Т. С. Сулейменов Формирование многопартийности в странах Восточной Европы - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Понимание Восточной Европы dgo. Границы Восточной Европы и состав... 1 57.52kb.
Реферат на тему:«Формирование многопартийности в Украине» 1 62kb.
Федерализм является многообразным и сложным явлением. Его основой... 1 128.83kb.
19. Монархическая форма правления в странах Европы 1 83.35kb.
Архивы Центральной и Восточной Европы 31 2125.94kb.
Битва под Полтавой между русской и шведской армиями состоялась 27... 1 287.2kb.
Миграционная политика в странах Западной Европы 1 393.92kb.
«Проблемы школьного образования в России и странах Европы» 30 сентября... 1 89.13kb.
Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования 1 96.32kb.
Имя Олжаса Сулейменова всегда ассоциируется с лучшими образцами поэзии. 1 171.79kb.
"Эстетика" 1 14.83kb.
Shopping and entertainment. Торговые центры не выживут без развлекательного... 1 143.72kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Т. С. Сулейменов Формирование многопартийности в странах Восточной Европы - страница №1/1

Т.С. Сулейменов

Формирование многопартийности в странах

Восточной Европы

In countries of Eastern Europe multi-party system formation has begun since 1989. Multiparty

system became the important political factor in these countries. That fact testifies to

it that the generated institutes of a civil society, such as political parties, associations, civil

movements became high-grade participants of social processes in countries of Eastern Europe.

В ходе формирования гражданского общества в странах Восточной Европы в начале

90-х годов XX века важным политическим фактором стала многопартийность. Именно

отказ правительств восточноевропейских стран от монопартийности, а в некоторых

государствах и запрет деятельности коммунистической партии, способствовал тому, что

в восточноевропейском социуме активно стали появляться новые партии.

Созданные партии выражали интересы разных слоев населения (например, были

созданы партия крестьян, партия учителей и т.д.), защищали либерально-демократические,

христианские, католико-либеральные, консервативные и республиканские идеи. Более

того были созданы специальные партии для защиты интересов животных, решения

экологических проблем, поддержки и реализации прав национальных меньшинств

и пр. Таким образом, с одной стороны многочисленность партий помогала каждому

гражданину найти «свою» партию, которая бы отстаивала или выражала его интересы.

С другой стороны, пестрая политическая дифференциация общества усложняла процесс

национальной идентификации, на определенном этапе привела к разобщенности и

поляризации Восточной Европы.

Становление многопартийной системы в Восточной Европе активно начинается

уже в процессе революций 1989 года. Наиболее подготовленными к демократизации

политической жизни оказались Венгрия и Чехословакия. В Венгрии одними из первых

оппозиционных организаций были созданы Венгерский демократический форум (далее

- ВДФ) и Союз свободных демократов (далее - СС Д). По состоянию на октябрь 1989 года

в Венгрии было зарегистрировано около 50 оппозиционных партий [1].

Типичная для Восточной Европы борьба между премьером v президентом в

Венгрии быстро привела к превращению СС Д из возможного союзника на главного

конкурента ВДФ. На протяжении 1990-х годов CCLQI значительно усилил свое влияние

на политическую жизнь Венгрии Социальной базой партии стали, преимущественно,

горожане предприниматели, интеллигенция, молодежь, частично рабочие [2] .

Венгрия дошла до экономной партийной конфигурации, что характерно развитым

западноевропейским странам. Простой венгерский гражданин намного меньше

интересуется политической жизнью своей страны чем в соседних странах. Именно этот

аспект выступает важным признаком политической стабильности страны.

В течение 1990-х годов по похожему сценарию развивались события в Чехословакии,

но со временем вследствие частых политических скандалов, события приобрели

драматичный характер. На момент победы «бархатной революции» в Чехословакии было

зарегистрировано 46 политических партий, среди них такие партии как Гражданский

форум (далее - ГФ), Христианско-демократическая уния (далее - ХДУ), Словацкая

национальная партия, Партия зеленых, Чехословацкая социал-демократическая партия

(далее - ЧСДП), Социалистическая партия, Коммунистическая партия [3].

206

Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы

ГФ победил на выборах в чехословацкий парламент. Лидером ГФ был Вацлав

Гавел, он защищал идеи гражданского общества, в котором партии будут играть важную

роль, но не главную. При создании ГФ В. Гавел выдвинул принцип не политического,

а морального противостояния тоталитаризму. Со временем ГФ реструктуризовался в

Гражданско-демократическую партию (далее - ГДП), в 1997 году произошел раскол ГДП,

были созданы такие партии как Союз Свободы, Народно-Христианская партия и пр.

В начале XXI века в Чехии, благодаря усилению сотрудничества Гражданско-

демократического союза и Чешской социал-демократической партии, окончательно

сложился баланс двух сил: правоцентристы и социал-демократы. Таким образом, Чехия,

также как и Венгрия, приблизилась к формированию двухпартийной системы, признанной

наиболее благоприятной для развитых демократических государств.

В Польше процесс создания многопартийной системы происходил намного сложнее

по сравнению с другими странами Восточной Европы. В начале 1990-х годов быстро

увеличивалось количество партий, среди них выделялись партия «Солидарность»,

Демократический Союз (далее - ДС), Либерально-демократический конгресс (далее

- ЛДК), Польская крестьянская партия (далее - ПКП), Конфедерация независимой

Польши (далее - КНП), Партия правой ориентации (далее - ППО) и пр. Можно считать,

что к концу 1997 года формирование партийной системы Республики Польши дошло до

логического финала: партийная система трансформировалась в систему двух сил, правый

блок представлял Союз Свободы и «Солидарность», а левый блок - СДСЛ.

Со временем наиболее инициативные представители Союза Свободы и

«Солидарности» в январе 2001 года создали новую политическую силу Гражданская

платформа (далее - ГП), за короткий промежуток времени она насчитывала 180 тыс.

членов, в своих программах политическая организация ориентировалась на молодежь и

выступала за последовательные либеральные преобразования[4].

Политическая система в Польше в целом состоялась, но определенные колебания

на уровне «фрагментация-интеграция» продолжаются и на сегодняшний день. Их

целью стало развитие и совершенствование партийной системы путем преодоления ее

посткоммунистического характера, повышение доверия населения страны к структурам

власти.

Другие традиции были заложены в ходе политической борьбы в Словакии, Болгарии



и Румынии. Партии имели достаточно запутанные программы и формировались,

скорее, около сильных личностей или по этническим признакам. В начале 1990-х годов

многопартийность в Словакии существовала только формально, «демократическое»

правительство выступило за внедрение авторитарных методов управления. Поэтому

партии с коммунистической ориентацией имели высокий уровень доверия среди

словацких граждан. Эта тенденция сохранилась и к началу XXI века.

Болгарская социалистическая партия (далее - БСП), после свержения Т. Живкова,

сохранила положение влиятельной политической силы. БСП заняла выжидательную

позицию относительно вступления Болгарии в НАТО, поэтому, в отличии от других стран,

Болгария достаточно долго не подавала заявки на членство в Альянсе. БСП настаивала

на том, что первичной целью для Болгарии является членство в ЕС , а уже потом можно

рассмотреть вопрос членства в НАТО.

Среди новых партий Болгарии следует особенно выделить Движение за права и

свободы (далее - ДПС), - партия болгарских этничных турок и мусульман, которая и

сегодня выступает против исламского фундаментализма.

Таким образом, несмотря на определенную демократизацию болгарского общества,

207

1 (74) 2010



левоцентричные партии продолжают играть важную роль в политической жизни страны,

влияют на принятие политических решений и имеют наиболее высокий уровень доверия

в гражданском обществе, чем партии демократического направления, например, Союз

демократических сил.

В середине 1990-х годов в Румынии насчитывалось около 200 политических партий

и объединений. Условно их можно разделить на четыре основных течения: социал-

демократы, христианские демократы, либералы и экологическое движение. Наиболее

влиятельной и организованной политической силой в стране оставались шахтеры Долины

Жиу, которые на протяжении нескольких лет осуществляли регулярные походы на

Бухарест. Влиятельной партией можно назвать только Партию Социальной демократии

Румынии (далее - ПСДР).

Феномен «разгнузданной многопартийности» государств Восточной Европы можно

объяснить только с точки зрения желания новых политических игроков как можно

быстрее воспользоваться демократическими реформами для личной выгоды. Они

создавали партии для себя, что давало возможность войти в большую политику.

Сегодня можно констатировать завершение формирования трёх традиционных

для Запада политических течений в Восточной Европе. К числу наиболее влиятельных

либеральных партий необходимо отнести Гражданскую демократическую партию

(Чехия), Союз свободных демократов (Венгрия), Союз свободы (Польша); социал-

демократическое крыло презентовано Венгерской социалистической партией и Социал-

демократической партией Польши; христианские демократы представлены Польским

национал-христианским объединением.

Кроме этих трех традиционных течений, в регионе следует выделить и четвертую

- аграрную (например, Польская крестьянская партия), которая в политической борьбе

поддерживает переменно то левых, то центристов, сохраняя при этом статус влиятельной

политической силы.

Таким образом, странам Восточной Европы в ходе строительства многопартийной

системы демократического управления характерны следующие тенденции:

во-первых, сохранение власти в руках бывших коммунистов, но которые активно

проводят политические реформы по демократизации общества (Болгария);

во-вторых, формирование новых или модернизация старых авторитарных режимов

при фактически однопартийной системе (Словакия, Румыния);

в-третьих, формирование такой политической ситуации, где происходит постоянная

борьба между многочисленными партиями (Польша);

в-четвертых, такая политическая ситуация, при которой сложился баланс двух сил

взаимодействующих между собой и взаимодополняющих друг друга (Венгрия и Чехия).

Профессор Центрально Европейского Университета Ласло Бруст и его коллеги

провели социологическое исследование в отношении политической активности или,

другими словами, политической вовлеченности граждан стран Восточной Европы в

политический процесс.

В странах Восточной Европы, как констатирует ученый, в середине 1990-х годов

сложилась ситуация, когда большинство политически активного населения ассоциировало

себя с той или иной партией. Например, в Чехии и Словакии около 58% респондентов

указывало на свое членство в определенной политической организации, в Болгарии -

34% респондентов ассоциировали себя с конкретной политической силой, в соседних

Польше и Венгрии - около 20%.

Что касается уровня самоидентификации с политической партией, то ниже всего он

208


Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы

в Польше - 17%, и это несмотря на богатый опыт политической борьбы. Наиболее близко

к правящей партии себя чувствовали 22% населения Венгрии, Болгарии и Румынии и

только 2% населения Польши [5].

В итоге можно сделать вывод, что в большинстве этих стран институты гражданского

общества, такие как политические партии, объединения, гражданские движения сумели

стать серьезными участникам социальных процессов.

Список ЛИТЕ РАТУ РЫ

1. Cipkowski P. Revolution in Eastern Europe. Understanding the collapse of communism in Poland,

Hungary, East Germany, Czechoslovakia, Romania, and Soviet Union. - N.Y. - Chichester - Brisbane

- Toronto - Singapore: John Wiley & Sons, Inc., 1991.-184 p.

2. Махош Ч. Партийная система в посткоммунистической Венгрии (1990-1994) // Вестник МГУ.

Сер. 12. Политические науки. - 1998. - № 1. - С. 92-102.

3. Задорожнюк Э. Социал-демократия в Центральной Европе. - М.: Academia, 2000.-310 с.

4. Жуковский И.И. Трансформация партийной системы Польши в свете вступления страны в

ЕС // www.mezhdunarodnik.ru/magazin/103 .html?print_version=tr

5. Новые демократии Центральной и Восточной Европы: проблемы политической



трансформации // Политическая наука. -2002, №2. -с. 112-113.

Поступила в редакцию 7.11.2009.__