Учащиеся 6-8 классов. «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только о - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Учащиеся 6-8 классов. «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать - страница №1/1

Сценарий классного часа «Мы все такие разные, но мы хотим быть едины…»

Цель: 

  1. Расширить знания учащихся о национальном составе населения Северного Кавказа.

  2. Познакомить с духовно-нравственными основами жизни народов Северного Кавказа, с культурологическими основами их семейных и социальных традиций.

  3. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.

  4. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

  5. Сформировать правильное представление о толерантном поведении.

  6. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.


Оборудование:

компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация.

Форма проведения: - «круглый стол» с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами.

Аудитория: учащиеся 6-8 классов.

« Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного, научиться жить на земле, как люди». Б.Шоу.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Учитель: - Добрый день, дорогие ребята! (слайд 2)

Уже миллионы лет существует планета Земля, которую населяют более 7 млрд. людей, отличающихся и цветом кожи, и языком, религией и культурой. А мы с вами живем в одной из самых крупных стран этой планеты - России (слайд3).

Историк Гефтер определил ее как «мир миров», в котором веками сосуществуют представители разных национальностей. Путешествуя по разным уголкам России, можно с уверенностью сказать, что самым многонациональным местом страны является Кавказ. (слайд 4)

И сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по этому богатому, красивому и удивительно гостеприимному уголку России.

Необыкновенная прелесть и первозданная красота живописных горных ущелий, густая сеть буйных стремительных рек, многоголосое журчание живительных минеральных источников, чарующая взор панорама сверкающих на солнце белоснежных вершин. Это слияние породило великую Землю, на которой тесно сплелись жизни и судьбы людей. Имя его звучит гордо – Кавказ.

Всем известно, что Северный Кавказ – многонационален. На его территории проживает около 100 национальностей. - Назовите народы, населяющие Кавказ. (ответы детей) ( слайд 5 ) - Правильно. Это адыгейцы, черкесы, карачаевцы, кабардинцы, чеченцы, даргинцы, лезгины, кумыки и многие другие.

Кавказ   называют   «Вавилоном»,потому что здесь   смешалось    почти   40  языков. (слайд 6 )

Всегда народы Кавказа объединяла задушевная щедрость, искренняя любовь к Родине и глубокое почитание старости.

У каждого народа своя история, свои обряды и народные традиции.

Многие из них дошли и до наших дней. В них народная мудрость, накопленная веками, которая создавалась для того, чтобы воспитывать в подрастающем поколении любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром.



(Слайд 7)

Русская история – это история бесконечных испытаний.

В 1711 – 1712 г.г.росийское правительство стало привлекать казачьи формирования для укрепления своих Северо – Кавказских границ. А в 1802 году был образован Кавказский полк.

Но, несмотря ни на что, русский человек всегда сохранял и достоинство, и доброту. Гостеприимство было одной из главных качеств русского человека.

« И встречаем гостей хлебом солью. «Хлеб да соль!» говорил по обычаю православный русский человек. А какие вы знаете пословицы.

Тогда я начну говорить пословицы, а вы заканчивайте: (слайд 8)

1. В гости ходить- …надо и к себе водить
2. В тесноте да…не в обиде
3. Наперед накорми,… а там уж поспроси

4. Рад не рад, а говори:… милости просим! 

5. Что есть в печи, все на стол мечи.

6. У нас на Руси прежде гостю поднеси.

7. От учтивых слов… язык не отсохнет.

8. Чем богаты,…тем и рады.

- Молодцы!

Учитель: А теперь мысленно перенесемся в прекрасную (слайд 9) многонациональную семью дагестанских народов. Многие нравы, обычаи и традиции мусульманских народов обусловлены исламской религией.

Пословицы Дагестана гласят: «Гость – посланник Бога», «Кто не оказал почета гостю, у того поле не заколосится».

Через годы наши народы донесли до нас много традиций. В них народная мудрость, накопленная веками. И лучше всего она проявляется в проведении праздников.

Народные светские праздники доисламского происхождения не менее популярны. Один из праздников (слайд 10) Сабантуй – проводится перед посевом поочередно в разных деревнях. На празднике устраивались спортивные состязания, различные детские и юношеские забавы.

Обязательными элементами Сабантуя был сбор детьми крашеных яиц. После сбора дети устраивали на улицах различные игры. Давайте и мы сейчас с вами поиграем в эти игры.

Игра-соревнование, кто у кого больше выиграет яиц.

(Выигрывает тот, чье яйцо ( побив другое) остается целым. (Звучит мелодия, дагестанские песни).

Но что интересно, казалось бы разные культуры, а имеют общие черты.

Ведь праздник «Сабантуй» очень схож с русским праздником «Масленица».

Или Песха – хрмстианский праздник, Ураза-Байрам – мусульманский. Но что в них общего? (Оба отмечаются после Великого поста, поминают умерших, накрывают столы, угощают друг друга, надевают нарядную одежду)


Учитель: (слайд 11) Или, например, традиции и обычаи Карачаево-Черкессии также основаны на народных мудростях, добре. И кодекс традиционных нравственных ценностей черкесов имеет общие черты с кодексом казачьей чести.

(Слайд 12 )

Конечно, у каждого народа своя биография, свой опыт жизни, свои стихи и песни, свой язык. Приветствие каждого народа звучит по-разному, но смысл у них один.

(Приветствие на чеченском языке. Приглашаются 2 ученика, они читают приветствие)

Реб.1- Салам алейкум! Маршал ду шуга, тха хьамхаса вежарий, йижарий, хьеший.

Реб. 2- Нохчалла -.   

Учитель: «Нохчо» - значит  «чеченец». Понятие «нохчалла» - это все особенности чеченского характера, это своеобразный кодекс чести.     

Нохчалла – это дружба. Дружба для горца понятие святое.
Приветствие армян.

(Звучит армянский дудук)

Учитель : Отгадайте на каком языке прозвучит это приветствие.

Мальчик – Барев дзэс,

Девочка - Шат урахэм андипэм дзсз мэр танэ. (Слайд 13)

Правильно – это Армения.Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. «Чем чаще ты накрываешь стол, тем больше вернется», - искренне считают армяне.



Учитель: Действительно, нельзя не любить Кавказ. Но, чтобы и сегодня сохранялся кодекс чести народов Кавказа, мы все должны быть толерантны.

А что такое толерантность? (ответы детей) Правильно, это терпение, принятие человека таким, какой он есть.

(Слайд 14)

- Я предлагаю вам заполнить таблицу, чтобы точно определить понятие «толерантность»

(Заполнение таблицы)

- Мы часто хотим быть такими как все, и страдаем, чувствуя, что отличаемся друг от друга. Какие мы, чем отличаемся от окружающих нас людей мы сейчас и узнаем.

( Каждому предлагается написать о каких-то своих 3 отличительных признаках.

Звучит музыка.

Несколько записей зачитываются вслух, а все отгадывают, кто автор.

- Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас объединяет и сближает Кавказ. Развитие дружеских отношений предполагает соблюдение неписанного кодекса. Это взаимопонимание, открытость, откровенность. Доверительность. Искренность и бескорыстие чувств. (Слайд 15)

По мнению Цицерона «основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов, мнений» и «возможна только между честными людьми».

- Очень часто, общаясь между собой, вы сталкиваетесь с ситуациями, когда, чтобы избежать конфликта, вы не знаете, как правильно поступить. Сейчас я предлагаю вам ситуацию и мы все вместе найдем выход из создавшегося положения. (слайд 16)

«Ребята готовили постановку спектакля. Роль рыцаря должен был исполнить даргинец Арсен. Когда по ходу действия Арсену нужно было встать на одно колено перед «своей избранницей» - Юлей, он категорически отказался, даже отказался от роли, которую сам прежде выбрал. Дети были в недоумении и обратились за разъяснением классному руководителю».

- Как вы думаете, что произошло далее?

Учитель потребовал в грубой форме выполнение Арсеном своей роли.

Арсен не хотел, чтобы его напарницей была именно Юля.

Мальчик был в плохом настроении.

Арсену было оскорбительно стоять на коленях перед девочкой.

Ученики выбирают вариант ответа.

Учитель: Конечно, лучший вариант ответа – последний, т.к. в культуре народов Кавказа не предусмотрена публичная демонстрация чувств и оказание внимания женщине.

- Понимание людей, понимание себя во многом определяется интуицией. Интуиция - это чутье, проницательность, основанное на знаниях и опыте. Как показывает практика, наблюдательность - это одно из необходимых условий успешности человека в общении с другими людьми. Это искусство.

-Сейчас я предлагаю вам игру на развитие навыка распознавания. Нужно разделиться на 2 команды ( по 5 чел.), построиться в 2 шеренги лицом к лицу. По моей команде вы станете передавать по монете (игрушке) за спинами друг друга. По команде «стоп» она остается в руке у участника, который последний ее получил. Задача - отгадать, у кого из участников команды противника осталась монета.

-Мы научились по глазам и мимике лица определять чувства человека. – К сожалению, в сегодняшнем мире, очень часто проблема, с которыми мы с вами сталкиваемся - это непонимание. Жизнь - театр, у каждого свои роли.

-Следующее упражнение направленно на развитие взаимодействия, рефлексии

Игра - упражнение «Ваньки - встаньки»

Участники сидят по кругу.

Учитель: Я буду называть числа. После этого, вы должны встать именно столько человек, какое число прозвучало. Не больше, не меньше. Выполняете задание молча.

- что помогало или мешало справляться с поставленной задачей?

- какая была тактика?

Мы увидели, что для выполнения задачи, вам необходимо было ориентироваться в намерениях, состояниях других ребят, уметь понимать друг друга, согласовывать свои действия. Вы увидели - насколько важен визуальный контакт, ведь глаза - это зеркало нашей души.

- Ваш класс - это маленькая семья в большом общем доме. И мне хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ссор. А что для этого нужно? (ответы детей) (слайд 17)

Учитель рассказывает притчу «Ладная семья»

Жила—была на свете семья. И занимала она целое село. Семья была особая - мир и лад царили в ней.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить. Правду ли молвят люди. Решил узнать, как жители села добились такого лада и пришел к главе семьи. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. (Слайд 18) Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа; сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

- И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Кавказ – это наш дом. Мы все против войны, мы должны учиться доброте и взаимопониманию. Лишь когда все станут жить по законам добра и любви, сойдут с пути жестокости насилия, можно будет надеяться, что человечество предотвратит свою гибель.

Кавказ нельзя делить на всех,

Кавказ – наш общий дом! (слайд 19)

Вы – будущее нашего общего дома – Северного Кавказа!

И мы понимаем, что именно в дружбе наша сила!

Давайте построим наш символичный общий дом

А на наших кирпичиках напишем, что надо сделать, чтобы

Кавказ стал «Пространством толерантности».

( «кирпичики» с пожеланиями наклеиваются на символический дом ).

-Уважай собеседника.

Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

Стремись учитывать интересы других

Признавай отличные от своих идеи и мнения. - Будь терпимым и снисходительным.

- Будь великодушным.. - Умей прощать.

- Принимай другого таким, какой он есть.

- Будь чутким и добрым.


- Надо уважать друг друга, несмотря на то, какой кто национальности.

Пока ребята пишут, звучит музыка и слова:


Учитель: Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно.



( на фоне музыки ребята вешают «кирпичики» на символический дом).

(слайд 20)




izumzum.ru