Семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной: семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуж - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семья «группы риска» 1 41.91kb.
Нет лжи равной смерти о прошлых жизнях. Жизнь как сон вся вселенная... 9 2548.19kb.
Для чего нужна семья? 1 59.44kb.
В условиях модернизации образования, когда изменяются не только подходы... 2 422.78kb.
Как ни велико расстояние или размеры чего-либо, всегда можно представить... 1 23.28kb.
Я попробую в этой статье резюмировать всю накопленную информацию... 1 113.28kb.
Брак и семья как социальные институты и их функции Социальные, психологические... 1 112.87kb.
Джеймс Ф. Т. Бьюдженталь 1 235.43kb.
Проект «воспитание уважения к семейным традициям и устоям через организацию... 1 70.21kb.
Для того чтобы сердце работало, как часы, не всегда достаточно отказа... 1 42.55kb.
1. Вступление. Дорога к высокому будущему Именно дорогу в будущее... 1 60.8kb.
Урока музыки в 5 классе на тему «Вокруг света с башкирским кубызом» 1 80.13kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной: семья веками почиталась - страница №1/1

Кирилина Екатерина Алексеевна

3 курс, факультет педагогики и методики начального образования

ФГБОУ ВПО « Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова»

Современная семья и ее проблемы

Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной: семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. В некотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.

Проблема формирования ребенка в семье занимает центральное место среди проблем, которые изучаются педагогами и психологами. Родители должны уметь максимально прилагать усилия для того, чтобы сформировать у своих детей стремление быть патриотами, гражданами своей Родины. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив - семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании – это устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая – ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений.

Семья выступает как социальный институт. Семья - это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, а также реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей.

Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут ближайшие родственники.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация политической системы, кризис политической и экономической системы.

Классическая формула – семья как социальный институт - определяет семью как объединенье людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Брак-это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает и устанавливает супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

В чем особенность существующего брака в нашей стране:

- единобрачие, каждый гражданин может состоять в одном браке;

- существующая свобода развода находится под контролем государства;

- обязанность воспитания детей;

- материальная и моральная поддержка членов семьи;

- охрана государством материнства и детства.

Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников. Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

- вступление в брак;

- рождение первого ребенка;

- окончание деторождения;

- «пустое гнездо»- выделение из семьи последнего ребенка;

- прекращение семьи со смертью одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Выделяют два главных типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной - семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Основной функцией семьи являются репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная функция (А.Г. Харчев), но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

1) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

2) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

3) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

4) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

5) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

6) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

7) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так для молодой семьи в числе приоритетных – репродуктивная функция, для пожилой – функция духовного общения.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дедушка, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Человек должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.

Каждая семья – это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, определенных ценностях, чувствах и эмоциях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря, ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика – мужа и отца.

Литература

1.А.И. Антонов, В.М. Медков Социология семьи, 1996. С.25.

2.Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова Социальная педагогика.1999.С.271

3.М.А.Иванова, Брак, семья, дети.- М.,1983.-С.4-6

4.А.И. Антонов, В.М. Медков Социология семьи, 1996. С. 68.

5.В.А. Сысенко Супружеские конфликты, 1989.

6.С.Г.Шуман, В.П.Шуман. Семейные конфликты, причины, пути устранения.- Брест,1992.С.7-8.

7.Т.А. Гурко Актуальные проблемы семей в России, 2006. С. 200 – 211.



8.Т.А. Гурко Актуальные проблемы семей в России, 2006. С. 6.