Тема: Охрана природы. Заповедники, национальные парки Беларуси - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема: Охрана природы. Заповедники, национальные парки Беларуси - страница №1/1


ЧЕЛОВЕК И МИР

ТЕМА: Охрана природы. Заповедники, национальные парки Беларуси.

ЦЕЛЬ:


  • систематизировать и расширить знания детей об охране природы родного края;

  • создать условия для понимания необходимости охраны природы каждым человеком;

  • учить видеть и беречь красоту окружающей природы;

  • развивать логическое, творческое мышление учащихся.

Учитель: Готовчиц Т.А.



1. Организационный момент Упражнение «Создаем добро»

- Зажмурьте глаза, представьте, что ваши сердца наполняют любовь, доброта, мир, красота» В мыслях вы направляете их во все стороны, создаете вокруг себя любовь, доброту, мир, красоту. Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже - на ясное солнышко или тёмную тучу? Покажите с помощью мимики. А хотите, я подскажу вам, что нужно делать для того, чтобы как можно чаще быть в отличном настроении? Попробуйте каждый день 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое такое слово несет добрую энергию тому человеку, который произносит его, а затем и тому, кто его услышал. Важно не просто сказать доброе слово, а произнести его с теплотой, искренностью. И пусть слова «Грубых слов не говорите, только добрые дарите» станут девизом вашей жизни.

Посмотрите на мультимедийный экран, где отразились строки. Как видите, сегодня на уроке мы будем использовать установку, которая поможет нам сделать урок более интересным, наглядным, познавательным.

А сейчас давайте проверим истинность моих слов. Скажите добрые слова стоящим рядом с вами одноклассникам, мне. А может кто-то хочет обратиться к гостям, которые пришли сегодня к нам на урок?



2. Актуализация знаний по теме

  1. Деление на группы

-Спасибо. Вспомните, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (о растительном и животном мире Беларуси)

Я предлагаю вам сейчас выбрать карточку одного из животных и занять свое место в соответствующей его названию группе.

Подумайте и скажите, каким качествам мы, люди, могли бы у этих зверей поучиться.

Группы «Бобры» (трудолюбие, аккуратность),

«Зубры» (сила, уверенность в себе, гордость),

«Серые журавли» (любовь к родному краю, стремление к свободе, воле),

«Лебеди» (грациозность, красота, любовь к Родине).


  1. Работа в группах

Для проверки домашнего задания я предлагаю вам разные задания. Обсудите ответы в группах и выберите человека, который озвучит полученный ответ.

1 группа.

Дайте определение понятиям.

Наука о связях, которые существуют между живыми организмами и окружающей средой - .

Совокупность растений, животных, грибов и других организмов, тесно связанных между собой и населяющих определённые участки суши или водоёма - это

Ряд живых организмов, связанных между собой так, что каждый организм является пищей для последующего -

Сообщество, созданное человеком, для выращивания культурных растений



    1. группа

Найдите лишнее, подчеркните и объясните свой выбор.

Рогоз, багульник, можжевельник, голубика.

Барсук, куропатка, лось, зубр.

Рожь, гречиха, картофель, пырей.



    1. группа

Дополните пищевую цепь и укажите, к какому природному сообществу она относится.

жёлудь—* мышь —>.

ботва картофеля—> —»куропатка

листья деревьев —» лось —>...



    1. группа

По описанию узнайте растение или животное, и укажите, к какому природному сообществу относится.

Голова у него большая, шея короткая, шуба бурого цвета. Плохо видит, зато слух у него прекрасный. Он неповоротлив и неуклюж на вид, но ходит очень тихо, бегает быстро, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. Питается зверь ягодами, желудями, орехами, личинками, насекомыми, иногда нападает на лосей, кабанов. (Бурый медведь- лес).

Живёт в болотах, озёрах, реках, прудах. Хорошо плавает и ныряет. Питается насекомыми, их личинками, мелкими лягушками, рыбками, пиявками, жучками. Тело её защищено панцирем, шея, хвост и лапы покрыты чешуёй, при опасности может втягиваться под панцирь. Активна днём и в сумерках. (Болотная черепаха - болото).

Серовато-бурое с тёмными пестринками оперение делает его малозаметным в траве. Гнездо устраивает в ямке на земле, выстилая его сухими травами. Кормится он семенами сорняков, подбирает выпавшие из колосьев зёрна. Уничтожает насекомых - вредителей растений. (Жаворонок - поле).



2.3. Отчеты групп

2А. Подведение итогов

Какие природные сообщества преобладают в Беларуси?



3. Постановка задач урока

Как называлась тема, которую мы изучали последние месяцы.

Какой можно сделать вывод о природе Беларуси? (Она очень богата)

Перечислите природные богатства Беларуси.



  • Равнинная поверхность.

  • Полезные ископаемые.

  • Природные сообщества.

  • Пресная вода.

  • Растения и животные.

Как вы думаете, эти богатства огромны, долговечны или они могут исчезнуть, закончиться? (находятся под угрозой исчезновения) Приведите свои примеры того, что может быть причиной исчезновения того или иного богатства.

Действительно, ситуация тревожная. Мировые учёные установили, что планета Земля находится под угрозой очередной экологической катастрофы.

Что изучает наука экология? Как называются учёные, занимающиеся экологией?

При подготовке урока среди учеников нашего класса образовалась группа начинающих «экологов», которые хотят предложить нашему вниманию добытые ими сведения о наиболее актуальных экологических проблемах планеты и нашей страны в том числе.



Сообщения подготовленных учеников.

Перечислите кратко, с какими экологическими проблемами столкнулись люди сейчас?

Экологические проблемы:


    1. истощение запасов полезных ископаемых;

    2. загрязнение окружающей среды;

    3. исчезновение многих видов животных и растений;

    4. нарушение природного равновесия.

Можно ли решить эти проблемы? Есть ли пути предотвращения катастрофы?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

4. Объявление темы и задач урока.

Тема. Охрана природы в Беларуси.

Задачи: определить направления в охране растительного и животного мира Беларуси, особенности природоохранных мер в нашей стране, понять, что мы с вами можем сделать для сохранения уникальности нашей природы.



Игра «С миру по нитке»( на основе составленного коллажа по правилам поведения в природе)

Как охраняется природа в Беларуси?

Отвечаем по цепочке. Ответ должен состоять из одного предложения. Каждый последующий ответ не должен повторяться. Если у вас нет варианта ответа, вы сообщаете следующему участнику «Пропускаю».

5.Составление таблицы-схемы

Давайте обобщим похожие направления в охране природы и выделим основные.




e:\документы тани\4в\media\image1.jpeg




5А. Работа с понятиями

Сегодня на уроке мы рассмотрим одно из направлений в охране природы. Какое из них вам более непонятно, с каким направлением мы ещё не знакомились? Может кто-то из вас знает, что такое заповедники, национальные парки, заказники. Для чего они создаются? (Чтобы сохранить места проживания растений и животных, особенно редких)?

Один из путей сохранения природного разнообразия растений и животных - это создание заповедников, национальных парков, заказников.
Давайте рассмотрим карту заповедников, национальных парков, заказников Беларуси. Они выделены разным цветом. Много ли их у нас?

Чем отличаются заповедники, национальные парки, заказники?

Я предлагаю вам в парах прочитать определения и подчеркнуть в них главные опорные слова, которые будут основными для усвоения этих понятий.

Работа в парах с карточками.

Заповедник - это территория, на которой вся природа сохраняется в естественном состоянии. Здесь запрещена любая хозяйственная деятельность: охота, рубка леса, сбор грибов и ягод.

Национальный парк - это территория, которая выделяется не только для охраны природных сообществ, но и используется для туризма и отдыха.

Заказник - охраняемая территория, на которой охраняется не вся природа, а лишь некоторые виды растений и животных. Здесь запрещены лишь некоторые виды хозяйственной деятельности.

Обобщение

Что называется заповедником, национальным парком, заказником?

Первый в мире национальный парк - Йоселитский - был открыт в 1864 году в Калифорнии (Северная Америка).

Физминутка для глаз.

5.1. Смена групп

Заповедники создаются для того, чтобы сохранить экологическое равновесие на Земле, а также для научных исследований. Учёные изучают повадки зверей и птиц, их образ жизни, ведут наблюдение за новыми посадками растений и за старыми лесами, болотами. Здесь ведутся научные работы по сохранению и увеличению численности разных видов животных и растений.

Группа учёных- экспертов должна была подготовить дополнительную информацию о заповедниках и национальных парках Беларуси.

Все остальные учащиеся делятся на группы по указанной цифре при расчёте. (1,2,3: 1 номера - «Бобры», 2- «Зубры», 3 - «Журавли», эксперты - Лебеди



5.2. Беседа

Вопрос к экспертам.

Сколько заповедников в Беларуси ?

    1. уч. Березинский заповедник - один из старейших и на сегодня единственный в Беларуси биосферный заповедник. Биосферными называются заповедники, в которых природу не только защищают, но и изучают. Этот статус Березинский заповедник одним из первых в мире получил в 1979 году благодаря нетронутости, естественности природы. Он был организован в 1925 году для защиты и воспроизводства почти истреблённого к тому времени речного бобра.

Учитель. Березинский заповедник - уникальнейшая природная зона в 100 км севернее Минска на территории Витебской области, (показ на карте)

Какой заповедник был организован на территории Беларуси первым? Почему он называется биосферным ?

5.3. Работа по учебнику

Прочитайте текст учебника на с.74 (2,3 абзацы) и расскажите, как изменилась природа Березинскош заповедника ?

Каких зверей можно встретить в Березинском заповеднике? Почему охрана природы в Березинском заповеднике имеет всемирное значение ?

5.4. Беседа

Вопросы к экспертам.

Сколько национальных парков в Беларуси ?



    1. уч. В Беларуси сейчас 4 национальных парка и более пятисот заказников. В 1991 году на базе государственного заповедно-охотничьего хозяйства создай национальный парк «Беловежская пуща», в 1995 году - национальный парк «Браславские озёра», в 1996 году Припятский заповедник преобразован в национальный парк «Припятский», в 1999 году создан национальный парк «Нарочанский». А ещё у нас охраняется более тысячи памятников природы - это вековые деревья, огромные валуны (камни), небольшие уникальные участки местности, озёра. , болотца, малые реки, старинные каналы, родники.

Какой национальный парк самый большой ?

    1. уч. Самый большой национальный парк Беларуси - Беловежская пуща. Она занесена в список памятников природы мира. В пуще самая большая площадь лесов в Европе, которые сохранились в естественном состоянии» Его территория разделена государственной границей на две части - белорусскую и польскую.

Показ на карте.

Рассказы детей о Беловежской пуще

Кто из вас был в Беловежской пуще? Расскажите, что вам больше всего запомнилось ?



5.5. Работа по учебнику. Чтение-сканирование текста.

Обобщение.

Давайте вместе перечислим особенности национального парка «Беловежская пуща» :



  • занесена в список памятников природы мира;

  • самая большая площадь лесов в Европе, которые сохранились в

  • естественном состоянии;

  • здесь растут многовековые сосны, ели, дубы;

  • встречается много редких растений, животных;

  • в пуще работает много учёных;

  • есть музей природы;

  • построена резиденция Деда Мороза и др.

6.0. Сообщения экспертов.

4 уч. Для сохранения неповторимой природы Белорусского Полесья вдоль правого берега реки Припять создан Припятский национальный парк . Основное богатство парка составляют леса, а в средней полосе крупнейший в Европе массив переходных и верховых болот. Там произрастает большое количество редких и охраняемых растений. Например, колокольчик сибирский, лилия кудреватая. Необыкновенно хороши полесские дубравы. Разнообразная лесная, болотная и луговая растительность Припятского парка создаёт благоприятные условия для жизни богатого животного мира. Здесь встречается 256 видов птиц, что составляет % части всех видов птиц Беларуси, Из общего числа видов пернатых занесённых в Красную книгу Беларуси - 65 встречается здесь. Именно поэтому национальный парк Припятский имеет международный статус ключевой орнитологической территории.

5уч. К северо-западу от озера Нарочь расположен крупный лесной массив. Многочисленные живописные озёра, спрятанные в глубине лесов, отличаются необыкновенной чистотой воды. Большинство из них имеют повышенное содержание солей в воде, может, поэтому их называют голубыми.

Природа лесного массива богата и разнообразна. Стройные сосны чередуются с могучими тёмными елями, дубы с осинками и берёзами. Везде встречаются следы зайцев, диких коз, лосей, растёт количество благородных оленей.

Своеобразное сочетание ландшафтов, естественной растительности и водоёмов, их высокие эстетические свойства, комфортные климатические условия оказывают самое благоприятное воздействие на самочувствие, настроение человека. Здесь создано большое количество санаториев и баз отдыха.

6уч. Национальный парк «Браславские озёра» расположен на северо- западе Беларуси. Это одна из красивейших озёрных систем, название которой дал город Брас лав, находящийся в самом центре группы озёр. Красоту и эстетическую ценность этому краю придают причудливое кружево из более чем 30 озёр, соединённых между собой протоками, а также живописные холмы, покрытые лесом, отделяющие одно озеро от другого, Очень богат растительный мир парка, насчитывающий свыше 800 видов растений, из них около 20 редких и исчезающих.

В этих озёрах обитает 30 видов рыб, среди которых угорь, имеющий промысловое значение. Типичные обитатели парка: лось, кабан, косуля, лесная куница, выдра, норка, встречаются барсуки, рыси, бурые медведи, занесённые в Красную книгу. Среди водоплавающих птиц выделяется лебедь-шипун. Эта красивая птица ещё недавно была практически полностью вытеснена человеком, а сейчас заселила Браславские озёра.

7. Закрепление

7.1. С какой целью создаются заповедники, национальные парки?

Чем заповедники отличаются от национальных парков?

Можно ли заповедники, национальные парки назвать природным сообществом?

7.2. Вопросы для самых внимательных.

Какую из групп мы могли бы отправить в Березинский заповедник, в Беловежскую пущу, в Припятский национальный парк? А группа «Лебеди» является важной составляющей какого парка? Какое животное можно назвать символом Полесского радиационно-экологического заповедника?



    1. Цифровой диктант

Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какие понятия были основными, главными?

Вариант 1 Вариант 2

ЧЕЛОВЕК И МИР 1

Учитель: Готовчиц Т.А. 1

Найдите лишнее, подчеркните и объясните свой выбор. 3

Дополните пищевую цепь и укажите, к какому природному сообществу она относится. 3



По описанию узнайте растение или животное, и укажите, к какому природному сообществу относится. 3



    1. Запишите свой вариант и укажите цифру, соответствующую варианту ответа.

      1. Самый старейший и единственный в Беларуси биосферный заповедник.

      2. Территория, которая выделяется не только для охраны природных сообществ, но и используется для туризма и отдыха»

      3. Этот парк является мировым памятником природы, самым большим

    2. в Беларуси,

      1. Сохранение мест проживания животных, занесение растений и животных в Красную книгу, охрана окружающей среды, выполнение правил поведения в природе - это .......... .

      2. Этот парк был создан на юге Беларуси с целью сохранения уникальной природы Белорусского Полесья.

      3. Территория, на которой вся природа сохраняется в естественном состоянии, где запрещена любая хозяйственная деятельность: охота, рубка леса, сбор грибов и ягод.

    3. Сверка ответов с образцами на доске. Вариант 1: 3, 2, 4, 6, 5, 1. Вариант 2 : 4, 5, 3, 1, 2, 6. Выставление отметок,

    4. 7.4. Домашнее задание

    5. С.74-76, ответы на вопросы. Сообщение об одном из заповедников или национальных парков.



    6. 8. Рефлексия. Цветовая