Тгпу кафедра хореографии учебно-методический комплекс дисциплины - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины 9 564.57kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 3 913.62kb.
Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний... 10 2726.53kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 230.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины международное финансовое... 2 435.4kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 09 Теория и история... 1 275.94kb.
Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «Методика... 1 327.8kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология творчества, креативности... 1 125.48kb.
Учебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500) 3 880.18kb.
О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история... 5 1542.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 359.67kb.
Тема Методические аспекты использования компьютерных технологий в... 1 78.42kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Тгпу кафедра хореографии учебно-методический комплекс дисциплины - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Кафедра хореографии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.2.В.01. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ХОРЕОГРАФИИ

Направление: 071500.62 Народная художественная культура

Профиль: Руководство хореографическим любительским коллективом
Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.62 Народная художественная культура, профиль Руководство хореографическим любительским коллективом.

Дисциплина Б.2.В.01 Основы менеджмента в хореографии входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) этнокультурного, этнохудожественного и этнопедагогического цикла ООП бакалавриата, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500.62 Народная художественная культура.

Трудоемкость составляет 2 зачетных единицы (общее кол-во часов — 72, из них 38 - аудиторные занятия и 34 — самостоятельная работа).

Квалификация (степень) выпускников — бакалавр. Нормативный срок освоения основной образовательной программы (ООП) для очной формы обучения — 4 года.


Составными компонентами УМК являются:


1. Аннотация.

Стр. 1

2.Рабочая программа учебной дисциплины Б.2.В.01 Основы менеджмента в хореографии

Стр. 2

2.1. Список рекомендуемой литературы

Стр. 8

2.2. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов

Стр. 11



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ



Декан ФКИ

Е.А. Каюмова
«04» сентября 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б.2.В.01 Основы менеджмента в хореографии

Трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы

Направление подготовки: Народная художественная культура

Профиль: Руководство хореографическим любительским коллективом

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

1. Цели изучения дисциплины

Дисциплина «Основы менеджмента в хореографии» в подготовке руководителя хореографического коллектива является одной из важнейших. Дисциплина состоит из разделов, посвященных основам экономической и правовой культуры руководителя хореографического коллектива, без изучения которых не могут быть реализованы цели и задачи культурно – художественной деятельности руководителя хореографического коллектива в современных экономических условиях.



Задачи:

- изучить основы экономических и правовых знаний в пределах профессиональной компетенции руководителя хореографического коллектива;

- изучить основы финансового обеспечения жизнедеятельности хореографического коллектива.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Основы менеджмента в хореографии» относится к вариативной части этнокультурного, этнохудожественного и этнопедагогического цикла учебного плана ООП и обеспечивает логическую взаимосвязь изучения дисциплин: «История самодеятельного хореографического творчества», «Методика руководства хореографическим самодеятельным коллективом», «Танец и методика его преподавания».



3. Требования к уровню освоения программы

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:



Общекультурные:

- осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).

Профессиональные:

- способен реализовать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры, любительского хореографического творчества, любительского театра, декоративно-прикладного творчества (ПК-1);

– способен осуществлять методическую деятельность в сфере народной художественной культуры: разрабатывать и внедрять современные методики организации и руководства художественно-творческими коллективам (в соответствии с профилем подготовки), проведения фестивалей, смотров, конкурсов, выставок народного художественного творчества, выявления, изучения, обобщения и трансляции опыта развития народного

художественного творчества в различных регионах России и за рубежом (ПК-3);

– знает особенности организационно-управленческой деятельности в сфере народной художественной культуры, народного художественного творчества и этнокультурного образования (ПК-5);

- умеет планировать и осуществлять административно-организационную деятельность учреждений и организаций, занимающихся развитием народной художественной культуры и народного художественного творчества (ПК-17);

- способен осуществлять стратегическое и тактическое управление малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ПК-18).

Студент должен знать:



  1. Основы экономической культуры руководителя коллектива.

  2. Основы правовой культуры руководителя.

  3. Финансовое обеспечение жизнедеятельности и развития коллектива.

  4. Основные понятия и этапы предпринимательской деятельности в коллективе творческой направленности.

  5. Методику руководства учебно-воспитательным и художественно-творческим процессом в хореографических любительских коллективах.

Студент должен уметь:

  1. Организовать структуру деятельности коллектива.

  2. Разработать программу развития коллектива в соответствии с целями и задачами для достижения определенного результата.

  3. Обеспечить работу коллектива всеми видами планирования.

  4. Обеспечить финансово - хозяйственную деятельность коллектива:

- составлять договора, сметы расходов;

- составлять калькуляцию и расчеты стоимости отдельных танцевальных номеров,

концертных программ;

-организовать хозрасчетную деятельность коллектива;

5. участвовать в разработке и внедрении инновационных методик организации и руководства хореографическим самодеятельным коллективом.

владеть навыками разработки бизнес – плана и бизнес – проекта развития коллектива; расчета и обоснования необходимости и эффективности развития платных дополнительных образовательных услуг в танцевальном творчестве; различными формами кадрового, материально-технического и финансового обеспечения хореографического коллектива.
4. Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(час)

Распределение по семестрам

всего

№ семестра

7


Аудиторные занятия

72

72

Лекции

38

38

Практические занятия







Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ

2 (занятия в интеракт. форме)

2

Самостоятельная работа

34

34

Курсовой проект







Реферат







Расчетно-графические работы







Форма текущего контроля

тестирование

тестирование

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет

5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины

№ п\п

Наименование

раздела


дисциплины

(темы)

Аудиторные часы


Само

стояте


льная работа (час)

всего

лекции


Практичес

кие (семинары)



Лаб.

интерактивные формы обучения (не менее 3%)

1.

Понятийный аппарат курса

6

6










4

2.

Основы экономической деятельности в художественно – творческой сфере

6

6










6

3.

Основы знания по финансовой деятельности, необходимые руководителю творческого хореографического коллектива

6

6










12

4.

Общие понятия о предпринимательстве и предпринимательской деятельности

6

6










6

5.

Финансирование социальной сферы

8

8










2

6.

Оценка последствий управленческих решений

6

6







2

4




ИТОГО:

72\2 зач.ед.

38







2час/2,8%

34


5.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Понятийный аппарат курса

Основные понятия и определения. Рынок, спрос и предложение. Сущность и содержание экономических процессов. Цель, задачи, общая характеристика учебного курса.



Тема 2. Основы экономической деятельности в художественно – творческой сфере

Социальная экономика. Устройство экономики. Принципы действия экономической системы. Экономические связи и отношения. Экономическая политика и система социальной защиты в художественно – творческой сфере.



Тема 3. Основы знания по финансовой деятельности, необходимые руководителю творческого хореографического коллектива

Основные понятия: смета расходов, калькуляция услуг, заработная плата, основные фонды, себестоимость услуг. Основные принципы бухгалтерского учета при составлении программы и проектов творческой деятельности. Составление договоров. Расчет стоимости отдельных номеров, костюмов, концертных программ. Определение рентабельности отдельного проекта или программы. Определение рентабельности деятельности коллектива.



Тема 4. Общие понятия о предпринимательстве и предпринимательской деятельности

Содержание и виды предпринимательской деятельности. Принципиальная схема предпринимательской операции и её расчет. Бизнес – план и бизнес – проекты. Конкуренция в танцевальной деятельности. Значение личностных человеческих и профессиональных качеств руководителя танцевального коллектива для успешной предпринимательской деятельности.



Тема 5. Финансирование социальной сферы

Государственная поддержка и способы государственного финансирования учреждений культуры и дополнительного образования детей. Самостоятельное финансирование деятельности негосударственных объединений художественно – творческой направленности. Благотворительность и другие источники и возможности финансирования творческого коллектива.



Тема 6. Оценка последствий управленческих решений

Основные технологии планирования деятельности художественно – творческого коллектива. Взаимосвязь между выделяемыми ресурсами и ожидаемыми результатами. Распределение ресурсов в соответствии с приоритетами. Инновационное проектирование по системе БОР. Бюджетирование, ориентированное на результат.


5. 3 Лабораторный практикум – не предусмотрен
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

  1. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М.П. Переверзев, Т.В. Косцов. – М.: Инфа-М, 2009. – 192с.

  2. Фомичев, А.Н. Исследование систем управления:учебник для бакалавров/А. Н. Фомичев.-Москва:Дашков и К´,2013.-346, [1] с.


6.2. Дополнительная литература

  1. Абчук, В.А. Методы исследований в менеджменте :учебник для вузов/В. А. Абчук, А. Ф. Борисов, А. В. Воронцов ; РГПУ.-Санкт-Петербург:Росток,2012.-476 с.

  2. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник/В. Р. Веснин.-М.:Проспект,2010.

  3. Кафидов, В.В. Управление человеческими ресурсами:учебное пособие для бакалавров и специалистов/В. В. Кафидов.-Санкт-Петербург:Питер,2012.-202 с.

  4. Корнеева С. Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюссирования. – СПб.: Питер, 2004.

  5. Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента: учебное пособие для вузов/Ю. Н. Лапыгин.-Москва:Рид Групп,2011.

  6. Менеджмент :учебник для вузов : для бакалавров/под общ. ред. И. Н. Шапкина.-Москва:Юрайт,2012.-690 с.

  7. Охрана интеллектуальной собственности в России / Под. ред. Л.А. Трахтенгерц, В.М. Жуйкова. – М.: Контракт, 2005.

  8. Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шай-денко, Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2005 г.

  9. Самыгин, С. И. Социология и психология управления: учеб. пособие для вузов / С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова, С. Н. Епифанцев. Москва: КНОРУС, 2012.

  10. Строева, Е. В. Разработка управленческих решений [Текст]:учебное пособие для вузов/Е. В. Строева, Е. В. Лаврова.-Москва:Инфра-М,2014.-126, [2] с

  11. Управление персоналом : теория и практика =Этика деловых отношений:учебно-практическое пособие для вузов/[А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова] ; под ред. А.Я. Кибанова; Государственный университет управления.-Москва: Проспект, 2013.-85 с.

  12. Фаррахов, А. Г. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие для вузов/А. Г. Фаррахов.-Москва:Инфра-М,2014.-271, [1] с.

  13. Щекова Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры (на примере музеев) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – № 2.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Обучающие программы, дидактические и методические пособия, упражнения в специальной литературе, видеотека, телефильмы.



Интернет-источники

1. Этика и культура управления. Режим доступа: http://booksrus.ru/5578-etika-i-kultura-upravleniya-uchebnoe-posobie-irina-osipova.html

2. Тульчинский, Е. Л. Шекова - Менеджмент в сфере культуры. Режим доступа: http://books4study.org.ua/kniga6432-down.html

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

№ п\п

Наименование раздела учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Оценка последствий управленческих решений


Этика и культура управления. Режим доступа: http://booksrus.ru/5578-etika-i-kultura-upravleniya-uchebnoe-posobie-irina-osipova.html Тульчинский, Е. Л. Шекова - Менеджмент в сфере культуры. Режим доступа: http://books4study.org.ua/kniga6432-down.html

Internet Eхplover, Мультимедийные средства презентации материалов


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю

Курс «Основы менеджмента в хореографии» относится к специальным дисциплинам. В подготовке руководителя хореографического коллектива одним из важнейших компонентов профессиональной компетентности специалиста являются теоретические знания основ менеджмента, предпринимательства, маркетинга проектирования и управления коллективом.

В целях лучшего усвоения программы студентам предлагается самостоятельное изучение определенного материала, что позволит более эффективно запомнить новые сведения, полученные за время аудиторных занятий. В течении семестра по итогам практических работ и ответов на контрольные вопросы заданий в тестовой форме проводится проверка усвоения материала, выставляется промежуточная аттестационная оценка.

7.2. Методические указания для студентов

Согласно учебного плана по ООП, студенты, выполнившие учебную программу «Основы менеджмента в хореографии», сдают зачет. Условием допуска к зачету является регулярное посещение учебных занятий, отсутствие задолженностей по контрольным срезам знаний.

Студент должен знать:

- Основы экономической культуры руководителя коллектива.

- Финансовое обеспечение жизнедеятельности и развития коллектива.

- Основные понятия и этапы финансовой деятельности в коллективе творческой направленности.



8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов


Согласно учебного плана по ООП, формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет. На зачете студенту предлагается ответить на теоретический вопрос и выполнить индивидуальное практическое задание.

8.1. Примерная тематика рефератов

  1. Определение жанра культурно-художественного проекта.

  2. Актуальность и значимость проекта в хореографии.

  3. Цели и задачи культурно-художественного проекта в хореографии.

  4. Виды и формы культурно-художественных проектов в хореографии.

  5. Сроки и порядок проведения мероприятия.

  6. Источники финансирования культурно-художественных проектов.

  7. Информационно-рекламная деятельность.

  8. План подготовки и проведения мероприятия.

  9. Правовые взаимоотношения с субъектами проекта.

  10. Формы и методы руководства проектом.

  11. Экономическая поддержка мероприятия.

  12. Формы предпринимательской деятельности.


8.2.Задания для самостоятельной работы

1. Задания к теме «Основы знания по финансовой деятельности, необходимые руководителю творческого хореографического коллектива»:

- подготовить смету фестиваля, конкурса, концерта (по выбору студента);


  • произвести расчет себестоимости изготовления концертного костюма;

  • составить и оформить пресс – релиз о деятельности творческого танцевального коллектива города (по выбору).

  1. Задание к теме «Оценка последствий управленческих решений»:

  • произвести расчет себестоимости и рентабельности платных услуг.

8.3. Примерный перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)

1. Насколько важно руководителю танцевального коллектива обладать знаниями экономической и правовой культуры управления?

2. К какой сфере жизнедеятельности общества относится художественное творчество и в том числе  хореография?

3. Что такое социальная экономика и как она связана с жизнью общества?

4.Каковы принципы действия экономической системы?

5. Что мы вкладываем в понятие «управление жизнедеятельностью творческого коллектива»?

6. Как охарактеризовать понятие «управление» с позиции экономической науки?

7. Каким образом государство воздействует на социально – экономические процессы в жизни общества?

8. Каково значение экономического мышления руководителя для развития творческого коллектива?

9. Укажите различия между предпринимательской деятельностью и платными услугами культурно – досуговых учреждений?

10. Дайте характеристику основным понятиям: смета расходов, калькуляция услуг, заработная плата, основные фонды, себестоимость услуг.
8.4. Примеры тестов

1. Укажите правильное отношение понятий «группа» и «коллектив»:



  1. Понятие группа шире понятия коллектив

  2. Понятие коллектив шире понятия группа

  3. Понятия группа и коллектив синонимичны

2. Хореографический коллектив является для ребенка:

  1. Первичным агентом социализации

  2. Вторичным агентом социализации

  3. Первичным или вторичным агентом социализации в зависимости от стадии развития коллектива

3. К стилям руководства не относится:

  • Авторитарный

  • Демократический

  • Либеральный

  • Мажоритарный

4. К функциям руководителя хореографического коллектива не относится:

  • Воспитание

  • Медицинская диагностика

  • Организация

  • Педагогическая диагностика

5. Хореографические упражнения в установленной последовательности у опоры и на середине называются:

  1. Разминка

  2. Экзерсис

  3. Баллон

6. К методам обучения хореографии не относится:

  1. Метод танцевального показа

  2. Лабораторная работа

  3. Метод устного изложения

  4. Метод упражнений и заданий

  5. Метод танцевально-практических действий, индивидуальные, групповые задания

7. Пять стадий развития коллектива («песчаная россыпь», мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел») выделяет:

  1. А.С. Макаренко

  2. Л.И. Новикова

  3. Т.А. Ильина

  4. Н.А. Лутошкин

8. Какой из этих признаков не присущ коллективу:

  1. Полезная общественная деятельность

  2. Добровольность объединения членов

  3. Отношения взаимопомощи, взаимовыручки, товарищества

  4. Анонимность участия

9. Уровень развития группы, согласно методике Л.И. Уманского, когда участники автономизируют свою группу от других групп, ярко выражен «групповой эгоизм», называется:

  1. Группа-конгломерат

  2. Группа-ассоциация

  3. Группа-автономия

  4. Группа-корпорация

10. А.С. Макаренко принадлежит:

  1. Закон движения коллектива (закон перспективных линий)

  2. Положение о «Tablua Rasa»

  3. Цитата «Сердце отдаю детям»

11. Методика организации и проведения коллективно-творческих дел принадлежит:

  1. И.П. Иванову

  2. К.Д. Ушинскому

  3. Н.К. Крупской

  4. Я.А. Коменскому

12. Автором методики организации и проведения групповых дел является:

  1. С.Т. Шацкий

  2. В.А. Сухомлинский

  3. Н.Е. Щуркова

  4. Ж.-Ж. Руссо

13. Подготовка концертной программы завершается:

  1. Этапом анализа художественно- творческих возможностей коллектива

  2. Рекламно-информационным этапом

  3. Этапом подготовки программы

  4. Этапом непосредственного осуществления программы

  5. Этапом планирования

14. Совокупность всех исполняемых творческим коллективом произведений, а также круг номеров, музыкальных или литературных произведений, исполняемых отдельным артистом или коллективом, называется:

  1. Амплуа

  2. Репертуар

  3. Концертная программа

15. К обязательным элементам номенклатуры руководителя хореографического коллектива не относится:

  1. Учебно-тематический план коллектива

  2. Учебно-тренировочный план коллектива

  3. Финансовый план учреждения

  4. План воспитательной работы с хореографическим коллективом

16.Привлечение и аккумулирование средств из различных источников называется:

  1. Маркетинг

  2. Паблик Рилейшнз

  3. Паблисити

  4. Фандрайзинг

17. Субсидирование для достижения взаимовыгодных целей называется:

  1. Спонсорство

  2. Меценатство

  3. Благотворительность

  4. Патронаж

18. Безвозмездная субсидия организациям, творческим коллективам и физическим лицам в денежной или натуральной форме на социально значимые цели называется:

  1. Конкурс

  2. Стипендия

  3. Грант

  4. Конференция

19. Некоммерческая организация, аккумулирующая финансовые ресурсы для поддержки социально значимых проектов, называется:

  1. Общественная организация

  2. Благотворительный фонд

  3. Территориальное сообщество

  4. Профсоюз

20. Собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о коллективе или отдельных исполнителях, называется:

  1. 1) Портфолио

  2. 2) Альбом

  3. 3) Галерея

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500.62 Народная художественная культура.


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.пед.н., доцентом кафедры

хореографии Л.Г. Тимошенко
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры хореографии

протокол №_1_от «29» августа 2014 г.




Зав. кафедрой В.И. Петриева

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФКИ ТГПУ

протокол №_1_от «29» августа 2014 г.


Председатель методической комиссии Л.Г. Тимошенко
В программе использованы материалы Шереговой В.А., Баталовой Н.Л., Литвинова А.С. Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий



izumzum.ru