Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кандидат физико-математических наук о приоритетном национальном проекте... 1 127.1kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... 1 92.16kb.
Предмет русский язык школа №1929 1 251.77kb.
Программа разработана С. И. Львовой, О. Ф. Вакуровой, Л. М 1 359.76kb.
Внеклассное мероприятие "Русский язык с увлечением!" 1 54.16kb.
Тематическое планирование по предмету «Русский язык (чтение) 1 83.68kb.
Общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения... 3 817.6kb.
Язык как ключ к пониманию культуры 1 108.65kb.
Русский писатель – Лев Толстой Дай Сю (Вера), студентка 4 курса специальности... 1 80.2kb.
Об опыте перевода на русский язык задостойника праздника рождества... 1 35.98kb.
Магистратура по направлению 520300 – 1 316kb.
Стоимость и описание стажировки поваров 1 20.98kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального - страница №1/7

Урок 1* (см. Примечание)

Русский язык как государственный язык РФ.
Русский язык – средство межнационального
общения народов России и стран СНГ.
Русский язык в современном мире


Цели: познакомить учащихся с содержанием учебной программы по русскому языку в 8 классе; создать положительный эмоциональный настрой; уяснить роль и место русского языка в современном мире.

Тип урока: вводный.



Ход урока

I. Знакомство с учебником (форзацы, оглавление, условные обозначения, перечень словарей).

II. Соблюдение единого орфографического режима (памятка вручается каждому учащемуся; он вклеивает ее в соответствующую тетрадь).

Памятка по ведению тетради по развитию речи
(для контрольных работ, рабочей тетради)

1. Вести записи необходимо аккуратно, буквы писать разборчиво.

2. Нельзя пользоваться корректором, все исправления делать ручкой.

3. В тетради можно писать только синей пастой.

4. Выделять морфемы, подчеркивать члены предложения, составлять схемы и делать другие пометы необходимо простым карандашом.

5. Расстояние между работами – две строки.

6. Дата пишется прописью.

7. После каждой письменной работы необходимо провести работу над ошибками.

8. Правильно оформлять титульный лист тетради (образец демонстрируется на доске).

III. Работа по упражнению 1.

Прочесть текст, выписать словосочетания-термины, называющие функции русского языка в современном мире; пересказать содержание текста, опираясь на выписанные словосочетания; устно ответить на вопрос: Каковы функции русского языка в современном мире?



IV. Работа с цитатами.

• Богатство языка есть богатство мыслей.



(Н. М. Карамзин.)

• Язык – инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима.



(П. А. Вяземский.)

• Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.



(Н. В. Гоголь.)

• ...Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке.



(А. П. Чехов.)

• Слова. Словесная стихия. В словах мы осознаем себя и весь доступный пониманию мир. Без слов нет человека, и нет слов без человека. Слова, язык – в равной мере принадлежащее всем, всеобщее достояние народа, нации.



(Ч. Айтматов.)

Задание: выразительно прочесть высказывания; пояснить основную мысль афоризма; высказать собственное отношение к нему; переписать понравившийся афоризм.



V. Работа по упражнению 4.

Разбить текст на 4 абзаца; прочесть их; из каждого абзаца выписать предложение, в котором выражена главная мысль.



VI. Индивидуальная работа по упражнению 3.

Разбить текст на 2 абзаца; сформулировать вопрос ко второму абзацу и дать на него ответ, используя содержание текста.



Домашнее задание: составить письменное высказывание, опираясь на слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»; повторить орфограммы: н/нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Словарное слово: классика.

Памятка для работы над словарным словом

1. Записать правильно слово, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

2. Сделать морфемный разбор.

3. Дать лексическое значение (устно).

4. Составить со словом предложение.

5. Произвести морфологический разбор слова, опираясь на составленное предложение.

6. Написать слово крупно красными буквами на листе формата А4; если возможно, сделать к слову иллюстрацию.

Урок 2

Буквы н и нн в суффиксах имен прилагательных,
причастий и наречий


Цель: активизировать и закрепить знание правил написания н/нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Тип урока: повторительно-обобщающий.



Ход урока

I. Устная разминка по правилам: н/нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

II. Работа со словарным словом: классика.

III. Выполнение упражнения 21.

Обозначить условия выбора орфограммы на месте скобок.



IV. Индивидуальная работа по упражнениям 22, 23.

V. Распределительный диктант.

Текст читается учителем, учащиеся по ходу чтения выписывают слова с н/нн в два столбика.

Задание: из данного текста выписать слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с н и с нн; графически объяснить условия написания, указать часть речи.

Образец: ранним – прил., основа на н + суффикс -н-.

Ра..им утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехоже..ыми тропами. В дали, неяс..ой и тума..ой, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некоше..ой траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому.

Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую рощу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

Погруже..ый в свои воспоминания, я незамет..о приблизился к околице и, удивле..ый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизме..о носил в своем сердце образ родного дома…

В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запуще.., сор..ые травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчище..ых и уже давно никем не посыпа..ых песком. Деревя..ая решетка, далеко не новая, совсем рассохлась, облезла и развалилась.

Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для неж..ого блед..о-розового цвета. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.

Утре..яя роса оставила на лепестках розы несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала.



Домашнее задание: § 4, упр. 24; повторить правила правописания не с различными частями речи. Словарное слово: массив.

Карточка 1

Задание: вставьте подходящие по смыслу прилагательные с суффиксом -енн-.

Зрелище было … . На суде были представлены … доказательства. Ребята собирают … растения. Была послана … телеграмма. Погода была … .

Карточка 2

Задание: в предложениях выделенные существительные замените прилагательными с н или нн.

Кашу полили жиром гуся. Масленку наполнили маслом для машины. Ребенку дали кашу из пшена. Невдалеке раздавалось кряканье утки. Меня разбудило чириканье воробья. По степи раздавался топот лошади. В книге лежало перо петуха. Это была песня лебедя. Этот камень в народе называют «глаз сокола». Наташа нашла камешек, который называется «бог кур». В ушах переливались серьги из серебра.

Карточка 3

Задание: из данных рядов слов выберите одно «лишнее» слово, устно объясните написание.

1. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый.

2. Деревя..ый, оловя..ый, стекля..ый, торфя..ой.

3. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый.

4. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая.

5. Торжестве..ая, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый.

6. Осе..ий, весе..ий, дли..ый, мыши..ый.

7. Многото..ый, миллио..ый, карто..ый, авиацио..ый.

8. Семе..ой, льня..ой, племе..ой, стреме..ой.

9. Орли..ый, сме..ый, суко..ый, жизне..ый.

10. Карава..ый, скобя..ая, слюдя..ая, ледя..ой.



– Если пишется одна буква н в слове, то поднимите правую руку, если две буквы н, то встаньте.



Проводится, когда учащиеся, по мнению учителя, устали при выполнении письменной работы.

На рыбалке

В ра..ем возрасте отец впервые взял меня на весе..ий тетереви..ый ток. В ночной предутре..ей темноте мы шли через заросшие кустарником луга и перелески.

Первые охотничьи вылазки научили меня видеть и слышать. В заросшем осокою и кувшинками пруду я наблюдал ути..ые выводки, видел, как плавают маленькие пушистые утята. В пруду было много всякой рыбы. По утрам с удочкой в руках я сидел на песча..ом берегу и следил за сделанным из гуси..ого пера маленьким поплавком. Дерзкий ветерок пузырем надувал за спиной льня..ую рубаху. Было приятно вытаскивать из воды небольших золотистых карасей, красноперых плотичек, толстоспи..ых серебря..ых головлей. Потом мы отбирали крупную рыбу, мелочь бросали в полотня..ую сумку. На костре варили уху. Усевшись в тени на берегу, хлебали ее деревя...ыми ложками. Удивительно вкусна, душиста рыбачья уха из свежей рыбы!

(По И. Соколову-Микитову.)

Урок 3

Слитное и раздельное написание не
с разными частями речи


Цель: вспомнить и закрепить правописание не с различными частями речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.



Ход урока

I. Эвристическая работа (поисковый диктант).

– Спишите, исправляя допущенные ошибки, комментируя свои действия.

На доске: неспеша, давно не бритые щеки, не смотря на усталость, недавно, несомненно, недоумение, мне не здоровится, ни с чем несравнимая, непрошеные, непростой, недоумевая, неожиданно.

II. Устная разминка по правилам: правописание не с разными частями речи.

III. Словарная работа: массив.

IV. Работа с таблицами.

Задание: рассмотреть таблицы, вспомнить правила написания не с различными частями речи. Какие части речи не представлены в таблицах? Как пишется не с этими частями речи?



НЕ с прилагательными

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь

НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными



НЕ с наречиями на -о, -е

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь

V. Работа по учебнику.

Выполнение упражнений 29, 30, 31 по рядам: правильно написать не со словами, графически объяснить написание.



VI. Афористичный диктант (фронтальная работа).

Задание: записать афоризм, правильно написать не со словом, пояснить главную мысль. Что объединяет эти афоризмы? А вы согласны с авторами?

1. (Не)вежество – знать (не)больше, чем знают другие. (Жан Ростан.) 2. Все мы (не)вежды, но в разных специальностях. (Уилл Роджерс.) 3. Если знание – это сила, то (не)знание – долголетие. (Л. Сухоруков.) 4. Любить чтение – это обменивать часы скуки, (не)избежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Шарль Монтескье.) 5. (Не)сомненный признак всякой хорошей книги – если она нравится тем больше, чем человек становится старше. (Г. К. Лихтенберг.) 6. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем (не)думает лишь тот, кто ничего (не)читает. (Дени Дидро.) 7. Иные любят книги, но (не)любят авторов – и (не)удивительно: кто любит мед, (не)всегда любит пчел. (П. Вяземский.) 8. Все стерпит бумага, но (не)читатель. (Жозеф Жубер.) 9. Прошедшего (не)существует, пока будут существовать книги. (Бульвер-Литтон.) 10. (Не)которые книги (не)заслуженно забываются, но нет ни одной книги, которую (не)заслуженно бы помнили. (У. Х. Оден.) 11. Книги следует читать так же (не)торопливо и бережно, как они писались. (Г. Д. Торо.) 12. Читайте книги – (не)которые из них специально для этого написаны. (М. Генин.) 13. Читать между строк полезно – глаза (не)так устают. (С. Гитри.) 14. Все уже описано. К счастью, (не)обо всем еще подумано. (С. Е. Лец.) 15. (Не) читай на ходу – столкнешься с жизнью. (В. Голобородько.) 16. Гораздо важнее (не)что мы читаем, а как и с какой целью. (Э. Бёрк.)

Домашнее задание: § 5, упр. 35; повторить разряды местоимений; разряды наречий, указывающих на признаки действия; правила написания не/ни с указанными частями речи. Словарное слово: созданный.

Индивидуальное задание: из художественных произведений выписать предложения, где встречаются слова с не, указать части речи и условия выбора орфограммы.

Карточка 1

Задание: напишите правильно не со словами, графически объясните написание.



Гроза

(Не)забываемое, (не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще (не)закрытая черной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс наш дом, и полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа. Окна были (не)занавешены. Сквозь них постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не)прекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем (не)защищенный от ветров. Когда мой испуг прошел, я принялся расспрашивать, что такое молния, отчего она зажигается, отчего гремит гром. И только когда небо очистилось и замелькали звезды, я заснул в своей красивой плетеной кровати и спал (не)пробудным сном до самого утра.



Карточка 2

Задание: из предложенного текста выпишите слова с не, графически объясните написание.

Трудно писать о человеке, с которым (не)давно расстался и которого любил, знал больше двух десятков лет, хотя дружба с ним была далеко (не)легка.

Да, Твардовский (не)относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним всегда было интересным, в каком бы настроении он ни был. Он никогда (не)старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а (не)он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себя (не)любил, но если уж приходилось, то делал это всегда так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу.

Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, широкоплечем. Он умел отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, (не)отрекаясь от сказанного и (не)изменяя в бою.

Иногда Твардовский (не)прочь был смутить человека каким-нибудь (не)ожиданным суждением или вопросом. По воспоминаниям современников, (не)любил также людей, уделяющих себе слишком много внимания. Какие-нибудь мелочи: ярко-красные носки или излишне пестрый галстук – могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость была ему противопоказана в любых ее проявлениях. Известно, что из мелочей складывается целое, а издалека характер виден целостней, значительней.

Твардовский – поэт, редактор, человек – интересен нам и сегодня. Может быть, с ним (не)всегда было легко дружить, сотрудничать, но след, оставленный им в литературе и истории, весом и значителен.

Урок 4

Слитное и раздельное написание не/ни
с местоимениями и наречиями


Цель: повторить и закрепить правописание не/ни с местоимениями и наречиями.

Тип урока: повторительно-обобщающий.



Ход урока

I. Целеполагание.

На доске: никогда, некогда, негде, никуда, незачем, никак.

– Посмотрите на слова, записанные на доске, и на электронную таблицу. Ответьте на вопросы:

Какие части речи будут у нас сегодня в гостях?

Какие правила мы сегодня будем повторять?

Что нам необходимо знать, чтобы правильно писать не/ни с местоимениями и наречиями? (Разряды местоимений; разряды наречий, указывающих на признаки действия, или местоименные наречия; правила написания не/ни с указанными частями речи.)



Не/ни с местоимениями



II. Устная разминка по указанным правилам.

Разряды местоимений

 Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они).

 Возвратные (себя – нет им. п.).

 Относительные (кто, что, какой, который, какое, чей, сколько).

 Вопросительные (относительные + ?).

 Отрицательные (относительные + не, ни).

 Неопределенные (относительные + кое-, -то, -либо, -нибудь, не).

 Притяжательные (мой, твой, свой, наш, ваш, их, его).

 Указательные (тот, этот, такой, таков, столько, сей).

 Определительные (весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, иной, другой).



Местоименные наречия

Группа

Наречия

Указательные

Здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда…

Вопросительные

Где, куда, когда, зачем, как, почему…

Неопределенные

Вопросительные + кое-, -то, -либо, -нибудь

Отрицательные

Вопросительные + не-, ни-

III. Словарная работа: созданный.

IV. Повторение (фронтально).

Задание 1: раскройте скобки, отметьте «третий лишний».

а) Ничуть (не)интересно; совершенно (не)интересно; далеко (не)весело;

б) (не)по-приятельски; (не)по-нашему; (не)верно;

в) (не)стройно; (не)приветливо; (не)хорошо, а плохо;

г) читал (не) выразительно; глядел (не) доумённо; жил (не) далеко;

д) очень (не)красиво; никогда (не)поздно; крайне (не)продуманно.

Задание 2: укажите ряд, в котором не пишется слитно во всех словах.

а) (Не)мало, (не)лепо, (не)вразумительный, (не)пряча;

б) (не)брежно, (не)искренность, (не)красивый, (не)продуманный;

в) далеко (не)весело, (не)захотел, (не)вдалеке, (не)приятность;

г) (не)вовремя, (не)поседа, (не)сказав, (не)доверчиво.



V. Закрепление правописания не/ни с местоимениями и наречиями (фронтально).

– Укажите группу вопросительных наречий, напишите не/ни с наречиями правильно.

а) Кое-где, где-либо, куда;

б) почему, тогда, туда;

в) где, когда, зачем;

г) (не)где, (ни)где, (ни)куда.

– В каждой строке отметьте указательные наречия, напишите не/ни с наречиями правильно.

а) Куда, (не)зачем, оттуда, где-нибудь;

б) где, где-то, кое-где, туда;

в) (не)где, там, (ни)куда, зачем-то;

г) зачем, почему, тогда, (ни)где.

– Выделите ряд с отрицательными наречиями, напишите не/ни со словами правильно.

а) (Ни)чем, (ни)откуда, (ни)где, (не)мало;

б) (ни)сколечко, (не)зачем, (ни)как, (не)где;

в) (не)чем, (ни)кому, (ни)кем, (ни)кого.

– Найдите «третий лишний».

а) Не было н__где, н__зачем спрашивать, н__когда был кучером;

б) не задевали н__мало, н__сколько не горевал, н__где остановиться;

в) н__куда не поеду, н__когда не спрошу, мне было н_когда.

– Каким правилом вы пользовались в последнем задании? (Не или ни?)



VI. Работа по упражнению 32.

Выписать слова, которые не употребляются без не.



Домашнее задание: § 5, упр. 34.

Индивидуальное задание: создать письменное высказывание на тему «Сходство и различие в написании не/ни с местоимениями и наречиями».

Карточка 1

Задание: перед вами – объяснительная записка горе-ученика, из которой понятно, что он не только прогуливает уроки, но еще и слабо знает русский язык. В ней допущены ошибки на разные правила. Помогите ровеснику, найдите и исправьте ошибки. Объясните, почему надо писать так, а не иначе.

Учительници руского языка

и литературе Ивановой М. И.

учиника 8 класса Б СОШ № 1

Сидорова Вовы

Обяснительная зописка.

Я, учиник 7 класса Б Сидоров Вова, пропустил урок руского языка и литературе 5 декобря по пречини того, что мы с преятелем котались на перемени на коньках и неслышали, что прозвинел звонок. Когда мы накотались, было уже позно. Дежурныи непустили нас в школу. Я пошол домой, а Андрей – незнаю куда. Мама миня поругала, и я обищял, что никогда больше небуду пропускать уроки и буду учить руский язык на «5». Простите меня пожалуста.

6 декобря 2010 г.

– Заметили ли вы какие-нибудь пунктуационные ошибки? Какие?



Карточка 2

Задание: раскройте скобки, отметьте «третий лишний».

а) Ничуть (не)интересно; совершенно (не)интересно; далеко (не)весело;

б) (не)по-приятельски; (не)по-нашему; (не)верно;

в) (не)стройно; (не)приветливо; (не)хорошо, а плохо;

г) читал (не) выразительно; глядел (не) доумённо; жил (не) далеко;

д) очень (не)красиво; никогда (не)поздно; крайне (не)продуманно.

Карточка 3

Задание: раскройте скобки, подчеркните ряд, в котором не пишется слитно во всех словах.

а) (Не)мало, (не)лепо, (не)вразумительный, (не)пряча;

б) (не)брежно, (не)искренность, (не)красивый, (не)продуманный;

в) далеко (не)весело, (не)захотел, (не)вдалеке, (не)приятность;

г) (не)вовремя, (не)поседа, (не)сказав, (не)доверчиво.



Уроки 5–6

Подробное изложение с грамматическим заданием,
со зрительной подготовкой


(по упражнению 27)

Цели: закрепить умения писать изложение от третьего лица, сжато и подробно передавать содержание некоторой части текста.

Тип урока: развитие речи.



Ход урока

I. Целеполагание.

– Прочтите текст упражнения 26; напишите изложение от третьего лица; содержание первых четырех абзацев изложите сжато, в двух предложениях, а содержание остального текста – подробно.



II. Подготовка к написанию изложения.

Учащиеся работают с текстами упражнения: сжимают первую половину текста, изменяют лицо местоимений и глаголов – фронтальная работа (при необходимости с устными комментариями и поправками). Учащиеся прочитывают весь текст в подготовленном к изложению виде. В слабом по учебе классе трудные для написания слова выписываются на доске.



III. Написание изложения.

Домашнее задание: повторить правила дефисного написания в различных частях речи: 1-я группа – дефисное написание сложных прилагательных и предлогов; 2-я группа – дефисное написание местоимений и местоименных наречий; 3-я группа – дефисное написание наречий. Словарное слово: аромат.

Урок 7

Правописание дефиса

Цель: закрепить правописание дефиса в разных частях речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма деятельности учащихся: групповая.

Ход урока

I. Словарная работа: аромат.

II. Работа в группах.

Каждая группа представляет устно правило, работает над письменным заданием; составляет задания для двух других групп по представляемым ими правилам.



1-я группа – дефисное написание сложных прилагательных и предлогов.

Задание: определите номера слов, которые пишутся через дефис. Сложите все их. В результате должно получиться число 34.

1. (Много)летний.

2. (Жилищно)строительный.

3. (Народно)освободительное движение.

4. (Историко)филологический факультет.

5. (Восточно)европейская равнина.

6. (Волго)донское пароходство.

7. (Свеже)испеченный.

8. (Быстро)ходный.

9. (Пол)ночный.

10. (Девяти)летний.

11. (Древне)русский.

12. (Чисто)шерстяной.

13. (Седо)бородый.

14. (Ярко)красный.

15. (Северо)осетинское искусство.

Ключ: 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 14 = 34.

Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причем прилагательное должно быть сложным.

1. Машина, которая очищает хлопок.

2. Трубка, которая проводит пар.

3. Бумага, чувствительная к свету.

4. Завод, где строятся корабли.

5. Фабрика, на которой прядут шелк.

6. Средняя за год выработка.

7. Культура Древней Руси.

8. Ветер с северо-запада.

9. Рабочие фабрик и заводов.

10. Словарь русский и французский.

11. Государство буржуазное и помещичье.

12. Промышленность кожевенная и обувная.

13. Литература по сельскому хозяйству.

14. Секция шахматная и шашечная.

15. Завод, где ремонтируют вагоны.

16. Депо вагонное и паровозное.

17. Лицо матовое и бледное.

18. Лимоны желтые и янтарные.

19. Человек с бледным лицом.

20. Природа Дальнего Востока.

21. Лес из деревьев низкого роста.

22. Снасти для ловли рыбы.

23. Паруса разного цвета.

24. Бабочка с желтыми крыльями.

25. Орды татар и монголов.

26. Праздник, общий для народа.

27. Девушка с голубыми глазами.

28. Его глубоко уважают.

Задание: укажите номера предложений, содержащих дефисное написание предлогов.

1. Муму ловко вывернулась из(под) пальцев Степана и пустилась во все лопатки к Герасиму.

2. Грозы по(над) степью ходят чередою.

3. (В)виду недостатка продовольствия сокращение пути теперь было особенно важно.

4. Димка решил, что (в)виде исключения на этот раз Жиган не врет.

5. Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.

6. Привалясь к стволу сосны, не щадя махорки, на войне (на)счет войны вел беседу Теркин.

7. (В)продолжении.. ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты.

8. Хромой старичишка вышел из(за) шалаша в углу огорода и закричал на Герасима.

9. Подложили цепи под колеса (в)место тормозов, чтобы они не раскатывались.

10. (В)течени.. всего лета он раз-два приезжал к нам.

11. Необходимо иметь (в)виду всевозможные осложнения после болезни.

12. Сразу от бивака начинался ступенчатый подъем (на)подобие гигантских террас.

13. (В)следстви... сего смотрители со мной не церемонились.

14. Движение было прервано (в)связи со снежными заносами.

Ключ: 1, 2, 8.

2-я группа – дефисное написание местоимений и местоименных наречий.

Задание: укажите группу вопросительных наречий, раскройте скобки.

а) Кое(где), где(либо), куда;

б) почему, тогда, туда;

в) где, когда, зачем;

г) негде, нигде, никуда.

Ключ: в.

Задание: в каждой строке отметьте указательные наречия, раскройте скобки.

а) Куда, незачем, оттуда, где(нибудь);

б) где, где(то), кое(где), туда;

в) негде, там, никуда, зачем(то);

г) зачем, почему, тогда, нигде.

Ключ: оттуда, туда, там, тогда.

Задание: выпишите номера, под которыми местоимения пишутся через дефис.

1. (Кое)кто.

2. (Ни)кого.

3. Какой(нибудь).

4. (Не) (у) кого.

5. (Ни) (с) кем.

6. Такой(то).

7. (Ни)какой.

8. (Не)кто.

9. (Ни) (за) кем.

10. (Не)я.

11. (Не)мой.

12. Кто(либо).

13. Что(нибудь).

14. (Кое) (с) кем.

15. (Не)он.

16. (Не)кого.

17. (Не)сколько.

18. (Не)который.

19. (У)него.

20. (Ни)чей.

21. Какой(то).

22. (Не) (с) чем.

23. (Ни)чего.

24. (Ни)кому.

25. Что(то).

Ключ: 1, 3, 6, 12, 13, 21, 25.



3-я группа – дефисное написание наречий.

Задание: раскройте скобки, найдите «третий лишний».

а) (В)половину, (в)тайне, (в)четвёртых;

б) (по)пусту, (по)утру, (по)прежнему;

в) (с)разбегу, (с)лёту, (с)молоду;

г) (в)пятых, (в)седьмых, (в)трое;

д) (до)суха, (до)смерти, (до)бела;

е) (на)чисто, (на)глухо, (на)днях;

ж) (в)пустую, (в)рукопашную, (в)открытую.

Ключ:


а) вполовину, втайне, в-четвёртых;

б) попусту, поутру, по-прежнему;

в) с разбегу, слёту, смолоду;

г) в-пятых, в-седьмых, втрое;

д) досуха, до смерти, добела;

е) начисто, наглухо, на днях;

ж) впустую, врукопашную, в открытую.

Задание: выделите строку, в которой все наречия пишутся через дефис.

а) (По)новому, (в)пятых, (в)лево;

б) (по)прежнему, (в)двое, (по)русски;

в) (нежданно)негаданно, (кое)где, (по)пластунски.

Ключ: в.


Задание: раскройте скобки.

а) Одеться (по)зимнему; е) (на)лету;

б) (по)зимнему лесу; ж)(на)скаку;

в) (кое)где; з) (по)средине;

г) по(тому) мосту; и) (в)пустую;

д) (по)товарищески; к) (в)третьих.

– Под какими буквами указаны наречия с дефисным написанием?

Ключ: а, в, д, к.



Домашнее задание: составить сложный план устного ответа по теме «Правописание дефиса в разных частях речи»; подготовиться к контрольному диктанту.

Урок 8

Контрольная работа
(диктант с грамматическим заданием)


Цель: провести контроль и оценку знаний учащихся за предыдущие годы обучения.

Тип урока: контрольный.



Ход урока

Входной диктант с грамматическим заданием

Капуста

Капуста – одна из древних овощных культур. В Древней Греции и Риме капуста считалась священной пищей богов. Когда-то капусту называли садовой головой, так как вилок капусты по форме напоминает голову человека, а в значении «огород» употребляли слово «сад». Таким образом, употребляя выражение «голова садовая», мы шутливо сравниваем голову человека с кочаном капусты. Поговорка эта имеет значение «несообразительный, нерасторопный, неловкий человек, разиня».

Квасить капусту, заготавливая её впрок, первыми научились древние славяне. Осенью, собрав урожай, приступали к рубке капусты для квашения. В этой работе принимали участие все члены семьи, нередко и соседи. Это коллективное мероприятие, названное капустником, сопровождалось шутками, песнями, весёлыми играми и забавами.

Слово «капустник» дожило до наших дней, но приобрело переносный смысл. Так называют теперь вечер самодеятельности с разнообразными номерами шутливого характера, связанными с жизнью коллектива.



(По В. Вакурову.)

Грамматическое задание

I вариант

1. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, сделайте его синтаксический разбор.

2. Произведите морфемный разбор слов: употребляя, несообразительный.

II вариант

1. Выпишите из текста предложение с деепричастным оборотом, сделайте его синтаксический разбор.

2. Произведите морфемный разбор слов: нерасторопный, связанными.

Урок 9

Работа над ошибками

Цели: исправить орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при написании диктанта; закрепить умение выполнять синтаксический и морфемный разборы.

Тип урока: коррекционный.



Ход урока

I. Устный комментарий учителя о результатах диктанта. Анализ наиболее частотных ошибок.

II. Фронтальная работа: разбор частотных орфографических ошибок.

Образец:


Пишу правильно

Проверяю

Пример

священной

1) свят;

2) нн в суффиксе прил. -енн-



общественный

III. Индивидуальная работа над собственными ошибками (в той же таблице).

IV. Работа над ошибками в грамматическом задании.

Грамматическое задание на доске выполняют учащиеся, успешно с ним справившиеся.



V. Работа над пунктуационными ошибками:

1) выписать предложение с ошибкой;

2) поставить (или не поставить, если он не нужен) знак препинания;

3) подчеркнуть его;

4) объяснить постановку знака препинания графически.

Домашнее задание: закончить работу над ошибками. Словарное слово: лучше.

Урок 10

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел
грамматики. Связь синтаксиса и морфологии


Цели: уяснить значение лингвистических понятий синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, текст; повторить синтаксические единицы языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий.



Ход урока

I. Работа над словарным словом: лучше.

II. Индивидуальное задание: составить таблицу «Разделы науки о языке».

III. Фронтальный опрос.

1. Что такое грамматика?

2. Из каких разделов она состоит?

3. Какие разделы науки о языке вы знаете?

4. Что такое синтаксис?

5. Что такое пунктуация?

6. Какие языковые единицы вам известны?

7. Какие языковые единицы синтаксиса вы знаете?

8. Что такое словосочетание?

9. Что такое предложение?

10. Какие предложения бывают?

11. Что такое текст?

12. Какими признаками он обладает?

13. Какой функцией обладает словосочетание? (Номинативной.) Что это означает?

14. Какой функцией обладают предложение и текст? (Коммуникативной.) Что это означает?

При ответах на вопросы можно пользоваться теоретическим материалом § 6.

IV. Групповые задания.

1-я группазаписать на доске 5 словосочетаний. Что о них можно рассказать?

2-я группазаписать на доске 5 предложений. Что о них можно рассказать?

3-я группазаписать на доске текст из 3 предложений. Доказать, что это текст.

– Если слышите слово – поднимите вверх руку, словосочетание – встаньте, если предложение – дотроньтесь до кончика носа указательным пальцем.



Гулять в лесу; я гуляю; тихо; я пошла гулять; гулять с мамой; гулять утром; мама гуляет; гулена; тихо в лесу; тишина; прогуливаясь в лесу; прогуливающиеся в лесу; прогулявшись по лесу; прогульщик.

V. Фронтальная работа над упражнениями 37, 38.

VI. Презентация таблицы (индивидуальное задание).

Разделы науки о языке (образец)

Основные разделы

Прикладные разделы

Фонетика

Орфография

Графика

Морфемика

Словообразование

Пунктуация

Лексика

Фразеология

Морфология

Культура речи

Синтаксис

Стилистика

Домашнее задание: § 6, упр. 39 (списать стихотворение Н. М. Рубцова «Ночь на Родине», выбрать из него 5 словосочетаний, дать им характеристику).

Индивидуальное задание: найти в указанном стихотворении все возможные средства языковой выразительности. Словарное слово: бок о бок.

Урок 11

Пунктуация. Знаки препинания, их функции

Цель: повторить и закрепить знания о функциях знаков препинания, изученные в предыдущих классах пунктуационные правила.

Тип урока: повторительно-обобщающий.



Ход урока

I. Целеполагание.

– Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?



II. Работа над словарным словом: бок о бок.

III. Беседа о роли знаков препинания.

1. Какие знаки препинания вы знаете?

2. Какова их роль?

3. Можем ли мы обойтись без знаков препинания? (Исторический комментарий учителя о старославянском письме без знаков препинания.)

4. Как мы можем расставить знаки препинания в предложении «Казнить нельзя помиловать»?

5. Изменится ли смысл предложения? Почему?

6. В каком месте предложения мы можем поставить знак препинания?

7. Какие знаки препинания стоят внутри предложения?

8. Какие – в конце?

9. Когда мы можем поставить запятую?

10. Когда применяется двоеточие?

11. Когда используется тире?

12. В каких случаях мы ставим восклицательный знак, вопросительный знак, точку, многоточие? От чего это зависит?

IV. Работа по таблице § 2 (с. 6–7).

– Рассмотрите внимательно таблицу. На какие группы делятся знаки препинания?

– Какая группа содержит наибольшее количество знаков?

– Какие правила постановки знаков препинания вы уже изучили? Какие еще нет?



V. Фронтальная работа над упражнением 6.

– Закончите предложения, используя данные таблицы.



VI. Индивидуальное задание.

Выполнение упражнения 13.



VII. Работа над понятием сложное предложение.

1. Как отличить простое предложение от сложного?

2. Расскажите все, что вы знаете о сложных предложениях.

3. Какие типы сложных предложений вы знаете?

4. Как отличить союзное предложение от бессоюзного?

5. Как отличить сложноподчиненное предложение от сложносочиненного?

6. Какие знаки препинания могут быть в сложном предложении?

VIII. Групповая работа.

1-я группа – написать БСП, доказать его принадлежность к данному типу.

2-я группа – написать ССП, доказать его принадлежность к данному типу.

3-я группа – написать СПП, доказать его принадлежность к данному типу.

Домашнее задание: § 2, 3, 6, упр. 20. Словарное слово: словосочетание.

Урок 12

Словосочетание и предложение как единицы
синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи


Цели: закрепить знания о словосочетании и предложении; уяснить виды и средства синтаксической связи.

Тип урока: закрепление изученного.



Ход урока

I. Фронтальный устный опрос.

1. Что изучает синтаксис?

2. Какие единицы синтаксиса вы знаете?

3. Чем они отличаются друг от друга?

4. Какая функция у словосочетания?

5. Какая функция у предложения?

6. Что изучает пунктуация?

II. Работа со словарным словом: словосочетание.

III. Работа с таблицей.

Виды синтаксической связи


Сочинительная

Подчинительная

Соединяет равноправные слова или члены предложения

Соединяет слова, из которых одно – главное, а другое – зависимое

Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову

От главного слова к зависимому можно задать вопрос

Встречается в предложении

Встречается в словосочетании

(Какие?) красные, синие, зеленые

Глядел (куда?) вдаль

Задание: в тетради письменно привести 3–4 примера на каждый вид связи.

IV. Работа со схемой.

Средства синтаксической связи

Задание: используя средства синтаксической связи, из данных слов восстановить строчку известного стихотворения А. С. Пушкина (данные слова можно повторять).



Я, печалить, вы, любить, мой, любовь, совсем, хотеть, еще, пусть, быть, мочь, душа, угаснуть, не, она, много, тревожить, ничто.

Ключ: 1-я строфа стихотворения «Я вас любил…».



V. Индивидуальное задание.

– Какие виды и средства синтаксической связи использованы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…»?



VI. Фронтальная работа по упражнению 19.

Домашнее задание: § 6, упр. 40 (анализ видов и средств синтаксической связи). Словарное слово: стратегия.

Урок 13

Текст как единица синтаксиса

Цели: закрепить умения определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи; выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства.

Тип урока: развитие речи.



Ход урока

I. Устная разминка по закреплению знаний о средствах и видах синтаксической связи.

II. Работа со словарным словом: стратегия.

III. Работа по материалу § 7.

Задание: прочесть теоретический материал § 7 и письменно ответить на вопросы:

1. Что такое текст?

2. Каковы основные признаки текста?

3. Из какого количества предложений может состоять текст (минимально и максимально)?

4. Какова основная функция текста?

5. Единицей какого раздела науки о языке является текст?

6. Какие способы связи существуют внутри текста?

7. Каким бывает порядок слов?

Учащиеся зачитывают свои ответы.

– На какие вопросы вы не смогли найти ответы? (6, 7.) Давайте на них остановимся подробнее.



Порядок слов в предложении – прямой и непрямой.

Прямой порядок слов:

а) подлежащее перед сказуемым;

б) существительное (или местоимение) перед определением;

в) обстоятельство после сказуемого-глагола.



Непрямой порядок слов – инверсия.

Задание: какой порядок слов использовал Лермонтов в стихотворении «Парус»? Доказать письменно.



Способы связи внутри текста (способ сцепления предложений).

Параллельная связь

Последовательная связь

Между абзацами

Внутри абзацев

Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, следовательно и др.

Использование личных местоимений, заменяющих стоящее
в предыдущем предложении существительное

Различная лексика

Лексический повтор

Последовательные мысли, проблемы, темы

Одна основная мысль

Задание: определить способы связи в тексте упражнения 47 (письменно); аргументировать примерами из текста.

IV. Индивидуальное задание.

Выполнение упражнения 43.



Домашнее задание: § 7, упр. 48; выучить новый теоретический материал. Словарное слово: гарантия.

Урок 13

Текст как единица синтаксиса

Цели: закрепить умения определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи; выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства.

Тип урока: развитие речи.



Ход урока

I. Устная разминка по закреплению знаний о средствах и видах синтаксической связи.

II. Работа со словарным словом: стратегия.

III. Работа по материалу § 7.

Задание: прочесть теоретический материал § 7 и письменно ответить на вопросы:

1. Что такое текст?

2. Каковы основные признаки текста?

3. Из какого количества предложений может состоять текст (минимально и максимально)?

4. Какова основная функция текста?

5. Единицей какого раздела науки о языке является текст?

6. Какие способы связи существуют внутри текста?

7. Каким бывает порядок слов?

Учащиеся зачитывают свои ответы.

– На какие вопросы вы не смогли найти ответы? (6, 7.) Давайте на них остановимся подробнее.



Порядок слов в предложении – прямой и непрямой.

Прямой порядок слов:

а) подлежащее перед сказуемым;

б) существительное (или местоимение) перед определением;

в) обстоятельство после сказуемого-глагола.



Непрямой порядок слов – инверсия.

Задание: какой порядок слов использовал Лермонтов в стихотворении «Парус»? Доказать письменно.



Способы связи внутри текста (способ сцепления предложений).

Параллельная связь

Последовательная связь

Между абзацами

Внутри абзацев

Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, следовательно и др.

Использование личных местоимений, заменяющих стоящее
в предыдущем предложении существительное

Различная лексика

Лексический повтор

Последовательные мысли, проблемы, темы

Одна основная мысль

Задание: определить способы связи в тексте упражнения 47 (письменно); аргументировать примерами из текста.

IV. Индивидуальное задание.

Выполнение упражнения 43.



Домашнее задание: § 7, упр. 48; выучить новый теоретический материал. Словарное слово: гарантия.

Урок 15

Виды словосочетаний по характеру

выражения главного слова

Цели: изучить дифференциацию словосочетаний по характеру выражения главного слова; уяснить основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Тип урока: усвоение новых знаний.



Ход урока

I. Целеполагание.

II. Устная разминка по теоретическим вопросам, изученным в разделе «Синтаксис».

III. Работа со словарным словом: братство.

IV. Практическая разминка.

Задание: из данного предложения выписать все возможные словосочетания, обозначить главное и зависимое слово, от главного к зависимому задать вопрос (предложение записано на доске).



Дверь косо висела на одной верхней петле, покачиваясь от ветра и страшно скрипя.

V. Работа по таблице.

Рассмотреть таблицу; переписать ее в справочник – тетрадь с правилами; несколько учеников устно проговаривают запись вслух, устно приводят примеры.


следующая страница >>


izumzum.ru