«Синтаксис и пунктуация» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Синтаксис и пунктуация» - страница №1/1

Урок-путешествие

Повторение по теме .
Цель урока: - проверить и закрепить знания, умения и навыки по теме:

«Синтаксис и пунктуация».

- работать над обогащением словарного запаса учащихся, развивать речь учащихся.

- воспитывать интерес к русскому языку.


Оборудование: учебник, карточки.
Ход урока

I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.

Сегодня мы отправляемся в путешествие на планету «Синтаксис и пунктуация». Цель нашего путешествия: проверить, все ли мы знаем об этой планете, закрепить наши знания, умения и навыки. Итак, надеваем блестящие костюмы, садимся в космический корабль. Пристегнули ремни, автоматически люки закрылись. И в путь!

Чтобы не скучно было, давайте вспомним правила, которые мы изучали. Они нам нужны для того, чтобы быстро и правильно выполнять все задания на планете.
2. Повторение изученных правил.
1. Словарный грамматический диктант «Проверяю себя».

Цель: проверить знания словарных слов.

1. наука о языке, изучающая предложения и словосочетания (синтаксис).

2. правила постановки знаков препинания изучает (пунктуация)

3. состоит из главного и зависимого слова (словосочетание).

4. предложения, в которых содержится вопрос (вопросительное).

5. предложения, в которых мы сообщаем о чем- либо (повествовательное).

6. предложения, в которых мы побуждаем кого- либо к действию, приказываем, просим (побудительное).

7. предложения, которые мы произносим с особым чувством (восклицательные)

8. разговор двух или более лиц (диалог).

9. главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что? (подлежащее)

10. второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет (дополнение).

11. второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где ? куда? Обозначает время, место, способ действия (обстоятельство).

(Учащиеся самостоятельно проверяют правильность написания слов, они записаны на доске).

Кто же не допустил ни одной ошибки?
А вот и таможенный досмотр
2. Блиц-опрос:


  • Что составляет грамматическую основу?

  • Что обозначает сказуемое?

  • Что называется определением?

  • Каковы основные признаки однородных членов предложения?

  • Что такое обращение?

  • Приведите примеры, где одно и то же слово выступало бы в роли

а) подлежащего б) обращения

  • Что такое прямая речь?



3. Тренировочные упражнения.
Куда же мы приземлились? Кажется, это планета «Словосочетание».
1. Стихотворение «Словосочетание» (читает ученик).

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парами слова

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто есть кто – нам без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда наоборот.

Запомни как основу.

(А.Косоговский.)

А жители поселка предлагают с целью обогащения вашего словарного запаса, расширения грамматического кругозора поработать в группах по карточкам.

2. Работа в группах по карточкам.

1 карточка.

Составить словосочетания со словами: родина, сердце, солнце, весна. Определить главное слово.

2 карточка.

Выписать словосочетания из предложения. Застучала за окном звонкая капель. Определить главное слово.

3 карточка.

По данным схемам составить словосочетания.

сущ.+прилаг.

Глаг.+сущ.

Глаг.+нареч.

4 карточка.

Вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях и сделать их разбор.

Тр__пинка в зар__слях, крошечный р__сточек, подр__сли на гря__ке, короткая ч__лка, всеобщий поч__т.
3. Игра «Третий лишний».

Найти словосочетание, которое является третьим лишним в строке.

Красный шар, пушистый снег, снег на земле.

Яркие звезды, стану пилотом, найду дорогу.

Синее небо, побывать на луне, быстрая ракета.

Новая ракета, опытный экипаж, говорил громко.


4. Цифровой диктант (самостоятельно).

Распредели словосочетания по группам: 1 именные, 2 глагольные.



  1. Встреча на планете.

  2. Космические часы.

  3. Сверкнуть на солнце.

  4. Стареющая ракета.

  5. Лететь быстро.

  6. Освещать местность.

  7. Полет на Луну.

  8. Первый космонавт.

  9. Приземлиться удачно.

Проверка. 1 - 1,2,4,7,8 2 - 3,5,6,9 (цифры написаны на доске)

У кого все правильно?

А вот и город «Предложений».

Задача. Пребывание в городе «Предложений» поможет нам правильно строить предложения и соблюдать интонацию.

«Повествовательное предложение отличается от других тем, что там, где хочется спрашивать или кричать, оно умеет сохранить спокойную интонацию. (Ф. Кривин)

- указана ли в этом высказывании особенность повествовательного предложения?

- как называются другие предложения, о которых упоминает писатель?


5. Игра «Перестрой предложение» (по вариантам).

Вам необходимо данное предложение перестроить

- в вопросительное (1вариант)

- в побудительное (2 вариант.)



Люди Земли борются за чистоту воздуха, воды.

Расставьте знаки препинания.


Площадь «Второстепенных членов предложения»

Учащиеся читают стихотворения:
Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся дополнения.


Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и какой? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


На вопросы: где? когда?

Как? откуда и куда?

Обстоятельства всегда

Дадут ответы вам, да-да.


6. «Строим предложение»

Цель: уметь различать части речи и члены предложения, находить слово по его морфологическим признакам.

Из предложения: купили яркие краски - взять определение.

Из предложения: синели звезды на рассвете - взять подлежащее.

Добавить сказуемое из предложения: Капли росы блестели на траве.

Взять обстоятельство из предложения: На небе замелькали огоньки.

Проверка Яркие звезды блестели на небе (предложение записано на доске).

а) сделать синтаксический разбор предложения (основная часть класса).

б) дописать предложение, образуя сложное, подчеркнуть грамматическую основу (группа сильных учащихся).


7. Проверка домашнего задания.

Ребята, мы задерживаемся на нашей планете. Нужно срочно позвонить в школу и родителям и сообщить о задержке. А у вас было домашнее задание:

составить диалог на тему «Разговор по телефону».

I ряд- c родителями II ряд- со школой

Задача: правильно вести беседу- диалог, не забывая, что степень культуры общения определяет взаимоотношения людей. Помните о вежливых словах.

8. Долина «Пунктуация».

а) сказка «О пользе знаков препинания» (читает учитель).

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

(А. Каневский.)

Ответьте на вопрос:

- почему человек разучился мыслить и дошел до точки?

Учитель: Знаки препинания помогают нам понять смысл написанного, сказанного. Помните фразу «Казнить нельзя, помиловать», ведь от запятой зависела жизнь человека.

Помните всегда о важности правильной постановки знаков препинания.
б)Знаете ли вы, что….. (сообщение ученика).

Знаете ли вы, что раньше всех появилась точка (с 80-х годов XVв.), затем запятая.

В XVIIIв. стали известны тире, кавычки. Первым начал применять тире писатель и историк Н. Карамзин, а языковед А. Барсов, ученик

М. Ломоносова, называл тире «молчанкой».


в) Игра «Игра быстрее и правильнее» (устно).

Задача: нам нужно быстро и правильно расставить знаки препинания, т.к. нас ждет космический корабль, чтобы быстрее возвратиться домой и не опоздать на урок математики.

Сатурн планета.

В зоопарке жили звери тигры львы и слоны.


9. Работа по учебнику.

Упражнение 137 (самостоятельно).


10. Схематический диктант

Малыш твердит: «Дай мне звезду». (А: «П»)

По лесу раздаются шепоты, шелесты и шорохи. (О,О и О)

В дальний путь отправляются дикие гуси и длинноногие журавли. (О и О).

Свети нам, солнышко, свети. (…,О,…)

Луна восходит, а в лесу ложатся тени на росу. ([ ], а [ ])

«Возвращаемся домой!»- закричали ребята. («П!» - а)
4. Подведение итога урока.

Привал «Оценка».

Выставляются и комментируются оценки, обсуждаются с учащимися.


Итог урока.

Вот мы возвратились домой. Закончилось наше путешествие на планету «Синтаксис и пунктуация». Вы, конечно, понимаете, что это была игра, но мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задание. Впереди у нас будут еще путешествия на другие планеты.