Романтизм. Романтизм это своеобразная реакция на Французскую революцию (КарлМаркс). Великая французская буржуазная революция заверши - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Постановление Съезда граждан СССР третьего созыва миролюбивые народы... 1 146.85kb.
А. В. Гордон Великая французская революция как явление русской культуры 3 387.36kb.
Билет 25 Вопрос Романтизм в русской живописи 1 55.14kb.
«Великая Французская Революция» 1 25.84kb.
Романтизм в Германии Романтизм разрушает эстетику классицизма. 1 115.3kb.
Романтизм. Романтизм 1 52.07kb.
Романтизм как направление в литературе 1 321.19kb.
Немецкий романтизм 1 36.99kb.
Модернизм, как известно, уходит своими истоками к эпоху Просвещения... 1 35.61kb.
На уроке Дайте определение "романтизм" и расскажите об основных чертах... 1 29.04kb.
Урока литературы в 8 классе (гуманитарного направления) Тема: «Романтические... 1 57.05kb.
Е. В. Юсим Чацкий герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1824; 1 28.04kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Романтизм. Романтизм это своеобразная реакция на Французскую революцию (КарлМаркс). - страница №1/1




Романтизм

Романтизм. Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию (КарлМаркс). Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения.Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозныхисторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразившихжизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищалисьпровозглашением идей Свободы, Равенства и Братства. Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек оттого общества, наступление которого предвещали философы XVIII века.Наступила пора разочарования. В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомненияв возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти отдействительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новоймировоззренческой системы - РОМАНТИЗМА. Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в которомвидели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, ониуходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждойкультуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - вличности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; уфранцузов - в необычных историях. Что объединило все это в одно течение -романтизм? Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевнойжизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д.Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность. Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом и сентиментализмом. Мыувидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черноеи белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, аромантизм - нет. Теперь обратимся к сентиментализму. Он показываетвнутреннюю жизнь человека, в нем она находится в гармонии с огромным миром.А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Мне бы хотелось обратиться к заслугам романтизма. Романтизм продвинулпродвижение нового времени от классицизма и сентиментализма. Он изображаетвнутреннюю жизнь человека. Именно с романтизма начинает появлятьсянастоящий психологизм. Кто такой романтический герой и каков он? Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: (1) достолкновения с реальностью; он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладеваетжелание подвига, изменения мира. (2) после столкновения с реальностью; онпродолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становитсяскептиком, пессимистом. Четко поняв, что ничего изменить нельзя, стремлениек подвигу перерождается в стремление к опасностям. Хочу заметить что в каждой культуре был свой романтический герой, ноБайрон в своем произведении «Чайльд-Гарольд» дал типичное представлениеромантического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что междугероем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическомуканону. Теперь мне бы хотелось поговорить о признаках романтическогопроизведения. Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции междугероем и автором. Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говориться что-топлохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет вромантическом произведении, как правило, романтический. Так же романтикивыстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы,катаклизмы. РОМАНТИЗМ В РОССИИ. В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возникна семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторойподражательности. В русской культуре противопоставления человека миру иБогу не было. Возникает Жуковский, который переделывает немецкие баллады нарусский лад: ‘Светлана’ и ‘Людмила’. Вариант романтизма байроновскийпрожил и прочувствовал в своем творчестве первым в русской культуре Пушкин,потом Лермонтов. Как они восприняли романтизм? Что их привлекло? Что неустроило?Сначала мне бы хотелось разобрать пушкинские романтические поэмы, а потомперейти к Лермонтову. Обратимся к поэме ’’Кавказский пленник’’. Сюжет поэмы романтический. Пушкин берет романтического героя с туманнойбиографией. Вроде бы все идет нормально, но при дальнейшем прочтении поэмымы обращаем внимание на то, что идет нарушение в системе образов,единодержавии героя. Сюжет романтический, герой романтический, но Пушкин неможет за ним спрятаться, его начинает интересовать другой человек -девушка, в конце концов Пушкин сам, своей персоной, ‘влезает’ в конецпоэмы, давая анализ политической обстановки на Кавказе. Итак, образовалосьтри героя: Пушкин, кавказский пленник, девушка. Внимание к другому человекуне позволило Пушкину соответствовать романтическому канону. Вот как говоритоб этом сам Пушкин: ‘Эта поэма показала только одно, что я не гожусь вромантики.’ Братья-разбойники - это еще одна несостоявшаяся романтическая поэма. Уэтой поэмы сюжет романтический. Обратимся к композиции. Пушкин начинает сописания разбойников: ‘Калмык, башкирец безобразный, И рыжий финн’,....‘кто с каменной душой прошел все степени злодейства’. После небольшогопредисловия Пушкин доверяет доказательства сказанного разбойнику.Неожиданно разбойник делает акцент на том, что они с братом несчастныелюди, у них было сиротское детство, и совсем нет опыта бескорыстной любви.Выявим несоответствие канону. Во-первых, романтический герой неподсуден,разбойник - не сверхчеловек. И, конечно же, между автором и разбойникоместь дистанция. У Пушкина был дар внимания к людям, можно сказать, что онпишет это произведение не столько по романтическим законам, сколько посовести. Но и она показала, что Пушкин не годится в романтики. Интересно, а есть ли Пушкина самая романтическая из романтических поэм?Да, это ‘Бахчисарайский фонтан’. Сюжет этой поэмы романтический. Но в нейпоявляется три героя: Гирей, Зарема и Мария. Гирей (а, может быть, и самПушкин) выбирает неромантическую Марию. ‘Марии ль чистая душа являлась мне,иль Зарема носилась, ревностью дыша’. Глагол ‘носилась’ вызываетотрицательные эмоции. Но все же, в этой ситуации любовного треугольникаПушкин сочувствует всем и допускает присутствие романтизма. Теперь мне бы хотелось поговорить о последней несостоявшейся поэмеПушкина - ‘Цыгане’. Сюжет этой поэмы романтический, но происходитнарушение в системе образов: столкновения двух романтических героев,неспособных бескорыстно любить, ведет к страшным последствиям. Отец Земфирыпонимает и принимает жизнь с радостями и горестями. Он прощает убийстводочери, как раньше сумел простить измену жены, но говорит Алеко: ‘Ты нерожден для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли’. Мы ясно можемнаблюдать, что над героем происходит суд. Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позициичеловека: всего хочет только для себя. Уже позже Пушкин скажет: ‘Мы всеглядим в Наполеоны, двуногих тварей для нас орудие одно’. Теперь мне хотелось бы перейти к Лермонтову и обратиться к поэме‘Мцыри’, а потом сделать общие выводы. В этой поэме два романтических героя, поэтому, если это и романтическаяпоэма, то она очень своеобразна: во-первых, второй герой, Ионафан,передается автором через эпиграф;во-вторых, автор не соединяется с Мцыри, мы видим, что герой решаетпроблему своеволия по-своему, а Лермонтов на протяжении всей поэмы лишьдумает над решением этой проблемы. Героя своего он не судит, но и неоправдывает, однако встает в определенную позицию - понимания. Он понимаетМцыри, но видит последствия этого поведения, недаром есть странность вкомпозиции: заключение, которое стоит в начале (таким образом, Лермонтов ненавязывает своих мыслей читателю) говорит о разрушенном монастыре и общейсоборности. Все это связано с поступком Мцыри. Получается, что романтизм врусской культуре трансформируется в размышление. Получается романтизм сточки зрения реализма. Итак, можно сказать, что у Пушкина и Лермонтова не получилось статьромантиками (правда, Лермонтов сумел однажды соответствовать романтическимзаконам - в драме ‘Маскарад’). Своими экспериментами поэты показали, что вАнглии позиция индивидуалиста могла быть плодотворна, а в России - нет.Хотя у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками, они открылипуть для развития реализма. В 1825 году вышло первое реалистическоепроизведение: ‘Борис Годунов’, затем ‘Капитанская дочка’, ‘Евгений Онегин’,‘Герой нашего времени’ и многие другие. РомантизмТрапезникова Ксюша


izumzum.ru