Тема эксперимента - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема эксперимента - страница №1/1



МОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1»
Тема эксперимента:

Предметно – интеллектуальные олимпиады младших школьников Вилюйского региона


Автор эксперимента:

Творческая группа учителей МОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1»


Актуальность темы:

Актуальность исследования определяется зависимостью образовательного процесса от условий развития личности.

В настоящее время школа занята тем, что готовит выпускника начального звена, обладающего определенной суммой знаний, соответствующего государственным стандартам. В то же время за углом зрения остаются такие моменты, как формирование навыков самостоятельно приобретать знания, социализация личности ребенка, его конкурентноспособность, его индивидуальные способности и таланты.

Если школа не хочет оказаться тормозом в развитии общества, то она должна жить и работать по нормам не сегодняшнего дня, а по законам и идеалам будущего. Обучение должно обеспечить воспитание личности учащихся, характеризуемой как творчески активной, социально зрелой, культурной и высоконравственной.

В этом аспекте основными недостатками существующей системы начального образования являются:


  • автономность воспитательного, развивающего и учебного процессов;

  • слабость мотивационных основ учебно-воспитательного процесса и, как следствие, отсутствие интереса к учебе;

  • слабая адаптивность учащихся в обществе;

  • отсутствие учета психологических особенностей познавательных процессов младших школьников);

  • отсутствие учета влияния физического состояния учащихся на восприятие учебного материала.

Декларация прав ребенка, Законы об образовании РФ и РС (Я), основные принципы Стратегии модернизации образования РС (Я), инструктивные документы министерства образования, анализ состояния образовательной системы свидетельствуют о том, что назрела необходимость пересмотра позиций в решении настоящей проблемы и разработки организационно-педагогических основ проведения предметно-интеллектуальных олимпиад младших школьников Вилюйского региона.
Идея эксперимента:

Основная идея проекта - раннее выявление и поддержка одаренных и способных детей.

Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельностному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является олимпиада, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой и т.д.

Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.

Олимпиада дает хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры. Наряду с этим, олимпиада является неформальным срезом уровня и качества школьного обучения. Итоги олимпиады дают обширный материал для работы психологической и методической служб. Ну и, наконец, олимпиада является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

На протяжении 30 лет в Вилюйском районе по инициативе преподавателя Вилюйского педагогического колледжа Аммосовой Татьяны Прокопьевны проводится математическая олимпиада младших школьников. А в последние годы проводятся олимпиады по русскому, якутскому и английскому языкам. Накоплен достаточный опыт, с которым можно поделиться с коллегами из других районов Вилюйского региона и республики в целом.

В данное время олимпиады для младших школьников проводятся на уровне класса, школы, района. Затем идет разрыв, нет региональных и республиканских олимпиад, зато сразу идут всероссийские и международные олимпиады. Идея нашего проекта состоит в том, чтобы ликвидировать вот этот разрыв, обеспечить последовательность и преемственность в проведении олимпиад. При этом развивать не только предметную сторону, но и большое внимание уделить интеллектуальному развитию младших школьников.

Многоступенчатость, последовательность,

системность, научность, доступность – наши принципы



















Направления

Предметные

Интеллектуальные

- математика

- марафоны

- русский язык

- викторины

- якутский язык

- брейн-ринги

- английский язык

Матбои и т.д.


Формы проведения

виртуальная заочная очная


Участие


личное командное



Отличие региональной олимпиады от традиционной – многоуровневость.
















Творческая

группа



Вилюйский В-Вилюйский Нюрбинский Сунтарский








































Объект эксперимента:

Процесс организации, подготовки и проведения региональной предметно-интеллектуальной олимпиады младших школьников Вилюйского региона.



Предмет эксперимента:

Индивидуальный личностный рост младшего школьника в условиях подготовки и участия в предметно-интеллектуальных олимпиадах.



Цель эксперимента:

Создание оптимальных педагогических условий для организации, подготовки и проведения региональной предметно-интеллектуальной олимпиады младших школьников Вилюйского региона.



Гипотеза: предметно – интеллектуальные олимпиады младших школьников Вилюйского региона будут успешно проводиться, если

  • будет создана творческая группа учителей начальных классов, координирующая данный проект;

  • все направления деятельности по проекту будут разрабатываться с учетом индивидуальных, психолого-педагогических и возрастных особенностей младших школьников;

  • данная система работы является открытой для учащихся, родителей и общественности.



Задачи:

- изучение опыта работы учителей начальных классов Вилюйского региона по организации и проведению предметных олимпиад;

- разработка механизмов осуществления данного проекта, модели проведения предметно-интеллектуальных олимпиад, оптимально сочетающую научность и доступность предлагаемого материала возрастным особенностям младших школьников;

- разработка и апробация индивидуальных программ подготовки младших школьников к предметно-интеллектуальным олимпиадам



Критерии оценки ожидаемых результатов:

- повышение учебной мотивации, интереса к изучаемым предметам;

- раннее выявление одаренности, способности и склонности к отдельным предметам;

- социализация младших школьников, воспитание в них патриотических чувств.



Сроки эксперимента:

С 2007 г. по 2010 г.


Этапы эксперимента:

I этап - подготовительный этап (2007-2008 гг.).



  • анализ сложившейся ситуации по данной проблеме в Вилюйском регионе;

  • налаживание связей с другими учреждениями - участниками реализации данного проекта;

  • выявление запросов предполагаемых участников совместной опытно-экспериментальной работы;

  • определение организационно-педагогических условий индивидуализации подготовки учащихся к предметно-интеллектуальным олимпиадам;

  • разработка и апробация модели сетевого взаимодействия между участниками проекта;

  • создание творческой группы, заключение договора с ФМФ «Ленский край», обществом «Дьо5ур», улусными гимназиями и лицеями;

  • подготовка документации, разработка Положений о творческой группе, о предметно - интеллектуальных олимпиадах младших школьников Вилюйского региона;

  • разработка плана действий по реализации проекта;

  • определение задач эксперимента на следующем этапе.

.

II этап – основной (2008-2010 гг.):



  • собственно опытно-экспериментальная работа;

  • мониторинг результатов олимпиад;

  • разработка и апробация индивидуальных программ подготовки младших школьников к предметно-интеллектуальным олимпиадам;

  • промежуточный отчет.

III этап – заключительный (2010 г.):



  • обработка результатов опытно-экспериментальной работы;

  • отчет на Экспертном Совете;

  • разработка методических рекомендаций по организации предметно-интеллектуальных олимпиад младших школьников.


Прогноз возможных негативных последствий:

Эксперимент может привести к следующим негативным последствиям:



  • психологическая и физическая перенагрузка учащихся;

  • неадекватность самооценки и реального уровня развития учащихся.


Способы коррекции, компенсации негативных последствий:

  • психолого - педагогическое сопровождение каждого учащегося – участника проекта.

Форма представления результатов эксперимента для массовой практики:



  • отчет;

  • методические рекомендации по организации предметно-интеллектуальных олимпиад младших школьников.

Научно-методическая обеспеченность эксперимента:


Важное значение для решения проблемы имеют труды:

  • Д. Б. Эльконина, А. З. Зак, В. А. Крутецкий (психическое развитие младших школьников);

  • М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, А.Н.Леонтьева, (деятельность и развитие личности);

  • И.А.Зимней, Ю.А.Сорокина, С.В.Лурье, А.П.Оконешниковой (этнопсихологические особенности развития личности);


  • Русанова В. Н., Левитас Г., Фаркова А. В., Амосовой Т. П., Грызловой М. Л., Пупышевой О. Н., Орг А.О. (организация и проведение предметных олимпиад младших школьников).





izumzum.ru