Учебная программа Вид Программы: рабочая программа учебного курса по географии - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по алгебре в 8 классе 2013-2014 учебный год 1 217.26kb.
Рабочая программа по географии 10 класса Объём учебного предмета... 1 149.27kb.
Учебная программа По учебной дисциплине «математика» 2 571.82kb.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 3 375.89kb.
Рабочая программа курса Код курса : сдм. 19 Тип курса : дисциплины... 3 223.56kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса алгебры для... 3 638.45kb.
Рабочая программа учебного курса «физическая культура» 6 1837.71kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету физика Программа составлена... 8 1288.11kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история франции» для специальности... 1 122.52kb.
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» 1 523.15kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании... 1 221.23kb.
«Кислотные осадки актуальная экологическая проблема» 1 87.65kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебная программа Вид Программы: рабочая программа учебного курса по географии - страница №1/4



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Тип педагогической Программы: учебная программа

Вид Программы: рабочая программа учебного курса по географии

Контингент обучающихся: учащиеся 10-11 класса МОУ Новокаолиновая СОШ

Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания учебного курса «Экономическая и социальная география мира», 10-11 класс.

Ведущие принципы построения Программы: научность, последовательность, сбалансированное соотношение теории и практики, универсальность.

Назначение Программы:


  • для обучающихся и родителей (законных представителей) Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по географическому образованию, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании географического образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе;

  • для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по географическому образованию

Форма обучения: очная

Сроки освоения Программы - 2 года: 10 класс – 1год, 11 класс – 1 год

Объем учебного времени: 68 часов.

Режим учебных занятий: 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

Уровень освоения содержания географического образования: общекультурный

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:



  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос), входной контроль (тестирование), промежуточный контроль (тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами).

Формы обучения: диалог, беседа, дискуссия, диспут

Способы обучения: индивидуальное, индивидуально-групповое, групповое и коллективное

Средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.),

организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), Интернет – ресурсы, ЦОРы

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, парная



Виды деятельности обучающихся:

Устные сообщения;



Обсуждения;

Мини – сочинения;

Работа с источниками;

Доклады;

Защита презентаций;

Рефлексия.

Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.



Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание программы достаточно универсально, что представляет себе широкие возможности для создания авторских учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации учащихся. Рабочая программа служит ориентиром для учителя в условиях вариативности образования — с одной стороны и его стандартизации — с другой. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса географии, формированию ключевых компетенций, развитию и воспитанию школьников.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы

Преподавание учебного предмета «География России. Население и хозяйство» в МОУ Новокаолиновая СОШ Карталинского муниципального района осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:



  1. Документы и материалы федерального уровня:

  1. Закон РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 01.12.2007г.№ 309):

- «государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных программ курсов, дисциплин» (ст. 15, п. 1; ст. 28);

- к компетенции и ответственности образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (ст. 32, п. 2.7);



  1. Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального

общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004 г. № 1089);

3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных учреждениям, реализующих программы общего образования имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013учебный год.



  1. Приказы Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России, Министерства

здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России)

  1. Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании

Министерства образования и науки российской Федерации от 07.07.2005 года. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана.

  1. Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред. 2009 г.),

утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277;
2. Документы и материалы регионального уровня:

1) Приказы Министерства образования и науки Челябинской области:

«Об утверждении областного базисного учебного плана»;

2) Письма Министерства образования и науки Челябинской области:

- «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г. № 103/3404;

- «Об особенностях преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» от 10.07.2012 г. № 24/5135;

- «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012/2013 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г. № 24- 5135);

3) Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);

Для информационной и методической поддержки модернизации географического образования создан и функционирует сайт Министерства образования и науки РФ и издательства Просвещения (http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart/); консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (http://www.apkpro.ru/). Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации географического образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://www.window.edu.ru).
3. Документы и материалы муниципального и субмуниципального (районного) уровней.

4. Документы и материалы общеобразовательного уровней:


  1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении

  2. Учебный план МОУ Новокаолиновая СОШ на 2012-2013 учебный год

  3. Локальные нормативные акты МОУ Новокаолиновая СОШ.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по географии старшей школы полностью реализует идеи стандарта среднего (полного) образования, и составлена с учетом новой Концепции географического образования. География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в старшей школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету, контроль над выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведётся обучение, его профиля или источника финансирования. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков грамотного географического наблюдения, на формирование навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, диаграммами, схемами и таблицами.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Содержание географического образования в курсе изучения населения и хозяйства страны формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Изучение географии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний по экономике регионов и стран, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов и стран, их связей, включая международные; об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; изучение природно-ресурсного потенциала государств мира;

  • овладение умениями анализировать ряд закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил, внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике стран.

  • изучение политической карты мира, отраслевой структуры экономики государств мира

  • знакомство с различными группировками стран, с отраслями мирового хозяйства

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием экономики страны, численности населения, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблем, связанных с населением страны, хозяйством;

В более общем виде цель географического образования заключается во владении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в повседневной жизни.
Место предмета

в базисном учебном плане

Учебный план является основным нормативным документом образовательного учреждения, осуществляющего учебный процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. Учебный план – элемент государственного образовательного стандарта, база для разработки учебных программ и учебно-методических пособий.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в курсе экономической и социальной географии мира из расчета одного учебного часа в неделю в 10 и 11 классе.
Общеучебные умения, навыки

и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в 10 и 11 классе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде;

- оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Известным функциям знаний добавляется социально-адаптивная, связанная удовлетворением потребности общества не в узких специалистах, а функционально грамотных людях со сформированными ключевыми компетенциями. Наиболее эффективными формами организации учебной деятельности, оптимальными для развития ключевых компетенций, и ориентированными на самостоятельную деятельность обучающихся являются:



1) Разнообразные виды работы с различными источниками информации

2) Проектно-исследовательская деятельность

3) Групповые формы обучения для формирования коммуникативных умений

4) Модульная технология обучения

  1. Проблемное обучение

  2. Современные технологии открытого образования.

Организация учебного процесса должна носить деятельностный характер обучения, с ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика, созданием условий для приобретения опыта постановки и достижения целей, организацией продуктивной групповой работы и индивидуальной траектории обучения. При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и ученика, исходя из основных целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. В изменении деятельности учителя и учеников следует обратить внимание на то, что ученикам предоставляется право выбора учебной задачи, а учитель ставит перед учащимися задания с элементами новизны и творческие задания.
Предполагаемые результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; а также составлять географическую характеристику населения и хозяйства разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно при изучении населения и хозяйства страны, для оценки состояния, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

УЧЕБНО - ДИДАКТИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МОУ НОВОКАОЛИНОВАЯ СОШ

Год: 2012 – 2013

Предмет: география

Класс: 10

Учитель: Маканова З.Ш.

Количество часов по программе: 34 часа

Количество часов по учебному плану: 34 часа

Количество недельных часов по школьному учебному плану: 1 час

Количество часов по четвертям:





1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Количество часов

9

7

10

8

34

Самостоятельные работы

1

1

1

1

4

Практические работы

5

2

6

3

16

Тестовые работы

1

1

1

1

4

Плановые контрольные работы

1




1




2

Планирование составлено на основе:


Программы авторского коллектива географического факультета МПГУ под редакцией И.В. Душиной.

Примерной программы основного общего образования по географии в соответствии с методическим письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07. 2005 года №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана».

Учебника географии «Экономическая и социальная география мира» для 10-11 класса. В.П. Максаковский, 2010 год.

УЧЕБНО - ДИДАКТИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МОУ НОВОКАОЛИНОВАЯ СОШ

Год: 2012 – 2013

Предмет: география

Класс: 11

Учитель: Маканова З.Ш.

Количество часов по программе: 34 часа

Количество часов по учебному плану: 34 часа

Количество недельных часов по школьному учебному плану: 1 час

Количество часов по четвертям:





1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Количество часов

9

7

10

8

34

Самостоятельные работы

1

2

1

1

5

Практические работы

3

3

3

2

11

Тестовые работы

1

1

1




3

Плановые контрольные работы

1




1




2

Планирование составлено на основе:


Программы авторского коллектива географического факультета МПГУ под редакцией И.В. Душиной.

Примерной программы основного общего образования по географии в соответствии с методическим письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07. 2005 года №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана».

Учебника географии «Экономическая и социальная география мира» для 10-11 класса. В.П. Максаковский, 2010 год.

следующая страница >>


izumzum.ru