Учебная программа интегрированного курса по Новой истории с конца XVI xviii вв - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по Истории России с конца XVI в по XVIII в. (7 класс) 1 293.11kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России с конца... 1 105.04kb.
Программа история России. Конец XVI – XVIII вв 1 276.66kb.
А. М. Горького кафедра новой и новейшей истории программа курса 1 211.63kb.
Учебник по истории России «Конец XVI xviii век» 1 104.67kb.
Пояснительная записка Данная рабочая (учебная) программа по истории... 1 149.64kb.
Диплом Образ московского царя Ивана Васильевича в сочинениях европейцев... 1 345.11kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России с древнейших... 3 503.33kb.
Розглядаючи розвиток образотворчого мистецтва І архітектури на Україні... 1 77.38kb.
История музыки. XVIII век программа дисциплины цикла опдв по направлению... 1 107.06kb.
Учебная программа Вид Программы: рабочая программа учебного курса... 4 354.04kb.
Екатерина Владимировна динамика 1 493.53kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Учебная программа интегрированного курса по Новой истории с конца XVI xviii вв - страница №1/3




Учебная программа интегрированного курса по Новой истории с конца XVI – XVIII вв. (7 класса)

Пояснительная записка

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» (китайская пословица)

1. Учебная программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования второго поколения, Примерной программы «История» 5-9 классы («Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам». М.: Просвещение, 2010 г. 94 с.), Уставом образовательного учреждения, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889.

  1. Адресат. Программа рекомендована учащимся для обучения истории в 7 классе общеобразовательной школы.

  2. Объем и сроки обучения.

Программа по истории общим объемом 68 часов изучается в течение 2013-2014 учебного года, согласно Базисному учебному плану МАОУ СОШ № 49.

  1. Роль и место дисциплины курса.

Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии исторического и культурного пространства мира. Важным методологическим подходом к освещению Новой истории является цивилизационный подход изучения прошлого, т. к. акцент в программе направлен на изучение достижений культуры, религии и повседневной жизни человека. Программа курса охватывает период с конца XVI – XVIII вв. Курс дает возможность проследить огромную роль радикальных и основополагающих модификаций в складывании основ современной цивилизации Запада и России. Изучение данного курса тесно связано с географией и литературой, обществознанием.

  1. Актуальность.

Актуальность курса заключается в том, что это систематизированные интегрированные знания материала курса Новой истории с конца XVI века до конца XVIII века. Полученные знания учеников позволит им определить специфику проявления общих закономерностей и тенденций исторического развития, выделить особенности исторической судьбы России, будет способствовать формированию человека, знающего и любящего историю в целом, и историю России, в частности. Курс Новой истории излагается с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной историографии. При этом учтены важнейшие расхождения в позициях ведущих историков по ряду дискуссионных проблем истории означенного периода. В основу периодизации истории положены традиционные принципы, определяющие важнейшие этапы мирового развития.

В социальном аспекте актуальность программы обусловлена тем, что способствует развитию личностного потенциала обучаемых, социализации молодого поколения в современном обществе в понимании многообразия современного мира.



  1. Особенности программного материала.

Ведущим видом деятельности у учащиеся подросткового возраста является общение со своими сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу, что позволяет вовлекать их в различные формы деятельности в процессе обучения. В этот возрастной период ребенок приобретает важный опыт коллективной жизни, учится выстраивать рабочие и межличностные отношения с одноклассниками, т.е. включается в совместно – распределенную учебную деятельность. Особый акцент в программе сделан на использование проектной деятельности, групповой и парной работ учащихся, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса медиа-средств, технических средств и справочной литературы.

Программа соответствует УМК А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и УМК А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, которые полностью соответствуют современным методологическим концепциям обучения, богаты социокультурным компонентом, а также предлагают новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Объем и качественное представление материла, данных УМК, не входят в противоречие с типовой государственной программой.



Новизна программы заключается:

  • Программа составлена по принципу интеграции курсов истории: История Нового времени зарубежных стран и России.

  • Разработаны уроки по интеграции межпредметного содержания материала: история, литература, география, ИЗО, музыка, обществознание.

  • Программа составлена с учетом учебника «Новая история. Конец XV – XVIII вв.», под редакцией О.В.Дмитриевой для классов с углубленным изучением истории.

  • В преемственности с программой по истории Средневековья мира для 6 класса в аспекте применения проблемного подхода в обучении через игровые ситуации.

  • В подборе документального материала, что создает «стереоскопическое» изображение прошлого, помогает развить самостоятельность мышления учеников.

  • Применяются в программе нового образца учебные мультимедийные издания.

  • По программе разработаны авторские уроки-презентации, в том числе в форме дидактических игр.

  • Программой предусмотрены формы занятий с применением интерактивной стратегии преподавания.

  • В разработке контрольных срезов в формате ГИА-ЕГЭ.

  • Программа разработана с учетом рекомендаций к современному уроку как уроку с функциями здоровья сбережения учащихся. К программе приложены разработки «Минут-пауз» для восстановления зрения, упражнения для снятия физической утомляемости, психологической разрядки. На уроках предусмотрено чередование видов деятельности.

Программа соответствует параметрам:

  • Ступень образования – основная школа.

  • Вид занятий – основные уроки.

  • Уровень освоения программы учащимися – расширенный.

  • Характер классов – общеобразовательные классы.

  • Принцип организации учебного материала – расширение содержания исторического материала программы для общеобразовательных классов.

  1. Целевая установка.

Целью прохождения настоящего курса – сформировать целостное представление об основных тенденциях исторического развития России и мира, начиная с конца XVI века; показать самобытные черты российской цивилизации, освоение учащимися систематических знаний об основных этапах развития общества в Новое время, приобщение к культурным достижениям, чтобы понять их ценность, пробуждение интереса к истории, развитие универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных).

В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:



  • формировать представления о единстве и многообразии исторического и культурного пространства мира;

  • показать на историческом материале процесс взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от средневековья к цивилизаций Нового времени;

  • способствовать формированию целостной картины российской цивилизации в её культурной, религиозной, социальной, политической жизни и мифологии;

  • представить историческое описание становления религиозных идей и институтов власти в России;

  • создать основу для мотивации к обучению и познанию, формированию УУД;

  • формировать основы гражданской идентичности.

  1. Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-бесед. В программе представлены и другие формы изучения истории: уроки – практикумы с печатными и раздаточными материалами, видео-уроки, уроки медиа-презентации, интегрированные уроки.

При организации образовательного процесса использованы технологии проблемно-модульного обучения, технология дидактических игр, здоровьесберегающие технологии. С учетом всех требований были составлены учебные модули1 программы.

В рамках здоровьесберегающей технологии в программе предусмотрено и использовано:


  • чередование видов деятельности на уроках;

  • физические минутные паузы в середине урока;

  • электронные паузы-зарядки для восстановления зрения;

  • музыкальные паузы;

  • использование на уроках в качестве снятия усталости шутки, исторические анекдоты, смешные истории.

  1. Учет возрастных и психологических особенностей детей (См. приложение: Таблица №1).

Программа составлена для учащихся подросткового возраста, поэтому преобладающими методами являются проблемное изложение и частично-по­исковый методы (по И.Я. Лернеру).

Методы (классификация методов по И.Я. Лернеру): проблемный метод, частично-по­исковый, объяснительно-иллюстративный метод.

Суть проблемного метода заключается в том, что учи­тель ставит перед учащимися проблему и показывая путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятель­ному решению познавательных проблем используется частично-по­исковый метод обучения. Суть состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каж­дый шаг предполагает творческую деятельность.



  1. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.

  1. Структура программы.

Программа по истории для 7 класса включает следующие разделы (модули):

  • Модуль 1. Мир в начале Нового времени (1 + 17 часов).

  • Модуль 2. XVII век в России (13 часов).

  • Модуль 3. Кризис «старого порядка» (15 часов).

  • Модуль 4. От Петра Великого до Екатерины Великой (22 часа).


Темы для проектной деятельности (См. приложение: таблица №2):

Проект №1:



  • «Памятники исторических событий России»;

  • «Памятники исторических событий в мире».

Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии:



Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

Исторические пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, этнических, социальных характеристик развития человечества.

Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, религиозных и др.;

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая – человек в истории. Она предполагает характеристику: а)условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б)их потребностей, интересов, мотивов действий; в)восприятие мира, ценностей.

  1. Формы контроля.

Текущий контроль

Итоговый контроль

Оценка разных форм конспектов, рабочих тетрадей

Оценка творческих работ, эссе, сообщений

Познавательные задачи. Кроссворды

Проекты

Проблемные задания

Контрольные срезы

Заполнение таблиц, составление схем

Олимпиада

Фронтальные опросы



  1. Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами. Учебно-методическое обеспечение включает:

Ресурсы образовательного процесса:



  1. Учебники:

- Новая история 1500-1800 гг. Под редакцией А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной. 2011 г.

- Новая история. Конец XV – XVIII вв. Под редакцией О.В.Дмитриевой. 2011 г.

- История России XVI – XVIII вв. Под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 2012 г.


  1. Дидактические материалы по курсу Новой истории:

- Поурочные разработки по истории, 1500-1800 гг. 7 класс. Под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной. 2011 г.

- Конспекты уроков по истории России XVI – XVIII вв. Под редакцией О.Г.Набатовой. 2009 г.



  1. Рабочие тетради:

- Рабочие тетради (для учащихся) по Новой истории. 7 класс. В 2 выпусках. Под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной. 2009 г.

- Рабочая тетрадь для 7 класса «Россия в XVII-XVIII вв.», под ред. И.Л. Андреева



  1. Диагностический инструментарий.

  2. Видео-аудио-медиа-материалы: 6 видео-уроков.

  3. Наглядные пособия (таблицы, схемы).

  4. Материалы локальной и Интернет-сети.

  5. Электронные носители:

- «Образовательная коллекция. История Нового времени 1450-1800 гг. 7 класс».

- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история».

- «Витязь на распутье: интерактивный задачник по истории России IX – XIX вв.».

- «Интерактивный мир. Историческая энциклопедия. Династия Романовых. Три века российской истории».

- «История России с 882 г. по 1917 г.».

- «Парфёнов М. К 300-летию семьи Романовых».

- «Русский музей: живопись ХVIII – ХХ веков».

- «Шедевры архитектуры».

- «Тесты. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история».

- «Тесты. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Отечественная история до XIX века».



- «Электронные физкультминутки», в 3 частях.

  1. Авторские презентации. 17 презентаций, в т.ч. 7 дидактических игр.

Медиа-ресурсы:

  1. ПК.

  2. Интерактивная доска.

  3. Медиа-проектор.

  4. ТV, DVD, VD.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Предполагается, что изучение курса Новой истории способствует развитию у учащихся значительного круга компетенций:

  • учебно-познавательной;

  • информационно-коммуникативной;

  • социально-адаптивной.

При изучении курса планируются следующие результаты:

      1. Хронологические знания и умения:

  • называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значитель­ных событий и процессов;

  • оперировать историческими датами, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

      1. Знание фактов:

  • называть место, обстоятельства, участ­ников, результаты важнейших исторических событий Нового времени.

      1. Работа с источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информа­ции в одном источнике;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

      1. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • на основе текста и иллюстраций учебни­ка, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание важнейших памятников культуры народов мира;

  • составлять характеристику деятельности исторической лич­ности.

  1. Анализ, объяснение:

  • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и яв­ления, природные условия, деятельность личностей, определяя в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинно-следст­венных связях исторических событий.

  1. Версии, оценки:

  • излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

  • оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю;

  • определять и объяснять (аргументиро­вать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Нового времени.

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • использовать знания об истории и культуре народов мира в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

  1. Универсальные учебные действия.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают:



  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1)учебные мотивы, 2)учебную цель, 3)учебную задачу, 4)учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)познавательный; 4)коммуникативный. В основу учебной программы положен личностно-ориентированный подход к младшему подростку на основе компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания» + «деятельность». Представим названные блоки УУД несколько подробнее, исходя из возрастных особенностей учащихся, структурирования содержания курса истории и выбора приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.



Подростковый возраст (7 класс)

Универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Развитие:

- умения соотносить поступки и события с принятыми

этическими принципами;

- знания моральных норм;

- умения выделять нравственный аспект поведения;

- ориентация в межличностных отношениях;

- устанавливать связь

между целью учебной деятельности и ее мотивом.



Формирование умения:

- ставить учебную задачу

на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- планировать;

- прогнозировать;

- контролировать (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

- корректировать;

- оценивать.

Развитие:

- способности к мобилизации сил и энергии;

-способности к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта);

- способности к преодолению препятствий.



Развитие:

-умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-структурировать знания;

-синтезировать;

-умения работать с текстом.

Формирование:

-умения рефлексировать способы действия;

-умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-ориентации не только на правила, но и на условия их применимости;

-выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-умения выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.


Формирование:

- умения сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности);

- умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- умения постановки вопросов – инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

- умения разрешения конфликтов;

- умения принимать решение и реализовывать его.

Развитие:

- умения участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умения интегрироваться в группу сверстников;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умения формулировать несложные выводов.





  1. Ожидаемые результаты:

  1. Знания и УУД, достигаемые к концу обучения.

  2. Социальные эффекты в конце обучения.


Фундаментальное ядро содержания курса.

Новое время. Понятие и хронология. Раннее Новое время. Переход от средневековой системы хозяйствования к рынку. Модернизация. Первоначальное накопление капитала.

Великие географические открытия. Развитие национальных государств. Абсолютизм в Европе. Международные отношения раннего Нового времени. Ренессанс. Реформация и контрреформация. Просвещение.

Английская буржуазная революция. Великая французская революция и ее последствия. Образование США. Новая система международных отношений. Воссоединение Италии и Германии. Гражданская война в США.

Промышленный переворот. Страны и нации на пути модернизации. Индустриальное общество. Консервативный, либеральный, социалистический ответы на социальные вызовы. Становление либеральной демократии. Колониальные империи. Суверенные государства Востока и Южной Америки. Османская империя. Наука. Культура. Быт.

Политическая централизация и становление самодержавия. Московское государство в конце XVI в.: территория, социально-экономическое и политическое развитие, основные процессы в духовной жизни. Религия и церковь в средневековой Руси. Смутное время: причины и последствия.



Россия в Новое время. Основные исторические источники, хронология и сущность нового этапа российской истории. Экономика, общество и власть России конца XVII – начала XVIII в. Предпосылки и значение реформ Петра I. Феномен дворцовых переворотов. Изменения в экономике, социальном и политическом строе, культуре России в XVIII в. Секуляризация. Народные движения. Россия в европейской и мировой политике. Превращение России в великую европейскую державу.

Приложение к пояснительной записке
Таблица №1.



Психологические особенности подросткового возраста


Обухова Л. Ф. возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с. – (Основы наук).

Период онтогенеза (от 10 – 11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Социальная ситуация развития. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития: подросток – ровесник. Идеальная форма, т.е. то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.

Основное противоречие возраста (задача развития). Помимо чувства взрослости и его видов, по мнению Д. Б. Эльконина, у подростков существует тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослым. Однако стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.

Ведущий тип деятельности – общение со своими сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.

Основные психологические новообразования подросткового возраста. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется основное новообразование подросткового возраста – самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.


Таблица №2.


Алгоритм работы над проектом

Проект – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Виды проектов: 1)исследовательские; 2)информационные; 3)творческие; 4)игровые; 5)практические и т.д.

Этапы работы над проектом:

  1. Исходный этап:

  • Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).

  • Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)

  • Определение цели проекта и поэтапных задач.

  1. Этап разработки плана работы:

  • Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.

  • Выбор средств и методов выполнения.

  • Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

  • Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

  • Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

  1. Реализация проекта:

  • Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

  • Проведение исследования, выполнение расчетов.

  • Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).

  • Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)

  • Контроль и коррекция промежуточных результатов.

  1. Завершение проекта:

  • Общественная презентация проекта.

  • Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

  1. Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

После презентации учитель организует обсуждение результатов проекта по плану:

  • сопоставление первоначальных целей и результатов;

  • подведение итогов.

Ориентировочный план дискуссии:

  • Представители от каждой группы, выполнявшие роль «эксперта в своей группе» высказывают собственную оценку.

  • «Оппоненты», которых выдвигают другие группы делают свою оценку, оценивая положительные и отрицательные стороны проекта в соответствии с принятыми в самом начале критериями. Выдвигают свои предложения по доработке, совершенствованию, внедрению в практику.

  • «Жюри» в специальной таблице (ведомости) оценивает в баллах, также по заранее оговоренным критериям, вклад каждой группы в разработку проекта и его качество. На основании суммарных баллов можно установить рейтинг групп, и, в случае необходимости на этом основании выставить дифференцированные отметки.
следующая страница >>