Руководство по овладению принципами традиционной и символической логики Учебно-практическое пособие (практикум) - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К. М. Подготовка к госэкзамену по теории языка (практическое задание) 1 21.4kb.
Е. А. Коростелева Учебно-методическое пособие логомиры г. Хабаровск... 4 682.43kb.
Ббк м касторнов А. Ф., Касторнова В. А 10 950.51kb.
Учебно-методическое пособие Печатается по решению Учебно-методической... 1 351.15kb.
Учебно-методическое пособие. Н. Новгород.: Вгипу, 2009. с 1 187.21kb.
«История создания математической логики» 1 21.09kb.
Н. И. Лобачевского Ю. О. Плехова Ю. И. Ефимычев В. С. Кравченко инноватика... 11 796.2kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделения... 7 855.94kb.
Предмет логики и ее задачи. Логическая форма мысли и логический закон. 1 29.04kb.
Учебно-методическое пособие по курсовому проектированию Дисциплина... 1 406.92kb.
Пособие написано доступным языком, сложные вопросы изло­жены лаконично... 10 2810kb.
Смысловая энергия слова в диалоге дикарева 1 38.4kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Руководство по овладению принципами традиционной и символической логики Учебно-практическое - страница №1/9



Ю.П.Попов

Логикон

Руководство по овладению принципами

традиционной и символической логики

Учебно-практическое пособие

(практикум)

Владивосток

2005

ББК 87.4
Ю.П. Попов. Логикон. Руководство по овладению принципами традиционной и символической логики: Практикум. Находка: филиал ВГУЭС, 2005.

Содержит краткое изложение основополагающих принципов традиционной и символической логики и набор логических задач. Приводится образец решения задач.

Для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».


Рецензент А.А. Калмыков канд. филос. наук., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии;

А.Ю. Москвитин канд. филос. наук., доцент кафедры философии Института истории и философии ДВГУ




Оглавление

Введение


Часть I. Традиционная логика

    1. Понятие

    2. Суждение

    3. Умозаключение

      1. Силлогизм

      2. Энтимема

Задачи на силлогизм


      1. Условно-категорические силлогизмы

Задачи на условно-категорические силлогизмы


Образец выполнения задания

Часть II. Символическая логика

2.1. Образование сложных высказываний

2.2. Нуль - единичная проверка истинности высказываний

2.3. Основные эквивалентности

Задачи на символическую логику

Задания по традиционной логике для заочников

Предисловие
Данная методическая разработка состоит из двух частей. В первой из них рассматривается традиционная логика. Причем изложение теоретических вопросов имеет подчиненное значение, так как основная цель работы – научить решать задачи к теме «Умозаключение». Поэтому в первой части наибольшее внимание уделено именно этой форме мышления. Задачи на силлогизм и набор заданий по логике для студентов-заочников охватывают наиболее легко усваиваемые вопросы изучаемого материала, которые студент в состоянии проработать самостоятельно по любому учебнику логики. Пояснения теоретического порядка к теме «Понятие» и «Суждение» в нашей разработке даются очень кратко: они должны не столько оказать помощь при решении, сколько помочь в отыскании нужных разделов в учебниках.

Среди множества учебников для подготовки по этим разделам можно выделить:

1. Арташкина Т.А. Логика. Владивосток, 1993.

2. Иванов Е.А. Логика. М., 2001 (и другие годы издания).

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1996 (и другие годы издания).

4. Попов Ю.П. Логика. Владивосток, 1998.

5. Попов Ю.П. Электронный тренажер по логике..

Вторая часть содержит более трудные для понимания принципы символической логики и задачи к ним. Прежде всего, это составление сложных высказываний и определение их истинностного значения, затем эквивалентные преобразования. Здесь можно найти более пространные теоретические пояснения.

Для подготовки по этой части разработки могут помочь не все учебники, а только те, в которых подробно рассматриваются начала символической логики. Эта дисциплина лишь недавно включена в учебную программу, ее популярная переработка для студентов гуманитарного профиля еще только складывается, поэтому существующие учебники сильно различаются как по объему охвата соответствующего материала, так и по манере изложения. Данное руководство ориентировано на упомянутый выше учебник логики Ю.П. Попова. Рекомендуются также работы В.А. Светлова и учебник Е.К. Войшвилло и М.Г. Дегтярева.

Список литературы для изучения вопросов, рассматриваемых во втором разделе данного руководства:



  1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1995.

  2. Попов Ю.П. Логика. Владивосток, 2003.

  3. Попов Ю.П. Электронный тренажер по логике «Тренажер-2003».

4. Светлов В.А. Практическая логика. М., 1995.

Часть I. Традиционная логика
Логику называют наукой о формах мышления. Она изучает некоторые мыслительные стандарты, приложимые к любому материалу, о чем бы ни шла речь в рассуждении. Таких форм три: понятие, суждение, умозаключение.

1.1. Понятие


Мысли выражаются словами. Идеальные образы и картины, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Слово - посредник в обмене мыслями. В логике аналогом слова является понятие. Его называют формой мышления, поскольку в него, как в особую форму, отливается всякое мыслимое содержание. Какой бы предмет, явление или действие мы ни взяли, если нам предстоит строить о них рассуждения, то они станут для нас понятиями. «Налог», «хвойное растение», «прибывшие на поезде туристы» – понятия, когда нам надо проанализировать обозначенные ими явления. В отличие от слова, понятие может выражаться несколькими словами, иногда даже целыми большими предложениями. Кроме того, слова обычно имеют шаткий смысл, понятия же должны быть строго заданы через определения (или дефиниции). Правда, мы не всегда выполняем это условие в своих рассуждениях, но когда возникает спор, определения обязательны.

У всякого понятия есть содержание и объем (класс). Под объемом имеются в виду предметы, охваченные понятием, а содержание составляется из признаков, с помощью которых обозначается данный класс предметов. И то и другое задается определением. Возьмем для примера понятие «столица». Если мы определим ее как «главный город государства», то тогда «государство», «город», «главный» будут содержанием этого понятия, поскольку именно этими признаками мы отличили столицу от других населенных пунктов. А объем – это все города, являющиеся столичными: Лондон, Берлин, Москва, Пекин и т.д. Точно так же, определив, например, реку как постоянный водный поток на поверхности Земли, образуемый атмосферными осадками, мы в качестве содержания этого понятия получим осадки, Землю, воду, поток; объемом же станут сами реки: Амур, Лена, Ангара и пр.

Объемные отношения удобно пояснять круговыми схемами. Так, если взять понятия 1) «преступление» и 2) «контрабанда», то последнее, очевидно, полностью входит в первое, поэтому круг 2) охватывается кругом 1). Такое отношение называют подчинением (а). А вот понятия 1) «порт» и 2) «город» находятся в отношении пересечения (б), потому что существуют населенные пункты, имеющие оба эти признака (накладывающаяся часть кругов), и существуют населенные пункты, обладающие только одним из указанных признаков. В том случае, когда понятия не имеют в объеме совпадающих частей, говорят об отношении несовместимости (в). Например, понятия 1) «трамвай» и 2) «треугольник», 1) «лестница» и 2) «радуга» относятся к числу несовместимых. Их изображают двумя непересекающимися кругами.

Существует еще отношение соподчинения, когда два понятия входят в объем более широкого понятия, но не пересекаются между собой (г). Скажем, «дуб» и «береза» входят в понятие «дерево», но сами остаются несовместимыми. При составлении круговых схем необходимо отличать разновидности предметов от их составных частей. Например, «шпала» и «рельс», хотя и мыслятся всегда вместе, но только потому, что составляют неотъемлемые части железной дороги; предметов, которые являлись бы одновременно и шпалой, и рельсом, не существует. Поэтому изображаться они должны двумя разными кругами. Также «курок» и «ружье» должны рассматриваться как внеположные понятия, поскольку курок не разновидность ружья, а его составная часть. Помимо названных в логике говорят также о понятиях противоречащих и противоположных. Как и соподчиненные понятия, они относятся к числу несовместимых, имеющих некоторые особенности в содержании.

следующая страница >>


izumzum.ru