Руководство пользователя матрицы компетенций - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Руководство пользователя электронного сервиса смэв 1 275.97kb.
Руководство пользователя Процессорный блок обработки данных с сетевым... 1 164.51kb.
Руководство пользователя «Мобильной Системы продаж» 1 43.87kb.
Руководство пользователя по устранению возможных ошибок при работе... 1 106.41kb.
Руководство пользователя электронного сервиса смэв Электронный сервис... 3 448.02kb.
Математика начало. Преподователь Пуро Альфред Эдуардович 1 351.85kb.
Руководство пользователя и инструкция по эксплуатации бетоносмеситель 5 614.77kb.
Руководство пользователя керівництво користувача eg avr 1 65.79kb.
Руководство пользователя по ведению бюджетной росписи 1 242.93kb.
Руководство пользователя вер 02 содержание установка программы минимальные... 1 118.87kb.
Руководство пользователя Приложение 2 1 40.86kb.
Самое фундаментальное утверждение Библии по поводу природы человека... 1 182.69kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Руководство пользователя матрицы компетенций - страница №1/1

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ МАТРИЦЫ КОМПЕТЕНЦИЙ

Настоящее руководство предназначено для тех, кто разрабатывает, внедряет либо сопровождает образовательную программу. Под образовательной программой здесь понимается не только состав учебных модулей (курсов, дисциплин, курсовых проектов и работ, практик, выпускной работы) и их дидактических единиц. Образовательная программа – это организационный инструмент, позволяющий отслеживать изменения, происходящие в сфере социальных практик и оперативно реагировать на него, внося соответствующие изменения в учебный процесс [7].

В образовательной программе можно выделить три основных функциональных места.

Схема 1. Функциональные места в образовательной программе


Место 1. Анализ и прогнозирование сферы социальных практик. В этом месте производится описание того, какие рабочие места имеются на рынке, каковы требования работодателей к ним, каковы тенденции рынка, какие изменения способен произвести сам вуз. Это место формирует адекватную картину для ответа на вопрос «Кого нам нужно готовить?»

Место 2. Анализ устройства существующего учебного процесса. В этом месте производится постоянная внутренняя оценка (“assessment”) состава учебных курсов, практик, курсовых, дипломных работ и проектов, их методического обеспечения, знаний и умений, которые они формируют, компетенций всего контингента обучающихся, уровня профессорско-преподавательского состава. Это место формирует картину для ответа на вопрос «Кого и как мы сейчас готовим?»

Место 3. Анализ возможных образовательных ресурсов и внесение изменений в учебный процесс. Это место сравнивает картины, полученные в результате работы мест 1 и 2, и в случае расхождений подбирает способ внесения изменений в учебный процесс, анализируя современные подходы к образованию и подготовке, образовательные ресурсы, включая мировые образцы, разрабатывает собственные либо импортирует готовые образовательные ресурсы, включая формы, технологии, персонал. Это место отвечает на вопрос «Как нам надо готовить?», а одним из рабочих механизмов для него является биржа методических разработок [1].

Для того чтобы три функциональных места образовательной программы могли взаимодействовать, между ними, выражаясь техническим языком, должен быть реализован интерфейс. Три места должны обмениваться продуктами своей деятельности на едином языке. Матрица компетенций и есть такой язык – не единственный, но самый важный.


Матрица компетенций
Не будем вдаваться в понятие компетенции и суть компетентностно-ориентированного подхода, они достаточно подробно описаны в [3, 5, 8, 13]. Отметим лишь, что компетенция – это комплексная способность индивида самостоятельно принимать решения и действовать в ситуации, как правило, новой и необычной для него. Компетенция означает способность актуализировать имеющиеся знания и умения и решить поставленную задачу.

Важная характеристика компетенции – это её уровни. Более высокий уровень означает способность решить более сложную, масштабную, комплексную задачу.

Матрица компетенций – это таблица, в которой для выделенного набора компетенций описаны дескрипторы их уровней.
Body of knowledge
Адекватного перевода этого широко применяющегося западного термина подобрать не удалось. Вариант «содержание образования» не совсем корректен, так как body of knowledge, или сокращенно BoK, применяют для того, чтобы описать набор знаний, представлений, умений, инструментов и технологий, которыми должен обладать практикующий специалист определенного квалификационного уровня. BoK разрабатывается, как правило, профессиональными ассоциациями, но «профстандарт» тоже не совсем верный перевод, так как BoK не описывает решаемые специалистом задачи. Этакая своеобразная «сумма технологий» существует в том же пространстве, что и компетенции – приведение в соответствие требований профессиональной сферы с результатами обучения студентов в образовательном учреждении.

Между элементами BoK и компетенциями можно провести прямое соответствие, но особенность его в том, что сфера труда и сфера образования могут проводить это соответствие разными способами. Но смысл этого соответствия понятен – для решения определенного типа задачи (например, конструирование дельтаплана) необходимы как определенные уровни компетенций, так и определенные знания, представления, инструменты и т.д. И в сфере труда эти «связки могут быть одни, а в учебных задачах, которые дают студенту в вузе – другие. Результат же на выходе студента из вуза должен быть следующим – требуемые уровни компетенций сформированы, требуемый BoK освоен.


Работа с матрицей для функционального места 1
Функциональное место 1 под условным названием «офис практик» описывает результаты своего анализа требований к рабочим местам в форме т.н. компетентностного профиля рабочих мест. Другими словами, фиксируется, какой уровень какой компетенции требуется для каждого выделенного рабочего места, на которое может прийти студент либо выпускник.

Эта работа на порядок облегчается, если для описываемого вида деятельности существуют действующие профессиональные стандарты. Так, например, летом 2007 года Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий совместно с ГУ-ВШЭ разработала серию профстандартов для девяти типов профессий в ИТ-сфере [6]. Теперь работа по анализу требований работодателя проводится гораздо быстрее – сначала описывается компетентностный профиль профстандарта, а затем у работодателя выясняется, какие рабочие места он предоставляет, каких квалификационных уровней и в каком количестве.

Так, используя матрицу общепрофессиональных компетенций, можно зафиксировать, что второму квалификационному уровню программиста соответствуют следующие уровни общеинженерных компетенций:


  • 4 уровень компетенции «способность выделять потребность в инженерном решении и формулировать инженерную задачу»;

  • 5 уровень компетенции «способность конструировать инженерное решение»;

  • требования к компетенции «способность применять знания математики, фундаментальных и инженерных наук» не предъявляются;

  • 5 уровень компетенции «способность использовать существующие и развивающиеся технические методы, технологии и инструменты»;

  • 5 уровень компетенции «профессиональная и этическая ответственность инженера»;

  • 5 уровень компетенции «способность к управлению и лидерству в инженерных разработках».

В профессиональных стандартах описываются умения и представления, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей. В случае, если профстандарты отсутствуют, такую работу можно начинать проводить самостоятельно, привязывая выделенные элементы BoK к соответствующим уровням компетенций.

Компетентностные профили можно строить не только для рабочих мест, но и для других типов практик студентов – работы в бизнес-инкубаторах, различных видов НИРС и даже отдельных задач и проектов, в которые привлекаются студенты. В этом случае успешное прохождение практики, трудоустройство, выполнение роли в проекте либо разработке может с определенной долей вероятности свидетельствовать о том, что студент продемонстрировал определенный уровень компетенции.


Работа с матрицей для функционального места 2
Функциональное место 2 можно условно назвать «экспертный совет образовательной программы». Экспертный совет описывает компетентностные профили различных учебных задач, которые выдаются студентам в процессе обучения.

В первую очередь экспертной оценке подлежат курсовые работы и проекты, выпускная квалификационная работа и система требований и оценивания результатов практик. Во вторую очередь оцениваются учебные курсы, имеющие в своем составе учебные задания – практические и лабораторные. Учебные курсы, несущие обеспечивающую функцию (передачу учащимся элементов BoK) оцениваются косвенно, на предмет пригодности переданных знаний, представлений, умений и т.д. для применения в решении ранее выделенных учебных задач. Наконец, базовые учебные курсы трудно оценимы по компетентностным характеристикам, поскольку их основная задача - постановка профессионально значимых качеств (например, интеллект, логика). Это совершенно не означает, что курсовые работы более важны для постановки компетенций, чем фундаментальные курсы, ревизии подвергается прежде всего система повышающихся по сложности учебных заданий и её соответствие тем задачам, которые потребуется решать выпускнику.

Компетенцию нельзя просто передать в рамках какого-то курса или даже блока курсов. Компетенцию можно продемонстрировать, а вот как эффективно передать студенту комплекс знаний, умений, представления, инструментов и технологий, как воспитать в нем способность и готовность самостоятельно решить задачу определенного уровня, как развить важные для решения этих задач качества, чтобы студент был компетентен – это задача образовательного учреждения. Матрица компетенций в данном случае лишь инструмент оценки того, существуют ли в учебной программе какие-либо элементы, в которых студент мог бы эту компетенцию проявить.
Работа с матрицей для функционального места 3
Функциональное место 3 – основной управляющий орган ОПг. Основанием для его работы является соотнесение результатов работы экспертного совета и офиса практик.

Первым результатом является компетентностный профиль контингента обучающихся. Во-первых, результаты оценки уровней компетенций студентов по итогам учебных задач в вузе, и по итогам практик и стажировок будут разниться, и это хорошее основание для проведения повторной ревизии рабочих мест и учебных задач. Во-вторых, можно сравнивать между собой компетентностные профили рабочих мест, к которым готовят студентов и самих студентов, причем не только выпускников, но и после первого, второго, третьего года обучения. Эта разница, скорее всего, будет действительно существенно, и её основным итогом станет реестр (или может быть даже рейтинг) тех компетенций, которые ставятся в учебном процессе недостаточно.



Дальнейшая схема работы понятна – анализируются причины неудовлетворительной постановки той или иной компетенции, проводится анализ того, как эта компетенция может быть поставлена, в том числе с учетом мирового опыта, и вносятся необходимые изменения в учебный процесс – разрабатывается или закупается новый учебный курс, меняется последовательность курсовых работ, изменяется система требований к ним, создаются межфакультетские проекты, применяются активные формы обучения и т.п.
Описание матрицы общеинженерных компетенций
В качестве основы уровней была взята восьмиуровневая модель Европейской системы квалификаций [5]. Подход к выделению состава общеинженерных компетенций и их уровней описан в [2], ориентировочный смысл уровней следующий:

  • уровни 1-3 относятся к среднему образованию, при этом уровень 3 соответствует требованиям к абитуриентам, и, при необходимости, может доводиться на начальных стадиях обучения в вузе в рамках блока функциональной грамотности;

  • уровни 4-5 примерно соответствует среднему профессиональному образованию;

  • уровень 6 примерно соответствует бакалавреату;

  • уровень 7 примерно соответствует магистратуре;

  • уровень 8 примерно соответствует докторантуре.

Чтобы оценить то, какой уровень какой компетенции требуется для решения той или иной задачи, необходимо точно понимать, чем более высокий уровень отличается от предыдущего. Ниже описаны основания, по которым формировались дескрипторы и отделялись уровни пяти основных и одной дополнительной инженерной компетенции.

Компетенция 1. «Способность выделять потребность в инженерном решении и формулировать инженерную задачу». Ключевая компетенция для таких функциональных мест, как архитектор информационных систем, ведущий конструктор. Отличие уровней этой компетенции следующее:

  • уровень 3 данной компетенции не описывается, поскольку на третьем уровне ЕСК, примерно соответствующему выпускнику средней школы, нет необходимости выделять задачи. Решение инженерных задач похоже на решение школьных задач «из учебника», где условие уже сформулировано;

  • уровень 4 означает, что техническое задание на инженерное решение изначально не сформулировано, но может быть легко описано, поскольку задачу можно отнести к разряду уже решавшихся ранее и имеющих типовое решение (например, когда нужно сделать конструкцию дачной табуретки – достаточно описать требования к материалу и выдерживаемому весу);

  • уровень 5 требует применения анализа (поскольку типового решения нет, но есть метод его нахождения, например, когда нужно обеспечить приемлемый уровень шума в салоне автомобиля). Технические требования могут быть конфликтующими, например одновременно со снижением шума предъявляется требование снижения стоимости. Добавляется способность оценивать то, насколько решение удобно для пользования, экологично (включая как функционирование, так и утилизацию) и безопасно. ТЗ должно оформляться в соответствии со стандартами;

  • на уровне 6 инженер способен анализировать новые и нетипичные задачи, при этом для анализа сначала требуется построение адекватной модели, соответственно, должна быть способность оценивать модель на адекватность (например, проводя эксперимент). Повышается возможная степень конфликтов интересов заинтересованных сторон, например, заказчиков, пользователей и эксплуатационников будущей технологии / конструкции / информационной системы. Наконец, последствия внедрения решения, эго эксплуатации и утилизации необходимо уметь рассматривать в правовом и экономическом контексте, переводя их в технические требования к будущей разработке;

  • на уровне 7 инженер способен формулировать техническое задание с учетом социокультурного контекста в уникальных и сложных ситуациях, когда заинтересованных сторон много, причем они не всегда могут самостоятельно сформулировать собственные требования (например, если внедрение решения задевает интересы пенсионеров, национальных групп, конфессий, детей и т.д.).

Компетенция 2. «Способность конструировать инженерное решение», важная для любого инженера, вовлеченного в конструкторские разработки, а не просто сопровождение технологий и инструментов. Уровни данной компетенции зависят в основном от комплексности решаемой задачи, степени её новизны и соответственно требуемых для решения знаний, масштабов её последствий:

  • уровень 3 данной компетенции означает способность не создавать новые решения, а подбирать их состава готовых. При высоком уровне компетенции 1 этот уровень компетенции 2 вполне может быть достаточен для специалиста по продажам готовых программно-технических решений;

  • уровень 4 предполагает решение более сложных задач, но не за счет проектирования нового решения, а путем либо небольшой модификации существующего, либо путем комбинирования нескольких типовых решений. Такой тип практики можно назвать «доводкой», и такие задачи могут решаться с применением KBE-технологий (knowledge-based engineering);

  • уровень 5 предполагает способность создавать новые решения, но при этом важной частью является анализ существующих вариантов решения задачи, как правило, ранее незнакомых. Примером таких задач может быть конструирование по типовому методу нового редуктора, разработка программного кода с требуемой функциональностью, проектирование материнской платы компьютера, разработка технологии производства нового изделия, при этом важным дополнительным требованием является умение сопровождать разработку документацией в соответствии со стандартами;

  • уровень 6 означает способность учета в разработке требований экологии, эргономики и безопасности жизнедеятельности, при этом это не означает, что инженер должен быть высококлассным дизайнером либо экологом. Речь идет о характеристиках созданных решений, и разработчик, понимая принципы формирования экологических, эргономических, эстетических требований, должен уметь работать с соответствующими экспертами и профессионалами, обеспечивая требуемые качества решения. Важной составляющей компетенции в этом случае является способность работать с неформализованной экспертной информацией, и способность разрешать возникающие противоречия;

  • уровень 7 данной компетенции означает прежде всего креативный, а не формальный технологический подход, при этом необходима высокая степень общей образованности, как культурной, так и научно-технической. Инженер такого уровня способен решать социокультурные задачи, направленные на повышение уровня жизни, качества общества и окружающей среды, а инженерный метод является лишь средством. Примером задач, требующих компетенции такого уровня, могут быть чистота городских улиц, организация досуга молодежи (например, через создание спортивных площадок с соответствующей инфраструктурой), повышение эффективности учебного процесса (за счет создания сопровождающих учебные курсы коммуникационных сайтов) и т.п.

Компетенция 3. «Способность применять знания математики, фундаментальных и инженерных наук» была намеренно выделена из группы общенаучных компетенций, поскольку означает способность актуализации таких знаний именно по отношению к возникающим инженерным задачам. Уровни данной компетенции выделялись частично по таксономии Блюма, частично опираясь на уровни когнитивной компетенции ЕСК и частично исходя из того, насколько для анализа либо решения инженерной задачи необходима разработка новых моделей:

  • уровень 4 означает способность проведения типовых расчетов по уже существующим в BoK соответствующего предмета формулам, обычно применяется для решения задач, требующих некоторой модификации готового решения по определенным правилам (например, подбирается крепежный болт для кронштейна под телевизор, и есть формула расчета его толщины и длины исходя из веса телевизора). Компетенция предполагает владение основами высшей математики;

  • уровень 5 означает способность самостоятельно подбирать соответствующие модели для проверки инженерного решения, причем необходимо понимать ограниченность моделей, т.е. те факторы, которые эти модели не учитывают и то, насколько сильную погрешность могут давать эти факторы. Хорошим, пусть даже и не совсем инженерным примером являются известные задачи Капицы, вроде «с какой скоростью должен лететь теннисный шарик, чтобы разбить стекло?», когда нужно принять решение, какую математическую модель выбрать для шарика и для стекла;

  • уровень 6 требует от инженера способности разрабатывать собственные модели для анализа и проверки решений, для чего знания математики, фундаментальных и инженерных наук должны быть действительно глубокими. Это требование пересекается с требованием к шестому уровню когнитивной компетенции ЕСК: «Часть этих знаний находится на передовом рубеже данной области и требует критического осмысления теорий и принципов». Точно так же разработанные модели должны быть адекватно оценены на применимость и степень достоверности;

  • на уровне 7 разрабатываются модели для уникальных инженерных задач, имеющий сложный и многообразный контекст. Особенностью таких моделей является использование в них не традиционного математического аппарата фундаментальных и инженерных наук, а знаний из новых направлений развития математики и фундаментальных наук. Фактически речь идет о внесении собственного вклада в развитие инженерных наук. Задачи, требующие компетенции такого уровня чаще встречаются на переднем крае современной инженерии – биотехнологии, нанотехнологии, новые способы производства и хранения энергии, ИТ-компоненты и т.д.

Компетенция 4. «Способность использовать существующие и развивающиеся технические методы, технологии и инструменты». Основания для выделения уровней очень схожи с теми, которые использовались для компетенции 3, поскольку данная компетенция также является «обеспечивающей» процесс инженерных разработок. Но компетенции 3 и 4 были все-таки вынесены как отдельные по той причине, что в современной инженерии с применением CAD, CAE, KBE подходов появляется возможность «узкой специализации» именно в этих компетенциях. Уровни данной компетенции следующие:

  • на уровне 4 специалист не заботится о создании набора инструментов и технологий для решения задачи, он лишь имеет компетенцию определять степени их пригодности для решения задачи – как в известном советском анекдоте, понимая, что если нужно разработать технологию производства тракторов, то вряд ли следует применять технологию однократной штамповки;

  • уровень 5 означает способность анализа новых инструментов и технологий в рамках области своей специализации и составления персонального «арсенала» таких инструментов;

  • на уровне 6 инженер способен сменить «направление взгляда» и не просто анализировать новинки на их применимость для решения своих задач. Понимая «острые» инженерные проблемы в своей области, он способен формулировать требования на те инструменты и технологии, которые могли бы более эффективно использоваться для решения таких задач. Постановка вопроса довольно радикальная, но об это пишут многие исследователи – не наука определяет границы возможностей инженерии, а инженерия задает направления развития науки;

  • уровень 7 означает «инженерию инженерии», т.е. способность разрабатывать не только инженерные решения, но и технологии и инструментарий для разработки инженерных решений. В терминологии KBE это означает способность производить и формализовать экспертные инженерные знания.

Компетенция 5. «Профессиональная и этическая ответственность инженера», определяемая прежде всего границами собственной ответственности и уровнем профессиональной экспертизы. Уровни:

  • на уровне 4 инженер отвечает лишь за то, чтобы сделанное им решение отвечало предъявленным к нему техническим требованиям, и способен отказаться от заказа, если чувствует, что он выходит за границы его компетенции. Другими словами, 4 уровень означает «никогда не халтурю»;

  • уровень 5 означает помимо понимания границ своей компетенции способность самостоятельно их изменять, а также владение техниками работы «на грани понимания», когда появляется ответственность за то, что ты сможешь сделать работу, превосходящую твою компетенцию, за счет взаимодействия с экспертами в соответствующей области;

  • уровень 6 означает ответственность не только за соответствие требованиям, но и за последствия разработки для человека, природы и общества. С точки зрения этики появляется новое требование «не привирать» и честно объяснять заказчику объем собственного вклада в решение задачи, и то, насколько предлагаемое решение решит задачи заказчика;

  • уровень 7 означает не просто соблюдение этических норм, а искреннюю сопричастность к ним, когда, видя, что в городе грязные улицы, гражданский инженер ощущает стыд и собственную ответственность за это. Инженер 7 уровня имеет чувство причастности к профессиональному сообществу инженеров, и в меру собственных сил вносит свой вклад в повышение его социального статуса (и именно поэтому понимает, что грязные улицы недопустимы, поскольку люди, ходящие по ним, не могут испытывать уважения к тем инженерам, которые строили этот город);

  • уровень 8 определяется очень просто – нужно не только придерживаться всех норм профессиональной этики, но и быть их признанным образцом – признанным как профсообществом и заказчиками, так и обществом.

Дополнительная компетенция 1. «Способность к управлению и лидерству в инженерных разработках». Компетенция вынесена отдельно, поскольку является по сути управленческой, и не имеет явно выраженной инженерной специфики. Состав и уровни управленческих компетенций будут прорабатываться отдельно, а данную компетенцию можно считать первым шагом и даже своеобразной «провокацией» специалистам в управленческом образовании. Уровни выделялись исходя из схемы «экипажа деятельности» Сёмина [Базовые уровни], в которой деятельность, чтобы быть целостной, должна быть обеспечена а) технологиями, б) кадрами, в) стратегией:

  • уровень 3 – это базовый уровень самоуправления, на котором я способен вести себя в соответствии с правилами и инструкциями (хорошо ставится в некоторых местах в армии);

  • уровень 4 – способность самоуправления в команде, когда ограничивающей рамкой является не норма или правило, а цели и задачи. Хороший пример – любая спортивная командная игра, где помимо выполнения персональной задачи тренера нужно ещё чувствовать ситуацию и партнеров, при необходимости «страхуя» их. Требований по лидерству нет;

  • уровень 5 означает способность руководить технологически организованными работами, и получать качественный результат. Среди важных требований к этому уровню – способность обеспечивать работы технологическими формами, что предполагает знания теории управления. Требования к лидерству несущественны – скорее, это лидерство в профессиональном плане (свою работу я делаю лучше, чем мог бы делать любой из подчиненных);

  • уровень 6 означает способность управлять технологически организованными работами не только в стабильных ситуациях, но и в ситуациях развития, когда динамично изменяются решаемые задачи, партнеры и заказчики, идет расширение, сворачивание либо перепрофилирование бизнеса и т.д. Кроме того, этот уровень предполагает способность вести кадровое обеспечение деятельности в режиме стабильного функционирования, что означает владение основами управления и развития персонала, включая его квалиметрию, а также умение работать с профстандартами. Требования к лидерству также имеет профессиональный характер;

  • уровень 7 предъявляет требования к стратегическому управлению и принятию решений в режиме текущего функционирования, что уже очевидно требует определенных лидерских качеств. Также этот уровень предполагает способность вести кадровое обеспечение в режиме развития, когда необходимо «по ходу» реорганизации деятельности подбирать персонал на новые места, параллельно описывая требования к ним, а также организовывать программы переподготовки с возможной существенной сменой специализации;

  • уровень 8 по сути означает «быть лидером во всем» - как в текущем функционировании, так и в развитии, при этом масштаб решаемых задач также значительно расширяется.

И ещё один, последний комментарий. Уровни компетенции могут означать последовательность их постановки в вузе, но это не является обязательным требованием. Существуют учебные заведения, где промежуточные уровни компетенции не фиксируются, а упор делается на постановку профессионально-значимых качеств (т.н. фундаментальный тип подготовки). Надо лишь отчетливо понимать плюсы и минусы такого подхода. Плюсом является большая универсальность подготовленных выпускников, что прекрасно демонстрировали московские физмат-вузы советского времени, обеспечившие не только процесс «оттока мозгов, но и значительную долю успешных предпринимателей, экономистов, менеджеров времен перестройки. Минус – это то, что студент фактически не имеет возможности выполнять более-менее квалифицированную работу во время обучения в вузе и значительно теряет в академической мобильности. Выбор типа подготовки, как всегда, остается за конкретным вузом.
Литература


  1. Боюр Р.В. Биржа компетенций и биржа методических разработок как механизмы образовательной программы вуза
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site117/html/media826/exchanges.doc

  2. Боюр Р.В. Подход к выделению уровней матрицы компетенций
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site117/html/media2286/approach.doc

  3. Боюр Р.В. Практическое применение матрицы компетенций
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site117/html/media2286/practical_matrix.doc

  4. Боюр Р.В. Соорганизация компетентностных требований различных образовательных программ при формировании учебного плана
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site117/html/media826/edu_prog_interaction.doc

  5. Европейская система квалификаций
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site125/html/media371/edinsist.doc

  6. Профессиональные стандарты для отрасли информационных технологий
    http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573

  7. Сёмин С.А. Образовательная программа – базовые представления.
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site125/html/media371/Semin_OP%20bazovie%20predstavlenia.doc

  8. Сёмин С.А. Терминология.
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site125/html/media371/Semin_Terminologia.doc

  9. Сёмин С.А. Образовательная программа как инструмент управления.
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site125/html/media371/Semin_OP%20kak%20instrument%20upravlenia.doc

  10. Сёмин С.А. Образовательная программа – место и функции в системе управления.
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site125/html/media371/Semin_OP%20mesto%20i%20funkcia%20systeme%20upravlenia.doc

  11. Сёмин С.А. Образовательная программа – назначение по уровням.
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site125/html/media371/Semin_OP%20naznachenie%20po%20urovniam.doc

  12. Сёмин С.А. Образовательная программа – проблемный ареал.
    http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site125/html/media371/Semin_OP%20Problemni%20areal.doc

  13. Семин С.А. Базовые уровни компетенций