Тема: Знаки препинания путеводные знаки для постижения содержания предложения - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема: Знаки препинания путеводные знаки для постижения содержания предложения - страница №1/1

Урок русского языка в 5классе
Тема: Знаки препинания - путеводные знаки для постижения содержания предложения

Цель: 1. Закрепление видов предложения по цели выказывания, по интонации и знаках

препинания при них).



  1. Повторение разных видов грамматического разбора.

  2. Развитие интереса к предмету.

Ход урока

1.Словарная работа - чистописание «Лингвистические термины»:

  • что такое лингвистика? ( от латинского лингва - «язык» - наука о языке)

-какие разделы языка знаете? Напишем их названия, соблюдая порядок грамматических разборов:

1 - Фонетика - язык

№2- Морфемика -рассказ, стихотворение

№3- Морфология - в учебнике

№4-Синтаксис - в интересной сказке

№5-Лексика-басня

№6-Орфография - книжка

№7-Пунктуация- ученики читают сказки

-Как же называются грамматические разборы в зависимости от названия каждой науки и что они обозначают? (Фонетический - звуко - буквенный анализ, морфемный - разбор слова по составу, словообразование- способ образования слова, морфологический - разбор слова как часть речи, синтаксический - разбор словосочетания или предложения, орфографический -нахождение орфограмм и их выделение, пунктуационный - объяснение постановки знаков препинания)

-Проведите по желанию любой разбор, остальные делайте по мере выполнения других заданий



2. Закрепление видов предложения по цели выказывания, по интонации и знаках
препинания при них).


  • Над каким разделом языка мы работаем в последнее время? (Синтаксис)

  • Что помогает он изучать нам? ( Строение словосочетания и предложения)

  • Продолжаем работать над предложением. Чтобы оформить его на письме, какая ещё наука понадобится? (Пунктуация)

-Итак, продолжаем изучать характеристику предложения.

Два признака мы уже изучили и закрепим их сейчас.

В этом нам поможет эйдос-конспект. А из чего состоит он?

-Правая сторона листа: интересное название темы, эйдос (образ) - это может быть рисунок, таблица, схема; левая сторона: комментарий - правила, а внизу - творческая работа: кроссворд, ребус, сказка. Составляем для обобщения темы эйдос- таблицу.

Название: Путеводные знаки для предложений

-Какие предложения мы знаем? (Повествовательные, вопросительные и побудительные)



  • Почему мы их так называем? ( У каждого из них разная цель высказывания: сообщение, вопрос, просьба, приказ, призыв) Записываем в 1 столбик таблицы. Отрабатываем это понятие.

  • Цифровой диктант:

Повествовательное-1

Вопросительное-2

Побудительное-3

Все приготовились? Будьте внимательны. Ученики пишут цифровой диктант. Есть три вида предложений по цели высказывания. Л по интонации сколько видов? Сосчитайте, пожалуйста. Все ребята стараются. Вот и закончился диктант! Проверяем по коду: 2,3? 1? 1? 2, 3,1,1.


  • Ещё по какому признаку отличаются? (По интонации: восклицательные и невосклицательные). Записываем во второй столбик.

-А с помощью чего показать на письме соблюдение интонации прочтения предложений? (С помощью знаков препинания)

Физминутка. Отдохнём и послушаем басню. А что же такое басня? Кто обычно бывает героями басен? А у нас главными героями будут Знаки препинания из басни С.Я.Маршака (Выступления детей в масках Знаков препинания с движениями).

Басня.

У последней точки,

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал чудак -Восклицательный знак.

Никогда он не молчит, Оглушительно кричит.

Восклицательный знак:


  • Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоногий Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы.

Вопросительный знак:


  • Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Запятые:


  • Мы особы запятые,

  • Не обходится без нас

  • Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой:

  • Если нет над вами точки,

  • Запятая знак пустой.

Прискакало двоеточие...



Двоеточие:

  • Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.


Но сказало многоточие,

Еле глазками ворочая

Многоточие:


  • Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать. Ставят многоточие.


Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак:

-То есть как?

Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак:



  • То есть как!


И сказала точка, Точка-одиночка.

Точка:


  • Мной кончается рассказ, Значит, я важнее вас!

-А о ком наша басня и чему она учит? ( Все знаки препинания важны. А ещё учит дружбе). Наша басня необычная, она лингвистическая.

-А какие знаки нужны будут в нашей таблице? Поместите свои знаки в таблицу.

-Чем же являются у нас эти весёлые знаки препинания и таблица? (Эйдосом)

-А пригодилась бы нам для эйдос-конспекта наша поучительная басня? (Для творческой работы на следующей стороне во второй половине листа).

-А чего нам не будет хватать для полного эйдос-конспекта?

(Комментария, т.е. пояснения - правил о видах предложений и знаков препинания. Поэтому в нашей работе есть не только эйдос , но и конспект)

-Откуда возьмём эту информацию? (Из учебника)

Вывод: в чём же помог наш эйдос-конспект? (Закрепить виды предложений и знаки препинания при них).У нас получился графический эйдос-конспект:
Путеводные знаки

Виды предложений по цели высказывания


Виды предложений по эмоциональной окраске

Пунктационные знаки

Побудительные (призыв,

приказ, просьба)


Невосклицательные

и

восклицательные




Вопросительные (вопрос)



Невосклицательные

и

восклицательные



Повествовательные (сообщение)


Невосклицательные

и

восклицательные






1сторона эйдос-конспекта



Комментарий
Побудительное -это предложение , содержащее побуждение, просьбу, приказ, совет.

В конце предложения ставится точка и !

Вопросительное -это предложение , в котором заключён вопрос. В конце ставится ? и ?!

Повествовательное - это предложение, содержащее рассказ о чём либо, сообщение , информацию для собеседника. В конце ставится точка


Творческая работа

Басня о знаках препинания



2сторона эйдос-конспекта
4.Новый материал. Главные члены предложения.

- Правильная осмысленная расстановка знаков препинания играет большую роль при правильном оформлении письменной речи.

Мы назвали не все знаки препинания. Какой знак препинания понадобился вчера и для чего? (Тире для постановки между главными членами предложения)

- Когда же ставится тире между ними? (Когда они выражены именами существительными) Какую схему можно составить? (П. - С.)

Найдём на с.131. в упр.№390. предложения, касающиеся наших наук. (4пр. Лингвистика - наука о языкознании. Синтаксис - раздел языкознания.) Подчеркните главные члены. И ещё очень важное высказывание внизу: Словари - наши помощники в учёбе. Самостоятельная работа. Упр. 392. Пословицы о книге.Вывод: Книга-верный друг и советчик

5.Д/з. Составить свои эйдос- конспекты, добавляя творческие работы
Эйдос-конспект Смирновой Виктории