Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» Направление подготовки: Экономика Профиль подготовки: Финансы - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине... 1 285.94kb.
Программа дисциплины Анализ инвестиций в недвижимость  Направление... 1 237.84kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Анатомия Направление подготовки... 8 2503.89kb.
При разработке рабочей программы в основу положены 1 233.26kb.
Профессиональные компетенции бакалавра по направлению «Экономика»... 1 51.45kb.
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для специальности... 2 399.52kb.
Программа дисциплины Микроэкономика-3 для направления 080100. 1 130.75kb.
Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика»... 1 416.08kb.
Н. И. Лобачевского Ю. О. Плехова Ю. И. Ефимычев В. С. Кравченко инноватика... 11 796.2kb.
Группа 1/141 «Экономика фирмы » 1 288.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» Направление подготовки... 6 758.64kb.
П/прицеп Хумбаур г/н ат 1394 /66 ноль Тягач Фретлайнер г/н т 507... 1 10.62kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» Направление подготовки: Экономика - страница №1/1

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета финансов

_____________ А.И. Васильев

Кафедра «Международных экономических отношений»



Учебная программа

по дисциплине

«Мировая экономика»

Направление подготовки: Экономика

Профиль подготовки: Финансы

Квалификация выпускника: бакалавр



Программа одобрена на заседании кафедры

«__»______________________ 201_ г.

Протокол № __

Москва

2011

Содержание

I. Аннотация к дисциплине 2

Цели и задачи освоения учебной дисциплины 2

II. Структура учебной дисциплины 4

III. Содержание программы 5

IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение 7

V. Материально-техническое обеспечение 8

VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 9

Контрольные вопросы 9

Типовые задания 9

VII. Автор(ы) учебной программы 11




I. Аннотация к дисциплине

Цели и задачи освоения учебной дисциплины



Целями изучения дисциплины «Мировая экономика» являются:

  • приобретение студентами знаний о мировой экономике как системе;

  • усвоение принципов, форм и методов взаимодействия хозяйственных субъектов, правительств различных стран, деятельности международных экономических организаций;

  • освоение закономерностей развития мировой торговли, международного движения капитала, международных валютно-расчетных отношений;

  • овладение закономерностями формирования международного рынка рабочей силы;

  • понимание современных интеграционных процессов в мировой экономике.


Задачи изучения дисциплины «Мировая экономика»:

  • дать студентам знания о сущности международного разделения труда и современных тенденциях его развития;

  • помочь студентам познать действия рыночных законов в сфере мировой экономики;

  • обеспечить освоение студентами показателей социально-экономического развития стран мира, определения групп стран и их роли в мировой экономике;

  • помочь студентам понять тесную связь успешного экономического развития страны и степени ее включения в мировое хозяйство;

  • проанализировать необходимость протекционизма во внешней торговле и его методы;

  • усвоить основы международных валютно-расчетных отношений;

  • определить особенности международного движения капиталов и рабочей силы на современном этапе;

  • выявить причины возникновения, цели и результаты деятельности международных экономических организаций;

  • определить место и роль России в мировой экономике.


Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для успешного освоения настоящей дисциплины необходимо предварительно завершить изучение следующих дисциплин:



  • Основы бизнеса;

  • История экономических учений;

  • Микроэкономика;

  • Макроэкономика.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

знать:

  • основные группы стран в мировой экономике, показатели, используемые для классификации стран;

  • преимущества международной торговли товарами и услугами;

  • причины и формы международного движения капиталов;

  • основы международных валютных отношений;

  • структуру и принципы построения платежного баланса страны;

  • причины, формы и последствия международной миграции рабочей силы;

  • сущность и формы международной экономической интеграции;

  • причины возникновения, цели и результаты деятельности международных экономических организаций;

  • место и роль России в мировом хозяйстве.

уметь:

  • пользоваться различными классификациями стран для определения их места и роли в мировой экономике;

  • давать сравнительную характеристику стран, находящихся на различных ступенях социально-экономического развития;

  • определять с помощью различных показателей степень открытости экономики стран;

  • пользоваться классификациями природных ресурсов мировой экономики и давать им сравнительную характеристику;

  • рассчитывать выгоды от внешней торговли для стран на основе абсолютных или сравнительных преимуществ, оценивать последствия протекционизма во внешней торговле;

  • анализировать причины и последствия международного движения факторов производства;

  • анализировать факторы, влияющие на валютные курсы и оценивать влияние динамики валютных курсов на экономическую ситуацию в стране и в мировом хозяйстве;

  • определять степень конвертируемости национальных валют;

  • анализировать проблемы международной экономической интеграции.

владеть навыками:

  • определения и анализа различных форм международного движения капитала, их преимуществ и недостатков;

  • оценки выгод и недостатков участия стран в международном разделении труда;

  • оценки роли и места России в мировой экономике.


Образовательные технологии

В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, традиционные семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.



В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как:

  • практикум по решению задач



II. Структура учебной дисциплины


Наименование тем

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу (в часах)

Форма ТКУ1

Форма ПА2

Лекции

Самостоятельная работа

Активные и интерактивные занятия

Семинары

Мастер-класс

Ситуационный (кейс-стадии)

Практикум по решению задач

Лабораторный практикум

тренинг

Дидактическая игра




Очная форма

1. Мировая экономика и мировое хозяйство

2

2

2

 

 

 

 

 

 

-

2. Международный воспроизводственный процесс

2

2

2

 




 

 

 

 




3. Международная торговля

4

4




 






 

 

 




4. Валютные отношения в мировой экономике

4

4

2






















5. Международное движение капитала

4

4










2













6. Международный рынок рабочей силы. Международная миграция рабочей силы.

2

2










2













7. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве

2

2

2






















8. Глобальные проблемы в мировой экономике

2

2

2

 




 

 

 







Всего:

22

22

10







6










60

Общая трудоемкость дисциплины (в часах)




Экзамен

Общая трудоемкость дисциплины (в зачетных единицах)




III. Содержание программы




Тема 1. Мировая экономика и мировое хозяйство.


Предмет курса. Понятие мировой экономики. Международные экономические отношения как основа современной мировой экономики. Причины возникновения международных экономических отношений. Субъекты мировой экономики. Структура международных экономических отношений.

Этапы и особенности формирования и развития мировой экономики. Основные тенденции современного этапа развития мировой экономики.



Открытая экономика. Показатели степени открытости экономики. Факторы, влияющие на степень открытости экономики. Экономические интересы страны. Открытая экономика и экономическая безопасность. Россия и проблема открытой экономики.

Классификация стран в мировой экономике. Показатели уровня экономического развития, их значение и недостатки. Классификация стран по уровню экономического развития. Стандартная классификация ООН. Отраслевая структура ВВП как показатель уровня социально-экономического развития страны.

Характеристика промышленно-развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой: общие черты экономики, специфика каждой группы стран, перспективы развития.

Тема 2. Международный воспроизводственный процесс.


Международное разделение труда: понятие, основные виды, исторические этапы его развития. Факторы, влияющие на участие страны в МРТ. Показатели развития МРТ. Международное разделение факторов производства. Основные тенденции в динамике использования факторов производства в современных условиях.

Международная специализация производства. Виды международной специализации производства. Международное кооперирование производства. Международная конкуренция и формы ее проявления в современных условиях.

Россия в международном разделении труда.

Тема 3. Международная торговля.


Международная торговля: структура, динамика, ценообразование. Основные особенности ценообразования в международной торговле. Тенденции развития мировой торговли. Этапы развития мировой торговли. Показатели мировой торговли и внешнеторгового оборота. Товарная структура мировой торговли. Международный рынок услуг: его структура и особенности. Участие стран в мировой торговле.

Государственное регулирование внешней торговли. Цели регулирования; основные методы регулирования. Тарифные методы протекционизма. Таможенная пошлина.

Нетарифные методы протекционизма: лицензирование, квотирование, государственное регулирование экспорта, добровольное ограничение экспорта. Экспортные кредиты. Демпинг и антидемпинговые меры.

Международное регулирование внешней торговли; причины возникновения ГАТТ/ВТО – основного органа международного регулирования внешней торговли. Проблемы взаимоотношений России и ВТО.

Внешняя торговля России: структура, динамика, механизм регулирования.



Тема 4. Валютные отношения в мировой экономике.


Понятие мировой валютной системы. Эволюция мировой валютной системы. Парижская валютная система – система золотого стандарта. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов. Ямайская система плавающих валютных курсов. Европейская валютная система и ее особенности.

Понятие валюты. Виды валют. Классификация валют в зависимости от режима использования – свободно конвертируемая, частично конвертируемая, неконвертируемая. Валютный рынок. Валютный курс. Виды валютных курсов в зависимости от механизма его установления.

Факторы, влияющие на валютные курсы.

Государственное регулирование величины валютного курса. Девальвация и ревальвация. Комплекс мер государственного регулирования валютных курсов.

Платежный баланс страны: определение, принципы построения, основные статьи. Сальдо платежного баланса. Активный и пассивный платежный баланс. Факторы, влияющие на платежный баланс. Методы государственного регулирования платежного баланса.

Тема 5. Международное движение капитала.


Международное движение капитала: сущность, формы. Причины международного движения капитала. Классификация видов МДК.

Мировой рынок ссудных капиталов: сущность, особенности институциональной структуры. Основные виды кредитных операций на мировом рынке.



Особенности прямых зарубежных инвестиций. Принципы прямого иностранного инвестирования. Формы ПИИ. Факторы, влияющие на ПИИ. Динамика и география ПИИ.

Портфельные инвестиции. Формы портфельных инвестиций.

Регулирование международного движения предпринимательского капитала. Национально-правовое регулирование. Международно-правовое регулирование.

Транснациональные корпорации – наиболее активные участники международного движения предпринимательского капитала.

Положительные и отрицательные последствия иностранных инвестиций предпринимательского капитала для экономики стран базирования и принимающих стран.

Россия на мировом рынке капиталов.



Тема 6. Международный рынок рабочей силы. Международная миграция рабочей силы.


Трудовые ресурсы мировой экономики. Безработица: причины, виды, методики подсчета.

Международная миграция населения: причины, виды миграции – переселенческая, трудовая. Международная трудовая миграция – основа международного рынка рабочей силы. Основные миграционные потоки.



Государственное регулирование международной трудовой миграции. Последствия международной трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов.

Россия и мировой рынок труда.

Тема 7. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве.


Теоретические основы интеграционных процессов. Международная экономическая интеграция: понятие, причины возникновения и развития. Последствия международной экономической интеграции.

Основные формы интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз.

Европейский союз (ЕС) – наиболее развитая интеграционная группировка в мире. История создания и развития ЕС, основные органы управления. Особенности современного этапа развития.



Россия и интеграционные процессы со странами ближнего зарубежья.

Тема 8. Глобальные проблемы в мировой экономике.


Сущность и экономические аспекты глобальных проблем. Понятие глобальных проблем. Характеристика основных глобальных проблем в современной мировой экономике. Пути решения глобальных проблем.

Глобализация мировой экономики.

IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература:


  1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТ, 2008.

  2. Пашковская М.В., Господарик Ю.П. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: Market DS, 2008.



Дополнительная литература:


  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. –М.: Гардарика, 2004.

  2. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. – М., 2004.

  3. Воронцова Л. В. Глобализация мировой экономики и глобальные проблемы: Учебное пособие. - Казань : Изд-во КГФЭИ, 2004.

  4. Глобализация и новые условия конкуренции. – М.: Международные отношения - ИМЭМО, 2003.

  5. Глобальное экономическое регулирование / Под ред. В.Н. Зуева - М.: Магистр, 2009.

  6. Киреев А.П. Международная экономика: Учебное пособие для вузов. – Т. 1- 2. – М.: 2005-2006.

  7. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  8. Кругман П. Великая ложь (Сбиваясь с пути на рубеже нового века). – М.: АСТ, 2004.

  9. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 2004.

  10. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2002.

  11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  12. Международные экономические отношения / Под ред. И.П. Фаминского. Издание 2-е. - М.: Экономистъ, 2004.

  13. Международные экономические отношения / Учебник / Под ред. А.И. Евдокимова. – М.: Проспект, 2006.

  14. Обстфельд М., Кругман П. Международная экономика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.

  15. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. – М., 1994.

  16. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993.

  17. Пугель Т.А., Линдерт П.Х. Международная экономика: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2003.

  18. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2006.

  19. Смитиенко Б.М. Мировая экономика. – М.: Юрайт, 2010.

  20. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.

  21. Рязанцев С. Мировой рынок труда и международная миграция. – М.: Экономика, 2010.

  22. Суэтин А. С. Международные экономические отношения. Глобалистика. - М.: Кнорус, 2008.

  23. Суэтин А.С. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. – М.: Феникс, 2010.

  24. Тэор Т.Р. Мировая экономика. – СПб., Питер, 2002.

  25. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Магистр, 2009.

  26. Хэлд Д, Гольдблатт Д. и др. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура. – М.: Праксис, 2004.



Адреса Интернет

Всемирная торговая организация (ВТО)

http://www.wto.org

ВТО (Россия)

http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp

Всемирный банк

http://www.worldbank.org

Европейский Союз

http://www.europa.eu.int

Международный валютный фонд (МВФ)

http://www.imf.org

Центр новостей ООН

http://www.un.org/russian/news/index.asp

Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО)

http://www.unido.org

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

http://www.oecd.org/

Западные СМИ о мировой экономике

http://www.worldeconomy.ru/

V. Материально-техническое обеспечение



Требования к аудиториям (помещениям) для проведения занятий:

  • лекционные аудитории с компьютерным и видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в Интернет, средствами звуковоспроизведения.

Требования к программному обеспечению.

Специализированное оборудование и специализированное программное обеспечение при изучении дисциплины не используется.



VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Контрольные вопросы


  1. Мировая экономика: ее сущность и тенденции развития.

  2. Современное мировое хозяйство: понятие, структура и субъекты.

  3. Международные экономические отношения: сущность и формы.

  4. Открытая и закрытая экономика. Показатели степени открытости экономики.

  5. Международное разделение труда: сущность, факторы, формы.

  6. Международная специализация производства.

  7. Международное кооперирование производства.

  8. Уровень развития страны. Показатели, используемые для его оценки.

  9. Группы стран в мировой экономике.

  10. Промышленно развитые страны в мировой экономике.

  11. Развивающиеся страны в мировой экономике. Общие черты и особенности развития.

  12. Страны переходной экономики в мировом хозяйстве.

  13. Международный рынок рабочей силы и тенденции его развития.

  14. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

  15. Международная торговля. Динамика и структура международного обмена.

  16. Тарифное регулирование международной торговли.

  17. Нетарифное регулирование международной торговли.

  18. Протекционизм и свобода торговли в современной мировой экономике.

  19. Межгосударственное регулирование мировой торговли. Роль ГАТТ/ВТО.

  20. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ)

  21. Портфельные инвестиции.

  22. Международный рынок ссудного капитала.

  23. Государственное регулирование международного движения капитала.

  24. Валюта: понятия, классификация .

  25. Валютный рынок.

  26. Валютный курс. Виды валютных курсов.

  27. Россия на мировом рынке капитала.

  28. Международная экономическая интеграция: понятие, причины возникновения.

  29. Формы международной экономической интеграции.

  30. Главные интеграционные объединения мира.

  31. Сущность и экономические аспекты глобальных проблем на современном этапе.

  32. Глобализация мирового хозяйства: сущность, причины и последствия.



Типовые задания


Задание №1

Какими способами страна может добиться того, чтобы ее валюте присвоили статус "свободно используемая валюта"?



Задание №2

На основании каких показателей Кувейт, имеющий ВВП на душу населения выше, чем в Греции, относят к развивающимся странам, а Грецию — к промышленно развитым?



Задание №3

Фирма из Германии в процессе приватизации российских предприятий купила 34% акций целлюлозно-бумажного комбината в Нижегородской области. В какой форме осуществлено вложение капитала?

Свой выбор объясните.

Задание №4

Если Россия продает Германии природный газ, а Германия России – современные станки, можно ли считать это международным разделением труда, международной кооперацией труда, международным разделением факторов производства или первым, вторым и третьим вместе? Ответ объясните.



Задание №5.

Можно ли считать верным утверждение, что в международной статистике уровень развития страны измеряется таким показателем, как ВВП и почему?



Задание №9.

Ряд ученых-экономистов утверждают, что, несмотря на продолжающийся количественный рост показателей мировой торговли, ее роль и значимость по сравнению с другими формами международных экономических отношений снижается. Выскажите свою точку зрения по данной проблеме.



Задание №10.

Эксперты прогнозируют долгосрочный экономический спад в странах - основных торговых партнерах России. Правительство обсуждает новый импортный тариф. Какой вид импортных пошлин и на какие виды товаров вы рекомендовали бы применить к данной ситуации?



Примеры тестовых заданий

1. Открытость национальной экономики выражается показателем:



  1. Объемом национальных инвестиций в национальную экономику

  2. Величиной импортной квоты

  3. Числом занятых в экспортном производстве

  4. Производительностью труда на экспортнориентированных предприятиях

2. Если страны обеспечивают отмену таможенных пошлин во взаимной торговле, вводят единый внешний тариф в отношении третьих стран, но сохраняют взаимные ограничения на движение капиталов и рабочей силы, то это:

а) общий рынок

б) таможенный союз

в) зона свободной торговли

г) полный экономический союз


3. Общее разделение труда

а) существует между крупными сферами материального производства

б) существует внутри крупных сфер материального производства

в) существует внутри отдельного предприятия.


4. Какое из перечисленных определений соответствует понятию "мировая экономика"?

а) сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда

б) система кредитных отношений между странами

в) совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой обменом товаров, услуг и движением факторов производства

г) объединение стран в международные экономические отношения.
5. Использование труда иммигрантов обусловлено

а) наличием безработицы в стране – реципиенте

б) стремлением использовать более дешевую и неквалифицированную рабочую силу в определенных нишах рынка труда

в) стремлением получить выгоду от использования квалифицированной рабочей силы



г) международными обязательствами страны.


VII. Автор(ы) учебной программы





Фамилия, имя, отчество автора(-ов)

Учёная
степень


Учёное
звание


Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)


Пашковская Маргарита Васильевна

кэн

 

доцент




Господарик Юрий Петрович

кин







Ismo05.56@mail.ru




1 ТКУ – текущий контроль успеваемости

2 ПА – промежуточная аттестация