«Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
«Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений» - страница №1/2

Курсовая работа

на тему: «Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений»


Содержание





Введение …………………………………………………………………….....

3

1. Сущность бухгалтерского управленческого учета ………………………

5

2. Участие бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений ...

12

Заключение …………………………………………………………………….

25

Список литературы ……………………………………………………………

26


Введение

Организационная структура любого предприятия объединена отдельными подразделениями, находящимися между собой в определенных производственных отношениях. Управление предприятием представляет процесс координации и регулирования деятельности этих подразделений, в котором значительное место уделено бухгалтеру-аналитику.

Бухгалтерская служба является наиболее организованной частью информационного обеспечения управленческих решений. Это единственный поставщик документально обоснованной и системно обеспеченной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов организации, о хозяйственных процессах и результатах деятельности, о долговых обязательствах, расчетах и претензиях. До последнего времени управленческие функции бухгалтерии ограничивались контролем за соблюдением законности совершаемых хозяйственных операций. Современная целевая ориентация бухгалтерского учета в системе управления означает создание информационно-аналитической базы для принятия конкретных решений. При этих условиях роль бухгалтера-аналитика как непосредственного участника управления предприятием резко возрастает.

Бухгалтер-аналитик помогает осуществлять анализ производственных результатов и определять слабые места производства, уделяя время не тем операциям производственного процесса, которые выполняются в соответствии с планом, а концентрируя внимание руководства на узких местах производства. В задачи бухгалтера-аналитика входит определение необходимого и достаточного оборота отчетной документации, частоту ее предоставления и степень детализации для обеспечения согласованного взаимодействия структурных уровней управления и выработки своевременной реакции на изменяющиеся условия. Таким образом, бухгалтер-аналитик не только оказывает помощь управляющим центрам ответственности (подразделениям) в планировании и подведении итогов работы, но и несет ответственность за реальность бухгалтерских отчетов, достоверность финансовых результатов.

Вопросы организации управленческого учета и принятия управленческих решений исследованы в работах ведущих отечественных экономистов: М. А. Вахрушиной, Н. Д. Врублевского, В. Б. Ивашкевича, Т. П. Карповой, О. Е. Николаевой, В. В. Палия и В. Ф. Палия, М. З. Пизенгольца, С. А. Рассказовой-Николаевой, Я. В. Соколова, В. И. Ткача, Н. Г. Чумаченко, А. Д. Шеремета, Т. В. Шишковой и др., а также в работах зарубежных ученых, таких как: А. Апчерч, Р. Вандер Вил, Г. Даниэль, К. Друри, М. Карренбауэр, Р. Мюллендорф, Дж. Рис, Джоэл Г. Сигел, Дж. Фостер, Ч. Хорнгрен, Р. Хофмайстер, Джей К. Шим, Х. Штиглер, Р. Энтони, А. Яругова и др.

При всей полноте освещения проблем управленческого учета, о роли бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений в исследованной литературе говорится вскользь и очень кратко. Учитывая указанное обстоятельство, была выбрана данная тема курсовой работы.

Целью исследования является рассмотрение роли бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:


  • исследовать сущность бухгалтерского управленческого учета;

  • проанализировать участие бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений.

Объектом исследования является бухгалтерский управленческий учет. Предметом исследования являются вопросы принятия управленческих решений.

Теоретической и методологической базой курсовой работы стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные акты, материалы Госкомстата России, данные отчетности предприятий и организаций.


  1. Сущность бухгалтерского управленческого учета

Деятельность предприятия и результаты его работы зависят от непрерывной последовательности принимаемых решений, каждое из которых вызывает движение материальных, трудовых и финансовых ресурсов и в конечном счете оказывает как благоприятные, так и неблагоприятные воздействия на финансово-экономическое состояние предприятия.

Информационное обеспечение процесса управления включает бухгалтерскую, статистическую отчетность, оперативные данные, различные неформализованные неучетные сведения.1 По отношению к предприятию потоки информационных данных обусловливаются внешними и внутренними факторами.

Внешние факторы характеризуют состояние экономики и условия развития техники и технологии, взаимосвязь предприятия с различными финансово-кредитными учреждениями и государственными органами контроля. Кроме того, предприятие имеет дело с различного рода рынками, которые составляют его непосредственное коммерческое окружение — рынок покупателей продукции (работ, услуг); рынок поставщиков материалов, энергоресурсов, оборудования и других производственных ресурсов. Конкуренты, производящие аналогичные виды продукции, присутствуют как на рынке покупателей, так и на рынке поставщиков. Влияние предприятия на эти факторы достаточно ограничено и они находятся вне области управления, но их необходимо учитывать при формировании управленческих решений.

Внутренние факторы сосредоточены на самом предприятии и включают состояние его производственно-финансовых активов, эффективность использования имеющихся ресурсов и уровень издержек производства. Эти данные находятся в области управленческих решений предприятия и формируются в основном в подсистеме бухгалтерского учета. Однако непосредственное использование данных бухгалтерского учета для целей управления затруднено. Информационные потребности и запросы руководителей и менеджеров ограничиваются по следующим причинам:


  • сложность понимания экономического содержания статей и форм бухгалтерской отчетности, их взаимосвязи;

  • ретроспективный характер ведения бухгалтерского учета;

  • необходимость включения и оценки альтернативных действий;

  • необходимость формирования информации с разным уровнем обобщения в зависимости от уровня управления.

Решение указанных проблем привело к относительному обособлению и разделению бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет.

Управленческий учет представляет собой информационно-вычислитель-ную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования предприятия и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.



Управленческий учет, являясь составной частью системы управления предприятием, призван формировать информацию для:

  • планирования будущей стратегии и тактики функционирования предприятия в целом и осуществления отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия;

  • измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и в разрезе подразделений, выявления степени рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг);

  • контроля экономичности текущей деятельности предприятия в целом и в разрезе отдельных подразделений, видов деятельности;

  • корректировки управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции (работ, услуг).

К конкретным практическим задачам управленческого учета следует отнести:

  • выявление областей наибольшего риска и узких мест в деятельности предприятия;

  • формирование ценовой политики предприятия, в том числе пределов скидок, при различных условиях сбыта и платежа;

  • формирование ассортиментной политики и выявление убыточных видов продукции;

  • оценка эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.

Исходными позициями при реализации задач управленческого учета являются:

  • ориентация на достижение поставленной цели предпринимательства;

  • формирование альтернативных вариантов решений поставленных задач деятельности предприятия и выбор оптимального варианта;

  • расчет нормативных параметров исполнения оптимального варианта и своевременного выявления отклонений от заданных параметров;

  • интерпретация выявленных отклонений и их анализ.

Управленческий учет, концентрируя информацию в объеме, необходимом для принятия управленческих решений руководством предприятия различных уровней, строится на соблюдении следующих общесистемных принципов формирования информации:

  • Принцип опережения данных для принятия управленческих решений. При этом гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей.

  • Принцип ответственности за последствия принятых решений. Если ответственность за результаты хозяйствования на всех уровнях управления отсутствует, вести управленческий учет нет смысла.

  • Принцип целостности. Управленческий учет должен быть системным и обеспечивать согласованность данных с показателями финансового учета и отчетности даже тогда, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи.

  • Принцип понятности. Представление данных в виде аналитических таблиц, графиков, удобных и понятных для пользователей.

  • Информация управленческого учета предназначена для внутреннего управления предприятием и носит конфиденциальный характер.

Виды учета в зависимости от предоставленной информации и ее участия в управлении группируются по двум направлениям:

  • бухгалтерский учет;

  • управленческий учет.

Управленческий учет охватывает практически все компоненты менеджмента, в то время как бухгалтерский учет представляет собой часть этой системы и касается только стоимостного аспекта. При этом значительное количество исходной информации для управления предприятием используется как бухгалтерским, так и управленческим учетом.

Главный отличительный признак управленческого учета — его интегрированность. Причем интеграция происходит как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонтальная интеграция по компонентам менеджмента опирается на эффективную систему учета, обеспечивающую сопоставимость учетных блоков между собой. Результатом сопоставимости выступает вертикальная интеграция, охватывающая цикл принятия управленческих решений: план—организация—учет—контроль—анализ—регулирование.

Система управленческого интегрированного учета строится на согласовании различных подсистем учета, где локальные блоки учета должны быть сопряжены с бухгалтерским учетом и между собой.2

Информационные связи разных подсистем обеспечиваются соответствием рабочего плана счетов бухгалтерского учета организационной, финансовой и плановой структурам, последовательность взаимодействия которых строится следующим образом:



  • аналитика рабочего плана счетов бухгалтерии - оргструктура - центры ответственности - центры планирования;

  • аналитика рабочего плана счетов — статьи дохода и расхода финансовых бюджетов—финансовые приложения бизнес-плана;

  • учет затрат в бюджетировании — учет производственных затрат — учет затрат при расчете себестоимости;

  • учет хода организационных и производственных процессов — учет реализации операционной части бизнес-плана.

Чтобы управлять, нужно располагать сведениями, позволяющими увидеть взаимосвязь между составляющими бизнес-плана, финансового бюджета и учета. Бизнес-план включает: блок концепции, блок логистики и блок финансов. Финансовый раздел бизнес-плана содержит бюджеты, обеспечивающие выполнение проекта, формы которых должны совпадать с финансовыми бюджетами. Финансовый бюджет связан с блоком учета, где зарождается основной массив учетной информации в рамках ведения счетов. Следовательно, рабочий план счетов и выбор аналитических признаков в бухгалтерском учете должны быть составлены так, чтобы обеспечить формирование базы данных для форм отчета по финансовым бюджетам.

Для того чтобы вся система работала в заданном направлении, необходима согласованность действий всех структур как по сбору нужной и своевременной информации в требуемой форме, так и по ее использованию для принятия управленческих решений.

Управленческий и финансовый учет тесно переплетаются между собой. Оба вида учета обеспечивают информацией своих потребителей, как внешних, так и внутренних, определяют ее состав и содержание. Взаимодействие управленческого и финансового учета достигается на основе преемственности и комплексного использования первичной информации, единства норм и нормативов. 

Каждому виду учета присущи свои особенности, но они имеют общие характеристики в принципах построения, применяемых методах. В качестве единых объектов выступают все процессы хозяйственной деятельности, а именно процессы снабжения, производства и реализации, представляющие собой кругооборот хозяйственных ресурсов предприятия. Эти объекты не могут функционировать изолированно. Однако выполняя разные функции, они рассматриваются как неотъемлемые составные части финансового и управленческого учета.

Организация и ведение финансового учета на производственных предприятиях осуществляется в соответствии с установленными законодательно-правовыми требованиями. Системы управленческого учета могут принимать при этом любые формы, в которых нуждается предприниматель. Во многих случаях для принятия решений необходимо пользоваться знаниями о внешних событиях, обстановке на рынке и прочей неколичественной информацией.

Можно выделить несколько этапов процесса организации управленческого учета:



  • Первый этап — создание рабочей группы. В нее должны входить руководители всех подразделений, которых коснется процесс. Лучше всего, если группу возглавит первое лицо компании (или его заместитель). Все участники обязаны какую-то часть времени (от 10 до 50%) посвящать работе над проектом. Заседания должны проводиться регулярно, при принятии решения нужно обязательно назначать ответственного за его выполнение и устанавливать сроки окончания работы. На этом этапе осуществляется анализ сложившегося положения дел, изучаются существующие информационные потоки и определяется цель проекта. Это этап диагностики и формулирования концепции построения учета, в том числе учетной политики и управленческого плана счетов. Функциональная диагностика и разработка модели требуют специальных технологий, обеспечивающих скорость, полноту и связность результата, поэтому целесообразно привлечение консультантов. Все остальное компания может выполнить сама.

  • Второй этап — разделение центров финансовой ответственности (ЦФО): затрат (например, ИТ-служба), дохода (например, отдел сбыта), прибыли (например, филиал) и инвестиций. На данном этапе необходимо точно определить, где и по чьему решению возникают доходы и затраты, чтобы менеджер центра, например, не отвечал за неконтролируемые расходы. До менеджеров центров финансовой ответственности доводятся показатели, достижение которых они обязаны обеспечить. С прагматической точки зрения, достаточно выделить два вида подразделений — приносящие доход и инфраструктурные.

  • Третий этап — обеспечение необходимого документооборота, в частности разработка методологии (кто, какую информацию, в какую форму и графу вносит) и создание регламента (какая информация, в какой срок и кому поступает, что он с ней делает, кому и когда в каком виде передает). Все это оформляется в виде положения об управленческом учете.

  • Четвертый этап — обучение работе с системой управленческого учета персонала, непосредственно вовлеченного в процесс. Обучение можно проводить параллельно с формированием управленческой отчетности.

  • Пятый этап — автоматизация. Причем она должна осуществляться только на самой последней стадии внедрения управленческого учета. Специалисты рекомендуют хотя бы год поработать в любой стандартно-локальной программе, например Excel, и лишь потом, при условии, что затраты на программное обеспечение оправданы, приступать к более глубокой автоматизации.

Нормативные документы управленческого учета можно распределить по четырем уровням:

  • законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

  • положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;

  • методические указания, инструкции, рекомендации и т.п.;

  • документы организации, которые разрабатываются ею при формировании учетной политики: рабочий план счетов бухгалтерского учета; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; правила документооборота и технология обработки учетной информации и т.п.
  1. следующая страница >>


izumzum.ru