Тематическое планирование по биологии Класс - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое планирование по биологии 11 класс 3 459.7kb.
Тематическое планирование по обществознанию Класс 2 391.22kb.
Календарно-тематическое планирование геометрич 9 класс 1 72.42kb.
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2009/2010 Алгебра/7... 2 302.25kb.
Тематическое планирование курса «Информатика и икт» 2 класс 1 40.79kb.
Календарно тематическое планирование по окружающему миру 2 класс. 1 113.87kb.
Учебный год Учебно-тематическое планирование по русскому языку Класс 4 772.59kb.
Тематическое планирование по школьной риторике 8 класс Требования... 1 187.68kb.
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии... 1 196.91kb.
Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс» Г. 1 439.76kb.
Календарно-тематическое планирование уроков Химии Учебный год 2013-2014... 1 156.66kb.
Министерство экономического 1 262.88kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Тематическое планирование по биологии Класс - страница №1/2

Учебно-тематическое планирование по биологии

Класс 9

Учитель Грачева С.В.

Количество часов

Всего 70 час; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков _____, зачетов ______, тестов _____, лабораторных работ __, практических работ ____.

Административных контрольных уроков ______

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы – М.: Дрофа, 2009 (В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова. Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию») с учетом примерной программы по биологии на основе Федерального Государственного стандарта (сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М.: Дрофа, 2007)

Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008

Дополнительная литература:

  1. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь. В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2009

  2. Программы для общеобразовательных учреждений: региональный компонент в биологическом образовании школьников Хабаровского края. 8-9 классы /А. Е. Тихонова. – Хабаровск, ХКИППК ПК, 2002

Здоровье человека и экология Хабаровского края. 8-9 классы. / А. Е. Тихонова, А. Р. Ищенко, Т. Н. Диденко. – Хабаровск, Приамурские ведомости, 2004

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2009), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в части требований, предъявляемых к выпускникам

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучно картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов практической деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе:



Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь. В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2009.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008

Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляемые на выбор учащихся).







Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Измерители

Экспери-

мент


Региональ-ный компонент

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

1

Биология – наука о жизни

Вводный

Основные понятия: биология, микология*, бриология*, альгология*, палеоботаника*, биотехнология*, биофизика*, биохимия*, радиобиология*

Факты: биология как наука

Процессы: становление биологии как науки; интеграция и дифференциация

Давать определение термину биология.

Приводить примеры диф-ференциации и интеграции биологических наук.

Перечислять значение дос-тижений биологии в различных сферах человеческой деятельности.

Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать биологию как комплексную науку.

Самостоятельно формули-ровать определение основных понятий.

Объяснять роль биологии в современном обществе.

*Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

р/т, № 1-4







§ 1, р/т, № 4

2

Методы исследования

Комбинированный

Основные понятия: наука, научный факт, гипотеза, теория.

Факты: методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание

Дополнительное содержание: этапы научного исследования.

Перечислять методы научного исследования.

Описывать этапы научного исследования.

Отличать гипотезу от теории; научный факт от сообщения.

Самостоятельно формули-ровать определение основных понятий.

Выделять область применения методов исследования в биологии.

*Предлагать методы иссле-дования для конкретных ситуаций.

р/т, № 5, 7, 8; вопросы к § 2







§ 2, р/т, № 8

3

Сущность жизни и свойства живого.

Комбинированный

Основные понятия: жизнь, открытая система, наследствен-ность, изменчивость.

Факты: отличительные особенности жи-вых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде оби-тания; обмен веществ, процессы синтеза и распада; особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Давать определение понятию жизнь.

Называть свойства живого.

Описывать проявления свойств живого.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять особенности раз-вития живых организмов.

*Доказывать, что живые организмы – открытые системы.

Стр. 13 уч-ка, № 1. р/т, № 9-11







§ 3, р/т, № 9, 10

РАЗДЕЛ 1. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (49 часов)

ТЕМА 1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ (8 часов)

4

Молекулярный уровень

Изучение и первич-ное закрепление новых знаний

Основные понятия: мономер, полимер, биополимер.

Факты: уровни организации живой природы; молекулярный уровень как биологическая система; универсальность биополимеров; принцип организации биополимеров.

Приводить примеры био-полимеров.

Называть: процессы, про-исходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень

Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации.

Выделять группы полимеров и находить различие между ними.

Раскрывать сущность принципа организации биополимеров.

Объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды являются биополимерами только в клетке.

р/т, № 11, 13; ? 3 на стр. 18 уч-ка; вопросы к § 1.1







§ 1.1

5

Углеводы. Липиды.

Комбинированный

Основные понятия: углеводы, липиды, гормоны.

Факты: классификация углеводов; функции углеводов в живых организмах: энергети-ческая, строительный материал, информационная; функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная; свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плот-ность меньше воды, не-растворимость в воде.

Объекты: углеводы и липиды живых организмов.

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам.

Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами и липидами.

Характеризовать: биологическую роль углеводов; биологическую роль липидов.

Классифицировать углеводы по группам.

р/т, № 15, 17, 18; вопросы к § 1.2, 1.3







§ 1.2, 1.3

6

Состав и строение белков.

Комбинированный

Основные понятия: белки (протеины, полипептиды), глобула, денатурация.

Факты: уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.

Объекты: молекула белка.

Дополнительное содержание: белки простые и сложные (про-теины, протеиды), денатурация белков.

Называть продукты, богатые белками.

Узнавать пространственную структуру молекулы белка.

Называть: связь, образующую первичную структуру белка; вещество – мономер белка.

Характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы.

Описывать механизм дена-турации белка.

Определять признак деления белков на простые и сложные.

р/т, № 19, 22, 23; воп-росы учка после § 1.4; ? 5 на стр. 27







§ 1.4

7

Функции белков.

Комбинированный

Основные понятия: фермент, гормон.

Факты: функции белков: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, сигнальная, энергетическая; нахождение в организме белков, выполняющих различные функции.

Называть функции белков.

Описыватьпроявление строительной, регуляторной и энергетической функции органических веществ.

Давать определение основным понятиям.

Объяснять причины много-образия функций белков.

Характеризовать проявление функций белков.

Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии

р/т, № 23; вопросы к § 1.5; учебно-познавательная задача проблемно-го содержа-ния.







§ 1.5

8

Нуклеино-вые кислоты

Комбинированный

Основные понятия: нуклеиновые кислоты.

Факты: нуклеиновые кислоты – биополиме-ры; ДНК – дезоксири-бонуклеиновая кис-лота; РНК – рибонук-леиновая кислота; нук-леотид – мономер нук-леиновых кислот; стро-ение нуклеотида: азо-тистое основание, уг-левод (дезоксирибоза, рибоза), остаток фос-форной кислоты; про-странственная струк-тура ДНК – двойная спираль; нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пласти-ды; виды РНК и на-хождение: рибосомаль-ные, транспортные, информационные; функции нуклеиновых кислот.

Закономерности: принцип комплемен-тарности.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть: нахождение мо-лекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять виды молекул РНК и их функции.

Доказывать, что нуклеиновые кислоты – биополи-меры.

*Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

р/т, № 25-27, 29; воп-росы № 4, 5 в конце § 1.6







§ 1.6, р/т, № 25, 27, 28

9

АТФ и дру-гие органи-ческие ве-щества.

Комбинированный

Основные понятия: макроэргическая связь.

Факты: АТФ – уни-версальный источник энергии.

Процессы: механизм освобождения и выде-ления энергии.

Дополнительное со-держание: классифи-кация витаминов: жи-рорастворимые (А, Д, Е) и водорастворимые (В, С); роль витаминов в организме.

Называть структурные компоненты и функцию АТФ.

Описывать механизм осво-бождения и выделения энер-гии.

*Приводить примеры жи-рорастворимых и водо-растворимых витаминов.

Объяснять, почему связи между остатками фосфор-ной кислоты называются макроэргическими.

Характеризовать: биологи-ческую роль АТФ; *роль витаминов в организме.

Вопросы 1-3 на стр. 18, ? 4 в конце § 1.6 на стр. 35, р/т, № 30, 31







§ 1.7

10

Биологичес-кие катали-заторы

Комбинированный

Основные понятия: катализ, катализаторы, фермент, активный центр, *кофермент.

Факты: вещества, об-ладающие каталити-ческой способностью: РНК, ферменты; струк-тура молекулы белка-фермента: белок и ко-фермент; свойства фер-ментов: специфич-ность; условия катали-за: концентрация фер-мента и вещества, тем-пература, давление, реакция среды.

Процессы: механизм участия катализаторов в химических реак-циях.

Воспроизводить опреде-ление следующих терминов: фермент, катализ, катализа-тор.

Приводить примеры ве-ществ-катализаторов.

Перечислять факторы, оп-ределяющие скорость хими-ческих реакций.

Описывать механизм учас-тия катализаторов в хими-ческих реакциях.

Объяснять, почему боль-шинство ферментов при высокой температуре теряет каталитические свойства.

*Показать влияние вита-минов на процессы жизне-деятельности.

Использовать лаборатор-ную работу для доказатель-ства выдвигаемых предпо-ложений; аргументировать полученные результаты.

р/т, № 32, 34; вопросы 1-3 на стр. 37 в конце § 1.9; учебно-познавательные задачи проблемно-го содержа-ния.

Демонстрация рас-щепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержа-щихся в живых клетках.




§ 1.8, р/т, № 34

11

Вирусы

Комбинированный

Основные понятия: капсид, паразит.

Факты: вирусы – вне-клеточные паразиты; признаки живого: раз-множение, наследс-твенность и изменчи-вость.

Объекты: вирусы.

Давать определение терми-ну паразит.

Перечислять признаки жи-вого.

Приводить примеры забо-леваний, вызываемых виру-сами.

Описывать цикл развития вируса.

Выделять особенности строения вирусов.

Доказывать, что вирусы – это живые организмы и внутриклеточные паразиты.

р/т, № 35-38; вопросы к § 1.9; опи-сание по рис. 17 на стр. 38







§ 1.9, р/т, № 36, 37

ТЕМА 1.2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ (14 часов)

12

Основные положения клеточной теории

Изучение и первич-ное закрепление но-вых знаний.

Основные понятия: цитология.

Факты: клетка – ос-новная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как дока-зательство их родства, единства живой приро-ды.

Теория: основные по-ложения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Дополнительное со-держание: нарушения в строении и функцио-нировании клеток – одна из причин забо-левания организма.

Приводить примеры орга-низмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Находить в биологических словарях значение термина теория.

Объяснять общность про-исхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка – живая структура.

*Самостоятельно форму-лировать определение тер-мина цитология.

Давать оценку значению открытия клеточной теории.

р/т, № 39, 42, 44, 45; вопрос 3 в конце § 2.1







§ 2.1; р/т, № 44

13

Общие све-дения о кле-тках. Кле-точная мем-брана.

Комбинированный

Основные понятия: органоиды, цитоплаз-ма, пищеварительная вакуоль.

Факты: строение и функции клеточной мембраны; функции клеточной мембраны: защитная, структурная, обеспечение связи кле-ток, избирательный транспорт клеток.

Объекты: строение клеточной мембраны: двойной липидный слой, расположение белков.

Дополнительное со-держание: пиноцитоз и фагоцитоз.

Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану.

Называть: способы про-никновения веществ в клетку; функции клеточной мембраны.

Описывать строение клее-точной мембраны.

Характеризовать функции клеточной мембраны.

*Прогнозировать послед-ствия удаления различных органоидов клетки.

*Описывать механизм пи-ноцитоза и фагоцитоза.

р/т, № 48, 49, 51, 52; вопросы 2, 4 на стр. 45 после § 2.2; описание рис. 18 на стр. 44 уч-ка; описание рис. 19 на стр. 45 уч-ка.

Демонстрация моде-ли клетки




§ 2.2, р/т, № 48, 52

14

Органоиды цитоплазмы

Комбинированный

Основные понятия: органоиды, цитоплаз-ма.

Факты: цитоплазма эукариотической клет-ки; органеллы цитоп-лазмы: эндоплазмати-ческая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи, ли-зосомы, их структура и функции.

Объекты: эндоплазма-тическая сеть, рибосо-мы, аппарат Гольджи, лизосомы.

Дополнительное со-держание: внутрикле-точное переваривание.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эука-риот.

Называть: органоиды клет-ки; функции клеток эука-риот.

Отличать по строению ше-роховатую и гладкую ЭПС.

Характеризовать органои-ды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

*Прогнозировать послед-ствия удаления различных органоидов из клетки.

р/т, № 62; вопросы 2, 3 после § 2.4; вопрос 6 на стр. 51 пос-ле § 2.4







§ 2.4, 2.5

15

Органоиды цитоплазмы

Комбинированный

Основные понятия: кристы, граны, цито-скелет, центриоль.

Факты: органеллы ци-топлазмы: митохонд-рии, пластиды; клеточ-ный центр, органоиды движения, клеточные включения, их значе-ние в метаболизме кле-ток; особенности стро-ения растительных клеток.

Объекты: митохонд-рии, пластиды, клее-точный центр, органо-иды движения, кле-точные включения.

Дополнительное со-держание: факторы, определяющие число митохондрий в клетке: энергетические затра-ты, возраст; механизм движения жгутиков.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эука-риот.

Называть: органоиды ци-топлазмы; функции органо-идов.

Приводить примеры клее-точных включений.

Отличать виды пластид растительных клеток.

Характеризовать органо-иды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

*Прогнозировать послед-ствия удаления различных органоидов их клетки.

р/т, № 63, 64, 66; воп-росы 2, 3 после § 2.4; вопрос 5 на стр. 55 пос-ле § 2.5; вопросы 1, 3-5 на стр. 56 после § 2.6; описа-ние рис. 26, 27, 28 на стр. 53, 54, 56







§ 2.5, 2.6, р/т, № 66

16

Ядро

Комбинированный

Основные понятия: диплоидный набор, гаметы, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, *кариотип, прокариоты, сомати-ческие клетки, эукари-оты, хромосомы.

Факты: функции ядра: деление клетки, регу-ляция обмена веществ и энергии; располо-жение и число ядер в клетках различных ор-ганизмов; состояние хроматина: хромосо-мы, деспирализован-ные нити.

Объекты: строение ядра: ядерная оболоч-ка, кариоплазма, хро-матин, ядрышко.

Дополнительное со-держание: механизм образования хромосом.

Узнавать по немому ри-сунку структурные компо-ненты ядра.

Описывать по таблице строение ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных по-нятий.

Устанавливать взаимо-связь между особенностями строения и функций ядра.

*Объяснять механизм об-разования хромосом.

*Определять набор хро-мосом у различных орга-низмов в гаметах и в со-матических клетках.

р/т, № 54-57, 60, 61; вопросы к § 2.3

Демонстрация хромо-сом




§ 2.3, р/т, № 57, 61

17

Изучение клеток рас-тений и жи-вотных

Комплексного при-менения знаний

Факты: особенности строения растительной, животной, грибной клеток

Объекты: эукариоти-ческие клетки расте-ний, животных

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток рас-тений и животных.

Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микробиоло-гического исследования.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и опи-сывать особенности клеток растений и животных.

Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот.

Сравнивать строение кле-ток растений, животных, де-лать вывод на основании сравнения; строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения,

*Использовать лаборатор-ную работу для доказа-тельства выдвигаемых пред-положений о родстве и единстве живой природы.

Делать учебный рисунок.

Выполнение лаборатор-ной работы и выводы к ней

Лабораторная работа № 1




Повт. по уч-ку 6 кл. мате-риал о бактериях.

18

Строение прокариот.

Комплексного при-менения знаний

Основные понятия: прокариоты, анаэробы.

Факты: строение про-кариот: плазматическая мембрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибо-сомы, органоиды дви-жения; отсутствие ор-ганоидов: ЭПС, мито-хондрий и пластид; значение образования спор у бактерий; усло-вия гибели спор.

Объекты: клетки про-кариот.

Процессы: спорообра-зование у бактерий.

Давать определение тер-мину прокариоты.

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать по немому рисунку структурные ком-поненты прокариотической клетки.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описы-вать особенности клеток бактерий.

Описывать по таблице: строение клеток прокариот; механизм процесса споро-образования у бактерий.

Сравнивать строение клее-ток прокариот и эукариот и делать вывод на основе этого сравнения.

*Объяснять значение спор для жизни растений.

*Доказывать примитив-ность строения прокариот

р/т, № 67-69; вопросы 1, 2 на стр. 60 после § 2.7; описа-ние рис. 30 на стр. 59 уч-ка







§ 2.7

19

Метаболизм. Ассимиля-ция и дисси-миляция.

Комбинированный

Основные понятия: метаболизм, ассими-ляция, диссимиляция, фермент.

Факты: обмен веществ и превращение энергии – признак живых орга-низмов, основа жизне-деятельности клетки; Ассимиляция и дисси-миляция – противопо-ложные процессы; син-тез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ.

Процессы: обмен ве-ществ.

Дополнительное со-держание: транспорт веществ через клеточ-ную мембрану; пино- и фагоцитоз.

Давать определение поня-тиям ассимиляция и дис-симиляция.

Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии.

Разделять процессы асси-миляции и диссимиляции.

*Доказывать, что асси-миляция и диссимиляция – составные части обмена веществ.

*Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссими-ляции.

р/т, № 70, 71; вопросы 2, 3 на стр. 61 после § 2.8







§ 2.8

20

Энергетический обмен

Комбинированный

Основные понятия: гликолиз, брожение, дыхание.

Факты: дыхание; обе-спечение клетки энер-гией в процессе ды-хания; биологическое окисление; результаты преобразования энер-гии.

Процессы: этапы энер-гетического обмена: подготовительный, не-полное кислородное расщепление, полное кислородное расщ-пление; внутрикле-точное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы.

Дополнительное со-держание: внутрикле-точное пищеварение и накопление энергии.

Давать определение поня-тию диссимиляция.

Анализировать содержание определений терминов гли-колиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы дисси-миляции.

Называть: вещества – ис-точники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетичес-кого обмена.

Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Характеризовать этапы энергетического обмена

р/т, № 72-74; вопросы 2, 3 в конце § 2.9







§ 2.9

21

Питание клетки. Хемосинтез.

Комбинированный

Основные понятия: автотрофы, гетеротро-фы, хемотрофы, фото-трофы.

Факты: источники энергии автотрофных организмов: солнечный свет, энергия химичес-ких реакций. Наличие хлорофилла – условие автотрофного питания.

Объекты: нитрифици-рующие бактерии.

Процессы: хемосин-тез.

Дополнительное со-держание: группы ге-теротрофов: сапрофи-ты, паразиты, голозои.

Перечислять способы пи-тания, использование погло-щаемых клеткой веществ.

Приводить примеры гете-ротрофных и автотрофных организмов.



Описывать механизм хемо-синтеза.

Анализировать содержание определений терминов.

Классифицировать орга-низмы по способу питания.

Выделять особенности пи-тания гетеротрофов и авто-трофов.

Характеризовать автотро-фов и гетеротрофов.

Обосновывать наличие разных способов питания клеток зеленого растения.

Объяснять роль нитрифи-цирующих бактерий для высших растений.

р/т, № 75, 77-79; воп-рос 4 на стр. 69 после § 2.11; проб-лемная уче-бно-позна-вательная задача.







§ 2.10, 2.11 хемо-синтез, 2.12; р/т, № 77, 78

22

Фотосинтез

Комбинированный

Основные понятия: питание, фотосинтез, фотолиз.

Факты: питание; раз-личия организмов по способу питания; фото-синтез; роль пигмента хлорофилла; значение фотосинтеза; косми-ческая роль зеленых растений.

Объекты: хлоропла-сты.

Процессы: световая и темновая фазы фот-синтеза.

Давать определение тер-минам питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть: органы расте-ния, где происходит фото-синтез; роль пигмента хло-рофилла.

Анализировать содержание определения фотолиз.

Выделять приспособления хлоропласта для фотосин-теза.

Характеризовать фазы фо-тосинтеза.

*Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

р/т, № 80, 83, 84, 87, 91; вопрос 1 на стр. 65 перед § 2.11; воп-росы 2, 3 на стр. 69 пос-ле § 2.11







§ 2.11, р/т, № 87

23

Биосинтез белков

Комбинированный

Основные понятия: ген, триплет, генети-ческий код, кодон, ан-тикодон, трансляция.

Факты: затраты энер-гии – условие для син-теза белка; свойства генетического кода: избыточность, специи-фичность, универсаль-ность.

Процессы: механизм транскрипции, меха-низм трансляции.

Закономерности: принцип комплемен-тарности; реализация наследственной инфор-мации в клетке (био-синтез белков).

Дополнительное со-держание: особеннос-ти транскрипции и прокариот и эукариот.

Давать определение тер-минам ассимиляция, ген.

Называть: свойства гене-тического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет, ко-дон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.

Объяснять сущность гене-тического кода.

Описывать процесс био-синтеза белка по схеме.

Характеризовать: меха-низм транскрипции, меха-низм трансляции.

Составлять схему реализа-ции наследственной инфор-мации в процессе биосин-теза белка.

р/т, № 89-93; вопросы к § 2.13; описание рис. 35 на стр. 74 по плану; опи-сание рис. 37 на стр. 75







§ 2.13, р/т, № 93

24

Деление клетки. Ми-тоз.

Комбинированный

Основные понятия: жизненный цикл клет-ки, интерфаза, митоз, редупликация, хрома-тиды.

Факты: деление клет-ки эукариот; биологи-ческий смысл и зна-чение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточ-ных потерь в физио-логических и патоло-гических условиях); деление клетки прока-риот.

Процессы: размноже-ние.

Дополнительное со-держание: понятие о дифференцировке кле-ток многоклеточного организма; митотичес-кий цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митоти-ческого деления и преобразование хромо-сом.

Приводить примеры деле-ния клетки у различных организмов.

Называть процессы, сос-тавляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического деления.

Описывать процессы, про-исходящие в различных фа-зах митоза.

Объяснять биологическое значение митоза.

Анализировать содержание определений терминов.

р/т, № 95; вопросы 1, 2 на стр. 77 перед § 2.14; описа-ние рис. 39 на стр. 80; вопрос 1 на стр. 81 после § 2.14

Демонстрация митоза в клетках корешков лука; мо-делей-ап-пликаций, иллюстри-рующих деление клетки.




§ 2.14

25

Зачет по темам «Мо-лекулярный уровень», «Клеточный уровень»

Контроль, оценка и коррекция знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задание на установление взаимосвязей.

Заполнение сравнительных таблиц.



Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Повт. ма-териал о размножении жи-вых орга-низмов по уч-ку 6 кл.

ТЕМА 1.3. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ (15 часов)

26

Размножение организ-мов. Беспо-лое размно-жение.

Комбинированный

Основные понятия: размножение, бесполое размножение, вегета-тивное размножение, гаметы, гермафродиты.

Факты: сущность и формы размножения; бесполое размножение – древнейший способ размножения; виды бесполого размноже-ния: деление клетки, митоз, почкование, де-ление тела, спорооб-разование; виды веге-тативного размноже-ния.

Давать определение поня-тию размножение.

Называть: основные фор-мы размножения; виды по-лового и бесполого размно-жения; способы вегетатив-ного размножения растений.

Приводить примеры рас-тений и животных с раз-личными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность полового и бесполого раз-множения.

Объяснять биологическое значение бесполого размно-жения.

р/т, № 95; вопросы 1, 2 на стр. 84 перед § 3.1; вопросы к § 3.2







§ 31., 3.2 стр. 87 до слов «По-ловые клетки – гаметы формируются…»; р/т, № 98

27

Половое раз-множение. Развитие по-ловых кле-ток. Мейоз.

Комбинированный

Основные понятия: гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Факты: половое раз-множение растений и животных, его биоло-гическое значение; оп-лодотворение, его био-логическое значение.

Объекты: половые клетки: строение и функции.

Процессы: образова-ние половых клеток (гаметогенез); осемене-ние; оплодотворение.

Дополнительное со-держание: гаметоге-нез; стадии гаметоге-неза: период размноже-ния, период роста, пе-риод созревания; меха-низм мейоза; особен-ности сперматогенеза и овогенеза; генетичес-кие заболевания, свя-занные с нарушением деления половых кле-ток.

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия муж-ских и женских половых клеток.

Выделять особенности бес-полого и полового способа размножения.

Анализировать содержание определений основных по-нятий.

Объяснять: биологическое значение полового размно-жения; сущность и биоло-гическое значение оплодо-творения; причины наслед-ственности и изменчивости.

Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления поло-вых клеток.

*Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

р/т, № 101-106; описа-ние схемы в уч-ке; опии-сание рис. 47 на стр. 90.

Демонстрация микро-препарата яйцеклет-ки и спер-матозоида животных.




§ 3.2, р/т, № 103, 106

28

Онтогенез. Эмбриональный период.

Комбинированный

Основные понятия: онтогенез, оплодотво-рение, эмбриогенез.

Факты: рост и раз-витие организмов; он-тогенез и его этапы; эмбриональный период развития.

Процессы: дробление, гаструляция, органоге-нез.

Закономерности: за-кон зародышевого сходства (закон К. Бэра).

Дополнительное со-держание: основные закономерности дроб-ления; образование од-нослойного зародыша – бластулы; гаструля-ция: закономерности образования двухслой-ного зародыша – гаструлы; первичный органогенез и даль-нейшая дифференци-ровка тканей, органов и систем; воздействие факторов среды на эмбриональное раз-витие.

Давать определение поня-тий онтогенез, оплодотво-рение, эмбриогенез.

Характеризовать: сущ-ность эмбрионального пе-риода развития организмов; роста организмов.

Анализировать и оцени-вать: воздействие факторов среды на развитие орга-низмов; факторы риска на здоровье.

Использовать приобретен-ные знания для профилакти-ки вредных привычек (ку-рение, алкоголь, наркома-ния).

р/т, № 100, 107, 113; вопросы 1, 3 после § 3.3




Загрязнение среды оби-тания чело-века на тер-ритории края, его влияние на здоровье

§ 3.3, 3.4

29

Постэмбриональный период

Комбинированный

Основные понятия: постэмбриональный период.

Факты: постэмбриональный период развития; формы постэмбрионального периода развития; прямое и непрямое развитие, постэмбриональное развитие; полный и неполный метаморфоз; биологический смысл развития с метаморфо-зом; прямое развитие.

Процессы: изменение организма при пост-эмбриональном развитии: рост, развитие половой системы; ста-рение.

Дополнительное со-держание: воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием.

*Определять тип развития у различных животных.

Характеризовать сущность постэмбрионального пе-риода развития организмов.

*Анализировать и оцени-вать воздействие факторов среды на постэмбрио-нальное развитие.

*Объяснять, чем развитие отличается от роста.

р/т, № 109-111; вопросы 2, 3 на стр. 99 после § 3.4




Загрязнение среды обитания человека нтерритории края, его влияние на здоровье.

§ 3.4

30

Закономерности наследо-вания, уста-новленные Г. Менде-лем. Моно-гибридное скрещивание

Изучение и пер-вичное закрепление новых знаний

Основные понятия: аллельные гены, гене-тика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминан-тный признак, измен-чивость, наследствен-ность, моногибридное скрещивание, рецес-сивный признак, чис-тые линии.

Факты: использование Г. Менделем гибридо-логического метода; цитологические ос-новы закономерностей.

Процессы: моногиб-ридное скрещивание.

Закономерности: пра-вило единообразия; правило расщепления; гипотеза чистоты га-мет.

Давать определение понятиям генетика, ген, гено-тип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетеро-зигота, доминантный приз-нак, моногибридное скре-щивание, рецессивный при-знак.

Приводить примеры доми-нантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формули-ровки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм про-явления закономерностей моногибридного скрещи-вания.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещива-нии.

Составлять схему моно-гибридного скрещивания.

Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фено-типов, генотипов, вероят-ность проявления признака в потомстве.

Объяснять значение гибри-дологического метода Г. Менделя.

р/т, № 114, 116, 117, 119, 120, 122-124; вопросы 1, 2 на стр. 104 после § 3.5







§ 3.5, р/т, № 123, 124

31

Неполное доминирование. Анали-зирующее скрещивание

Комплексного применения ЗУН.

Основные понятия: генотип, гетерозигота, гомозигота, домини-рование, фенотип.

Факты: неполное до-минирование; анализи-рующее скрещивание; цитологические осно-вы.

Закономерности: со-отношение генотипов и фенотипов при непол-ном доминировании 1:2:1; соотношение фенотипов при ана-лизирующем скрещи-вании 1:1

Давать определение тер-минам гетерозигота, гомо-зигота, доминирование.

Описывать механизм не-полного доминирования.

Выделять особенности ме-ханизма неполного доми-нирования.

Составлять схему анали-зирующего скрещивания и неполного доминирования.

Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фено-типов, генотипов, вероят-ность проявления признака в потомстве.

р/т, № 125-128; воп-росы 3, 4 на стр. 107 пос-ле § 3.6







§ 3.6

32

Дигибридное скрещива-ние. Незави-симое насле-дование признаков.

Комплексное применение ЗУН

Основные понятия: генотип, дигибридное скрещивание, полигиб-ридное скрещивание, фенотип.

Факты: условия про-явления закона незави-симого наследования; соотношение геноти-пов и фенотипов при проявлении закона независимого наследо-вания 9:3:3:1

Процессы: механизм наследования призна-ков при дигибридном скрещивании.

Закономерности: за-кон независимого нас-ледования.

Описывать механизм про-явления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать: содержа-ние определений основных понятий; схему дигибрид-ного скрещивания.

Составлять схему дигиб-ридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов, генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

р/т, № 129-133; воп-росы 1, 2 на стр. 110 пос-ле § 3.7; вопрос на стр. 107 пе-ред § 3.7







§ 3.7, р/т, № 132

33

Взаимодействие генов.

Комбинированный

Основные понятия: аллельные гены, гено-тип, доминирование, фенотип.

Факты: генотип – система взаимодейст-вующих генов (целост-ная система); качест-венные и количествен-ные признаки; харак-тер взаимодействия: дополнение, подавле-ние, суммарное дейст-вие; влияние количест-ва генов на проявление признаков.

Процессы: взаимодей-ствие генов и их мно-жественное действие.

Давать определение тер-минам.

Приводить примеры: ал-лельного взаимодействия генов; неаллельного взаимо-действия генов.

Называть характер взаимо-действия неаллельных ге-нов.

Описывать проявление множественного действия гена.

Описание рис. уч-ка ; вопросы 2, 3 на стр. 114 после § 3.9







§ 3.9

34

Сцепленное наследование

Комбинированный

Основные понятия: гомологичные хромо-сомы, локус гена, пере-крест, конъюгация, сцепленные гены.

Факты: расположение генов: в одной хромо-соме, в разных хромо-сомах; линейное распо-ложение генов; усло-вие выполнения закона Т. Моргана; перекрест хромосом – источник генетической изменчи-вости.

Процессы: сцепленное наследование.

Закономерности: за-кон Т. Моргана.

Дополнительное со-держание: генетичес-кие карты.

Давать определения тер-минам гомологичные хро-мосомы, конъюгация.

Отличать сущность отк-рытий Г. Менделя и Т. Моргана.

Формулировать определе-ние понятия сцепленные гены.

Объяснять причины пере-комбинации признаком при сцепленном наследовании.

р/т, № 134, 135; вопрос 1 на стр. 112 после § 3.8







§ 3.8
следующая страница >>


izumzum.ru