Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мыш - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Способы подготовки к егэ и гиа: образовательные технологии деятельностного... 1 42.31kb.
«Имя прилагательное» Тип урока 1 76.53kb.
Образовательная программа «Юный натуралист» 1 192.36kb.
Природные зоны России: лесостепи, степи, полупустыни 1 93.5kb.
Урок истории россии в 9 классе тема: «личность в истории. П. 1 45.32kb.
Приложение Приемы и методы технологии критического мышления, применяемые... 1 92.14kb.
Базовые информационные технологии 2 750.81kb.
«How dependent are you on modern technology? 1 66.87kb.
Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Начало агрессии фашистских... 1 85.86kb.
Аквариумы и Технологии История Технология eheim 1 25.3kb.
«Кто такой Евгений Базаров? Победитель или проигравший…» 1 104.33kb.
В настоящее время на рынке представлен большой выбор отечественных... 1 33.94kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного - страница №1/1



Конспект урока

по биологии

в 9 классе

на тему


«Биосинтез белка в клетке».
Разработала учитель биологии

Козуля Людмила Григорьевна

п. Уманский Краснодарского края

2011 г.


Тема урока: «Биосинтез белка в клетке».

Цель: Раскрыть сущность биосинтеза белка как одного из важнейших

процессов жизнедеятельности клеток



Задачи: Сформировать знания:

- о генетической информации;

- о генетическом коде и его свойствах;

- о матричных реакциях клетки;

- об особенностях транскрипции и трансляции;

- о роли белков и нуклеиновых кислот в преемственности в ряду поколений;

- научить, используя теоретические знания решать

генетические задачи

- осуществлять учебное взаимодействие в группе
Тип урока: Урок с элементами проблемного обучения и обучения в сотрудничестве.
Оборудование: таблица «Биосинтез белка», компьютерная презентация, компьютер, проектор.

Класс разделен на микрогруппы. У каждой группы на столах: задания для



  1. работы в группе, листы «Рефлексия», схемы цитогенетических задач разных типов, тесты для закрепления материала.


Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология.


  1. Орг. Момент

  1. Приветствие

  2. Актуализация знаний

Вопросы : Назовите органические вещества клетки и какие из них являются определяющими? Подтвердите фактами.

Учитель Белки недолговечны, время их существования ограничено . Молекулы белка постоянно денатурируются и приходят в негодность в процессе жизнедеятельности.
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.

Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «в начале урока».
Рефлексия




В начале урока

В конце урока

Я знаю, что такое биосинтез белка







Я знаю, как происходит реализация наследственной информации клетки







Я знаю, как происходит транскрипция







Я знаю, какие процессы происходят в трансляции







Я знаю, какие органические вещества участвуют в биосинтезе белка






После заполнения таблицы «Рефлексия» дети формулируют цели и задачи урока



Проблема. Как пополняются запасы белков в клетке?

Учитель. Сравним процесс синтеза белка с более известным процессом- строительство дома.
Работа в группах.

Строительство дома. « Строительство белка»

1.Выбор площадки. 1 Выбор площадки -

цитоплазма

2.План – схема. 2 План- молекула

ДНК


3 Строительные материалы 3 Строительные материалы –кирпич, цемент ; и т.д. транспортные РНК

с аминокислотами.

4.Строители.-рабочие 4 Строители -

рибосомы.

5.Материальное обеспечение. 5 Материальное

обеспечение –

Финансирование молекулы АТФ

Как происходит биосинтез белка? (демонстрация слайдов 4 – 6)

Учитель: По какой схеме происходит биосинтез белка?

Учащиеся: Биосинтез белка –пластический обмен ( анаболизм) осуществляется по схеме:

ДНК(транскрипция)--------------- РНК-(трансляция)---------------------белок.

Самостоятельная работа учащихся в группах.



Вопросы и задания для групп.

  1. Каким образом попадает информация о структуре белка из ядра клетки в цитоплазму?

  2. Какие молекулы нуклеиновых кислот обладают способностью проникать через ядерные поры.

  3. Каким свойством обладают молекулы ДНК

  4. Каким строением обладает молекула т- РНК.

5. Каков механизм работы рибосом?

6. Пользуясь текстом учебника на с. 120 – 122, текстом слайдов 7 - 11, выполните задания «Этапы синтеза белка».



1 Запись фрагмента молекулы ДНК.

А- Ц- А- А- А- А- А-Т- А

/ / / / / / / / /

Т- Г- Т- Т- Т- Т- Т- Т- Т



Вопрос Каким принципом руководствовались при записи второй цепи?

В ДНК зашифрована – закодирована информация о молекуле ДНК.


Что такое код ? Как называется участок ДНК, несущий информацию?

Чем является ДНК в биосинтезе белка, если происходит ее копирование? Как называются тройки нуклеотидов?


2.Переписывание информации с ДНК на молекулу и -РНК – транскрипция.

А –Ц –А –А –А –А –А-Т –А

/ / / / / / / /

Т – Г –Т – Т – Т –Т –Т- А-Т

и-РНК Т-Г- Т- Т –Т –Т-Т- А- Т

3)/ Синтез полипептидной цепи - трансляция.

Белок: цис ------ фен --------- тир


Вопросы .Как называется процесс перевода наследственной информации последовательности нуклеотидов в и-РНК в последовательность аминокислот в белковой цепи? Органоиды обеспечивающие, трансляцию называются ....?
Задание. Установить последовательность процессов биосинтеза белка в клетке.

А) синтез и - РНК на ДНК

Б) присоединение аминокислоты к т - РНК

В) доставка аминокислоты к рибосоме

Г) перемещение и РНК из ядра к рибосоме

Д) нанизывание рибосом на и РНК

Е) присоединение двух молекул т РНК с аминокислотами к и РНК

Ж) взаимодействие аминокислот, присоединенных к и - РНК, образование пептидной связи.























Задание. В процессе трансляции участвовало 30 молекул т РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.


Задание. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка?

(обсуждение итогов работы групп, выводы)


Вывод: Синтез белка может происходить в цитоплазме и на мембранах шероховатой ЭПС В цитоплазме - белки для собственных нужд клетки. На ЭПС - белки на «экспорт»

Таким образом, для начала синтеза белка необходимо , чтобы в одном месте цитоплазмы одновременно собрались рибосомы, и-РНК, т-РНК, факторы активации трансляции и носители энергии. « Встреча» этих компонентов обеспечивается цитоскелетом. Синтез среднего по размерам полипептида осуществляется за 20 – 60 секунд.


Закрепление материала.

1. Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа в группах с последующим обсуждением.)


Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме.


Молекулы

Роль в биосинтезе

Процессы в рибосомах

Информационная РНК

Транспортная РНК

Белки – ферменты

АТФ







2. Решение генетических задач.

Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы информационной РНК, образовавшихся на участках гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом:

а) ААТЦАЦГАТЦЦТТЦТАГГАГГ;

б) АТЦАТТЦЦГГАТТЦГГЦЦААГ;


ТЕСТ по теме «БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»

А 1. Процесс синтеза белка осуществляется в



1. Хлоропластах 2. Митохондрия

3. Цитоплазме 4. Рибосомах

А 2. Схема биосинтеза белка

1. Белок – тРНК –ДНК 2. ДНК - иРНК - белок

3. ДНК – рРНК – белок 4. и РНК – ДНК - белок

А 3.Транскрипция – это

1.Синтез ДНК 2.Синтез белка

3. Синтез иРНК 4. Удвоение ДНК


А 4. Кодон

  1. Кодирует белок 2. Триплет нуклеотидов

  1. Кодирует аминокислоту 4. Комплементарен участку тРНК – антикодону

А 5. Виды РНК:

1. иРНК 2. рРНК

3. дРНК 4. тРНК

А 6. Транскрипция

1. Идет с участием полимеразы 2. Образование иРНК

3. Образование тРНК 4. Происходит в цитоплазме


А 7. иРНК

1. Образуется в ядре 2. Содержит кодоны

3.Молекула образована одной цепочкой 4. Величина молекулы гораздо больше чем ДНК

А 8. Трансляция –

1. Удвоение ДНК 2.Переносит нуклеотиды

3. Синтез иРНК 4. Синтез белка

А 9. Трансляция:

1. Происходит в ядре 2. Идет с участием ДНК

3. Идет с участием ферментов 4. Идет с участием тРНК

А 10. тРНК:

1. Имеют антикодон 2. Переносит нуклеотиды

3. Находится в цитоплазме 4. Молекула состоит из двух цепочек

Проводится самооценка результатов работы с тестовыми заданиями( верные ответы на слайде 12). За каждый верный ответ ставится 0,5 балла.

Заполнение учащимися 3 колонки таблицы «Рефлексия»



Домашнее задание. п. № 2.13,вопросы (учебник В.В.Пасечник). Решить задачу

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:


в) ТЦГЦГТААГЦТГГЦТТАГЦЦГ;

Определить последовательность нуклеотидов на и РНК, антикодоны т - РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка.