«ростовская областная детская библиотека имени в. М. Величкиной» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Самарская областная универcальная научная библиотека самарская областная... 14 695.33kb.
Денисова Раиса Ивановна Денисова, ведущий библиотекарь огбук «Биробиджанская... 1 18.77kb.
Фгбу «Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина» гбук во «Воронежская... 1 67.82kb.
Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н. 2 458.16kb.
1 Специальности: «Травматология-ортопедия, в т ч. детская», «Гематология»... 1 149.83kb.
Централизованная библиотечная система – центральная библиотека, детская... 1 52.96kb.
Калужская областная научная библиотека имени в. Г. Белинского краеведческий... 8 1052.81kb.
Международная школа Герценовского университета Центральная городская... 1 147.03kb.
Край, в котором ты живёшь 1 83.56kb.
Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. 1 96.87kb.
Кемеровская областная научная медицинская библиотека Информационно-библиографический... 1 28.29kb.
Над которой работает мо 1 107.59kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

«ростовская областная детская библиотека имени в. М. Величкиной» - страница №1/4



ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ (МИНКУЛЬТУРЫ ОБЛАСТИ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ В. М. ВЕЛИЧКИНОЙ»



Выпуск 15

Ростов-на-Дону

2011


78

В 84
Все начинается с детства: сборник методико-библиографических и служебных материалов/ ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной».- Ростов-на-Дону, 2011.- 49 с.


Ответственный за выпуск: Томаева И.Н.


Технический редактор: Рыбак С.В.

© ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека

имени В.М. Величкиной», 2011


Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский 46 а

Тел. 8(863) 240-27-62

e-mail: rodbv@aaanet.ru

СОДЕРЖАНИЕ


БИБЛИОТЕКА И ЗАКОН

Библиотека и закон

РАБОТА БИБЛИОТЕК С

«ФЕДЕРАЛЬНЫМ СПИСКОМ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ»

Томаева И.Н.,

директор ГБУК РО

«Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

В последнее десятилетие опасность терроризма значительно увеличивается, это связано, прежде всего, с возрастающим фактором технологического развития общества и его урбанизацией. Терроризм, как явление стал объектом повышенного внимания и со стороны контролирующих органов, и со стороны социальных институтов.

Причин, изменивших вектор внимания в российском государстве, несколько. Одна из них - вступивший в действие Федеральный закон «О противодействии экстремисткой деятельности» № 114 от 25.06.2002 г. В соответствии со статьей 13 данного закона, на территории Российской Федерации запрещается массовое распространение экстремистских материалов, а так же их хранение.

Материалы, признанные экстремистскими решением суда по месту их обнаружения, подлежат немедленной конфискации. Информация о судебном решении передается в федеральный орган государственной регистрации - Министерство юстиции РФ. На основе полученных сведений формируется «Федеральный список экстремистских материалов», который размещен на сайте по адресу: http://www.minjust.ru/nko/fedspisok/

Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это книги, брошюры, выпуски и отдельные статьи из журналов и газет, листовки, интернет-сайты, видео, плакаты, лозунги. Достаточно широк и спектр авторов, чьи произведения по тем или иным причинам суды запретили. Среди них - политические и религиозные деятели, публицисты, журналисты, так же анонимы, пишущие свои обращения.

Библиотеки стали объектом внимания органов прокуратуры фактически сразу же после официальной публикации «Федерального списка экстремистских материалов». В настоящее время количество актов прокурорского реагирования в адрес библиотек исчисляется сотнями, активность органов прокуратуры в отношении библиотек ежегодно увеличивается. Если в первые годы санкции заключались, главным образом, в предостережениях и дисциплинарных мерах, то в 2011 г. несколько руководителей были привлечены к административной ответственности. После того как в «Федеральный список экстремистских материалов» были внесены «Дневники» Геббельса Й. за 1945 год, несколько директоров библиотек были признаны виновными в нарушении статьи 20.29. КоАП РФ (распространение экстремистских материалов) и оштрафованы.

Достаточно много актов прокурорского реагирования основанных на наличии в библиотеках литературы, изданной саентологами и Свидетелями Иеговы. В свое время, печатная продукция данных религиозных организаций активно рассылалась по библиотекам, и обнаружить эти издания в каталогах библиотек не составляет труда. Поводом для вынесения предостережений и представлений может являться не только факт наличия в открытом фонде библиотеки данных материалов, но и отсутствие в библиотеке «Федерального списка экстремистских материалов» на бумажном носителе или его обновленной версии.

Российские библиотеки оказались в ситуации когда, в соответствии с законом «О противодействии экстремисткой деятельности» прокуратура требует избавиться от литературы, внесенной в «Федеральный список экстремистских материалов». С другой стороны, в соответствии со статьей 12 ФЗ-№78 «О библиотечном деле», «не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам», так же п.2ст.20 гласит: «Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов…». К сожалению, ФЗ-№114 не дает четкого определения понятия массового распространения экстремистских материалов, и, в сложившейся ситуации библиотеки оказались заложниками несоответствия в требованиях законодательной и исполнительной властей.

Предлагаем несколько предложений и практических рекомендаций библиотекам по исполнению ФЗ-№114 «О противодействии экстремисткой деятельности»:


  1. Руководителю библиотеки необходимо издать приказ о работе с документами, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов» (см. образец).

  2. Рекомендации библиотекам по работе с «Федеральным списком экстремистских материалов».

2.1.Действия библиотеки:

    • Решить для себя – нужна ли эта литература в библиотеке.

    • Закрепить это решение в документах.

    • Проводить сверку фонда со Списком, документировать эту процедуру.

    • Выявленные книги из списка маркировать (если решено оставлять в фонде).

    • Отстаивать свою позицию перед прокуратурой.

    1. Методические материалы:

  • Сборник «Работа библиотек с «Федеральным списком экстремистских материалов».-М., ГПИБ России.- 2011.-76 с.

  • Сайт ГПИБ России. http://www.shpl.ru

  • Инструкция о работе с изданиями, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов». //Информационный бюллетень РБА.- 2010.- №55.- С. 30-32.

образец

ПРИКАЗ

О работе с документами, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов»

В целях реализации Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить форму «Журнала сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов», согласно приложению №1 к настоящему приказу.

2. Заведующему отделом или ……... регулярно, не реже 1 раза в полугодие, проводить сверку «Федерального списка экстремистских материалов» и электронного каталога библиотеки на предмет наличия изданий, включенных в «Федеральный список».

О результатах проверки информировать заведующих структурными подразделениями, в ведении которых имеются документы библиотечного фонда.

Результаты проверки фиксировать в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов»

3. Программисту или ……регулярно, не реже 1 раза в квартал, проводить работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и электронным документам, включенным в «Федеральный список экстремистских материалов».

Ежемесячно, в случае размещения новых источников в «Федеральном списке экстремистских материалов», производить их распечатку на бумажном носителе.

Проделанную работу фиксировать в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов».



  1. В случае обнаружения в фонде учреждения документов, опубликованных в «Федеральном списке экстремистских материалов», необходимо составить акт по форме, утвержденной согласно приложению №2 к настоящему приказу.

  2. Заведующим структурными подразделениями или ….. в чьих отделах обнаружен документ, опубликованный в «Федеральном списке экстремистских материалов», необходимо его промаркировать пометкой (наклейкой), указывающей на ограничение его в использовании.

6. Документы экстремистского содержания не могут быть представлены в открытом доступе (специально выделенного хранения для обнаруженных документов не требуется).

7. Выдача пользователю документа экстремистского содержания может производиться только по его письменному запросу, по форме, согласно приложению №3 к настоящему приказу.

8. Ответственным за исполнение приказа назначить заместителя директора или …

9. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.


Директор ______________

С приказом ознакомлены: ______________

Приложение №1

к приказу №__ от _____г.


ЖУРНАЛ

сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов»


п/п

Дата

Наименование вида деятельности

ФИО

ответственного лица

Подпись









































































































Приложение №2

к приказу №___ от ____ г.
«Утверждаю»

Акт № ____

от «___» _______г.

О наличии в библиотечном фонде документов, включенных в «Федеральный список экстремистских материалов».

Члены Совета по комплектованию, назначенные приказом директора № ___ от ______ г. в составе: ____________________ (Ф.И.О. должность, структурное подразделение) составили настоящий акт в том, что в результате сверки имеющихся в фонде документов с «Федеральным списком экстремистских материалов», выявлены документы, опубликованные в указанном списке под номерами №№, а именно:

№…

№…



Выявленные документы находятся в закрытом фонде и в соответствии с правилами хранения могут быть выданы пользователю на основании его заявления.

Подписи:
Приложение № 3

к приказу № __ от _________г.
Заведующему отделом

(название отдела)

Ф.И.О. пользователя.

Заявление.

Прошу выдать мне _____________________ (указать автора и название издания), указать для каких целей необходимо данное издание.

Я предупрежден, что данное издание внесено в «Федеральный список экстремистских материалов» и не подлежит массовому распространению.


Дата. Подпись.
Информация подготовлена на основании материалов сборника «Работа библиотек с «Федеральным списком экстремистских материалов». - М., ГПИБ России.- 2011.-76 с.
На профессиональной орбите

ДЕТИ, БИБЛИОТЕКИ И БИБЛИОТЕКАРИ

Сукиасян Э.Р.,

ФГБУ «Российская государственная библиотека»,

заведующий сектором, главный редактор ББК,

Научно-исследовательский центр развития ББК.

Мне в жизни не повезло: не посчастливилось работать в детской библиотеке. С тех пор, как начал читать, понимал, что детская библиотека - это особый мир, в который хотелось проникнуть однажды и остаться там навсегда. Школьная библиотека - нечто другое. Задачи детской и школьной библиотеки разные. Первая должна воспитать человека, сделать его не просто образованным, но и начитанным, умным на пределе возможностей каждого. Впрочем, есть ли такой предел у ребенка? Перед школьной библиотекой, как мне кажется, стоят иные задачи. Она работает не с детьми вообще, а с учащимися в первую очередь. Ее задачи скромнее и конкретнее: надо помочь школьнику в учебе. Сделать все, чтобы учиться было легко и интересно. Помочь учителю: на каждый урок приносить книги и организовывать выставки, расширяющие горизонт, раздвигающие границы учебника.

… библиотекарь, работающий с детьми и школьниками - не совсем нормальный человек. Прежде всего, потому, что он должен знать много из самых разных областей. И уметь рассказывать обо всем так, чтобы было интересно. Самое главное: в нужный момент останавливаться и показывать книги, много книг. Смысл не в том, чтобы читать самому (и это тоже важно), надо заразить чтением своих юных читателей.

Человек живет до тех пор, пока развивается, тренирует свой ум, думает, общается. Жизнь настолько многообразна! Невозможно заранее предположить, понадобятся или нет те или иные знания, умения, навыки. Nobody knows - говорят англичане, никто не знает, с чем человеку придется встретиться в жизни. И если можно что-то освоить впрок, почему надо препятствовать этому? В средние века считалось, что ограниченность и глупость - понятия одного порядка. Можно заниматься музыкой или фигурным катанием, шахматами или программированием. Но жить только этим нельзя.

В детстве - и это знают все взрослые - ребенок проходит через этап безграничного развития своего бурно растущего интеллекта. Любознательность проявляется во всем: в речи, в поведении, во взгляде на окружающий мир. Еще не умея самостоятельно искать ответы на вопросы, ребенок задает их окружающим и нередко встречается со стеной безразличия и равнодушия. Он, оказывается, мешает им своими вопросами. И вообще, «ему рано это знать». Еще хорошо, если, отвечая, скажут «вырастешь - прочитаешь». Хуже другая формула: «вырастешь - узнаешь». Непонятно где, когда, от кого. Никто из взрослых не любит признаваться в том, что причины явного нежелания разговаривать с детьми, элементарны: не всегда известен ответ на сложный детский вопрос. Если даже все понятно, как грамотно и доступно для ребенка построить ответ? Как выйти из ситуации, «не уронив своего авторитета»? Да ему, взрослому, порой все это - то, что в тот миг интересует ребенка, совсем неинтересно. Понаблюдайте за поведением детей и взрослых, например, в парке. Вы увидите, что они живут разной жизнью: дети общаются с детьми, а взрослые со взрослыми. Хочется спросить: когда вы научите детей наблюдать, сравнивать, думать, в конце концов! Воспитание общением стало в наши дни непозволительной роскошью. Легче сказать «Нельзя!», чем объяснить, как можно, и почему надо так, а не иначе...

Наблюдая, как общаются с читателями-детьми библиотекари в США, я услышал немало вопросов, поразивших меня. Например, библиотекарю, оказывается не безразлично, кто окружает ребенка в доме: полная ли у него семья, бывают ли родители дома по вечерам, живут ли в семье бабушки и дедушки, есть ли и в каком возрасте братья и сестры. Услышал и такой странный вопрос: сколько лет было папе и маме, когда ты родился? Что они делали в это время, учились или работали? Зачем это вам, спросил я, и был обескуражен ответом: мы пытаемся определить, как развивался наш читатель. А у вас это не спрашивают? - Мне кажется, нет. –

Попробуйте возразить: молодым родителям труднее находить время для общения с ребенком, к тому же, они в 20-25 лет и сами многого не знают, не могут и не всегда умеют отвечать на вопросы. К 30-35 годам накапливается опыт, да и общение с ребенком становится более интересным. - А братья и сестры? - Тут вы сами все понимаете: широкий круг общения предполагает большие возможности. В Америке, к сожалению, не принято жить большой семьей: очень редко бабушки и дедушки повседневно общаются с детьми. В России, как мы слышали, это не совсем так. Значит, у вас есть преимущество. - В каких же случаях, по вашему мнению, на библиотеку падает серьезная ответственность за развитие ребенка? - Вы знаете сами, но если спросили, ответим: когда к нам приходит первый ребенок одинокой матери, родившей его в возрасте от 18 лет, работающей и одновременно получающей образование. С ним надо много общаться и библиотека должна стать для него вторым домом... Я помню, как я вышел из библиотеки и неожиданно понял, каким счастливым я вырос: в год моего рождения моим родителям было уже больше 35 лет, у меня была старшая сестра, и я не могу вспомнить случая, чтобы мне не ответили на вопрос. Правда, иногда они не отвечали сами, а «заводили меня». Когда однажды на тбилисском вокзале я прочел на вагоне слова «Тормоз Матросова» и спросил об этом отца, он улыбнулся и сказал: «Есть еще и тормоз Вестингауза. Найди в книгах и объясни мне». Я был в третьем или четвертом классе. Моя библиотекарша уже привыкла к моим «фокусам», поэтому молча пошла за книгой, но предупредила: книжка для старших школьников, шрифт мелкий. Толстая книга «Железная дорога» Льва Гумилевского осталась в памяти на всю жизнь. Чтобы «объяснить» отцу, пришлось рисовать схемы. Только тогда стало понятно, как работает стоп-кран, который все мы видим в вагонах. Действительно, а как он работает? Задайте этот вопрос ребятам. Пусть нарисуют и объяснят. Придется, наверное, почитать?

Мы живем в предметном мире, наполненном разными машинами и механизмами, растениями и животными. Развивая свой язык, мы называем их, находим слова и выражения и для абстрактных понятий. «Никогда не проходи мимо слов или выражений, которые тебе непонятны. Если ты хочешь стать библиотекарем, помни - тебя имеют право спросить обо всем. И ты должен объяснить. Или знать, где найти объяснение». Эти отцовские слова были сказаны школьнику четвертого класса (тогда я впервые сказал близким, кем хочу стать). Помню, как стало трудно жить! Пришлось записывать, чтобы не забыть, и в ближайший визит в библиотеку выяснять, что такое мельхиор, или раздельная уборка зерновых, или, например, езиды и курды – это один народ или разные?

Не убивайте любознательность ребенка!

«Хочу все знать» - эти слова пока еще маленький по возрасту человек должен сказать себе самому. Любознательность начинает формировать личность. Кроме того, она тренирует эвристические (поисковые) способности и память ребенка. Сначала ведь надо найти то, что ты ищешь. По ходу поисков перелистываются книги, что-то читается, обнаруживается новая информация - по таким темам, которые, как говорится, и в голову не приходили. Вот, например, все знают, наверное, что А. П. Бородин был не только великим композитором, но и известным химиком. Впрочем, о химике А. П. Бородине многие толком ничего не знают... Проявим любознательность и зададим вопрос: как это у него в жизни сочеталось? Сначала он занимался химией, потом сочинял музыку? Или наоборот? Или параллельно, тратил время на то и другое? Что считал для себя более важным? Чтобы ответить на эти вопросы, надо читать. Зададим более сложный вопрос. В развитие человеческой культуры особый вклад внесли выдающиеся лица, лишенные слуха. Вспоминаются, как правило, имена Л. Бетховена, К. Э. Циолковского. Есть еще? Могут вспомнить выдающегося изобретателя Т. А. Эдисона.. Можно ли пополнить этот список? А заодно и выяснить: этот недостаток им помогал или мешал? Известно, что люди делятся на правшей и левшей. Говорят, что многие инструменты рассчитаны на правшей, но не подходят для «леворуких», приходится их конструкцию изменять. Кто-нибудь видел подобные инструменты? Чем будут отличаться от обычных, например, ножницы для левшей?

Зададим более общий вопрос: как мы живем, многого не зная вообще? Почему мы ограничиваем круг своих знаний? Кто сказал, где проходит граница между общедоступным («для всех») и специальным («для избранных») знанием? Если мы возьмемся за решение кроссвордов или сканвордов, то быстро увидим некоторую «размытость» этих границ. От нас потребуется, например, знание имен спутников всех планет Солнечной системы, или названий месяцев в календаре Великой французской революции, или богов греческой и римской (иногда и египетской) мифологии. Что-то мы «проходим» в школе, о чем-то, кажется, говорили на уроках. В памяти, как правило, ничего не осталось. Одиннадцать школьных лет. Как же надо их прожить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Ответ мы можем найти там же, у Н. Островского, если прочитаем следующее предложение: «И надо торопиться жить». Но любознательность не должна вести к бессистемному накоплению «капитала» в голове. Современному подростку, владеющему компьютером, это легко объяснить: наполнили винчестер тысячами файлов с безобразными и непонятными именами (на нескольких языках), папок никаких нет, как искать - неизвестно. Проще нажать команду «удалить», что мы в повседневной жизни и делаем. Любознательность «в теории» (Что такое? Кто такой?) часто сочетается с любознательностью практической, когда ребенок начинает не только задавать вопросы «Как это сделано?», но и готов сделать все своими руками. Какое, порой, сопротивление ему приходится преодолевать в борьбе с всесильными родителями, если они, например, гуманитарии «от и до»: ножницами лучше ничего не делать, чтобы не порезаться, клей разводить нельзя - на мебели могут остаться пятна, и, уж во всяком случае, нельзя приносить домой никаких проводов - «током ударит!». Ребенку трудно доказать право на свой уголок с инструментами (предел мечтаний - верстак), а ведь уметь что-то сделать самому - это так же естественно, как и все другое в жизни школьника. Не понимая этого, мы покупаем детям большие толстые книги с романами и повестями (они прочитают их всего раз, могли бы взять в библиотеке), вместо того, чтобы подарить микроскоп или даже телескоп, большую готовальню, набор для химической лаборатории «на дому». Кажется, уже все знают, какие качества (а незаметно - и знания, и наблюдательность) воспитывают в детях «братья наши меньшие», но вот недавно я услышал в телевизионном интервью по каналу «Домашний», что животных в доме имеет только треть школьников.

У библиотекаря немало возможностей воспитать в детях любознательность. Самая эффективная - открыть свои фонды и дать возможность каждому ребенку «рыться в книгах». В первую очередь речь идет о фонде научно-познавательной литературы». Если интересно, если ребенку хочется посмотреть книги или журналы самому, библиотекарь должен молча отойти в сторону, а не навязывать свою помощь. Атласы, многотомные энциклопедии, богато иллюстрированные издания всегда должны быть в читальном зале в непосредственном пользовании читателей. Вспоминаю публичные библиотеки в Швеции: там вообще нет никаких «служебных помещений», а если будет обнаружено какое-нибудь издание «под прилавком», библиотекаря ждут крупные неприятности.

Конечно, и сам библиотекарь должен быть человеком любознательным, а если задан вопрос, не отвечать на него сразу. Гораздо правильнее показать читателю, где и как можно найти ответ, не выходя за пределы библиотеки. Сначала - в книгах, потом, если не получится, привлечь возможности Интернета. Мне хотелось бы, чтобы фраза «Давайте поищем вместе», которую я часто слышал в американских библиотеках, прижилась и в нашей среде. От воспитания любознательности один шаг к воспитанию собственной личности. Можно ли научиться быстро читать, красиво и разборчиво писать? Как сохранить и улучшить функции органов чувств (зрение, слух, обоняние и другие). Как упорядочить свои знания, привести в порядок память? Эти и многие другие вопросы волнуют наших читателей. Надо помочь им, прежде всего - убедить в своих уникальных возможностях. Конечно, это одна из задач библиотекаря.

Полный текст статьи см. Сукиасян Э.Р. Дети, библиотеки и библиотекари /Э.Р.Сукиасян//Ваша библиотека.-2011.-№ 16.-С.12-19.



Летнее чтение. Ориентиры и перспективы
ЛЕТО – ВРЕМЯ ЧИТАТЬ

Итоги лета 2011

Макотченко С.И.

заведующая отделом методической работы

ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

6-й сезон конкурса летних программ чтения «Лето-время читать» в рамках конкурса «Пятая четверть» завершен. Он, как и предшествующие, был успешен, обнаружил понимание задач, стоящих перед библиотеками летом.

Конкурс молодой, ему всего 6 лет, но авторитет и популярность у сотрудников детских библиотек он уже приобрел.

В преимуществе программного планирования летней работы убедились те, кто участвует в конкурсе.

Прежде всего, программа-это стратегия и тактика библиотечного обслуживания летом. Программы, представленные на конкурс, свидетельствуют о понимании библиотеками причин успешной работы летом: это - прежде всего наличие в фондах нужной литературы. Именно это обстоятельство учитывали библиотеки, приступая к созданию программ. А еще интересы читателей, профиль работы библиотеки, доступность программы, выбор партнеров по ее реализации, формы и методы ее продвижения, насыщенность ее интересными досуговыми и познавательными материалами. Библиотеки, участвующие в конкурсе, убеждают читателей, что отдыхая нужно и можно развиваться и что без помощи книги, чтения, библиотеки летом не обойтись.

Продвижение идей конкурса летних программ чтения «Пятая четверть» осуществляется путем публикаций материалов библиотек, победивших в конкурсе, в сборниках «Все начинается с детства», а также озвучивания их на творческих занятиях по подведению итогов конкурса.

Семинаром «Лето-время читать» закончился 6-й сезон конкурса «Пятая четверть» на базе ЦГДБ им. Крупской МУК ЦБС г. Батайска с участием 11 территорий Ростовской области.

Итоги конкурса летних программ чтения в рамках конкурса «Пятая четверть»



«Лето-время читать -2011»

1-е место

Коллектив центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара МУК ЦБС г. Каменск-Шахтинского за программу «Как упоительно книжное лето»

(Руководитель – Изварина Е.И.)

2-е место

Коллектив центральной детской библиотеки МУК «МЦБ» Чертковского района за программу «Лето-2011 в Чертковском районе»

(Руководитель - Вислогузова Т.Ф.)

3-е место

Коллектив центральной городской детской библиотеки им. И.А. Докукина МУК «ЦБС» г. Зверево за программу «Лето книжное, будь со мной»

(Руководитель – Кузнецова М.Ф.)

Сегодня мы публикуем материалы летней работы центральной городской детской библиотеки им. А.И. Докукина МУК «ЦБС» г. Зверево, занявшей в конкурсе 2011года 3-е место.

В летний период библиотека становится не просто домом, где живут книги, но одним из популярных мест проведения летнего досуга. Это послужило толчком коллективу детской библиотеки для создания городской программа летнего чтения «Лето книжное, будь со мной», утвержденной директором МУК ЦБС Ожередовой Н.Ю. В отдел образования г. Зверево было направлено официальное письмо МУК ЦБС с просьбой оказания содействия в реализации программы.

Началом воплощения программы стал круглый стол «Проблемы детского чтения» для преподавателей начальных классов школ города, организованный ЦГДБ им. И.А. Докукина в конце 2010 года. На семинаре обсуждались проблемы летнего дополнительного чтения. Преподавателям было предложено принять участие в анкетировании (Приложение №1) с целью составления списков литературы для каждой возрастной категории.

В процессе обсуждения библиотекарями и педагогами списков литературы стало очевидной необходимость введения в программу дневников летнего чтения

Проанализировав анкеты (из 31 преподавателя начальной школы анкеты заполнили 22), и изучив книжный фонд на предмет наличия необходимого количества экземпляров, была разработана схема «Дневников летнего чтения» (Приложение №2). Программа получила одобрение Городского отдела образования г. Зверево. В конце мая в типографии были отпечатаны 800 экземпляров дневников летнего чтения, которые получили учащиеся школ города с одновременной информацией о программе «Лето книжное, будь со мной».

Символом летней программы был выбран сказочный персонаж – Знайка.

На абонементе ЦГДБ был оформлен информационный стенд «Летнее чтение», где ежемесячно освещались результаты чтения детей и выполнения ими творческих заданий

Благодаря программе библиотека приобрела 269 новых читателей-учащихся 1-4 классов, выросло количество посещений и книговыдач.

Завершилась летняя программа городским праздником «У книжек нет каникул».



Приложение №1

АНКЕТА


Уважаемые преподаватели начальных классов!

Данный опрос послужит нам основой, для составления программы летнего чтения младших школьников нашего города. Нам важно знать ваше авторитетное мнение.



  1. Считаете ли Вы, что ребёнок хорошо читающий, успешнее других учеников?

  2. Списки летнего чтения обязательны для ваших учеников?

  3. Вы примете участие в программе летнего чтения, организованной ЦГДБ?

Спасибо!

Приложение №2

ДНЕВНИК ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ

Уважаемые коллеги! В связи с повторяющимися во всех возрастных категориях «Дневников» первой и последней страницами, а также творческими заданиями №1 и №2, представленные в «Дневнике» первого класса, мы содержательную часть для 2-х, 3-х, 4-х классов публикуем без них.

За оригинальными изданиями отсылаем Вас к авторскому коллективу ЦГДБ им. М. Докукина г. Зверево:8(863-55) 4-26-72, а также РОДБ им. В.М. Величкиной: 8(863) 240-27-62, 8(863)269-88-35


Муниципальное учреждение культуры г. Зверево

«Централизованная библиотечная система»

Центральная городская детская библиотека им. И.А. Докукина

Дневник летнего чтения для учеников первых классов

ФАМИЛИЯ______________ИМЯ_______________ОТЧЕСТВО ________________

ШКОЛА____________КЛАСС______________

Участвуй! Читай! Побеждай!

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок получил на лето дневник чтения. Благодаря поддержке преподавателей начальных классов школ города был утверждён список литературы. Задания летнего буклета чтения 2011 года предполагают не только чтение книг, но в большей мере, выполнение заданий, направленных на развитие у детей образного мышления, воображения, а также выявление их творческих способностей. С вашим участием мы сделаем лето ребёнка интересным!

Дорогой друг!

Поздравляем! Ты стал участником программы летнего чтения. За первый год обучения ты научился уверенно читать и готов к познаниям. Мы предлагаем совершить увлекательное путешествие в мир художественной литературы. Герои книг ждут тебя с нетерпением.


Список литературы:

1.Барто А.Л. Мы с Тамарой (цикл стихов).

2.Бианки В.В. Кто чем поёт? Чей нос лучше? Латка (рассказы)

3.Житков Б.С. Как я ловил человечков.

4.Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.

5.Маяковский В.В. Кем быть? Что такое хорошо и что такое плохо.

6.Михалков СВ. Дядя Стёпа. А что у вас?

7.Носов Н.Н. Фантазёры. Затейники. Огурцы (рассказы)

8.Осеева В. Волшебное слово. Синие листья (рассказы)

9.Толстой Л.Н. Филипок. Косточка. Котёнок (рассказы)

10. Ушинский К.Д. Четыре желания. Проказы старухи-зимы



Бианки В.

Кроссворд-тест по рассказу «Кто чем поёт?»

По горизонтали:

1.Кто надул пузыри за ушами и запел: «Ква-а-а-а-а!»: лягушки, саранча, ящерицы.

2. У саранчи задние лапки, словно: смычки, струны флейты.

3. Кто хвостом «поет», словно барашек блеет: бекас, сокол, филин.

4. Кто барабанит по дереву: дятел, клест, сарыч.

5. Кто поет, будто бык ревет: «Прумб-бу-бу-бумм!»: аист, выпь, сова.

Правильно ответив на вопросы в выделенных клетках по вертикали ты прочтешь: кто поет так, словно струна гудит?

1


































2

























3
















4




























5























В. Бианки Вопросы по рассказу «Латка»

1. Какой необычный подарок получила Таня от дяди Пети?

2. Кто помог Тане найти полуботинок?

З. Почему мальчишки назвали Латку нырком?

4.Что добыла Латка для Тани?

5.Кому и как помогла Латка?





К.Д. Ушинский

Вопросы по рассказу «Четыре желания»

  1. Что понравилось делать Мите зимой на улице?

  2. Куда посоветовал Мите записывать свои желания папа?

  3. Когда мальчик с удовольствием бегал по лугу за пёстрыми бабочками?

  4. Что собирал в саду герой рассказа?

  5. Почему желаний у Мити было только четыре?


Николай Носов Рассказы.

Фантазёры

  1. Что видел Стасик на Луне?

  2. Сколько порций мороженого купили ребята?

  3. А ты любишь фантазировать? О чем?

Затейники

1. Домик из какой сказки решили сделать себе ребята?

2. Чего или кого испугались ребята?

Огурцы


  1. Сколько раз у Павлика и Котьки клевала рыба?

  2. Что сказала мама Котьке, когда он пришёл домой с огурцами?

  3. Почему мама не разрешила Котьке выбрасывать огурцы?

  4. С кем бы ты хотел дружить – с Котькой или Павликом?


Осеева В.

Волшебное слово

1.Как звали мальчика в рассказе «Волшебное слово» В. Осеевой?

2.Как ты считаешь, главный герой правильно общался с близкими в начале рассказа ?

3. Какое «волшебное» слово посоветовал говорить мальчику старичок?

4.Чем поделилась Леночка с главным героем?

5. А какие «волшебные» слова ты еще знаешь?



Синие листья

1.Какого цвета карандаши попросила Лена у Кати?

2.У кого просила разрешения Катя?

3. Какие наставления давала Катя Лене?

4.Почему Лена не взяла карандаши у Кати?

5. Чему учит этот рассказ всех детей?



Маршак С. Кроссворд-тест по стихотворению «Вот какой рассеянный»

По горизонтали:

1.Что рассеянный хотел купить в кассе: морс, квас, кофе.

2.Что рассеянный надел вместо рубашки: брюки, трусы, штаны.

3.Что «не то» надевал рассеянный: гамаши, пальто, платье.

4.Что попросил остановить около «вокзая» рассеянный: «автобул», «нарохол», «трамвал»

5.Остановка, которую первой назвал рассеянный в отцепленном вагоне: Бологое. Гатчина, Поповна.

6.Что рассеянный натянул вместо валенок: рукавицы, перчатки, шлепанцы.

7.На перроне рассеянный сел в: вагон, метро, такси.

8.Станция, которую первой назвал рассеянный в отцепленном вагоне: Верево, Дибуны, Ямская.

9.Чужая вещь, которую натянул рассеянный: гамаши, платье, чепчик.



Правильно ответив на вопросы по вертикали в выделенных клетках ты прочтешь: элемент одежды рассеянного.







1































2

























3


































4




























5








































6




























7








































8




























9



















следующая страница >>


izumzum.ru