Смешанная экономика - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Смешанная экономика - страница №1/3





Введение

После мирового экономического кризиса, начавшегося в США в 1929г., в экономической науке изменилось понимание роли государства в экономике. Предпосылки к этому сформировались еще в Х1Х веке, когда государство взяло на себя ответственность за функционирование пенсионной системы, систем здравоохранения и образования. Государство для обеспечения этой роли должно было обладать соответствующими средствами. Получить эти средства можно было только используя налогообложение.

Циклическое развитие экономики также требовало активного вмешательства государства в экономику. И для такого вмешательства в экономику, государству также требовались средства и соответствующее обоснование. В пособии раскрываются обоснование и механизмы вмешательства государства в экономику в современных условиях смешанной экономики.


  1. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


История знает два ярко выраженных типа экономической организации общества – это рыночная и командная системы. В настоящее время экономики большинства стран мира являются смешанными экономиками.

Смешанная экономика – это система, состоящая из двух секторов, частного (рыночного) и государственного (общественного). Частный сектор состоит из частных фирм, которые принимают решения в соответствии с рыночными сигналами. Государственный сектор включает в себя министерства, местные органы власти, государственные промышленные предприятия и отрасли, государственные организации и фонды. Средства для деятельности всех этих организаций предоставляет государство, и проводимая ими политика, в конечном счете, зависит от финансирования из государственного бюджета. При этом предполагается, что государственный сектор подобно частным предприятиям и некоммерческим организациям функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии возникает в тех и только тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ограниченных ресурсов. Цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятий и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия. Государство для реализации своих целей использует, прежде всего, финансовые инструменты (налоги и государственные расходы).

Таким образом, можно констатировать, что в смешанной экономике частный сектор, основанный на частном предпринимательстве, посредством рыночного механизма удовлетворяет потребности отдельных людей в товарах и услугах, а государство (общественный сектор) берет на себя ответственность за исправление недостатков частного сектора и предоставление благ, которые не производит частный сектор (так называемых “общественных благ”).

Следует отметить что, соотношение долей частного и государственного секторов в экономике для каждой страны различное. Так в Великобритании три четверти продукции производится в частном секторе, а четверть - в государственном секторе, и правительство несет ответственность за ее выпуск. В США, например, участие государства в экономике страны гораздо меньше, чем в Великобритании, но при этом, в США нет главных частных автомагистралей. А основную массу пассажирских железнодорожных перевозок в США осуществляет созданная и субсидируемая государством компания «Амтрак», хотя в начале ХХ века все железные дороги находились в частной собственности. Почтовая служба в США также является государственным предприятием.

В теоретическом аспекте проблема соотношения долей частного и государственного секторов в экономике страны является предметом постоянных дискуссий экономистов, придерживающихся либеральных взглядов (они считают, что рынку не надо мешать – он сам все урегулирует) и экономистов, стоящих на позициях усиления роли государственного регулирования.

При этом необходимо учитывать, что для поддержания экономического роста необходимо постоянное приращение капитала. Приращение капитала происходит как в частном, так и в государственном секторе. Основной, а точнее главный инвестор современного мира в общественный сектор и, в особенности в такие его сферы, как инфраструктура, здравоохранение и, конечно же, образование, а также организация переподготовки и повышения квалификации кадров - это само правительство (т.е. государство).

В развитых странах деятельность правительства направлена на достижение экономических целей широко распространенных в обществе. К числу этих целей относятся:

1. Экономический рост. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг или более высокий уровень жизни.



  1. Полная занятость. Под ней понимается необходимость обеспечить работой всех, кто желает и способен работать.

  2. Экономическая эффективность. Необходимо получать максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

  3. Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или понижения общего уровня цен (инфляции и дефляции).

  4. Экономическая свобода. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

  5. Справедливое распределение доходов. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие купаются в роскоши.

  6. Экономическая обеспеченность. Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и др. иждивенцев.

  7. Торговый баланс. Стремление к поддержанию разумного баланса своей международной торговли и международных финансовых сделок.

1.2. НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


Важнейшая особенность рыночной экономики, которую следует особо отметить, это та, что на практике функционирование рыночного механизма, постоянно сопровождается определенными недостатками, подрывающими эффективность рыночного механизма и не все решения, которые автоматически принимает рыночный механизм, оказываются вполне удовлетворительными (в этом случае говорят о “несостоятельности рынка”).

Перечислим важнейшие из таких недостатков:

1. Некоторые необходимые блага (их называют ”общественные блага”), такие как оборона, общественная безопасность, охрана правопорядка, система правосудия, системы здравоохранения, образования и др. не могут быть куплены на свободном рынке. Основная причина рыночной несостоятельности таких благ та, что их нельзя сделать платными, т.к. всегда найдутся “безбилетники”, которые будут ими пользоваться, но попытаются и сумеют не платить за их использование. На практике государство в развитых странах берет на себя предоставление этих “общественных благ”, издержки содержания которых покрываются за счет налогоплательщиков;

2. В рыночной экономике самые богатые потребители обладают самым большим влиянием. В этом случае ресурсы, которыми располагает общество, могут быть использованы на производство товаров для богатых (предметов роскоши), и возможна ситуация, что при этом их не будет хватать для выпуска необходимых благ для малоимущих.

3. Эффективность рыночной экономики основана на механизме конкуренции, в котором может произойти сбой. С течением времени конкуренция в отдельных отраслях естественным образом угасает, и предприятие, победившее в конкурентной борьбе, становится монополистом. А предприятие - монополист может диктовать работникам определенных специальностей уровень заработной платы, а потребителям, привязанным к единственному поставщику необходимого им блага – цену на данное благо. Кроме того, существуют и «естественные монополии», возникшие в силу различных объективных причин. В таких случаях перед государством встают задачи поддержания конкуренции и недопущения возникновения монополий, а также регулирования цен на продукцию естественных монополий.

4. Сама конкуренция может привести к неэффективному распределению ресурсов.

5. Возможны нарушения суверенитета потребителя;

6. Ценовой механизм может оказаться слишком неповоротливым на практике из-за несовершенной информации (в 2001 году известный американский экономист Дж.Ю. Стиглиц получил нобелевскую премию по экономике за работы в области несовершенной информации и ее влияния на экономическую деятельность), и/или недостаточной мобильности факторов производства - прежде всего труда. В итоге предложение будет недостаточно быстро приспосабливаться к изменившимся условиям спроса.

7. Проблемы экстерналий (внешние эффекты). Рынок не способен оценить внешние издержки или выгоды, то есть те издержки или выгоды, которые несут или получают третьи лица, не являющиеся ни производителями, ни потребителями продукта. В результате, рынок может неадекватно оценивать общие издержки и выгоды производства того или иного продукта и, в результате, объемы производства этих продуктов не будут соответствовать реальным общественным потребностям в них.

В
P2

P1

Q2 Q1

Q
нешние издержки
возникают тогда, когда производство продукта порождает не компенсируемые издержки у какой-либо третьей стороны. Например, при загрязнении окружающей среды, внешние издержки несет население районов,

Рис.1


прилегающих к предприятию. Рыночный механизм не может компенсировать эти издержки, поэтому они не включаются в стоимость продута. Кривая предложения производителя в этом случае не отражает всех общественных издержек, связанных с производством товара. Это позволяет производителю создавать больший объем данной продукции, чем он мог бы производить, если бы результаты загрязнения окружающей среды включались в издержки его производства.

Поскольку рынок не способен учитывать внешние издержки, это должно делать государство. Оно должно трансформировать внешние издержки во внутренние издержки производителя. Это можно сделать разными способами.

Во-первых, такой трансформации можно добиться путем принятия соответствующего законодательства. Например, в случае экологического загрязнения могут быть приняты законодательные акты, обязывающие производителя создавать очистные сооружения, сводящие загрязнение к минимуму. Это автоматически увеличит издержки производства производителя и приблизит кривую предложения производителя к уровню кривой, отражающей реальные общественные издержки (Рис.1).

Во-вторых, государство может ввести особый налог, который будет приблизительно равен размеру внешних издержек на единицу продукции. Этот налог также будет способствовать трансформации внешних издержек в издержки производителя. Средства, полученные в результате сбора такого налога должны компенсировать издержки третьих лиц, которые возникают в ходе производства продукта. В случае с загрязнением окружающей среды эти средства должны направляться на ликвидацию последствий загрязнения.

В обоих случаях реальная кривая предложения производителя будет смещаться в направлении кривой общественных издержек, и объем производства будет соответствовать реальным издержкам общества на производство товара. Естественно этот объем производства будет ниже, чем тот, который создавался в условиях, когда внешние издержки не компенсировались.

Внешние выгоды возникают тогда, когда производство и потребление какого-либо товара приносит выгоду не только непосредственному потребителю, но и третьим лицам или обществу в целом. Например, здравоохранение приносит пользу не только пациентам, но и всему обществу, поскольку сохранение здоровья населения способствует более эффективной экономической деятельности. То же самое, можно сказать об образовании. Все общество получает выгоду от повышения уровня образования, поскольку вместе с ним растет производительность общественного труда, повышается уровень жизни, снижается преступность и т.п. Однако в условиях чисто рыночных отношений общество никак не оплачивает эти выгоды. Их оплата целиком ложится на непосредственных потребителей. В результате спрос на блага, приносящие внешние выгоды, не отражает реальные выгоды, получаемые обществом, и, следовательно, объем производства этих благ существенно меньше, чем он мог бы быть, если бы внешние выгоды реально оплачивались.

Г
P2



P1
осударство должно содействовать трансформации внешних выгод в оплачиваемые выгоды. Это также может осуществляться различными способами.

В
Q1 Q2



Q
о-первых, государство может увеличить спрос на соответствующие товары и услуги. Для этого оно должно обеспечить потребителей дополнительной покупательной

способностью, которая

Рис.2 может быть использована только на приобретение именно этих товаров и услуг. Например, могут быть введены талоны на покупку дешевых продуктов питания для малоимущих, сертификаты на жилье для военнослужащих и т.п.

В
P1


о-вторых, государство может увеличить предложение товара путем субсидирования (безвозмездного финансирования) его производства. Субсидирование высшего и среднего образования, субсидирование бесплатных услуг в сфере здравоохранения и тому подобные мероприятия также представляют собой форму оплаты внешних выгод. Но в результате этого возрастает не спрос, а предложение (Рис. 2).

В-третьих, когда внешние выгоды крайне высоки, государство может взять на себя полное финансирование таких отраслей или предприятий,

превратив их в государственную собственность и подчинив

государственному управлению. В этом случае государство получает возможность регулировать предложение данных товаров или услуг в соответствии с общественными потребностями.




P2

P112

Q1 Q2
Независимо от того, какой из трех способов избирает государство, оно добивается того, чтобы объем производства соответствовал спросу, сформированному на основе учета всех выгод, получаемых


Q
потребителем и обществом от

Рис.3
P2

P1

Q1 Q2

Q2Q1 Q1 Q2

ОЙйО Q2 Q2 Q2 Q2Q
производства и потребления данного товара (Рис.3).

8. Еще одним важным недостатком рыночного механизма является его неспособность стимулировать производство общественных благ;



  1. Ресурсы в рыночной экономике могут остаться неиспользованными, так как фирмы сами решают, что и в каком количестве производить. Если предприниматели посчитают, что перспективы получения прибыли плохи, они уменьшат закупку ресурсов.

1.3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА


Общественные блага - товары и услуги, которые не могут быть предоставлены одним лицам, без предоставления их другим лицам и потому не могут потребляться индивидуально. Неспособность рынка создавать общественные блага вытекает из свойств самих общественных благ. Эти блага являются неделимыми и не подпадают под действие принципа исключительности, то есть люди, не обладающие средствами для оплаты этих благ, не могут быть исключены из числа их потребителей. В таких условиях индивидуальные производители лишены возможности извлекать выгоды из производства и продажи общественных благ, поскольку, если человек может пользоваться каким-либо благом бесплатно, его крайне трудно заставить заплатить за него. Поэтому рыночные производители не занимаются производством общественных благ.

Общественные блага разнообразны. К ним относят оборону, правопорядок, судебную систему (как уже отмечалось), некоторые элементы транспортной инфраструктуры (железные дороги, автодороги и система дорожных знаков и т.п.), государственное образование, здравоохранение,

государственный жилищный фонд. Обеспечение государством, бесплатного посещения некоторых музеев, национальных парков и т.п., создание и поддержание коммунальной инфраструктуры также является общественным благом. Производство и потребление этих благ приносит столь большие внешние выгоды обществу, что государство берет их производство в свои руки.

Поскольку общественные блага не могут приобретаться и потребляться индивидуально, их потребление определяется решением государственных органов. Виды, производимых общественных благ, объемы их производства определяются правительством. Перераспределение ресурсов из сферы производства индивидуальных (частных) благ в сферу производства общественных благ осуществляется за счет налогообложения. Государство, облагая налогами предприятия и население, автоматически снижает их спрос на блага индивидуального потребления и получает средства на приобретение общественных благ. Благодаря этому ресурсы переходят из частного сектора в производство общественных благ.


1.4. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Подобно “несостоятельности рынка” выделяют и “несостоятельность государства”. Существует четыре основные причины систематической несостоятельности государства (вытекающие из его внутренней структуры) в достижении поставленных целей:

1. Его (государства) недостаточная информированность. Результаты многих действий трудны для осознания и непредсказуемы. Когда российское правительство провело через Государственную Думу закон “ о монетизации льгот”, оно и не предполагало, что расходы на реализацию этого закона многократно превысят запланированные.

2. Ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора. Государство имеет только ограниченный контроль над последствиями своей деятельности.

3. Ограниченный контроль над бюрократией. Законодательная власть разрабатывает законодательство, и уполномочивают исполнительную власть применять его. Но, от того, как и кем готовятся детальные правила применения законодательства, зависит действенность самого законодательства. Во многих случаях неудачи в реализации идей законодательной власти не являются следствием целенаправленных попыток игнорировать ее желания, но оказываются результатом неоднозначности самих намерений законодательной власти. И здесь возникает еще одна проблема – добиться того, чтобы администраторы, обязанность которых состоит в выполнении закона, сделали бы это безукоризненно и эффективно. Необходим анализ мотиваций в государственном секторе, надо понимать, что заставляет бюрократов действовать так, как они действуют?

4. Ограничения, налагаемые политическими процессами. На деятельность государства влияют ограничения, налагаемые политическими процессами (в частности выборами). Даже если бы государство, выбирая между всеми возможными действиями, было превосходно информировано об их последствиях, выбор конкретных мер с учетом политической реальности создал бы дополнительные трудности. Государственная деятельность затрагивает многих, но решения принимаются только ограниченной группой лиц – выборными представителями. Те, кто принимает решение, должны быть осведомлены о предпочтениях своих избирателей, и способны находить какие-то средства их совмещать или выбирать между различными предпочтениями. Так, например, в России в 2006 году (за полтора года до выборов) на самом высоком уровне заявлялось, что повышение пенсионного возраста не планируется. Но демографическая ситуация в стране такова, что скоро на одного работающего будет приходиться 1,5 - 2 иждивенца. Наша экономика (при существующей в стране производительности труда) этого не выдержит, и надо принимать какие-то решения. Если государство ведет себя непоследовательно, то эта непоследовательность - естественное следствие существующего механизма принятия решений. Более того, политический процесс есть реальность, в которой те, кто избираются для заботы об интересах общества, иногда (или часто) имеют стимулы действовать на благо групп с особыми интересами. Другими словами неспособность политиков выполнять то, что, казалось бы, должно быть в интересах общества, оказывается не только результатом алчности или недобросовестности небольшой группы некоторых политиков, но возможно непременным следствием функционирования существующих в обществе политических институтов.

Перечисленные источники несостоятельности государства, часто используются для критики государственного вмешательства в экономику, даже если это происходит в целях исправления недостатков рынка. В то же время признание этих четырех ограничений является предпосылкой выработки успешной государственной политики.


1.5. ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
История показала, что свободное функционирование рыночной экономики приводит к целому ряду последствий, неблагоприятных для общества.

Так, рыночная экономика склонна к неустойчивости и неравновесию. Состояние равновесия в рыночной экономике достигается через бесчисленные отклонения и постоянные колебания вокруг равновесного уровня. Это приводит к постоянному возникновению излишков или дефицита товаров, спекулятивным операциям, разорению одних и чрезмерному обогащению других. Также весьма чувствительны для общества, периодически возникающие в рыночной экономике, спады производства, сопровождающиеся значительной безработицей, или, наоборот, периоды повышенной экономической активности, приводящие к инфляции - неконтролируемому росту цен.

Хаотичность и непредсказуемость рыночной среды приводит к общей нестабильности экономического развития, которая выражается в значительных колебаниях цен, объемов производства, уровня занятости и темпов экономического роста. Периодические кризисы и депрессии в экономике приводят к потерям: производственные ресурсы используются не- полностью, возникает значительная безработица и т.п.

Кроме того, рыночная экономика неизбежно порождает и постоянно усиливает неравенство в распределении доходов между различными категориями участников экономического процесса. Рынок приносит наиболее высокие доходы владельцам тех ресурсов, которые являются более редкими по сравнению с другими. Поэтому владельцам капитала, земли и предпринимательских способностей имеют преимущество по сравнению с владельцами одной только рабочей силы. Наемные работники получают значительно меньшую долю общественного дохода, чем владельцы средств производства и природных ресурсов, а также высокопрофессиональные управляющие. Разрыв в доходах между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями общества имеет тенденцию возрастать. Большую роль в этом процессе играет право наследования, позволяющее сохранять богатства, накопленные в предшествующем поколении в руках одних и тех же социальных слоев. Следовательно, рыночная система приводит к неэффективному, с точки зрения общества, распределению ресурсов. К тому же такое положение вещей подрывает общественную стабильность. Усиление экономического неравенства может привести к социальному конфликту.

Вышеперечисленные причины приводят к тому, что государство вынуждено нарушить суверенитет рынка и осуществлять регулирование рыночной экономики в интересах общества. Государству приходится брать на себя ответственность за нормальное состояние экономической системы общества и сглаживать отрицательные последствия функционирования рынка.

Государство в рыночной экономике берет на себя ряд важнейших функций: эффективности (или размещения ресурсов), экономической стабилизации и справедливости (перераспределения дохода).



Функция эффективности (или размещения ресурсов). Государство берет на себя заботу о том, чтобы ресурсы в экономике использовались эффективно. Это значит, что оно стремится не допускать необоснованных экономических потерь и направлять ресурсы на решение общественно значимых задач. Эта функция включает в себя:

1. Создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы для эффективной экономической деятельности. Государство создает правовые акты, предоставляющие законный статус частным предприятиям, закрепляющие права собственности на соответствующие, продукты и ресурсы за всеми участниками экономического процесса, гарантирующие соблюдение контрактов и иных договорных обязательств. Также государство устанавливает правила осуществления практически всех экономических операций и основные правила поведения для всех участников экономического процесса.

Опираясь на эти законодательные нормы, государство может играть роль арбитра в спорах между участниками экономического процесса, выявлять и пресекать нарушения правил экономической деятельности. Кроме того, в рамках правового обеспечения государство предоставляет ряд услуг по поддержанию правопорядка: прямые полицейские меры для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения параметров реализуемой продукции, создание денежной системы, масштаба цен и т.п.

Вся эта деятельность не только обеспечивает законность и порядок в сфере экономических отношений, но и создает благоприятную атмосферу для деятельности законопослушных участников экономического процесса, и для честной эффективной экономической активности.

2. Ограничение монополизма. Государство должно препятствовать монополизации рынков, то есть установлению контроля одного или нескольких производителей, и восстанавливать равенство в отношениях между производителями и потребителями. Государство должно издавать законы и проводить в жизнь меры по борьбе с монополизмом. Эта борьба имеет в основном два направления. Там, где монополии возникают искусственно, то есть в результате сговора или победы наиболее сильного конкурента, государство может прибегнуть к прямому вмешательству для разрушения монополий. Сговор производителей в большинстве стран с развитой рыночной экономикой запрещен, а возникающие искусственные монополии подвергаются раздроблению на несколько мелких кампаний. В случае, если монополии носят естественный характер, то есть обусловлены технологической структурой производства или иными объективными экономическими факторами, государство прибегает к прямому регулированию деятельности монополий, ограничивая их возможности сокращать объемы производства и увеличивать цены.

3. Государство проводит в жизнь систему мер, позволяющую обеспечить возмещение внешних издержек и оплату внешних выгод. В результате этих мер происходит перераспределение ресурсов, обеспечивающее большую эффективность их использования с точки зрения общества. Также государство принимает меры для обеспечения общества необходимыми общественными благами.



Функция экономической стабилизации. Государство стремится обеспечить стабильность экономического развития и сгладить циклические колебания, возникающие в экономике. К этой функции относятся все меры государства, направленные на поддержание стабильного роста производства, сохранение уровня цен и занятости, сокращение продолжительности кризисов и депрессий. Все это включается в политику макроэкономической стабилизации, которая предполагает закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, которое государство считает приемлемым. Главными целями политики стабилизации является борьба с безработицей путем поддержания необходимого уровня совокупных расходов и борьба с инфляцией путем поддержания стабильности денежного обращения.

Функция справедливости (перераспределения дохода). Государство стремится не допускать увеличения разрыва в доходах между наиболее и наименее обеспеченными слоями общества. Правительство берет на себя задачу ограничения и сокращения этого неравенства за счет высокого налогообложения наиболее обеспеченных слоев населения и выплат пособий малоимущим. Государство создает систему социальной защиты малоимущих: пенсии, медицинское страхование, пособия детям, инвалидам и другим категориям нуждающихся (трансфертные платежи), организации общественных работ. Правительство устанавливает минимальные ставки заработной платы, поддерживает уровень цен в низко-доходных отраслях производства или поддерживает их дотациями. Кроме того, государство берет на себя финансирование целых отраслей и групп населения, исключенных из рыночного распределения доходов: государственный аппарат, армия, бюджетные организации (наука, здравоохранение, образование и т.п.).

Реализуя эти функции (большей частью через направленную налогово-бюджетную политику), государство в значительной степени изменяет характер экономических процессов в рыночной экономике. Государственное вмешательство делает рыночную экономику более стабильной, предсказуемой и социально ориентированной. Негативные последствия функционирования рынка становятся менее болезненными для общества.

следующая страница >>


izumzum.ru