Тема урока. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок-экспедиция От счета на пальцах к алгебре и геометрии Тема урока... 1 68.92kb.
Октябрьский, октябрьский район, поселок городского типа 1 29.63kb.
Алгебра Тип урока: урок закрепления изученного материала Тема урока... 1 96.62kb.
План урока лабораторно-практического занятия Тема программы : Приготовление... 1 70.08kb.
Габидуллина Эльвира Равилевна. Лениногорск, 2012 Тема урока: «Архимедова... 1 108.19kb.
Разработка урока открытия нового знания с элементами творческого... 1 137.21kb.
Тема, цели и задачи урока 1 19.31kb.
Пояснительная записка цели и задачи урока 1 170.92kb.
План-конспект урока учителя моу 1 55.55kb.
Урока Тема урока Содержание нрк литература Общие сведения о языке 1 2 1 42.49kb.
Владыкина Елена Николаевна Тема урока : «Местоимение» (4 класс) 1 94.16kb.
Дюссельдорф- кельн. Рейнская сказка отель mercure seestern 1 54.95kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Тема урока. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» - страница №1/1

Тема урока. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Цели:

Помочь детям вспомнить правила пользования книгой.

Развивать память и внимание, навыки смыслового чтения.

Познакомить с понятием «летопись».

Помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Постановка цели. Актуализация знаний

1. Чтение стихотворения.

- Ребята, наш первый урок чтения в этом учебном году мне бы хотелось начать стихотворением «Большая книжка». Послушайте его.

Взяли мы две книжки, - Папа взял и я. (Папина - большая, Тонкая - моя).

Думал я, все думал И решил сказать: - Я хочу большую Книжку почитать.

Папа улыбнулся, Возражать не стал. Взял мою он книжку, Мне свою отдал.

Долго я старался, Но прочесть не мог. «Что это за буквы?» «Формулы, сынок!»

0чень интересно, Только не понять, Попросил я снова Книжку поменять.

И сказал мне папа: «Потерпи, сынок, Я когда-то тоже Их понять не мог».

- О чем вы думали, когда я читала? Что хотел сказать автор?


2. Ознакомление с учебником.

- У вас на столах красочные новые учебники. Рассмотрите их.


- Что вам захотелось узнать в первую очередь?

- Какие разделы содержит учебник?

- Как называется наш учебник? - Кто автор учебника?

- Рассмотрите условные обозначения, изменились ли они?

- Вы держите в руках новенькие, красочные учебники. Что нужно для того, чтобы другие четвероклассники после вас взяли их такими же?

Физкультминутка


  1. Изучение нового материала

1. Вступительная беседа.

- Прочитайте название первого раздела. Рассмотрите иллюстрации к разделу.

- Как вы понимаете слово «летопись»? (Летописи — вид повествовательной литературы в России Х1-ХУП вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — летописные своды.)

- Как вы думаете, зачем нужны летописи? Узнаем об этом из статьи на странице 6.

2. Чтение и анализ статьи.

- Так для чего же нужны нам летописи? (Лучше понять окружающий мир, объяснить многое из происходящего в нем помогает народу его историческая память.)

- Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный человек. Он знал византийские исторические хроники, в которых запись событий велась по годам, старинные договоры, народные предания, собирал и записывал рассказы современников. Нестор старался выяснить, «откуда есть пошла Русская земля», имена первых князей... С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри, бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Писали их сначала на пергаменте (специально выделанной коже), а с XV в. — на бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали рисунками. Создание летописей считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце XV в., ведение летописей стало государственным делом.

3. Чтение отрывка из летописи.

Учитель читает отрывок.

- Все ли вам было понятно? Объясните слова, которые встретились в рамочках.



ЯСТВА - (устар.) еда, кушанье. ГРИВНА — денежная единица в Древней Руси — серебряный или золотой слиток весом около 400 г. ПАВОЛОКИ — шелковые ткани, покрывала. УРОРОЧЬЕ — драгоценности, наряды.

- Какие слова еще были непонятны?

- Здесь упоминается Царьград. Знаете ли вы, что это за город? (Царьград — древнерусское название г. Константинополь (ныне Стамбула).)

4. Работа по вопросам 1—4 на с. 8 учебника.



IV. Итог урока

- Почему народ прозвал Олега Вещим?

- Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? -

- Существовали ли на Руси города?



- Какой веры придерживались русичи?

V. Домашнее задание:

найти материалы о создании бумаги и о том, как рождается книга.