Субъекты рф, их конституционно-правовой статус - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинарское занятие № Тема: Статус парламентария в РФ план 1 77.12kb.
Статья наименование и правовой статус Первомайского сельского поселения 6 1178.06kb.
Крюков виктор федорович правовой статус прокурора в уголовном преследовании 4 687.63kb.
Закон Республики Узбекистан о центральном банке Республики Узбекистан 1 305.84kb.
В последнее время особую актуальность и значимость приобретают исследования... 1 185.38kb.
Закон республики татарстан 1 416.36kb.
Правовой механизм проведения антикоррупционной экспертизы нормативных... 1 158.1kb.
На 2012 2013 учебный год I. Анализ работы за 2011-2012 учебный год 3 1160.35kb.
Новые возможности в предоставлении информации международных организаций... 1 133.93kb.
Законодательный процесс 3 432.19kb.
Правовий статус депутата 1 206.59kb.
В ред. Федеральных законов от 30. 12 1 207.89kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Субъекты рф, их конституционно-правовой статус - страница №1/1



Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус.

Порядок изменения статуса субъектов РФ


Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус
В соответствии с ч.1 ст.5 Конституции РФ1 Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

То есть, в данной статье закрепляется принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации. Все они являются носителями государственной власти и по всем основным характеристикам не отличаются друг от друга.

Пребывание в составе Российской Федерации в качестве ее субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всех субъектов Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными органами, обуславливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированные представительство в Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе.

Согласно. П.2 ст.5 Конституции РФ, республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

А, как указано в п.2 ст.11 Конституции РФ, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, что предполагает множественность моделей и форм государственных органов и обеспечивает самостоятельность субъектов Российской Федерации. При этом принципы формирования федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации едины и основаны на требованиях ч.3 ст.5 Конституции РФ.

Перечень субъектов Российской Федерации установлен ст.65 Конституции РФ, при этом все субъекты перечислены в алфавитном порядке, что подчеркивает равноправие всех субъектов. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг другу.

Данной статьей Конституция РФ закрепляет своего рода шесть «видов» (родов) субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область.

Как следует из ст.66 Конституции РФ, этой статьей закреплены основные положения, касающиеся статуса субъекта, то есть его правового положения.

Так, согласно п.1 статьи, статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом соответствующего субъекта РФ, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме этого, по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области (автономного округа) может быть принят федеральный закон об автономной области (автономном округе).

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Таким образом, все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти. Каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус.

Республики – это государства в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся: конституция республики, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом; территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия; республиканское гражданство; государственный язык; собственные символы государства2.

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – это государственные образования в составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации.

Автономии образованы по национально-территориальному принципу, остальные субъекты – по территориальному.

Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения.

Статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта, который принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

Конституция предусмотрела также возможность регламентации статуса автономной области и автономных округов путем принятия соответствующего федерального закона об автономной области, автономном округе. Такие законы могут быть приняты в отношении каждого из этих субъектов по представлению их законодательных и исполнительных органов.

В ч.1 ст.67 Конституции РФ закреплены понятия территории Российской Федерации и территории субъектов Федерации, при этом территорию Российской Федерации составляют территории субъектов Федерации. Однако Федерация не вправе по своему усмотрению менять границы ее субъектов: границы между ними могут быть изменения только с их согласия.

Статусом государственного языка в Российской Федерации, согласно ст.68 Конституции РФ, обладает русский язык. То есть, он используется во всех сферах государственной и общественной жизни.

Однако в ч.2 ст.68 Конституции РФ закреплено также право республик на установление своих государственных языков. Каждая республика вправе определить, какой язык или какие языки являются в ней государственными, какие меры предусматриваются для защиты национального языка, в каких сферах жизни он может использоваться.

В соответствии со ст.73 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Таким образом, Конституция РФ не предусматривает исключительную компетенцию субъектов РФ, поскольку компетенция каждого субъекта определена по остаточному принципу.

Как следует из ст.76 Конституции РФ, субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные акты по вопросам совместной компетенции, но обязаны при этом руководствоваться общими нормативными основами, устанавливаемыми федеральными законами. В случае противоречия между федеральным законом и любым актом, изданным субъектом Федерации по вопросам ст.72 Конституции, действует федеральный закон.

Ч.4 ст.76 Конституции РФ говорит о компетенции, которая может быть исключительной компетенцией субъектов РФ: это вопросы, которые находятся вне пределов ведения Федерации, совместного ведения Федерации и ее субъектов. По этим вопросам субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, то есть принимают законы и иные нормативные акты независимо от федерального законодательства.

Они решают их по своему усмотрению, и единственным ограничением здесь, как отмечается Е.Ю.Бархатова, «является универсальное требование соблюдения прав и свобод человека и гражданина»3.

Конституция РФ передает решение вопросов в сфере организации системы органов государственной власти на полное усмотрение самих субъектов, ограничивая их инициативу требованием соответствия системы их органов государственной власти основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законодательством.

То есть, такие основы конституционного строя, как республиканская форма правления, верховенство права и закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, имеют определяющее значение для организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Таким образом, конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами.

1) В соответствии со ст.5 Конституции РФ каждая республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство.

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

2) Каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации.

Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию.

3) Субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти.

Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст.77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Кроме этого, каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации4.

Субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

- республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности5;

- края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.

Так, определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч.2 ст.70 Конституции РФ является столицей Российской Федерации.

Статус столицы выражается в размещении на территории г.Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств;

- автономная область, автономные округа. Автономные образования созданы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка.

В соответствии с ч.3 ст.66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение в их состав края или области. Так, в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области – Усть-Ордынский Бурятский округ, Архангельской области – Ненецкий округ, и т.п.



Порядок изменения статуса субъектов РФ
Согласно ч.5 ст.66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть, регулирование изменения статуса субъекта Федерации должно осуществляться на основе федерального конституционного закона. Самостоятельно субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус.

Этот пункт Конституции очень важен, так как со стороны отдельных субъектов проявляются негативные тенденции, выражающиеся в стремлении к обособлению и самостоятельному изменению своего статуса.

В частности, в особые отношения с Россией пыталась поставить себя Чеченская Республика, заявляя о своей независимости от России. Подобные тенденции направлены на разрушение территориального единства Российской Федерации.

В то же время, до сих пар такой федеральный закон – Об изменении статуса субъекта РФ, не принят, что вызывает серьезные дискуссии среди ученых и практиков.

Как видится, в этом акте необходимо сформулировать основания для постановки вопроса об изменении субъектом Федерации своего статуса и процедуру рассмотрения соответствующих вопросов. В нем должны предусматриваться: обязательное предварительное решение данного вопроса субъектом Федерации; возможность проведения регионального консультативного референдума; порядок рассмотрения в федеральном парламенте; способы разрешения разногласий и порядок обжалования в Конституционный Суд РФ в случае отказа в положительном решении вопроса.

А пока что, как отмечено выше, имеются различные дискуссии по поводу вопроса об изменении статуса субъекта РФ.

Так, А.В.Усс6 отмечает, что, исходя из понимания ч.5 ст.66 Конституции РФ, предполагается различие в статусах субъектов РФ, иначе какой смысл менять имеющиеся статусы? Однако федеральный конституционный закон, регламентирующий процедуру изменения статуса субъекта РФ, пока не принят, и перспективы его принятия в ближайшем будущем представляются весьма неопределенными.

То есть, проблема изменения статуса субъекта РФ может быть подвергнута лишь доктринальному толкованию.

Юридическими признаками, по которым можно дифференцировать статусы субъектов различных видов, являются следующие.

Прежде всего, это определяющие нормативно-правовые акты. Так, в соответствии со ст.66 Конституции, статус республики определяется как Конституцией РФ, так и республиканским учредительным документом (конституцией). Также данный статус определяется Федеративным договором и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и республик.

Таким же образом определяются статусы и других субъектов РФ – краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.

Отличие в том, что указанные субъекты принимают не конституцию (как республики), а уставы. Кроме того, «сложносоставные» субъекты могут иметь договор между автономным округом и краем или областью, в состав которых они входят.

Статус отдельных субъектов (автономных округов и автономной области) может регулироваться специальными федеральными законами: или одним законом об основах взаимоотношений этих субъектов, или отдельными федеральными законами

о каждом автономном округе.

Различия же в наименованиях основных учредительных документов субъектов РФ (конституция или устав), видимо, можно признать формальными. Так как правовые последствия применения этих нормативных актов и их юридическая защита идентичны, для этого достаточно обратиться к нормам как собственно федеральной Конституции (ст.125), так и нескольких федеральных законов.

Провозгласив равноправие субъектов РФ (ст.5) и установив их исчерпывающий перечень (ст.65), Конституция России установила возможность изменения (в широком смысле) их конституционно-правового статуса с использованием следующих правовых форм:

- образование нового субъекта РФ путем соединения существующих субъектов и тем самым упразднение отдельных субъектов РФ (ч.2. ст.65);

- преобразование субъекта РФ без изменения территориальных границ (изменение статуса в смысле ч.5 ст.66).

Правовым основанием для изменения статуса субъекта в узком смысле является ч.5 ст.66 Конституции РФ. Но при этом необходимо в целях исключения коллизий жестко развести процедуры, регламентированные ч.5 ст.66 (изменение статуса субъекта) и ч.2 ст.137 (изменение наименования субъекта) Конституции РФ.

Каждый субъект РФ имеет свое наименование, определенное в ст.5 ст.65 Конституции РФ. В этом есть определенный юридический смысл, и он состоит в том, что в Конституции РФ не может быть другого субъекта с таким же названием.

Из анализа ст.71-73 Конституции следует, что вопросы присвоения и изменения наименования субъекта РФ являются прерогативой органов законодательной власти конкретного региона. Причем ч.2 ст.137 Конституции РФ гласит, что новое наименование (при его изменении) включается в ст.65 Конституции РФ.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» изменение наименования субъектов РФ включается в текст федеральной Конституции в форме указа Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке»7.

В то же время, Конституционный Суд ввел ограничения в рамки выбора наименований: «Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта».

Как видится, Конституционный Суд под указанной обобщающей формулировкой предполагал такие случаи, когда наименование субъекта включает в себя такие определения, как «ассоциированное» или «независимое» государство в составе РФ, либо в названии реализована претензия на поглощение другого субъекта РФ, или ситуации, когда в какой-либо республике устанавливается, например, государственная религия.

Кроме того, под определенные Конституционным Судом правила изменения наименования не подпадают случаи, когда субъект в названии пытается поменять статус в смысле отказа от состояния вхождения автономии в состав иного субъекта РФ (например, автономный округ в названии указывает, что он является непосредственно входящим в состав РФ, либо когда субъект меняет статус посредством изменения своей видовой принадлежности (например, область решает стать республикой).

То есть, Суд подчеркнул, что:

- изменение индивидуального наименования субъекта РФ вводится в Конституцию по упрощенной процедуре и мерами подзаконного нормотворчества – указом Президента;

- изменение наименования субъекта РФ не может повлечь изменения его статуса или статуса России в целом;

- данный указ Президента является формальным, поскольку само решение об изменении наименования принимает компетентный орган субъекта РФ;

- Президент не вправе не подписать данный Указ и обязан его опубликовать при условии отсутствия законных оснований для его неподписания.

Только так следует понимать буквальный смысл ч.2 ст.137 Конституции, так как «упрощенный» порядок изменения полного официального (видового) наименования имел бы место только при наличии следующей формулировки: «В случае изменения наименования субъекта Российской Федерации (а не республики, края, области и пр., как определено в Конституции) новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации».

Так что же понимается под изменением статуса субъекта в смысле ст.66 Конституции?

Одни авторы не представляют, в чем оно может заключаться, другие считают, что изменение статуса возможно, когда субъекты переходят из одного вида в другой или когда меняется их статус в пределах субъектов данного вида, по мнению третьих, изменение статуса охватывает случаи выхода автономного округа из состава края или области8.

То есть, налицо три вероятных модели правовых последствий изменения статуса в смысле ч.5 ст.66 федеральной Конституции: изменение официального наименования субъекта (вида субъекта), выход автономного округа из состава края (области) и получение специального статуса, отличного от определенного в тексте Конституции.

Рассмотрим эти модели.

Так, несомненно, что выход автономного округа из состава края (области) противоречит положениям Конституции РФ. Статья 65 Конституции перечисляет наименования субъектов применительно к их видам, не указывая, что автономные округа входят в состав края (области). Статьей 66 федеральной Конституции определено, что изменение статуса должно произойти лишь по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. Более того, ч.1 ст.137 Конституции предусматривает, что изменения в ст.65 Конституции РФ, определяющую состав субъектов (то есть и их важнейшие конституционные характеристики), могут быть внесены лишь на основании федерального конституционного закона, причем прямо указаны два федеральных конституционных закона: об изменении статуса и о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ. А часть 2 статьи 137, как определил Конституционный Суд РФ в указанном выше постановлении № 15-П, не допускает изменения состава субъектов или изменения их статуса в упрощенном порядке. Кроме того, ст.65 Конституции не содержит ссылок на «вхождение автономных округов» в состав края (области), а значит, вносить в нее изменения в порядке, предусмотренном ч.2 ст.137 Конституции, просто нельзя. В статье же 66 не упоминается возможность изменения состояния «вхождения» в какой-либо правовой форме, что подтверждает вывод о недопустимости изменения состояния вхождения автономных округов в состав края (области) в рамках действующей Конституции России.

Изменение же официального («видового») наименования, безусловно, влечет изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и в силу ч.1 ст.137 Конституции РФ требует принятия соответствующего федерального конституционного закона.

«Если исходить из общепринятого толкования ч.1 ст.137 Конституции, - отмечает А.Н. Лебедев, - то изменение конституционно-правового статуса понимается как переход субъекта РФ из одного «вида» в другой в рамках перечня «видов», приведенных в ч.1 ст.5 и ч.1 ст.65 Конституции, то есть изменения официального названия субъекта РФ»9.

То есть, получается, что имеется завуалированное внутреннее противоречие федеральной Конституции. Возникает вопрос о возможности изменения конституционно-правового статуса единственной автономной области, указанной в ч.1 ст.5 Конституции РФ.

Что произойдет в случае изменения статуса автономной области на статус республики? Тогда в составе Российской Федерации не будет ни одной автономной области, что по смыслу ч.1 ст.5 Конституции РФ юридически невозможно. Следовательно, автономная область не может изменить свое официальное наименование, иначе потребуется изменение главы 1 Конституции РФ (пересмотр Конституции РФ).

В то же время, здесь нет такой уж большой проблемы. Так, ст.5 федеральной Конституции вводит виды субъектов, которые могут существовать в Российской Федерации. И если исчезнет, а точнее, изменит свое видовое наименование реально существующая в единственном числе автономная область, то позднее может появиться другая – б ез изменения главы 1 федеральной Конституции.

А если она не появится, то в этом нет противоречия федеральной Конституции. Поэтому трудно согласиться со столь категоричной логикой утверждений ученого о том, что «официальное наименование субъекта РФ (в части историко-правовой формы) не может быть изменено в рамках действующей Конституции РФ»10.

Следует уточнить, что не могут быть изменены официальные (видовые) наименования всех субъектов РФ, но единичные случаи вполне возможны, но не всегда целесообразны как с точки зрения законодателя, так и юридической доктрины.

Так, если согласиться с тем, что изменение конституционно-правового статуса – это переход из одного вида субъектов в другой, то каковы конкретные правовые последствия такого события?

Можно сразу выдвинуть только три таких крупных новеллы измененной правосубъектности: возможность принятия конституции вместо устава, возникновение государства в смысле ст.5 Конституции РФ и появление собственного государственного языка в том случае, если край, область или автономный округ станут республиками.

Но, с другой стороны, что кардинально изменится в ситуации, когда область будет названа краем, а автономный округ – областью?

Как видится, ничего, если не считать наименования. И все же: как быть с данными «республиканскими привилегиями»? Эти «льготы» не меняют базовых основ статуса субъекта РФ – его учредительной власти, законодательства, прав и обязанностей по отношению к Федерации. Эти три привилегии – исторически преходящее явление, которое в принципе не способно качественно выделить одну группу субъектов из состава иных субъектов РФ. Существенных отличий между конституцией республики и уставами других субъектов РФ фактически нет, так как и конституция, и устав идентичны и по охвату сфер правового регулирования, и по своей юридической силе, и способам правовой охраны.

Очевидно, что наличие термина «государство» является логико-правовой ошибкой авторов текста Конституции РФ, которую они вынуждены были допустить под давлением сильных региональных лобби, поддерживавших сепаратистские настроения. Нигде в мире субъекты федерации не считаются «государствами» в том смысле, как ими являются федерации, для них имеется собственный научный термин – «государственное образование».

Очевидно, что деление на виды субъектов – дань преемственности российского конституционализма, частичное сохранение уникальности советской федеративной модели, основанной на сочетании национального и территориального принципов государственного устройства, при существовании субъектов федерации и несубъектов, и приоритете автономных республик в качестве единственных полноправных субъектов РСФСР.

В отношении такой модификации статуса, как получение особого статуса на основании какого-либо федерального закона или договора, следует отметить, что такой статус изначально не будет соответствовать основам конституционного строя, определенным в Конституции, и в первую очередь ст.5.

Получение специального статуса противоречит магистральной концепции равенства субъектов, содержащейся в конституционном тексте. Выход же автономного округа из состава края (области) также не соответствует конституционным императивам, так как нарушает системное равенство субъектов и собственно сущность уникальной конструкции сложносоставных субъектов РФ.

То есть, очевидно, что в настоящее время не возникла потребность и не появились политико-правовые основания для принятия федерального конституционного закона «Об изменении статуса субъектов Российской Федерации». Это связано с отсутствием дополнительных юридических прав, предоставляемых субъекту в рамках действующей Конституции РФ, с опасностью воссоздания новой модели дифференциации субъектов на какие-либо группы в ущерб принципу равноправия субъектов РФ.

Таблица Субъекты РФ






Субъекты РФ






Республики в составе РФ

Взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе, представительство в Совете Федерации

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа




Признаки государственности

Право законодательной инициативы

Признаки государственности

Конституции республик, республиканское законодательство




Устав края, области, города федерального значения,

автономной области,

автономного округа

Система органов государственной

власти республики




Свое законодательство

Территория республики




Система органов государственной власти

Республиканское гражданство




Территория данного субъекта РФ

Государственный язык







Собственные символы государства







Список источников:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: 2004.


2. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: 2001.
4. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.
5. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие/Отв. ред. академик РАЕН Ю.А.Веденеев. – М.: Юриспруденция, 1999.
6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: 2003.
7. Конституция Российской Федерации: Комментарий/Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. – М.: 1994.
8. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий /Под ред. акад. Б.Н.Топорнина. – М.: 1997.
9. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А.Четвернин. – М.: 1997.
10. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. – М.: 1999.
11. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М.: 1998.
12. Усс А.В. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма//Журнал Российского права. 2004. № 7.



1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: 2004.

2 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – С.98-99.

3 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – С.114.

4 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие/Отв. ред. академик РАЕН Ю.А.Веденеев. – М.: Юриспруденция, 1999. – С.83-84.

5 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М.: 1998. – С.92.

6 Усс А.В. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма//Журнал Российского права. 2004. № 7.

7 Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8 Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий /Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. – М.: 1997. – С.397; Конституция Российской Федерации: Комментарий/Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М.: 1994. – С.321-322; Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А. Четвернин. – М.: 1997. – С.314-315.

9 Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. – М.: 1999. – С.84.

10 Там же.




izumzum.ru