«Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
«Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений» - страница №2/2

Участие бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений

Организационная структура любого предприятия объединена отдельными подразделениями, находящимися между собой в определенных производственных отношениях. Управление предприятием представляет процесс координации и регулирования деятельности этих подразделений, в котором значительное место уделено бухгалтеру-аналитику.

Бухгалтерская служба является наиболее организованной частью информационного обеспечения управленческих решений. Это единственный поставщик документально обоснованной и системно обеспеченной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов организации, о хозяйственных процессах и результатах деятельности, о долговых обязательствах, расчетах и претензиях. До последнего времени управленческие функции бухгалтерии ограничивались контролем за соблюдением законности совершаемых хозяйственных операций, например: за соответствием установленным правилам, соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины, списанием недостач, потерь, прочих долгов и т. п.

Современная целевая ориентация бухгалтерского учета в системе управления означает создание информационно-аналитической базы для принятия конкретных решений. При этих условиях роль бухгалтера-аналитика как непосредственного участника управления предприятием резко возрастает.3

В бизнесе на Западе бухгалтер-аналитик (бухгалтер-менеджер) одновременно является профессиональным менеджером. Бухгалтер-аналитик никогда не сможет реально ощутить свое назначение в управленческом процессе организации, пока не поймет, что прежде всего он является менеджером.

С появлением компьютерной техники изменились темпы сбора и хранения данных, следовательно, функции бухгалтера в организации претерпевают изменения. Помимо учетной функции его обязанности включают: планирование, организационное построение, координирование, контроль и стимулирование работы персонала.



Рассмотрим процесс управления как область реализации трех основных функций: постановка задач, организация работы по их решению и оценка результатов. Нигде в рамках системы управленческого учета роль бухгалтера-аналитика не будет столь важна, как в постановке комплекса задач. Главная ответственность бухгалтера по управлению при постановке задач включает:

  • сбор, анализ и предоставление фактических данных по характеристикам работы в прошлом и нынешнем периодах;

  • анализ современных сильных и слабых сторон организации и выявление предполагаемых возможностей и угроз;

  • определение приоритетов и основных направлений действий на целевой период;

  • финансовый анализ завершенных целей и планов всех управляющих.

Вторая важнейшая часть функции управления состоит в руководстве работами по решению общих задач, разработанных и утвержденных для управляющих. С начала целевого периода все управляющие организации приступают к решению собственных задач и реализации своих планов по достижению общей цели. Главная область ответственности бухгалтера-аналитика на этом эта-пе включает в себя:

  • точное и своевременное измерение промежуточных характеристик работы по решению поставленных задач;

  • предоставление управляющим данных и рекомендации, необходимые для выработки управленческих решений;

  • оптимизация использования рабочего времени управляющих и оказание им помощи при промежуточных обзорах хода дел.

Третья и последняя фаза реализации функций управления относится к измерению и оценке результатов. Это та часть функций бухгалтера-аналитика, которая посвящена контролю и отчетности. По мере накопления опыта в исполнении этой роли эффективно действующий бухгалтер не будет рассматривать контроль только как задачу регистрации свершившихся фактов. Такой подход приводит к тому, что контроль считается скорее "грязным делом", чем средством оказания помощи. Роль бухгалтера-аналитика в этой фазе включает в себя:

  • разработку индивидуализированных средств обратной связи, отвечающих конкретным требованиям каждого отдельного управляющего;

  • оказание помощи управляющим опытом бухгалтера-аналитика в постоянном поддержании контроля над их задачами и планами;

  • предоставление управляющим конкретных рекомендаций и предложений по содержанию и направленности корректирующих действий при отклонении результатов от требуемых характеристик работы.

При ответе на вопрос: "Какой квалификацией должен обладать бухгалтер-аналитик?" – можно указать несколько качеств. Бухгалтер-аналитик - прежде всего управляющий. Он считает себя в первую очередь менеджером, работа которого состоит в оптимизации отдачи от применения имеющихся ресурсов, использует свой профессиональный опыт в бухгалтерском учете как средство достижения результата. Он понимает задачи своей работы широко, придает значение не самим цифрам, а тому, что они значат. Бухгалтер-аналитик рассматривает свои отношения с другими управляющими как отношения благожелательного советника, помогающего им достичь лучших результатов, а не только как проверяющего контролера. Он признает всю важность контроля, но не переоценивает его значение. Действия бухгалтера-аналитика ориентированы на будущее, а не на прошлое.

Другим качеством успешно действующего бухгалтера-аналитика является то, что он видит интересы других подразделений, а не только интересы своего отдела. Квалифицированный бухгалтер-аналитик предпринимает целенаправленные действия для возможно белее частых контактов с работниками. Он стремится хорошо узнать реальные потребности других подразделений прежде, чем сможет удовлетворить их. Он присутствует на возможно большем числе оперативных совещаний, стремится стать членом управляющей команды, а не индивидуально действующим специалистом.

Бухгалтер-аналитик в своей работе должен в большей степени осуществлять мотивацию, нежели контроль действий подчиненных ему лиц. Основные черты, которыми должен обладать управляющий "мотивирующего" типа:


  • подчеркивает важность результата, а не затраченных на его получение часов;

  • считает контроль второстепенным делом и ведет его в минимальной степени;

  • предоставляет подчиненным максимальные возможности для проявления инициативы.

Бухгалтер-аналитик должен делать все от него зависящее, как в своих подходах, так и в советах и рекомендациях другим управляющим, чтобы мотивация никогда не страдала во имя излишнего и неэффективного контроля. Контроль необходим, только надо чтобы он не был чрезмерным и не сковывал инициативу.4

Как было сказано раньше, управление складывается из планирования, контроля и стимулирования и, следовательно, эти функции являются основными для бухгалтера-аналитика.

Планирование – это описание задач, проектирование возможных результатов и выбор пути их достижения. Планированию предшествует формирование итогов за отчетный период, их обобщение и анализ. Бухгалтер-аналитик участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены.

При разработке и составлении планов бухгалтер-аналитик должен учитывать следующие аспекты:



  • тратить минимум бумажной работы на обоснование задач;

  • не пытаться изложить на бумаге все детали плана;

  • использовать все возможные средства для упрощения чтения, восприятия и обзора плана.

Для достижения максимальной эффективности планы всех уровней дол-жны быть:

  • ориентированы на результат. По мере возможности информация должна быть выражена количественно и иметь прямое отношение к результату;

  • конкретными и сжатыми. Информация должна быть ограничена действительно важными фактами, проблемами и этапами действий;

  • всегда, когда возможно, слова следует заменять рисунками. Слова следует использовать только для описания, объяснений и оценки.

При выполнении своей функции бухгалтер-аналитик должен руководст-воваться методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.

Контроль – это действие, которое помогает выполнению запланированных решений и представление оценки, обеспечивающее обратную связь. Процесс контроля также является одной из функций бухгалтера-аналитика. По окончании отчетного периода он составляет отчеты об исполнении бюджета (плана) каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. При этом выявляются расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. Отчеты, подготовленные бухгалтером-аналитиком, позволяют с одной стороны объективно оценить деятельность руководителей центров ответственности, а с другой – информируют менеджеров и руководство о том, на каких участках не удалось достичь плановых показателей.

Ориентация на прошлое предполагает контроль, ориентация на будущее требует мотивационного подхода, следовательно, мотивация (стимулирование) есть третья функция бухгалтера-аналитика. Отчеты бухгалтера-аналитика об исполнении бюджетов стимулируют деятельность персонала, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты. Благодаря профессиональной деятельности бухгалтера-аналитика на предприятии налаживается обмен информацией и отчетностью между отдельными службами. С его помощью менеджеры знакомятся с разработанными для них планами, уясняют стоящие перед ними задачи.

Бухгалтер-аналитик, во-первых, несет ответственность перед руководст-вом за реальность бухгалтерских отчетов подразделений, во-вторых оказывает помощь управляющим центрами ответственности в планировании и подведении итогов работы. Поэтому он должен сочетать свою независимость и объективность с искренним желанием помочь менеджерам в управлении предприятием.

Работы по постановке управленческого учета целесообразно вести в рамках отдельного проекта компании, с применением процедур проектного управления. К выполнению такого проекта (или отдельных его этапов), как правило, привлекаются бухгалтеры-аналитики. Рассмотрим подробнее каждый этап таких работ, основные задачи и риски проекта построения управленческого учета.

Этап 1. Постановка задачи, начало работы.



В начале работ необходимо определиться с тем какие основные задачи в компании должен решать управленческий учет. Основные действия:

  • Определение ключевых потребителей данных. Методология учета должна быть четко ориентирована на информационные потребности компании. Избыточной отчетности, мало кем используемой и долго подготавливаемой, – не место в управленческой среде. Поэтому необходимо сразу определить круг лиц – пользователей информации. Причем, это должны быть не рядовые специалисты, а топ-менеджеры и ведущие методологи, принимающие основные бизнес-решения, а формируемая отчетность должна адекватно отражать состояние дел в компании. Целесообразно провести стартовую презентацию, в которой изложить цель проекта, ожидаемые результаты, план проекта (сроки и основные действия). Участники проекта, в том числе и бухгалтер-аналитик, должны понять, что будет делаться и зачем это нужно лично им. На этом этапе бухгалтеру-аналитику необходимо оценить возможные сроки окупаемости проекта и обязательно включить эту оценку в презентацию. Акционеры (руководство) компании должны понимать, что подобные проекты нацелены на повышение оперативности в принятии управленческих решений, на достижение большей «прозрачности» компании, а, следовательно, и на прирост ее стоимости.

  • Формирование перечня требуемых отчетов. Бухгалтеру-аналитику необходимо согласовать со всеми ответственными лицами состав отчетов, которые им необходимы, включая описание требуемых показателей и аналитики. Для каждого из отчетов нужно также определить сроки формирования (к какому числу и с какой периодичностью должен составляться отчет). В итоге все требуемые отчеты должны иметь четкое описание – по сути, это и есть постановка задачи для внедрения процесса управленческого учета.5 Основные риски первого этапа: концентрация усилий на второстепенных отчетах, которые облегчат жизнь исполнителям, но окажутся слишком детальными для топ менеджеров – риск не достижения целей и удорожания проекта; недостаточная поддержка проекта со стороны руководства – риски возникновения ситуации, когда, «наигравшись», руководство оставит все как есть.

Этап 2. Определение концепции учета. Планирование работ по проекту. Основные действия:

  • Определение основных концепций и структуры будущего учета. В первую очередь бухгалтеру-аналитику необходимо выбрать и утвердить основные концепции учета, которые, собственно, и определяют требования к системе управленческого учета. Концепции должны содержать ответы на принципиальные вопросы ведения учета: Будет ли строиться учет в соответствии с МСФО или нет? Будет ли управленческий учет вестись параллельно с бухгалтерским? Кто осуществляет контроль за подготовку данных управленческого учета, за систематическим «закрытием» периода? В какой автоматизированной системе будет реализована подготовка отчетности? Выбор системы автоматизации может играть значимую роль, т.к. многие системы налагают изначальное ограничение на методологию учета. В одних системах заложены глубоко проработанные механизмы ведения учета, в других – возможности реализации процессов очень гибкие, но есть определенные ограничения на количество аналитик и объем данных, и т.д.

  • Разбиение проекта внедрения учета на этапы и расстановка приоритетов. Необходимо спланировать дальнейшую работу и выделить основные этапы (конкретные действия в проекте). Причем, сразу нужно определить, что для компании является приоритетным и срочным, а что может подождать.

  • Определение границ проекта. Важно сразу определить рамки работ в проекте. Достаточно сложно и рискованно одновременно выполнять несколько задач, поэтому имеет смысл выделить наиболее приоритетные области.

  • Уточнение плана работ. Необходимо уточнить желаемые сроки работ по каждому этапу. Основной смысл этих работ – оценить максимально допустимую длительность этапа, иначе контролировать работы и управлять бюджетом проекта будет очень сложно. Основные риски второго этапа: неадекватный выбор приоритетов; чтобы снизить этот риск, лучше идти «сверху вниз», начиная с простых базовых отчетов и заканчивая более сложными и детальными; неправильная оценка сроков, в результате которой процесс постановки учета станет бесконечно долгим. Лучше всего ориентироваться на конечную дату и начинать планировать от этой даты назад.

Этап 3. Анализ состояния «как есть».

Основная задача данного этапа – определение совместно с бухгалтером-аналитиком индивидуальных особенностей работы компании и обусловливаемой этими особенностями специфики ведения учета; выявление сложностей, с которыми предстоит столкнуться при внедрении системы. Этот этап позволяет выявить слабые стороны сформированного плана работ по проекту и определить основные риски проекта. Акцент необходимо ставить на проверке правильности выделения основных направлений управленческого учета, осуществленного на предыдущих этапах, и на выявлении имеющихся ресурсов для ведения учета. Основные действия:



  • Изучение особенностей и «подводных камней» текущего учета. Бухгалтеру-аналитику следует определить, какие нюансы и сложности (с позиций ведения учета) существуют в компании, с какими проблемами уже столкнулись специалисты предприятия при формировании отчетности, как эти проблемы были решены. Особое внимание нужно уделить структуре доходов и расходов, выявить статьи с наибольшим удельным весом.

  • Уточнение плана работ по проекту. После изучения особенностей учета следует скорректировать план работ по проекту. Следует оценить длительность каждого из этапов. Не стоит забывать, что нововведение предполагает не только разработку, но и внедрение процедур, которое также требует существенных усилий.

Этап 4. Подготовка эскиза методологии и учетной модели «как надо».

После анализа всех имеющихся особенностей составляется собственно модель управленческого учета компании. На этом этапе нужно облечь принципиальную схему учета и разработанные ранее концепции, в стройную форму методики, прописать взаимосвязи между отчетными формами, продумать перечни и кодификаторы статей учета, взаимосвязь между ними. Все это осуществляется с участием бухгалтера-аналитика. Основной риск третьего этапа – построение системы, которая на практике не будет отвечать поставленным задачам учета. Поэтому к работам необходимо привлекать специалистов компании, понимающих специфику ее бизнеса. Основные действия:



  • Подготовка модели формирования выходных отчетных форм. Необходимо оценить принципиальную взаимосвязь всех элементов требуемой отчетности, задать основные блоки отчетности и области учета, определить глубину требуемого анализа.

  • Разработка промежуточных отчетных форм и способов расчета требуемых показателей. Основная задача – продумать детальный порядок расчетов, определить все требуемые для вычислений данные, методологии расчетов.

  • Проработка схемы ввода в информационную систему и хранения первичных данных. Разработка деталей учета: планов счетов, аналитик, формирование единого перечня хозяйственных операций с указанием требуемых данных, необходимых расчетов и т.д.

  • Разработка мер контроля данных, способов системного обеспечения надежности учета. Производится проверка обеспечения «прозрачности» данных в заложенной модели учета. Модель должна обеспечивать возможность простого и надежного контроля данных системы: данные должны быть, при необходимости, получены быстро и наглядно, аналитики должны быть удобными, как для ввода информации, так и для ее контроля финансовой службой. Необходимо также предусмотреть возможность будущего расширения модели, с учетом изменения количества и состава аналитик, более глубокой детализации данных, применения более сложных алгоритмов распределения расходов и т.д.

  • Разработка проекта процедур подготовки информации. Необходимо описать функциональное распределение обязанностей сотрудников, выполняющих подготовку данных, сроки и порядок ввода данных, принципиально спроектировать схему движения информации, проверить ее реалистичность.

  • Проверка и компоновка проекта методологии. Осуществляется компоновка методологии управленческого учета, проверка связанности и полноты полученной модели.

  • Подготовка тестовой версии методологии, пробные расчеты. Основная цель этих работ – проверить корректность ведения расчетов, непротиворечивость полученной методологии; оценить, достаточно ли понятна разработанная модель методологии. Основные риски четвертого этапа: чрезмерная загруженность модели, попытка сделать «все и сразу», нужно учитывать как технические возможности по реализации методологии учета, так и реальное время и силы исполнителей в соотношении с ценностью получаемой информации.

Этап 5. Обсуждение эскиза методологии.

После подготовки и проверки методологии необходимо представить полученный вариант специалистам и обсудить с ними адекватность системы учета. Речь, в первую очередь, идет о менеджерах и исполнителях, которым предстоит непосредственно вводить данные и обрабатывать информацию. Главная задача данного этапа – выявление слабых сторон методологии, проверка решений проблемных вопросов на надежность. Основные риски пятого этапа:  возможно сопротивление исполнителей, связанное с консерватизмом и инерцией мышления, необходимо понимать, что это естественная реакция, и убедить людей в необходимости и преимуществах новой системы учета.

На период внедрения изменений необходимо заранее предусмотреть средства, смягчающие переход к новой модели. Это может быть премия за временное повышение нагрузки, активная совместная работа и др. Вместе с тем, следует проявить настойчивость в проведении изменений, в противном случае нововведение может быть саботировано.

Этап 6. Согласование и утверждение методологии.

Разработанную методологию необходимо оформить в виде документа и утвердить в компании. Обычно это сопровождается презентацией руководству разработанной модели. Очевидно, что в данном случае, в отличие от обсуждения с менеджерами и исполнителями, презентация содержит значительно меньше деталей и больше нацелена на описание конечных достижений.

Этап 7. Разработка регламентов и документированных процедур.

Проект процедур, который был разработан на этапе подготовки методологии, необходимо уточнить, оформить их в виде отдельных регламентов, указать конкретные фамилии исполнителей, сроки и ответственность.

Этап 8. Внедрение.

При успешном выполнении всех предыдущих этапов работ и руководству компании, и участникам проекта будет понятно, какие конкретно изменения необходимо внедрить, чтобы запустить процедуры сбора данных и формирования отчетов по новой методологии. На этом этапе основные сложности могут возникнуть при внедрении изменений в системе учета.

Профессиональная деятельность бухгалтера-аналитика регулируется целым рядом специальных положений, законодательных актов, инструкций и нормативных требований. В силу специфики своей профессии бухгалтеры имеют дело с большими суммами денежных средств и дорогостоящими товарно-материальными ценностями. Чтобы эффективно выполнять свои обязанности, бухгалтеры должны удовлетворять не только высоким профессиональным, но также и особым морально-этическим требованиям.

Этический кодекс бухгалтера призван обеспечивать согласование личностного поведения каждого бухгалтера и той меры ответственности, которая объективно присуща представителям этой профессии.6 Кодекс устанавливает моральные критерии, которыми должны руководствоваться и которым обязан следовать каждый бухгалтер в ходе осуществления своей профессиональной деятельности. К основным положениям этических кодексов бухгалтера в большинстве стран относятся:


  • Ответственность. Бухгалтер несет полную профессиональную и моральную ответственность за результаты своей деятельности.

  • Общественный интерес. Бухгалтер принимает на себя обязательство служить общественным интересам и руководствоваться ими во всей своей деятельности.

  • Честность. Добросовестное и честное исполнение своих профессиональных обязанностей, исключение случаев умышленного нарушения законов и преднамеренного обмана. Бухгалтер должен стремиться заслужить уважение и доверие со стороны окружающих.

  • Объективность и независимость. В любых ситуациях бухгалтеру следует сохранять профессиональную объективность и руководствоваться ею при рассмотрении сложных спорных вопросов. Он не должен поддаваться чьему-либо персональному влиянию, и это влияние не может служить основанием для сознательного допущения нарушений законности. Бухгалтер должен также сохранять независимость при проведении аудита и других видов аттестуемых услуг.

  • Надлежащее исполнение. Выполнение бухгалтером своих функциональных обязанностей в четком соответствии с общепринятыми стандартами, нормами, принципами и правилами и с использованием современной общепринятой методики ведения бухгалтерского учета. Следует также постоянно заботиться о повышении своей профессиональной квалификации. Если бухгалтер надлежащим образом выполняет свои обязанности, то он не отвечает за возможные различного рода негативные результаты профессиональной деятельности, связанные с обстоятельствами, находящимися вне сферы его влияния или компетенции.

  • Конфиденциальность. Не следует обнародовать конфиденциальную информацию, затрагивающую чьи-либо интересы, без получения на то специального разрешения со стороны заинтересованного лица. Данный принцип нередко входит в противоречие с принципом честности, объективности и независимости. Если бухгалтер или аудитор обнаружил какие-либо нарушения законности конфиденциального характера или если были установлены факты искажения учетной и отчетной информации, то он обязан поставить об этом в известность соответствующих руководителей предприятия и предложить им законные варианты, позволяющие незамедлительно устранить эти нарушения и искажения.

Заключение

В современных условиях коренным образом меняется роль бухгалтера организации: он должен быть аналитиком, оказывать помощь менеджерам организации при выполнении ими таких функций, как планирование, контроль и регулирование, организационная работа, деловые контакты, стимулирование.

На стадии планирования бухгалтер-аналитик подготавливает информацию по следующим вопросам: организация процесса продаж, т.е. какие товары продавать, на каких рынках и по каким ценам; оценка предложений по капиталовложениям; при составлении смет — подготовка краткосрочных планов, координация разработки краткосрочных планов.

При контроле и регулировании бухгалтер-аналитик информирует менеджеров о случаях отклонения определенных результатов производства от плановых показателей, т.е. осуществляет своевременное проведение оперативного анализа производственных результатов организации и определяет слабые места производства.

В плане организационной работы бухгалтер-аналитик принимает участие в формировании рациональной системы учета, способствует повышению уровня эффективности системы управленческого учета.

Для бухгалтера-аналитика обязательны деловые контакты — предоставление менеджеру важной информации о деловой активности организации, на основе которой он может сделать выводы об эффективности деятельности, своевременно наметить и реализовать мероприятия по устранению недостатков.

В качестве стимулирования бухгалтер-аналитик принимает участие в составлении смет, что побуждает менеджеров организовывать свою работу таким образом, чтобы организация в целом могла достичь поставленных перед ней целей.

Бухгалтер-аналитик должен иметь высокую квалификацию, быть честным, дисциплинированным, объективным и независимым.




Список литературы





  1. Борисов Р. В. Организация управленческого учета: методология, методика. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.

  2. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. – М. : ИКФ Омега-Л, 2002.

  3. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: учебник. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  4. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2002.

  5. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.

  6. Карпова Т. П. Управленческий учет: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2002.

  7. Ковалев В. В., Соколов Я. В. Основы управленческого учета. - СПб: Лист, 2004.

  8. Николаева О. Е., Шишкова Т. В. Управленческий учет. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  9. Палий В. Ф. Развитие методологии управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2004. № 12.

  10. Пизенгольц М. З. О содержании управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2001. № 19.

  11. Пятов М. Л. Бухгалтерский учет для принятия управленческих решений. – М.: 1-С Паблишинг, 2009.

  12. Управление затратами на предприятии: Учебник / Под общ. ред. Г. А. Краюхина. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.

  13. Управленческий учет / Под ред. А. Д. Шеремета. - М.: ФБК-Пресс, 2006.

  14. Хорнгрен Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М. : Финансы и статистика, 2004.

  15. Чернов В. А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2001.




1 Хорнгрен Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М. : Финансы и статистика, 2004. – С. 34.

2 Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. – С. 45.


3 Палий В. Ф. Развитие методологии управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2004. № 12. - С. 53.

4 Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: учебник. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 103.

5 Пизенгольц М. З. О содержании управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2001. № 19. – С. 61.

6 Пятов М. Л. Бухгалтерский учет для принятия управленческих решений. – М.: 1-С Паблишинг, 2009. – С. 39.
<< предыдущая страница