Согласно учебному плану учреждения на предмет история в 7 классе отводится 2 часа в неделю - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В соответствии с фбупп учебный предмет «Физическая культура» вводится... 2 505.96kb.
Дисциплины согласно рабочему учебному плану 1 154.6kb.
- 9 1197.56kb.
Подготовка к егэ по физике. (10-11 класс) 4 часа в неделю 1 7.85kb.
Пояснительная записка к учебному плану мбу цод «Молодёжный» 1 155.95kb.
Планирование составлено в соответствии с базисным учебным планом... 1 178.53kb.
История Казахстана Естественно-математическое направление. 10 класс. 1 83.7kb.
Рейтинг-план по дисциплине «Английский язык» Направление «История... 1 30.94kb.
В 1 классе на курс «Литературное чтение» отведено 132 часа. 1 191.54kb.
1. Перечень учебных дисциплин (модулей) согласно учебному плану по... 3 866.69kb.
Учебники для начальной школы. М.: Просвещение, 2011г. Согласно Федеральному... 9 4346.68kb.
Приказ №190 от «28». 08. 2012 г. Программа развития государственного... 4 1447.97kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Согласно учебному плану учреждения на предмет история в 7 классе отводится 2 часа - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»

г. Череповец




ПРИНЯТА

решением педагогического совета школы


(протокол № 1 от 28.08.2014)

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора


МБОУ «СОШ № 22»
№ 170/01-15 от 01.09.2014



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету

ИСТОРИЯ
основное общее образование

7 класс

Учитель
Костичева Ольга Николаевна



2014 – 2015 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также Примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с концепцией курса, представленной в авторских программах по истории для 7 классов общеобразовательной школы Агафонова С.В., Дмитриевой О.В. (Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. Программа курса и тематическое планирование. М.: ТИД «Русское слово», 2012.) и Пчелова Е.В. (Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века». Для 6—7 классов основной школы. 2-е издание. Москва, «Русское слово». 2010.)

Согласно учебному плану учреждения на предмет история в 7 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год, из них 4 часа – региональный компонент).



Целями обучения истории являются

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Задачи обучения: формировать у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных государственным стандартом общего образования: разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы; при выполнении творческих работ - определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения; передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися различные источники информации.

К началу 7 класса учащиеся имеют следующие умения и навыки по истории:



Умение работать с текстовыми и историческими источниками


  • Различать первичные и вторичные источники.

  • По плану изучать фрагмент повествовательного или описательного текста: находить незнакомые слова и определять их значение.

  • Определять основные вопросы содержания.

  • Различать достоверную и вымышленную информацию.

  • Ставить к тексту репродуктивные вопросы.

Умение работать с учебником

  • Объяснять логику построения содержания параграфа (по подзаголовкам параграфа).

  • Определять структуру (план) содержания отдельных пунктов плана учебника.

  • Самостоятельно читать, извлекать информацию из основного текста и дополнительных компонентов учебника по пункту плана параграфа и систематизировать сведения.

  • Самостоятельно выделять обязательные для усвоения единицы фактологических знаний основного текста параграфа учебника.

Умение работать с вещественными и изобразительными источниками

  • Различать первичные и вторичные вещественные и изобразительные источники.

  • С опорой на памятку давать описание архитектурных памятников, изобразительных источников изучаемой эпохи, извлекать из данных видов источников историческую информацию.

Умение локализации объектов в пространстве, работать с картой

  • Показывать населенные пункты, давая описание их местоположении, изменение границ государства.

  • Определять на карте границы своего региона, края.

  • Самостоятельно извлекать из карты непосредственную информацию о ходе исторического события, о местоположении историко-географических объектов.

  • Определять по контурной карте территорию стран в определенный исторический период.

  • Относить известные исторические объекты к культурному наследию. Изучаемых стран и народов.

Речевые умения

  • Давать ответ на вопрос в объеме подзаголовка параграфа с использованием содержащихся в учебнике фрагментов письменных источников, иллюстраций.

  • Объяснять смысл используемых в речи терминов и понятий.

  • Владеть приемами характеристики личности и исторических явлений, беседы, доказательства (тезис и его аргументация).

Умения письменной фиксации материала

  • Рецензировать правильность, полноту, логику, обоснованность ответов одноклассников, использование им дополнительных источников информации учебника.

  • Уметь составлять развернутый план текста пункта параграфа с использованием всех источников информации учебника.

  • Создавать конспекты и логические схемы под руководством учителя.

  • Заполнять сравнительные, синхронистические таблицы.

  • Давать характеристики личностей, памятников культуры.

Хронологические умения

  • Называть хронологические рамки событий, явлений, периодов исторического развития.

  • Определять половину, треть, четверть века.

  • Определять синхронность однотипных событий и явлений.

  • Относить изучаемые факты к веку, периоду исторического развития на основе численного соотнесения дат.

Умения анализа, синтеза, сравнения

  • Различать единичное событие и явление.

  • С опорой на типовые памятки систематизировать факты и анализировать события, явления, деятельность исторических лиц.

  • Устанавливать причинно-следственные связи между однородными событиями и явлениями.

  • Сравнивать по плану события, явления, деятельность исторических лиц, выделять в них общее и различное.

  • Выделять главные и второстепенные признаки понятий, характерные черты событий, явлений.

Умения самостоятельной учебной деятельности

  • Читать детскую историческую научно-популярную, справочную литературу.

  • Готовить сообщение на основе текста учебных пособий, адаптированных источников.

  • Выполнять задания в области художественного творчества.

Оценочные суждения.

  • Воспроизводить и объяснять историческую оценку события, явления, деятельности личности.

  • Различать историческую и нравственную оценку фактов прошлого.

  • Определять ценности людей прошлого и выражать отношение к ним.

Высказывать суждения о роли исторических знаний в образовании личности.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Умение работать с текстовыми и историческими источниками




  • Различать мемуары, документы делопроизводства.

  • Характеризовать источник (вид, автор, название, врем создания).

  • По плану самостоятельно изучать учебные повествовательные и описательные тексты: извлекать из них опосредованную информацию; делать выводы, ставить к источнику продуктивные вопросы (требующие анализа и объяснения).

  • Оценивать полноту информации в источнике по заданной теме.

Умение работать с учебником

  • Объяснять место темы параграфа в главе, разделе учебника.

  • Оценивать полноту раскрытия содержания темы в параграфе учебника.

  • Самостоятельно читать, объяснять содержание текста параграфа повествовательного характера, используя все информационные возможности учебника, и систематизировать сведения.

  • Самостоятельно выделять все основные единицы знаний параграфа учебника, обязательные для усвоения.

Умение работать с вещественными и изобразительными источниками

  • Осуществлять отбор изображений памятников истории и культуры по заданной теме, давать им описание, извлекать информацию.

  • Относить памятники культуры к определенному стилю (жанру).

  • Соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными.

  • Определять достоверность отражения прошлого в изобразительных источниках.

Умение локализации объектов в пространстве, работать с картой

  • Различать и показывать географические объекты, связанные с изучением экономических, социально-политических вопросов истории стран.

  • Определять на основе сопоставления карт различных периодов изменения в хозяйственной и социально-политических вопросов истории стран.

  • Определять на основе сопоставления карт различных периодов изменения в хозяйственной и социально-политической жизни страны.

  • Наносить на контурную карту ход исторического события по его описанию в учебнике, создавая условные обозначений в карте.

  • Устанавливать связь между географическим положением страны и ее экономическими, социальными и политическими факторами развития.

Речевые умения

  • Давать развернутый ответ на вопрос в объеме параграфа учебника, требующий обобщения основных вопросов содержания (вступление, основная часть, выводы); уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним.

  • Владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения.

  • Выступать с сообщениями.

Умения письменной фиксации материала

  • Рецензировать сообщения одноклассников.

  • Делать краткие выписки из книги, оформлять цитаты.

  • Составлять развернутый план параграфа или адаптированного исторического текста.

Хронологические умения

  • Называть хронологические рамки исторических процессов, выделять основные даты для прочного усвоения.

  • Определять синхронность событий и явлений в разных странах.

  • Определять этапы событий.

Умения анализа, синтеза, сравнения

  • Различать явления экономической, политической, социальной и культурной жизни и устанавливать связи между ними под руководством учителя.

  • С опорой на типовые памятки анализировать явления хозяйственной, социальной, политической и культурной жизни страны.

  • Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в масштабах страны.

  • Сравнивать деятельность лиц, исторические события на основе самостоятельно выделенных линий сравнения.

  • Относить новые факты и явления к известному понятию.

Умения самостоятельной учебной деятельности

  • Создавать аннотацию на историческую книгу.

  • Пользоваться энциклопедиями, справочниками.

  • Готовить сообщение на основе источников разных видов.

  • Выполнять художественно-творческие задания.

Оценочные суждения.

  • Давать историческую оценку фактов, явлений прошлого.

  • Выражать отношение к деятельности людей в прошлом с позиций духовных ценностей общества в изучаемую эпоху.

  • Высказывать суждения о важности научного исторического познания.


Календарно-тематическое планирование
Новая история (24 часа + 4 резерв)



Примерная программа

§/название

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения. Компетенции.

Тип урока

Вид деятельности учащихся

Информационная

Учебно-познавательная

Смысловые блоки.

Основные понятия, персоналии, даты.

Репродуктивный/Р

Продуктивный/П

Творческий/Т





Индивидуальная / И

Групповая / Г

Фронтальная / Ф


1

Новое время: понятие и хронологические рамки.




Новая история – период Всеобщей истории. Хронологические рамки Новой истории. Периодизация Новой истории.


Понятия: Новое время, Новая история.

Называть хронологические рамки нового времени.

Умение объяснить понятия «новое время», «новая история».



Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

Тема 1. Великие географические открытия.

(2 часа)


2

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты.


1,2

Ойкумена глазами средневекового человека. Предпосылки Великих географических открытий. Путешествие Христофора Колумба. Тордесильясский договор. Открытие экспедицией Васко да Гама морского пути в Индию. Первое кругосветное путешествие. Сарагосский договор. Европейцы в Новом Свете. Возникновение колониальных империй. Итоги Великих географических открытий.

Ойкумена, Реконкиста, конкиста, конкистадор, экспедиция, колония, пираты, «революция цен». Персоналии: Энрике Мореплаватель, Изабелла Кастильская, Фердинанд Арагонский, Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан, Эрнан Кортес, Франсиско Писсаро, Моктесума (Монтесума), Атауальпа, Джованни Каботто (Джон Кабот), Жак Картье,Генри Гудзон.

Р.: умение составить рассказ о великих географических открытиях.

Формирование навыков работы с картографическими материалами.



Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Работа с контурной картой «Великие географические открытия в конце 15-сер 17 века.».


Ф.: участие в беседе.

3

Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.

3

Тема 2. Рождение капиталистического общества (3 часа).

3

Европа в конце ХV — начале ХVII в.

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в.

Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.


4

Рост населения Западной Европы в 15-17 веках. Рост западноевропейских городов. Изменения в быту европейцев. Технический прогресс в начале Нового времени. Изобретение книгопечатания – вторая информационная революция. Зарождение капиталистических отношений. Мануфактура. Капитализм в сельском хозяйстве. Формирование классов наемных работников и буржуазии.

Быт, технический прогресс, капитализм, капиталистические отношения, «революция цен», информационная революция, банк, биржа, мануфактура, фермеры, классы наемные работники, буржуазия.

Персоналии: Иоганн Гутенберг.



Р.: умение составить рассказ о повседневной жизни человека в 16-17 веках.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

4

5

Р.: умение составить рассказ о развитии техники в новое время.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

5

6

Р.: умение составить рассказ о зарождении капитализма.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

Тема 3. Зарождение абсолютизма (5 часов).

6

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

13

Абсолютная монархия: особенности осуществления политической власти и церемониал. Испанский абсолютизм: создание империи и защита католицизма. Экономический упадок Испании. Англо-испанские противоречия. Англия – центр мировой торговли. Аграрный переворот в Англии. Королевская Реформация. «Золотой век» английской монархии – правление Елизаветы I. Английский парламентаризм. Становление французской абсолютной монархии. Религиозные войны. Франция при Ришелье. Расцвет французского абсолютизма при Людовике XIV: особенности внутренней и внешней политики. Французский классицизм.


Абсолютизм, абсолютная монархия, бюрократический аппарат, протекционизм, Акт о супрематии, аграрная переворот, огораживания, парламент, пуритан, гугеноты, религиозные войны, Нантский эдикт, политика веротерпимости, фавориты, классицизм.
Персоналии: Карл V (I), Филипп II, Генрих VII, Генрих VIII, Мария Тюдор, Елизавета I, Френсис Дрейк, Франциск I, Генрих II, Карл IX, Екатерина Медичи, Франсуа Гиз, Генрих III, Маргарита Валуа, Генрих Наваррский, Арман Ришелье, Людовик XIV, Жан Батист Кольбер, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер, Никола Пуссен.

Р.: умение составить рассказ об империи Габсбургов.

Формирование навыков работы с картографическими материалами.



Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

7

15

Р.: умение составить рассказ об Англии при Тюдорах.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

8

16

Р.: умение составить рассказ о Елизавете I.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

9

17

Р.: умение составить рассказ о французском абсолютизме.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

10

21

Р.: умение составить рассказ о Людовике XIV.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

Тема 4. Реформация и Контрреформация. (3 часа).

11

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии.

10

Причины Реформации. Начало Реформации в Германии: Мартин Лютер и его учение. Вормсский рейхстаг. Крестьянская война в Германии. Рождение протестантизма: «Аусбургское вероисповедание». Аугсбургский мир. Реформация в Швейцарии: Жан Кальвин и его учение. Контрреформация. Орден иезуитов. Триденский собор.

Индульгенция, Реформация, протестантизм, лютеранство, Крестьянская война в Германии, кальвинизм, гугеноты, пуритане, Контрреформация, орден иезуитов.

Персоналии: Лев Х, Мартин Лютер, Карл V, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола, Павел III.



Р.: умение составить рассказ о реформации в Германии.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

12

Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

11

Р.: умение составить рассказ о реформации и крестьянской войне в Германии.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

13

12

Р.: умение составить рассказ об ордене иезуитов.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

Тема 5. Нидерландская буржуазная революция (1 час).

14

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

14

Нидерланды под властью Испании: социально-экономическое развитие, религиозные конфликты. Антикатолическое восстание. Парвление герцога Альбы. Движение гёзов. Рождение Республики Соединенных провинций. Расцвет Голландии.

Кальвинизм, кальвинисты, гёзы, республика.
Персоналии: Филипп II, Вильгельм Оранский, герцог Альба, Абель Тасман.

Р.: умение составить рассказ о нидерландской революции.

Формирование навыков работы с картографическими материалами.



Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Работа с контурной картой «Нидерландская буржуазная революция 1566-1609 гг.».


Ф.: участие в беседе.

Тема 6. Английская буржуазная революция (1 час).

15

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции.

22

Англия под властью Стюартов. Долгий парламент и начало революции. Гражданская война. Конфликты в революционном лагере: пресвитериане, индепенденты, левеллеры. Свержение монархии. Английская республика. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии. «Славная революция». «Билль о правах». Английская парламентская монархия.

Абсолютная монархия, парламент, англикане, пуритане, пресвитериане, индепенденты, Долгий парламент, роялисты, левеллеры, республика, протекторат, реставрация, «Билль о правах», виги, тори, революция.

Персоналии: Яков Первый, Карл Первый, Кромвель, Лильберн, Карл Второй, Яков Второй, Вильгельм III Оранский.



Р.: умение составить рассказ об гражданской войне в Англии.

Формирование навыков работы с картографическими материалами.



Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Работа с контурной картой «Английская революция 17 века».


Ф.: участие в беседе.

Тема 7. Международные отношения в Новое время. Конец XV-XVIII век (2 часа).

16

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

18, 26

Природа военных конфликтов в Новое время. Система европейского баланса. Рождение дипломатии. Отражение османской агрессии. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Войны за австрийское наследство. Семилетняя война. Разделы Польши.

Понятия: династические войны, религиозные войны, войны за передел территорий, дипломатия.

Персоналии: Густав Адольф, Альбрехт Валленштейн, Людовик XIV, Карл XII, Петр I, Мария Терезия, Фридрих II, Петр III.



Р.: умение составить рассказ о международных отношениях в Новое время.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

Тема 8. Промышленный переворот в Англии. (1 час).

17

Экономическое и социальное развитие Европы в ХVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий.

27

Предпосылки промышленного переворота. Импорт индийских тканей в Англию. Английские изобретатели. Паровая машина Джеймса Уатта и переворот в тяжелой промышленности. Формирование классов промышленной буржуазии и наемных рабочих. Движение луддитов.

Доиндустриальное (аграрное) общество, индустриальное общество, промышленный переворот, фабрика, индустрия, модернизация, промышленная буржуазия, наемные рабочие, луддиты.

Дж. Кей, Дж. Уайтт, Р. Аркрайт, Дж. Харгривс, С. Кромптон, Э. Картрайт, Дж. Уатт, Нед Лудд.



Р.: умение составить рассказ об экономическом и социальном развитии Европы в 17-18 веках.

Формирование навыков работы с картографическими материалами.



Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Работа с контурной картой «Начало промышленного переворота».


Ф.: участие в беседе.

Тема 9. Общество и государство в эпоху Просвещения. (3 час).

18

Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния.

23

Понятие «эпоха Просвещения». Философия Просвещения. Английское просвещение. Французское просвещение. Общество эпохи Просвещения: воспитание и образование, печать и общественное мнение, «вольные каменщики». Литература и искусство эпохи Просвещения. Просвещенный абсолютизм: реформы Иосифа II в Австрии, прусский король Фридрих II Гогенцоллерн – «философ» на троне.

Эпоха Просвещения, философия Просвещения, рационализм, прогресс, естественные права человека, общественный договор, разделение властей, энциклопедия, народный суверенитет, общественное мнение, масонство, роман, рококо, неоклассицизм, просвещенный абсолютизм.

Персоналии: Гоббс, Локк, Монтескьё, Вольтер, Дидро, Руссо, Дефо, Свифт, Гёте, Ватто, Жак Луи Давид, Г.Ф. Гендель, Бах, Моцарт.



Р.: умение составить рассказ об «эпохе Просвещения».

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

19

24

Р.: умение составить рассказ об обществе эпохи Просвещения.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

20

25

Р.: умение составить рассказ о просвещенном абсолютизме.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

Тема 10. Война за независимость и образование США. (1 час).

21

Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».

28, 29

Английская колонизация Северной Америки. Североамериканские колонии Англии: социально-экономическое развитие. Взаимоотношения колоний с метрополией. Война за независимость. «Декларация независимости» Образование США. Конституция США.

Колония, метрополия, Война за независимость, «Декларация независимости», конфедерация, федерация, конституция, президент.

Бенджамин Франклин, Георг III, Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Мари Жозеф Лафайет.



Р.: умение составить рассказ о войне за независимость североамериканских колоний.

Формирование навыков работы с картографическими материалами.



Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Работа с контурной картой «Образование США».


Ф.: участие в беседе.

Тема 11. Великая французская революция. (2 часа).

22

Французская революция ХVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

30, 31

Предпосылки Великой французской революции. Созыв Генеральных штатов. Декларация прав человека и гражданина. Франция – конституционная монархия. Революционная война. Провозглашение Французской республики. Установление якобинской диктатуры. Якобинцы у власти. Термидорианский переворот.


Третье сословие, Генеральные штаты, Учредительное собрание, революция, «Декларация прав человека и гражданина», конституция, конституционная монархия, революционная война, Конвент, политические клубы, якобинцы, жирондисты, санкюлоты, монтаньяры, республика, роялисты, диктатура, Комитет общественного спасения, термидорианский переворот, термидорианцы.

Р.: умение составить рассказ о Великой французской революции.

Формирование навыков работы с картографическими материалами.



Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Работа с контурной картой «Французская революция 18 века».


Ф.: участие в беседе.

Тема 12. Эпоха Возрождения и формирование научной картины мира (3 часа).

23

Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра.

7,8,9

Предпосылки Возрождения. Античное наследие западноевропейской культуры. Сущность эпохи Возрождения. Итальянский гуманизм. Меценатство. Североевропейский гуманизм. Искусство Высокого Возрождения. Искусство североевропейского Возрождения. Предпосылки революции в естествознании. Формирование научной картины мира. Рост мистицизма в западноевропейском обществе. Литература и искусство эпохи барокко.

Возрождение, гуманизм, меценатство, меценат, утопия, гелиоцентризм, эмпиризм, рационализм, эксперимент, мистицизм, «охота на ведьм», астрология, алхимия, барокко.

Персоналии: Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Микеланжело Буонаротти, Рафаэль Санти, Тициан, Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Теофаст Парацельс, Мигель Сервантес де Сааведра, Уильям Шекспир, Бернини, Веласкес, Рембрандт.



Т.: написание доклада.

Комбинированный

И.: Написание доклада; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

24

19

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

25

20

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

Тема 13. Страны ислама в XVI-XVIII веках. (1 час)

26

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

Османская империя: от могущества к упадку.



32

Экспансия Османской империи на Запад. Османская армия. Предпосылки упадка Османской империи. «Европеизация» Османской империи. Рост турецкого национального самосознания. Упадок Ирана в период правления династии Сефевидов. Надир-шах. Шииты и сунниты в Иране. Распад державы Надир-шаха.

Ислам, экспансия, янычары, «европеизация», сунниты, шииты.

Персоналии: Сулейман II Великолепный, Ян Собесский, Надир-шах.



Р.: умение составить рассказ об Османской империи.

Формирование навыков работы с картографическими материалами.



Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Работа с контурной картой «Османская империя в 16-18 веках».



Ф.: участие в беседе.

Тема 14. Индия, Китай и Япония в XVI-XVIII веках (1 час).

27

Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.

33-34

Социально-экономическое состояние Индии в начале Нового времени. Империя Великих Моголов. Колонизация Индии европейцами. Китай в правление династии Мин. Маньчжурское завоевание Китая. Китай в правление династии Цин. «Закрытие» Китая. Япония при сёгунах Токугава. «Закрытие» Японии. Традиционная японская культура.

Моголы, индуизм, колонизация, Остиндская компания, конфуцианство, династия Мин, маньчжуры династия Цин, сёгун, династия Токугава, даймё, самураи, синтоизм, буддизм.
Персоналии: Мухаммад Бабур, Джалалиддин Акбар, Токугава Иэясу.

Р.: умение составить рассказ о социально-экономическом состоянии Индии и Китая.

Формирование навыков работы с картографическими материалами.



Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

28

Итоговое повторение и обобщение.

История России. (40 час, 36+4 резерв)



ФГОС

§/название

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения. Компетенции.

Тип урока

Вид деятельности учащихся

Информационная

Учебно-познавательная

Смысловые блоки.

Основные понятия, персоналии, даты.

Репродуктивный/Р

Продуктивный/П

Творческий/Т


Индивидуальная / И

Групповая / Г

Фронтальная / Ф


1

Россия в Новое время

Хронология и сущность нового этапа российской истории.



Введение.

История в системе гуманитарных наук. Периодизация исторического процесса




Р.: называть в хронологической последовательности этапы развития человечества, их хронологические рамки;

 


Изложение нового материала

И.: Составление конспекта;

Ф.: участие в беседе.

Тема: Россия на рубеже XVI—XVII вв.

(7 часов).

2

Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия.

1 / В преддверии Смуты


Тема 1. В преддверии Смуты.

Экономические и политические причины Смуты. Кризис власти. Нарастание противоречий в обществе.

Проблема престолонаследия. Гибель царевича Дмитрия. Пресечение московской династии Рюриковичей.

Избрание Бориса Годунова на царство. Его политика. Опала Романовых. Великий голод.



Смутное время

Анализ, объяснение, оценка исторических фактов и явлений;

знание основных событий;

объяснение своего отношения к наиболее значительным событиям и личностям.


Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

3

Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова.

2,3,4 (п.1,2) / Лжедмитрий I. Царь Василий Шуйский.

Лжедмитрий II. Междуцарствие.




Причины самозванства. Легенда о спасшемся царевиче Дмитрии. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Появление Лжедмитрия II. Состав участников его движения. Тушинский лагерь.

Появление новых самозванцев.

Болотников. Причины его движения. Основные цели и задачи болотниковцев. Участники движения и его характер. Ход войны Болотникова с царем Василием Шуйским. Причины поражения Болотникова. Разгром движения.


Самозванец (самозванство)

Знание основных событий;

объяснение своего отношения к наиболее значительным событиям и личностям;

работа с хронологией;

работа с историческим источником.



Комбинированный

Карта «События смутного времени»;

рабочая тетрадь, 2, упр. 2,3; 3, упр. 1,2, документы в учебнике.



4

Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа.

4 (п.3), 5

Договор России со Швецией. Начало открытого вторжения войск Речи Посполитой на территорию России. Осада Смоленска. Князь М.В. Скопин-Шуйский. Поражение царских войск у Клушино.

Тема 5. Междуцарствие.

Свержение царя В. Шуйского. Семибоярщина. Договор о призвании на русский трон принца Владислава. Роль РПЦ. Деятельность патриарха Гермогена. Формирование Первого ополчения. Деятельность «Совета всей земли». Начало освобождения Москвы. Развал Первого ополчения. Результаты его деятельности.


Гражданская война, интервенция, семибоярщина, ополчение

Знание основных событий;

объяснение своего отношения к наиболее значительным событиям и личностям;

работа с исторической картой;

работа с хронологией.

Выделение главных и второстепенных фактов.


Комбинированный

Карта «События смутного времени»;

рабочая тетрадь, 4, упр.1,2,3; 5, упр. 3.



5

Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

6 / Второе ополчение и освобождение Москвы.

1 час


Тема 6. Второе ополчение и освобождение Москвы.

Положение России. Захват шведами Новгорода. Угроза потери независимости. Возникновение Второго ополчения. Личности князя Пожарского и Кузьмы Минина. Освобождение Москвы.

Земский собор для выборов царя. Основные кандидаты и группировки. Избрание Михаила Романова на царство.

Судьба Михаила Романова во время Смуты. Подвиг Ивана Сусанина. Приезд в Москву и его венчание на царство. Начало династии Романовых.



Национальное самосознание

Знание основных событий;

объяснение своего отношения к наиболее значительным событиям и личностям;

работа с исторической картой;

работа с хронологией.



Комбинированный

Карта «События смутного времени»;

рабочая тетрадь, 6, упр. 1,2,3;

контурные карты.


6

1. Региональный компонент. Вологодский край в XVII века.







Комбинированный




7

Обобщение и повторение.










Тема: Россия в XVII в. (8 часов)

8

Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян. Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей. Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).

7 / Правление царя Михаила Федоровича.

1 час


Ликвидация последствий Смуты. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Пятинные деньги (пятина), налог с сохи, бобыли, засечная черта.

Знание основных событий;

объяснение своего отношения к наиболее значительным событиям и личностям;

работа с исторической картой;

работа с хронологией.



Комбинированный

Рабочая тетрадь, 7, упр.2

9

8 / Царь Алексей Михайлович.

1 час


Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам.

Уложение, крепостное право, барщина, черносошные крестьяне, оброк, крепостные, приказные люди, «приборные» служилые люди, ясак, белые слободы, тягло, сословия, сословная лестница.

Умение оперировать понятиями, работа с хронологией, работа с историческим источником: соотношение дат всеобщей и отечественной истории.


Комбинированный

Рабочая тетрадь, 8, упр.1,2,4.

10

9 / Россия в XVII веке.

1 час


Территория и хозяйство России в первой половине XVII в.

Центральное и местное управление.

Приказная система.

Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.



Уезд, волость, стан, самодержавная монархия, Земский собор, Боярская дума, приказы, приказные люди, дьяк, подъячий, земские старосты, городовые приказчики, мануфактура, мелкое товарное производство, рассеянное предприятие, буржуазия, гостиная сотня, суконная сотня, ярмарка, всероссийский рынок.

Работа с исторической картой, умение оперировать понятиями, анализ исторических процессов.


Комбинированный

Карта «Основные промышленные центры на территории европейской части России. XVII век»;

Рабочая тетрадь, 9, упр.1, 3.



11

10 / Присоединение Украины к России.

1 час



Запорожская Сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война.

Униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь.

Знание основных событий, объяснение своего отношения к событиям и личностям истории России, анализ, объяснение, оценка исторических фактов, работа с историческим источником.

Комбинированный

Рабочая тетрадь, 10, упр.1,2,3,4.

12

11 / Раскол в Русской Православной Церкви

1 час


Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум.

Раскол, старообрядцы (раскольники), книжная справа.

Знание основных событий, объяснение своего отношения к событиям и личностям истории России, анализ, объяснение, оценка исторических фактов, работа с историческим источником.

Комбинированный

Рабочая тетрадь, 11, упр.1,2,3.

13

12 / Народные волнения в 1660-1670х годах.

1 час


Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина.




Знание основных событий, объяснение своего отношения к событиям и личностям истории России, анализ, объяснение, оценка исторических фактов, работа с историческим источником.

Комбинированный

Рабочая тетрадь, 12, упр.1,2,3; историческая карта

14

13 / Сибирь в XVII веке.

1 час


Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Русские землепроходцы. Завершение присоединения Сибири.

Ясак

Работа с хронологией, работа с историческим источником.

Комбинированный

Рабочая тетрадь, 13, упр.1, 3, 4.

15

14 / Русская культура XVII в.: просвещение, литература и театр в XVII веке.

Обмирщение культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна. Быт и нравы допетровской Руси.


Обмирщение (секуляризация) культуры, изразцы, лепнина, терем




Комбинированный

Описание памятников культуры.

Выполнение творческих работ.



16

15 / Русская культура XVII в.: архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке.





Комбинированный




17

2. Региональный компонент. Вологодский край в 17 веке. Обобщение и повторение







Комбинированный




Тема: Россия эпохи реформ Петра Первого. (10 часов)

18

Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А. Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Изменения в дворянском быту.

16 Наследники Алексея Михайловича.


Царь Федор Алексеевич.

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Отмена местничества.


Местничество, регентство

Знание основных событий, объяснение своего отношения к событиям и личностям истории России, анализ, объяснение, оценка исторических фактов, работа с историческим источником, работа с хронологией.

Комбинированный

Карта «Европейская часть России при Петре I»;

Рабочая тетрадь, 16, упр. 1,2,3.



19

17 Начало правления Петра I.


Воцарение Петра I. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в.

Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Великое посольство.



Северный союз, рекрут, регулярная армия, рекрутская система.

Знание основных событий, объяснение своего отношения к событиям и личностям истории России, анализ, объяснение, оценка исторических фактов, работа с историческим источником, работа с хронологией.

Комбинированный

Карта «Европейская часть России при Петре I»;

Рабочая тетрадь, 17, упр.1,3,4.



20

18 Начало Северной войны.


Поражение под Нарвой. Реформы в армии. Основание Петербурга.




Анализ, объяснение, оценка исторических фактов.

Работа с исторической картой.



Комбинированный

Карта «Европейская часть России при Петре I»;

Рабочая тетрадь, 18, упр.1,2.



21

19-20 Перелом в войне. Конец Северной войны.


Полтавская битва. Прутский поход.




Работа с исторической картой.

Работа с хронологией.

Выделение главных и второстепенных фактов.


Комбинированный

Карта «Европейская часть России при Петре I»;

Рабочая тетрадь, 19, упр.1,3,4; 20, упр. 2,3.



22

21 Государственные преобразования

Петра I.




Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие.


Сенат, генерал-прокурор, обер-прокурор, абсолютизм, коллегии, синод, податные сословия, подушная подать, Кабинет, Табель о рангах. Манифест.

Умение оперировать понятиями, характеризовать основные изменения произошедшие в жизни русских людей при Петре.

Комбинированный

Рабочая тетрадь, 21, упр.1,2,3.

23

22 Экономика

при Петре I.




Строительство мануфактур и заводов.

Посессионные крестьяне, политика протекционизма, работные люди, экспорт, импорт, берг-привилегия.

Умение объяснять смысл основных исторических понятий и терминов.

Работа с картой.

Анализ исторических фактов.


Комбинированный

Карта «Европейская часть России при Петре I»;

Рабочая тетрадь, 22.



24

23 Народные движения при Петре I.


Восстание К.Булавина.




Знание основных событий, объяснение своего отношения к событиям и личностям истории России, анализ, объяснение, оценка исторических фактов, работа с историческим источником, работа с хронологией.

Комбинированный

Карта «Европейская часть России при Петре I»;

Рабочая тетрадь, 23.






24 Преобразования в области культуры.


Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов.

Светский характер культуры, ассамблеи, гражданская азбука, бородовой знак, «Ведомости».

Умение давать описание памятнику культуры.

Комбинированный

И.: Составление конспекта; анализ документа.

Ф.: участие в беседе.

25

25-26 Династия Романовых в первой четверти

XVIII века.




Роль петровских преобразований в истории страны.

Указ о престолонаследии. Семья Петра I. «Дело» царевича Алексея.



Указ о единонаследии.

Умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

объяснение своего отношения к событиям и личностям истории России.



Комбинированный

Рабочая тетрадь, 25.

26

3. Региональный компонент. Вологодский край в первой половине XVIII века.














27

Итоги и цена петровских преобразований. Обобщение и повторение.













Тема: Эпоха дворцовых переворотов. (3 часа)

28

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия.

27-28 Наследники Петра I. Правление императрицы Анны Иоанновны


Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина.

Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, кондиции. Кабинет министров.

Умение оперировать основными понятиями, сравнивать исторических деятелей. Знание основных событий, объяснение своего отношения к событиям и личностям истории России

Комбинированный

Рабочая тетрадь, 27-28.

29

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства.

29 Царствование Елизаветы Петровны.


Личность императрицы. Внутренняя политика. Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских

земель.


Косая атака.

Умение рассказывать о причинах, ходе и результатах Семилетней войны, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов.

Комбинированный

Карта «Россия в 1725-1762 годах»;

рабочая тетрадь, 29.



30

Участие России в Семилетней войне (П. А. Румянцев).

30 Наука, просвещение и культура России в середине XVIII века.


Наука и просвещение. Литература и искусство. Ломоносов М.В. Основание Московского университета.







Комбинированный

Рабочая тетрадь, 30.

Тема: Российская империя в 1762—1801 гг. (5 часов)

31

Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.

Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение.

Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).



31 Император Петр III.


Расширение прав и привилегий дворянства.

Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.










Комбинированный

Рабочая тетрадь, 31, упр.

32

32 Екатерина II. Личность и эпоха.


Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия.

Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам.



Просвещенный абсолютизм.

Уложенная комиссия.

Наказ.

Фавориты.



Сравнивать исторических деятелей. Знать основные события.

Комбинированный

Рабочая тетрадь, 32, упр.

33

33 Внешняя политика при Екатерине II.

Войны с Персией и Турцией. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и

Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии.

Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.


Речь Посполитая

Умение читать историческую карту.

Комбинированный

Карта;

Рабочая тетрадь, 33, упр.



34

34-35 Движение Е.И. Пугачева.

Внутренняя политика Екатерины II.



Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев.

Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Расцвет

крепостничества. Развитие капиталистического уклада.



Казаки,

крестьяне. Крестьяне-отходники, капиталистые крестьяне, барщина, оброк.



Умение читать историческую карту. Выделять главные и второстепенные факты. Умение охарактеризовать внутреннюю политику правительства Екатерины, показать связь между восстанием Пугачева и ухудшением положения крестьян, дать оценку крестьянской войны.

Комбинированный

Рабочая тетрадь, 34-35, упр.

35

36 Правление Павла I.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Указ о единонаследии.

Умение сравнивать исторических деятелей.

Комбинированный

Рабочая тетрадь, 36, упр.

36

4. Региональный компонент. Вологодский край во второй половине 18 века. Обобщение и повторение














Тема: Культура и быт России во второй половине XVIII в. (5 часов)

37

Просвещение. Становление отечественной науки.

М. В. Ломоносов. Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.



37-38 Просвещение и наука во второй половине XVIII века. Литература и искусство во второй половине XVIII века.



Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса.

Географические экспедиции.



Классицизм

Анализ влияния идей Просвещения на ситуацию в России.

Комбинированный

Рабочая тетрадь, 37.

38

Литература и журналистика.

Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном

и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская

усадьба. Жизнь крестьян и горожан.



Знание черт культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре, скульптуре. Умение рассказать о произведении искусства.

Комбинированный

Иллюстративный материал.

Рабочая тетрадь, 38.



39




Комбинированный




40

ИТОГОВОЕ ОБОЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ











Список учебно-методической литературы

  1. Агафонов С.В. Схемы по истории России к учебнику Е.В. Пчелова «История России. XVI— XVIII века».

  2. Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова «История России».

  3. Майков А.Н. История России. XVII-XVIII века. Методические рекомендации.

  4. Стецюра Т.Д. Рабочая тетрадь к учебнику Дмитриевой О.В. "Всеобщая история. История нового времени".



РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей русского языка и истории


(протокол № 1 от 29.08.2014 г.)




СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 22»

_____________ /Г.В.Степяк/

«29» сентября 2014 г.







СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 22»

_____________ /Г.В.Степяк/

«29» сентября 2014 г.