Творческий отчет - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Творческий отчет - страница №1/1

Районное управление образованием

Нытвенского района Пермской области

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Новоильинский

Творческий отчет

Работу выполнила учитель химии и биологии

Ладина Эльмира Якубовна

2007 г.

Содержание



  1. Актуальность _____________................................................

  2. Игровые технологии на уроках биологии……………………..

  3. Коллективная форма познавательной деятельности учащихся…

  4. РДП……………….

  5. Портфолио ………………………

  6. Использованная литература ………………………

Класс- это сцена и мне на ней действовать: учить детей истинам, вместе с ними творить и созидать.

А как стать хорошим актером этой сцены?...


Великие, возьмите в подмастерья.

Я соглашусь таить в себе годами

Свои нетерпеливые слова,

Чтобы увидеть жадными глазами

Таинственную сущность мастерства.

( В. Творгова )

За последнее десятилетие мир существенно изменился: огромный поток информации все увеличивается невероятными темпами. Возможности школьника не беспредельны, а источников информации становиться все больше: телевидение, радио, Интернет, телефон… От переизбытка сведениями ребенок спасается отсевом лишней информации, в ранг которой часто попадает школьная. Учитель в этой ситуации перестает быть главным «источником истин», становиться одним из дающих сведения. Поэтому главным направлением своей работы я вижу поиск путей, способов, приемов активизации учебно-познавательной деятельности, которые повысят значимость учебно-предметной информации, мотивацию к обучению, такие как: технологии дифференцированного, интегрированного обучения, ИКТ, нетрадиционные формы, индивидуальный подход, игровые технологии.

Формирую интерес к предмету через внеклассную работу: олимпиады, предметные недели, исследовательскую работу, курсы по выбору. Добиваюсь соблюдения единых педагогических требований, выполнения поставленных задач, побуждающих развитие активной мыслительной деятельности.

Принцип активности обучения был и остается одним из основных. Его реализация подразумевает такое качество деятельности ученика, которое характеризуется высоким уровнем мотивации к обучению.
Игровые технологии на уроках биологии

В своей работе широко использую игровые технологии.

Игра позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно-значимой, значительно более продуктивной в приобретении новых знаний и умений. (Г.К. Селевко) Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих и инициирующих деятельность. По Г. К. Селевко игра может быть использована:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы

- как элемент более широкой технологии

- как урок или часть урока

- как внеклассная работа.

Игровые формы обучения условно разделяю на несколько групп:



  1. Уроки в форме соревнований и игр

- кроссворд

- КВН


- викторина

- конкурс

- дуэль

- турнир


2. Уроки, напоминающие обычные формы общения

- пресс- конференция

- аукцион

- телепередача

- бенефис

- живая газета

- митинг

- устный журнал

- диалог

3. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий

- интервью

- заочная экскурсия

- экскурсия в прошлое

- репортаж

- путешествия

4. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике

- исследование

- рецензия

- комментарий

- мозговая атака

5. Уроки, опирающиеся на фантазию

- сюрприз

- сказка

- подарок

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций

- суд


- следствие

- НИИ


- ученый совет

- цирк


- театр

7. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы

- спектакль

- следствие ведут знатоки

- диспут

- концерт

- Что? Где? Когда?

Типы игр:



Типы игр

Задачи игр

Примеры игр

Итоги игры

1. игры упражнения

Совершенствование познавательных способностей учащихся, закрепление учебного материала, применение его в новых условиях, развитие познавательного интереса.

Викторины, кроссворды, ребусы, головоломки, лото, домино, биологические карты, буквомиксы, загадки, пословицы, поговорки, фолфорды, хоккей, пятнашки.

Заинтересовывает учащихся, дает возможность проявить инициативу, творчество, развить эстетический вкус.



2. игры путешествия

Углубление и закрепление учебного материала.

Заочные путешествия, экспедиции, экскурсии.

Активация деятельности.

Устные рассказы, вопросы, мнения, суждения.




3. сюжетная игра

Позволяет комплексно применить знания в знакомых и аналогичных ситуациях.

Телеурок, пресс-конференция, «следствие ведут знатоки».

Позволяет творчески применить знания на практике, развивать речь, отстаивать свои суждения.


4. игра соревнование

Развитие активного речевого общения и уверенности в себе.


Турниры, КВН,

Что? Где? Когда?

«Счастливый случай»,

«Кто хочет стать миллионером?»,

«Звездный час».


Введение в игру сложных вопросов учебной программы, показ достижений и успехов.


Коллективная форма познавательной деятельности.

Что же собой она представляет?

В.К. Дьяченко совершенно справедливо, на мой взгляд, считает, что, это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. «Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная работа есть коллективная. Но что значит, все члены коллектива участвуют в обучении? Это значит что и каждый член группы (коллектива) выступает в качестве обучающего. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: все обучают каждого, и каждый обучает всех». И далее. «При коллективном обучении если оно дёйствительно коллективное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого»

В. К. Дьячёнко слёдующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся.



  • Наличие у всех участников общей цели.

  • Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.

  • Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив - это группа людей, сотрудничающих друг с другом.

  • Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением.

  • Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.

  • Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.

  • Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, — писал Я.А. Коменский , — спрошенное — усваивать , тому , что усвоил , обучать других - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.

  • Обучать — это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать»

  • Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика.

М.Н. Скаткин в своей книге «Проблемы современной дидактики» писал о том, что коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся — это «...общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава»

Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогруппой. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4-х человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются, Это школа обучения каждого каждым.

А.С. Границкая в своей книге «Научить думать и действовать», где она обосновала целую адаптивную систему обучения (АСО), основанную на использовании коллективной формы познавательной деятельности, дает такую схему работы в различных парах:

Статическая пара









Для работы объединяются учащиеся сидящие за одной партой




такт 1

такт 2

такт 3




Динамическая пара










Для работы объединяются
учащиеся, сидящие за соседними партами




такт 1

такт 2

такт 3




Вариационная пара










В группе из 4-х человек каждый работает то с одним, то с другим при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы

Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Каждый ученик здесь непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность, каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.


РДП

Следующий шаг моего поиска- РДП: рефлексивно-деятельностный подход к обучению. Работая в этом направлении, два года участвую в реализации подпроекта «Школа как социокультурный центр Новоильинского городского поселения» в рамках сетевого проекта «Программа повышения коммуникативной компетентности школьников Нытвенского района средствами риторики диалога».

Замыслом моей работы в летней школе является создание условий для актуализации знаний по химии, биологии:

- помочь разобраться с существующими проблемами по предметам через риторизацию предмета.

- научить составлять синквейны, денататные графы по предметным и непредметным текстам.

Огромной трудностью для меня стало отличие в подходах к обучению в летней школе и в обычном режиме работы. Сложно было переключиться с традиционных методов и приемов, с обычных этапов урока на РДП. Не всегда на занятиях удавалось реализовать поставленные задачи, в силу недостатка опыта работы в режиме РДП.

Большую помощь в решении этих проблем оказывала рефлексия учителей, где проговаривая свои мысли, осмысливая свою деятельность совместно искали возможные способы и приемы решения сложных ситуаций.

На мой взгляд, наиболее точно свои мысли я выразила в виде синквейна и денататного-графа.


Синквейн

  1. Моя деятельность в период летней школы.

  2. Продуктивная, риторическая.

  3. Развивает, обучает, формирует.

  4. Переломный момент моего традиционного подхода к обучению.

  5. Переосмысление.

Денататный граф

Это есть


Практическая реализация подпроекта «Разработка способов и приемов риторизации учебного процесса в период летней школы»
Направлена на

Развитие логического мышления. Развитие интеллектуального, эмоционального центра.


Осуществляется

Через эффективную организацию учебного процесса.


Это есть

Попытка применения законов риторики.

Практическая направленность деятельности.

Использование творческих заданий

Интеграция учебных дисциплин.

Использование инновационных способов обучения.


Основывается на

На рефлексийно деятельностном подходе (РДП)


Приводит к

Желанию знать больше и удовлетворению от познания.

Развитию и осознанию своей деятельности
Результатом является

Переосмысление традиционного подхода к обучению


Направляет к

Попытке использовать полученный опыт в своей работе.


Особенно ценно для меня осознание того, что традиционные подходы (все время возникает соблазн использовать традиционные формы обучения - легче и проще все рассказать самому, тут же закрепить, проверить) в современной школе не актуальны, что есть альтернативные, хоть и более сложные, но более полезные и значимые для учеников. Возможно этот путь, именно РДП.
Литература:

  1. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М., 2000

  2. Границкая А. С. Научитесь думать и действовать. – М., 1991

  3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991

  4. Дереклеева Н. И. Справочник завуча. М., 2006