Руководитель ооп по направлению 210100 декан эф проф. В. А. Шпенст - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Руководитель ооп по направлению 210100 декан эф проф. В. А. 1 148.55kb.
Руководитель ооп 1 14.94kb.
Открытие форума. Президиум: Член-Корр., д м. н., проф. Кулаков А. 1 29.93kb.
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая вузом... 1 308.87kb.
1 Нормативные документы для разработки ооп по направлению подготовки... 3 1036.71kb.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата... 3 277.3kb.
1. Общие положения Основная образовательная программа (ооп) 15 2912.04kb.
Программа «Русский язык и культура в современном мире» Квалификация... 1 192.54kb.
Утверждено решением Ученого совета мгоу 7 855.5kb.
О. П. Киреев «29» августа 2013 г 21 4281.7kb.
В. В. Миронов, д ф. н., проф., член-корр. Ран, декан философского... 1 197.4kb.
Что ты будешь делать, когда превратится в притон твой дом 26 3409.29kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Руководитель ооп по направлению 210100 декан эф проф. В. А. Шпенст - страница №1/1



ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 210100

декан ЭФ проф. В.А. Шпенст

Зав. кафедрой истории

профессор

____________ В.Г. Афанасьев

«___» ___________ 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История Санкт-Петербурга»




Направление подготовки бакалавра
210100–электроника и наноэлектроника

Профиль промышленная электроника
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения:очная


Санкт-Петербург

2012

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины «История Санкт-Петербурга» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной системы этических норм, технических достижений и эстетических ценностей современного человечества. Изучение данного предмета способствует становлению самосознания цельной личности и позволит представителям технической интеллигенции осуществлять профессиональную деятельность в таком многонациональном государстве, как Россия, и шире – в современном мультикультурном мире, опираясь на принципы толерантности и понимание типологических особенностей различных культур.


Основные задачи курса:

- познакомить студентов с функциями культуры, её ролью в преобразовании природного мира, значением для развития человеческого общества и становления личности каждого человека;

- сформировать у студентов базовые навыки культурологического мышления с использованием таких понятий, как «язык культуры», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «типологические характеристики культуры», «культурная самоидентичность»;

- сформировать представление о многообразии культурных норм и ценностей, заложить основы толерантного поведения в мультикультурной и многоконфессиональной среде;

- познакомить с мировоззренческим и художественным наследием мировой культуры;

- осветить роль инженерной деятельности в истории мировой и отечественной культуры;

- научить студентов находить и анализировать информацию, необходимую для развития общей культуры и социализации личности;

- помочь выпускникам высшей школы ориентироваться в реалиях современного мира.



2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История Санкт-петербурга» относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть.


Для изучения дисциплины «История Санкт-Петербурга» достаточно знаний, умений и компетенций по гуманитарным предметам в объёме среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.
«История Санкт-Петербурга» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социальная психология» и «Этика и деловой этикет».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


ОК-1 (обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения);

ОК-2 (быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения);

ОК-3 (логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь);

ОК-8 (осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм);

ОК-9 (стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства);

ОК-11 (осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности);

ОК-13 (использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач);

ОК-14 (анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции);

ОК-16 (понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций);

ОК-17 (осознавать ценность российской культуры, её место во всемирной культуре, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям);

ОК-18 (быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности);

ОК-20 (адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:

- функции культуры; осознавать многообразие культурных (социальных, этнических, религиозных) ценностей в истории человечества, понимать значение этих ценностей для саморазвития личности;

- основные этапы развития цивилизации, наиболее значимые культурные достижения человечества, современные формы культуры;

- место и роль своей будущей профессии в системе культуры;

- особенности категориального освоения мира и моральных норм в различных региональных, этнических и конфессиональных культурах, значимые для формирования толерантного поведения и навыков межкультурной коммуникации в профессиональной и социальной жизни;

- место и роль культуры России в истории человечества и в современном мире.
Уметь:

- осуществлять профессиональную деятельность в полиэтничном и многоконфессиональном коллективе, опираясь на принципы толерантности и сотрудничества;

- ориентироваться в мире норм и ценностей, оценивать явления и события с моральной и культурно-исторический точек зрения;

- самостоятельно находить в различных источниках и анализировать информацию социогуманитарного содержания, необходимую для формирования мировоззренческой позиции, решения социальных и профессиональных задач, адаптации к изменяющимся социальным и культурным ситуациям;

- аргументировано и ясно излагать свою позицию по вопросам общекультурного и мировоззренческого характера;

- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;

- осуществлять осмысленный выбор предметов осмотра при посещении музеев и культурно-исторических достопримечательностей Петербурга, а также других регионов России и мира.
Владеть:

- категориальным аппаратом для осмысления исторического и современного многообразия культур;

- навыками толерантного поведения и эффективного взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде на основе принятых в обществе моральных норм и основных принципов межкультурной коммуникации;

- навыками самостоятельного поиска информации общекультурного характера для формирования мировоззренческой позиции и аргументированного её обоснования

- навыками адаптации к различным социальным и культурным условиям.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2_______ зачетные единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

-

-

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

36

36

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат

12

12

Другие виды самостоятельной работы







Подготовка к практическим занятиям, выполнение проверочных работ для текущего контроля знаний.

15

15

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачёт

зачёт

Общая трудоемкость час

зач. ед.


72

72

2

2


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Основание Санкт-Петербурга

1. Определение культуры. Культура как предмет изучения культурологии и родственных гуманитарных дисциплин (философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история культуры).

2. Функции культуры.

3. Культура и природа. Культурогенез. Культура и общество. Место и роль инженерной деятельности в системе культуры. Культура и глобальные проблемы современности).

4. Культура и личность. Человек как субъект и объект культуры. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентичность.

5 Основные понятия, используемые в теоретической и прикладной культурологии для описания исторического многообразия культур: «язык культуры», «символы культуры», «культурные коды», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «морфология культуры».


2

Историческое развитие культуры Санкт-Петербурга

1. Античная цивилизация: специфика отношения человека к природе, к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Античная идея калокагатии – гармоничного развития духовных и физических способностей человека. Важнейшие достижения в области науки, техники, искусства и социально-политической жизни. Культурное наследие Античности в современном мире.

2. Мировые религии в истории культуры. Буддизм, ислам, христианство: этические нормы, культурные ценности, исторические формы и основные направления. Буддизм, ислам, христианство в России.

3. Развитие цивилизации в Новое время. Эпоха Возрождения: становление антропоцентрического видения, формирование понятия «гуманизм», важнейшие образцы ренессансной литературы, живописи, науки. Установка на активное преобразование действительности – основополагающий императив европейской культуры. Культурное значение научных открытий XVI-XVII вв. и понятие «механистической картины мира». Эпоха Просвещения: «Энциклопедия» и энциклопедисты, концепция «прогресса». Индустриализация как культурный феномен. Культурные достижения XIX- нач. XX вв.

5. Историческое своеобразие российской цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.



3

Современная типология локальных культур Санкт-Петербурга

1. Современная типология локальных культур: этнические и национальные формы культуры, восточные и западные типы культур, специфические и «серединные» культуры.

2. Культурные традиции в контексте культурной модернизации. Процессы глобализации и тенденции культурной универсализации в современном мире. Своеобразие региональных культур.

3. Основные принципы взаимодействия в мультикультурном (полиэтничном или многоконфессиональном) коллективе.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

«Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социальная психология», «Этика и деловой этикет».



№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1

«Философия»

+

+






















2

«Политология»

+




+




















5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин

СРС

Все-го

час.


1

Основание Санкт-Петербурга.

6

6







3

15

2

Историческое развитие культуры Санкт-Петербурга


26

8







12

46

3

Современная типология локальных культур Санкт-Петербурга

4

4







3

11


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)


1

1

Культура и личность: культурная самоидентификация, инженер как субъект культуры.

2

2

1

Структура и функции культуры. Культура и природа, культура и общество.

2

3

1

Закономерности исторического развития культуры: возникновение и развитие цивилизации, исторические типы культурных общностей.

2

4

2

Мировые религии в истории культуры. Буддизм, ислам, христианство: этические нормы, культурные ценности, исторические формы и основные направления. Буддизм, ислам, христианство в России.

2

5

2

Классическое культурное наследие Античной цивилизации. Античные темы в Петербурге.

2

6

2

Классическое культурное наследие эпохи Возрождения, XVII века и эпохи Просвещения: образ человека в европейской культуре.

2

7

2

Классическое культурное наследие Европы и России XIX-XX вв.

2

8

3

Современная типология культур. Многообразие этнических традиций в культуре России.

2

9

3

Основы межкультурной коммуникации в профессиональной сфере.

2


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Для получения итоговой аттестации студенты выполняют самостоятельную работу (реферат/презентацию) в рамках одной из следующих общих тем (конкретная формулировка согласуется с преподавателем):

1. Многообразие этнических традиций в культуре Санкт-Петербурга.

2. Буддизм и мировая культура.

3. Буддизм в культуре Санкт-Петербурга.

4. Христианство и мировая культура.

5. Христианство в культуре Санкт-Петербурга.

6. Ислам и мировая культура.

7. Ислам в культуре Санкт-Петербурга.

8. Традиционное наследие Индии в культуре современного мира.

9. Традиционное наследие Китая в культуре современного мира.

10. Традиционное наследие Японии в культуре современного мира.

11. Классическое наследие Античности в культуре современного мира.

12. Классическое наследие эпохи Возрождения в культуре современного мира.

13. Классическое наследие эпохи Нового времени в культуре современного мира.

14. Западноевропейское искусство в музеях Петербурга.

15. Отечественное искусство в музеях Петербурга.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Бондарева О.Н., Рассадина С.А. Культурология. Тематический словарь понятий. – СПб.: СПГГИ, 2008.

Кириленко С.А. Культурология: Практикум. – СПб.: СПГГИ, 2005.

Науменко Н.В. Культурология. Психология искусства. – СПб.: СПГГИ, 2010.

б) дополнительная литература

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. –М., 2007.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2006.

Драч Г.В. Культурология. Учебное пособие. – М., 2006.

Хейзинга Й. Homo ludens. – М., 2007.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2006.
в) программное обеспечение

Для изучения дисциплины «История Санкт-Петербурга» специфического программного обеспечения не требуется.

Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Для изучения дисциплины «История Санкт-петербурга» не требуются специальные базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам:

Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/

Библиотека по культурологии: http://www.countries.ru

Информационный сайт по культурологии: http://culturolog.ru

Электронная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org

Энциклопедия Кругосвет: http://www.krugosvet.ru/

История древних культур и цивилизаций: http://www.ancient.gerodot.ru/default.htm

Искусство Античности: http://www.antica.lt/

Портал по изучению христианства: http://mystudies.narod.ru/index.htm

Ислам: история и современность: http://www.islam.ru/

Буддизм: основы вероучения: http://buddhism.org.ru/

Журнал «Гео»: http://www.geo.ru/

Журнал «Вокруг света»: http://www.vokrugsveta.ru/

Сайт о горном профессиональном сообществе дореволюционной России: http://www.russmin.narod.ru


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекции и практические занятия по дисциплине «История Санкт-Петербурга» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием.



11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Дисциплина «История Санкт-Петербурга» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин.


При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Теория культуры: культура в жизни человека и общества; 2. Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества. 3. Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации. Или два модуля: 1. Теория культуры: культура в жизни человека и общества, современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации; 2. Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.
Изучение дисциплины «История Санкт-Петербурга» требует активного привлечения аудио- и видеоматериалов для полноценного отражения многообразия культур. Поэтому лекции и практические занятия по данной дисциплине должны сопровождаться мультимедийными презентациями и/или демонстрацией образовательных фильмов. Рекомендуется также (при наличии организационных возможностей) сопровождать изучение дисциплины «История Санкт-Петербурга» экскурсиями в историко-культурные и художественные музеи Петербурга.

В целях развития навыков аналитического мышления и самостоятельного поиска информации, необходимой для развития общей культуры и социализации личности, студентам предлагаются задания для самостоятельной подготовки к дискуссиям на практических занятиях, задания на сопоставление различных культурных феноменов, ситуативные задачи (кейсы) по межкультурной коммуникации, а также творческие задания для самостоятельного изучения отдельных достижений мировой культуры.


Примерами средств для текущего контроля являются тестовые или развёрнутые контрольные работы на усвоение понятийного аппарата культурологии и знание важнейших историко-культурных реалий.

Для получения промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины «История Санкт-Петербурга» студенты выполняют самостоятельную творческую работу (реферат/презентацию) по одной из тем, указанных в п. 8.