Способы реализации аналитической деятельности учителя в - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Т е м а: мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий... 1 159.6kb.
Книга представляет собой изложение истории аналитической химии в... 1 96.46kb.
9 класс. Литература. Тема: «Своеобразие лирики Сергея Есенина» (... 1 32.47kb.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в... 1 82.15kb.
3. Проектная часть 1 143.12kb.
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине «Аналитическая химия»... 1 321.36kb.
Алтай республиканын башкарузы алтай республиканын тарифле комитеди... 1 50.14kb.
1 Модернизация образования, как фактор развития содержания деятельности... 3 787.39kb.
Организация контрольно оценивающей деятельности учителя 1 71.91kb.
Публичный доклад о результатах образовательной деятельности 5 570.12kb.
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности 1 217.93kb.
«Государственное и муниципальное управление» 1 419.53kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Способы реализации аналитической деятельности учителя в - страница №1/1

Способы реализации аналитической деятельности учителя в

компьютерной системе

Е.О. Васильева

Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск

Научный руководитель: Е.А. Леонова

Проблема создания обучающих систем, а также новых форм и способов представления учебного материала очень актуальна на сегодняшний день и имеет множество различных путей решения благодаря исследованиям и разработкам современных педагогов. Рассматривая вопрос о методах решения данной проблемы, требуется глубокий и всесторонний анализ. В данной статье рассматриваются именно модели представления знаний, как способ реализации аналитической деятельности учителя в компьютерной системе.

Аналитическая деятельность учителя - это единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляются учителем. Аналитическая деятельность дает возможность учителю формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко ее формулировать, развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей.

При анализе учитель должен уметь проводить сравнение, обобщение, классифицировать и выделять главное, существенное. Все эти способности педагога необходимы для качественного отбора учебного материала и успешного учебного процесса в целом. Компьютерные обучающие системы, основанные на моделях представления знаний, являются хорошим подспорьем в аналитической деятельности учителя.

При рассмотрении моделей представления знаний для реализации аналитической деятельности учителя, очень важное место занимает само понятие знание. В учебном пособии Кожевникова Ю.В «Методы разработки компьютерной дидактики и экспертных систем автоматизированного обучения» дается следующее определения понятия знания - знания в общеупотребительном смысле – это, с одной стороны, сведения, осведомленность в какой-либо области, с другой стороны – проверенный практикой результат познания действительности, ее «правильное» отражение в сознании человека. Гаврилова Т.А. в учебнике «Базы знаний интеллектуальных систем» описывает то, что знания – это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.

В настоящее время существуют различные модели представления знаний и благодаря этому многообразию можно выбрать для каждой конкретной задачи именно свою модель, которая наиболее эффективно справится с поставленной проблемой.

Рассмотрим три наиболее часто используемые на сегодняшний день модели представления знаний.

Продукционные модели можно считать наиболее распространенными моделями представления знаний. Продукционная модель – это модель, основанная на правилах, позволяющая представить знание в виде предложений типа:

«ЕСЛИ условие, ТО действие»

Основные достоинства систем, основанных на продукционных моделях, связаны с простотой представления знаний и организации логического вывода. Именно поэтому, использование данной модели для реализации аналитической деятельности учителя вполне целесообразно и удобно в реализации.

Продукционная модель обладает тем недостатком, что при накоплении достаточно большого числа (порядка нескольких сотен) продукций они начинают противоречить друг другу.

Вторая модель, которую мы рассмотрим – это фреймовая модель, которая основана на концепции Марвина Мински (Marvin Minsky) – профессора Массачусетского технологического института, основателя лаборатории искусственного интеллекта, автора ряда фундаментальных работ. Фреймовая модель представляет собой систематизированную психологическую модель памяти человека и его сознания.

Фрейм (англ. frame – рамка, каркас) – структура данных для представления некоторого концептуального объекта. Информация, относящаяся к фрейму, содержится в составляющих его слотах.

Слот (англ. slot – щель, прорезь) может быть терминальным (листом иерархии) или представлять собой фрейм нижнего уровня.

Состав фреймов и слотов в каждой конкретной фреймовой модели может быть разный, однако в рамках одной системы целесообразно единое представление для устранения лишнего усложнения.

В целом фреймовая модель допускает представление всех свойств декларативных и процедурных знаний. Глубина вложенности слотов во фрейме (число уровней) зависит от предметной области и языка, реализующего модель. Данная модель также способна решить задачу аналитической деятельности учителя путем представления предмета деятельности в виде слотов, тем самым структурируя необходимые элементы.

Еще один из наиболее распространенных видов моделей представления знаний – это сетевые модели или семантические сети. В инженерии знаний под понятием семантическая сеть подразумевается граф, отображающий смысл целостного образа. Узлы графа соответствуют понятиям и объектам, а дуги – отношениям между объектами.

Рассмотренные выше модели представления знаний, дают возможность структурировать данные, выделить главное, существенно важное, что непосредственно связано с аналитической деятельностью учителя.

Примером, использования семантических сетей для решения проблемы применения моделей представления знаний, для реализации аналитической деятельности учителя служит разработанный программный продукт, который представляет собой список дидактических единиц и определенных связей между ними.

Просмотреть все дидактические единицы и связи между ними можно после выбора предмета, раздела и темы (Рисунок 1).

Рис. 1. Окно просмотра информации по выбранному предмету, разделу и теме.

В данном окне мы можем увидеть название выбранного нами раздела, темы, а также пронумерованные дидактические единицы и связи между ними, которые, в свою очередь, отображаются с использованием порядковых номеров дидактических единиц.

Данный программный продукт дает возможность отображать условия в виде структурированной модели, в которой отражены все необходимые для решения задачи связи между элементами.



Рис. 3. Построенная семантическая сеть.

Построенная семантическая сеть состоит из узлов с номерами дидактических единиц, список которых представлен справа от построенной сети.

Модель представления знаний в виде семантические сети обеспечивают легкий доступ к знаниям: начиная движение от некоторого понятия по дугам отношений, можно достичь других понятий предметной области.

Решением проблемы представления знаний для реализации аналитической деятельности учителя, именно используя семантические сети наиболее эффективна так как, классифицируя дидактические единицы и устанавливая связи между ними, учителем проводится анализ материала, используемого на уроке и выделение главного. Данное представление помогает наглядно отобразить необходимые условия для подготовки учебного материала и тем самым для осуществления непосредственно самой аналитической деятельности.

Литература:



  1. Гаврилова Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем: учебник/ Гаврилова Т.А. , Хорошевский В.Ф.; - СПб; «Питер», 2000. – 384 с.: ил.

  2. Кожевников Ю.В Методы разработки компьютерной дидактики и экспертных систем автоматизированного обучения: учебное пособие/ Кожевников Ю.В., Медведева С.Н.; под ред. Кожевникова Ю. В., Казань, 1996.-С. 8-13.

  3. Могилев А. В. Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов/ А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; под ред. Е. К. Хеннера. – 3-е изд.,перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 848 с.

  4. Москаленко Ю. С. Представление и обработка знаний в обучающих системах [Электронный ресурс]: пособие для студентов. 2008. – http://library.fentu.ru/book/iriet/122/html/intro.html



izumzum.ru