Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Женские истории» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку Hello, English! 1 70.87kb.
Сценарий открытого внеклассного мероприятия для учащихся 9-12 классов... 1 84.42kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «пятью пять» 1 59.29kb.
Сценарий внеклассного мероприятия есть такое слово \"выстоять\" 1 80.21kb.
Сценарий внеклассного мероприятия 1 88.28kb.
Сценарий внеклассного мероприятия Не забывайте матерей! 1 112.67kb.
«Я – гражданин!» 1 93.42kb.
Тароватова Наталия Викторовна Волгоград 2014 сценарий внеклассного... 1 34.39kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Педагогическая... 1 48.97kb.
Урок внеклассного чтения по рассказу В. Г 1 52.48kb.
Повысить интерес учащихся к предмету математика через организацию... 1 48.48kb.
Итоги конкурса Что такое буссоль? Новогоднее дерево Необыкновенное... 1 72.83kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Женские истории» - страница №1/1

Новокаховская гимназия



Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

«Женские истории»
Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Богданец Л.Н.


Новая Каховка

2012 г.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас на передаче «Женские истории». Сегодняшнюю нашу встречу мы могли бы назвать иначе, например, «Истории женской души». Ведь вся история русской литературы – это история женской души, женской судьбы, но не конкретной, а бесконечного множества биографий и судеб.

Именно об этом слова А. Ахматовой:

Мне с Морозовою класть поклоны,

С падчерицей Ирода плясать,

С дымом улетать с костра Дидоны,

Чтобы с Жанной на костер опять.

Господи! Ты видишь, я устала

Воскресать, и умирать, и жить…

Какое разнообразие судеб!

Пушкинская Татьяна Ларина, Тамара из лермонтовского «Демона», «тургеневские девушки», Сонечка Мармеладова Достоевского, Наташа Ростова Толстого, «Три сестры» Чехова, блоковская Незнакомка, Аксинья Шолохова, Маргарита Булгакова и многие другие.

За каждым образом – нелегкая женская судьба, часто драма, трагедия.

Не стали исключением и героини пьес А. Н. Островского.
Инсценировка драмы А. Н. Островского «Бесприданница» (исполнение романса «А напоследок я скажу…»)
Ведущая:

Готовя сегодняшнюю встречу, я невольно ловила себя на мысли: женские истории рассказывали мужчины (поэты, писатели, драматурги), пока на рубеже 19 и 20 веков, хотя и не буквально хронологически, а в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами; в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе «женская поэзия» - поэзия Анны Ахматовой. Уже первые ее критики часто называли молодую Ахматову русской Сапфо.

Впервые женщина обрела поэтический голос такой силы. «Я научила женщин говорить», - заметила Ахматова в одной эпиграмме.

Уже в 19 веке было много женщин, писавших стихи, часто очень хороших. Это, к сожалению, полузабытые сейчас Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Елизавета Шахова и Евдокия Ростопчина. Но всеми веками копившаяся духовная энергия женской души получила выход в поэзии женщины, родившейся под скромным именем Анны Горенко, а под именем Анны Ахматовой приобретшей всеобщее признание.

Почему же Ахматова? Среди предков Анны Горенко по материнской линии был Ахмат-хан, потомок Чингиза, последний правитель Золотой Орды. «Я – чингизка», - это произносилось ею с гордостью. В России к подобным экзотическим фамилиям всегда относились не с восхищением, а с предубеждением, осторожностью. Вслушайтесь: Анна Ахматова – пять открытых «а». Словно вся на ладони, словно ни от чего не защищена. И эти пять открытых «а» завораживали.

От одного взгляда на эту женщину перехватывало дыхание: высокая, темноволосая, смуглая, стройная и невероятно гибкая, с бледно-зелеными глазами снежного барса. Ее в течение полувека рисовали, ваяли в гипсе и мраморе, фотографировали многие. Это удивительное, совсем необычное сочетание – красоты и таланта – завораживало, притягивало, заставляло преклоняться перед ней.


Ученица.

Образ женщины – героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному лицу, это носитель бесконечного множества биографий и судеб. Но все героини Ахматовой несут в себе нечто главное, исконно женское, то, что «сердце знает»: глубокую тоску оставленной женщины.

Сжала руки под темной вуалью

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».



Ученица.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь мир ее поэзии, оказывается основным ее нервом, ее идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была проявить себя именно в любви.

«Великая земная любовь» - вот движущее начало всей ахматовской лирики. Именно она заставила по-иному увидеть мир.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.


Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор всё как будто больна.



Ученица.

Но любовь в стихах Ахматовой не только любовь-счастье, тем более благополучие. Часто, слишком часто это – страдание, своеобразная антилюбовь и пытка, излом души, мучительный и болезненный. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном выражении – взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертной тоски.


СМЯТЕНИЕ

Было душно от жгучего света,

А взгляды его — как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить.

Наклонился — он что-то скажет...

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.


Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся —

И загадочных, древних ликов

На меня поглядели очи...

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его — напрасно.

Отошел ты, и стало снова

На душе и пусто и ясно.



Ведущая.

Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Как счастливую? Не кощунственно ли так сказать о женщине, чей муж был расстрелян, а подрасстрельный сын переходил из тюрьмы в ссылку и обратно? О женщине, которую гнали и травили и на чью голову обрушивались беды, которая почти всегда жила в бедности и в бедности умерла, познав, может быть, все лишения, кроме лишения Родины – изгнания.

И все же – счастливую. Она была – поэт: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в… истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром» на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Ведущая.

Все вы, конечно, узнали замечательную песню из кинофильма Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром» в исполнении А. Пугачевой. Стихи написаны 3 мая 1915 года тогда еще совсем юной и никому не известной Мариной Цветаевой и посвящены мужу сестры.

Как пророчески верно Цветаева сказала:
… Разбросанным в пыли по магазинам.

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.


Прошли годы, десятилетия, и сегодня, в 21 веке, мы вновь вспоминаем стихи Цветаевой, снова говорим о ее судьбе.

Из воспоминаний старшей сестры Цветаевой: «…сестра Марина, едва овладев подобием грамотности, детскими каракулями, на всех случайных клочках писала стихи. Внешне тяжеловесная и неловкая в детстве, со светлой косичкой, круглым розовым лицом, с близорукими светлыми глазами, на которых носила долгое время очки, Марина характером была неподатлива, грубовата. Заметен был в ней ум и особенный внутренний мир…»

«В 1906 учебном году внимание всех гимназисток привлекла «новенькая», очень живая, экспансивная девочка с пытливым взглядом серых глаз и насмешливой улыбкой тонких губ, причесана под мальчика, с челкой, закрывающей высокий лоб. Смотрела на всех дерзко, вызывающе. Не только на старших по классу, но и на учителей и классный дом. Очень способная к гуманитарным наукам, все схватывала на лету, хотя не хотела приложить усилий, чтобы овладеть навыками точных наук…», - так вспоминает Софья Перовская, гимназическая подруга, автор ряда книг по литературе.

Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорил: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, паритет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Её жизнь была клубком прозрений и ошибок».

Однажды Цветаева обмолвилась по чисто литературному поводу: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность - Жизнь». Знаменательная обмолвка! Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, искренне утверждала, что «чувство собственности» у нее ограничивается детьми и тетрадями.

Князь Волконской, внук декабриста, писатель, театральный деятель, вспоминал о жизни Цветаевой. У нее есть в одном стихотворении такие строки: «Грабитель входит без ключа». И это не просто поэтическая фраза. Действительно, однажды к ней вошел грабитель. Вошел – и ужаснулся перед бедностью. Волконский писал: «Вы его пригласили посидеть, поговорили с ним, и он, уходя, предложил Вам взять от него денег. Пришел, чтобы взять, а перед уходом захотел дать…»

Цветаева хорошо знала себе цену как поэту, но ровным счетом ничего не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу.
Ученица.

Мало сказать, что жизнь не баловала Марину Цветаеву, - она преследовала ее с редким ожесточением. Цветаева всегда была обездолена и страшно одинока. Свою душевную муку она прятала так глубоко под броней гордыни и презрительного равнодушия. На самом деле, Цветаева очень тосковала по простому человеческому счастью: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, и вы увидите, как я это умею».


Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности Земли.

Застынет всё, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь, с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет всё — как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой,

Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе... —

Меня, такой живой и настоящей,

На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей

меры,


Чужие и свои?! —

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

И день, и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто —

слишком грустно

И только двадцать лет.

За то, что мне прямая неизбежность —

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

Послушайте! —

Еще меня любите

За то, что я умру.

Ученица.

В центре многокрасочного и многозвучного поэтического мира Цветаевой стоит образ лирической героини – женщины с «гордым видом», и «бродячим нравом», носительницы «страстной судьбы», которой «все нипочем». Сколько в стихах Цветаевой затаенной страсти и энергии! Они – как туго натянутая пружина, которая вот-вот вырвется наружу.


СТИХОТВОРЕНИЕ «Вчера ещё в глаза глядел…»
Ведущая.

Ценой громадных усилий Цветаева сохранила свою личность, свою «душу живую». Она думала и писала только о большом – о жизни и смерти, о любви и искусстве, о Пушкине и Гете. В жизни Цветаевой было все: свобода и своеволие «души, незнающей меры», обращение ко всему миру, восклицания, крик, надрыв, боль и оптимизм. Эмиграция и вера в родину, счастье и трагедия. Было все, вот только никогда не было лжи и никому М. Цветаева не говорила напрасных слов.


Романс «Напрасные слова»
Ведущая.

Напрасным словам не было места и в судьбе женщин грозовых 40-х годов прошлого века. Их судьбы были опалены войной. Матери, сестры, дочери стали защитницами своей страны, совей семьи, своих детей и самой жизни. И в год 68-летия со дня Великой Победы мы не можем не вспомнить о них, об их повседневном героическом подвиге. А лучше об этом расскажут стихи и песни.


Муса Джалиль. "Варварство"
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня.
Я не забуду никогда на веки!
Я видел: плакали как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь? -
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плачь, и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнёшь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно, -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Песня «Баллада о красках»
Ведущая.

Отгремели военные грозы, оставляя незаживающие раны в душах, сердцах людей, в семьях, в народах. Но жизнь продолжалась. И снова, как и прежде в жизни женщины главным становится любовь, семья, дети:

Но сердце женщины все чего-то ждет.

И счастья ищет в чувстве беспричинном.

Их пустота сердечная гнетет,

И слишком часто грустно без причин им.

Д. Байрон

А героини следующих историй грустят по вполне конкретной причине: их не понимают любимые, они оказываются брошенными. Но даже в такой ситуации женщины остаются верны себе и идут по жизни с высоко поднятой головой, оставаясь такими же все понимающими, все прощающими, надеющимися на счастье.

Сильва Капутикян

Ушёл...


Но знаю: всей судьбой

Нам друг от друга не уйти.

Я знаю: я всегда с тобой,

Я перекрою все пути.

Я - дом твой,

Я - твоя дорога.

Ты ходишь с образом моим,

В тебе меня настолько много.

Что нету места там другим.

И сколько б женских глаз ни встретил -

мои глаза увидишь в них,

Я для тебя одна на свете,

И тут не может быть других.

И чьи б не слышал голоса ты,

Услышишь в них меня одну.

Коснусь тебя ветвями сада,

Глазами полночи взгляну.

Когда домой вернёшься поздно.

Ты снова вспомнишь обо мне:

Я стану дымом папиросным.

Я стану звёздами в окне,

Через любые километры

До сердца сердцем дотянусь,

В окно влечу я нежным ветром,

Закроешь - бурею ворвусь.

Есть у любви своя отвага,

Влетев в твой дом, в твой мир, в твой быт.

Смешаю все твои бумаги,

Всю жизнь смешаю, может быть, -

Не смеешь ты меня забыть!


Песня «Ты на свете есть…» (из репертуара Пугачевой)
Стих «Расставлены стулья…»
«Под невыплакавшейся ивой»

Е. Евтушенко

Под невыплакавшейся ивой

Я задумался на берегу:

Как любимую сделать счастливой?

Может, этого я не могу?

Мало ей и детей, и достатка,

Жалких вылазок в гости, в кино.

Сам я нужен ей – весь, без остатка,

А я весь – из остатков давно.

Под эпоху я плечи подставил,

Так, что их обдирало сучье,

А любимой плеча не оставил,

Чтобы выплакалась в плечо.

Не цветы им даря, а морщины,

Возложив на любимых весь быт,

Воровски изменяют мужчины,

А любимые – лишь от обид.

Как любимую сделать счастливой?

С чем к ногам ее приволокусь,

Если жизнь преподнес ей червивой,

Даже только на первый надкус?

Что за радость – любимых так часто

Обижать ни за что, ни про что.

Как любимую сделать несчастной –

Знают все. Как счастливой – никто.

Ведущая.

И все-таки очень хочется верить в счастливое продолжение женских историй, в то, что сказка для двоих обязательно станет счастливой реальностью.


Песня «Сказка для двоих» (из репертуара К. Орбакайте)