Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология. 10 -11 классы. Базовый уровень - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Общая биология. 1 150.82kb.
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Общая биология. 1 150.82kb.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога бабенковой Ольги 1 255.21kb.
Рабочая программа по геометрии, 7 класс, 2-я ступень, уровень базовый... 1 94.78kb.
Рабочая программа 1 вида по литературе для 11 класса составлена на... 1 293.36kb.
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... 1 297.59kb.
Пояснительная записка Статус документа 3 383.24kb.
Рабочая программа по математике 5-6 классы составлена на основании... 1 72.04kb.
Рабочая программа по истории для 10-11 классов 1 464.61kb.
Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И. Г. 1 32.16kb.
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 1 396.6kb.
Руководство ифла/юнеско для школьных библиотек 2 311.39kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология. 10 -11 классы. - страница №1/1

Рассмотрена Утверждена

На заседании МО школы Приказом образовательного

Протокол № __________ учреждения №________

от «___» ___________ 200 г. от «___» ___________ 200 г.

Рассмотрена на заседании

Научно-методического совета

Протокол № ______________

от «___» ___________ 200 г.

Согласована

Председатель экспертной комиссии

_____________________Ф.И.О.

(подпись)

«___» ___________ 200 г.

Рабочая программа


учебного курса биологии

в 10 классе

среднего (полного) общего образования

(базовый уровень)

Учителя________________________________

_______________________________________



_______________________________________

200____г.


Пример рабочей программы

по общей биологии

(10 класс, базовый уровень)
Пояснительная записка
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, отраженном в примерной программе по биологии ( базовый уровень) 2004 года и авторской программе Агафоновой И.Б., Сивоглазова В.И.

Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета

в течение двух лет (10 и 11 классы) или 2 часа в неделю в течение одного учебного года ( в 10 или в 11 классе).

При двухгодичном курсе биологии рекомендуется в 10 классе изучить разделы «Биология как наука. Методы научного познания.», «Клетка», «Организм», а в 11классе – «Вид», «Экосистемы». На изучение курса общей биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю).



Используемый УМК:

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10 -11 классы. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2005 (учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации).


В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров, дебатов) и внедрения современных педагогических технологий. В теме «Экосистемы» лабораторная работа «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» не проводится, т.к. отсутствуют условия для ее выполнения. Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных…» быть реализована в условиях нашего города не может, поэтому предлагаю заменить эту тему экскурсии на тему «Изучение ископаемых форм», которая может быть проведена в краеведческом музее.

Считаем необходимым выделить дополнительно 8 часов из резервного времени для проведения лабораторных и практических работ, из которых

- 1час – для проведения работ (№1-3) в рамках темы «Клетка»;

-1 час – для проведения практической работы №4рамках темы «Организм» ( эта работа требует больших затрат времени для изучения информации в различных источниках);

- 3 часа – для решения генетических задач, т.к. в рамках одного урока научиться решать задачи и справиться с теорией вопроса одновременно невозможно;

-1 час – для проведения лабораторной работы по составлению и анализу родословной, которая не включена в примерную программу. Но я считаю необходимым провести именно эту лабораторную работу взамен работы №7«Выявление источников мутагенов…», т.к. она позволяет изучить историю семьи и выявить наследственные дефекты, что способствует сохранению здоровья нации и укрепляет роль семьи в современном обществе.



Последнюю тему курса «Эстетические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии» рекомендуем проводить в форме дебатов: «Клонирование человека. За? Против?» или «Генетически модифицированные продукты внедрять нельзя подождать!» Уроки, проводимые в такой форме, помогают использовать приобретённые знания для отстаивания собственной позиции, т.е. формируют гражданскую компетентность.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания ;

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих,), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Основная литература:

1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень.



10-11 классы. - М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература:

  • Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  • Захаров В.Б., Захарова Е.Т., Петров Д.Ю. Готовые домашние задания. Правильные ответы на вопросы учебника «Общая биология. 10 класс». - М.: Дрофа, 2005.

  • Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004.

  • Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.

  • Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004.

  • Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004.

  • Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.

Методическая литература:

  • Козлова Т.А., Агафонов И.Б., Сивоглазов В.И. Методические рекомендации к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». - М.: Дрофа, 2005.

  • Козлова Т.А. Общая биология 10-11 классы. Методические рекомендации по использованию учебника при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2004.

  • Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. - М.: Дрофа, 2005.

  • Сонин Н.И., Козлова Т.А. Общая биология.10-11 классы. Рабочая тетрадь для учителя/ В двух частях. - М.: Дрофа, 2005.

  • Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. - М.: Вентана-Граф, 2005.

  • Сухова Т.С., Кучменко В.С.. Вопросы пола в системе биологических знаний. - М.: Вентана-граф, 2005.



Поурочно-тематическое планирование(10класс, 1 час в неделю)


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Примечание

Лабор. и

Практ.р.

Экс

курсии




Биология как наука. Методы научного познания.

3

-

-

Демонстрации:

1.

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

1

-

-

  • Портреты ученых;

  • Схемы «Связь биологии с другими науками

2.

Сущность и свойства живого. Уровни организации жизни.

1

-

-

Уровни организации жизни

3.

Методы познания живой природы

1

-

-




Основные понятия: Биология. Жизнь. Свойства жизни. Уровни организации жизни. Методы познания живой природы.




Клетка.

10

1

-




4.

История изучения клетки (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден, Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

1

-

-




5.

Химический состав клетки. Неоргани

ческие вещества клетки, их роль в клетке и организме человека.



1

-

-




6.


Органические вещества клетки:

углеводы и липиды. Их роль в клетке.



1

-

-




7.

Химический состав клетки: строение, свойства, функции белков.

1

-

-

Строение молекулы белка


8.

Химический состав клетки: нуклеиновые кислоты, АТФ.

1

-

-

Строение молекулы ДНК, РНК


9,10.

Строение клетки. Основные органоиды клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Л. р. 1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепа-

ратах и их описание.

Л.р. 2. Сравнение строения клеток растений и животных.

Л.р. № 3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

2

1

-

Строение растительной и животной

клетки



11.

Хромосомы, их строение и функции.

Ген. Генетический код клетки. Роль генов в биосинтезе белка.



1

-

-

  • Хромосомы;

  • Характерис-

тика гена

  • Удвоение молекулы НК

12.

Прокариотические клетки. Формы, размеры бактерий, значение в природе.

Вирусы. Профилактика распростране-

ния вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.


1

-

-

  • Строение клеток прокариот и эукариот

  • Строение вируса

13.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение клетки и обмен

веществ в клетке»



1







Тестовая работа

Основные понятия:

Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории. Органические и неорганические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Репликация ДНК. Эукариоты и прокариоты. Основные части клетки. Органоиды клетки. Хромосомы. Кариотип. Неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги.






Организм. Обмен веществ в клетке.

4

-

-




14.

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Обмен веществ и превращения энергии-свойство живых организмов.

1

-

-

  • Многообразие организмов;

  • Обмен веществ и превращение энергии в клетке




15.

Энергетический обмен в клетке.


1

-

-




16.

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.

1

-

-

Фотосинтез


17.

Контрольно-обобщающий урок по теме: « Организм – единое целое. Обмен веществ в клетке».

1

-

-

Тестовая работа

Основные понятия:

Одно- и- многоклеточные организмы. Метаболизм: энергетический и пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.






Размножение и развитие организмов

6

0,5

-




18.

Размножение- свойство организмов. Деление клетки- основа роста, развития и размножения организмов.

1

-

-




19.

Митоз. Мейоз. Развитие половых клеток.

1

-

-

Деление клетки (митоз, мейоз)

20.

Половое и бесполое размножение.

1

-

-

Половые клетки

21.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление растений и оплодотворение у животных.

1

-

-

Оплодотворение у растений и животных


22,23

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный период. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Постэмбриональный период.

Пр. р. №4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

2

0,5

-

Индивидуальное развитие организма

Основные понятия:

Жизненный цикл клетки. Митоз, его биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, его биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое. Этапы эмбрионального и постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотиков на развитие организма и продолжительность жизни.






Наследственность и изменчивость. Селекция и биотехнология.

13

2

-




24.

Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и символика.

1

-

-




25.

Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

-

-

Моногибридное скрещивание

26.

Дигибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Третий закон Менделя- закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

П.р. №5. Составление простейших схем скрещивания.

1

0,5

-

Дигибридное скрещивание

27.

Хромосомная теория наследственности. Генетическое определение пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследование признаков у человека.

Значение генетики для медицины.



1

-

-

  • Перекрест хромасом;

  • Неполное и сцепленное наследование




28.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Пр.р. №6. Решение элементарных генетических задач.


1

0,5

-




29.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

1

-

-




30,31

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная, комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.


2

-

-

  • Мутации;

  • Модификационная наследственность

32.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины.

Пр.р. №7. Влияние источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

1

0,5




Наследствен-

ные болезни человека




33.

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

-

-




34.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Эстетические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Л. р. №8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

1

0,5

-




35.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Генетика и селекция».

1

-

-

Итоговая тестовая работа

Основные понятия:

Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный ген. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование. Селекция. Гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.



Методист кафедры естественно-математических дисциплин



Института развития образования ___________________________Немцева Т.В.


izumzum.ru