Турбина Светлана Валериановна Учитель музыки моу сош №20 г. Чебоксары Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Справка мо музыки, изо, физкультуры, обж, технологии по итогам месячника... 1 36kb.
Актовый зал моу сош №62 г. Пензы 1 127.13kb.
«Жизненная сила музыки И. С. Баха» 1 18.36kb.
Исследование «Влияние музыки на здоровье человека» 1 182.15kb.
Уроке раскрывается на доске (на слайде) тема: Камерная музыка Предлагается... 1 28.16kb.
Возможности использования детских фортепианных сочинений К. 1 391.24kb.
Учитель биологии моу сош №95 Сидоренкова Галина Ивановна Зав отделом... 2 433.58kb.
«Формирование и развитие оуун на уроках русского языка и литературы... 1 128.3kb.
Разживина Ольга Юрьевна, учитель музыки г. Энгельс 2013 год 1 353.66kb.
Гарантированные русские группы 1 55.59kb.
Супруненко Галина Владимировна Хоровой театр как жанр «взаимодействующей»... 1 262.95kb.
Вопросы/материалы к контрольной работе по философии Канта (2007/208) 1 71.6kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Турбина Светлана Валериановна Учитель музыки моу сош №20 г. Чебоксары Здоровьесберегающие - страница №1/1

Турбина Светлана Валериановна

Учитель музыки МОУ СОШ №20 г.Чебоксары
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.
Интенсификация учебного процесса, увеличение длительности учебных занятий, учебный стресс, снижение двигательной активности - всё это неблагоприятно влияет на состояние здоровья младших школьников.

Наличие тесной связи между состоянием здоровья учащихся и организацией учебного процесса в образовательном учреждении требует разработки конкретных здоровьесберегающих технологий, направленных на повышение уровня способности усвоения учебного материала.

Многочисленными исследованиями учёных доказано, что с поступлением в школу общая двигательная активность ребёнка падает во много раз. В существующей же традиционной практике школьного обучения ей отводится лишь 10-18% общего бюджета времени. В результате у детей извращаются физиологические реакции, снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление.

Уроки физического воспитания в школе не могут полностью компенсировать дефицит движений. К тому же, расширение двигательной активности путём введения специальных “физкультминуток” вносит существенный дисбаланс в собственно педагогический процесс, снижая сосредоточенность, ослабляя дисциплину. А введение дополнительных кружков аэробики не относится к учебному процессу вообще.

Учебный процесс должен быть построен так, чтобы двигательная активность младших школьников не была отдельным элементом урока, а гармонично переплеталась с задачами урока.

Искусство музыки представляет собой временной процесс. А время должно двигаться. Поэтому, понятие - «движение» на уроках музыки должно быть приоритетным. Движется музыка – движется вместе с музыкой и организм, который её создаёт. Так Ж-Далькроз осуществлял обучение детей музыке на основе музыкального движения, музыкальной ритмики. Он считал, что понять и пережить музыку ребёнок может не при помощи слова, а телодвижения.

В «Шульверке» К.Орфа музыкальное движение осуществляется в виде детально разработанных двигательных и гимнастических упражнений. Разные формы построения и ритмические движения призваны подготовить ребёнка к игре на музыкальных инструментах, освоению музыкальной грамоты.

За основу своей педагогической деятельности я взяла программу Московского учёного Л.В.Виноградова «Элементарное музицирование». В «Элементарном музицировании» на основе музыкального движения решаются практически все учебные задачи. Это связано с тем, что младшему школьнику важно не воспринимать музыку в виде отдельных музыкальных произведений, а породить её в самом себе. И сделать он это сможет, если включит в движение своё тело. Музыка – это движение, и выявить движение школьник может не в форме созерцания, не вербально, а движением своего тела, решением учебных задач.



Я для себя выделила классификацию факторов, влияющих на здоровье школьника:

Факторы, влияющие на здоровье школьника

Проведение их мною на уроке

Педаго-

гиче-ские:

-Организа-ция учебного процесса

- Ребята занимаются в просторном зале (в кабинете музыки), где парты расставлены по периметру класса для того, чтобы ребята имели возможность видеть друг друга в лицо.

- Для занятий ребят используют большой ковёр, который позволяет проводить все формы учебных задач.





- Учебная нагрузка

- Строго регулирую, чтобы ребёнок ушёл с урока с чувством удовольствия, а не с чувством усталости от количества принятой информации.




- Средства и методы обучения и воспитания

- Основной метод обучения – постановка перед детьми и решение ими учебных задач в форме эксперимента. В музицировании ребёнок не осваивает общественный опыт, а идёт к нему через воспроизводящую деятельность.




-Качество дидакти-ческого материала

- Ребёнок обязательно имеет индивидуальную (личную) блок флейту, пособие по игре на блок флейте, нотную тетрадь и рабочую тетрадь.




Педагоги-ческие методики

- метод эксперимента, коллективная деятельность.

Физи-

олого-гигиенические факторы

- Качество оборудова-ния

- На уроках дети используют индивидуальную блок флейту и инструменты малого ударного состава. Изначально, при приобретении этих инструментов, особый упор делается на их качество.




Организа-ция двига-тельной активности

- Все учебные задачи решаются при помощи двигательной системы ребёнка. «Рождение» музыки ребёнок должен пережить своим телом, тогда он сможет понять все законы её возникновения.

Социо-психо-логи-ческие фак-торы

Взаимоотношения учитель - ученик

- Деятельность учителя направлена на создание психологического климата в классе. Я не использую авторитарные методы обучения. Стараюсь, чтобы ребёнок сам шёл к решению тех или иных задач, направляя его ход мыслей, используя его уже полученные знания раньше. Разрешаю рассуждать и делать свои умозаключения вслух, чтобы слышала его ход мысли не только я, но и остальные ученики.

- Никогда не использую такие выражения, как - «Ты на прав», «Это не верный ответ», «Садись на место». Эти слова заменяю следующими выражениями: «Давай спросим у ребят. Совпадёт ли их мнение с твоим», «Давайте все вместе ещё раз подумаем над этим ответом», «Спасибо за ответ».






Взаимоотношения ученик-класс

-для ученика очень важно мнение своих одноклассников, поэтому не учитель указывает на ошибки ученика, а сам отвечающий ученик спрашивает у того ученика, кого он для себя считает более авторитетным.

- в работе не позволяю детям указывать на ошибки другого через учителя. Ученик имеет возможность обратиться с желанием исправить или поспорить к самому отвечающему.






Взаимоотношения учитель-родитель

- стараюсь организовать приход родителя в школу не для обсуждения его ребёнка, а для совместной деятельности со своим ребёнком. Для этого я разработала «Программу системообразующей деятельности музыкально-образовательного пространства «Школа-Семья».


Урок музыки в 1 «Я» классе.

Цель занятия: - Познакомить ребят с понятием – многоголосие.

- Работа над многоголосием.

Задачи урока: - Через двигательную систему помочь детям ощутить разнообразие движения.

- Через игру вывести детей на ритмическое многоголосие.

- Через заданные интонации вывести детей на мелодическое многоголосие.

Ход урока:

1. Разогреть тело детей.

Упражнения.- «Музыкальные сигналы».

Под музыку дети шагают по периметру ковра. По силе услышанного музыкального фрагмента, дети определяют, в какую сторону нужно двигаться (вперёд или назад). На звучание «форте» дети двигаются вперёд, на звучание «пиано» - назад.



- «Берёзка».

Ребята ложатся на ковёр, поднимая ноги, имитируют рост берёзы. В этом упражнении они должны тоже ориентироваться по звуку. Чем громче звучит музыкальное сопровождение, тем выше становится берёзка.



- «Лодочка».

Под музыкальное сопровождение, покачиваясь на ковре, ребята имитируют покачивание лодочки.



- «Куклы».

Каждый ребёнок превращается в самую красивую куклу. Под музыкальное сопровождение, способом пантомимы передаёт движение этой куклы. Куклы замирают в том случае, если остановилось музыкальное сопровождение.


2. Основная часть урока. – Через игру вывести детей на ритмическое и мелодическое многоголосие.

- Игра «Чёк, чёк, пятачок».

- продолжение игры «Куклы», только теперь куклы заговорили (дети произносят стихотворение «Чёк, чёк, пятачок»), дети продолжают работать, двигаясь на ковре.

- желающим ребятам предлагается посмотреть на кукол со стороны,

- часть ребят делает задание, но при условии, что все куклы говорят в одном темпе,

- затем меняются местами,

- куклам задаётся интонация на блок флейте (одна группа играет тон –В, другая группа играет тон – G), которую они проигрывают в ритме стихотворения.

- затем предлагается самым смелым спеть самому эту интонацию голосом (ребята, которые не отважились, имеют возможность спеть её на следующем уроке, т.к. зона ближайшего развития у всех разная, в своей работе её нужно обязательно учесть).



Понятие – многоголосие, ребята начинают понимать через ощущение собственным телом и голосом. Ребята весь урок находятся в постоянной физической активности, правильно организованной ритмически. Ребёнок учится подчинять своё тело законам музыки.