Тема родины в творчестве Блока - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. И. Солженицына ( по рассказу «Захар- калита»). Учитель Мезенцева В. 1 168.67kb.
Об одном подходе к построению искусственного интеллекта 1 42.55kb.
Литература поэма А. Блока «12» наизусть р/р своеобразие образов поэмы... 1 45.96kb.
План Жизненный путь Творчество Направления в творчестве Отличительные... 1 136.8kb.
«Тема демона в творчестве М. Ю. Лермонтова» 1 135.17kb.
Методическая разработка урока литературы Тема родины в русской поэзии 1 141.25kb.
Вечканова Марина Ильинична Трансформация готической традиции в творчестве... 1 345.65kb.
Перечень оборудования блока №1,2 подлежащих регистрации в Ростехнадзоре... 1 385.84kb.
Книга рассказывает о жизни и творчестве генерального авиаконструктора... 10 2772.33kb.
Расчет деформированного состояния блока составной конструкции из... 1 40.52kb.
Балтийский образовательный форум 1 34.09kb.
Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан 1 94.65kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Тема родины в творчестве Блока - страница №1/1




Тема родины в творчестве Блока

Новиченко Александр 11-3 Тема Родины в творчестве А.А.Блока. Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращалисьхудожники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта темаобретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе исвоих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России".Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей"отбрасывало особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало еепротиворечивой и обостренной. Начиная с 1907-1908 годов, тема России, ее исторического пути, еенастоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока.В 1907-1916 годах пишет цикл “Родина”. В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная.Но все события его духовной жизни проходят на фоне русскогопейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотыепришли...":Видно, дни золотые пришли,Все деревья стоят как в сияньи.Ночью холодом веет с земли;Утром белая церковь вдалиИ близка и ясна очертаньем. Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочнойцаревны из русских сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой-царевич, князь, жених. Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы русскойкультуры, нередко в их романтическом облике, например, в стихотворении"Ночь на Новый год" возникает образ Светланы, героини баллады В.Жуковского.Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасноймечтой окутан образ России. К постижению Родины подлинной, далекой отчарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этотстрашный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя иззаповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды изори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней.Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, "тваривесенние", чертенята, "больная русалка". Не менее страшен и облик людей,обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители "всемирнойпошлости", живые мертвецы, как, например, в цикле стихов "Пляски смерти".Наиболее известное стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь,аптека...", в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность,замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир - это не только мирвокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известномстихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока - "Незнакомка" -лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где всеокутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же не отделяетсебя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной имертвенной природы, которой самое поэтичное ее явление - луна на небе -превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворениевозвращением лирического героя от мечты к реальности. Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшеемужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть ипринять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам А.Блок предельно открыто выразил свою любовь-ненависть встихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно...", написанном в 1914 году. Внем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человекабездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа,даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же,вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментамистихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает символическиечерты. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:Да, и такой, моя Россия,Ты всех краев дороже мне.Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме Россиикак к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года "Русь". Странапредстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само еепространство:Русь опоясана рекамиИ дебрями окруженаС болотами и журавлямиИ смутным взором колдуна... Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, илирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту.Русь убаюкала ее на своих просторах. Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов"Родина", который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различнымаспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь иразмышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна,которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой.Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героемради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железнойдороге", в чем-то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь надорогу..." Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькуюи трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" - "Опять,как в годы золотые...". В последних произведения цикла "Родина"появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступилповорот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивыбудущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях"Петроградское небо мутилось дождем..", "Я не предал белое знамя...","Коршун" и других. Однако тема трагического предвидения звучит встихотворениях из цикла “Родина”, написанных задолго до войны 1914 года, встихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: "На полеКуликовом". Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному изсамых значительных событий русской истории. Этому стихотворению принадлежитособая роль в творчестве поэта. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битвапринадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русскойистории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не стольковоенным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этомусобытию поэт в предвидении трагических лет России. На мой взгляд, Этот циклнаиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. На мой взгляд,наиболее точно показывает отношение писателя к России цикл стихов "На полеКуликовом”. Поэтому мне бы хотелось немного проанализировать первоестихотворение этого цикла: Река раскинулась. Течет, грустит лениво, И моет берега. Над скудной глиной же того обрыва В степи грустят стога.Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. Исудьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом еестановится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционноедля поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природныеявления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!").Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла "Родина. Встихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объектпоэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа;скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надосказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блокназывал свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтическойвольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией,особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистскойпоэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавойжены. И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения:"Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок употребляет авторское"мы", размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются емутрагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бойздесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует егоинтонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно,даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаютсякороткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пустьночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают восклицательные интонации -это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворенияавтор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесьпредельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особуюдинамичность и стремительность, передавая безудержный и страшныйпорыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба еенеуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обреталавнутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет намобразец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая былавоспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы. В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия,языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этимписателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенныйпоэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дорогидальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимаяблоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел послереволюции 1017 года, так не похожей на его мечту, он задохнулся.


izumzum.ru