. 9). При этом они настаивают, что главной является вторая цель — личностное развитие помощника, так как видят здесь залог эффективности консультирования. Они не одиноки в этом мнении: ряд других авторов также подчеркивают, что помощник может помочь в той степени и обучить тому уровню осознавания себя и тем навыкам, которыми владеет он сам (Aspy, Roebuck, 1977). Помощникам необходимо осознавать и прояснять для себя свои собственные социальные, экономические, политические, нравственные и культурные ценности и быть способными идентифицировать и отделять их от ценностей своих клиентов. Дело в том, что помощники так же, как и другие люди, видят в окружающих отражения своих собственных черт — считают Скалли и Хопсон — поэтому для видения другого и понимания его необходимо видеть границу между образом себя и образом другого человека. Это обеспечивает более высокую вероятность адекватной направленности и в конечном итоге эффективности оказываемой помощи. Но для того чтобы быть в этом уверенным, помощнику необходимо постоянно осознавать динамику своего собственного личностного развития. Самоосознавание, которое служит принципиально важным профессиональным качеством помощника, является не РЕЗУЛЬТАТОМ (психотерапии, самоанализа и пр.) или стадией, которых нужно достичь, а ПРОЦЕССОМ, который должен иметь место в течение всей жизни человека. Осознавая этот постоянный процесс собственных изменений, мы таким образом обеспечиваем и некоторый контроль над направлениями нашей работы с людьми. Кроме того, самоосознание помощника позволяет ему яснее увидеть те свои навыки, которые нуждаются в дальнейшем развитии. Чем больше диапазон различных навыков, которыми владеет помощник, тем большему числу различных людей он сможет помочь.

Помощники обучаются и развиваются не только в процессе профессиональной подготовки, но и в процессе работы, если они умеют отражать собственный профессиональный опыт. Когда мы взаимодействуем с другими, мы в свою очередь подвергаемся воздействию с их стороны и изменяемся в конце взаимодействия по сравнению с тем, какими мы были вначале. Те люди, группы, сообщества и системы, с которыми мы взаимодействуем в процессе помощи, меняются (как бы ни были незначительны эти изменения), но эти изменения носят взаимный характер. Иногда этот опыт становится бесценным приобретением для самого помощника, что не уменьшает важность того факта, что помощнику всегда должна быть предоставлена возможность поддержки (со стороны коллег, супервизора), которой он может при необходимости воспользоваться. Он также должен развить в себе навыки заботиться о себе и уметь отказывать в помощи, если он видит в этом угрозу собственному состоянию. Все это объясняет тот контекст, в котором ряд теоретиков говорят о личностном развитии помощника как о главной цели помощи.
САМОУСИЛЕНИЕ ДРУГИХ

(помощь другим в их усилении самих себя)


Развитие осознавания (себя, других людей, окружающего мира)

Формулирование собственных целей

Формирование ценностей

Развитие навыков

Поиск и получение информации (о себе, о других людях, о мире)
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОМОГАЮЩЕГО
Развитие способности, уровня и диапазона навыков самоосознания

Мониторинг собственного самочувствия и развития

Использование своих умений и навыков для помощи другим в их развитии

Оказание и получение поддержки

Взаимодействие с индивидуумами и системами, приобретение опыта от этого, изменение их и собственные изменения под их воздействием
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЫХ МИКРО- и МАКРОСИСТЕМ
Рис. 10. Цели помощи (Scally, Hopson, 1979)
В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных ИСХОДОВ или результатов:

— улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);

— изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);

— способность принять решение;

— способность осуществить принятое решение;

— подтверждение своих мыслей, чувств, решений;

— получение поддержки;

— приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;

— поиск и изучение альтернатив;

— получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);

— развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;

— получение информации;

— реагирование на действия других людей и ситуацию.

Каждая из пяти целей, приведенных в первой части рис. 9, взаимосвязана с другими четырьмя, хотя каждая оперирует различными сторонами психической жизни субъекта. ОСОЗНАВАНИЕ помогает субъекту сохранять субъективно активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Наличие ЦЕЛЕЙ позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения. ЦЕННОСТИ (они, на наш взгляд, являются ядром любых личностных изменений) определяют то, ради чего субъект осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию и приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценностей ведет к фиктивному, иллюзорному, а возможно, и к патологическому развитию личности. Ценность — это убеждение, которое было свободно выбрано из ряда альтернатив после взвешивания последствий каждой альтернативы; человек оберегает, поддерживает ее и делится ею с общественностью; поведение человека строится в соответствии с его ценностью и носит последовательный и настойчивый характер (Raths, Harmin, Simon, 1964). Человек, который строит свое поведение на основе ценностей, признает ценность себя и других, работает во благо ЗДОРОВЫХ СИСТЕМ, его деятельность носит проактивный (proactive — направленный скорее на будущее, чем на прошлое) характер, он помогает другим людям увеличивать и использовать их потенциал. ИНФОРМАЦИЯ представляет собой материал, который субъект может использовать для осознавания себя и окружающего мира, а также для формирования собственных целей. Информация равноценна силе. Действительно, организации, сообщества и отдельные люди очень часто строят свою деятельность и безопасность на основе объема и источников информации, находящихся в их распоряжении. При этом нужно понимать, что информация — это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания ПОЛУЧАТЬ и как их ИСПОЛЬЗОВАТЬ. Эти действия, равно как и другие: осознавание, формирование целей и ценностей — требуют формирования НАВЫКОВ. Только навыки помогают реализовать наши ценности в поведении (мы можем верить, что мы сами ответственны за наше достоинство, но нам необходимо УМЕТЬ достигать того, что мы считаем достойной ситуацией).

Для многих людей образование является ценностью, но даже для успешного обучения в школе от ученика требуются навыки планирования своих целей и действий, организации времени, навыки читать и писать (даже взрослые обладают ими в различной, как мы знаем, степени), получать знания самостоятельно, навыки принятия решения и умения работать в группе и др. Это особенно важно помнить помощнику в процессе консультирования, предоставления информации, дачи рекомендаций и советов: формирование навыков требует времени, терпения, поддержки и усилий, «даже» если речь идет об умении и навыке родителей, например, самим играть с ребенком (а не просто покупать ему игрушки или отправлять в деревню к бабушке, «где ему будет хорошо»). Навыки (точнее, работа по их вырабатыванию) являются нашей платой за желаемые изменения. Хопсон и Скалли (Hopson, Scally, 1980) предложили следующий перечень жизненных навыков (life skills), которые являются нашими «издержками» во имя развития и процветания:
Я и ТЫ

(навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с тобой)

— эффективно общаться

— завязывать, поддерживать и завершать отношения

— оказывать и получать поддержку

— действовать в ситуациях конфликта

— давать и получать обратную связь
Я и ДРУГИЕ

(навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с другими)

— быть настойчивым

— оказывать влияние на людей и системы

— работать в группах

— конструктивно выражать свои чувства

— развивать силу и потенциал других людей
Я

(навыки, которые мне нужны, чтобы действовать и расти)

— читать, писать и считать

— находить информацию и ее источники

— конструктивно думать о проблеме и конструктивно разрешать ее

— знать, использовать и развивать свой творческий потенциал

— эффективно организовывать свое время

— делать большую часть необходимого здесь и сейчас, в настоящем

— исследовать свои собственные интересы

— исследовать свои ценности и убеждения

— ставить и достигать цели

— обустраивать, оборудовать свою жизнь

— критически переоценивать свою жизнь

— находить причины, которые заставляют меня делать то, что я делаю

— быть позитивным относительно самого себя

— справляться с жизненными переменами, уметь адаптироваться к ним

— принимать конструктивные решения

— быть проактивным

— проживать свои негативные эмоции

— иметь дело со стрессовыми ситуациями

— достигать и поддерживать хорошее физическое самочувствие

— управлять (получать удовлетворение, но не зависеть от нее) своей сексуальностью


Я и ОТДЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ:

Образование

— находить возможности и пути для обучения

— выбирать, что изучать

— учиться
Работа

— находить возможности работать

— сохранять работу

— менять работу

— выживать в ситуации возможной безработицы

— находить баланс между активной вовлеченностью в работу и остальными сферами жизни

— уйти на пенсию и находить удовольствие в пребывании пенсионером -
Дом

— выбирать стиль жизни

— поддерживать и сохранять дом

— жить с другими людьми


Досуг

— выбирать между различными вариантами проведения досуга

— увеличивать, расширять свои возможности проводить досуг

— при необходимости использовать свой досуг для приработков


Сообщество

— быть умелым, цивилизованным членом сообщества (например, не разрушать структуру сообщества и его систему потребления)

— развивать и использовать свое политическое сознание и самомосознание

— при необходимости пользоваться общественными структурами

Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе», как это определяет, например, М. Херберт, позволяет представить этот процесс следующим образом:
КОНСУЛЬТАНТ


ИСПОЛЬЗУЕТ:

Навыки построения взаимоотношений:

— уважение

— подлинность

— эмпатия


ПОМОГАЕТ КЛИЕНТУ:

Чувствовать себя ценным, понимаемым и быть подготовленным доверять консультанту;












Навыки исследования и прояснения (ситуации, чувств, мыслей, действий, фантазий, мотивов и т. п.):

— достигать договоренности с клиентом, и соблюдать договоренность

— задавать вопросы

— обобщать сказанное

— выделять главное и фокусироваться на нем

— отражать сказанное клиентом

— прояснять сказанное

— конкретизировать;

— конфронтировать;

Говорить и исследовать;

Глубже понимать, ЧТО он

чувствует, КАК и ПОЧЕМУ;

Видеть возможные выборы;

Обдумывать альтернативы и выбирать из ряда альтернатив;









Навыки планирования:

  • формулировать цели

  • планировать действия

  • владеть стратегиями разрешения проблем

Развивать способность к ясному целеполаганию;

Формировать конкретный план действий;

Осуществлять (при поддержке) то, что необходимо сделать

Таким образом, консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности. М. Катц (Katz, 1969) писал, что консультирование занимается не тем, чтобы научить людей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения МУДРО. Именно таким образом можно достичь действительно самоусиления (т. е. увеличения и более широкого использования собственного потенциала) клиента. В консультировании не поощряется пассивность и зависимость клиента. Напротив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышанным, заслуживающим уважения и неоцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает его способность принимать собственные решения.

Так же, как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи. Однако, еще раз подчеркнем, что, сколько бы видов помощи мы не выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и, ценностей, лежащих в основе оказываемой помощи.

И в заключение предлагаем несколько психологических упражнений.


Упражнения
Ваша взрослая этика. При выполнении этого упражнения исследуйте все сферы, в которых ваша жизнь связана с жизнью других людей, в чем ваши взгляды влияют на людей, которые живут далеко от вас и (или) могут сильно отличаться от вас. Также исследуйте ваше поведение и установки по отношению к вашему общему окружению, включая как живую, так и неживую природу.

Спросите себя и запишите на листе бумаги:

Кого и что я ценю в жизни?

Для кого и для чего я живу?

Ради кого и за что я бы мог умереть?

Что значит для меня моя жизнь сейчас?

Что она могла бы значить?

Что моя жизнь значит для других сейчас?

Для других, которые придут?

Я действую так, чтобы возвышать и сохранять развитие мира?

Что является действительно важным?

Напишите пять наиболее важных вещей, которые вы цените больше всего в жизни.

1. ______________________________________

2. ______________________________________

3. ______________________________________

4. ____________________________________

5. ____________________________________

Теперь расположите эти ценности по степени их важности.

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ______________________________________

4. ______________________________________

5. ____________________________________

Изучите последний список. Спросите у себя:

Какое отношение имеют мои ценности к моей жизни, общественной жизни, работе? Какое отношение они имеют к тому, чего хотели бы мои родители для меня (от меня)? Отражает ли мой нынешний образ жизни эти ценности?

Взрослые вопросы о вашей жизни. Если вы начали более глубоко задумываться над тем, кто вы на самом деле, зачем вы существуете, что вы, в действительности, делаете со своей жизнью и куда ваши настоящие модели поведения ведут вас, попробуйте стать более осознающим, спросите себя:

Кем я себя чувствую?

Кем я себя считаю?

Другие люди относятся ко мне как к родителю, взрослому или ребенку? (супруг, дети, друзья, товарищи по работе).

Кем я хочу быть? (сегодня, через 5 лет, 10 лет, 28 лет).

Какие у меня есть способности, чтобы стать таким? Что мне мешает?

Как я собираюсь использовать свои способности и преодолеть препятствия?

Ценю ли я то, что помогает другим развивать их способности?

Как я могу стать Выигрывающим, которым я рожден быть?
Самоидентификация
1. Начните осознавать свое тело. Некоторое время отмечайте исключительно нейтрально, без какой-

либо попытки изменить их, все телесные ощущения, которые вы можете осознавать.

Осознайте, например, контакт тела со стулом, на котором сидите, ног — с полом, одежды — с кожей.

Осознайте свое дыхание.

Когда вы убедитесь, что достаточно долго исследовали свои телесные ощущения, оставьте их и переходите к следующему этапу.

2. Начните осознавать свои чувства.

Что вы чувствуете прямо сейчас?

Какое важнейшее, самое сильное чувство вы постоянно испытываете в своей жизни? Рассмотрите отдельно позитивные и негативные чувства: любовь и раздражение, ревность и нежность, депрессию и приподнятость.

Не оценивайте. Смотрите на свои чувства исключительно с объективных позиций, как ученый, описывающий явления.

Когда вы будете удовлетворены, переключите свое внимание на следующий этап.

3. Переведите внимание на свои желания.

Сохраняя ту же беспристрастную позицию, рассмотрите основные желания, образующие мотивацию в вашей жизни. Часто вы можете легко идентифицировать себя с ними, но сейчас просто рассмотрите их.

Наконец, оставьте свои желания и переходите к следующему этапу.

4. Понаблюдайте за миром своих мыслей.

Как только мысль появится, следите за ней до тех пор, пока ее место не займет другая, третья и т. д. Если вы считаете, что у вас нет никаких мыслей, осознайте, что это тоже мысль. Следите за течением своего сознания: воспоминания, суждения, образы, чепуха, аргументы.

Делайте это в течение двух минут, затем исключите эту реальность из поля вашего наблюдения.

5. Наблюдатель — тот, кто следит за вашими ощущениями, чувствами, желаниями и мыслями — не то же самое, что объект, за которым он наблюдает. Кто же наблюдает за всеми этими реалиями? Это — ваше Я. Я — это не образ или мысль, но сущность, наблюдающая за образами и мыслями и удаленная от них. Вы — это сущность. Скажите про себя: «Я есть Я, центр чистого сознательного».

Делайте это в течение двух минут.


Приятие
1. Подумайте о чем-либо из вашей жизни, к чему вы испытывали или испытываете благодарность. Это может быть присутствие любимого человека, ваш талант, превосходное самочувствие, красивый цветок и т. д. Представьте его ярко, оценивайте его, думайте о том, что он вам дает и чему вы от него можете научиться.

2. Теперь подумайте о чем-нибудь (или о ком-нибудь), чего (или кого) вы хотели бы избежать в своей жизни. Опять же, представляйте его, внимательно разглядывайте всякую свою реакцию на него. Наблюдайте за реакциями, не пытаясь препятствовать им или остановить их. Проследите вашу обычную стратегию неприятия. Осознайте, как это проявляется на уровне вашего тела, чувств и мышления.

3. Теперь предположите, что жизнь направляет вас, общаясь с вами закодированным языком ситуаций и событий. Какое послание заключено в ситуации или событии, выбранных вами? Запишите все идеи, пришедшие вам в голову, пока вы думали над этим вопросом.

4. Теперь вернитесь к предмету, который вызывает вашу благодарность. Представьте себе его еще раз, подумайте о нем с пониманием и как можно полнее осознавайте ваше приятие.

5. Теперь обратитесь снова к неприятной ситуации. Поймите, что тот же самый мир, который дарит приятное, способен доставить неприятности, и допустите к себе, если чувствуете, готовность и желание сознательного, намеренного приятия.
Лучший терапевт
По одной восточной легенде, однажды боги решили создать Вселенную. Они создали звезды, солнце, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем — сотворили человека. И, наконец, они сотворили Истину. Однако возник вопрос: куда следует спрятать ее, чтобы человек не смог ее отыскать? Им хотелось удлинить путь этого поиска.

«Давайте поместим на самую высокую горную вершину», сказал один.

«Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», — предложил другой.

«Давайте положим ее на дно самой глубокой и темной пропасти».

«Давайте скроем ее на обратной стороне луны».

Наконец, самый мудрый и древний бог сказал: «Нет. Мы спрячем истину в сердце человека. Так он будет искать ее по всей Вселенной, не зная, что носит ее постоянно в себе».

Психосинтетическая техника внутреннего диалога помогает найти правду, скрытую и часто забытую внутри нас самих. Мы представляем, что встречаем человека на вершине горы, вдали от цивилизации, вне времени. Этот человек — источник любви, которая принимает нас с тем, для чего мы существуем, и пробуждает в нас то, чем мы можем стать. Этот человек очень мудр и понимает жизнь как единое целое вместе с ее противоречиями и парадоксами. Мы чувствуем это и в атмосфере доверия ведем диалог, в котором происходит обмен энергией, проясняются идеи, исчезают сомнения.

Мудрец работает как самый эффективный символ Я и позволяет нам контролировать с целебной вдохновляющей энергией. Я — лучший терапевт.

Внутренний диалог уместен во всех случаях, но особенно полезен в ситуациях, когда:

мы стоим перед важным выбором;

мы в кризисе;

нас никто не понимает;

мы хотим достучаться до своей возможной мудрости;

мы чувствуем одиночество;

мы готовы измениться;

мы хотим свободы.


Роза
Представьте розовый куст: корни, стебель, листья и на верхушке — бутон розы. Бутон закрыт и окружен зелеными чашелистиками. Некоторое время рассматривайте все детали.

А теперь представьте, что чашелистики начали раскрываться, рассмотрите теперь доступные взгляду лепестки — нежные, изящные, пока еще закрытые.

И вот лепестки начали медленно раскрываться. Наблюдая это, представьте себе, что и внутри вас происходит некий расцвет.

Ощутите, что и в вас нечто распускается и открывается свету.

Продолжая представлять розу, вы чувствуете, что ее ритм — это ваш ритм, ее раскрытие — ваше раскрытие, что она открывается свету и воздуху, раскрывая всю свою прелесть.

Вы ощущаете ее запах и впитываете в себя. Теперь вглядитесь в самый центр розы, где жизнь наиболее интенсивна. Пусть возникнет образ, выражающий самое прекрасное, самое значимое, самое креативное в вашей жизни, пробивающееся наружу, к свету. Это может быть все, что угодно. Пусть образ появится спонтанно, без усилий и осмысления.

Удерживайте образ некоторое время и проникнитесь его содержанием.

Образ может сообщить вам нечто — вербально или невербально.

Воспримите это сообщение.
Рекомендуемая литература


  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

  2. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1982.

  4. Бойко В. В. Молодежная семья. Л., 1980.

  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

  6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

  7. Джампольски Д. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. М., 1990.

  8. Зощенко М. Повесть о разуме. М., 1976.

  9. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.

  10. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1992.

  11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

  12. Рюриков Ю. Б. Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня, завтра. Кемерово, 1984.

  13. Фромм Э. Искусство любви. М., 1986.

  14. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

  15. Bernard М. Staying rational in irraitional world. Carlton, 1986.

  16. James М., Jongvard М. Bum to win. N. Y., 1986.

  17. Fromm F. The revolution of hope. N. Y., 1968.

  18. Ферручи П. Кем мы можем быть. М., 1990.


Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3

Часть 1. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 7

Глава 1. ПСИХИЧЕСКИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА 7

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 15

Глава 3. ТВОРЧЕСТВО В РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 93

Часть 2. ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ 109

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ 109

Глава 2. ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 115

Глава 3. КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ. 125

Часть 3. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 133

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА 133

Глава 2. ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО 140

Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 147

Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 155

Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 167

Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ 177

Часть 4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОЙ И ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ 186

Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ 186

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ 190

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ 199

Глава 4. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ 203

Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 214





ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УЧЕБНИК
4-е издание, переработанное и дополненное


Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной
Редактор Л. А. Мозгунова

Верстка В. Э. Щуцкий


Подписано в печать 30.05.2001 Формат 60х88 1/16.

Печать офсетная. Гарнитура Ньютон.

23 печ. л. Тираж 5000 экз. Заказ № 317
Лицензия Код 221 Серия ИД № 03873 от 30 января 2001 г.

Издательство «Дидактика Плюс»

197022, С.-Петербург, ул. Профессора Попова, 8
Отпечатано с готовых диапозитивов

в ФГУП ордена Трудового Красного Знамени ГП «Техническая книга»

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций



198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29



<< предыдущая страница  


izumzum.ru