Творческий мозг - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Творческий мозг - страница №1/1

ТВОРЧЕСКИЙ МОЗГ
Наталья Дворкина физик, физиотерапевт,

специалист по ГРВ диагностике (тел.+37126340419)

Григорий Дворкин клинический психолог

www.terapija.lv
Подобно тому, как первая половина двадцатого столетия была эпохой физики, а вторая – эпохой биологии, двадцать первое столетие, по мнению ряда учёных, стало эпохой расцвета науки о мозге и психике, а значит, эпохой, связанной с возрождением духовности и веры. Ведь одно из важнейших событий на земле произошло на Голгофе, а значит, на Лобном месте.


Рис.1


Но Лобное место вошло в историю не только из-за того, что на нём был распят Христос. По преданию церкви на Лобном месте также похоронен и первый человек Адам. По словам Оригена на Лобном месте покоится тело Адама, и пролитая на Голгофе кровь Спасителя омыла кости Адама, оживотворив в его лице весь человеческий род. Поэтому на иконах Распятия под Крестом Спасителя можно увидеть череп и кости Адама. Но имеет ли название этого места и произошедшие на нём события какое-либо отношение к лобным долям нашего мозга?

Рис.2 Чёрным цветом закрашены лобные доли

Травмы лобных долей не отражаются на соматическом состоянии человека, и поэтому в текстах ранней неврологии лобным долям не уделялось существенноё внимание. Но оказалось, что в процессе эволюции человека, наибольшие изменения претерпели именно лобные доли, чего не наблюдалось у животных.

Позднее выяснилось, что лобные доли выполняют важнейшие функции, они ответственны за многие процессы, протекающие в мозге, и в поведении человека. Они участвуют в определении целей и в постановке задач, в поиске путей решения этих задач, а также в выборе форм поведения и планов действий, необходимых для реализации поставленных целей. Также лобные доли связанны с возникновением речи, самосознания и ощущения собственного Я.



Рис.3 Грехопадение Адама

После грехопадения Адам узнаёт, что он наг, можно предположить, что это прозрение связанно с процессами эволюции лобных долей. Лобные доли формируют творческие способности, позволяющие человеку творить, и в своих изобретениях выходить за пределы своего опыта и внутреннего представления о строении окружающего мира. Ярким примером подобного творчества является изобретение каменного топора, а также развитие всей нашей цивилизации.

Рис.4 Каменный топор – это результат творчества лобных долей

Но основная особенность лобных долей заключается в том, что они выполняют лидерские функции. По словам нью-йоркского профессора Элхонона Гольдберга, посвятившего много лет изучению лобных долей нашего мозга, лобные доли, подобно дирижёру, объединяющему звучание различных музыкальных инструментов в гармоничное произведение, координируют и объединяют в единое целое деятельность множества различных компонентов нашего мозга и психики.

Дисфункции лобных долей приводят к потере жизненного интереса, мечты и цели, к депрессии, к маниакально-депрессивному психозу, к нарушению речи и мышления, к шизофрении и многим другим психическим и психосоматическим заболеваниям.

В середине прошлого века распространённым методом лечения дисфункции лобных долей были электрошок и лоботомия – операция, при которой лобные доли отсекались от остальной части мозга.

Рис.5 Так выполняется лоботомия

Пациенты полностью не излечивались, но освобождались от галлюцинаций и душевных страданий. В семидесятые годы, в связи с появлением новых лекарственных препаратов, от лоботомии отказались.

В настоящее время появились новые способы восстановления утраченных функций лобных долей мозга. К ним относится телесно-ориентированная психотерапия, а также выполнение различных когнитивных упражнений. К примеру, для стимуляции теменных долей мозга полезно заниматься дизайном и живописью, для стимуляции височных долей – писать стихи и книги, а для стимуляции лобных долей – ставить перед собой цели и разрабатывать стратегию для их достижения.

Но не менее эффективным средством восстановления утраченных функций лобных долей является духовный труд. Древняя символика разных религий и многие религиозные ритуалы связанны именно с лобными долями.

Подобную символику можно встретить в индуистской и буддистской религиозных традициях.

Рис.6 Символика, связанная с лобными долями встречается в буддизме и индуизме

Рис.7 Иудеи во время молитвы, чтобы, по словам пророков, подчинить все свои мысли служению Всевышнему накладывают на лоб тфилин.



Рис.8 В мусульманской традиции это молитва с земным поклоном и многие другие ритуалы.



Рис.9 В христианстве многие ритуалы также связанны с лобными долями. Это крестное знамение, миропомазание, соборование и многие другие таинства.


Непонятно лишь, из каких книг наши далёкие предки черпали знания, создавая различные ритуалы, таинства и символику, связанную с лобными долями? Ведь наука лишь в двадцатом веке узнала о важных функциях лобных долей!

Многие праведники, посвятившие свою жизнь духовному труду, выполняя различные церковные таинства и ритуалы, достигли небывалых возможностей. К примеру, когда Серафим Саровский молился над больными людьми, некоторые видели его парящим в воздухе. Подвижники веры всегда щедро делились и сейчас делятся плодами своего духовного труда с окружающими их людьми. По их молитвам исцелялись и исцеляются от неизлечимых болезней многие люди.

Современные технологии позволяют определять и анализировать состояние лобных долей нашего мозга. Одним из примеров таких технологий является ГРВ камера (газоразрядная визуализация). ГРВ камера позволяет делать снимки Кирлиановского свечения человека, и при помощи различных компьютерных программ исследовать его состояние.

Рис.10 диагностика при помощи ГРВ камеры


К примеру программа «Меридианный анализ», исследует снимки ауры и отражает психосоматическое состояние человека, а также состояние психологической защиты и качеств характера, испытуемых.

Рис.11 Программа «Меридианный анализ»


Но эта программа не всегда отражает дисфункции лобных долей, проявляющихся в потере экзистенциального благополучия (потери мечты и какой-либо цели в жизни) и в других симптомах. Порой у людей, жалующихся на потерю интереса к жизни и отсутствия какой-либо цели, показатели ауры могут быть относительно благополучные. Но за фасадом этого мнимого благополучия может скрываться дисфункция лобных долей. И в этом случае на помощь приходит программа «Чакры». На графике энергетического состояния чакр (график верх) у людей с потухшими глазами и с потерей интереса к жизни показатели Сахасрары чакры, как правило, понижены. На нижнем графике, отражающем дисбаланс чакр, можно отследить предпосылки, нарушения энергетического состояния чакр. В данном случае дисбаланс Муладхары чакры (нижний график) свидетельствует о глубоком подсознательном страхе.


Рис.12 Программа «Чакры»


В качестве примера благотворного воздействия духовного труда на функции мозга хотелось бы привести фрагмент из беседы святого старца Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни.

«О. Серафим взял меня весьма крепко за плечи – вспоминает Мотовилов – и сказал:

- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобой! Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

- Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли...

Рис.13 Мотовилов и преподобный Серафим Саровский


Отец Серафим сказал:

- Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь также стали светлы, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы меня таким видеть.

Я взглянул в лицо его и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?..

- Что же чувствуете вы? - спросил меня о. Серафим.

- Необыкновенно хорошо, - сказал я.

- Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.

Что же ещё чувствуете вы? - спросил меня о. Серафим.

- Необыкновенную сладость, - отвечал я.

И он продолжал:

Что же ещё чувствуете?

- Необыкновенную радость во всём моём сердце.

Что же вы ещё чувствуете, ваше боголюбие?

Я отвечаю: - Теплоту необыкновенную.

- Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим! Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... Какая же может быть тут теплота?

Я отвечал:

- А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку, и когда из ней пар столбом валит.

- И запах, - спросил он меня, - такой же как из бани?

- Нет, - отвечал я, - на земле нет ничего подобного этому благоуханию.

И о. Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:

- И сам я, батюшка, знаю это точно, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас: так ли вы это чувствуете. Сущая правда, ваше боголюбие: никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святаго Духа Божия.

Что же земное может быть подобно ему? Заметьте же, ваше боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих».

По словам старца Серафима, это ощущение неописуемого блаженства пришло Мотовилову благодаря соприкосновению его со Святым Духом.



Анализируя некоторые религиозные тексты и свидетельства наших современников можно предположить, что при определенных обстоятельствах человек способен входить в контакт с духовным миром, влияние которого в той или иной мере отражается как на душевном состоянии, так и на функциях его мозга.