С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, «Биология. Общие закономерности 9 класс»: Учебник для общеобраз учеб заведений. М.: Дроф - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Общая биология. 1 150.82kb.
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Общая биология. 1 150.82kb.
Тематическое планирование по курсу «Биология. Животные» 1 339.59kb.
Учебник А. В. Перышкин. Физика 7 класс.: учеб для общеобразовательных... 1 267.56kb.
Учебно-методический комплекс: «Биология. Животные. 7класс» Латюшин В. 3 537.21kb.
Объект, субъект, предмет, цель 10 1992.23kb.
«Рассмотрено» на заседании мо учителей естественно-математического... 1 287.16kb.
Общеобразовательные дисциплины 4 952.37kb.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога бабенковой Ольги 1 255.21kb.
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... 1 297.59kb.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся 4 731.52kb.
Проблемы развития Государственной молодежной политики в Чистопольском... 1 106.71kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, «Биология. Общие закономерности 9 класс» - страница №1/1


«Согласовано»

Руководитель МО

________ Воробей Р.Т.
Протокол № ___ от

«____»______________2012 г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ – Сулеевской

ООШ им. Р.Г.Галеева

________ Гарифуллина Г.Г.

«___»_______________2012 г.


«Утверждаю»

Руководитель МБОУ-

Сулеевская ООШ

им.Р.Г.Галеева

_____________ Заляева Г.А.

«___»______________ 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ихсановой Гульназ Акрамовны

I квалификационная категория

Сулеевской ООШ им. Р.Г.Галеева

по учебному курсу «Биология»

9 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ___от «___»________ 2012 г.

2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов:



  1. Федерального Государственного стандарта,

  2. Примерной программы основного общего образования по биологии и

  3. Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология. Общие закономерности» авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 288 с.///

  4. Базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год

  5. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, «Биология. Общие закономерности 9 класс»: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010.

Место предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю на протяжении учебного года, 68 часов в год , из них 3 часа на проведение зачетных работ.



Цели и задачи изучения биологии

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня. Это нашло своё отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов. Как в отношении контролируемого объёма содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Реализация рабочей программы предусматривает подготовку учащихся к ГИА. Содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структура в следующем порядке:

• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.
В УМК для 9 класса входит:

1.С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, «Биология. Общие закономерности 9 класс»: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010

Методические пособия для учителя:

1. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;



Дополнительная литература для учителя:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;

5. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

6. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;

7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;



Для учащихся:

С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2004. -128с.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиацентр, 2004;

2. Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Содержание программы

Введение (1 час).

Место курса «Биология. Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.



Эволюция живого мира на Земле (19 часов).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Основные свойства живых организмов: обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Лабораторная работа.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи и живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (15 часов).

Элементарный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические вещества клетки; вода; их химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы: белки, жиры и углеводы. Их структурная организация и биологическая роль. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации. Транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные и рибосомальные РНК.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Прокариотические клетки; их форма и размеры. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение.

Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Органоиды ядра. Хроматин. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Митоз.



Лабораторная работа.

Каталитическая активность ферментов в живых клетках.

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (5 часов).

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Образование половых клеток. Оплодотворение и опыление. Биологическое значение бесполого и полового размножения. Гаметогенез. Мейоз. Периоды образования половых клеток.

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления: образование бластулы, гаструляция, первичный органогенез. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.



Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов. (13 часов).

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики с/х и биотехнологии. Комбинативная изменчивость.

Фенотипическая изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической промышленности.

Лабораторная и практическая работа.

Решение генетических задач.

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений).

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов).

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы. Цепи и сети питания. Смена биоценозов.



Лабораторная работа.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).



Обобщение-5ч.

Резервное время – 1 ч.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков на начало учебного года учащиеся 9 класса:

Знают:

• признаки сходства и отличия человека и животных;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.



Умеют:

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Требования к уровню подготовки учащихся 9-го класса:

Знать:

- биологическую терминологию и символику;



- основные свойства живой материи и методы её изучения;

- уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой,

биогеоценотический и их характеристики; 4

- основные закономерности эволюции, и её результаты;

- основные структуры и функции клетки;

- роль основных неорганических и органических соединений и сущность обмена веществ и энергии в клетке;

- закономерности индивидуального размножения и развития;

- основные понятия генетики;

- особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия;

- место человека в ноосфере.



Уметь:

- выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;

- раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;

- готовить микропрепараты и работать с микроскопом;

- пользоваться научно-популярной и периодической литературой;

- участвовать в мероприятиях по охране природы;

- применять полученные знания для охраны собственного здоровья;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.



Тематическое планирование раздела «Биология. Общие закономерности»

Наименование тем

Число часов

Лабораторные,

практические работы и самонаблюдения

Введение


1




1. Эволюция живого мира на Земле


19

Л/р «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

2. Структурная организация живых организмов


15

Л/р «Изучение клеток бактерий, растений, животных на готовых микропрепаратах».

Л/р «изучение клеток растений и животных»



3. Размножение и индивидуальное развитие организмов


5




4. Наследственность и изменчивость организмов


13

П/р: Решение генетических задач. Составление родословных.

Л/р «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений)».



5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

11

Л/р «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Л/р «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»



6. Обобщение

5




Резервное время

1








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС



Названиетемы

Колво

часов

Типурока

Видыучебнойдеятельности

Видыконтроля

Планируемыерезультатыосвоенияматериала

Домашнеезадание

Дата проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Введение. Биология наука о жизни
Биология – терек табигать турындагы фән.

1

Вводный урок

Определять темы и задачи курса.

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника, выделять

главное и обобщать.

Осуществлять самостоятельный поиск информации.






Знать цели и задачи

курса, место предмета

в системе естественных

наук, методы

исследования в

биологии.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.


с.3-7

1.09




РАЗДЕЛ I. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 часов)



Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

2

Основные признаки живых организмов.
Тере организнарның төп билгеләре.


1

Урок изучения и первичного закрепления

Давать определения ключевым понятиям, выявлять существенное, главное, сравнивать и делать выводы.




Объяснять проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации, отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать общие свойства живых систем.

с. 7-8

5.09




3

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.
Тере организмнарның табигый классификациясе.Төрләрнең күптөрлелеге.

1

Комбинированный урок

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника, выделять

главное и обобщать






Называть уровни организации жизни; основные царства живой природы.

с.12-14, в.4.

сообщение


8-11 бит, 11 бит сорауларга җавап бирергә.



8.09






Тема 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (1 час)

4

Предпосылки

возникновения учения Ч.Дарвина.
Биологиянең Дарвинга кадәрге үсеше.

1

Комбинированный урок

Давать определения ключевым понятиям, выявлять существенное, главное, сравнивать и делать выводы.




Давать определение понятию эволюция.

с. 15-17, вопр после §

р.т. зад.1-7


12-17 бит, 14 бит 4 сорау ;17 бит 3 сорау(язмача)



12.09






Тема 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА ОПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3 часа)

5

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Дарвинның ясалма сайланыш турындагы тәгълиматы.

1

Урок изучения и первичного закрепления

Работа с текстом учебника




Давать определения понятиям наследственная изменчивость и борьба за существование

с. 20-24

п.3,4;18-24 бит, сөйләргә, 4 сорау 24 бит.



15.09




6

Учение Ч.Дарвина об естественном отборе.

Дарвинның табигый сайланыш турындагы тәгълиматы.

1

Комбинированный урок

Работа в рабочей тетради




Давать определение понятию естественный отбор

с.24-28

р.т. с.11-12

п.5,24-28 бит; мисаллар яз.


19.09




7

Формы естественного отбора.

Табигый сайланыш формалары.

1

Комбинированный урок

Давать определения ключевым понятиям, выявлять




Называть факторы внешней среды

С.29-31

зад. в раб. Тетради


п.6, 29-34 бит;схемага мисал яз.

22.09






Тема 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 часа)

8

Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания.

Организмнарның яшәү тирәлегенә җайлашулары – эволюция нәтиҗәсе.

1

Комбинированный урок

Осуществлять самостоятельный поиск информации




Называть основные типы приспособлений

П.7,с.35-44

П.7,35-44 бит;таблица яз.



26.09




9

Выявление приспособленности к среде обитания.

Организмнарның яшәү тирәлегенә җайлашу билгеләре.” Практик эш.



1

Урок закрепления знаний

Вып.пр.раб. «Выявление приспособленности к среде обитания.




Выявлять и описывать разные способы приспособленности к среде обитания

Прочитать п.9, ответить на вопросы.
П.8,9; 45-52 бит, сорауларга җавап яз.

29.09






Тема 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 часа)

10.

Вид, его критерии и структура.

Төр һәм аның критерийлары, структуралары

1

Комбинированный урок

Работа с учебником




Перечислить критерии вида; отличать понятия вид и популяция

Прочитать п.10, записи в тетради.
П.10,53-55 бит; 3,5сорау 55 бит.

3.10




11

Популяция.
Популяция.

1

Комбинированный урок

Работа с учебником, в тетради.




Называть признаки популяций

Изучить п.10,

54-55 бит, п.11,55-58 бит



6.10




12

Видообразование.
Төр барлыкка килү.

1

Комбинированный урок

Работа в рабочей тетради




Приводить примеры различных видов изоляции

Изучить п.11,
П.11,55-58 бит.сөйләргә.

10.10






Тема 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 часа)

13.

Биологические последствия адаптации.

Адаптациянең биологик нәтиҗәсе.

1

Комбинированный урок

Сам.работа уч-ся




Давать определения понятиям биол. прогресс и регресс

с.59

59 бит, мисаллар яз.



13.10




14

Главные направления эволюции.

Эволюциянең төп юнәлешләре.

1

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника




Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

Изучить п.12, ответить на вопрос

П.12,13;60-70 бит, 66 бит 3,4 сорау,



17.10




15

Зачет «Учение об эволюции органического мира»

«Җирдә тереклек дөньясы эволюциясе” темасы буенча зачет.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Обобщать и анализировать ранее полученные знания







Повторить п.6-12

П.1-13,кабатларга.



20.10






Тема 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 часа)

16.

Современные представления о развитии жизни на Земле.

Җирдә тереклек барлыкка килү турында хәзерге карашлар.

1

Урок изучения и первичного закрепления

Лекция




Называть этапы развития жизни

Изучить п.14, ответить на вопросы
П.14,71-73 бит, сораулар.

24.10




17.

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.

Тереклек үсешенең башлангыч этаплары.

1

Комбинированный урок

Лекция




Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, и т.д.

с. 81-89

Изучить п.15.

П.15, 74-77 бит, таблица яз.


27.10






Тема 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

18

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры.
Протерозой, палеозой: тереклкекнең үсеше.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Лекция




Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое ;ароморфозов у растений и животных.

Прочитать п.16,17, ответить на вопросы.
П.16,17, 78-88 бит.

10.11




19

Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру
Мезозой, кайназой эраларында тереклек.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Работа с учебником; составление таблицы.




Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое.

Изучить п.18,19.

П.18,19, 89-94 бит.



14.11




20

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.
Органик дөнья системасында кешенең тоткан урыны һәм роле.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

,Лекция, работа с учебником




Называть признаки биологического объекта-человека; объяснять место и роль человека в природе.

Изучить п.20.

П.20,94-101 бит, сорауларга җавап бирергә.



17.11




РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 часов)



Тема 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (4 часа)

21

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.
Күзәнәкнең неорганик матдәләре.

1

Урок изучения и первичного

Закрепления знаний. .





Лекция, работа с учебником.




-Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки.

Изучить п.21, ответить на вопросы.

П.21,104-110 бит, сорауларга җавап бирергә.




21.11




22

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
Күзәнәкнең органик матдәләре. Углеводлар. Липидлар.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Работа с учебником, ответы на вопросы.




Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам.

с.109-111, ответы на вопросы.

109-110 бит, чыгыш әзерләргә.



24.11




23

Органические вещества клетки. Белки.

Күзәнәкнең органик матдәләре. Аксымнар.

1

Комбинированный урок.

Обобщать и анализировать ранее полученные знания




Называть функции белков, продукты богатые белками

с.107-109

108-109 бит, 112 бит



28.11




24

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.

Нуклеин кислоталары.

1

Комбинированный урок.

Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.




Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК, доказывать , что нуклеиновые кислоты-биополимеры.

с. 111-112, знать содержание.

111-112 бит, 11-12 сорау.



1.12






Тема 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 часа)

25

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Күзәнәктә матдәләр алмашы һәм энергия әверелеше.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Уметь раскрывать

содержание новых понятий, раскрывать

главное, составлять

план.





Называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Изучить п.23, знать содержание.

113бит.


5.12




26

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.
Пластик алмашу. Майлар, углеводлар, аксымнар биосинтезы.


1

Комбинированный урок

Лекция, работа с учебником.




Характеризовать механизм транскрипции, трансляции.

Изучить п.23, записи в тетради.

П.23,113-117 бит.



8.12




27

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.
Энергия алмашы.Сулау.

1

Комбинированный урок

Уметь раскрывать содержание новых понятий, раскрывать главное.




Называть вещества –источники энергии,описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Изучить п.24, знать содержание.

П.24,117-121 бит, сорауларга җавап бирергә.



12.12






Тема 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (7 часов)

28

Прокариотическая клетка. Изучение клеток бактерий.


Прокариотик күзәнәкләр. Бактерия күзәнәкләрен өйрәнү.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь проводить сравнения.




Называть уровни клеточной организации, описывать строение прокариотической клетки, выделять особенности размножения бактериальной клетки, характеризовать процесс спорообразования.

Прочитать п.25, написать реферат на тему «Болезнетворные бактерии».

П.25,122-124 бит; реферат язарга.




15.12




29

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы.

Эукариотик күзәнәкләр. Күзәнәк мембранасы, цитоплазма органоидлары.

1

Комбинированный урок

Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы.




Знать и характеризовать функции наружной плазматической мембраны, характеризовать механизм мембранного транспорта, устанавливать взаимосвязи строения и функционирования наружной плазматической мембраны. Находить различия между гладкой и шероховатой мембранами ЭПС. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов.

с.125-131, знать содержание.

П.26,125-132 бит, таблица язарга.



19.12




30

Эукариотическая клетка. Ядро.

Эукариотик күзәнәк. Төш.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника




Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра.

Изучить п.27
П.27, 132-136 бит.

22.12




31

Изучение клеток растений и животных.
Үсемлек һәм хайван күзәнәкләрен өйрәнү. Практик эш №2 “Үсемлек һәм хайван күзәнәнәген өйрәнү.”

1

Урок комплексного применения ЗУН

Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, вып. Пр.раб. «Изучение клеток растений и животных».




Знать особенности строения ядра, его компоненты. Доказывать, что ядро центр управления жизнедеятельностью клетки, устанавливать взаимосвязи строения и функций ядра.

Повторить по учебнику 6 кл. материал о делении клеток.

26.12




32

Деление клеток
Күзәнәкләрнең бүленүе.

1

Комбинированный урок

Заполнение табл.




Называть процессы ,составляющие жизненный цикл клетки

Изучить п.28
П.







33

Клеточная теория строения организмов

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Лекция




Называть жизненные свойства клетки

с.142-144,подг. К зачету







34

Зачет по теме «Клетка»


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний




Контр.раб.




Повт. виды размножения







РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов)

Тема 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

35

Бесполое размножение

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником




Называть основные формы размножения

с.146-149







36

Половое размножение. Развитие половых клеток

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника




Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

с.150-155







Тема 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

37

Эмбриональный период развития

1

Комбинированный урок

Лекция




Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организма

с.156-161







38

Постэмбриональный период развития

1

Комбинированный урок

Лекция




Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием

Изучить п.33, ответить на вопросы







39


Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Работа с учебником




Называть начало и окончание постэмбрионального развития

Изучить п.34, ответить на вопр.







РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (13 часов)

Тема 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (6 часов)

40

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения нас ледования признаков.

1

Урок изучения и первичного закрепления

Работа с учебником




Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

Изучить п.35,36.







41

Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование

1

Комбинированный урок

Давать определения ключевым понятиям.




Давать определения понятиям: гомозигота,гетерозигота, доминантный признак,моногибридное скрещивание.

с.176-180







42

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание

1

Комбинированный урок

Давать определения ключевым понятиям.




Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания

Выучить стр.176-180, 180-185.







43

Генетика пола

1

Комбинированный урок

Решение генетических задач




Давать определение термину аутосомы

Конспект!







44

Генотип как система взаимодействующих генов.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа уч-ся




Приводить примеры аллельного взаимодействия генов

Изучить п.. 40, ответить на вопросы







45

Решение генетических задач.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Давать определения ключевым понятиям. Пр.раб. «Решение генетических задач»




Решить генетическую задачу №363..

С.176-178







Тема 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (4 часа)

46

Наследственная (генотипическая)изменчивость

1

Комбинированный урок

Лекция




Называть биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости

Изучить п.41







47

Фенотипическая изменчивость

1

Комбинированный урок

Уметь раскрывать

содержание новых понятий, раскрывать

главное, составлять

план. Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.






Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков

Конспект,192-195







48

Выявление изменчивости организмов

1

Урок комплексного применения ЗУН

Вып.пр.раб. «Выявление изменчивости организмов»




Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов

Конспект повт, подг. к зачету







49

Зачет «Наследственность и изменчивость»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Вып. контрольной работы

Тестовая контрольная раб.




Подготовить сообщение о Н.И.Вавилове.







Тема 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, МИКРООРГАНИЗМОВ (3 часа)

50

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

Урок изучения и первичного закрепления культурных растений

Лекция




Изучить п.43,204-205.

Конспект,с.196-200







51

Методы селекции растений и животных.

1

Комбинированный урок

Сам.работа с учебником




Давать определения понятиям сорт ,порода.

с.201-203







52

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.

1

Комбинированный урок

Лекция.




Давать определения понятиям биотехнология, штамм;объяснять роль биологии в пр.деятельности людей.

заполнить таблицу







РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов)

Тема 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (7 часов)

53


Структура биосферы

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Работа с учебником




Давать определение понятию биосфера. Называть ризнаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы.

С.216,п.46.







54

Круговорот веществ.

1

Комбинированный урок

Работа со схемами.




Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности;описывать циклы воды,углерода, азота, фосфора.

Сообщение, п.47.







55

Экологические факторы

1

Комбинированный урок

Уметь раскрывать

содержание новых понятий, раскрывать

главное, составлять

план. Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.






Давать определение терминам:экология, абиотические, биотические факторы,антропогенный фактор.

Изучить п.50-51, ответить на вопросы.







56

Биогеоценозы и биоценозы. Видовое разнообразие

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с текстом учебника




Давать определение понятиям:биоценоз, биогеоценоз, показатели структуры.

Стр.239-243.







57

Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Практическая работа




Давать определение понятиям автотрофы и гетеротрофы

Сообщение,п.52







58

Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами.

1

Комбинированный урок

Работа в тетради.




Давать определение терминов конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Прочитать п.53, ответить на вопросы







59

Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

1

Урок комплексного использования ЗУН.

Пр.работа «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».




Изучать процессы, происходящих в экосистеме.

Подготовить сообщение о ресурсах Земли.







Тема 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 часа)

60

Природные ресурсы

1

Комбинированный урок

Составление таблицы




Давать определение термину агроэкосистема

Конспект,п.

54








61

Роль человека в биосфере.

1

Комбинированный урок

Лекция




Называть факторы ,вызывающие экологический кризис

Подготовить сообщение, с.231-235







62

Последствия деятельности человека в экосистемах.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Пр.раб.»Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»




Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах.

Изучить п.53,зать содержание







63

Экологические проблемы.

1

знаний

Лекция




Называть современные глобальные экологические проблемы.

Сообщения учащихся.







ОБОБЩЕНИЕ (5 часов)

64

Становление современной теории эволюции.

1

Урок обобщения и систематизации

Ответы на вопросы.




Объяснять основные свойства живых организмов.

Повторить материал глав 9-11.







65

Клетка-структурная и функциональная единица живого

1

Урок обобщения

Ответы на вопросы




Описывать химический состав клетки

Конспект, повторить глав 14-16 учебника.







66

Закономерности наследственности и изменчивости

1

Урок обобщения и систематизации

Работа с учебником, решение задач.




Давать определения законам Г.Менделя, называть формы изменчивости.

Повторить материал глав 17-18.







67

Взаимодействие организма и среды обитания.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь раскрывать

содержание новых понятий, раскрывать

главное, составлять

план. Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.






Анализировать видовой состав в биоценозе, характеризовать биосферу как живую оболочку планеты.

Подг к итог. уроку







68

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля знаний

Вып. контрольной работы







Повторить тему «Эволюция живого мира на Земле»









izumzum.ru