страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Тема урока. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» - страница №1/1
![]() Тема урока. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» Цели: Помочь детям вспомнить правила пользования книгой. Развивать память и внимание, навыки смыслового чтения. Познакомить с понятием «летопись». Помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений.
1. Чтение стихотворения. - Ребята, наш первый урок чтения в этом учебном году мне бы хотелось начать стихотворением «Большая книжка». Послушайте его. Взяли мы две книжки, - Папа взял и я. (Папина - большая, Тонкая - моя). Думал я, все думал И решил сказать: - Я хочу большую Книжку почитать. Папа улыбнулся, Возражать не стал. Взял мою он книжку, Мне свою отдал. Долго я старался, Но прочесть не мог. «Что это за буквы?» «Формулы, сынок!» 0чень интересно, Только не понять, Попросил я снова Книжку поменять. И сказал мне папа: «Потерпи, сынок, Я когда-то тоже Их понять не мог». - О чем вы думали, когда я читала? Что хотел сказать автор? 2. Ознакомление с учебником. - У вас на столах красочные новые учебники. Рассмотрите их. - Что вам захотелось узнать в первую очередь? - Какие разделы содержит учебник? - Как называется наш учебник? - Кто автор учебника? - Рассмотрите условные обозначения, изменились ли они? - Вы держите в руках новенькие, красочные учебники. Что нужно для того, чтобы другие четвероклассники после вас взяли их такими же?
1. Вступительная беседа. - Прочитайте название первого раздела. Рассмотрите иллюстрации к разделу. - Как вы понимаете слово «летопись»? (Летописи — вид повествовательной литературы в России Х1-ХУП вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — летописные своды.) - Как вы думаете, зачем нужны летописи? Узнаем об этом из статьи на странице 6. 2. Чтение и анализ статьи. - Так для чего же нужны нам летописи? (Лучше понять окружающий мир, объяснить многое из происходящего в нем помогает народу его историческая память.) - Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный человек. Он знал византийские исторические хроники, в которых запись событий велась по годам, старинные договоры, народные предания, собирал и записывал рассказы современников. Нестор старался выяснить, «откуда есть пошла Русская земля», имена первых князей... С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри, бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Писали их сначала на пергаменте (специально выделанной коже), а с XV в. — на бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали рисунками. Создание летописей считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце XV в., ведение летописей стало государственным делом. 3. Чтение отрывка из летописи. Учитель читает отрывок. - Все ли вам было понятно? Объясните слова, которые встретились в рамочках. ЯСТВА - (устар.) еда, кушанье. ГРИВНА — денежная единица в Древней Руси — серебряный или золотой слиток весом около 400 г. ПАВОЛОКИ — шелковые ткани, покрывала. УРОРОЧЬЕ — драгоценности, наряды. - Какие слова еще были непонятны? - Здесь упоминается Царьград. Знаете ли вы, что это за город? (Царьград — древнерусское название г. Константинополь (ныне Стамбула).) 4. Работа по вопросам 1—4 на с. 8 учебника. IV. Итог урока - Почему народ прозвал Олега Вещим? - Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? - - Существовали ли на Руси города? - Какой веры придерживались русичи? V. Домашнее задание: найти материалы о создании бумаги и о том, как рождается книга. |