Современная экономика США и ее проблемы - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Темы: Неформальная экономика. Социальная стратификация. Для всех 1 30.15kb.
Программа дисциплины «Экономика и политика сша» для направления 080100. 7 753.51kb.
«Open world» открывает Америку 1 26.89kb.
Курсовая работа по дисциплине «Деньги, Кредит, Банки» 4 439.31kb.
Демчук А. Л. Канада: новые механизмы борьбы с коррупцией / А. 1 31.2kb.
Агарков Г. А. Бизнес и государство: актуальные проблемы взаимодействия... 1 51.01kb.
Программа дисциплины «Экономика и управление в здравоохранении» 1 197.78kb.
Современная концепция управления инновационными процессами базируется... 1 199.17kb.
Сша и канада: история, политика, экономика, культура, международные... 1 90.07kb.
Литература Скандинавии и Финляндии Методика преподавания русского... 1 27.08kb.
Экономика великобритании 1 23.19kb.
Поясніть різницю між можливим, планованим та фактичним виробітком... 1 218.17kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Современная экономика США и ее проблемы - страница №1/1




Современная экономика США и ее проблемы

Современная экономика США и ее проблемыУже в начале 20 века США выделились как самая мощная в политическом иэкономическом плане страна. После второй мировой войны к этому добавилось ивоенное доминирование. С распадом СССР, США остались единственнойсверхдержавой. И, несмотря на то что экономическая составляющая ихлидерства уже не столь внушительна как прежде, на пороге нового тысячелетияамериканская экономика является главной стабилизатором и локомотивоммировой экономики. Общая характеристика экономики СШАНа всем протяжении американской истории социально-экономическому развитиюстраны способствовали благоприятный географические и природные факторы,такие как- обширная территория, допускающая постоянную экспансию населения иэкономики- преобладание умеренных зон, благоприятных для сельского хозяйства,богатство ресурсов, полезных ископаемых- наименьшее среди великих держав, зависимость от импорта сырья, особеннонефти- свободный доступ к двум незамерзающим океанам- отсутствие соседей, способных серьезно угрожать безопасности интересамСША Положительное влияние имело также большее, чем у других развитых странсоциально-политическая стабильность США. Почти полтора века в этой странене было революций, переворотов, неконституционной смены власти, массовыхволнений, сопровождавшихся насилием. В настоящее время США является ведущей страной в мировом хозяйстве, однимиз крупнейших по территории, населению государством мира. Они занимаюттерриторию площадью около 9.3 млн. кв. км. на которой проживает более 265млн. человек или 1.7% населения мира. По масштабам хозяйства США значительно опережают любую другую промышленноразвитую с рану. Один лишь федеральный бюджет страны превосходит размерыВВП всех государств мира, кроме Японии и германии. Огромен, ас следовательно, и чрезвычайно привлекателен для производителейи инвесторов американский внутренний рынок. Он поглощает примерно 90% всегообъема внутреннего производства и, кроме того, значительную частьпродукции, которая создается в других странах, в том числе и развивающихся. По масштабам хозяйства США значительно опережают любую другую промывшленноразвитую страну. Один лишь федеральный бюджет страны превосходит размерыВВП всех государств мира, кроме Японии и Германии.Огромен, а следовательно и чрезвычайно привлекателен для производителей иинвесторов американский внутренний рынок. Он поглощает примерно 90% всегообъема внутреннего производства и ,кроме того, значительную частьпродукции, которая создается в других странах, в том числк и развивающихся.Только промышленность США потребляет около 1/3 сырья, добываемого в мире, атакже имеет самый емкий рынок машин и оборудования, на долю которогоприходится свыше 40 % реализуемой в развитых странах продукциимашиностроения. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире.Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовуютехнику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, вэкспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новей2шие разработки. Всеэто зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки итехники. Страна расходует огромные средства на НИОКР (до 40% мировых затрат, 162млрд. Долл. В 1992 г.). Ежегодные ассигнования на эти цели превышаютподобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятых. Великатакже доля СШа в общем объеме экспорта наукоемкой продукции в современноммире, которая составляет не менее 20%. Прочные позиции на мировых рынках занимают американские ТНК, заграничныепредприятия которых обеспечивают производство товаров и услуг в объемепримерно 3 трлн. долл. В год (почти 40% ВНП США). Они оказывают огромноевлияние на экономику стран, где эти предприятия работают. Некоторыеисследователи даже считают, что сегодня существуют 2 американскиеэкономики: одна- на территории США, другая- в иных странах. Объем производства ВНП США достигает более 7 трлн. Долл. В год. Ходэкономических процессов здесь является одним из главных генераторовразвития всей мировой экономики. Деловая активность в США служит своегорода барометром для мировой экономики, реально влияет на движении цикла иход экономического развития в других странах, на структуру мировойторговли. Хотя США уступают некоторым странам(Швейцарии, Японии, Швеции) попоказателю ВВП на душу населения, в целом по уровню жизни они превосходятбольшинство развитых стран. На это к примеру указываете тот факт, что наединицу стандартной продовольственной корзины в 1993, житель большогогорода США должен был работать в среднем 2,4 часа (против 4.6 для жителяТокио, 5.2 – Парижа, 3.5 – Лондона, 4.4- Рима). Душевое потребление говядины и мяса птицы в США больше чем во всех другихразвитых странах. Несколько выше показатели обеспеченности жильем, владениеавтомобилями и некоторыми хозяйственными приборами (хотя эти различия неслишком велики). Достаточно высоки также показатели образованностиамериканского населения. Так доля мужчин старше 215 лет, имеющих высшееобразование (4-х летний колледж и более высокое образование), возросла с10% в 1960 году до 26% в 1995 году, женщин – с 6% до 20%. Значительные успехи достигнуты в сфере охраны окружающей среды. Подвлиянием жесткого законодательства и при многообразном участии государстварасходы на эти цели в реальном исчислении возросли с 1972 по 1997 г. болеечем на 10% и достигли 2% ВВП, что равно половине военных расходов. Несмотря на все вышеупомянутое для США характерен ряд серьезных, преждевсего социально-политических проблем. Во- первых, при исчезновении главного стратегического противника иотступление угрозы глобальной войны, сохраняется пасность локальных войни терроризма. Во-вторых, несмотря на известные достижения, смягчение расовой проблемы,ее осторота велика, особенно потому, что расовые различия, в большой мересовпадают с различиями в экономическом и социальном статусе. В-третьих, преступность и число заключенных в США (по отношению к общейчисленности населения) на порядок выше, чем в других развитых государствах,таких как например, Япония или Скандинавские страны. Серьезную нагрузку набюджет оказывают также наркотики и СПИД, которые представляют для США болеесерьезную проблему чем для других развитых странах. В-четвертых, сохраняется опасность глубокого экономического кризиса (хотяеще одна Великая депрессия вряд ли возможна), поскольку устойчивостифинансовой сферы, существенно больше связанной с мировым рынком, чем в 30-егоды, не гарантированы. В-пятых, США имеет тенденцию жить не посредства, что проявляется в низкийнорме личных сбережений при высокой кредитной задолженности населения,дефицитности (до самого недавнего времени) государственного бюджета, впассивном сальдо торгового и текущего платежного баланса. Наконец, в –шестых, разрастание социальных программ постепенно приводит кобразованию устойчивого общественного строя, живущего за счетгосударственных пособий разного рода, что повышает социальное напряжения вобществе, ибо главном плательщиком налогов по-прежнему является среднийкласс. Экономика США 1970-1980 гг. и экономическая программа Р. РейганаВ послевоенный период можно выделить следующие периоды развития,отличающиеся характером применяемых технологий, целями государственногорегулирования экономики и положением США в мировом хозяйстве. Первый период – время после второй мировой войны до конца 50-х годов.Основное его содержание – переориентация экономики США на гражданскиенужды, восстановление и расширение потребительского спроса, развертываниепрограмм антикризисного государственного регулирования. На международнойарене США обладали абсолютными экономическим превосходством и всемирносодействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла,активно наращивая вывоз ссудного и предпринимательского капитала в этистраны. Второй период начался с кризиса 1957-1958 гг. и завершился кризисом 1973-1975 гг. Для него характерны расширение поточного производства,ориентированного на выпуск стандартной продукции для массового потребителя,а также бурное развитие НТП в этом направлении. В государственномрегулировании экономики господствовали представители кейнсианства.Произошли крупные перемены в позиции США в мировом хозяйстве страныЗападной Европы и Японии становиться активным конкурентами для США нетолько на мировых рынках, но и на собственном, внутреннем США. Кроме того,наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валютприобретают(хотя и в скромной мере) немецкая марка, японская иена и ряддругих валют. На протяжении 70-80-х годов динамика многих важных показателей,характеризующих международные экономические позиции США, былаотрицательной. Доля США в совокупном ВВП стран- членов ОЭСР упала с 42.3% в1961 до 38.7% в1984: доля в промышленном производстве развитых странпонизилась с 39.5% в 1960г. до 36.7% в 1983г.; в мировом экспорте _сократилась с 18.2% в 1960г. до 12.4% в 1980г. В 1985 г. из крупнейшего кредитора США превратились в “страну-должника”,когда дефицит платежного баланса за 1984г. почти вчетверо превысил уровеньчистых активов. Замедление темпов экономического роста в стране привело ктому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения здесь был ниже, чем вФРГ, Англии и Франции, и лишь на 15% превышал японский. Относительное ослабление экономических позиций США в тот периодобусловлено действием ряда факторов. Первый фактор – низкий уровень номынакопления капитала внутри страны по сравнению с ее конкурентами, чтообусловило медленное обновление основного капитала и снижение темпов ростапроизводительности труда. Другой важный фактор – сокращение “технологического разрыва” между США иконкурентами, наблюдавшееся в 60-70-е годы, а в некоторых областяхпродолжавшееся и в 80-х годах. Хотя США по абсолютным размерам затрат в середине 80-х годов все ещенаправляли на НИОКР больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония вместевзятые, однако их доля в ощей сумме расходов крупнейших стран – членов ОЭСРпродолжала сокращаться (с 70% в 1969г. до менее 50% в 80-х годах). Насокращение “технологического разрыва” указывало и сближение США с другимиразвитыми странами по числу научных работников, а также по изменениям всфере патентования новой техники и технологии. Наконец, фактором ухудшения экономических позиций США послужило ихдлительное отставание от других развитых стран по темпам ростапроизводительности труда. В 1960-1982 гг. ее среднегодовые темпы вобрабатывающей промышленности были в 3.5 раза ниже, чем в Японии, и вдвоениже чем в ФРГ, во Франции, в Италии и Голландии. Третий период начался с конца 70-х годов. Рост мировых цен на сырьеподоткнул экономику страны к переходу на новые технологии, в результатечего ее экономическое развитие стало в большой мере ориентироваться намировую экономическую систему. Существенно возросла роль денежной политикив регулировании экономики. В 80-е годы основной стратегической целью сталовосстановление экономической и стратегической мощи США. Именно в такой обстановке на рубеже 80-х годов сформировался новый подходв государственной политике, который получил название “рейганомики” (поимени тогдашнего президента США Р. Рейгана). Он затронул микро - имакроуровень экономики страны, также характер их сочетания друг с другом. Следует отметить, что “рейганомика” явилась лишь одним из вариантовнеконсервативной политики, которая на протяжении 80-90-х годов, применяласьво всех развитых странах и получила название “консервативной волны”.Неоконсерватизм, возникший как реакция на ухудшение условийкапиталистического воспроизводства, выдвинул на первый план задачирационализации производства, его структурной и технологической перестройки,усиления интернационализации капитала. В конце 70-х годов действовавшая до этого в США система регулированияпривела к замедлению экономического роста, нарастанию бремени госаппарата,увеличению налогообложения, торможению роста конкурентоспособностиамериканских товаров. Это привело к тому, что кейнсианство уступило место“новой” либеральной концепции монетаризма, которая выдвигала требованияослабления прямого вмешательства государства в экономику и переходу кширокой государственной поддержке частного предпринимательства и рынка. Монетаристская теория американского экономиста М.Фридмена стала основойэкономической программы президента Р.Рейгана. Она носила название» Новоеначало для Америки. Программа экономического возражения ” и включиласледующие основные пункты: налоговую реформу, реформу амортизации,антиинфляционную кредитно-денежную политику, реформу дерегулированияэкономики США. Сущность данной экономической программы сводилась к следующим положениям: 1.Существеному ограничению роста расходов федерального правительства(прежде всего гражданских, т.е направляемых на социальные программы); 2.Значительному снижению ставок подоходного налога и предоставлениюкорпорациям крупных налоговых льгот, направленных на стимулированиепроизводственных капиталовложений и соответственно экономического роста; 3.Ослаблению государственной регламентации предпринимательскойдеятельности (сокращение числа правил, форм отчетности, требований кпроизводственной и рыночной деятельности, обязательности к выполнению, поохране окружающей среды и.т.д.); 4.Проведению Федеральной резервной системой (ФРС) ограничительнойкредитно-денежной политики, направленной на ослабление инфляций. В результате проведения курса Р.Рейгана были достигнуты стабильныйэкономический рост реального ВНП (на 3-4,% а год до 1988г.) и снижениеуровней инфляции и безработицы (с 9,4 и 7,6% в 1981г. до 3,7 и 5,5% в1988г. соответственно). Хозяйственный подъем проходил в условиях глубокойструктурной перестройки экономики, связанной с новым этапом НТР. Реальныеинвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи,контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднемна 13%. Объем личного потребления на 1превысили уровень 1979г. что былосвязанно с увеличением численности занятых более чем на 17 млн. человек. Однако за эти успехи пришлось заплатить огромным бюджетным дефицитом,который побил все рекорды послевоенной истории как в абсолютном, так и вотносительном (применительно к ВВП) измерении, а также серьезным ухудшениемвнешнеэкономических позиций США. Первый в отдельные годы превышал 200 млрд.долл., второе проявилось в отрицательном сальдо платежного баланса потекущим операциям, которое выросло с 5 млрд. долл. В 1981 г. до 127.1 в1988 г. Еще более снизился показатель ВНП на душу населения. Уже 10 странопережали США по этому показателю. Упала средняя заработная плата: в 1990г. часовая оплата равнялась 14.8 долл. Против 17.9 долл. В Дании, 21.5 – вФРГ, и 21.9 – в Швеции. Экономический курс правительства Б. Клинтона (1992-1996 гг.)В конце 89-х годов, после шестилетнего подъема, наступил период резкогозамедления темпов роста экономики, который составил около 1% в год против3.8 в среднем за 1982-1988 гг. Кроме того, американская экономика сталаиспытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием огромнойзадолженности, накопленной за годы последенего подъема. В 1992 г.совокупная нефинансовая задолженность населения, государства и корпорацийсоставляла около двух объемов ВНП. Острейшими экономическими проблемами начала 90-х стали дефицитгосударственного бюджета (почти 290 млрд. долл.) и растущий государственныйдолг (около 4 трлн. Долл.). Это привело к сокращению инвестиционнойактивности в стране, вытеснению части заемщиков с рынка ссудных капталов ик другим негативным последствиям. Таким образом, проведя в жизнь основные реформистские идеинеоконсерватизма, правительство Р. Рейгана, а затем и Дж. Буша почтиполностью исчерпали его возможности. Особенно ярко это проявилось взначительном понижении удельного веса налогового комплекса в экономике, чтоочень сильно ослабило стабилизационные возможности федерального бюджета. Победа представителя демократической партии Б. Клинтона на президентскихвыборах 19992 г. фактически означала конец консервативной волны и переход кболее взвешенной макроэкономической политике. Экономический курсправительства Б. Клинтона был направлен на оздоровление экономики путемстимулирования инвестиционного процесса. Во главу угла был поставленпересмотр всего комплекса консервативной бюджетной политикиреспубликанских администраций. В сфере госбюджета это означало кардинальныйразрыв с подходами предшественников и прямое признание позитивной ролигосударственного макроинструментария (хотя о “классическом” кейнсианскомстимулировании совокупного спроса через увеличение бюджетных расходов почтине говорилось). 17 февраля 1993 г. президент объявил о своей экономической программе, авесной и летом того же года она была одобрена конгрессом. В программевыделялись 3 части. Первая, стимулирующая компонента, имела цельюпреодоление спада. Вторая представляла собой комплекс мер для увеличениягосударственных вложений в основной капитал страны и должна была датьтолчок модернизации экономики. Третья была направлена на сокращениегосударственного дефицита и создание, таким образом, более благоприятныхусловий для кредитования американской экономики. Уже с осени 1993 г. начал проявляться экономический подъем. Темпы приростаВНП составили 3.5-4.5%. Однако некоторое время экономический рости шелдовольно вяло. Сохранение застойных явлений в большинстве отраслейматериального производства было следствием почти четырехлетней депрессии(1989 – 1992 гг.), которая, однако, не привела к полнокровному кризису иглубокому спаду производства. Тем не менее продолжительный периодзамедленного экономического роста выполнил свойственную кризису“очистительную” функцию, освободив экономику США от балласта. Кроме того, к 1992 г., в основном завершился острый кредитно- финансовыйкризис, который был связан с накоплением корпоративной и потребительскойзадолженности в период подъема 80-х годов, с глубоким кризисом на рынкенедвижимости и серьезным ухудшением положения банков и других финансовыхучреждений. Сокращение числа проблемных банков и сосредоточение большейчасти финансовых активов в банках устойчивых и надежных привели в 1993 г. кросту их чистого дохода и нормы прибыли. Это позволило банкам облегчитьстандартные условия получения кредитов, расширив доступ к ним населения, атакже мелких и средних предпринимателей. Новому хозяйственному подъему способствовало замедление инфляционныхпроцессов. Прирост оптовых цен на готовую продукцию понизился с 5% в начале90-х годов до 1.2% в 192-193 гг., потребительских цен – соответственно с5.4% до 2.8 – 3.0%. Произошли существенные изменения в соотношении основных компонентовспроса, стимулирующих экономический рост. Особенно усилилась рольинвестиций в активные элементы основного капитала, прежде всего в средствахэлектронной техники и связи. Почти половина инвестиций направлялась назакупку компьютеров (против 10-12% в конце 70-х годов). На обновление паркаэлектронной техники направлялось до 1/4 инвестиций. Этому способствовалобыстрое снижение цен (в среднем на 10-15% в год) на компьютеры ителекоммуникационное оборудование. Значительно выросли и потребительские покупки товаров длительногопользования, прежде всего автомобилей и бытовой техники. Причем в разрядпоследней попал персональной компьютер. Доля населения в их продажахдостигла 30% и продолжает повышаться. Сейчас домашний компьютер имеют ужеболее 32 млн. американских семей. Ежегодно на 40% возрастает количествопользователей радиотелефонами. Интенсивное обновление и расширениепроизводственного аппарата на основе электроники, информатики и новейшихсредств связи сыграло ведущую роль в экономическом подъеме 90-х годов,предопределило его большую продолжительность. Произошли заметные подвижки и в производительности труда. Ее среднегодовойприрост в частном секторе экономики составил 2% (против 0.8% в 80-е годы).За счет роста производительности труда в 1993- 1994 гг. обеспечивалосьоколо 90% прироста ВВП против 75% в начале 60-х годов, когда наблюдалисьсходные темпы роста данного показателя. Особенностями экономического подъема 90-х годов являются: Американское государство, выполняя функции удовлетворения социальныхпотребностей различных групп населения, играет все возрастающую роль вразвитии социально-экономической системы США. Оно решает такие задачи, как:определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельностиобщества; регулирование кредитно – финансовых отношений; развитиеэкономической инфраструктуры; проведение научно- технической и промышленнойполитики; развитие социальной сферы и обеспечение внешней безопасности.Причем роль государства в экономике проявляется не в прямом контроле надсредствами производства, а через регулирование экономических процессов. Главным инструментом такого регулирования, а также перераспределениевалового внутреннего продукта является федеральный бюджет. Через негоперераспределяется около 20% объема ВВП. Это значительно меньше, чем вдругих развитых странах, но гигантские масштабы американской экономикипридают федеральному бюджету впечатляющую весомость (примерно 1.8 трлн.долл.). В мировых государственных расходах на долю США приходится около20%, хотя в стране проживает меньше 5% населения Земли. Получается, что впересчете на душу населения американские государственные расходы превышаютобщемировой стандарт примерно в 4 раза. Все вышесказанное позволяет сделать некоторые обобщения, касающихсябюджетной, денежно – кредитной, социальной и научно- технической политикиправительства США, а также их последствий, как для американской, так и длямировой экономики. Бюджетная и денежно - кредитная политика США“Консервативная революция” республиканцев была нацелена преимущественно аналогово- бюджетную область и бюджетные приоритеты. В ее ходефорсированными темпами росли военные расходы и тормозились социальныепрограммы. За годы холодной войны военные расходы Вашингтона составили гигантскуюсумму – 13 трлн. долл. В ценах на 1996 г., почти равнялось двухгодовомуобъему ВВП США. Именно эти расходы стали одной из причин ростагосударственного долго США, который к концу века достиг астрономическойцифры в 5,5 трлн. долл. Военные расходы на душу населения в 80-е годыпримерно в шесть раз превышали общемировой показатель, в три раза –соответствующие расходы западноевропейцев и в шесть раз – японцев. После окончания холодной войны США в целом успешно решили проблемысокращения вооруженных сил и конверсии промышленности, избежав спадапроизводства и роста безработицы, как было после первой и второй мировыхвойн. Ассигнования на военные цели в 1996 г. составили всего 16.9%федерального бюджета и 3.6% ВВП. Нынешний бюджет пентагона почти вдвоеменьше военных расходов, запланированных рейгановским министром обороны К.Уайнбергером. К середине 90-х годов, по планам последнего, военный бюджетдолжен был вырасти еще почти в 2 раза и составить примерно 450 млрд. долл.В реальности оборонные расходы США держатся на уровне 260 млрд. долл. Нынешний уровень военных расходов (примерно 3.4% ВВП) вряд ли можноназвать обременительным для американской экономики. Вместе с тем онпозволяет мощные, хорошо оснащенный вооруженные силы численностью примерно1.5 млн. человек (в 1.5 раза меньше, чем 10 лет назад). “Военное кейнсианство” Р. Рейгана помогло успешно провести экономику через80-е годы и выиграть “холодную войну”. Однако к концу десятилетия какспециалисты, так и многие американцы стали понимать, что рост военногопотенциала происходит в итоге за счет внутреннего развития, истощенияэкономики. Поэтому Б. Клинтон в центр своей стратегии и поставил сокращениефедерального бюджетного дефицита. В оду осуществления стратегии Б. Клинтона были сделаны следующиеконкретные шаги. Во-первых, значительно повышены основные федеральные налоги –индивидуальный подоходный, на доходы корпораций, а также взносы посоциальному страхованию. Например, максимальная базисная ставка подоходногоналога была увеличены до 36% и дополнительно введен 10%-й налог(прибавляемый к основному) для лиц, зарабатывающих свыше 250 тыс. долл. вгод. Такое повышение дало ожидаемые результаты. Налоговые сборы увеличилисьи к 1996 г. доходы от федерального индивидуального подоходного налогадостигли 8.6% ВВП, тем самым достигнув уровня 1980 г., когда началось ихснижение, которое проводилось в рамках проводимой Р. Рейганом политики,базировавшейся на концепции “экономики предложения”. Система корпоративных налогов также была скорректирована по образцуиндивидуального подоходного налога. Была, в частности, повышена верхняяналоговая ставка на прибыль корпораций (третьего по значению источникадоходов федерального бюджета), а также усилена многоступенчатаядифференциация налоговой шкалы. Реформа Клинтона способствовала увеличениюсборов федеральных корпоративных налогов (к 1995 г. их удельный ЕС в общейдоле федеральных поступлений достиг 11.8% также достигнув уровня 1980 г.). Наконец, эволюцию, отличную по форме, но “созвучную” главной чертеразвития федеральных подоходный налогов, в 90-е годы проделали и взносы посоциальному страхованию. После трех десятилетий интенсивного роста (в 60-80-е годы) эти налоги приблизились к удельному весу индивидуальногоподоходного налога. Важно отметить, что постепенно, но неуклонно повышая и ставкиналогообложения, и пределы налогооблагаемого дохода, американская бюджетнаясистема превратила налоги по социальному страхованию (особенно главный изниз, так называемый“налог OаSD”-комплексный налог по пенсионномустрахованию, страхованию на случай потери кормильца и трудоспособности, атакже по медицинскому страхованию) в весьма значительный регрессивный налогс очень широкой сферой охвата. В результате на этом довольно высоком уровнеставок налогообложения и налогооблагаемого дохода общие сборы налогов посоциальному страхованию настолько возросли, что с 90-х годов сталовозможным говорить о качественном изменении их “функционального строения” ифинансово – экономической роли. Фактически они стали выступать как блокрегрессивных “квази – подоходных налогов”, которые благодаря своему весу вфедеральном бюджете еще сильнее снизили степень прогрессивности егоналоговой структуры. В то же время вследствие “связанного характера” своейзаконодательной организации они стимулировали развитие “социальнойориентации” американской налоговой системы. Во вторых, коренным образом пересмотрена расходная часть федеральногобюджета, которая переориентирована на сохранение разумной социальнойинфраструктуры рыночной экономики.Последнее подразумевало стимулирование государственных инвестиций в науку итехнологию, образование и переподготовку рабочей силы, здравоохранение. Расходы федерального бюджета США в рассматриваемой период также претерпелизначительные изменения. Прежде всего, они были несколько урезаны.Увеличение доходов связывалось с сокращением расходов. Причем эта политикаориентировалась не столько на общее сокращение государственных расходов(как предлагали в свое время республиканцы), сколько на ихреструктурирование с сохранением явной приоритетности ассигнований на наукуи образование, признанных особо важными для национальнойконкурентоспособности и долгосрочного роста. Произошло постепенное снижение военных расходов. Во всей “военной группе”расходов федерального бюджета несколько увеличилась доля расходов по статье“Наука, космос, и технология”. Что касается блока федеральных социальныхрасходов, то в 1980 – 1997 гг. в целом был зарегистрирован их рост в 3.6раза (с 292 млрд долл. в 1980 г. до 95 млрд долл. в 1997 г.). По ряду направлений социальная ориентация бюджета усилилась особеннозаметно. Здесь речь идет главным образом о социальной инфраструктуре,финансируемой по статьям “Социальное страхование”, “Здравоохранение” и“Медикэр” (медицинское обслуживание пожилых граждан старше 65 лет). Ростстатей “социальной инфраструктуры” был примерно двукратным. Наконец,стабилизировалась доля расходов на выплату процентов по государственномуфедеральному долгу. Главная долгосрочная проблема государственных финансов США обусловленачеткой демографической тенденцией к росту в общей численности населениядоли нетрудоспособных лиц старших возрастов при сокращении доли активнойчасти. Бюджет и налоги – главная сфера взаимодействия законодательной (конгресс)и исполнительной (правительство во главе с президентом) ветвей власти.Бюджетные проблемы все больше становятся объектом борьбы между ними иконтролирующими их политическими силами – соответственно демократами иреспубликанцами. В “противостоянии” Конгрессу президент опирается на свое административно –бюджетное управление (АБУ), которое является центральным органом в системеисполнительной власти США, приводящим в действие рычаги бюджетно-налогового регулирования. Его контрольные функции – подготовка ежегодныхпроектов федерального бюджета, разработка мероприятий по повышениюэффективности и совершенствованию деятельности правительственного аппарата,оценка эффективности федеральных программ, анализ организационной структурыи управленческих процессов в федеральном правительственном аппарате, а принеобходимости – рекомендации по его реорганизации. Кроме АБУ огромное влияние на экономическую и бюджетную политику СШАоказывает Федеральная резервная система, которая относиться к такназываемым независимым агентствам. Она представляет собой пирамиду, восновании которой находятся американские коммерческие банки – члены ФРС,выше- 12 федеральных (формально также частных) банков и 25 их филиалов, гдеработает 25 тыс. человек. Координирует и направляет деятельность ФРС советуправляющих, состоящий из 7 членов, которым помогают около 1500 сотрудниковаппарата. ФРС подотчетна только Конгрессу и формально не подчинена исполнительнойвласти. Поэтому в пределах предоставленных полномочий она имеет правопроводить самостоятельную политику, основанную на собственныхпредставлениях о целесообразности тех или иных мероприятий. ФРС оказывает опосредованное влияние на бюджетную политику через механизмрегулирования учетных ставок и операций на открытом рынке. Однако ееглавная сфера – контроль и управление сферой денежно – кредитногорегулирования, сглаживание циклических колебаний экономической конъюнктуры,обеспечение устойчивого роста производства и стабильного функционированиярынка ссудных капиталов. Деятельность ФРС, осуществляется через кредитную систему США, котораявысокоразвита, вполне адекватна уровню экономического развития страны и впослевоенный период для многих стран выступала образцом эффективности. Онаимеет ряд отличий от аналогичных систем других развитых стран. В состав кредитной системы входит множество формально самостоятельныхмелких и средних банков, на долю которых приходиться около 20% активов. Этообусловило стабильный уровень концентрации банковских депозитов в последниедесятилетия. Несмотря на высокую концентрацию банковского дела, США отличаются отдругих стран необычайно большим числом самостоятельных банков региональногои местного типов. На конец 1995 г. насчитывалось 9.9 тыс. коммерческихбанков с застрахованными депозитами против 14.4 тыс. в 1980 г.(кроме того,несколько сот банков не участвуют в федеральной системе страхования). Числосамостоятельных сберегательных учреждений, не считая кредитных союзов,превышало 2 тыс. Все финансовые учреждения являются частными – либо акционерными, либокооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое числоспециализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными,а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача –поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнятьчастный бизнес в таких областях, как кредитование сельского хозяйства ижилищного строительства. Технически американская кредитная система быстро совершенствуется. В ееинститут постоянно происходит смена оборудования с целью повышенияпроизводительности. Важным направлением развития системы являетсявытеснение наличных денег (банкнот), а в последнее время – и чеков. Поданным на 1994 г., число держателей кредитных карточек всех видовсоставляло 124 млн. или не менее 75% всего взрослого населения. Числодействующих карточек превышало 1.1 млрд. Средний американец имеет обычнонесколько карточек для разных целей и форм оплаты. Растет роль небанковских кредитных институтов (судно - сберегательныхассоциаций, кредитных союзов, пенсионных и взаимных фондов, страховыхкомпаний и проч.), который составляют конкуренцию коммерческим банкам изаметно теснят их, особенно в сфере долгосрочного кредита. Эти особенностиявляются следствие законодательного регулирования банковской деятельностиСША. Изменение юридических основ функционирования кредитной системы ипроведения денежной политики – важная составная часть макроэкономическойстратегии американского правительства последних десятилетий. Измененияфинансового законодательства США в этот период теоритечески опирались насмену идеи регулирования и дерегулирования, взаимно дополняющих друг друга. На рубеже 70-80-х годов были постепенно устранены многие законодательныеразличия между типами кредитно – финансовых институтов. Последние получиливозможность заниматься операциями, которые ранее считались прерогативойтолько коммерческих банков. В то же время за счет включения этих институтовв сферу регулирования ФРС значительно расширила границы своей компетенции.Все эти меры усилили конкуренцию на кредитном рынке, особеннопотребительском, а также стимулировали создание новых финансовыхинструментов. В последние десятилетия США стали центром финансовыхинноваций. Например, общий объем кредитных лимитов под залог жилья лишь задесять лет (1980 – 1990 гг.) вырос с нуля до 80 млрд. долл. Однако не все инновации имели положительный эффект. Зачастую они приводилик появлению банков с большим количеством займов сомнительного качества,росту числа банков, “испытывающих серьезные трудности” и даже к банкротствуряда банков. В последние годы в стране отмечается самый высокий в мирепоказатель отношений потребительской задолженности к величине доходов. Все эти процессы потребовали усиления регулирующих функций ФРС,проведения ею более активной денежной политики. Основными параметрами, накоторый было направлено внимание ФРС, стали динамика агрегатов денежноймасса и уровень процентных ставок на кредитном рынке. Последний был главнымпоказателем до середины 70-х годов. С 1975 г. по требованию конгресса ФРСначала устанавливать ежегодные ориентиры роста денежной массы. Причем до1985 г. в основном использовалась динамика денежного агрегата М1, которыйпозже сменили агрегаты М2 и М3. В 1982 – 1985 гг., стремясь способствовать оживлению экономики, ФРСослабила ограничения на рост денежной массы. Однако такие меры не далижелаемого результата (из стимулирующий эффект был нейтрализован уменьшениемскорости кругооборота денежных средств в тот период), а лишь вызваливсплеск инфляции. Последовавший далее поворот в сторону жесткого контроляза объемом денежной масс в обращение привел к росту процентных ставок,снижению объемов национального производства и сокращению занятости. Одновременно повышение ссудного процента стимулировало поток в СШАиностранных прямых и портфельных инвестиций, так как без них нельзя былоудовлетворить потребность экономики в кредитных ресурсах. Причем основнаямасса поступавшего иностранного каптала вкладывалось в ценные бумаги,прежде всего в государственные. Задача привлечения иностранного капитала вамериканскую экономику облегчается в силу того, что сами торговые партнерыСША заинтересованы в инвестировании долларов, полученных в уплату заэкспортируемых туда товары. В противном случае им пришлось бы столкнуться сопасностью импортируемой инфляции. Благодаря роли доллара в международных расчетах у США, несмотря на высокийуровень внешней задолженности, и дефицита торгового баланса, гораздо меньшехлопот с регулированием курса своей валюты, чем у других стран. Традиционнозаботы о поддержании доллара во многом перекладывается на основных торговыхпартнеров (в частности, на Японию). Наиболее важным достижением такой политики ФРС стали невысокиесреднегодовые темпы роста потребительских цен. После спада 1990 – 1992 гг.они стабилизировались на уровне 2.3 – 2.7%. Сохранению умеренной инфляциикроме эффективной денежной политики способствовали: стабилизация на низкомуровне цен на нефть и на другие сырьевые товары: изменения в политикерегулирования заработной платы (как результат высокого уровня безработицы,открытости рынка труда, расширения возможностей переноса производств встраны, где затраты на рабочую силу ниже). В настоящее время кредитно – денежная политика ФРС близка к нейтральной,т.е. не стимулирует и не ограничивает развитие американской экономики.Основным инструментом регулирования в последние годы являются процентныеставки. Их значения, как для первоочередных заемщиков, так и подолгосрочным обязательствам колеблется в пределах 5-6.5%. Неизбежноеужесточение фискальной политики как основного инструмента снижениябюджетного дефицита грозит вызвать замедление экономического роста.Учитывая это, ФРС приходится время от времени понижать процентные ставкидля первоочередных заемщиков с целью стабилизации производства. В целомснижение процента помогает росту инвестиций и производства. Социальная политика и система социального обеспечения Как отмечалось выше, в 70-х годах проявился, в 80-х интенсивнопродолжался перевод американской государственной политики на рельсыконсервативного направления. При этом резко сократились темпы ростасоциальных расходов государства, их доля в ВНП сначала стабилизировалась, азатем и несколько понизилась. Ряд программ был ликвидирован или серьезноурезан. Изменился сам подход и правящих кругов, и достаточно широкихобщественных слоев к таким ключевым проблемам, как цели и задачи социальнойполитики, возможности и пределы государственного вмешательства в эту сферу,выбор между социальной справедливость. И экономической эффективностью. Администрация Рейгана в принципе отвергала идею, что государственнаяполитика призвана обеспечивать больше равенства и социальнойсправедливости. Консерваторы настаивали на формуле: “Либо равномерноераспределение бедности, либо неравномерное распределение богатства”. И темне менее перемены оказались менее радикальными, чем ожидалось: не произошлототального демонтажа социальных программ; расходы на социальные нужды вконце 80-х составляли половину федерального бюджета и 60% - бюджетов штатови местных органов управления. Социальное обеспечение в США представляет собой сложную систему различныхвыплат, пособий, дотаций. Система социальных расходов образует прочную“страховочную сеть”, защищающую интересы населения в случае потери работы,трудоспособности, кормильца. Свыше 80 млн. американских граждан регулярнополучают пособия по программам государственного социального страхования ивспомоществования, объем которых в 1997 г. впервые превысил рубеж в 1 трлн.долл. Во второй половине 90-х годов уровень бедности в США достиг самойнизкой отметки за всю историю. Согласно оценкам, на “человеческий каптал” приходится примерно 3/4национального богатства США. Капиталовложения в человеческий фактор сталиглавной причиной уверенного экономического развития страны в конце 20 в.Экономическое содержание так называемого социального контракта –стимулирование роста национального богатства страны. На здравоохранение американцы тратят 14, на образование – 7.6, на науку –2.6% ВВП(для сравнение Россия – только 3%, 4.5% и 0.5% соответственно). При Клинтоне осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение,которая положила предел их росту. Главный упор реформы был сделан напереориентацию с программ помощи на повышение конкурентоспособности ееполучателей на рынке труда. В 1997 г. вступил в силу закон,предусматривающий обязательное участие реципиентов в трудовой деятельности(не менее 20 часов в неделю). Обсуждаются возможности повышения пенсионноговозраста, увеличения взносов на пенсионное страхование, увеличениетрудового стажа, необходимого для получения пенсии. В стране исторически сложились 2 независимые ветви соцобеспечения –государственная и частная. Причем между бизнесом и государствомустановилось своеобразное распределение функций. Государство в большейстепени отвечает за поддержание минимального уровня помощи и ее широкуюдоступность. Бизнес во многих случаях предоставляет социальные услуги(пенсии, пособия и т.д.) в более высоком объеме и лучшего качества: они,как правило, увязаны с программами социально развития, которые имеют почтивсе компании. Особняком стоит программа страхования по безработице, финансирование иуправление который осуществляется совместно правительство и правительствамиштатов. Функциональные обязанности двух уровней власти распределеныследующим образом: выделение финансовых средств в основном контролируетсяфедеральным правительством, а управление программами и механизм еереализации находится в ведение штатов. В целом социальная помощь осуществляется по трем основным каналам- государственному социальному страхованию (выплаты по линии общейфедеральной программы, пенсий по старости, инвалидности, на случай смертикормильца, медицинской помощи престарелым и инвалидам)- государственному вспомоществованию(почти 180 программ, которые можноусловно разделить на 2 группы: федерально-штатные специализированной помощив денежной форме: пособия в натуральной форме, включая предоставлениябесплатно продуктов питания, а также оплата государством полностью иличастично медобслуживания, образования, проф.подготовки, жилья икоммунальных услуг);-частной системе социального (производственного) страхования ивспомоществования(опаливаемые отпуска по болезни, страхование от несчастныхслучаев и проф. Заболеваний, оплата медицинской страховки, дополнительноепенсионное обеспечение и т.п.). Активная социальная политика американского государства стала одним изфакторов, обеспечивающих чрезвычайно высокий квалификационный уровеньрабочей силы в США. Администрация Клинтона провозгласила повышение уровняобразования постоянной функции на протяжении жизни человека в условияхэкономики, переживающей непрерывную технологическую революцию. Из го.Источников финансируется примерно 80% учебных заведений. Расходы наобразование достигли почти 7% ВВП. Законченное средне образование имеют 90%занятых в экономике, а высшее образование, включая незаконченное 56%. Ныне81% соответствующей возрастной группы учится в ВУЗах. Это в 2-3 раза вышечем в других развитых странах. Государственная научно-техническая и промышленная политикаСреди приоритетов администрации Б. Клинтона (впрочем как и всех егопредшественников, начиная с 1945 г.) наряду с социальной политикой не менееважное место занимает государственная научно-техническая политика. При этомподчеркивается, что только американская наука и техника, опирающиеся наподдержку государства, смогут обеспечить США сейчас и в перспективетехнологическое и экономическое лидерство в мире, а такжеконкурентоспособность американских товаров. Администрация Клинтона сформировала в обществе позитивное отношение кфедеральной политике в сфере науки и технологий, значительно укрепилаобщественную убежденность в необходимости расширения инвестиций в этусферу. Капиталовложения в НТП в официальных документах называют не иначе,как “инвестиции в будущее”. Известно, что в настоящее время все развитые индустриальные страныотвечают за тен или иные отрасли науки и промышленности в глобальномэкономическом комплексе. При этом главным критерием ответственностиявляется несомненный приоритет данной страны среди других государств вконкретной сфере деятельности, подразумевающий научно – техническую новизнуи качество поставляемого на мировой рынок товара. Необходимо подчеркнутьчто предлагая на мировой рынок продукт высокого качества, не имеющийаналогов, страна лидер получает права монополиста и может диктовать цены,на которые вынуждены соглашаться другие участники международного разделениятруда. За последние 20-25 лет США под влиянием стабильно возрастающей конкуренциисо стороны других индустриально развитых стран, значительно изменили “зонусвоей ответственности”. В рамках разделения труда по критерию вовлеченности стран в различныестадии научно технического цикла, США занимают наиболее выгодные позиции.Они в большей степени чем остальные развитые страны вовлечены в начальные,бурно растущие и наиболее защищенные от конкуренции стадии вышеназванногоцикла. Поскольку производимые в США высокотехнологическая продукция, носитзачастую системообразующий и уникальный характер, американские фирмыполучают эксклюзивную прибыль с каждой ступени расширения спроса входящей впродуктовый цикл. США давно уже не являются мировой “кузницей”, лидирующей в мировомпроизводстве товаров. Однако им удалось выстроить такой механизмвзаимодействия государства и бизнеса в сфере науки и техники, которыйпозволяет им сохранять лидирующие позиции в мировом экономическом развитии. Основа промышленной политики США заключается прежде всего в обоснованномвыборе приоритетом государственной поддержки, а также адекватных формфинансового стимулирования конкретных отраслей и производств. Государствопостоянно отслеживает ситуацию в определяющих секторах и отрасляхиндустрии, имеющих общенациональное значение. Какие отрасли промышленностиявляются в тот или иной период ключевыми с точки зрения общенациональныхинтересов в конкретных сферах мирового производства – определяется тем, гдеу страны могут быть значительный преимущества по сравнению с другимиучастниками глобального разделения труда и где можно извлечь максимальнуюприбыль. Если еще 20 лет назад приоритетными отраслями промышленности считалисьавтомобили – и судостроение, качественная черная и цветная металлургия,производство персональных компьютеров, то сейчас указанные сферы больше нерассматриваются как основополагающие в шкале национальных интересов.Появились новые критические секторы и направления бизнеса в промышленности.Именно в отношении них выстраивается государственная научно –промышленнаястратегия. Это особенно отчетливо просматривается в динамике расходов наэти цели в гос. бюджете. Каждое десятилетие расходы на НИОКР в США удваивается. В 1996 г. Онисоставили около 185 млрд. Долл. На долю федерального правительстваприходится более 1/3 вех расходов на НИОКР, в том числе свыше половины – нафундаментальные исследования. Фундаментальные достижение в области знанийофициально признаны в качестве основы экономического роста. Согласноимеющимся оценкам, на один доллар вложенный в НИОКР, приходится 9$ ростаВВП. Среди гражданских НИОКР лидирует здравоохранение, невоенные космическиепрограммы, энергетика, окружающая среда, транспорт и сельское хозяйство. Надолю США приходится около половины расходов на НИОКР стран ОЭСР и не менеетрети общемировых затрат. Численности занятых в науке за последнюю четверть века увеличилась в США в2 раза, а количество патентом на изобретения выросло в двое. На долюамериканских авторов приходиться примерно 1/3 всех научных публикаций вмире. Среди 425 лауреатов нобелевской премии по химии, физике, и медицине,более 180 из США. Правда, среди них не мало, натурализованных американцев,то есть иммигрантов. США всегда имели огромный резерв квалифицированной инеквалифицированной рабочей силы из других стран. Самые продуктивные имощные МОКи они заимствовали из Европы, Индии, Китая и России. Главное дополнение которое администрация Клинтона внесла в основы гос. ,научно –тех. И военно-тех. политики, - это демилитаризация НИОКР,радикальный отказ от прежних масштабов затрат на военные расходы, изменениеобщих пропорций, расходов казны на военный и гражданские НИОКР. К концу 90годов, доля невоенных научных исследований составила 80% вех расходов наНИОКР. В принятых Конгрессом в 1994-1996 гг. федеральных законов о технологияхдвойного назначения определены приоретные направления научно – техническойполитики: разработка, совершенствование и развитие ЭВМ особо высокоймощности; развитие комплекса бионаук, наука о структуре белковой инебелковой жизни, разработка методов биотехнологий генной инженерии;создание новейших методов лечения заболеваний; повышение эффективностивсего комплекса сельхоз. Производства; развитие военно- ориентированногокомплекса НТП; развитие международной передаче технологий и участие вмеждународном научном обмене. Американское правительство реализует научную политик тремя способами:финансируте гос. научно –исследовательские учреждения; предоставляет грантыученным из университетов и бесприбыльных организаций; обеспечивает наиболееблагпиятные условия частному сектору, вкладывающему деньги в научно-технические исследования и разработки. Важнейшим инструментом гос. Поддержки науки и техники является федеральнаяконтрактная система. Роль федерального правительства сконцентрирована наактивной поддержке развития перспективных технологий (технологий будущихпоколений), несущих в себе будущее научно – технического ипроизводственного потенциала страны. Особая задача гос. научно –технического комплекса по финансированию таких технологий и управлению гос.программами – заказами сводится к их поддержке на стадии доконкурентнойразработки. Кроме того для оказания материальной поддержки корпорациям – федеральнымподрядчикам и частному сектору промышленности, который осуществляет НИОКР,применяется весьма развитый экономико – правовой инструментарий. Онвключает налоговые кредиты(т.е право на дополнительно списание затрат наНИОКР), льготное налогообложение для корпораций, а также ускореннаяамортизация их основных фондов.Так, ими разрешаются все текущие расходы на собственный НИОКР исключать изсуммы годичной прибыли корпораций, подлежащих налогообложению. По подсчетамамериканских экономистов 1990-1995 годах, только за сет этих мергосударственного стимулирования НТП и промышленного капитала, фирмы –исполнители программы НИОКР ежегодно получали в общей сложности 20-25 млрд.долл., или 30-32% всех федеральных расходов на эти цели в промышленности. Наконец, в рамках федеральной контрактной системы получения льгот,открывает по закону доступ к гос. фондам, сырью, материалам, гос.Оборудованию, возможность проведении реконструкции или перепланировкипроизводства по гос. льготным ценам. Что не менее важно доступ кфедеральной интеллектуальной собственности: патентам, лицензиям, открытиям,изобретениям, ноу-хау – результатам предшествующих федеральных программНИОКР. Комбинирование гос. и частных исследований и разработок обеспечиваетэкономический прогресс и определяет наиболее перспективные направления НТП.Частный бизнес выполняет 3/4 всех исследования и разработок США. Онобеспечивает внедрение новейших научно – технологических достижений вконечные продукты и услуги – основу благосостояния нации. Частные фирмы –основной источник инноваций, в то время как государство основной заказчик.Важнейшая миссия государства заключается в создании благоприятногоэкономического климата, для привлечения частных инвестиций в НИОКР,эффективного использования технологий и внедрения инноваций фирмами иорганизациями. Таким образом, администрация Клинтона отвела науке новую роль вэкономической деятельности государства: превращать гос. поддержкуисследований и разработок в реальные экономические результаты, такие, какподъем производительности труда, эффективность и конкурентоспособностьамериканской промышленности в борьбе за внешний рынок. Внешнеэкономическая политикаВо второй половине 90-х годов произошел настоящий прорыв в процессепереноса промышленных производств из США в другие страны. Кроме того,усилия американского бизнеса сконцентрировалась на управлении мировойэкономикой. Концепция строительства постиндустриального обществапредполагает перевод ресурсоемких и технологических освоенных производств встраны третьего мира, ближе к источникам природных богатств, в государствас менее строгим, чем в США, природоохранным законодательством, а также сотносительно дешевой рабочей силой. В результате этих процессов в США преобладают самые доходные виды бизнеса,связанные с процессов принятия решений, выявлением и решением проблем,которые мешают ему развиваться, брокерские услуги в широком смысле этогослова (включая такие сферы, как маркетинг, логистика и проч.). Однако одновременно резко нарастало и расслоение общества по доходам. С1990г. заработная плата высшего корпоративного менеджмента выросла в 4раза, а в отдельных случаях достигла несколько сотен миллиардов долларов.Высокие доходы создали собственный сегмент потребительского рынка – дорогихи супердорогих персональных услуг. Именно, в существовании своеобразной “элитной пирамиды”, считают некоторыеамериканские исследователи, кроется еще одни “секрет” быстрого ростаамериканской экономики. Один из них Роберт Райх (экономический советник Б.Клинтона) в начале 90-х годов писал: “В зависимости от того, насколькоименно американцы, занятые в мировой торговле, богатеют за счет остальногомира, они будут располагать средствами для оплаты персональных услуг,единственной формы экономики, основывающейся на “просачивании благ сверхувниз””. Последнее отражает тот факт, что деньги в современной американскойэкономике движутся сверху вниз, от элиты к простым людям. Основная стоимости сегодня производится в сфере управленияинформационными потоками. Полученная здесь прибыль становиться главнымисточником финансирования спроса на элитные товары и услуги. В настоящеевремя уже не заработная плата менеджеров определяется состояниемамериканской экономики, а сама экономика США во многом зависит от того,сколько получает и готова потратить управленческая элита. Вместе с тем, во многом благодаря созданию в 1994 г. Северо – американскойзоны свободной торговли (НАФТА) и притоку на американский рынок трудадешевых рабочих рук из Мексики, стал функционировать механизм сдерживаниязаработной платы в традиционных отраслях США. Это позволило избежатьускорения инфляции, стимулировало американцев к переходу на работу в сферууслуг и обеспечило рост прибылей корпораций. Последнее сыграло ключевуюроль в разогреве фондового рынка. Все происходящие процессы позволили экспертам провести параллели междуситуацией, сложившейся в последние годы 20 века, и событиями конца 20-хгодов, когда случился крупнейших обвал фондового рынка, ввергший Америку ивесь мир в самый глубокий и продолжительный кризис века. Как и 70 летназад, бурный подъем американского фондового рынка является главным моторомпроцветания США и важнейшим инструментом воплощения новой экономическоймодели. Как и тогда, он финансируется практически прямым кредитованиембанками инвестиционных фондов и операций обратного выкупа акций самимикомпаниями. Таким образом, беспрецедентно продолжительный рост американскойэкономики осуществляется фактически в кредит. “Эффект богатства”, вызванный бумом на фондовом рынке, привел к тому чтомногие американцы охотно делают вложения в акции. Свыше 41% (данные 1995г., в 1989 -32%) американских семей являются держателями акций. Причем ужечетвертый год подряд прирост их стоимости выражается двухзначной цифрой (в1998 г. от 22 до 40%). Люди легко идут на дополнительные расходы, связанныес такими вложениями. Однако заработная плата в США в последние годы увеличиваласьнепропорционально медленно, поэтому подобные расходы осуществлялись сначалаза счет сделанных ранее накоплений, а затем и за счет банковских кредитов.В итоге впервые за послевоенную историю. Сбережения американцев сталиотрицательными (в 1992 г. они составляли 280 млрд. долл., сейчас это долгина сумму 80 млрд. долл.). Американские корпорации также с легкостью идут наувеличение долгов, когда им приходится совершать обратный выкуп собственныхакций за счет кредитных средств. В результате американский фондовы1й рынок держится сегодня, по сути дела,только на операциях обратного выкупа акций и непосредственнойзаинтересованности американских коммерческих банков в фондовом рынке. Впоследние годы 60% прироста банковских активов приходится на портфелиценных бумаг и кредиты брокерским компаниям, а динамика фондового рыкапрактически однозначно определяется объемом выданных кредитов. Тяжелая сиуация сложилась с обеспечением. Которое могло бы покрытьнакопленные указанным образом долги. Темпы их роста за последние 5 летувеличились в 2 раза (в 1994 г. годовой прирост составлял 416 млрд. долл.,в 1998 г. – 1 трлн. долл.). Сегодня общий размер задолженности частногосектора составляет 11 трлн. долл., или 128.4% ВВП (федеральный долг – еще5.5трлн, или 64% ВВП). Таким образом, совокупный долг почти вдвое превышаетвнутреннее годовое производство. Самой наглядной иллюстрацией глубины стоящей перед США долговой проблемыявляется сравнительная динамика различных агрегатов денежной массы. С 1995г. агрегат М1, в состав которого входят самые ликвидные активы, сократилсяпримерно на 10%. За то же время агрегат М3 вырос на 50%. Огромный накопленный долг делает весьма проблематичной “мягкую посадку”перегретой экономики США, а следовательно, увеличивает опасность ееразвития в соответствии с пессимистическими сценариями. Как никогда ранеевозможно значительное снижение цен акции, которое может вызвать биржевойкрах. Последний, в свою очередь, способен спровоцировать жесточайшийбанковский кризис, вызванный цепной реакцией не возврата кредитов. В результате перед финансовыми властями США может остро встать вопросвыбора стратегии: защищать доллар и бороться с инфляцией, повышаяпроцентные ставки, или спасать банковскую систему и не допустить глубокогоэкономического спада, снижая их. Для сохранения своего доминирующегоположения в мире, фундаментом которого, несомненно, является доллар, США,таким образом, могут ввергнуть мир в глубочайший долговой, а затем и вэкономический кризис. Ситуация осложняется тем, что вероятность новогобиржевого краха значительно увеличивается благодаря внутренним процессам,идущим сегодня в США. Наибольшее беспокойство вызывает стремительное расслоение население подоходам и уровню благосостояния. Влияние неравенства на экономикунеоднозначно: определенная степень неравенства , связанная с социальноймобильностью, является условием и фактом экономической эффективности.Однако чрезмерное неравенство, несомненно, ослабляет общественнуюстабильность. С конца 70-х годов статистика доходов в США показывалаусиление неравенства (за 1979 – 1993 гг. доходы низшего квинтиля(20%населения)снизились в реальном выражении на 15%, тогда как доходы высшегоквинтиля возросли на 20%, а доходы самых богатых 5% - еще больше). Неоднозначные последствия на динамику доходов оказали процессыглобализации. Ускорение их темпов привело к тому, что разница в доходахлюдей, обслуживающих мировую торговлю и занятых в собственно национальнойэкономике США, резко выросла. Подсчитано, что если бы заработная платарабочего, получавшего в 1994 г. 25 тыс. долл. в год, росла такими жетемпами, как у его работодателей, то в конце века он должен был бы получатьв 5 раз большую сумму. Но этого не произошло. Заработная плата рабочегоувеличилась лишь тогда на считанные проценты. Практически в США перестало существовать рабочее движение, которое нарядус некоторой тенденцией к подрыву стабильности определенным образомспособствовало повышению эффективности экономики, ибо завоевания профсоюзовподдерживали платежеспособный спрос, расширяли рамки среднего класса,понуждали компании к внедрению трудосберегающей техники. В последние 20-30 лет произошло ослабление профсоюзов, относительное идаже абсолютное сокращение численности их членов. Проявлением и следствиемтаких тенденций является уменьшение общественной роли рабочего движения,поддержки профсоюзов. Однако складывающаяся ситуация имеет обратную сторону. Наряду с переходомзначительной части рабочих в ярды среднего класса остается и расширяетсяустойчивой “дно” – масса бесправных, низкооплачиваемых и низкоквалифицированных работников, среди которых много легальных и нелегальныхиммигрантов, представителей национальных меньшинств. Последние вопределенных обстоятельствах могут способствовать корректировке направлениясоциально-экономического развития страны. Все вышеперечисленное, а также многочисленные расовые, национальные,религиозные различия, присущие американскому обществу, и порождаемые имипроблемы могут, например, подтолкнуть США к изоляционизму. Однако всовременных условиях, когда страна становится все более зависимой от темповинтеграции в мировое хозяйство, самоизоляций грозит спровоцировать глубокийэкономический кризис, так как сложившаяся американская экономическая модельчрезвычайно зависима от внешних связей. Впрочем, существуют и другие прогнозы (сценарии) развития СоединенныхШтатов. Согласно одному из них в следующие 10-15 лет среднегодовой приростВВП будет на уровне 2.4-2.8% с возможными колебаниями о небольших минусовыхзначений (рецессий) до 5-6% (подъемов). Глубокий экономический кризис(масштаба 30-х годов), как и годовая инфляция порядка 1012%, представляютсямаловероятными. Доля США в мировом ВВП, в настоящее время немногимпревышающая 20%, может снизиться до 15-16% вследствие роста рядаразвивающихся стран и Китая, возможно также России и других бывшихсоциалистических стран. Снижение энерго – и материалоемкости народного хозяйства, по-прежнемубудет оной из магистральных линий развития, поскольку зависимость США отимпорта нефти и (в меньшей степени) газа скорее всего сохранится. Вовлеченность США в глобализованную мировую экономику может еще болееусилиться, но отношение экспорта и импорта к ВВП возрастет умеренно и будетменьше, чем в других крупных промышленных странах. Роль США в мировыхэкономических организациях принципиально не изменится. Независимо от судебЕвропейской валютной системы доллар останется ведущей валютой международныхрезервов и расчетов. Значительная часть иностранных вложений в США будетпредставлена портфельными инвестициями, прежде всего в виде государственныхценных бумаг, тогда как американский капитал за границей будетконцентрироваться в сфере прямых инвестиций, особенно в виде подразделенийи филиалов ТНК. Активная кредитно- денежная политика, проводимая с цель сглаживания цикла,будет продолжаться. Бюджетная и налоговая политика вряд ли существенноизмениться. Обязательно продолжатся усилия по преодолению федеральногобюджетного дефицита, и вполне вероятно, что он престанет быть остройпроблемой. Поведение фондового рынка наименее предсказуемо, но мало кто изаналитиков верит, что может в какой-то мере повториться сценарии 1929 г. ипоследующих лет.


izumzum.ru