Российская Академия Образования - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Российская Академия Образования - страница №1/1




Российская Академия Образования

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Смольный институт Российской академии образования»

Е.2 Организационно-правовые и методические документы

РП-2.4.2 Реализация программ высшего профессионального образования

СК-Е.2-РП-2.4.2-П

П- Программа учебной дисциплины





Рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета

« ___ » _______ 20__ г., протокол № _______

Председатель Ученого совета

______________________Советов Б.Я.

«___»________ 20__г.


Утверждаю

Ректор Смольного института


_______________________Сальников А.И.

«___»______________ 20__ г.





ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1. В.ОД.1 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
по направлению 100100.62 «Сервис»

Профиль «Сервис транспортных средств»
СК-Е.2-РП-2.4.2-П

Санкт-Петербург

2011 г.
Русский язык и культура речи ”

По направлению: 100100.62 – Сервис

Профиль: Сервис автотранспортных средств
Количество часов на дисциплину: 72

Количество аудиторных часов на дисциплину: 18

Лекций 8; практических – 10;

1 семестр

Количество часов на самостоятельную работу: 54

Трудоемкость: 2 к.е.
1. Организационно - методический раздел
1.1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу ГСЭ ГОС ВПО, составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения направления 100100 – Сервис, профиля Сервис автомобильного транспорта (Приказ №627 от 18.11.2009), на основании примерных программ гуманитарных дисциплин высших учебных заведений, рекомендованных Министерством образования РФ.

Данная дисциплина («Русский язык и культура речи») изучается студентами в первом семестре для направления «Сервис», реализуется в базовой части в Б1.5.

Дисциплина включает в себя 4 модуля: модуль I – «Культура речи»; модуль II – «Стилистика»; модуль III – «Деловой стиль речи»; модуль IV – «Риторика».



Цель дисциплины:

освоение бакалаврами компетенций в области русского языка и культуры речи посредством формирования и совершенствования навыков владения нормами письменной и устной речи специалистов профиля «Сервис» в различных сферах общения, в том числе профессионального;


бережное отношение к культуре русской речи; расширение общегуманитарного кругозора; развитие личности студента через обучение культуре русской речи.

Основные задачи дисциплины:

–– сформировать у студентов навыки общения в самых различных коммуникативных сферах;

–– познакомить с системой норм современного русского языка, относящихся к разным языковым уровням;

–– обучить корректно строить монологические высказывания соответственно с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

–– научить осмысливать свою речевую практику, уметь анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника;

–– сформировать коммуникативную компетентность студента.




    1. Компетенции, приобретаемые студентом в процессе освоения дисциплины:


Результаты освоения дисциплины:

В соответствии с направленностью дисциплины в результате изучения студент должен овладеть следующими такими общекультурными компетенциями, как языковая и коммуникативно-речевая, которые реализуются в программах подготовки специалистов соответствующих профилей следующим образом:


Бакалавр. Сервис

Коды
компетенций

Название компетенции

ОК - общекультурные компетенции профиля

ОК-1

Способность владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

ОК-7

Владеть письменной и устной речью на русском языке, методами создания текстов; способен использовать профессионально ориентированную риторику.

ОК-13

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате обучения студенты должны:
иметь представление:

― о функциональных стилях речи;

–– о культуре речи, речевом этикете;

–– об особенностях делового стиля речи;

― об организации вербального взаимодействия и особенностях публичного выступления;
знать:

― что такое культура речи, какова ее роль в личностной характеристике человека;

– особенности устной и письменной разновидности литературного языка;

– стили современного русского языка, специфику использования в них различных языковых средств;

– понятие «языковая норма», виды и типы норм;

– формулы и функции речевого этикета;

– особенности устной публичной речи.
уметь:

– ориентироваться в ситуации общения;

– анализировать и оценивать степень эффективности общения;

– определять причины коммуникативных удач и неудач;

– создавать письменные и устные тексты различных стилей и жанров;

– редактировать написанное; формировать навыки самооценки;

– публично выступать с подготовленным текстом.
иметь навыки:

― сравнения языковых фактов;

― анализирования типологии языка;

― построения устной и письменной речи;

― структурирования речемыслительной деятельности;

― использования типологии языковых ситуаций.


Принципы отбора содержания и организация учебного материала дисциплины:
– языковой системности при освещении проблем русского языка и культуры речи;

– развивающего обучения;

– функциональности излагаемого материала;

– стилистической дифференциации,

– ситуативно-тематической организации материала;

– коммуникативной значимости языковых и речевых единиц;

– соблюдение частотности употребления;

– адекватности семантизации лексики;

– речемыслительной активности овладения высказыванием;

– формирования целостного научного мировоззрения по проблемам культуры речи.




  1. Форма текущего и промежуточного контроля

(указаны в технологической карте)
Технологическая карта дисциплины

Шкала оценок






5+

5

5-

4+

4

4-

3+

3

3-

2

в баллах

15

14

13

11

10

9

7

6

5

0

в к.е.

0,9

0,84

0,73

0,72

0,6

0,49

0,48

0,36

0,3

0

Рубежный контроль предусматривается после 8-й недели обучения. Рубежный контроль осуществляется в виде контрольной работы, защиты реферата, выполнения другого конкретного задания (теста). Пересдача рубежного контроля не допускается. В том случае, если студент по уважительной причине пропустил контрольное занятие, то проверка его знаний осуществляется за пределами учебного времени (во время консультации) только по разрешению деканата.

При полном изучении предмета студент может набрать 2,5 к.е.


Организация самостоятельной работы

Темы для самостоятельной проработки и семинара:


  1. Элитарная культура речи. Дружеское письмо.

  2. Орфография. Безударные гласные. Правописание гласных в корне слова, суффиксах и окончаниях. Сложные слова. Правописание дефиса.

Правописание разделительных ъ и ь знаков.

  1. Подготовка речи и публичное выступление.

  2. Грамматические и логические ошибки в речи.


Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам и видам занятий

(Очное отделение. Сервис 100100. Б1.В.1)






п/п



Наименование модулей, разделов,

тем

(для двух и многосеместровых

дисциплин – распределение по семестрам)

Количество часов/Зачетных единиц

Общая

трудоем.

с учетом зачетов и экзаме-нов

(час/

к.е.)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские (практические)

занятия


Лабора-торные занятия

(контр. р.)





1

2

3

4

5

6

7







I-ый семестр


















I

Первый модуль: Культура речи.

Стили современного русского языка. Языковая норма. Ее роль в становлении и функционировании литературного языка.






















Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса «Русск. язык и культура речи». Элитарная культура речи.

1







1







Тема 2 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Элитарная культура речи.

Речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие как основные единицы речевого общения.




1







1







Тема 3. Языковая норма. Трудные случаи в системе норм произношения и ударения.

1

1




2







Тема 4. Языковая норма. Трудные случаи в системе морфологических норм.

1

1




2







Тема 5. Языковая норма. Трудные случаи в системе синтаксических норм.

1

1




2







Тема 6. Языковая норма. Трудные случаи в системе норм орфографии.

1

1




2







Тема 7. Языковая норма. Трудные случаи в системе норм пунктуации.

1

1




2







Тема 8. Языковая норма. Трудные случаи в системе норм словоупотребления.

Слово и его лексическое значение.



1

1




2




II

Второй модуль: Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.



















Тема 1: Русские учения о речи.

1







1







Тема 2: Научный стиль.

Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.



2







2







Тема 3: Газетно-публицистический стиль речи.




1




1







Тема 4: Художественный стиль речи.




1













Тема 5: Устная и письменная разновидности литературного языка. Разговорный и литературный стили речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

1







1




III

Третий модуль: Официально- деловой стиль.

Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.




1

1




2







Тема 1: Общая характеристика официально-делового стиля речи. Языковые формулы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

1

1




2







Тема 2: Деловая документация. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов.




2




2







Тема 3: Коммерческие письма.

Язык и стиль коммерческой корреспонденции.




1

1




2







Тема 4: Язык и стиль инструктивно-методических документов.

Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.



Реклама в деловой речи.


1







1




IV

Четвертый модуль: Риторика.



















Тема 1: Судьба риторики и изменение ее предмета от античности к современности.

1







1







Тема 2: Риторические тропы и фигуры.




2




2







Тема 3: Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Организация вербального взаимодействия. Основные виды аргументов.

1

1




2







Тема 4: Подготовка речи и публичное выступление.




2




2




ИТОГО:

18

18




36

72(2к.е.)

Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам и видам занятий

Заочная форма обучения. Сервис 100.100 (Б1.В1)





п/п


Наименование модулей, разделов,

тем


Количество часов/Зачетных единиц

Общая

трудоем.

с учетом зачетов и экзаме-нов

(час/

к.е.

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские (практические)

занятия


Лабора-торные занятия

(контр. р.)





1

2

3

4

5

6

7

I

Первый модуль: Культура речи.

2

2








72(2 к.е)




Тема Основные единицы речевого общения . Нормы русского литературного языка.










12

II

Второй модуль: Стили современного русского языка.
















Тема Научный стиль речи. Газетно -публицистический стиль речи. Художественный стиль речи.

2

2




12

III

Третий модуль: Официально- деловой стиль.

2













Тема 1. Общая характеристика официально-делового стиля речи. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.










12




Тема 2: Коммерческие письма. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.











12

IV

Четвертый модуль: Риторика




2










Тема. История риторики. Риторические тропы и фигуры










12




ИТОГО:

6

6




56

4. Содержание дисциплины:

4.1. Основные вопросы разделов и тем модулей
4.1.1. Модуль I. Культура речи


  1. Устная и письменная формы речи. Жанры речи.

Особенности устной формы речи. Специфика письменной формы речи. Коммуникативные качества речи. Монолог, диалог, полилог как жанры речи.

  1. Основные единицы речевого общения. Элитарная культура речи.

Речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Дискурс. Партнёры по речевому общению (коммуниканты).

Понятие «культура речи». Признаки элитарного типа общения. Функции эпистолярного типа общения. Признаки диалогизации общения. Отличия писем представителей серебряного века.



3. Языковые нормы. Трудные случаи в системе норм произношения и ударения.

Языковая норма. Ее роль в функционировании литературного языка. Типы норм.

Трудные случаи произношения. Трудные случаи ударения.
4. Трудные случаи в системе морфологических норм.

Категория рода имен существительных. Категория числа имен существительных. Варианты падежных окончаний имен существительных. Трудные случаи в системе склонения имен. Грамматические формы имен прилагательных. Употребление местоимений. Склонение и употребление числительных. Образование и употребление глагольных форм.


5. Трудные случаи в системе синтаксических норм.

Нормы согласования. Нормы управления. Нанизывание падежей. Употребление деепричастного оборота. Нанизывание придаточных предложений. Перевод прямой речи в косвенную.


6. Трудные случаи в системе норм орфографии.

Употребление не с частями речи. Правописание -нн- и –нн-. Правописание сложных прилагательных. Правописание личных окончаний глаголов и др. случаи.



7. Трудные случаи в системе норм пунктуации. Обособление. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение.
8. Трудные случаи в системе норм словоупотребления. Слово и его лексическое значение. Употребление синонимов, паронимов, омонимов. Плеоназмы, тавтология. Употребление заимствованных слов. Употребление стилистически и экспрессивно окрашенной лексики.

Речевая грамотность.


4.1.2. Модуль II. Стили речи
1. Предмет и задачи курса. Русские учения о речи. Характеристика понятия «культура речи». Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи. Этические нормы речевой культуры.

Понятие элитарной культуры. Дружеские письма творческой интеллигенции конца XIX – первой четверти XX в. как личностно ориентированное средство общения и образец элитарной речевой культуры.


2. Стили современного русского языка. Научный стиль речи

Отличительные признаки научного стиля речи. Подстили научного стиля речи: научно-технический, научно-популярный, научно-учебный. Жанры научных сочинений: конспект, аннотация, реферат. Типы рефератов: реферат-описание, реферат-резюме, реферат-обзор.


3. Газетно-публицистический стиль речи

Главные функции публицистического стиля речи – информационная и воздействия. Основные характеристики публицистического стиля речи. Грамматические особенности публицистического стиля речи. Жанры публицистики: статьи, очерки, памфлеты, фельетоны, рецензии, репортажи, заметки, листовки, воззвания, выступления (доклады, речи др.), документальные повести.


4. Разговорный стиль речи

Особенности сфер общения при разговорном и книжном стилях речи. Главная функция разговорного стиля речи – общение. Основные характеристики разговорного стиля речи, языковые особенности. Речевая характеристика ситуаций общения для специалистов по сервису. Диалог клиент – специалист по сервису в ситуациях: в автосалоне, в автосервисе, при техническом обслуживании, при ремонте, на заправочной станции.



5. Функциональные стили литературного языка. Художественный стиль речи

Художественные средства литературного язык а. Стилистические синонимы. Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. Гипербола, литота, градация, оксюморон. Синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.



6. Слово и его лексическое значение

Точность словоупотребления. Многозначность слова, омонимы, синонимы, антонимы, стилистически заимствованные слова, фразеологизмы и культура их словоупотребления.

Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения, гипербола, литота и т.п.
4.1.3. Модуль III. Деловой стиль речи
Официально-деловой стиль речи

Сфера обслуживания. Внутренняя и внешняя деловая переписка. Типы документов. Основные жанры письменной деловой речи. Схема организации (структура и содержание наиболее распространенных документов), служебных документов. Унификация языка деловых бумаг. Договор. Приказ. Постановление. Докладная служебная записка. Деловое письмо. Письмо-просьба. Информационное письмо. Письмо-приглашение. Благодарственное письмо. Сопроводительное письмо. Письмо-запрос. Коммерческое предложение. Ответ на предложение. Интернациональные свойства официально-деловой речи. Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля.

Реклама в деловой речи. Речевой этикет в документе и деловые переговоры.
4.1.4. Модуль IV. Риторика
1. Судьба риторики как дисциплины и изменение ее предмета от античности к современности

Особенности и функции ораторского искусства в Древней Греции, Древнем Риме, в условиях средневековья, в Новое время (Возрождение), в современную эпоху.


2. Основные единицы речевого общения

Речевое событие, речевая ситуация (каноническая и неканоническая), речевое взаимодействие. Речемыслительный процесс. Условия коммуникативного взаимодействия. Процессы речевого взаимодействия. Функции языковой системы (общение, сообщение, воздействие). Этапы речевой деятельности (внутреннее планирование; порождение, структурирование; говорение). Логические основы речевого общения.



3. Организация вербального взаимодействия (Оратор и его аудитория)

Принцип последовательности, принцип предпочитаемой структуры, принцип кооперации. Принцип вежливости и его максимы (по Личу): такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии. Эффективность речевой коммуникации. Принципы позитивного коммуникационного климата: принцип равной безопасности, принцип децентрической направленности, принцип адекватноститого, что воспринять, тому, что сказано.



4. Подготовка речи и публичное выступление. Оратор и его аудитория. Интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Характеристики аудитории и контакт с ней. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приемы поиска материала. Начало, развертывание и завершение речи. Логические закономерности речи. Интонация и ее акустические компоненты. Тип связи предложений в тексте. Грамматические ошибки в речи.
Основные понятия дисциплины:
Культура речи, орфоэпия, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, научный стиль речи, официальо-деловой стиль речи, публицистический стиль речи, подстили научного стиля речи, подстили делового стиля речи, синонимы, антонимы, омонимы, неологизмы, паронимы, тавтология, тропы, риторика, риторические тропы, риторические фигуры.
4.2. Перечень примерных вопросов заданий для самостоятельной работы по модулям.

Первый модуль «Культура речи»

  1. Составьте словарь иноязычной лексики.

  2. Расскажите о трудных случаях в системе норм произношения и ударения.

  3. Проанализируйте трудные случаи в системе морфологических норм.

  4. Охарактеризуйте трудные случаи в системе синтаксических норм.

  5. Расскажите о трудных случаях в системе норм орфографии.

  6. Дайте характеристику трудных случаев в системе норм пунктуации.

  7. Дайте характеристику трудных случаев в системе норм словоупотребления.


Второй модуль «Стилистика»


  1. Охарактеризуйте элитарную культуру речи.

  2. Назовите формы речи.

  3. Дайте сравнительную характеристику письменной и устной речи.

  4. Охарактеризуйте монолог и диалог.

  5. Дайте общую характеристику официально-деловому стилю речи.

  6. Назовите особенности официально-делового стиля: дипломатического, законодательного, управленческого.

  7. Приведите примеры клише коммерческой корреспонденции для разных видов писем.

  8. Расскажите о принципах классификации деловых писем

  9. Охарактеризуйте научный стиль речи, его разновидности и особенности.

  10. Назовите особенности художественного стилю речи.


Третий модуль «Деловой стиль речи»


  1. Дайте общую характеристику официально-делового стиля речи.

  2. Расскажите о видах деловой документации.

  3. Назовите особенности коммерческих писем.


Четвертый модуль «Риторика»

  1. Расскажите о судьбе риторики и изменение ее предмета от античности к современности.

  2. Перечислите основные единицы речевого общения.

  3. Охарактеризуйте риторические тропы.

  4. Охарактеризуйте риторические фигуры.

  5. Расскажите об ораторе и его аудитория.


4.3. Темы рефератов:


  1. Невербальное общение.

  2. Особенности публичной речи.

  3. Этические нормы речевого поведения.

  4. Способы словесного оформления публичного выступления.

  5. Риторика как искусство красноречия.

  6. Эпистолярный жанр общения.

  7. Аргументирующая речь.

  8. Коммуникативные табу в русском речевом этикете.

  9. Психология речевой коммуникации.

  10. Монологическая речь.

  11. Диалог как процесс взаимного общения.

  12. Слушание публичного выступления.

  13. Чтение как вид речевой деятельности

  14. Речевая норма и культура речи.

  15. Тактики речевого поведения.

  16. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

  17. Деловой разговор.

  18. Речевые тактики в телефонных бизнес-переговорах.

  19. Общение как обмен информацией.

  20. Спор как разновидность речевой коммуникации.

  21. Коммуникативные барьеры.

  22. Языковые особенности шутки.

  23. Речевое общение и социальные роли говорящего.

  24. Речевое поведение менеджера.

  25. Речевое поведение менеджера.

  26. Основы полемического мастерства.

  27. Реклама в деловой речи.

  28. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Новые явления в русском языке конца XX – начала XXI веков.


4.4. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по модулям учебной дисциплины.
Модуль I: «Культура речи».

  1. Признаки для элитарного типа общения.

  2. Функции эпистолярного стиля общения.

  3. Виды речи и их признаки.

  4. Трудные случаи орфоэпии.

  5. Трудные случаи произношения.

  6. Трудные случаи орфоэпии.

  7. Иноязычная лексика.

  8. Трудные случаи грамматики.

  9. Трудные случаи морфологии.

  10. Трудные случаи синтаксиса.

  11. Трудные случаи пунктуации.

  12. Трудные случаи употребления слов.


Модуль II: «Стилистика»

  1. Научный стиль речи и его подстили.

  2. Художественный стиль речи.

  3. Публицистический стиль речи.

  4. Эпистолярный стиль речи.

Модуль III «Деловой стиль речи»

1.Общая характеристика официально-делового стиля речи.

2. Дипломатический стиль речи.

3. Управленческий стиль речи.



  1. Юридический стиль речи.

  2. Коммерческие письма.

  3. Деловая документация.


Модуль IV «Риторика»

  1. История Риторики.

  2. Риторические тропы.

  3. Риторические фигуры.

  4. Оратор и его аудитория.


4.5. Рекомендуемый перечень вопросов для внесения на междисциплинарный итоговый государственный экзамен.


  1. Элитарная культура речи: эпистолярный жанр.

  2. Стили речи и их функциональное значение.

  3. Ораторское искусство: риторические тропы и фигуры.


4.6. Рекомендуемые информационные источники.
Рекомендуемая литература
Основная литература


  1. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, , 2010 . (Книгафонд).

  2. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, , 2005 . (В библиотеке вуза).



Дополнительная литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Издание третье – М.: Феникс, 2009. (Книгафонд) .
Прочая рекомендуемая литература


  1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: КомКнига, USS, ЛКИ, 2007.

  2. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. – М.: Проспект, 2006.

  3. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. Изд. 4-е. – Ростов-на Дону: Феникс, 2005.

  4. Максимов В.И., Голубева А.В. Русский язык и культура речи – М.: Высшее образование, 2008.

  5. 2. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка) // Под ред. И. Г. Проскуряковой. – СПб.: СПбГИ, 2001. (В библиотеке вуза).

  6. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка: около 10 000 слов, все трудные случаи, все типы ударений, способы запоминания. М. АСТ-ПРЕСС, 2007.

  7. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. Курс лекций. – М.: Флинта, 2005.



Словари

  1. Баш Л.М., Боброва А.В. и др. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. – М.: Феникс, 2009.

  2. Данилюк И.Г. Современный словарь иностранных слов для средней и высшей школы. – М.: Издательство: Бао-Пресс, 2008.

  3. Введенская Л.А. Словарь синонимов русского языка. – М.: Центрполиграф, 2009.

  4. Грубер Е. Этимологический словарь русского языка: для школьников и студентов. – М.: Локид, 2008.

  5. Красных В.И.. Толковый словарь паронимов русского языка. – М.: АСТ, Астрель, 2007.

  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2009.

  7. Соловьева Н.Н. Орфоэпические нормы русского литературного языка.– М.: Оникс, 2008.

  8. Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. – М.: Оникс, 2009.

  9. Семушкина Л.Н. Культура русской устной речи: Трудные случаи: Ударения; Произношения; Формообразования: Словарь-справочник Изд. 1-е/ 2-е. М., 2007.

  10. Трусова И. С. Литературный язык и нелитературные варианты

национального языка. – Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2006.

  1. Шильнова Н. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка. – М.: Дом славянской книги, 2010.







Должность

Подпись / Фамилия

Дата

Разработал










Согласовали

Заведующий кафедрой «Сервиса»

Михалев Ю.В.




Председатель УМКС

Хлюпин В.А.









izumzum.ru