Россия в мировом производстве и торговле продовольствием - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад на тему : «Проблемы обеспечения продовольствием и перенаселение... 1 118.9kb.
Четыре месяца назад Россия завершила переговоры о присоединении к... 1 120.66kb.
Доля Японии в мировой торговле товарами и услугами составляет 8,4%... 1 70.55kb.
Справка о результатах обобщения судебной практики по делам, рассмотренным... 1 295.53kb.
Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве 1 321.23kb.
Состояние экономики Бразилии на рубеже ХХ и XXI вв и ее роль в мировом... 1 59.11kb.
Дискуссия: Украина и Россия в 1917-1945 гг.: вместе или порознь? 5 1286.78kb.
М., местный житель. О хлебной торговле в северной части Каргопольского... 1 57.11kb.
Г. Калининград, Россия Summary 1 108.95kb.
План-конспект урока Тема: «Знакомьтесь: Россия» Образовательная:... 1 138.91kb.
Журнал регистрации несчастных случаев на производстве 1 21.69kb.
Место и роль США в мировой экономике 1 282.68kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Россия в мировом производстве и торговле продовольствием - страница №1/1




Россия в мировом производстве и торговле продовольствием

Министерство сельского хозяйства РФ Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки Кафедра экономической теории и мировой экономики КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: РОССИЯ В МИРОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ТОРГОВЛЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ Выполнил: студент Б-III-3а Зотов Алексей Васильевич Проверил: доцент, к.э.н. Иваньшина Татьяна Борисовна Воронеж 2001 г. ОГЛАВЛЕНИЕ стр. Введение 3-4 1. Теории внешней торговли 4-8 1.1. Меркантилизм 4-5 1.2. Идея «Свободы торговли» Смита-Рикардо и понятие «Условия торговли» 5-6 1.3. Неоклассическая концепция Хекшера-Олина 6 1.4. Новые и новейшие теории внешней торговли 6-8 2. Внешняя торговля России 8-15 2.1. Условия торговли России 8-9 2.2. Структура внешней торговли России 10-11 2.3. Система внешнеторгового регулирования России11-13 2.4. Положение России в мире по информационному обеспечению и эффективность экономики 13-14 2.5. Российская Федерация в системе современных мирохозяйст- венных связей 14-15 3. Международная торговля продовольствием России15-24 3.1. Характеристика продовольственного рынка России15-19 3.2. Продовольственная зависимость России от импорта19-20 3.3. Обеспечение качества продовольствия при международном обмене 20-23 3.4. Экономические задачи на перспективу 23-24 4. Заключение (пути решения внешнеторговых проблем в России) 24-27 5. Список использованной литературы 27 ВВЕДЕНИЕ Основной формой мировых хозяйственных связей является внешняя торговля,которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталови другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы приростамеждународных экспортно-импортных операций превышают темпы роста мировогопромышленного производства. Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция вобласти информационных технологий. Промышленно развитые страны контролируют более 70% мировоготоварооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германияи Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно-импортныхопераций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят Франция,Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия/Люксембург. Россия традиционно входила в число крупнейших торговых держав мира.Пристальное внимание развитию торгового сотрудничества с зарубежнымистранами Российское государство начало уделять еще со времен царствованияПетра I, когда началось активное освоение европейского рынка. В международной торговле конца XIX в. Россия занимала 8-е место, а средиевропейских держав по объему экспортно-импортных операций уступала лишьАнглии, Германии, Франции и Голландии, при этом значительно опережая Австро-Венгрию и Италию. В структуре российского экспорта в тот период преобладалисельскохозяйственные товары, в частности на зерновые приходилось 47%стоимости вывоза, лен – 8,6, сахар – 2,9, пеньку – 2,4, яйца – 2,3,домашнюю птицу – 0,7, масло коровье – 0,5, сало – 0,1%. Следуетподчеркнуть, что для внешней торговли России конца прошлого века былохарактерно положительное сальдо торгового баланса, причем были годы, когдаотечественный экспорт в 2 раза превышал импорт. Бывший Советский Союз также относился к числу ведущих мировых торговыхдержав. В 1990 г. по размеру экспорта (103 млрд. долл.) СССР занимал 10-еместо, а по размеру импорта (121 млрд. долл.) – 8-е место в мире. Однако в связи с распадом СССР, глубоким экономическим кризисом, которыйраспространился на сферу внешнего товарообмена России, ее значение какмировой державы резко упало. Удельный вес России в мировой торговле с 1990г. по 1993 г. сократился в три раза (с 3 до 1%). Россия переместилась на 19-е место по стоимости экспорта (32,9 млрд. долл.) (1). За период экономических преобразований продовольственный рынок претерпелкоренные изменения. Проведена масштабная приватизация государственнойсобственности. В некоторых секторах продовольственного рынка сформироваласьконкурентная среда. Возросла предпринимательская и инвестиционнаяактивность в торговле. Централизованная система продовольствия полностьюзаменена отношениями свободной купли-продажи. Вместе с тем позитивные тенденции развития продовольственного рынкасопровождаются рядом негативных проявлений. Произошло падение производствасельскохозяйственного сырья и продовольствия, сопровождающееся диспаритетомцен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, снижениемпроизводительности труда, не соблюдением технологий производства. Напродовольственном рынке сохраняется сложная с элементами дублированиясистема контроля, не дающая полной гарантии качества и безопасноститоваров. Сертификация товаров и услуг формируется медленно (4). Наличие крупных нерешенных проблем участия России в мировом производствеи торговле продовольствием и регулирование продовольственного рынкаявляются весьма актуальными в современных условиях. 1. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 1.1. МЕРКАНТИЛИЗМ Попытки разработки последовательной экономической концепции,объясняющей причины внешней торговли и ее место в хозяйственной жизнистраны, начали предприниматься при ликвидации феодальной раздробленностиевропейских стран. Выступая против местничества отдельных феодалов,европейские государи обеспечивали создание централизованного государства спомощью сильной армии и флота; и то, и другое требовало полноценных денег,ассоциировавшихся в тот период с золотом и серебром. Внешняя торговля, считали меркантилисты, должна быть ориентирована наполучение золота, поскольку в случае простого товарного обмена (например,шерсти на вино) оба товара, будучи использованными, перестают существовать. Для получения максимальной выгоды предлагалось усиление государственноговмешательства и контроля за состоянием внешней торговли. Поскольку количество металла в каждый определенный момент былофиксированным, то приобретение большего количества золота было возможнотолько за счет других стран или наций при ограничении их экспорта. Подобноеобстоятельство способствовало развитию национализма, стремлению получитьбольше преимуществ за счет других стран и, как следствие, увеличению числаконфликтных ситуаций. Международная торговля разделялась на «зоны», удовлетворяющие интересыметрополий и связанных с ними колониальных стран (Англии, Франции, Испаниии т.д.). Примером меркантилистической политики была политика французскогогосударства эпохи Людовика XIV, российского царя Петра I. Однако подобные действия противоречили развитию капиталистическогопроизводства, ориентированного на активный передел мировых рынков,всестороннее расширение международной торговли; требовались новыеконцепции. 1.2. ИДЕЯ «СВОБОДЫ ТОРГОВЛИ» СМИТА – РИКАРДО И ПОНЯТИЕ «УСЛОВИЯТОРГОВЛИ» В конце семнадцатого столетия появилась идея (теория) «свободы торговли»классиков английской политической экономии А.Смита и Д.Рикардо. Главной в работе А.Смита «Исследование о природе и причинах богатстванародов» была идея о том, что основой богатства нации и народов служитразделение труда. Автор сформулировал следующий вывод: выгоду получаютстраны, активно участвующие в международном разделении труда. Международное разделение труда, утверждал А.Смит, должно осуществлятьсяс учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна.Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, гдеона обладает абсолютным преимуществом. Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают абсолютнымипреимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаровприводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена междустранами продуктами своего труда. Заключение А.Смита противоречило выводам меркантилистов. Не столькозолото или драгоценные металлы, притекающие в страну как следствиепревышения экспорта над импортом, сколько активное участие в международномразделении труда за счет использования природных и абсолютных преимуществ,которыми обладает страна, обеспечивает рост государственногоблагосостояния. Поскольку именно развитие производства на базе абсолютных преимуществотдельных стран и свободный торговый обмен обеспечивают рост всеобщегоблагосостояния, то отсюда учеными и разрабатывались рекомендации в областивнешнеэкономической политики, прямо противоположные взглядаммеркантилистов. Государству при этом предлагалось свести до минимума свое вмешательствов отбор межгосударственной специализации, предоставив его «невидимой рукеконкуренции». Вмешательство же государства во внешнеторговый обмен допускалось лишь вредких случаях: с целью нейтрализации государственной поддержки экспорта вдругой стране; в связи с необходимостью обеспечить безопасность страны. Д.Рикардо удалось доказать, что абсолютные преимущества, рассматриваемыеА,Смитом, представляют собой лишь частный случай общего правила. Свободнаяторговля, стимулируя международную специализацию, обеспечивает следующеепреимущество: позволяет каждой стране потреблять не меньшее количествотоваров, что и до специализации, минимизируя реальные расходы рабочеговремени, необходимые для создания данного объема товаров. Однако здесь не учитывается то обстоятельство, что в реальности обменпроисходит с участием денег. Страны обменивают одну валюту на другую, чтобырасплатиться друг с другом. В соответствии с доктриной устанавливается, что торговля осуществляетсяза счет использования преимуществ в отношении условий производства. Однакопри этом не определяется, какие конкретные количества товаров будутобмениваться. Главным фактом, влиявшим на производство товаров, считали А.Смит иД.Рикардо, был труд, и цена зависела от трудовых издержек, т.е. онипридерживались трудовой теории стоимости. 1.3. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА. Согласно неоклассической концепции Хекшера-Олина торговля должна бытьнаиболее эффективной между странами с максимально различающейся структуройэкономики (вследствие различной наделенности факторами производства).Однородные производства следует сосредоточить в одной стране. Развитие торговли эффективно в том случае, если стимулирует отдельныегосударства отказаться от производства однородных товаров, т.е. усиливаетмежотраслевую специализацию производства. Странам надо экспортировать товары, при производстве которых максимальноиспользуются относительно избыточные факторы. Свободная торговля при этомдолжна выравнивать цены таких факторов. В результате внешней торговлинеобходимо выравнивать заработную плату, процентные ставки, рентные платежии т.д. Международные инвестиции должны стимулироваться различиями вобеспеченности факторов. Наконец, необходима взаимозаменяемостьмеждународной торговли и международных инвестиций. Многие исследователи пытались решить вопрос о несоответствиинеоклассической концепции практике развития внешнеторговых связейконкретных стран и избрали путь «поправок» отдельных элементовнеоклассической концепции при сохранении главных ее положений. Вподавляющей части поправки сводятся к увеличению числа факторов, преждевсего к включению дополнительного фактора «технология» или «квалификациярабочей силы». 1.4. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Доктрине сравнительных преимуществ Д.Рикардо был противопоставлен инойанализ проблем внешнеторгового обмена американскими исследователямиС.Робиком и К.Симмондсом. Основой их подхода является общепринятыйэкономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операцийфактически представляет собой внутрифирменный обмен. Точные расчеты доливнутрифирменных поставок в общем объеме внешней торговли отсутствуют,однако ориентировочные данные позволяют сделать вывод о том, что навнутрифирменные связи приходится около 70% всей мировой торговли, 80-90%продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала. Особенности внутрифирменной торговли, выделяющие ее из традиционнойвнешней торговли, отражаются в качестве характеристик современноготоргового обмена. Международные монополии заинтересованы во внешнеторговых поставкахпрежде всего в страны, наиболее близкие по своим характеристикам кпараметрам страны, где находится штаб-квартира монополии. Внешнеторговаястатистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяетсямежду индустриально развитыми странами, где находятся крупнейшиетранснациональные корпорации (ТНК). С.Линден делает вывод о том, что технологически сложные изделиясоздаются фирмой в качестве реакции на уже существующие потребности, т.е.прежде всего потребности внутреннего рынка. Только после очередногорасширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремитсязавоевать внешний. Однако теория С.Линдена была незаконченной, она охватывала только один,притом ограниченный, аспект поставки технологически сложных товаров навнешний рынок. Дальнейшая ее разработка привела к созданию теории «циклажизни продукта» Ч.Киндельберга, Р.Вернона, Л.Уэлса, которая объяснялазакономерности развития внешней торговли большой группы товаров.Хронологические показатели «цикла жизни продукта» могут быть различными идлиться от нескольких лет до десятилетий. Разбивка производства на этапыусловна, поскольку бывает так, что товар сразу же с первого переходит начетвертый этап. Например, длительность «цикла жизни», начиная отпроизводства хлопчатобумажных изделий в Англии и кончая их изготовлением вИндии, составляет десятки, а иногда и сотни лет. Недостатком этой теории являлось некоторое ограничение ее приложения. Во-первых, производство ряда товаров сохранялось в узкоспециализированныхрайонах и не распространялось на другие страны. Во-вторых, теориязакрепляла за США лидирующее положение. Однако в последнее время некоторыестраны (Япония и Германия) смогли догнать и даже перегнать США,специализируясь на определенных видах производств. Попытку совместить элементы неоклассической теории и теориивнешнеторговой деятельности фирм предпринял американский исследовательМ.Портер. По мнению М.Портера, четырьмя главными параметрами, определяющимиразвитие современной внешней торговли, являются: факторные условия; условияспроса, близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция. М.Портер признает значимость первого параметра – факторных условий,численность которых увеличивается путем введения новых. Второй параметр –условия спроса – представляет собой требования внутреннего рынка,определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мировогорынка. Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – характеризуютналичие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющегона деятельность фирмы. Четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренциясвязан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзявыделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая былабы одинаково применима для всех (2). 2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ 2.1. УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ РОССИИ Внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики России(1). Как известно, на протяжении четырех послевоенных десятилетий положениеСоветского Союза в мировом хозяйстве давало основания рассматривать его какразвитую в экономическом и научно-техническом плане державу, к тому жеобладающую разнообразными и значительными сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами. В этот период по совокупному экономическомупотенциалу и абсолютным размерам ВВП (валовой внутренний продукт) СССР, вкотором Российской Федерации принадлежало весьма видное место, находился навторой позиции в мировой «табели о рангах» после США, фактически опережаяпрочие страны «Большой семерки» и Китай. Его положение в качестве одной из«сверхдержав» поддерживалось в немалой степени и военно-стратегическимпаритетом с США (9). Начиная с середины 80-х годов и особенно в период радикальныхэкономических преобразований в России наметилась тенденция к ухудшениюпоказателя условий торговли (отношение индекса экспортных цен к индексуимпортных цен). В бывшем Советском Союзе доля внешней торговли в ВВПсоставляла в 1990 г. 6,5%, что свидетельствовало не столько о малыхразмерах экспорта и импорта, сколько о значительных размерах ВВП. В период с 1984 г. по 1992 г. соотношение индекса экспортных цен Россиик индексу импортных цен в среднем составляло 88,3%, что соответствовало 34-му месту в мире. В 1993 г. показатель условий торговли сократился домаксимально низкого уровня – 69%. Низкий показатель условий торговлисвидетельствует о неэффективной внешней торговли, когда цены наэкспортируемую продукцию занижаются, а на импортную завышаются. Однако в последние годы наметилась положительная динамика в изменениипоказателя условий торговли России. Начиная с 1993 г. наметилась устойчивая тенденция к росту внешнейторговли России. В 1994 г. объем внешней торговли России увеличился до 88,5млрд. долл., в 1995 г. – до 105,9 млрд. долл. С учетом торговли России состранами ближнего зарубежья общий стоимостной объем экспортно-импортныхопераций страны составлял в 1994 г. 104,2 млрд. долл. в 1995 г (табл. 1). Таблица 1 Динамика развития внешней торговли России (млрд. долл.)|Годы |Оборот |Экспорт |Импорт |Сальдо ||1991 |95,4 |50,9 |44,5 |6,4 ||1992 |79,4 |42,4 |37,0 |5,4 ||1993 |77,3 |44,3 |32,9 |12,4 ||1994 |88,5 |51,4 |37,0 |14,4 ||1995 |105,9 |64,3 |41,6 |22,7 ||1996 |71,6 |41,4 |30,1 |11,3 || | | | | | Примечание: в 1996 г. данные приведены за 1-ю половину года. Положительным моментом в развитии внешней торговли России в последниегоды является стабильный рост положительного сальдо экспортно-импортныхопераций. В 1994 г. превышение экспорта над импортом в России составляло14,4 млрд. долл., и по этому показателю страна занимала 4-е место в мире,уступая лишь Японии (120 млрд. долл.), Германии (35 млрд. долл.) и Италии(21 млрд. долл.). В 1995 г. положительное сальдо торгового баланса Россиидостигло 22,7 млрд. долл., в 1996 г. – 27,9 млрд. долл. Основной причиной возникновения и роста положительного сальдо во внешнейторговле России является резкое увеличение экспорта сырьевых товаров,черных и цветных металлов, химических товаров, а также значительноесокращение централизованного импорта товаров, в том числе уменьшениемассовых закупок зерна и некоторых других продовольственных товаров. Россия не относится к странам с экстравертивной моделью экономики, гдеприоритетным направлением развития является экспортная ориентация и,соответственно, достаточно велик удельный вес внешней торговли в валовомвнутреннем продукте (Гонконг – 188%, Сингапур – 179, Малайзия – 77, Бельгия– 69, Ирландия – 61, Тайвань – 45%). Вместе с тем внешняя торговля имеетжизненно важное значение для экономики России, а в последние годы ее ролькак основного источника валютных поступлений несколько возросла. Удельныйвес экспорта в ВВП России в 1996 г. составлял 19,9%, в импорте – 13,5%. Тем не менее внешняя торговля России имеет экспортную направленность, очем свидетельствует коэффициент экспортно-импортной специализации(отношение стоимостного объема экспорта к импорту), в 1995 г. составивший1,3. 2.2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ Долгое время бывший Советский Союз был одним из крупнейших экспортероворужия и военной техники, которые продавались практически во все странырегиона мира. На долю России в 80-х годах приходилось 42% мировой торговлиоружием. По стоимости экспорта вооружений Россия уступала лишь США. В вывозе сырьевых товаров в 90-е годы отмечалась тенденция к снижениюэффективности экспорта, особенно топлива. При увеличении физических объемовзарубежных поставок валютные поступления от экспорта сокращались. Однако современная структура внешней торговли России носит ярковыраженный сырьевой характер (1). В последние годы на мировой рынокпоставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 30% природногогаза, около 30% нефтепродуктов, более 35% минеральных удобрений, не менее25% круглого леса, свыше 60% фанеры (6). Рост экспорта сырьевых товаров изРоссии стимулировался завышенным курсом доллара и низким уровнем рентнойплаты за природные ресурсы (1). В 1997 г. резко упали мировые цены на нефть и металлы, что сразуусугубило внутриэкономическое положение страны (6). В экспорте России, который в 1995 г. составил 64,3 млрд. долл., надолю сырьевых товаров приходилось более половины всего вывоза. При этомвсего лишь два товара – сырая нефть и природный газ – давали 35% всейвалютной выручки страны. В середине 90-х годов на экспорт поставлялось 90% общего объемапроизводства алюминия, 85 – минеральных удобрений, 80 – меди, 70 –продукции – продукции черной металлургии, 41 – сырой нефти, 40 – никеля, 35– алмазов, 33 – природного газа, 31,2 – целлюлозы, 25 – нефтепродуктов,11,6 – каменного угля, 6,7% - чугуна. Россия по-прежнему остается ведущим мировым экспортером ряда сырьевыхтоваров, черных и цветных металлов. В частности, ее доля в мировой торговлеалюминием в середине 90-х годов составляла 25%, никелем – 20, медью – 11,цинком – 8,4% (1). Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ векахарактеризовалось следующими данными: удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4%до менее чем 2% - примерно 10-е место в мире; доля в мировом промышленном производстве не превышала 4% - 5-я позиция вмире; по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработкана одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве – 77-юступень в мировой классификации (9). Основной причиной уменьшения импорта с началом экономических реформявляется прежде всего политика правительства России, направленная насокращение государственных расходов, включая расходы на централизованныйимпорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотированияимпорта (1). 2.3. СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ Вплоть до 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей Россииопределялось особенностями советской экономики, основанной нацентрализованном распределении финансовых и материальных ресурсов. Система государственной монополии внешней торговли жестко определялавнешний рынок от внутреннего. Главной целью распределения ресурсов былонаправлено на обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решалзадачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимыесредства платежа. Все союзные объединения специализировались на экспорте(импорте) отдельных товаров. Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительноспециализированным государственным организациям 95% внешнеторгового оборотастраны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже –Министерства внешних экономических связей). На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как навнутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающиеприбыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк длявнешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельностьэтих объединений. Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителейот мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговыхпосредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призваннойкомпенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, - все это приводило кухудшению качества производимой продукции, национальной структуре экспортаи импорта. Таможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляетсобой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации.Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин взависимости от режимов, применяемых в отношении стран происхождения товара. Основой являются ставки, применяемые по отношению к странам,пользующимся в России режимом наибольшего благоприятствования; по отношениюк этим 125 странам используются базовые ставки. Для товаров, поступающих изстран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое. Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (поклассификации ООН), базовые ставки уменьшаются в 2 раза. Товары,происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся безпошлинно,точно также, как импорт товаров из стран СНГ. В среднем базовая ставка таможенного тарифа составляет 20% стоимостиизделия. Более высокие пошлины установлены на ряд изделий, которые вроссийских условиях можно считать предметом роскоши. Новый тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисленияставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: в экюза физическую единицу ввозимого товара (за 1 кг, за 1 л или 1 шт.), т.е.специфические пошлины, и комбинированный порядок начисления. На некоторыевиды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения (овощи,фрукты) введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия. Вводится также налог на добавленную стоимость, исчисляемый с величины,включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза. Итак, наблюдается тенденция к фискальному обложению импорта, а такжеразработка четко выраженных протекционистических правительственныхпрограмм. По сравнению с национальным производством импортные товарыставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что облагаютсядополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной базойдля взимания налога на добавленную стоимость. Особенностью таможенного режима России является применение экспортныхналогов, взимаемых с целью уравнивания внутренней и внешней цен, в первуюочередь сырьевых товаров, и пополнения госбюджета. Наиболее значительны внастоящее время ценовые диспропорции по сырьевым товарам, и поэтомуосновными товарами, подлежащими экспортному налогообложению, служатминералы и сырье, на которые приходится более 80% всего экспорта России.Экспортные пошлины взимаются в экю с 1 т (т.е. являются специфическими),лишь в отдельных случаях используются адвалорные пошлины. Основным методом определения таможенной стоимости товара, закрепленным втаможенном тарифе России, выступает признаваемый и рекомендуемый ГАТТ методопределения по цене сделки с ввозимыми товарами или идентичными (вроссийской редакции «однородными») по расчетной цене товарами. Такое построение таможенной оценки приближает Россию к использованиюмировых норм и правил. На практике же реальный контроль осуществляется лишьнад очень крупными сделками. То, что происходит при заключении небольшихсделок, обычно происходит мимо контролирующих организаций, а именно в этойсфере двух - трехкратное занижение контрактной стоимости практическиявляется нормой. Действующий российский таможенный тариф можно рассматривать каквременный. Его основная задача – пополнение госбюджета и протекционистскаязащита национальных отраслей. Система таможенно-тарифного налогообложения дополняется широкимиспользованием импортного субсидирования. Импортное субсидирование представляет собой рудимент прежнейраспределительной системы с целью выравнивания различий во внешних ивнутренних ценах. Завышенный обменный курс в рублях иностранной валюты, вкоторой происходит оплата импортного товара, дополнительные сборы и в томчисле налог на добавленную стоимость – все это делает импортные товарынедоступными по цене малоимущим слоям населения. Источниками субсидирования обычно являются займы, получаемыеправительством от иностранных государств, банков или международныхорганизаций. Неценовые методы регулирования внешней торговли в России широкораспространены и включают квоты, лицензии, систему специальной регистрацииэкспортеров и специальный экспортный контроль. Наиболее значимый из перечисленных методов – квотирование с цельюрезервирования определенного количества жизненно важных товаров длявнутреннего рынка. Квоты формируются на основе материальных балансов ипредставляют собой разницу между производством и внутренним потреблением.Таким образом, квотирование выступает своеобразным порождением прежнейсистемы централизованного распределения товаров, при которой экспортосуществляется только в том случае, если товары производились в избытке посравнению с требованиями внутреннего рынка, а объем квот обеспечивалполучение необходимого количества валюты для оплаты запланированногоимпорта (2). 2.4. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В МИРЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ Мировое сообщество стремительно переходит от традиционного состояния ктак называемому информатизационному обществу – обществу электроннойпереработки информации и развитых коммуникационных систем, гдеинформатизационные потоки приобретают не меньшее значение, чем потокиматериально-энергетические. Место любой страны в современном мире взначительной степени определяется степенью включонности в процессинформатизации общества. Активное участие в нем позволяет повыситьэффективность экономики, помогает приобрести преимущества по многимпараметрам экономического социального развития. Россия вступила на путь информатизации в период упадка плано-распределительной системы в рамках СССР, последовавшего затем его распада,сложно протекающей рыночной трансформации общества. Этим в значительнойстепени объясняется отставание страны в темпах развития информационнойиндустрии, информационного обновления материального производства, сферыуслуг и индустриального устройства. Известно отставание страны и в развитиикоммуникационных сетей и средств связи, в частности, следует назвать инизкое качество телефонной сети. Несмотря на то, что положение скомпьютерной оснащенностью и развитием коммуникаций в последние годыменяется к лучшему, сегодня задача перевода на качественно новую ступеньинформационного обеспечения страны стоит как никогда остро, ибо только с еерешением можно связывать расчеты на благоприятные перспективы развитияэкономики и интеллектуального потенциала. 2.5. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ Крупнейшими внешнеторговыми партнерами в прошлом десятилетии являлись: Среди стран дальнего зарубежья – Германия (традиционно; на нее в 1998году приходилось 9,7% объема экспортно-импортных связей), США (8%), Италия(4,4%), Нидерланды (4,3%), Великобритания (3,7%) и Финляндия (3,0%). Из числа ближнего зарубежья – Украина (традиционно; ее доля вовнешнеторговом обороте РФ в 1998 году составляла 7,6%), Белоруссия (8%) иКазахстан (3,3%). В 1999 году общая сумма внешней задолженности РФ достигла 150 млрддолларов США. При этом на долги бывшего СССР приходится 79,9 млрд долларов,а чисто «российская» задолженность составляет 70,7 млрд долларов США (10). Импорт товаров и услуг представляет собой первое звено связи с внешниммиром. Экспорт представляет собой еще одно звено, связывающее внутреннююнациональную экономическую систему с зарубежными странами. Средства, полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимостьтоваров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынкипродуктов, где они сливаются с потоками денежных средств, полученных отпродажи товаров и услуг внутренним семейным хозяйствам, фирмам игосударству в лице правительства. Средства из всех этих источниковприбавляются к доходам, получаемым фирмами от продажи национальногопродукта (12). Новая стратегия ВЭД (внешняя экономическая деятельность) быларазработана в середине 1992 г. с учетом обстановки, сложившейся послераспада СССР: разрушения хозяйственных связей, неопределенности нормативно-договорной базы ВЭД, ослабления контроля государства за экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями из-за отсутствия таможенныхграниц и недееспособности системы регулирования торговли со странами СНГ сиспользованием прежних методов, не учитывающих новой спецификивнешнеэкономических отношений; отсутствия надежного банковского и валютногоконтроля; кризиса неплатежей и денежного обращения, негативно влияющего накурс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного средстваво внешнеторговых операциях. Особо следует остановиться на противодействии развитых стран Западавыходу на внешние рынки российских предприятий с наукоемкой продукцией,способной составить конкуренцию на мировых рынках вооружения, атомной иавиакосмической продукции. Высокая интегрированность западных государств,объединенных в ряд не только политических, но и экономических союзов иорганизаций, позволяет предположить и в дальнейшем высокуюскоординированность этого сопротивления. Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное местозанимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам:сохранение санкций в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационныхквот и запретительных тарифов стран – членов ЕС, правовой основой дляприменения которых является присутствие России в списке стран сгосударственной системой торговли (7). 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ РОССИИ 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ Продовольственный рынок, являясь социально-экономической системой,подвержен влиянию как внешних, так и внутренних факторов. К внешнимотносятся: конъюнктура мировых цен на сельскохозяйственное сырье, мерыполитического характера (эмбарго, гуманитарная помощь) и т.д., внутренним –уровень развития отечественного производства, климатические условия,влияющие на урожайность сельскохозяйственных культур, развитостьинфраструктуры, интегрированность производства и торговли, масштабыгосударственной поддержки продовольственного сектора, наличие правовогообеспечения функционирования рынка (4). За период проведения экономических реформ с 1991-1999 гг. в Россиисократились объем валовой продукции сельского хозяйства более чем на 40%,выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на 60%. Врастениеводстве спад отмечается прежде всего в производстве зерна исахарной свеклы, вызванный уменьшением площадей посева культур и ихурожайности. В животноводстве, в связи со значительной ресурсоемкостью и убыточностьюпрактически всех отраслей, поголовье скота и птицы сокращается. В 1999 г.численность поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорийпо сравнению с 1990 г. уменьшилось на 52%, в том числе коров – на 38%,свиней – в 2,2 раза, овец и коз – в 4,2 раза, птицы – на 45%. Реализацияскота и птицы в живой массе снизилась в 2,2 раза, производство молокауменьшилось на 43%, яиц – на 32%. В особо трудных условиях оказались крупные птицефабрики яичного имясного направлений, комплексы по выращиванию и откорму крупного рогатогоскота и свиней. На этих предприятиях в 1990 г. производилось до 90% яиц, 85– мяса птицы, 30 – свинины, 25% говядины от общего объема их производства вобщественном секторе. Благодаря научной организации производства,сбалансированному кормлению скота и птицы на комплексах и птицефабрикахзатраты труда, расход кормов, себестоимость единицы продукции в 2-3 разаниже, чем на фермах. В настоящее время из-за недостатка кормовых ресурсов иих плохого качества ряд крупных животноводческих комплексов и птицефабрикпрекратили свою производственную деятельность, а мощности сохранившихсяиспользуются на 20-70%. Сохранение производства в крупных коллективных хозяйствах частичнокомпенсируются его увеличением в личных подворьях, хотя к настоящемувремени их возможности по наращиванию производства и поставок на рынокмяса, молока и яиц в значительной степени исчерпаны. В пищевой и перерабатывающей промышленности ситуация характеризуетсяспадом производства основных продуктов питания, тяжелым финансовымположением большинства предприятий, интенсивным старением основныхпроизводственных фондов. Так, в 1999 г. по сравнению с 1990 г. объемыпроизводства маргариновой продукции, кондитерских изделий, товарной пищевойрыбной продукции снизились в 2 раза; крупы, животного масла, сыров и брынзыжирных сортов – в 3; цельномолочной продукции – в 4, мяса (включаясубпродукты 1 категории) – в 5,6 раза. В то же время мощности бывших государственных предприятий попроизводству мяса, используются на треть, цельномолочной продукции – начетверть, животного масла, кондитерских изделий, сычужных сыров, муки – на35-53%. Причины – сокращение сырьевой базы и стремлениесельскохозяйственных производителей самим перерабатывать и реализовыватьпродукцию сельского хозяйства. Уменьшение продовольственных ресурсов собственного производства привелок снижению душевого потребления продовольствия в среднем по всем группамнаселения (табл. 2). Таблица 2 Потребление основных видов продуктов питания на душу населения (кг/год)| |1990 г. |1999 г. ||Мясо и мясопродукты в | | ||пересчете на мясо |75 |41 ||Молоко и молокопродукты в| | ||пересчете на молоко |386 |199 ||Яйцо и яйцепродукты, штук| | ||в год |297 |209 | Несмотря на экстремальные погодные условия 1999 г., общий объем валовойпродукции сельского хозяйства на предприятиях всех категорий в сопоставимыхценах составил 102,4% к 1ровню 1998 г. Сбор зерна увеличился на 6,8 млн. т (14,2%) и достиг 54,7 млн. т.Производство сахарной свеклы увеличилось на 40,9%, семян подсолнечника – на38,4, овощей – на 16,5% (табл. 3). Таблица 3 Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всехкатегорий (млн. т)| |1990 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. |1999 г. в % к || | | | | |1990 г. |1998 г. ||Зерно |116,7 |88,6 |47,9 |54,7 |46,9 |116,7 ||В том числе | | | | | | ||пшеница |49,6 |44,3 |27,0 |31,0 |62,5 |114,6 ||Маслосемена |4,7 |3,3 |3,4 |4,6 |97,9 |113,9 ||В том числе | | | | | | ||подсолнечника |3,4 |2,8 |3,0 |4,2 |123,5 |138,4 ||Сахарная | | | | | | ||свекла |32,3 |13,9 |10,8 |15,2 |47,1 |140,9 ||Лен (волокно),| | | | | | ||тыс. т |71,3 |23,4 |33,5 |23,7 |33,2 |70,7 ||Картофель |30,8 |37,0 |31,4 |31,2 |101,3 |99,4 ||Овощи |10,3 |11,1 |10,5 |12,3 |119,4 |116,5 | В целом же значительный недобор зерна в 1998 – 1999 гг. осложнилпроблему обеспечения скота и птицы концентрированными кормами. Вследствиеэтого уменьшилось производство основных видов продукции животноводства.Снизился выпуск мясной и молочной продукции (табл. 4) (11). Таблица 4 Основные показатели развития животноводства| |1990 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. |1999 г. в % к || | | | | |1990 г. |1998 г. ||1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 || Численность скота и птицы в хозяйствах всех категорий (млн. голов) ||Крупный рогатый | | | | | | ||скот – всего |57,0 |31,5 |28,5 |27,5 |48,2 |96,6 ||В том числе | | | | | | ||коровы |20,6 |14,5 |13,5 |12,9 |62,2 |96,0 ||Свиньи |38,3 |17,3 |17,2 |18,3 |47,7 |105,9 ||Овцы и козы |58,2 |18,8 |15,6 |14,0 |24,0 |89,8 ||Птица |659,8 |361,0 |355,5 |356,3 |54,0 |100,2 ||Продуктивность скота и птицы в сельскохозяйственных предприятиях ||Надой молока на | | | | | | ||1 голову, кг |2781 |2066 |2231 |2282 |82,1 |102,3 ||Средняя живая | | | | | | ||масса одной | | | | | | ||головы скота, | | | | | | ||реализованной на| | | | | | ||убой, кг | | | | | | ||крупного | | | | | | ||рогатого скота |357 |276 |279 |279 |78,2 |100,0 ||Свиней |108 |79 |82 |83 |76,9 |101,2 ||Овец |35 |32 |32 |32 |91,4 |100,0 ||Средняя годовая | | | | | | ||яйценоскость | | | | | | ||курицы-несушки, | | | | | | ||шт. |236 |234 |235 |248 |105,1 |105,5 ||Производство животноводческой продукции в хозяйствах всех категорий ||Реализация на | | | | | | ||убой скота и | | | | | | ||птицы (в живой | | | | | | ||массе), млн. т |15,6 |7,8 |7,5 |6,9 |44,2 |92,4 ||Молоко, млн. т |55,7 |34,1 |33,3 |32,1 |57,6 |96,5 ||Яйцо, млрд. шт. |47,5 |32,2 |32,7 |33,3 |70,1 |101,6 ||Шерсть, тыс. т |226,7 |60,8 |47,9 |37,7 |16,6 |78,7 ||Производство важнейших видов продукции пищевой и перерабатывающей ||промышленности (тыс. т) ||Мясо |6494 |1510 |1315 |1072 |16,5 |81,5 ||1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 ||Колбасные | | | | | | ||изделия |2283 |1147 |1113 |944 |41,3 |84,8 ||Цельномолочная | | | | | | ||продукция |20786 |5197 |5574 |5421 |26,1 |97,3 ||Масло животное |833 |292 |276 |258 |31,0 |93,5 ||Сыр |458 |174 |185 |183 |40,0 |98,9 | 3.2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ РОССИИ ОТ ИМПОРТА Образовалась устойчивая зависимость российского внутреннего рынка отимпорта продовольствия. Так, импортируемое мясо покрывает 60% внутреннегоспроса, масло сливочное – около 50%, масло растительное – около 30% (9). Продовольственная зависимость страны от импорта представлена в таблице5. Таблица 5 Импорт продовольственных товаров| | 1998 г. | 1999 г. || | | в % | | в % || |тыс. | |тыс. | || |т | |т | || | |к предыдущему|К объему | |К предыдущему|к объему || | |году |внутреннего | |году |внутреннего || | | |рынка | | |рынка ||Зерно |1570 |47,9 |2,2 |5400 |343,9 |7,7 ||Мясопродукты |2319 |76,9 |32,0 |1800 |77,6 |30,0 ||Молокопродукты |3694 |58,7 |10,1 |2500 |67,7 |7,3 ||Масло животное |97,2 |51,6 |25,9 |60,0 |61,7 |19,5 ||Сахар |4040 |119,9 |84,0 |5150 |127,5 |85,0 | В области внешнеэкономических отношений целесообразно осуществлятьразумную и гибкую протекционистскую политику, поскольку удельный весимпортного продовольствия все еще значителен (табл. 6). Таблица 6 Доля импорта в формировании продовольственных ресурсов (в % ко всем ресурсам)|Продовольственные | | | | | | ||ресурсы |1994 г. |1995 г. |1996 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. ||Мясо и мясопродукты| | | | | | || |16,9 |24,8 |25,6 |35,5 |29,3 |24,4 ||Молоко и | | | | | | ||молокопродукты |10,5 |13,3 |10,6 |15,1 |12,5 |8,0 ||Зерно |2,2 |3,0 |2,9 |2,5 |1,5 |7,0 | Импорт сельскохозяйственного сырья, табачных изделий, алкогольныхнапитков, продовольственных и других товаров с 1992 г. по 1997 г.увеличился с 9,3 млрд. до 13,4 млрд. долл., а затем стал резко снижаться исоставил в 1997 г. 10,8 млрд., в 1999 г. – 7,7 млрд. долл. Однако в общемобъеме импортной продукции доля товаров сельскохозяйственной группы впоследние годы оставалась практически на одном уровне – 26-28%, но резкосократились поставки мяса птицы, сливочного масла, мясных консервов,сахара, шоколадных изделий и вырос ввоз сухого молока, подсолнечного масла,сахара-сырца. Эти структурные изменения импорта в первую очередь обусловленыпринимаемыми правительством мерами таможенного регулирования, а такжепоследствиями августовского кризиса 1998 г (11). 3.3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ ОБМЕНЕ Основа проводимой экономической и социальной политики страны –стабилизация продовольственного рынка. Однако эта задача не может бытьрешена без реализации системы мер по улучшению качества и обеспечениябезопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,позволяющих обеспечить производство конкурентоспособных товаров. Этотребует немалых средств. Как показывает зарубежный опыт, дляконкурентоспособности продукции необходимо, чтобы расходы на качествосоставляли не менее 15-20% совокупных затрат. На решение проблемы качествавлияют ученые, инженеры, менеджеры. В соответствии с законодательством РФ не допускается производство,закупка, поставка, ввоз на территорию страны и продажа населению продукции,не соответствующей санитарным правилам и нормам, государственным стандартами технической документации. Повышение качества товара, пользующегосяспросом, приведет к росту покупателей, улучшению экономических показателейпредприятия и при этом можно будет найти средства для реализации следующихэтапов решения проблем качества, например при производстве новых видовпродукции. Предприятие может приступать к решению проблемы качества путемсоздания и сертификации систем качества, отвечающих требованияммеждународных стандартов. Большую роль при этом играют специальные конкурсы среди производителей,которые широко используются в мировой практике. В нашей странефункционирует Совет по присуждению премий правительства в области качествапродукции. Повышение качества сопряжено с увеличением затрат, которые окупятсяблагодаря получению прибыли. Занятие лидирующего положения на рынкеневозможно без разработки и освоения новых видов продукции(модифицированных, улучшенных). Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опытаведущих компаний мира в достижении высокого качества продукции. Так, впоисках путей повышения эффективности производства и качества продукциигруппы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались сруководителями ведущих фирм США и Европы. Их внимание привлекли такиепонятия, как стратегический контроль и комплексное управление качеством. Врезультате проведенных исследований и выполненных разработок появились такназываемые японские стандарты качества. Возникло новое понятие – культуракачества, включающее качество сервисного обслуживания, отчетнойдокументации, выполнения производственных операций и др. Современное управление качеством исходит из положения, что этадеятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Фирмы,функционирующие в рыночной экономике, формируют политику относительнокачества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника.Четко определяются уровни стандартов качества должна быть поставленапотребителю в согласованный срок, в определенных объемах и за приемлемуюцену. Основой нормирования качества сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия является стандартизация. Главные ее задачи – установлениетребований к качеству продукции, определение показателей качества, методови средств контроля и испытаний, обеспечение достоверности измерений,установление единых терминов и обозначений. В Минсельхозпроде РФразработана и осуществляется программа работ по отраслевой стандартизацииагропромышленного комплекса, однако из-за недостаточного финансирования онаможет оказаться невыполненной. Неконкурентоспособность многихпродовольственных товаров обусловлена отсутствием должного контроля закачеством сельскохозяйственного сырья, несоответствием его требованиямстандартов, технических условий, нарушением технологии производствапродукции. В результате многие виды продовольствия вытеснены с внутреннегоранка импортными товарами. Соответственно и приток средств на предприятиясущественно снизился или прекратился вообще, ухудшилось качество продукции.Так за первый квартал 1999 г. в стране было забраковано 13% хлеба ихлебобулочных изделий, 25 – муки, 28 – сливочного и 43 – растительногомасла, 24 – сыров всех видов, 53 – яиц, 25 – мяса, 26 – колбас, 32% - рыбыи рыбопродуктов от проинспектированного объема. С освоением рыночных отношений возросло количество сельскихтоваропроизводителей, малых частных предприятий и цехов по переработкепродукции, коммерческих торговых фирм и организаций, в городах и поселкахфункционирует множество мелкооптовых продовольственных рынков. При этомпоказатели качества продовольствия практически не улучшаются. Снизиласьответственность товаропроизводителей за соблюдение технологий производстваи переработки сельскохозяйственной продукции. Низкокачественноепродовольствие продолжает завозиться по импорту. Сложное экономическое положение используется и недоброкачественнымиотечественными предпринимателями, фирмами-импортерами, предлагающими кпродаже большое количество фальсифицированной, нередко недоброкачественнойпродукции по относительно низким ценам. Действуют «подпольные» производствапродовольственных товаров, не единичны случаи контробандного ввозапродукции на территорию страны. Минздравом России издан приказ № 217 от 20.05.1998 г. «О гигиеническойоценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», всоответствии с которым такой оценке подлежат товары, входящие в переченьпродукции, подлежащей обязательной сертификации. При проверках контролирующими органами внимание обращается на одни и теже вопросы: наличие сертификата соответствия, необходимой и достовернойинформации, накладных на товары, соблюдение установленных сроков годности ит.п. Эффективность таких проверок низка. В нашей стране в связи с изменением характера отечественного рынка запоследние годы, принимаемыми мерами по интеграции экономики в мировую инеобходимость максимального учета требований, предъявляемых к России при еевступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), ощущается потребностьсовершенствования методики сертификации, обоснования ее законодательной инормативной баз и перехода к более гибким формам подтверждениясоответствия, принятым в мировой практике. Для этого необходимо не толькоупорядочение действующих законодательных актов, но и разработка новыхзаконов. Принятым Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений вЗакон РФ «О сертификации продукции и услуг» установлено, что подтверждениесоответствия может проводиться посредством принятия изготовителем(продавцом, исполнителем) декларации, которая подлежит регистрации в органепо сертификации и имеет юридическую силу после регистрации наравне ссертификатом. Постановлением правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 утверждены«Перечень продукции, соответствие которой может быть подтвержденодекларацией о соответствии» и «Порядок принятия декларации о соответствии иее регистрации». В этот перечень включены зерно, масличные культуры,продукты переработки зерна, хлеб, сахар, сухой крахмал, живая рыба, сыроекоровье молоко и другие виды продовольствия. Второй этап создания современной законодательной базы – разработкаФедерального закона «О подтверждении соответствия продукции и услугнормативным требованиям». Принятие и введение в действие этого законапозволит обеспечить баланс между риском общества и издержками на проведениеработ по поддержанию соответствия продукции и услуг, ускорит товарооборотна российском рынке, создаст благоприятные условия для развитиямеждународной торговли. Опыт работы по подготовке вступления России в ВТО показал, что речьдолжна идти о стремлении к большему взаимопониманию во всех областях,связанных с обеспечением качества продовольствия при международномтоварообмене, сближения концепций и подходов к разработке стандартов.Первоочередная задача при этом – гармонизация стандартов на методыидентификации и испытаний продукции. Важным аспектом развития международного товарообмена является выработкаобщих с зарубежными партнерами подходов к защите наименований местпроисхождения продукции. Здесь прежде всего необходима взаимная готовностьк решению спорных проблем. Пример конструктивного сотрудничестваприменительно к таким наименованиям как «коньяк» и «шампанское» даетРоссийско-Французский агропромышленный комитет. Требования к информации о продовольственных товарах, содержащихся вГОСТе 51074-97, по объему не уступает аналогичным требованиям, содержащимсяв директивах ЕС и законах ряда стран (Бельгия и Швейцария). Вместе с тем взарубежном законодательстве особое внимание обращается на необходимостьинформации о подлинном происхождении пищевого продукта, регионе егопроизводства, его «натуральности» и на связанные с этим специфическиетребования к условиям производства и контроля. Введение таких же норм вГОСТ способствовало бы усилению защиты марки товаров, качество которыхопределяется местом и условиями их производства ((угличский сыр, кубанскиеили цимлянские вина). Актуальность проблемы создания системы государственного контроля,адекватной рыночным условиям хозяйствования, предполагает необходимостьрассматривать ее в качестве важнейшей составной части административнойреформы. Зарубежный опыт свидетельствует, что в ЕС, США, Японии и других развитыхстранах государственный контроль за качеством и безопасностьюпродовольствия сосредоточен, как правило, в руках одной – двух службДепартамента (Министерства) сельского хозяйства и Департамента(Министерства) здравоохранения. Дублирование функций при этом не происходит(3). 3.4.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ Для каждой страны характерна как уникальная совокупность проблем, так исобственные возможности и преграды на пути их решения. Однако поочередноерассмотрение экономической ситуации в каждой из стран выявляет общиехарактерные черты (8). Согласно оценке экспертов ряда авторитетныхмеждународных организаций, ныне Россия по-прежнему имеет недостаточнопродвинутый сектор, несбалансированный вторичный и неразвитый третичныйсектор. Тем не менее, определенные перспективы развития экономики странысвязаны с тем, что на российской территории находятся значительные запасыразнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, рудыразличных металлов). В стране удалось сохранить мощный научно-техническийпотенциал, значительные интеллектуальные ресурсы, а также сравнительновысокий общеобразовательный и культурный уровень большой части населения(9). Темпами создания и развития предприятий и отраслей определяютсяпотенциальные темпы возможного поступательного движения национальнойэкономики в целом. Будет ли этот потенциал реализован, в значительнойстепени определяется интенсивностью внутренней конкуренции. Необходимостьподдержания конкуренции существует всегда, и она тем больше, чем устойчивееэкономическое благосостояние страны. Тем самым совершаются и поддерживаютсясоответствующие стимулы для фирм и служащих. Необходимо такжесовершенствование спроса, чтобы фирмы ощущали возникновение новыхпокупательских потребностей и были озабочены их удовлетворением. Стратегия компаний должна постоянно развиваться. Соблазн разнопрофильнойдиверсификации трудно преодолим. В целях процветания фирм и национальнойэкономики в целом необходимо создание и развитие эффективного финансовогорынка в сочетании с инвесторами, способными взять на себя долговременныеобязательства по отношению к фирмам и активно участвовать в управлении ими.Однако возрастающая «эффективность» финансового рынка во многих странахвлечет за собой риск сокращения масштабов инвестиций в развитие компаний.Наконец, чтобы создать основы более развитой экономики, правительственнаяполитика должна быть гибкой. Тем не менее эволюция в области политикинеизбежно тормозится из-за политического давления и наличия сфер, узкиминтересам которых отвечали прежние установки. Сдерживается она такжепредположением, что прежние установки будут действенны даже в условияхизменения природы международной конкуренции и позиций в ней национальнойэкономики (8). Чем раньше Россия сумеет учесть изменяющиеся мировые тенденции, тембыстрее она сможет конкурировать на мировом рынке, тем устойчивее она будетсебя ощущать по всем экономическим параметрам (6). 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (пути решения внешнеторговых проблем в России) Анализ современного положения России в мировой экономике показал, чтораспад Советского Союза и хаотичные экономические преобразования последнихлет оказали существенное, преимущественно негативное, влияние на рейтингстраны в различных сферах мирового хозяйства. Прежде всего наиболее заметно снижение основных макроэкономическихпоказателей, по многим из которых Россия уступает не только промышленноразвитым странам и большинству новых индустриальных стран, но и отдельнымразвивающимся государствам и некоторым странам с переходной экономикой (1). Даже укрепленные статьи экспорта и импорта показывают, что покавключение России в мировую экономику проходит по энерго-сырьевому сценарию. Топливно-сырьевая направленность российского экспорта определяетзначительную зависимость торгового и платежного балансов страны и еевнешнеэкономические позиции от конъюктурных колебаний цен на сырье итопливо на мировых рынках (6). С другой стороны, Россия занимает непрестижно высокие места в рейтингестран по таким показателям, как уровень внешней задолженности, степеньполитического и финансового риска для иностранных капиталовложений, степеньбюрократизации общества и коррумпированности государственного аппарата,уровень преступности и др. (1). С содержательной стороны внешнеторговый оборот является одним изфакторов как национальной конкурентоспособности, так и национальнойэкономической безопасности (6). Однако система государственного регулирования внешней торговли в Россииохватывает прежде всего экспортные поставки и характеризуется высокимуровнем дифференциации. Существующее, с одной стороны, значительноерасхождение между внутренними и внешними ценами делает невозможнымбеспрепятственный допуск экспортеров на внешние рынки; с другой стороны,различные отрасли обладают далеко не одинаковым экспортным потенциалом. Современное положение России в мировой экономике не соответствует ееприродному, интеллектуальному и духовному потенциалу. По совокупному природному потенциалу на душу населения Россия по-прежнему опережает ведущие промышленно развитые страны мира, в том числеСША в 2-3 раза, Германию в 5-6 раз, Японию в 18-20 раз


izumzum.ru