Тезисы лекции №1. Реинжиниринг бизнес-процессов с. Тезисы лекции №2 erp-система и примеры бизнес-приложений erp-систем с. Тезисы лек - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекции 4, Установочные лекции 4, Лабораторные работы 8, Практические... 1 31.33kb.
Учебной дисциплины «Анализ, оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов»... 1 41.64kb.
Пакет расширения 5 для sap erp 0 Сентябрь 2011 35 2815.38kb.
Пакет расширения 5 для sap erp 0 Сентябрь 2011 19 2414.46kb.
Лекции по курсу «теория автоматического управления» теория линейных... 1 133.14kb.
Лекции. Тема и содержание лекции Соответствие тематическому плану... 1 28.07kb.
1. 2 Базовая модель взаимосвя­зи открытых сетей osi тип лекции: текущая... 1 87.09kb.
Лекции в апреле. Помимо продолжающихся циклов лекций, так же Вас... 1 8.8kb.
Raid (Redundant Array of Independent Disk массив независимых дисков... 1 164.01kb.
Н. Э. Баумана Пузанов В. П. Лекции 1 403.69kb.
Прочитанную 11 ноября в клубе-литературном кафе Bilingua в рамках... 1 506.66kb.
Выбор мелодии при включении/выключении телефона 1 103.68kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Тезисы лекции №1. Реинжиниринг бизнес-процессов с. Тезисы лекции №2 erp-система и - страница №6/7

Стоимость поставки и внедрения системы Baan для среднего предприятия (работа в системе 100-150 человек) оценивается в $600-800 тыс. По другой информации стоимость поставки лицензии Baan на 1 пользователя составляет $3000, а стоимость конкурентной лицензии (с ограничениями по одновременному подключению к базе данных) — $6000. При этом стоимость внедрения Baan обычно больше стоимости поставки в несколько раз. Мировой рынок информационных и телекоммуникационных технологий

Структура и динамика мирового рынка ИКТ


Мировой рынок информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) включает в себя сегменты аппаратного обеспечения, программного обеспечения, ИТ-услуг, а также сегмент телекоммуникаций.

Сегодня объем мирового рынка ИКТ по величине затрат превысил $2,5 трлн. (данные Gartner). Большая его часть приходится на телекоммуникационные услуги — почти $1,5 трлн. Около 25% общего объема было потрачено в прошлом году на ИТ-услуги. Доля затрат на «железо» составила порядка 15%. Минимальный показатель — 4% — составили затраты на программное обеспечение. В целом расходы на ИТ в мире (без телекоммуникаций) в 2005 г. достигли $1 трлн. По прогнозам, в 2006 г. в структуре инвестиций сохранится сложившаяся «расстановка сил».


Диаграмма 1.


        Источник: Gartner

Прогнозы развития рынка выглядят достаточно оптимистичными, однако обращает на себя внимание начавшаяся в 2005 г.тенденция к снижению темпов роста отрасли. Если, например, ИТ-затраты в секторе розничной торговли в 2004 г. выросли на 6%, то с 2005 г. ожидаемый рост не превысит 5%. Видимо, тенденция к небольшому снижению темпов роста продолжится и в 2006 г. В некотором смысле это указывает на насыщение и «взросление» рынка. В 2006 г. объем затрат на ИТ в целом увеличится всего на 4% по сравнению с показателями 2005 г. (прогноз Gartner).


Диаграмма 2.


                    Источник: Gartner

Одним из самых перспективных последние 2 года считается рынок малого и среднего бизнеса. В этом секторе заметно увеличились объемы ИТ-расходов, в то время как крупные компании не спешили тратиться на новые технологии. Уже в 2003 г. предприятия малого и среднего бизнеса только в США потратили на ИТ более $85 млрд. В 2004 г. малый и средний бизнес составил около 2/3 клиентов (31% доходов) компании SAP — лидера рынка ПО, обслуживающего крупнейшие мировые компании (в том числе 80% списка Fortune-100). По мнению аналитиков, внимание к нуждам малых и средних компаний принесет неплохие доходы тем вендорам, которые появились здесь раньше других и научились работать с этими клиентами (например, IBM, HP и Dell). Одним из важнейших факторов успеха в этом сегменте рынка оказывается надежная и эффективная постпродажная поддержка.

В целом самыми заманчивыми для поставщиков ИТ-продуктов и услуг во всем мире остаются контракты в государственном секторе, производственной и банковской сфере. Перспективными с точки зрения роста расходов на ИТ аналитики называют также финансовый и телекоммуникационный рынки. Мировой финансовый сектор предоставит широкие возможности для расширения бизнеса ИТ-вендоров за счет построения единой ИТ-инфраструктуры и соблюдения новых регулятивных правил. С другой стороны, энергетические компании и компании, работающие с природным газом, по мнению Forrester, склонны, напротив, уменьшать ИТ-бюджеты.
 Тезисы лекции №4 Критерии выбора  ERP-систем  для России

(литература: Леонид Отоцкий, leo@mmk.ru; Анатолий Савин, Savin@maginfo.net)
Центр АСУ ММК, Магнитогорск; Комплексные  Системы , Магнитогорск
Данная статья посвящена вопросам внедрения на российских предприятиях современных интегрированных  систем  управления (ИСУ) . Конкретно, речь пойдет о критериях выбора  систем  класса  ERP , которые могут быть полезны как для потенциальных потребителей таких  систем , так и для поставщиков.


    1. Классификация поколений автоматизированных  систем  управления [1].

1-e поколение:
а.использование индивидуальных моделей бизнес-процессов для отдельных предприятий или их типов;
б.использование плоских файлов (или иерархических СУБД) и 3GL, в стиле IBM 360/370.

 Примеры : уникальные  системы  металлургических компаний USX и British Steel, работающие только на конкретном предприятии.



2-е поколение:
а. использование типовой модели бизнес-процессов MRP/MRP II для любого типа предприятий;
б. см. пункт 1.б плюс использование собственных средств разработки класса 4GL.

 Примеры : базовые  системы  компаний Computer Associates, SAP и Baan.



3-e поколение:
а. развитие модели  ERP  (п. 2а). Применение реляционных СУБД ведущих производителей (Oracle, Sybase, Informix, Ingres и т.п.), основанных на международных стандартах SQL;
б. отказ от использования индивидуальных средств разработки (применение унифицированных средств, основанных на SQL, включая типовые экранные формы, отчеты и т.д.);
в. переход от идеологии мэйнфреймов к идеологии «клиент/сервер» и распределенным базам данных.

 Примеры : базовые  системы  от Oracle, ESI/Technology, IFS; адаптации новых версий  систем  2-го поколения в части использования некоторых возможностей типовых реляционных СУБД с сохранением собственных средств разработки и поддержки.



4-е поколение:
а. перенос типовых функций, процедур, триггеров с уровня приложений на уровень СУБД (использование возможностей нового поколения реляционных СУБД ведущих производителей);
б. использование средств автоматизации проектирования и программирования (CASE) для поддержки «электронного проекта» на всех этапах его жизненного цикла;
в. дальнейшая стандартизация и специализация бизнес-функций с выделением в самостоятельные прикладные модули средств поддержки хранилищ данных, OLAP и  систем  поддержки принятия решений;
г. использование GUI, включая Web интерфейс.

 Примеры : новые разработки фирм Decade Financials и Alcie, полностью построенные на Designer/2000 и Developer/2000; новые версии  ERP   систем  от Oracle, ESI/Technology, IFS. Важно отметить, что начали появляться отечественные разработки,ориентированные на технологию 4-го поколения - это  системы  К*3[7] и БОСС КОРПОРАЦИЯ [8].



5-е поколение:
а. дальнейшая типизация метаданных, логических структур баз данных и описаний бизнес-функций на основе стандартов STEP и CORBA (включая UML);
б. выделение независимых объектно-ориентированных подсистем управления данными о продукции, а также технологий, основанных на стандартах STEP и CORBA (PDM  системы  2-го поколения) [10];
в. создание репозитария стандартных компонентов бизнес-объектов и функций для «сборки» прикладных  систем  и их «перекомпоновки» (для «реинжиниринга бизнес-процессов» при внедрении  ERP   системы );
г. выделение независимых объектно-ориентированных подсистем сервисного обслуживания и администрирования, основанных на идеологии ORB и DCOM.
д. использование корпоративных и глобальных сетей для создания «виртуальных» производств и предприятий.

Развитие  систем  5-го поколения только начинается:



  • организован альянс Oracle с Metaphase и Sherpa с целью интеграции  ERP   системы  Oracle c PDM  системами  Metaphase и Sherpa;

  • компания Siemens Nixdorf разрабатывает интерфейс между  ERP  R/3 от SAP и PDM  системой  фирмы Metaphase;

  • выделение самостоятельного PDM модуля из  ERP   системы  фирмы IFS;

  • приобретение Baan компании ВА Intellegence - одного из производителей PDM  систем ;

Более подробное описание эволюции Интегрированных  Систем  Управления приведено в работе [1].

2. Критерии выбора ERP-систем.

Критерий 1. Место базового программного продукта среди пяти поколений интегрированных  систем  управления.

Чем больше номер поколения, тем проще установить, настроить и эксплуатировать  систему , тем меньше требуется личного участия фирмы-разработчика и/или ее партнеров в пусконаладочных работах и особенно при эксплуатации. Например, компания Oracle специально подчеркивает возможность самостоятельного развития приложений клиентом с помощью стандартных средств разработки Designer/2000 и Developer/2000.

Понятия «степень модульности» и «степень масштабируемости» также тесно связаны с поколением базового продукта  ERP   системы . Так, например, средства взаимодействия с дополнительными модулями ALE и XMA компаний SAP и Baan [3,5] , a также средства, обеспечивающие интерфейс с внешними  системами  BAPI и BPC, были специально разработаны совсем недавно как отдельные продукты. В то же время средства обмена сообщениями от IFS (MHS) или средства Открытого интерфейса Oracle изначально представляли собой единый универсальный механизм синхронизации как собственных модулей, так и средств обмена сообщениями с «чужими» модулями.

В качестве  примера  модульности и масштабируемости можно привести использование  системы  IFS на мебельной фабрике, бизнес-процессы которой предусматривают ограниченный набор функций, охватываемых «логистикой» (движение материалов, закупки, продажи, автоматические бухгалтерские проводки, баланcы, отчеты), и около 40 терминалов, эксплуатацию  системы  поддерживают четыре работника АСУ, причем они знают «только» стандартные средства DOS, SCO UNIX и Oracle. C другой стороны,  система  также эксплуатируется на гиганте Volvo c разбросанными по всему миру заводами, где кроме «стандартного» набора  ERP  модулей используется мощная подсистема Управления Ремонтами (Мaintenance), которую сегодня начинают внедрять и на ММК. И в том, и в другом случае используется одно и то же программное обеспечение, поддерживающее интеграцию управления, соответствующее уровню  ERP .

На российских предприятиях имеет смысл более активно внедрять новые технологии - в них отсутствует «давление груза» MRP  систем  2-го поколения.

В дополнение к описанию эволюции ИСУ с точки зрения развития инструментальных средств [1] полезно обсудить новые тенденции стандартизации, специализации и кооперации в ИСУ, которые уже выходят за рамки  систем  5-го поколения:



  • укрупняются типовые «общесистемные» функциональные блоки (Workflow, Web, DataWarehouse, EDI и др.) [3], задействованные (например, Oracle) во всех «традиционных»  ERP  модулях ;

  • началась разработка единых стандартов организации взаимодействия между разными поставщиками  ERP   систем  (например, поддержка десятью ведущими производителями Единых Спецификаций Open Application Group - OAGIS, http://www.oag.org);

  • началось расширение функциональности до cоответствия 3 и 4 уровням пятиуровневой модели управления предприятием С.Бира [4], например, декларация Baan об MRP-III (Money Resource Planning), предполагающая включение методологии Теории Ограничений (TOC) Голдрата (http://www.goldratt.com).

Критерий 2. Количество автоматизируемых бизнес-функций.

Очень часто этот критерий используется с некоторым мифологическим оттенком (больше - значит лучше). Поэтому имеет смысл рассмотреть разные его аспекты более подробно.

С одной стороны, количество автоматизируемых бизнес-функций не может быть определяющим критерием по следующим причинам:


  • большинство интегрированных  систем , основанных на стандартах MRP/ ERP , имеют типовой базовый набор автоматизируемых бизнес-функций [1];

  • основная задача рассийских менеджеров - почувствовать новую технологию интегрированного управления - решается практически любой MRP  системой  (правда, за разную цену);

  • изучение всех бизнес-функций, предлагаемых ведущими зарубежными производителями (SAP, Oracle, PeopleSoft, Baan), невозможно без освоения их базового набора и требует длительного времени (5 лет и более).

Можно даже сказать, что богатство функций в сочетании с устаревшим инструментарием, «плохой» логической структурой данных, отсутствием общепринятых «стандартных элементов» просто вредно для неофитов от ИСУ. Так, внешнее богатство функций [6] эмоционально заслоняет реальную оценку последствий использования собственных нестандартных средств поставщика.

С другой стороны, нужно как можно раньше начинать внедрять новые аналитические возможности таких выделяемых в отдельные подсистемы функций, как работа с хранилищами данных, OLAP,  системами  поддержки принятия решений (DSS) и аналитическими функциями более высокого уровня (например, типовой модуль «Автоматическое предупреждение» Oracle (Alert).



Критерий 3. «МОНО» и «МУЛЬТИ» - ориентированность на поставщика СУБД .

Декларация независимости MRP/ ERP   системы  от конкретной СУБД - необходима прежде всего разработчикам, а не клиентам, которые хотят внедрять  систему  [1]. Такая независимость во многом связана с пережитками MRP  систем  2-го поколения, когда разработчики использовали только свои собственные и инструменты средства администрирования баз данных.

В общем процессе эволюции ИТ такие поставщики не смогут широко использовать возможности новых поколений СУБД и современных средств разработки. Перейти к MRP/ ERP   системам  4-го поколения для поставщиков, ориентированных на несколько СУБД (имеющих свои собственные средства администрирования и разработки), будет сложнее, чем для «МОНО» поставщиков [1]. Для «МУЛЬТИ» поставщиков также будет сложно переключиться на объектно-ориентированную основу MRP/ ERP   систем  5-го поколения.

С точки зрения «провайдеров»  ERP   систем  между МОНО и МУЛЬТИ имеется обратная зависимость. Так, при ориентации на МУЛЬТИ будет более жесткой привязка к «хозяину», чем при ориентации на МОНО поставщика, так как требуется освоить не только стандартные «коммерческие» средства разработки, но и средства, специфичные для данного  ERP  провайдера.



Критерий 4. Легкость русификации  системы  при внедрении и сопровождении.

Этот критерий, требует отдавать предпочтение  системам , имеющим средства табличного задания переводимых понятий с автоматической перегенерацией экранных форм, меню и т.д. на другой язык. Даже если  ERP   система  уже локализована, нужно учитывать трудозатраты на развитие  системы  и адаптацию ее новых версий.



Критерий 5. Опыт команды разработчиков/провайдеров в практическом внедрении «больших»  систем  управления на предприятиях СНГ [2].

Наличие у команды методик адаптации идеологии MRP/ ERP  к российским условиям часто оказывается решающим фактором успешного внедрения - мало купить  систему , надо еще и грамотно ее настроить, а самое главное, довести до самостоятельного жизнеспособного существования, требующего минимальной поддержки со стороны производителя.

Опыта многих российских компаний, специализирующихся на внедрении  систем  типа «Low End PC» и «Middle PC» [3] для  ERP   систем  оказывается недостаточно. Мы согласны с выводами, изложенными в работе [3]. Действительно, новаторские российские разработки (с точки зрения функциональности) могут быть сделаны «никак не в области финансово-экономических  систем ». В лучшем случае нам всегда придется догонять, а в худшем - будут появляться «пророки в своем отечестве» [8], которые станут выдавать свои доморощенные поделки за откровения. Наш собственный опыт показывает, что сам факт практической адаптации  ERP-системы  уже существенно повышает уровень понимания процессов управления на предприятии. При этом преимущество имеют компании, использующие стандартный коммерческий инструментарий 4-го поколения ИСУ, например Ост-ин [6] или Ай-Ти [7].

Критерий 6. Уровень компьютеризации предприятия на момент установки интегрированной системы управления.

Чем более однородна вычислительная среда на предприятии и чем она ближе к поколениям 3 - 4 интегрированных систем (критерий 1), тем легче внедрить MRP систему (в металлургической отрасли СНГ такой средой сегодня оказался Oracle [2]). И наоборот, когда эксплуатируются разнородные системы, внедрять интегрированную систему очень сложно, если вообще возможно, без принципиальной переделки уже эксплуатируемых систем (legacy systems). Причем независимо от того, продукт какой компании был выбран и какие ресурсы она готова выделить на внедрение своего продукта.



Критерий 7. Гибкость ценовой политики фирмы-поставщика.

Учет этого критерия позволяет снизить прямые затраты на  систему . Гибкость цен поставщика во многом зависит от степени модульности  системы  и ее масштабируемости (см. критерий 1).

В целом мы рекомендуем - ориентироваться на типовые стандартные решения в широком смысле. Это позволит, c одной стороны, без особого труда освоить современные технологии управления, а с другой - выйти на новый уровень стандартизации и интеграции, к которому сегодня подошло мировое сообщество. Можно привести несколько  примеров  нового уровня интеграции:


  • согласование стандартных спецификаций OAG для  ERP   систем  с Manufacturing Domain Task Force (MfgDTF) OMG;

  • использование Univesal Modelling Language (OMG) в новых объектно-ориентированных средствах CASE (Rational Rose, Designer/2000);

  • активная работа подкомитета ISO TC184/SC4 по стандартизации «Архитектуры данных» любого предприятия на основе объектноориентированных метамоделей в рамках сообщества STEP;

  • согласование стандартов CORBA, STEP, PDM.

<< предыдущая страница   следующая страница >>