Сборник научных статей Под общей редакцией С. А. Ляшко - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник научных трудов 20 3524.01kb.
Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, магистрантов и... 38 3767.86kb.
Сборник задач по общему курсу физики. Под редакцией И. В. Савельева. 1 12.25kb.
Сборник научных статей межвузовской научно-методической конференции... 8 1237.61kb.
В средней школе 11 1803.23kb.
Сборник научных статей посвящен философским аспектам музыкального... 2 795.01kb.
Информационный сборник «Документоведение и архивное дело за рубежом»... 1 42.31kb.
Правила представления рукописей научных статей в научно-технический... 1 58.91kb.
Информация для Соискателей научных степеней (Украина): с 1 сентября п 1 51.05kb.
Данные о цитировании научных статей используются для анализа научного... 1 20.37kb.
Мы посвящаем этот сборник статей памяти нашего друга и коллеги, профессора... 1 21.43kb.
С позиций теории поэтапного формирования умственных действий каждое... 1 50.83kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Сборник научных статей Под общей редакцией С. А. Ляшко - страница №1/22

Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет


имени Н. Г. Чернышевского»

Актуальные проблемы


науки и образования

Сборник научных статей


Под общей редакцией С. А. Ляшко

Балашов


2011

УДК 378+001

ББК 74.58+72

А44


Редакционная коллегия:
М. А. Ляшко — доц., канд. физ.-мат. наук; Т. Н. Смотрова — доц., канд.
психол. наук; Е. В. Сухорукова — доц., канд. пед. наук; С. И. Шумарин — доц., канд. филол. наук; В. В. Назаров — доц., канд. ист. наук; А. И. Золотухин — доц., канд. биол. наук; Т. Н. Попова — доц., канд. пед. наук.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета


Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».

А44 Актуальные проблемы науки и образования : сб. науч. ст. / под общ. ред. С. А. Ляшко. — Балашов : Николаев, 2011. — 156 с.

ISBN 978-5-94035-448-2
В сборник включены материалы выступлений молодых ученых, представленные для обсуждения на секционных заседаниях ежегодной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования» Балашовского института Саратовского университета, которая состоялась 11—18 апреля 2011 г.

Издание предназначено преподавателям, аспирантам и студентам.


УДК 378+001

ББК 74.58+72
ISBN 978-5-94035-448-2  Балашовский институт

Саратовского университета, 2011

 Коллектив авторов, 2011
С о д е р ж а н и е
Абрамова


Способы выражения авторской позиции в публицистике
(на материале британской прессы о жизни королевской семьи) 9

Из балашовской микротопонимии 10

Профилактика тревожности
в условиях общеобразовательной школы 12

Влияние средств массовой информации на развитие


агрессивности в подростковом и юношеском возрасте 14

Формы физического воспитания со студентами


специальной медицинской группы 15

Эволюция подходов к трактовке


понятия «социальное познание» 17

Проблема эффективности социальной работы


в учреждениях стационарного типа 20

Физкультурно-оздоровительные мероприятия


в режиме дня младших школьников 22

Мониторинг здоровья учащихся


младших классов МОУ СОШ № 9 24

Фауна мышевидных грызунов Прихоперья 26

Проектирование информационной системы,
автоматизирующей процесс оформления
потребительских кредитов Сбербанка России 27

Нарративно-речевой план точки зрения и его представление


в романе Б. Стокера «Дракула» 29

Нарративные средства очуждения экзистенциальных мотивов


в новелле Б. Брехта «Плащ еретика» 30

К изучению экологии жуков-долгоносиков


(Coleoptera, Curculionidae) Саратовского Прихоперья 34

Моделирование деформирования конструктивного элемента


в условиях радиационного облучения 35

Освещение подходов к изучению гендерной проблемы


в лингвистике и литературоведении 39

Влияние элементов питания


на рост и развитие подсолнечника 42

К вопросу о секретной миссии Рудольфа Гесса 43

Ирония как стилистический прием
в произведениях Курта Тухольского 45

Информационная активность подростков


в период кризиса идентичности 47

Имитационное моделирование процесса обработки данных


в распределенной вычислительной системе 49

Использование насекомых


в исследовательской деятельности учащихся 51

Экспериментальная работа


с декоративными видами семейства Лилейные 53

К проблеме переживания чувств вины и стыда


и регуляции поведения 54

Автоматизация розничной торговли салона сотовой связи 57

Методические аспекты профильного обучения по биологии 59

Социально-психологическая адаптация личности


в современном обществе 61

Зарубежный опыт социальной интеграции детей


с ограниченными возможностями 62

«Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля


как средство формирования языковой и лингвистической
компетенции старших школьников 64

Профилактика дорожно-транспортного травматизма


у детей дошкольного возраста 66

Психологическое исследование взаимосвязи


личностных особенностей и распределения ролей
в современной молодой семье 67

Виды нарушений осанки у младших школьников


и способы ее коррекции 69

О флористическом составе сельских территорий


(на примере с. Лесное) 70

Основные теоретические подходы


к определению социального самочувствия 72

Развод родителей как условие снижения уровня самооценки детей младшего школьного возраста 75

Мотивация к физкультурно-спортивной деятельности
студентов 76

Тема театра в романе Ч. Диккенса


«Жизнь и приключения Николаса Никльби» 78

Разработка имитационной модели работы


склада готовой продукции 81

Нарушение ценностных ориентаций


как фактор безработицы молодежи 83

Проблемы социализации детей из неполных семей 84

Совершенствование преподавания курса
«Здоровый образ жизни и его составляющие» 86

Муаммар Каддафи: лидер ливийской революции


или «бешеный пес Ближнего Востока»? 88

Формирование здоровья ребенка в семье 90

Элективный курс «Числа Фибоначчи»
в предпрофильной подготовке школьников 92

Особенности подготовки студентов к реализации программы «Основы здорового образа жизни»


в условиях педагогической практики 94

Психологическое исследование особенностей


функционально-ролевой структуры
и удовлетворенности браком молодой семьи 97

Исследование эколого-гигиенического состояния


общеобразовательных учреждений 98

Оценка силы действия фитонцидов комнатных растений 100

Экономический кризис — 2008: мировой опыт
и отечественная практика 101

Использование мультимедийных обучающих программ


в семейном умственном воспитании 103

Проблема лидерства в спортивном коллективе 105

Музыкальное и художественное образование
и воспитание младших школьников на уроках музыки 106

Дифференциация критериев вывода в ремонт


магистрального газопровода на основе нечеткой логики 108

Организация занятий по физической культуре со студентами, освобожденными от практических занятий 111

Оценочный компонент концепта «президент»
в американском политическом дискурсе 113

Национально-культурные стереотипы


в межкультурной коммуникации 114

Показатели функциональных реакций сердечно-сосудистой системы студентов Волгоградской области


из различных районов проживания 116

Культурные проекции образа князя Мышкина


в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» 118

Древнерусские причастия с суффиксами -уч-/-юч-, -ач-/-яч-


(история и современное состояние) 120

Проект автоматизация учета, начисления и выплаты пенсий 122

Совершенствование учебного процесса в вузе 124

Работа социального педагога с одаренными детьми 126

Социологический анализ отношения студентов
педагогического вуза к здоровому образу жизни 128

Проблема дефицита двигательной активности


у студентов специальной медицинской группы 129

Новые подходы к изучению иностранного языка


на неязыковых факультетах 133

Роль студенческого совета в общественной жизни


факультета социальной работы 135

Особенности работы социального педагога


с дезадаптированными подростками 137

Плазменный громкоговоритель 138

Использование факторного анализа
при исследовании интернальности 140

Автоматизация розничной торговли 142

Проблема ребенка-изгоя в классе 144

К проблеме сравнительного анализа


новеллы «Белокурый Экберт» Л. Тика
и одноименной баллады В. А. Жуковского 145

К вопросу о мифопоэтике


рассказа И. А. Бунина «Последнее свидание» 148

К вопросу о гражданском браке 150

Жанровая Специфика пьесы Ф. Шиллера «Дон Карлос» 151

Программа социально-педагогической деятельности


с несовершеннолетними правонарушителями 154

Процессы категоризации и категории


в поэтической картине мира 156

Графическое изображение юмористических текстов


в мультимедийном дискурсе 158

Сервисы Web и методика их изложения


в курсе информатики средней школы 160

Взаимосвязь ролевых ожиданий и притязаний


в браке с адаптацией молодых супружеских пар 161

Римская клиентела 163




И. А. Абрамова

г. Балашов, БИСГУ

Способы выражения авторской позиции в публицистике
(на материале британской прессы о жизни королевской семьи)


В статье рассматриваются некоторые языковые способы выражения голоса автора в публицистических материалах британской прессы.
Автор публицистических статей должен не просто проинформировать читателя об актуальных событиях, но и дать оценки, выводы, прогнозы. Мнение, выраженное на газетной полосе, адресовано широкой аудитории. В связи с этим социальная ответственность за сказанное резко возрастает. Материал ориентирован на аудиторию, не придерживающуюся данного мнения. Он призван ее переубедить. Журналист использует простой для понимания разговорный язык, не требуя от читателя особого напряжения. Его материалы можно легко воспринимать. Иногда он вводит автобиографические элементы, которые могут не только развлечь читателя и послужить иллюстрацией к размышлениям, но и сблизить автора с читателем через общность элементов биографии.

Системный анализ способов представления голоса автора в журналистском нарративе представлен в ряде статей Л. В. Татару1. В частности, голос автора выражается через эмотвную лексику (We saw the highs, the lows, the smiles and the tears.) и экспрессивную лексику (вплоть до «f…-words») (Queen Victoria loathed being pregnant), восклицательными и вопросительными предложениями (Shouldn't such noble worn have a voice in the government, argue the suffragettes?)2. Имплицитная оценка автора выражается в метафорах (a crown is merely a hat). Эксплицитная оценка может быть заложена в контексте. Контекст — мощный механизм формирования нужной оценки у нейтральной номинации. Оценка закладывается не в сему (основное значение) номинации, а в ее словесное окружение. Так, например, в статье «Queen and working mother» по контексту становится понятно, что данная статья написана в духе феминизма. Оценочное отношение автора может быть как апологетическое, так и критическое. Апологетическое отношение — это, прежде всего, пропаганда, где автор выступает как агитатор. Выражая критическое отношение, автор выступает как полемист и часто бывает ироничен. Например, в статье «The Royal Squeeze», автор приравнивает королеву к простым людям (like all the rest of us). Квазисинонимическая ситуация — выстраивание в один ряд слов, сближающихся по смыслу только в рамках определенного контекста — также носит воздействующий характер и указывает на присутствие голоса автора (Today Queen Victoria seems severe, remote, alabaster).



К. Г. Агафонова

г. Балашов, БИСГУ

Из балашовской микротопонимии


В статье рассматриваются онимы города Балашова: их состав, особенности номинации и структуры.
Интерес к микротопонимам города Балашова большой и постоянный. Не угасает он и в настоящее время. Нами собрано и проанализировано 252 онима. Они представлены следующими группами: ойконимом (названием любого населенного пункта, от города до отдельно стоящего дома): Балашов (1 единица); гидронимом (названием любого водного объекта): Хопер (1 ед.); урбанонимами: годонимами (названиями линейных объектов в городе): улицы Автозаводская, Белинского и др.; переулки Астраханский, Водный и т. д. (241 ед.); оронимами (названиями гор, возвышенностей): Богатырка, Крутица, Собачий хутор и др. (7 ед.); названиями оврагов: Ерменихинский, Ильменский, Кошачий (3 ед.).

Интересно установить мотивы номинации улиц города. В настоящее время их 7, в советский период их было больше — 11. Подавляющая часть улиц Балашова, появившихся после 1917 г., была названа по географическому положению (ул. Южная и др.), по направлению дорог, ведущих в те или иные населенные пункты (ул. Саратовская и др.), по названию рек (ул. Хоперская и др.), по названию оврагов (Ерменихинский пер.), по постройкам и предприятиям (ул. Заводская и др.), по фамилиям писателей, поэтов, композиторов, политических и общественных деятелей и т. д. (ул. Пушкина и др.), по редкой мотивации (ул. 8 Марта).

В структурном отношении большинство годонимов г. Балашова являются однословными (ул. Радищева, пер. Западный).

На территории города протекает река Хопер. Из уст в уста, из поколения в поколение передается легенда о том, как давным-давно в Попереченской степи старик по имени Хопер набрел на холм, из подножья которого били двенадцать ключей. Старик соединил русла ручейков в один, построил небольшую мельницу и заставил работать на себя эту речушку. Назвали речку его именем — Хопер. Это народная версия. Есть и научные объяснения происхождения названия. Так, А. И. Соболевский предполагал иранское происхождение: ху — «хороший», перена — «полный». Справедливо против этого высказался М. Фасмер, однако предлагаемая им этимология из славянского хопити — «хватать, тащить, влечь» —


неубедительна. В. А. Никонов считал, что, вероятно, первоначальная форма онима подверглась слишком большим изменениям, поэтому невозможно точно установить ее этимологию.

Интересны названия возвышенностей, холмов Балашова (в народе их называют горами). Можно выделить ряд их классификационных признаков. По принципам номинации они делятся на две группы: 1) по фамилиям поселенцев и владельцев земель: Чувилкина, Наумкина, Татарникова, Сушкова, Трушкина; 2) по особенностям фауны: Собачий хутор. Названия холмов и возвышенностей различны и по структуре. Среди них выделяются как однословные микротопонимы (оронимы, образованные от имен и фамилий на -ин, -ов: Чувилкина, Наумкина, Сушкова, Трушкина, оронимы-прилагательные, образованные от существительных с помощью морфологического суффиксального способа словообразования: Татарникова), так и онимы, образованные путем словосочетания прилагательное+существительное: Собачий хутор.

На территории г. Балашова находится большое количество оврагов, однако многие из них безымянные. Жители, как правило, говорят лишь
о трех оврагах, которые имеют названия. Через железную дорогу от Ветлянки протянулся Кошачий овраг. Ильменский (Безымянный) овраг начинается напротив комбината хлебопродуктов и заканчивается перед старым железнодорожным вокзалом. А деревня Ермениха, существовавшая до 1938 г., дала название еще одному оврагу — Ерменихинскому (он находится в Козловке).

Сбор и изучение микротопонимов г. Балашова необходимо продолжить. Это интересная страница региональной ономастики малой родины.



Л. Н. Алеева

г. Балашов, БИСГУ
следующая страница >>


izumzum.ru