Ровнейко Вера Владимировна Ижевск 2012 Структура учебно методического комплекса дисциплины Титульный лист умкд рабочая программа - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического... 1 223.43kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Классическая механика» 3 811.73kb.
Перечень учебно – методического и программного обеспечения по информатике... 1 148.57kb.
Рабочая программа учебная дисциплина 1 168.83kb.
Рабочая программа учебная дисциплина 1 353.71kb.
Программа по физике для 5 класса создана на основе учебно-методического... 1 226.48kb.
Рабочая программа учебная дисциплина История и культура марийского... 1 170.03kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение... 2 779.06kb.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического... 1 460.95kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Р. 01 Гидро-пневмопривод 3 293.06kb.
Рабочая программа дисциплины «наименование дисциплины по учебному... 2 310.74kb.
Общероссийский свод книжных памятников 1 302.1kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Ровнейко Вера Владимировна Ижевск 2012 Структура учебно методического комплекса дисциплины - страница №1/5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра философии и социологии права


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ
Составитель УМКД

к.ю.н. Орлов Алексей Сергеевич

УМКД рассмотрен и переутвержден на заседании кафедры от «18» июня 2012 г.


Зав. кафедрой

д.ю.н., профессор Посконина Ольга Васильевна


УМКД согласован с Методической комиссией ИПСУБ «_______» ________________
Председатель МК

К.ю.н., доцент Ровнейко Вера Владимировна


Ижевск 2012



Структура учебно - методического комплекса дисциплины



  1. Титульный лист УМКД ………………………….…………………………………........................1

  2. Рабочая программа по дисциплине …………………..………………….......................................4

  3. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями ………………...25

  4. Методические указания по выполнению самостоятельных (контрольных, рефератов) работ……………………………………………………………………………………………........41

  5. Пакет контрольных заданий для текущей, промежуточной и итоговой аттестации ……………………………………….………………………………………………........................44


II. Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки).

Для углубленного изучения вопросов международного права, в том числе функционирования международных организаций, на примере одного из крупнейших межгосударственных объединений, активно взаимодействующего с РФ, Европейского Союза в учебный образовательный процесс студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» решением Ученого Совета ИПСУБ УдГУ была включена учебная дисциплина «Право Европейского Союза», которая относится к блоку дисциплин по выбору студента устанавливаемые вузом (ОПД.В.00)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра философии и социологии права



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине



ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
для специальности 021100 - юриспруденция

(очная форма обучения)

Курс ……………………………………………...4

Семестр …………………………………………..I

Всего аудиторных часов ………………………48

Лекции, час …………………………………….32

Лабораторные работы, час ……………………..-

Практические (семинарские) занятия, час …..16

Самостоятельная работа, час …………………42

Экзамен (семестр) ………………………………-

Зачет (семестр) ………………………………….7

Ижевск 2012
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 021100 (030501) «Юриспруденция», примерной образовательной программы, Положения об учебно - методическом комплексе дисциплины, утвержденном на заседании Учебно - методического Совета ГОУ ВПО «УдГУ», протокол № 17 от 14 февраля 2007 г.

Составители рабочей программы

к.ю.н. ____________________________ А.С. Орлов

(должность, учёное звание, степень) (подпись) (ФИО)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии и социологии права ИПСУБ

Протокол № 9 от 18 июня 2012 г.

Заведующая кафедрой ________________ Посконина Ольга Васильевна

«_______» ________________ 2012 г.

Решение методической комиссии ИПСУБ _____________________________________

«_______» ________________ 2012 г.

Председатель

методической комиссии _____________________ Ровнейко Вера Владимировна

(подпись) (ФИО)

1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ГОС) ПО специальности 021100 - юриспруденция

Общие требования к образованию дипломированного специалиста:

Квалификация выпускника - юрист (специалист юриспруденции). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 - Юриспруденция при очной форме обучения - 5 лет.



Квалификационная характеристика выпускника.

Юрист в рамках специальности 021100

получают фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста, деятельность бакалавра юриспруденции направлены на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.



Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.



Юрист должен уметь:

  • толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

  • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов,

  • физических и юридических лиц;

  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  • разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

  • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

  • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

  • систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен:

  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


2. Принципы построения курса «Право Европейского Союза»
В качестве самостоятельной учебной дисциплины право Европейского Союза (или «европейское право») преподается сейчас во всех ведущих юридических учебных заведениях и факультетах Западной и Восточной Европы, США. В силу ряда исторических и политических факторов в Российской Федерации данная учебная дисциплина начала вводиться в качестве отдельного курса только в конце 90-х годов и пока находится на этапе становления.

Необходимость изучения права Европейского Союза в России обусловлена в первую очередь потребностью в повышении общей правовой культуры отечественных юристов, важной составляющей которой является знание основных концепций, понятий, категорий зарубежного права.

Не меньшее значение имеет также возможность использования полученных знаний в практической работе. В силу географической близости и тесных исторических, экономических, культурных связей народов России и зарубежной Европы интеграционные процессы в рамках Европейского Союза, в том числе правовая интеграция, непосредственно затрагивают важные интересы нашей страны и ее граждан. В качестве примера можно указать, в частности, такие отрасли и институты права Союза, как право общего рынка, таможенное право, право экономического и валютного союза (включая правовой режим «евро»), право Шенгенских соглашений, энергетическое право ЕС и др.

Целый ряд концепций и юридических конструкций «европейского права» могут быть использованы в ходе регулирования интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР и при осуществлении дальнейших шагов правовой реформы в Российской Федерации.

Право Европейского Союза (Европейское право) – самостоятельная правовая система. Ее возникновение и развитие связано с процессами полномасштабной социально-экономической и политической интеграции, которые происходят в современной Европе. Во многом по этой причине в учебной и научной литературе право Европейского Союза все чаще именуют в последнее время «европейским правом» (последний термин, однако, имеет и другие значения).

С 1 января 2007 г. нормы права Союза регулируют общественные отношения на территории 27 европейских стран, являющихся государствами-членами организации Европейский Союз (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония) а также (частично) на территории Исландии, Лихтенштейна и Норвегии – государствах-участниках Европейского экономического пространства и Шенгенского пространства (Исландия и Норвегия).

В ближайшие годы территориальная сфера действия права Союза возможно еще более расширится благодаря вступлению Сербии, Хорватии, Македонии, Турции и ряда других государств.

Предмет курса – право Европейского Союза – как самостоятельная правовая система имеет комплексную юридическую природу. Она сочетает в себе черты, характерные как для международного, так и для внутригосударственного права; содержит нормы разных отраслей и правовых институтов (конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, экологическое, таможенное, банковское, налоговое право и др.); имеет своеобразное и уникальное структурное деление (право Европейских сообществ, правовые основы общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере и др.).

Неоднозначную правовую природу имеет и организация Европейский Союз. Созданный в соответствии с международными договорами (Договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ), Европейский Союз в настоящее время обладает признаками не только международной организации, но также конфедерации и федерации. Это обусловлено главным образом наличием у Союза достаточно широких властных полномочий, добровольно переданных ему государствами-членами.

Сложный характер юридической природы Европейского Союза и его правовой системы обусловливает междисциплинарный характер учебного курса «Право Европейского Союза». В процессе его изучения студент должен опираться на знания в области теоретических, исторических и специальных (отраслевых) юридических наук: теории государства и права, конституционного права, международного публичного, международного частного права, гражданского права и др.

Курс входит в цикл дисциплин по выбору студента устанавливаемые вузом (ОПД.В.00).

Курс адресован студентам очной формы обучения специальности, направления юриспруденция.

Курс готовит студентов к формированию устойчивых знаний в области европейского права.

Ядро курса составляют темы, посвященные организационной и правовой системам права ЕС.

Для успешного изучения курса студенту необходимо знать (уметь, владеть): базовые категории, выработанные отраслевыми юридическими науками, наукой международного права.

Программа курса построена линейным способом.

В курсе выделено несколько блоков: общая и особенная части.

Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий.

Технология обучения ориентирована на достижение студентами целей курса, формирование соответствующих знаний, умений, навыков.

Оценка знаний и умений студентов (в зависимости от формы обучения) проводится с помощью тестирования, устных ответов на зачете, проведения контрольных работ, проверки рефератов.
3. ЦЕЛИ КУРСА

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен



иметь представление:

  • об основных этапах становления, формирования и развития Европейского Союза как региональной международной организации;

  • о правовой природе Европейского союза как межгосударственного объединения;

  • об аспектах влияния, взаимодействия и конкуренции норм различных национальных правовых систем и права ЕС;

  • о современных тенденциях развития ЕС как международной организации и права ЕС как особой правовой системы;

должен знать:

  • правовые основы формирования, устройства и деятельности Европейского Союза;

  • систему источников и норм права Европейского Союза, регулирующих многообразные виды общественных отношений с участием государств-членов и граждан Союза, других физических и юридических лиц;

  • содержание правового регулирования основных отраслей права Европейского Союза (право общего рынка, шенгенской право и т.д.)

  • особенности регулирования и защиты прав человека в рамках институтов ЕС;

должен уметь:

  • делать обобщения по отдельным вопросам права ЕС основе научных и нормативных правовых источников, судебной практики;

  • пользоваться источниками права ЕС как в научно-исследовательской, так и в практической деятельности;

  • анализировать акты органов ЕС и решения Суда Европейского Союза.

  • формулировать и на должном уровне обосновывать выводы по отдельным проблемам права ЕС, по конкретным ситуациям, возникающим в правоприменительной практике при разрешении вопросов, связанных с применением европейского права;

должен владеть опытом (обладать навыками):

  • системного, структурного, функционального и логического анализа, научного подхода к рассматриваемым вопросам в аспекте современных тенденций развития ЕС и права ЕС;

  • иметь опыт практического разрешения конкретных правовых ситуаций возникающих при регулировании отношений нормами европейского права.



4. Структура курса
Структура курса складывается из Общей и Особенной частей. В Общей части рассматриваются правовые основы формирования, устройства и деятельности организации Европейский Союз в целом, общие вопросы построения его правовой системы, юридический статус органов Европейского Союза.

В ходе изучения Особенной части студент получает представление об отдельных направлениях правового регулирования общественных отношений со стороны Европейского Союза, важнейших положениях учредительных документов, законодательства и прецедентного права Европейского Союза, закрепляющих порядок создания и функционирования общего рынка ЕС, регулирующих статус юридических лиц, вопросы трудового, авторского права на территории Европейского Союза, единую валюту ЕС (евро) и др.



1. Общая часть


2. Особенная часть

Для успешного освоения всех разделов программы курса студенты должны изучить необходимые учебные и нормативные материалы.

В соответствии с программой по курсу предусмотрено 48 аудиторных часа, лекции – 32 часов, практические (семинарские) занятия – 16 часов, контрольная работа, по окончании изучения курса итоговая проверка осуществляется в форме «зачета».


Учебно-тематический план курса по дисциплине «Право Европейского Союза»

для студентов дневной формы (нормативные сроки) обучения и бакалавров
Распределение часов по темам курса и видам занятий




Тема

Количество часов

лекции

семинары

с/р

1.

Введение в право Европейского Союза. Европейский Союз - новая организация политической власти в Европе.

4

2

4

2.

Право Европейского Союза: понятие, принципы, источники, система.

4

2

4

3.

Компетенция и принципы деятельности Европейского Союза.

4

2

4

4.

Институты и органы Европейского Союза.

4

2

4

5.

Основы правового положения человека и гражданина Европейского Союза.

2

2

2

6.

Правовый основы экономической системы.

2

2

2

7.

Правовое регулирование отдельных видов экономической деятельности.

4

2

4

8.

Правовое регулирование социальной и природоохранной сферы.

2

-

4

9.

Основы Шенгенского права.

2

2

4

10.

Законодательство европейского союза в сфере борьбы с преступностью и международным терроризмом.

2

-

4

11.

Правовое регулирование сотрудничества
Российской Федерации с Европейским Союзом.

2

-

4





Итого: 48 часов


32


16



42


Содержание курса лекционных занятий

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В ЕВРОПЕ

1.1. Предмет, задачи и методы права Европейского Союза.

Право Европейского Союза как правовая система, сфера научного познания и учебная дисциплина. Необходимость и цели изучения права Европейского Союза в России. Важность познания права Европейского Союза в процессе профессиональной подготовки юриста. Источники и методы познания права Европейского Союза. Информационно-правовые системы и базы данных Европейского Союза.

Право Европейского Союза – комплексная область научных знаний. Роль общетеоретических, исторических и отраслевых юридических наук в изучении права Европейского Союза. Основные научные школы права Европейского Союза в России и за рубежом.

Учебная дисциплина «право Европейского Союза». Предмет и система курса. Теоретические и прикладные аспекты дисциплины. Использование знаний в области права Европейского Союза в практической деятельности юристов. Основные подходы к преподаванию права Европейского Союза в России и других странах Европы.

Соотношение курса «право Европейского Союза» с другими учебными дисциплинами (всеобщая история государства и права, конституционное право зарубежных стран, международное публичное право, международное частное право, сравнительное правоведение и др.).

1.2. Европейский Союз: состав, территория, население

Государства-члены Европейского Союза: краткая характеристика. Европейское экономическое пространство и Российская Федерация.

Территориальная сфера деятельности Европейского Союза. Территории государств-членов, не вошедшие в состав Европейского Союза. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» (Часть четвертая Договора о Европейском сообществе «Ассоциация с заморскими странами и территориями»).

Европейский Союз – интеграционное объединение государств и народов Европы. Концепция «Европа граждан». Институт гражданства Европейского Союза и его значение. Пространство свободы, безопасности и законности.

Официальные языки Европейского Союза. Система официальных символов Европейского Союза (гимн, флаг и др.).

Европейский Союз и Совет Европы. Общность задач и сходства в развитии. Различия в методах и формах осуществления интеграции в рамках двух объединений. Взаимодействие Европейского Союза и Совета Европы на современном этапе.

Финансы и бюджет Европейского Союза. Отличие от бюджета международной организации. Понятие «собственных ресурсов», порядок их установления и изменения. Система доходной и расходной части бюджета Европейского Союза (таможенные пошлины, НДС и т.д.)

1.3. Предпосылки и концепции европейской интеграции. Интеграционные проекты и объединения, предшествующие образованию Европейских сообществ

Историческая обусловленность интеграционного процесса в Европе и мире. Интернационализация и глобализация хозяйственных связей и мировой рынок – экономическая основа Европейского Союза. Политические и культурные предпосылки образования Европейского Союза.

Европейская идея: понятие, значение, эволюция. Концепции образования политического союза в Европе в средние века и новое время. Первая мировая война и лозунг Соединенных Штатов Европы.

Попытки осуществления западноевропейской интеграции в период между двумя мировыми войнами (1919–1939 гг.).

Планы интеграции и построения федеративного государства в Западной Европе в период второй мировой войны и первые годы после ее окончания (1941–1950 гг.).

План Маршалла и Организация европейского экономического сотрудничества. Создание Совета Европы и подписание Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Холодная война» и образование НАТО. Причины неудач интеграционных проектов в Западной Европе до Второй Мировой войны. Интеграция и государственный суверенитет.

1.4. Основные этапы формирования Европейских сообществ и Европейского Союза

План Шумана 1950 г. Понятие «коммунитарный метод», его отличие от метода межправительственного сотрудничества. Влияние федералистских концепций на прошлое и настоящее Европейского Союза.

1950-е годы: создание Европейских сообществ. Образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Неудавшиеся интеграционные проекты (Европейское оборонное сообщество и Европейское политическое сообщество). Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

1960-е годы. «Договор о слиянии» 1965 г. и завершение процесса создания единых руководящих органов (институтов) Сообществ. «Кризис пустого кресла» и Люксембургский компромисс 1966 г.

Развитие Европейских сообществ в 1970-е и 1980-е годы. Присоединение Великобритании, Дании и Ирландии (1973 г.), Греции (1981 г.), Испании и Португалии (1986 г.). Создание Европейского политического сотрудничества (1970). Единый европейский акт 1986 г. (ЕЕА).

«Маастрихтский договор» 1992 г. и учреждение Европейского Союза. Преобразование ЕЭС в Европейское сообщество (ЕС).

1.5. Европейский Союз на современном этапе

Присоединение к Европейскому Союзу Австрии, Финляндии и Швеции (1995 г.)

Амстердамский договор 1997 г.: причины подписания, порядок подготовки и вступления в силу. Расширение предметов ведения Европейского сообщества и Европейского Союза. Изменения в правовом статусе Европейского парламента и других институтов Союза. Изменения в правовой системе Европейского Союза (инкорпорация Шенгенского права, упрощение учредительных документов и др.).

Конференция по институционной реформе и заключение Ниццкого договора 2001 г. Цели, предмет и содержание Ниццкого договора. Принятие Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. Структура организации Европейский Союз, ее особенности. Три «опоры» Европейского Союза и их соотношение друг с другом. Европейское сообщество - главный элемент в структуре Европейского Союза. Гарантии организационного единства Союза.

Процедура принятия новых государств-членов. Страны-кандидаты на вступление в Союз. Географические, экономические, политические и юридические требования к странам-кандидатам. Процедура принятия новых членов.

Договор о присоединении от 16 апреля 2003 г. и присоединение к Европейскому Союзу 10 государств Восточной Европы и Средиземноморья (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония)

Присоединение к Союзу 2007 года(Болгария, Румыния). Государства-кандидаты на присоединение к Союзу (Хорватия, Турция и другие). Проблемы и перспективы присоединения к Союзу стран СНГ и Балканского полуострова (Украина, Сербия и Черногория и др.).

Правовая природа Европейского Союза. Основные итоги и тенденции интеграционного процесса в Европе. Федерализация как главное направление политико-правовой интеграции в рамках ЕС.

1.6. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы 2004 г. – новый учредительный документ Европейского Союза. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13 декабря 2007 г.

Предпосылки разработки «Европейской конституции». Резолюция Европейского парламента 1997 г. «О Конституции Европейского Союза». Декларация «О будущем Союза» от 15 декабря 2001 г. (Лаакенская декларация).

Европейский конвент 2002 – 2003 гг.: причины созыва, задачи и полномочия. Состав и порядок формирования Европейского конвента. Руководящие и вспомогательные органы Европейского конвента.

Процедура подготовки Европейским конвентом проекта Договора, устанавливающего Конституцию для Европы (Конституции Европейского Союза). Основные трудности и разногласия при разработке Конституции.

Межправительственная конференция 2003 – 2004 гг. и завершение работы над текстом Конституции. Порядок вступления в силу Договора, устанавливающего Конституцию для Европы.

Основные положения Конституции для Европы. Ее структура и содержание. Причины невступления ее в силу.



Основные положения Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13 декабря 2007 г., призванного внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС, заменить не вступившую в силу Конституцию ЕС.

Лекция 2. ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ, СИСТЕМА

2.1. Понятие права Европейского Союза

Определение понятия «право Европейского Союза». Признаки, характеризующие его социальную и юридическую сущность. Соотношение терминов «право Европейских Сообществ», «право Европейского Союза» и «европейское право». Гетерогенность права Европейского Союза: сочетание источников, имеющих международную и внутригосударственную природу.

Право Европейского Союза, внутригосударственное (национальное) право и международное право: соотношение и взаимодействие. Принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза. Соотношение права Европейского Союза с международным публичным и частным правом.

Воздействие правовых традиций стран Европы на правовую систему Европейского Союза и правовые последствия участия государств в Европейском Союзе. Элементы романо - германской (континентальной) и англосаксонской правовых семей в праве Европейского Союза.


следующая страница >>