Семейная русская обрядность - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Черных александр васильевич 6 812.3kb.
Православие в России. Церковь и русская армия 1 120.58kb.
Русская идея” в философии Н. А. Бердяева 1 191.43kb.
Билет №47 Русская журналистика второй половины 19 века. Тенденции... 1 230.39kb.
"Повесть временных лет" наиболее ранний из дошедших до нас летописных... 1 25.46kb.
Семейная профилактика гриппа и острых респираторных инфекций в период... 1 140.87kb.
Электронные ресурсы либц вып. 1 Общий раздел Большая русская биографическая... 2 382.51kb.
Член сп, почетный гражданин Томска 1 51.19kb.
Контрольная работа по дисциплине «Прикладная социология» 1 146.73kb.
Дискуссия: Как поделить Гоголя? Русская, великорусская и украинская... 2 1012.21kb.
Понятие ненормативного семейного кризиса 1 107.44kb.
Карпович Э. А., Силич А. В., Малий Н. И., Козельская А. А 1 17.94kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Семейная русская обрядность - страница №1/1




Семейная русская обрядность

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД Наиболее ранние сведения о русской свадьбе содержатся в летописях,записках иностранцев, посещавших Россию, в дипломатических документах,гражданских и церковных источниках. Начало формирования общеславянскойсвадебной обрядности принято относить к VI-VII вв. н.э., т.е. к периоду,когда патриархальная семья с присущим ей многобрачием (полигамией)переходила к единобрачию (моногамии). Материалы летописей позволяют предположить, что в древностисуществовало несколько архаичных форм брака. Автор "Повести временных лет"(XII в.) писал, что поляне "брачные обычаи имяху: не хожаше по невесту, ноприводяху вечер, а завтра приношаху по ней, что вдадуче". Иными словами,поляне пользовались формой "брака-приведения", сочетавшейся с элементамидоговоренности. У остальных племен брака не было и они, говорит летописец,“живяху в скотстве”. Вместе с тем известно, что у древлян, радимичей,вятичей и северян бытовало "умыкание" невест по предварительному сговору.Умыканию предшествовали игрища, пляски. Похищение невест обычно происходило"у воды на праздниках в честь богини "женитьвы", - Лады, которые начиналисьранней весной, на Красную горку, и продолжались до середины лета - дняИвана Купалы. Славянам разрешалось многоженство. Что же касается "куплижен", известной многим славянским народам, то об этом до сих пор нет единойточки зрения, так как термин "вено" толкуется по-разному. Традиционнорусская историко-юридическая литература рассматривает "вено" как плату(сумму выкупа) за невесту. В то же время существуют документы, позволяющиерассматривать "вено" как синоним "приданого", что исключает существованиекупли. Эти формы брака без сомнения сопровождались определенными обрядами иобычаями, которые отражали религиозные представления народа, социальные июридические нормы, народное искусство. В Древней Руси пережитки племенных брачных обычаев сохранялисьдовольно долго. Даже в свадебных обрядах XI-XIII вв. "на простых людях"бытовали умыкание, вено, вождение вокруг дуба или ракиты, "плескание водою"(как способы закрепления брака), многоженство. Христианство, став с конца Х - начала XI в. главенствующей религией,оказало большое влияние на формирование свадебного обряда. С этого временицерковные браки постепенно становятся обязательными, и венчание входит внародный свадебный обряд как его составная часть. Правда, этот процессзанял несколько веков, и лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввестиосвященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно сталиисчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенноскладывались нормы брачного права. В их формировании участвовали дветрадиции: церковная, опиравшаяся на византийское брачное право, и народная,основывающаяся на старых брачных формах. К сожалению, не много известно о древнерусское свадебной обрядности. Врусcких памятниках, повествующих о событиях Х-ХIII вв. упоминаются лишьнекоторые обряды, например, разувание жениха невестой (вспомним ответРогнеды на сватовство князя Владимира - "не хочю розути робичича"). Влетописях ХI-ХIII вв. сохранились известия о княжеских свадьбах. В "Повестивременных лет" под 1043г. описываются отдельные этапы предсвадебногопериода, например, предварительный брачный сговор, которому предшествоваласвоеобразная помолвка, сопровождаемая трапезой, во время которой ели пирог-каравай, кашу и сыр. Разрезание сыра символизировало закрепление помолвки.После этого отказ жениха от невесты считался позорящим невесту и с негобрали штраф - "за сыр гривну, а сором ей три гривны, и а что потеряно, зато ей отплатити..." Во время брачного сговора ("ряды") родителидоговаривались ("рядились") о размерах приданого и о дне свадьбы. Но прежденеобходимо было получить от жениха и невесты согласие на брак. К концу ХIIIв. согласие сторон на брак стало закрепляться в брачном договоре ("ряде"),который составляли сваты или родственники после сговора. В XIV—XV вв. брачный сговор завершался уже церковным обручением,которое подтверждалось грамотой. Есть основания предполагать, что ксередине XIII в. древнерусский свадебный обряд был уже достаточно развит, очем свидетельствует встречающаяся в описаниях свадеб того времени привычнаядля нас свадебная терминология - женитьба, замужество, венчание, свадьба,жених, невеста, сваты и т.п. Сохранились древние миниатюры и рисунки, на которых изображенысвадебные пиры и брачные обряды. Однако вплоть до XV в. нет достаточныхсведений, чтобы составить целостное представление о свадебном обряде. Можнолишь предположить, что в XIV в. с образованием великорусской народностискладывается и развивается национальный свадебный обряд, который постепенностановится нормой для русского народа. Вместе с тем этот обряд в разныхместностях со временем приобретал своиотличия и особенности, т.е. существовал в разнообразных формах. Начиная сXV в. появляются более подробные описания княжеских свадеб, позволяющиеточнее определить основные черты великорусского свадебного обряда. Дошедшие до нас описания XVI в. чинов царских и княжеских свадебпомогают составить довольно полное представление об обряде, бытовавшем наРуси в то время. Кроме того, становится очевидно, что этот обряд в основномсформировался уже к середине XIV в. Однотипные указания на соблюдение старой традиции - "как историуряжено", "как прежде велось" - постоянно встречаются и в описаниях другихцарских свадеб того времени. Помимо того, что эти данные помогаютустановить время формирования обряда, можно увидеть четко выраженноестремление русских государей строго соблюдать древний свадебный чин,которому следовали при заключении брака их предки. Ясно и то, что народныйобряд продолжал оставаться обязательной частью бракосочетания, в то времякак православная церковь настойчиво внедряла церковный брак. вводила внародный обряд православную символику, атрибуты и элементы ритуала.Изучение "чинов" княжеских свадеб XVI в. (дочери Ивана III c князем В.Холмским. 1500 г., великого князя Василия Ивановича и Елены Глинской, 1526г., князя Андрея, младшего брата Василия, 1533 г.) позволяет утверждать,что к XVI в. уже сложилась терминология великорусского свадебногообряда, определилась номенклатура свадебных чинов и ид функции, былиприняты особая свадебная одежда, пища и атрибутика, определились основныеобрядовые этапы свадьбы, существовал свадебный фольклор. Особый интерес для характеристики обряда XVI в. представляет "чинсвадебный", обычно сопровождающий текст "Домостроя", но не включенный внего. Это, с одной стороны, оригинальный памятник древнерусской литературы,с другой - исторический документ, отражающий взгляды московскогоправительства времени Избранной рады. Он свидетельствовал о стремлении купорядочению различных сторон частной жизни народа, к созданию таких форм,которые соответствовали бы народным традициям и вместе с тем отвечалитребованиям светской и духовной власти. Скорее всего, такие рекомендации неполностью отражали реально бытовавший свадебный обряд (о чем можно судитьиз сравнения с описаниями, приводимыми в воспоминаниях иностранцев,посетивших Россию в XV-XVI вв.), но они дают представление о существующихэтапах брачного обряда, его атрибутике, составе свадебных чинов. Вместе стем, они помогают понять соотношение древних традиционных элементовсвадебного обряда с обрядами, предписываемыми православной церковью. Во второй половине XVI - начале XVII в. народный обряд все ещеоставался бытовой нормой. Он по-прежнему содержал множестворазнохарактерных в разновременных элементов. С одной стороны в немсохранялось много обычаев с дохристианского времени, с другой - в обрядеявно усилились церковные элементы. Так, Михаил Романов уже не сталразбивать после венчания склянку, как это делали его предшественники,молодых чаще стали кропить "святой водой", перед расчесыванием волос ипокрыванием невесты протопоп читал специальную молитву и т.п. Со второй половины XVII в. церковь более настойчиво борется завведение церковного брака и вместе с тем усиливает противодействиенародному обряду. Эта тенденция просматривается в описаниях свадебногочина, сделанного приказным посольского приказа Григорием Котошихиным. Он неупоминает некоторые древние магические элементы, известные по более раннимзаписям и отмечаемые в более позднее время (обсыпание хмелем, разбиваниестеклянного кубка во время венчания и др). Вместе с тем, отмечает детали,ранее не встречавшиеся в обряде, но связанные с официальной религией(например, родительское благословение). То же направление ощущается впроповедях митрополита Даниила. В них о народном свадебном обряде говоритсяс осуждением, так как он не соответствует церковному браку. Во второй половине XVII в. более резкой стала граница междугосподствующими классами и народом. Социальное расслоение сказалось и наотношении к старому свадебному обряду. Этот обряд, ранее распространенныйво всех слоях общества, становится в основном привилегией простого народа.Первые специальные (с научными целями) записи народного свадебного обряда ифольклора русских были сделаны лишь в 50-60 годах XIX в. Какой предстаеттрадиционная русская (крестьянская) свадьба ХIХ - начала XX в. в этихзаписях? Прежде всего, она отличалась красотой и монументальностью, быласложна по композиции и состояла из множества различных по происхождению,характеру и функции элементов. Разнообразие этих элементов связано срегиональными и социальными особенностями- Каждый уголок старой России имелсвой неповторимый бытовой уклад ("что город, то норов, что деревня, тообычай"), специфические черты культуры, устного поэтического иизобразительного творчества. В свадебном обряде того времени отчетливопросматривались не только "пространственные" различия, но и "временные"напластования, пережитки разновременных форм брака. В отдельных деталяхсвадебного обряда можно Усмотреть черты группового брака, пережитки"умыкания", "купли-продажи" (особенно при сватовстве) и т.д. В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческимиверованиями и христианской религией. Вплоть до XIX - начала XX в. всвадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека,воспитанного на анимистических и магических архетипах. К ним можно отнестинапример множество действий, оберегающих участников свадьбы от враждебныхсил или направленных на умиротворение предков (своих родовых и домашнихдухов). Эти действия должны были способствовать благополучию брачущихся,деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота и т.д. Вовремя отправки свадебного поезда (или при благословении) нередко стреляли ввоздух, расчищали перед молодыми дорогу веником, обметали свадебный поезд,а в определенные моменты громко кричали и шумели. Желая сохранить невестуот сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки безушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях или накололась на иголки.Темные силы можно было еще и обмануть, поэтому в разговорах пользовалисьиносказаниями, намеками. Во время сватовства, например, с этой же цельюизменяли путь, совершали объезды, ехали окольными дорогами, молодыеподъезжали не с главного крыльца, а со двора, подменяли невесту и т.д. Отпорчи и злых духов можно было уберечься с помощью воздержания отпроизнесения слов (молчание жениха и невесты), от еды (пост жениха иневесты до венца, запрет есть во время общего пира), избегая "несчастных"дней и периодов при выборе времени для брака. Из обрядов продуцирующей магии прежде всего следует указать на те,которые обеспечивали молодым многодетность и богатство. К ним относятсяобсыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу, вывернутую вверхмехом (символ богатства и многодетства), расстилание ее под ноги, угощениеяйцами или яичницей, раскидывание по полу соломы или сена, и т.д. Целаягруппа обрядов была направлена на укрепление связи молодых друг с другом. Кним можно отнести смешение вина из стаканов молодых, совместную еду ипитье, отражение пары голубков на свадебном каравае, совместное глядениемолодых в зеркало, протягивание нити от дома невесты до дома жениха,угощение жениха пирогом, лежащим за пазухой у невесты, связывание рукжениха и невесты платком, и т.п. Было бы не совсем верно полностьюотождествлять содержание древних магических ритуалов и обрядов, бытовавшихв XIX - начале XX в., так как многие из них, сохраняя свое место в обряде,постепенно утратили первоначальные смысл, выродившись в суеверия, илиприобрели новое значение, например, в качестве игры, развлечения. Заметное влияние на народный свадебный обряд оказало православие. Сним связаны многочисленные моления с зажиганием свечей и лампад, особоеотношение к благословениям, крестам и иконам, к участию в обрядесвященнослужителей. Христианские сюжеты проникли и в свадебный фольклор. Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо,включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры, игры и танцы.Многожанровый свадебный фольклор был органичной и в значительной степениорганизующей частью свадебного ритуала. Он представлял собой одно изнаиболее ярких и красочных явлений устной народно-поэтической традиции.Многие свадебные песни по художественной выразительности можно отнести кпоэтическим шедеврам. Поражает их разнообразие и количество (всего известнонесколько тысяч текстов). В ряде эпизодов свадебного обряда диалоги междудействующими лицами велись в форме причитаний. Невеста с причетамиобращалась то к отцу, то к матери, то к братьям и сестрам, то к своимподругам, прося заступиться за нее, не отдавать "в злы-чужи люди", дать ейеще погулять на свободе "хоть одну зиму студеную, хоть одну весну красную,хоть одно лето теплое". Так же в форме причетов невеста прощалась с роднымдомом, деревней, своим девичьим головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении, в свадебном обряде был свояпостоянный состав действующих лиц - "чинов", исполнявших определенныетрадицией роли. Их поведение довольно четко регламентировалось, что неисключал импровизации в рамках заданной поли. Основными, центральнымифигурами импровизации в рамках заданной роли. Основными, центральнымифигурами были жених и невеста. Вокруг них в разворачивалось свадебноедевство, хотя сами они чаще всего вели себя пассивно. Невеста должна былавыражать покорность и благодарность родителям за то. что они ее "вспоили,вскормили". С момента сватовства до отъезда в церковь невеста горькооплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала своенерасположение к жениху - "чужому чужанину" и его родне - "злым чужимлюдям". Создаваемый невестой образ в течение свадьбы менялся. Эти измененияимели реальные основания. До отъезда со свадебным поездом к венцу невестамного плакала, ее "горе" достигало эмоциональной кульминации во времядевичника и при расставании с родным домом. С момента же отъезда из доманевеста прекращала плакать. В Пермской губернии, например, отъезжая квенцу, она бросала через плечо платочек, которым утирала слезы, чтобы ониостались дома. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты (особенножениха), ближайшие родственники с обеих сторон, крестные родители, а такжесваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты (боярки) идр. Дружка (дружко) - представитель жениха. Его свадебные функции обширны иразнообразны. Он был главным распорядителем на свадьбе (эту функцию ончасто делил с тысяцким), следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, какего понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участниковсвадьбы. Постоянная импровизация требовала от дружки ума и находчивости(существовало выражение: "выбирай такого дружку, чтобы загадкиразгадывал"). По народным представлениям, дружка был наделен магическойсилой. По значению в свадьбе и характеру роли близка к дружке сваха. Впомощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому - старшего боярина ит.д. В южнорусском обряде назначались каравайницы, готовившие обрядовыйкаравай. В некоторых районах (главным образом северных) обязательнымперсонажем свадьбы был колдун, разделявший с дружкой некоторые магическиефункции. Кроме того, активными участниками ритуала были родственники собеих сторон. Они участвовали в свадебной застолье и во многих обрядах,обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей и т.п. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-тодополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты,платки, венки, цветы, зеленые ветки. Невеста в дни, предшествующие свадьбеи в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, чтоозначало перемены в ее состоянии. Жених также именовался князем молодым изатем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок илибукетик на головном уборе или на груди, платок, полотенце на плечах и т.д.В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во всеновое. При общем сходстве свадебного обряда на всей территории Россиисуществовало несколько основных типов и подтипов свадьбы. Это прежде всегоюжнорусские и средне- и северорусские обряды с четко выраженными иустойчивыми комплексами действий, определенными участниками и разработаннымфольклорным циклом. Своеобразием отличалась свадьба западных районов,однако присущие ей особенности не дают основания выделять ее всамостоятельный тип. Как подтип северорусской свадьбы можно рассматриватьобряд северо-восточных районов Европейской части России. Несколько подтиповможно выделить у русского населения Сибири. Кроме того, в рамках каждоготипа или подтипа имелось большое разнообразие местных вариантов. Этомногообразие вариантов определялось особенностями формирования населенияконкретной территории, его этнической историей, межнациональнымиконтактами, вероисповеданием и многими другими причинами. Пока нетубедительных оснований для определения многими другими причинами. Пока нетубедительных основания для определения времени формирования упомянутыхтипов свадьбы. Можно лишь констатировать, что распространение средне- исеверорусской свадьбы по всей известной в XIX-XX вв. территории происходилосравнительно поздно, раньше сформировалась и распространилась южнорусскаясвадьба. Различались обряды и в зависимости от социальной среды. Богатствои пышность свадьбы обуславливались достатком родителей жениха и невесты,хотя в любом случае традиция требовала праздновать свадьбу широко и богато.Свадьба могла длиться более недели, а могла быть сыграна в 2-3 дня.Ограниченность средств нередко заставляла прибегать к такой своеобразнойформе брака как свадьба убегом, "самокруткой", при которой свадебный пирсокращался до минимума. Ритуал зависел и от конкретных бытовых ситуаций.Особыми чертами отличались сиротские свадьбы и свадьбы, когда жених шелпримаком в дом невесты, Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависелокак его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому созданиесемьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни.Оно же во многом определяло поведение и отношения между молодежью. Темабрака постоянно присутствовала и проявлялась в жизни подрастающегопоколения, особенно она усиливалась по мере приближения к брачномувозрасту. Мальчики приобщались к мужским работам, девочки - к заботамбудущей матери и хозяйки. По существу вся добрачная жизнь девушки былаподготовкой к замужеству. Отношение к дочери в крестьянской среде во многомопределялось по пословице: "дочь - чужая добыча, дочь отцу матери некорысть (не кормилица)", она "ключница чужому отцу, ларешница чужойматери". Но все эти соображения, конечно, не влияли на желание родителейполучше выдать дочь замуж и достойно сыграть свадьбу. Поэтому буквально срождения дочери мать начинала готовить ей приданое. Хорошее приданоеобеспечивало женщине некоторую имущественную независимость и болеепрестижное положение в семье мужа. Кроме того, размеры приданого и егокачество влияли и на общественное мнение. К 16-17 годам девушка считаласьневестой. Ее хозяйственные обязанности оставались прежними, но менялось ееповедение, по-другому относились к ней в семье и в деревенском обществе.Девушку-невесту "славили", т.е. старались создать и упрочить за нейлестную, похвальную репутацию. Она имела право одеваться лучше младшихсестер, получала большую свободу в поведении. К возрасту невесты девушка владела местным репертуаром хороводных иигровых песен, знала свадебный обряд. Одной из важных а необходимыхобязанностей невесты было умение плакать с причетом, К плачу она начиналаготовиться заранее. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные смотриныневест. Они помогали найти подходящую невесту не только в своем селе(деревне), но и в соседних, выяснить экономическое положение ее семьи,узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню"(достоинство крестьянина нередко заставляло называть богатому жениху, чтобыих дочь не была в доме мужа служанкой). Смотры устраивали и в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам,на которые съезжались гости из соседних деревень. Нередко смотры проходилина Крещенье. Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха,взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку,которую облюбовала на общественных смотрах. Важное место в предбрачнойжизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которыхприходился на святки. С заключением брака были связаны и дни святых, особопочитаемых девушками и женщинами как помощников в замужестве, родах иженских работах. Итак, весь добрачный период был своеобразными университетамидеревенской молодежи. За работами и увеселениями шел постоянный процесспередачи трудового и духовного опыта сельского мира. Молодежь усваивалатрадиционные этические представления и нормы поведения, перенималафольклор. Незаметно, но постоянно крестьянская община формировала своихбудущих членов, готовила их к взрослой семейной и общественной жизни. По нормам обычного права женитьба сына и выдача замуж дочери былиобязанностью родителей или людей, заменяющих их. Они должны былиподготовить детей к будущей самостоятельной жизни, позаботиться об ихбраке, сыграть свадьбу. К браку сельское общество относилось очень ответственно, всяческиосуждая тех, кто не вступал в брак в установленное обычаем время, считаятаких людей безнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни иобычаи предков. Задумав женить сына, родители начинали встать ему невесту. Онисоветовались с родственниками и друзьями, узнавали у кого есть "девки навыданье", ездили наездники по окрестным деревням, посещали собраниямолодежи, смотры невест, и конечно, особенно в конце XIX - начале XX вв.узнавали у сына, нет ли у него самого какой-нибудь девушки на примете.Желание сына учитывалось, но не всегда оно было решающим, тая как девушкадолжна была отвечать требованиям родителей и родственников, посколькусвадьба - это прежде всего определенный хозяйственный акт, прием в семью, вхозяйство работника и продолжателя рода. Для крестьянина главным в бракебыла экономическая сторона. Мотивы для вступления в брак по важности можнорасположить в такой последовательности: необходимость иметь больше рабочихрук в хозяйстве, боязнь нравственного падения молодежи и любовь. Возраствступления в брак в большинстве губерний был примерно одинаковым: 18-19 летдля жениха, 16-17 лет для невесты. Иногда невесты бывали старше жениха.Считалось, что жених непременно должен быть старше невесты на два или тригода. Малолетних обычно не засватывали. Чаще придерживались мнения: "застарым жить - только век должить, за малым жить - только маяться, за ровнейжить - тешиться". Как уже говорилось, обычно в большинстве районов Россиипри выдаче дочерей замуж соблюдалась очередь по старшинству, котораянарушалась, если старшая почему-либо отказывалась от брака или являлась "неспособной". Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23—25 лет) считали"перестарками", "вековухами" и женихи их избегали, думая, что они с"пороком". Такое же недоверие и презрение вызывали засидевшиеся в холостыхмолодые люди (бобыли, "перестарки"). При всем трезвом подходе к выборуневесты и жениха в народе существовало убеждение, что "суженого и конем необъедешь", и что "всякая невеста для своего жениха родится". Первые браки обычно заключались с соблюдением всех обычаев и обрядовсвадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками,ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовамине сопровождались свадебными обрядами. Воля родителей играла важную роль при выборе невесты и жениха. К концуXIX - началу XX вв. с ростом в деревнях отходничества характерной идостаточно распространенной была ситуация, когда родители, не спросясьсына, находящегося на стороне, готовили к его возвращению невесту. Так жене всегда спрашивали согласия девушки на вступление в брак. В случаепротиводействия со стороны детей, родители нередко прибегали к принуждениюи угрозам. Как правило, отказов при обряде венчания в церкви не было, таккак воля родителей почиталась. Конечно, так было не всегда и не везде.Часто молодым людям предоставлялась свобода выбора, и согласие жениха иневесты играло весьма важную роль. Бывали случаи, что парни вступали в браки не спросясь разрешения у родителей, но со стороны девушек такого почти небыло, так как они находились в большей материальной зависимости отродителей. Случаев принуждения к браку крестьянским обществом неизвестно.Браки без разрешения родителей всегда вызывали долгие толки в средекрестьян как явление исключительное. По глубокому убеждению православныхкрестьян браки, заключенные без согласия родителей, противозаконные и вбольшинстве случаев кончаются для сторон несчастливо". Сироты вступали в брак с согласия большака или большухи в доме. Привключении брака круглых сирот посаженного отца и посаженную мать выбиралииз родственников, а если не было родственников, то из чужих. При отсутствиикрестного отца или матери, выбирали посаженного отца крестного и посаженнуюмать крестную. После брака между посаженными родителями и детьми никакихособых отношений не устанавливалось. Время для свадеб у русских определялось земледельческим календарем:обычно свадьбы играли в свободный от сельскохозяйственных работ период.Существенное значение вмел и церковный календарь, так как в посты свадьбыне играли. Большинство браков приходилось на осень, а также на зиму. В этипериоды браки шли "грудно", "кучно" и были богаче. К свадьбам,праздновавшимся в весенние и летние месяцы относились с предубеждением. Ивсе же весной и летом браки совершались, правда, гораздо реже - обычноженился многодетный вдовец, чтобы получить в дом хозяйку и мать детям, илисрочно выходила замуж девушка из-за нравственного падения. Такие свадьбыпраздновались скромно. Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основныхпериода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный. Первый периодначинался негласным семейным советом - "сходом" в доме жениха. В немучаствовали родители и ближайшие родственники жениха, в отдельных случаяхприглашали особо уважаемых односельчан или соседей. Жених, как правило, всходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положениеродителей невесты, ее поведение и здоровье, родословную - нет ли у нееродства с женихом, трудолюбива ли ее семья, не было ли в родстве пьяниц илинепутевых; разбирали так же личные качества невесты, ее умение вестихозяйство, способность к женскому рукоделию. Особое внимание уделяли такимчертам характера, как кротость, уважительность, от которых зависели добрыеотношения в семье. К помощи сходов - советов прибегали и в тех случаях,когда приходилось брать невесту из зажиточного дома или из бедного, круглуюсироту, а также выдавать в чужую деревню или женить рекрута. Обычнокрестьяне из чувства собственного достоинства старались взять ровню,считая, что "лучше на убогой жениться, чем с богатой браниться". Нередкоуже на этих советах определяли свадебные расходы, решали какую сумму денеготдать за невесту, прикидывали размер ее приданого. В конце XIX — начале XXвв. семейные советы, хотя и имели уже только совещательное значение, но всеже оказывали большое влияние на окончательное решение. Их деятельностькрасноречиво свидетельствовала о том, каким важным и ответственным событиембыла предстоящая свадьба не только для двух семей, но и для всехродственников жениха и невесты и для деревенского общества. Существовало несколько способов сватовства, например, родители женихаехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невестызасылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом иего родителями. Иногда жених сам предупреждал невесту о том, что приедетсвататься, и с разрешения ее родителей ехал со своими родителями к ней вдом для смотра невесты. Нередко сваты сначала приезжали в деревню, где жила предполагаемаяневеста, останавливались у какого-нибудь знакомого или родни и ждали, когдастемнеет, в это время расспрашивали о невесте, ее родных, их материальномположении. В сумерках посылали спросить, можно ли прийти, и, получивразрешение, начинали сватовство. Бывало, что парень еще не сделалокончательного выбора, тогда он вместе с родителями приезжал в деревню, гдежила невеста, расспрашивал о ней и в зависимости от собранных сведенийуезжал или начинал сватовство. После того, как невеста была одобрена, родители жениха приступали квыбору свата или свахи. Выбор сватов был ответственным делом. Обычно имибыли духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудьиз родственников.Иногда сватом становился отец жениха или в роли сватов выступали обародителя. Но более почетным считалось посылать кого-нибудь из односельчан,обладающих красноречием, или сватью - ловкую, бойкую бабу, известную своимкраснобайством и умением устраивать свадебные дела. В монастырских селах и в городах прибегали к помощи профессиональныхсвах. Сватовство сопровождалось особыми магическими действиями. Длясватовства выбирал легкие дни недели - воскресенье, вторник, четверг исубботу, избегая постных дней - понедельника, среды и пятницы. Наиболееподходящим временем суток считались вечер в даже ночь, но сватали и днем.Обычно время выхода сватов и путь, по которому они ехали, держали в тайне.Чтобы быть незамеченными, выезжали "через зады" (задний двор и огороды) иехали не прямо, а с объездами. Сватов редко спрашивали, куда они едут, даони бы и не ответили. В Тверской губернии перед тем как ехать в домневесты, опутывали вожжами стол или печную трубу, чтобы удачно "опутать",т.е. склонить к согласию невесту. В Рязанской губернии перед отправкойсвахи связывали кушаком четыре ножки стола, чтобы лучше "вязалась" свадьба,а в спину уходящей свахи бросали специально приготовленный старый лапоть.Сваты наряжались в праздничную одежду, украшали лошадей хорошей сбруей.Свахи-женщины нередко покрывались большой шалью и независимо от временигода обували валенки, надевали шубу и подпоясывались кушаком. Во многихместах непременной принадлежностью свахи была палка, кочерга илисковородник. Эти атрибуты свидетельствовали, что она пришла с целью"выгрести девку". Иногда она брала с собой кусок рыболовной сетки, "чтобыневеста была поймана как рыбка". Приход сватов в дом невесты обставлялся множеством магическихдействий. Так, сваха, подъехав к дому. соскакивала с повозки и бегомнаправлялась в избу с тем, чтобы и родители невесты так же скоро склонилисьбы на ее сватовство. Войдя во двор, сваха отыскивала ступу, в которойдевушка толкла лен, и трижды оборачивала ее вокруг себя, чтобы хозяйкаступы так же трижды была обведена вокруг аналоя, т.е. повенчана. Широкораспространен был обычаи садиться свахе на длинную лавку под матицу. Внекоторых местах сваты, наоборот, не садились, а все переговоры велисьстоя, чтобы невеста не засиделась в девках и быстро вышла замуж. Чтобы делосладилось, иные свахи выбирали мох, которым были проконопачены стены в доменевесты, и приносили его в дом жениха для "привлечения сердца невесты" кего дому. В Пермской губернии сваха, войдя в дом, ударяла пятою в порог,чтобы невеста "не попятилась", а иногда, ударяя, приговаривала: "Колотим опорог, чтобы не говорили с нами поперек". Совершив необходимые действия, помолясь Богу и поздоровавшись схозяевами, сваты приступали к переговорам, иногда они прямо говорили о целисвоего прихода. Но чаще сваты пользовались традиционными иносказательнымиформулами типа: "у вас товар - у нас купец" и т.п. Иногда онипредставлялись охотниками, которые идут по следу зверя, (куницы, лисицы),рыбаками или людьми, ищущими потерявшуюся телку. Родители невесты просилисватов садиться, благодарили за честь: "Бог вас спасет, что и нас из людейне выкинули", и угощали их чаем или вином. Сваты расхваливали жениха истарались побольше узнать о невесте. Если жених был известен родителям иустраивал их, то они давали согласие на дальнейшие переговоры. Если жежених не был известен, то сватов просили прийти еще раз чтобы расспросить онем. Сразу отдать дочь считалось неприличным. Если родители невесты нехотели отдавать дочь за предложенного жениха, то, стараясь не обидетьсватов, отговаривались. Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора (это названиемогли носить и акт, выражающий согласие на брак, и акт, завершающийпредсвадебный период), осмотра хозяйства женила, смотрин невесты,богомолья, рукобитья и запоя. Каждый из этих этапов в разных местах имелсвои названия. Эти основные акты в разных губерниях и уездах прихотливо сочеталисьмежду собой и выстраивались в определенной последовательности. Всоответствии с местной традицией они могли меняться местами или несколькоактов объединялись в одном. Например, в один день совершались сговор,рукобитье и богомолье, а для пропойки назначали специальный день. Иногдавсе эти акты были Уставными ритуала дом смотреть, а рукобитье сочеталось сзапоем, и т.д. Однако часто для каждого акта отводился особый день, хотяэто требовало больших материальных затрат. В конечном итоге все эти действия сводились к получению согласия набрак, выяснению экономических отношений между двумя семьями и так сказатьобрядовому и юридическому (по обычному праву) оформлению переговоров, амногочисленные сидения (застолья) и взаимные гостевания способствовализнакомству сторон, привыканию невесты и жениха к своему новому положению. РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА Этот акт был очень важным, так как завершал переход во взрослоесостояние молодых супругов, так как они становились родителями.Родовспоможением у крестьян занималось специальное лицо, - повивальнаябабка. Это обычно была женщина в годах, умудренная опытом и получала засвое занятие вознаграждение. По наиболее распространенной у русских традиции повитуха жила илинаходилась большую часть времени у роженицы в течение трех дней. Основнойее обязанностью в то время было купание матери и ребенка, а также надзор затем, чтобы их никто не испортил. Кроме того, в случае необходимости онаоказывала в практическую помощь: могла подмести полы, подоить корову,приготовить обед, что давало возможность роженице отдохнуть после родов. Вотношениях крестьян к повивальным бабкам большую роль играла вера вмагическую связь между ними и принятыми ими детьми. Это определяло выборповитухи, личные качества которой, поведение, возраст должны былисоответствовать определенным требованиям. Повитухой могла быть толькопожилая женщина (у нее уже не должно быть месячных очищений), безупречногоповедения, т.е. "не замеченная в неверности мужу". В некоторых местахсчитали, что повивать могут лишь вдовы. Профессиональному искусствуповитухи была свойственна определенная этика: все свои знания она должнабыла направлять на сохранение жизни ребенка. Одно лишь подозрение в том,что она тайно занимается абортами, т.е. совершает страшный грех, моглолишить ее практики. Избегали приглашать и таких повитух, у которых свои, атем более повитые дети, умирали: их нежизнеспособность свидетельствовала нетолько о недостаточном знании приемов родовспоможения, но и о том, что унее "тяжелая рука". Пребывание повитухи в доме у роженицы требовало, по представлениямкрестьянства, обязательного последующего очищения. На большей частирасселения русских, во всяком случае в центральных, южных и западныхгуберния очищение это достигалось при помощи обряда "размывания рук",совершавшегося по наиболее распространенной традиции, на третий день послеродов. Суть обряда такова: водой, в которую часто добавляли различные,имеющие определенную такова: водой, в которую часто добавляли различные,имеющие определенную смысловую нагрузку предметы, мать и бабка поливалитроекратно друг другу руки и взаимно просили прощения. Исполнение этогообряда давало частичное очищение роженице и позволяло повитухе идтипринимать следующего ребенка. Особенной насыщенностью магическимиэлементами отличались варианты обряда в южных и частично западных губернияхРоссии. Повивание детей можно рассматривать как профессиональное ремесло. Засвой труд повитуха получала вознаграждение, обязательность которогогарантировалась этическими нормами деревни. Обычно женщины становилисьповитухами добровольно, чаще всего имея намерение немного заработать. Но вдальнейшем, независимо ни от размера предполагаемой оплаты, ни от личныхвзаимоотношений, она не могла отказаться от помощи роженице. По наиболеераспространенной у русских традиции оплата труда повитухи складывалась изиндивидуального вознаграждения, получаемого от роженицы, и коллективного,собираемого на крестинах.Реальная связь новорожденного и роженицы с пуповиной и последом лежит воснове универсальных представлений о существовании последующей магическойсвязи между ними и убежденности в том, что на здоровье и будущее ребенкаможно повлиять через эти предметы. В народной медицинской практике дляпредотвращения кровотечения пуповину перевязывали. Встречались и иныеспособы ее обработки. Обрезание и перевязывание пуповины всегда содержаломагический элемент. Считалось, что если пуповину мальчика обрезали ножом накаком-либо плотницком или столярном изделии, считая, что в этом случае изнего вырастет работящий человек и хороший мастеровой. Пуповину девочкиобрезали ножницами и так, чтобы она упала на какую-нибудь разостланнуюженскую работу, например, на начатое шитье. В этом случае из девочкивырастет "домовитая хозяйка и работница". У русских, как и у многих других народов существовало представление отом что через послед, как и через пуповину, можно нанести вред роженице иребенку Даже неумышленное уничтожение его могло оказать пагубноевоздействие Поэтому зарыть послед повитуха должна была так, чтобы никто -ни человек, на какое-либо животное не могли добраться до него. Рождение в "рубашке" (околоплодной оболочке), по убеждению русскогонарода, предвещало ребенку счастливую жизнь н удачу в делал. К самойсорочке относились как к сакральному предмету, ее высушивали, зашивали вмешочек я либо прятали в сундук, либо носили постоянно, как ладонку, вместес шейным крестом. Верили, что сорочка приносит счастье и достаток не толькородившемуся в ней, но и всему дому, поэтому ее тщательно берегли,передавали из рода в род и даже правнукам. Первая забота повитух при рождении определить, все ли в порядке уноворожденного и по возможности постараться исправить недостатки. Рождениедвойни воспринималось как явление необычное и вызывало в соответствии сместными воззрениями определенную реакцию окружающих. Многие склонны быливидеть в появлении двойни "Божье наказание" и более того – позор дляродителей. Однако можно было встретить и иное, лишенное суеверного страхаотношение к рождению близнецов. Более того, родители по этому поводуиспытывали "радость и гордость", а сам факт рождения двойни объясняли тем,что "одного дал Господь, а другого Богородица". Как уже было сказано, жизнь новорожденного, по мнению окружающих,зависела не только от естественных причин, но и от успешности исвоевременности защиты его от бесовских сил, особенно опасных, так какребенок был еще не окрещен, а помещение, в котором он находился с матерью,не было очищено от послеродовой "скверны". Поэтому повитуха сразу жесовершала магические акты по его защите. Прежде всего, она прибегала кобычным средствам христианской защиты - кадила ладаном, брызгала на малышасвятой водой, крестила его, читала наиболее известные молитвы ("Отче наш","Богородицу"), а также и специальные заговоры. Из нехристианских способовзащиты, пожалуй, самым популярным было спрыскивание новорожденного водой,которой предварительно окатывали дверные. Забота о роженице в крестьянской среде определялась традицияминародной медицины и, в большей степени, представлением о ее сакральнойнечистоте явившейся следствием состоявшихся родов и последующей спецификойфункционирования женского организма. Эта нечистота порождала двойственноеотношение к родившей женщине и соответствующим образом определяла характерее контактов с окружающими. С одной стороны, она казалась источником"скверны" и возможного негативного влияния. С другой - в течениеопределенного времени ей самой грозила постоянная опасность пострадать отпорчи, сглаза и вообще любого вредоносного воздействия. Суеверный страхперед родами, родильной (как и менструальной) кровью существовал, по-видимому, всегда, но по мере христианизации особое отношение к роженицамнашло подтверждение и каноническое обоснование в православном учении огреховности человеческой жизни, включающем регламентацию религиозногоповедения женщины.И в задачу окружающих входили не только забота о физическом здоровьероженицы (для этого старались по мере возможности освободить ее от тяжелыхработ на первое время, приготовить для нее боле, питательную иразнообразную еду), но и ограждение от возможной порчи. Гигиенически-лечебное очищение роженицы, сопровождавшееся магическимиактами, в основном охранительного характера, должно было оказать имагическое очистительное воздействие. Однако полное очищение по учениюцеркви и убеждению народа достигалось лишь путем совершения рядаспециальных установленных церковью христианских обрядов.ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ Эти обряды занимают особое место в ритуалах семейного цикла. Посравнению с другими обрядами они более консервативны, так как отражаютмедленно изменявшиеся представления о смерти и взаимоотношениях живых иумерших. Кроме того, соблюдение установившихся ритуальных действий издавнасчиталось важным для судеб души в загробном мире, следовательно, быломоральной обязанностью родственников по отношению к умершему, Выполнениеэтой обязанности контролировалось общественным мнением, а также убеждением,что душа покойного может наказать родственников, если что-то будет сделаноне так. С ослаблением этих идей ритуал продолжал поддерживаться этическиминормами. Погребение и поминки рассматривались как особое событие, когданеуместно было проявлять чрезмерную бережливость и пренебрегать обычаями,даже теми, которые могли казаться ненужными и потерявшими смысл. Исправноеисполнение похоронно-поминальной обрядности было знаком уважения кчеловеку, ушедшему из жизни.Погребальный обряд русских XIX - начала XX в., каким мы знаем его поисследовательской литературе, архивным описаниям и полевым материаламскладывался в течение длительного периода. В основе его лежит христианскийправославный) похоронный ритуал, воспринявший и впитавший в себямногоценные обряды и поверья, сохранившиеся от дохристианских традиций.Языческий погребальный обряд Древней Руси, вытесненный православием,известен лишь в самых общих чертах. Как показывают археологические данныеславяне знали трупосожжение, сооружали курганы и столпы. Погребальный обрядрусских XIX — начала XX в., каким мы знаем его по исследовательскойлитературе, архивным описаниям и полевым материалам складывался в течениедлительного периода. В основе его лежит христианский (православный)похоронный ритуал, воспринявший и впитавший в себя многочисленные обряды иповерья, сохранившиеся от дохристианских традиций. Языческий погребальный обряд Древней Руси, вытесненный православием,известен лишь в самых общих чертах. Как показывают археологические данныеславяне знали трупосожжение, сооружали курганы и столпы (видимо, сооруженияв виде небольшого дома на столбах), в которых ставились сосуды с костями,собранными на кострище. На погребальный костер или к могиле покойногодоставляли в ладье или в санях; с мертвым клали в могилу его вещи.Погребение сопровождалось поминальным "пиром" и ритуальными играми исостязаниями - тризной. Еще в начале XII в. у вятичей сохранялся курганныйобряд погребения. С утверждением христианства в жизнь вошел и новый, предписанныйцерковью погребально-поминальный обряд. Христианская обрядностькатегорически отвергала сожжение умерших. Хоронить следовало в земле,положив тело покойного "головою за запад". Но вместе с тем продолжалисоблюдаться и многие дохристианские обычаи. Сочетанию христианских иязыческих традиций способствовали общие идеи вероучения - вера в загробныймир, в продолжающуюся жизнь души и в необходимость заботиться о душахумерших родственников. Важно подчеркнуть, что сохранение дохристианских верований и обрядов упринявших православие русских неправильно толковать двоеверие какравноценность языческого и христианского мировоззрений. Соблюдались теязыческие обычаи, которые не противоречили главным идеям христианства, небыли направлены против основ вероучения. Оплакивание умерших, захоронениевещей с умершим в могилу, обильные поминальные "пиры" и даже пляскискоморохов на погостах - эти и другие народные традиции былинехристианского пpoиcxoждeния и порицались духовенством, но они не отрицаливеру в Христа, в христианскую мораль, в необходимость церковных треб и т.д.Поэтому русские люди, сохранявшие в своей жизни обычаи, оставшиеся отпредков, с полным основанием осознавали себя христианами. С течениемвремени дохристианские обряды в представления утрачивали силу или полностьюзабывались; многое из того, что было свойственно народному быту в XVII-XVIII вв., не говоря уже о предшествующих столетиях, в XIX в. оказалосьутраченным. Тем не менее в XIX- XX вв. похоронно-погребальная обрядностьрусских сохраняла немало пережитков до-христианских воззрений. Эти пережитки славянского язычества былинеодинаковыми в разных областях России, однако различия в обычаях не былистоль значительными, чтобы можно было говорить о разных локальных вариантахпогребально-похоронной обрядности. Различия в похоронной обрядности наблюдались в разных социальныхгруппах (крестьянство, купечество, дворянство), но и они, по крайней мере вXIX в., не носили принципиального характера. Важно подчеркнуть, чтонаиболее интенсивной жизнью и в полных формах обрядность жила вкрестьянской среде. Иным, а в ряде случаев и существенно иным, погребально-поминальный ритуал становился тогда, когда русские отходили от православия.К концу XIX в. в русской среде получили распространение разного родахристианские секты. Ниже рассматривается только похоронно-поминальная обрядность русских,исповедовавших православие. Несмотря на кажущееся обилие материалов,русская похоронно-поминальная обрядность и связанные с ней представленияизучены еще мало. Задача этого раздела - показать ритуал в тех формах, вкаких он жил в конце XIX в. Указания здесь даты для нас важно потому, что,несмотря на свой консерватизм и устойчивость, похоронно-поминальный ритуалк концу XIX в. претерпел заметных изменения (в основном за счет забвенияили переосмысления целого ряда до христианских традиций). Кроме того,хронологическая веха в описании позволяет нам в пределах четкоопределенного периода представить на конкретных примерах изменения, которыев итоге привели к сложению форм обрядности, характерные для современности.Структура погребально-поминального ритуала проста и состоит из несколькихпоследовательных обрядов комплексов, а именно: 1) действия, связанные с предсмертным состоянием человека и в момент смерти, с одеванием покойника и положением его в гроб; 2) вынос из дома, отпевание в церкви, погребение; 3) поминки, которые после 40-го дня переходили в поминальные обряды, связанные с календарной обрядностью. Пожилые люди готовились к смерти заранее. Женщины шили себе смертнуюодежду, в некоторых областях было принято задолго до смерти делать гробыили запасаться -досками для гроба. Но для глубоко верующего человекаглавным считалось подготовить себя к этому последнему жизненному шагудуховно, т.е. успеть сделать необходимые дела для спасения души.Богоугодными делами почитались раздача милостыни, вклады в церкви имонастыри. Также благочестивым делом считалось прощать долги. Околоумирающего собиралось все семейство, ему подносили образа (иконы), и онкаждого благословлял особо.Нередко больного соборовали. Соборование (елеосвящение) - одно из семитаинств православной церкви, которое совершалось над больным. Приелеосвящении, так же как и при покаянии, отпускались грехи. После исповеди умирающий прощался с семьей и родственниками и давалнаказы. Для родных и окружающих очень важно было получить от умирающегопрощение за обиды, когда-то, возможно, причиненные ему. Выполнение наказовумирающего считалось обязательным: "Гневить покойного нельзя, принесетнесчастье оставшимся на земле". Если человек умирал быстро и безболезненно,верили, что душа его попадет в рай, а если перед кончиной тяжело и долгомучился - значит, грехи так велики, что ему не миновать ада. Родные, видя,как мучается умирающий, старались помочь душе покинуть тело. Для этого ониоткрывали дверь, окно, печную трубу, ломали конек на крыше, поднималиверхнюю слегу в крыше дома. Повсеместно ставили чашку с водой, чтобы душа,отлетая, омылась. Умирающего полагалось класть на пол, подстелив солому.Умереть на печи считалось большим грехом.Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать.Предполагалось, что умерший все видит и слышит. Содержание причитаний былопроизвольным, все зависело от красноречия плакальщицы. Борьба с этимобычаем велась в России на протяжении многих веков. В 1551 г. обычаиоплакивания покойника был осужден постановлением Стоглавого собора. Но вначале ХVIII в. Петру I пришлось еще раз официально запретить плакать напохоронах лиц царского дома. С наступлением смерти все было направлено на приготовление умершего кпохоронам. Эти действия во многом косили религиозно-магический характер.Прежде всего, умершего должны были обмыть. Издавна, как было принято,мужчину обмывали старики, женщину — старушки, но уже к середине XIX в.обмыванием в основном занимались только женщины. В каждом селении былистарушки, которые обмывали покойников, получая что-либо из одежды покойного- сарафан, рубашку или платок. Часто обмыванием занимались бедные люди.Обмыть тело старались быстро. При этом читались молитвы. Умершего клали напол, предварительно подстелив под него солому (или какую-либо ткань). Мылитеплой водой с мылом. Расчесывали волосы гребнем или щепочкой гроба. Всепредметы, использованные при обмывании, уничтожались: солому сжигали илиспускали по воде, или бросали в ров; расческу выбрасывали или клали вместес покойным в гроб, горшок из-под воды разбивали, бросали подальше на первомперекрестке, Мыло или клали в гроб, или пользовались им позже только вмагических целебных целях, воду выливали в места, где люди обычно неходили, или на костер, в котором сжигалась солома. О погребальной одежде вотличие от свадебной или праздничной источники содержат мало сведений. Готовить себе одежду для похорон было обычаем широко известным.Приготовленная для погребения одежда отличалась способом шитья, покроя,материалом, цветом. Смертная одежда длительное время сохраняла старинныйпокрой и традиционные формы, уже вышедшие из моды. Покойников обыкновенноклали в гроб в саванах, сшитых из холста.После обмывания и "обряжения" покойного клали на лавку в передний угол, изажигали лампадку перед иконами и начинали молиться. Вообще с моментасмерти лампадку перед иконами и начинали молиться. Вообще с момента смертии до самых похорон (хоронили, как правило, на третий день) над покойнымчитались молитвы специально приглашенными читальщиками. В течение всеговремени пока покойник лежал под иконами, к нему приходили родственники, втом числе и из других деревень, а также односельчане, чтобы проститься.Богатых в церковь и на кладбище провожало множество народа. На похороныбедняков принято было идти с приношениями - холстом, свечами, деревянныммаслом, ржаной или пшеничной мукой, которые отдавались родственникамусопшего - на помин души. Ссужали и деньгами - для оплаты похоронныхрасходов; участвовали в похоронах и конкретными действиями: одни рылимогилу, другие обмывали тело, третьи шили сван. Неимущих и безродныххоронили и поминали на средства всего общества.Таким образом, смерть односельчанина становилась событием в жизни всейдревни и касалась не только самых близких, но и всех окружающих. Родные неоставались со своим горем наедине. Как упоминалось, кутья, мед и овсяныйкисель были обязательными кушаньями на поминальном столе. Корни этогообычая уходят в далекое прошлое. по окончании обеда все расходились подомам. На этом заканчивались обряды собственно погребального ритуала иначинались поминальные обряды. Поминовение по усопшим родственникамсправляли на 3, 9, 20, 40 дни, в годовщину и в праздники. после смертичашку с водой и блином или куском хлеба. Этот хлеб через сутки подавалинищим, а воду выливали за окно. Так, продолжалось 40 дней.Особой сложностью обрядовых действий и торжественностью выделялся 40-й деньпосле смерти, так называемые сорочины, когда, по народным представлениям,душа посещала дом в последний раз. Во многих местах все действия,проводимые в этот день, назывались проводами или окликанием. души. На 40-йдень приглашалось много народу и делался обильный стол. В основном обряд 40-го дня в разных губерниях .проходил по единому сценарию: обязательнопосещали церковь, если она была в пределах досягаемости, лотом шли намогилу умершего, а затем дома устраивался обед.Но, конечно, в каждом уездном городке, селе, деревне имелись свои местныеособенности. Так, в Калужской губернии в этот день приносили в церковьпироги. Поминовение умерших совершалось и в Троицкую субботу. Традиция этастаринная когда-то осужденная Стоглавым собором. Но впоследствии церковьобъявила Троицкую субботу одной из родительских в она в народной традициистала основной, наиболее распространенной поминальной субботой. Умершие не подвергались забвению. Обычаи и обряды поминального цикласпособствовали постоянному обращению к ним, посещению их могил, проявлениюзаботы об умерших в виде молений и особых трапез, а также ряда другихобрядовых действий. Сохранение памяти об умерших и регулярное "общение" сними являлись важным нравственным принципом, выражавшим убеждение народа внеобходимости беречь родственные и соседские связи, на которых покоилсясложившийся веками бытовой уклад. Погребально-поминальная обрядность живет в любом народе как составнаячасть его культурных традиций; в ней отражаются особенности человеческихсвязей и моральных норм, определяющих состояние общества в тот или инойпериод. Уважение к мертвым свидетельствует об уважении к живым. Если вобществе деформированы и ослабли семейные, родственные и дружеские узы,бессмысленно ожидать проявления глубоких чувств к тем, кто покинул этотсвет. Укрепление традиций, связанных с памятью об ушедших, позволяетдумать, что в нашем обществе, несмотря на все трудности и социальныеэксперименты, сохранены здоровые основы.


izumzum.ru