Рынок труда и доходы населения учебное пособие - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие Москва, 2014 Учебное пособие разработано на кафедре... 4 1038.32kb.
Учебное пособие Ульяновск 2007 2 (075) ббк 65. 050я7 а 86 5 2517.17kb.
Организация и оказание медицинской помощи недоношенным детям на педиатрическом... 4 1094.17kb.
Учебное пособие в помощь студентам 5 761.75kb.
Учебник для вузов. М.: Юнити, 1999. 551 с. Бабосов Е. М. Конфликтология... 1 60.23kb.
Программа Учебное пособие Для студентов факультета журналистики 2 614.46kb.
Строительные и путевые машины учебное пособие по дисциплине 14 2397.7kb.
Учебное пособие Расчеты на прочность при переменных нагрузках Салават... 1 321.86kb.
Актуальность темы исследования 1 162.88kb.
Учебное пособие Таганрог 2004 ббк 65. 290-5я73+65. 050. 9(2р) 18 3426.07kb.
Н. Г. Чернышевского история социальной педагогики учебное пособие 28 2167.33kb.
В. П. Грузинов, В. Д. Грибов экономика предприятия издание второе... 15 2809.37kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рынок труда и доходы населения учебное пособие - страница №2/15

Глава II. Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики

Переход к рыночной экономике поставил проблему занятости в разряд самых актуальных и в теоретическом, и в практическом плане.

Данная глава поможет читателю уяснить:

– экономическую и социальную сущность, структуру и принципы занятости;

– понятия полной и эффективной занятости, систему показателей, раскрывающую суть эффективной занятости;

– содержание и масштабы вторичной и скрытой занятости;

– занятость как социальную проблему, стратегическую и тактическую цель политики занятости, федеральный и региональные аспекты политики занятости.


  1. Социально-экономическая сущность и структура занятости


Занятость как экономическая категория
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чисто экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.

В законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется более широко, как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает ее социально-экономическое содержание.

Общественно полезной деятельностью занято трудоспособное население: работающие по найму; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами; самостоятельно обеспечивающие себя работой; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие курс обучения в высших, средне специальных и других учебных заведениях.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:



I. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

II. Военнослужащие Российской армии. Они, как правило, занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.

III. Учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

1) наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;

2) работодатели. К ним относятся предприниматели, бизнесмены, реализующие свои предпринимательские способности;

3) самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяются шесть групп занятого населения:

1) наемные работники;

2) работодатели;

3) лица, работающие за свой счет;

4) члены производственных кооперативов;

5) помогающие члены семьи;

6) работники, не классифицируемые по статусу.

В зависимости от целей анализа можно использовать разные классификации.
Принципы занятости
Переход России к рыночной экономике потребовал глубоких экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, в российском обществе были выработаны и закреплены в законодательных актах, прежде всего в Конституции РФ и Федеральном Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», основные принципы занятости. Неуклонное следование им на практике придаст отношениям занятости устойчивый рыночный характер.

Первым принципом, закрепленным в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. А незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, общественной, религиозной и другой деятельностью.

Данный принцип позволяет человеку свободно выбирать тот или иной вид деятельности, место и форму приложения своих способностей, независимо от форм собственности, других условий труда, месторасположения объектов приложения труда. Проводимые реформы, в частности приватизация средств производства, особенно приватизация жилья, права его продажи и обмена, изменения в правилах прописки, способствуют реализации этого принципа.



Вторым принципом можно назвать ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость*.

________________________

* См. «Экономика труда и социально-экономические отношения». Учебник. Изд-во «Черо». Изд-во Московского университета, 1996. С. 80.


Этот принцип говорит о содействии государства усилиям индивидуумов приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности косвенными мерами: экономическими, законодательными, социальными.

Третьим принципом выступает комплексный подход к решению проблем занятости, который состоит в координации усилий органов власти всех уровней, взаимодействии механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использовании финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижении экономической и социальной эффективности государственных программ стимулирования занятости.

Государство в новых условиях отказалось от прямого преимущественно административно-централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость – система регулирования занятости. Главными ее звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости, соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий. Важную роль в этом играет инвестиционно-структурная, налоговая, финансово-кредитная политика государства. Совместными усилиями субъектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшение качественных характеристик рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий.




  1. Полная и эффективная занятость

Достижение полной и эффективной занятости является одной из ключевых задач социально-экономической политики государства, важнейшей проблемой экономической науки.


Полная занятость
Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования. В зависимости от критерия, положенного в основу его характеристики, оно трактуется по-разному. Так, в советский период таким критерием для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне.

В результате такой политики государства занятость достигла сверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х годов более 94% всего трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно-полезной деятельностью. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость означала такое состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости был чрезмерным, он наносил ущерб другим сторонам жизнедеятельности и, прежде всего, здоровью людей, семейному воспитанию детей.

В западной экономической теории и практике под полной занятостью (как тождественное используется понятие «оптимальная занятость») подразумевается такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу.

Возникает вопрос: при каком уровне вовлеченности в профессиональный (оплачиваемый) труд может быть достигнута полная занятость? Видимо, при соответствии рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие вакантных (незанятых) рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.

Под экономически целесообразным понимается продуктивное (обеспеченное оборотными средствами и т.д.) рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, гарантирующий нормальное воспроизводство работника и его семьи. Отвечающее указанным требованиям рабочее место может использоваться в 2–3 смены, тогда экономически целесообразных будет 2–3 места.

Следовательно, если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, то это и будет означать полную занятость. Такая сбалансированность позволит обеспечить лучшие результаты в масштабе экономики, ибо они строятся на фундаменте научно-технических достижений, высокой производительности труда. Без постоянного совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным требованиям, и вывода из производственного процесса старых, не отвечающих экономической целесообразности рабочих мест, нельзя добиться социального прогресса, реализации интересов общества и каждой личности.

Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Государственное регулирование в первую очередь состоит в развитии фундаментальной науки, образования, здравоохранения, обеспечении экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железных дорог, энергетических и трубопроводных сетей).

Соединение рыночного механизма и государственного регулирования возможно решить при существенном изменении структуры. Чрезмерная занятость, свойственная социалистической экономике, уже преодолена. Однако это произошло в результате не структурной перестройки и повышения производительности труда, а спада в экономике, роста безработицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы, ухода с рынка труда. Сегодняшняя структура занятости не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.


Эффективная занятость
Является ли полная занятость эффективной? Какими показателями она определяется?

Полная занятость может иметь место и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню работающих. Тогда и работники, и государство будут нести как экономические, так и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие их нормальное существование. Государство и общество будут недополучать ресурсы в бюджет, в социальные фонды.

Поэтому возникает проблема эффективности занятости, или эффективной занятости. По данному вопросу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Такое определение эффективной занятости вполне приемлемо, оно предполагает всестороннее развитие человека. Однако, используя такое широкое определение, невозможно измерить эффективную занятость с помощью одного показателя, но вполне можно дать количественную характеристику через систему показателей*. Какие это показатели?



________________________

* Одна из таких систем предложена в учебнике «Экономика труда и социально-экономические отношения». Учебник. Изд-во «Черо». Изд-во Московского университета, 1996. На наш взгляд она не полная.


Первым показателем в этой системе можно назвать уровень занятости населения профессиональным трудом. Коэффициент занятости населения профессиональным трудом можно определить как частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения (в процентах). Этот коэффициент показывает зависимость занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения. Этот коэффициент дает одну из характеристик благосостояния общества.

Пример расчета. В 1997 г. численность занятого населения составила 65,4 млн. человек, общая численность населения – 147,5 млн. человек.

Доля трудоспособного населения в этом году составляла 57%. В 1992 г. коэффициент занятости был равен почти 50% (в 1990 г. – 50,8%). Следовательно, произошло снижение уровня занятости более чем на 5 процентных пунктов. Сегодня можно считать, что в России нет сверхвысокой занятости. В США данный коэффициент выше: в 1989 г. он составлял 62%*.



________________________

* См. Долан Э.Дж. Макроэкономика. СПб.: АО «С.-Петербург-Оркестр», 1994. С. 10.


Второй показатель – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Этот показатель тесно связан с динамикой трудоспособного населения в зависимости от изменения демографических и социально-экономических факторов. Уровень занятости трудоспособного населения с экономической точки зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой – потребность населения в рабочих местах. Он рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения (трудовых ресурсов). В 1997 г. уровень занятости трудоспособного населения составил немногим более 77%.

О прогрессивности изменения этого показателя нужно судить с учетом исходного уровня занятости и роста производительности труда. При этом высокая занятость не означает высокую эффективность, если не обеспечивает роста производительности труда.



Третий показатель – это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. После расчета коэффициента занятости профессиональным трудом аналогичным образом можно определить коэффициенты занятости учебой и другими видами общественно полезной деятельности, чтобы установить необходимые пропорции. Прогрессивность изменения данных пропорций следует оценивать с учетом общественной производительности труда и уровня занятости (сверхвысокая или низкая) в предшествующий период, а также с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости, чем выше уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, и тем выше доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.

Четвертый показатель – рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель нередко называют рациональной занятостью. Он имеет самостоятельное значение. Рациональная занятость представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. При неудовлетворительном распределении рабочей силы на стыках между звеньями производства, отраслями и секторами возникают противоречия, потери. При рациональной занятости можно избежать или сократить значительные «стыковочные» потери и иметь дополнительный результат, т.е. рационально использовать рабочую силу. Вместе с тем это означает и повышение эффективности занятости.

В условиях перехода от централизованной системы к рыночной, когда государство уже перестало управлять экономикой, а рыночный механизм еще не заработал, потери от нерационального распределения трудовых ресурсов особенно велики. Это наглядно видно по значительному сокращению занятости в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс и, прежде всего, по отрасли «Наука и научное обслуживание». Занятость в этой отрасли в 1995 г. была в 1,7 раза меньше, чем в 1990 г. В 1997 г. по сравнению с 1995 г. она сократилась еще на 160 тыс. человек.

Среди занятых по секторам экономики больше работающих было в сфере материального производства и меньше в сфере услуг, тогда как в развитых странах эта пропорция была обратной. Так, в США в середине 90-х годов в сфере услуг работало 75% всех занятых. Здесь было сконцентрировано более 80% всех работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации. В этой сфере производится до 80% валового внутреннего продукта США*.

________________________

* См. США: экономика, политика, идеология. 1996, № 7. С. 35.


Пятый показатель связан с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих. Данный показатель позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько система подготовки кадров соответствует потребности экономики в них. При выявлении несоответствия следует разработать систему мер по стимулированию сбалансированности структуры рабочих мест и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. Главное внимание должно быть уделено подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала на предприятиях и в учебных заведениях всех уровней.

Если сравнить профессионально-квалификационную структуру работающего населения России с аналогичной структурой США, то можно увидеть, что в Российской Федерации доля занятых физическим трудом, а в нем доля неквалифицированной работы выше (соответственно 68 и 45%; 26 и 10%). Среди специалистов с высшим и средним образованием в Российской Федерации доминируют кадры технического профиля и меньше удельный вес специалистов по гуманитарным и естественным специальностям. В США доля последних специалистов выше, чем в РФ.

В первой половине 90-х годов в Российской Федерации снизилась квалификация работающего населения в связи с резким сокращением подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и снижением числа обученных специалистов в системе государственного образования. Кроме того, значительная часть наиболее квалифицированных специалистов, прежде всего молодых, ушла из науки, промышленности в сферу торгово-посреднической деятельности, на менее квалифицированную работу, а часть из них эмигрировала за границу («утечка мозгов»).

Во второй половине 90-х годов падение прекратилось, наметилась тенденция к росту подготовки кадров, как в учебных заведениях, так и на предприятиях ряда отраслей. Причем структура обучающихся меняется в сторону увеличения подготовки специалистов в области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента, экономики, других специальностей гуманитарного профиля, а также по специальностям непроизводственного профиля. Эти профессии пользуются повышенным спросом на рынке труда.

Наконец, об эффективности занятости можно судить по такому показателю, как норма безработицы. В настоящее время в западной экономической литературе популярной является точка зрения о том, что полная и эффективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы – это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровни реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда. На практике она исчисляется суммированием текучей (фрикционной) и структурной безработицы. Последняя связана с высвобождением работников в результате структурной перестройки экономики под влиянием научно-технического прогресса. Например, для США такой нормой сегодня является уровень безработицы в 5,5– 6,0%.

Некоторые предлагают для определения полной и эффективной занятости в России использовать норму естественной безработицы, которая в западных странах равна 5–6%.

В России в 90-х годах трудно рассчитать такую норму, поскольку незавершена структурная перестройка, неточны или отсутствуют статистические данные по производительности труда. Упрощенный вариант позволяет считать норму естественной безработицы по ее уровню в условиях неускоряющейся инфляции. Россия пока не добилась стабильного и низкого уровня (2– 4% в год) роста инфляции. Кроме того, проблема усложняется наличием высокой скрытой безработицы (занятых неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.д.). Поэтому судить об эффективности занятости по норме естественной безработицы в России пока нельзя.

Таким образом, получить более или менее точное представление об эффективной занятости можно, только используя систему показателей.




  1. Вторичная занятость

Многообразие социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование различных форм занятости. Формы занятости – это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. В рамках национального рынка труда труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами правового регулирования, продолжительностью и режимом рабочего времени, регулярностью трудовой деятельности, местом выполнения работы.

Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место. Это связано как с ее спецификой, так и с тем воздействием, которое она оказывает на функционирование рынка труда. Вторичную занятость можно определить как дополнительную (вторичную) форму использования рабочей силы уже вовлеченного в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Можно выделить целый ряд причин, подталкивающих граждан к поиску дополнительной работы:

1) стремление повысить уровень доходов. Такое стремление возникает у работников тогда, когда уровень оплаты труда на основном рабочем месте не позволяет обеспечивать его основные материальные и духовные потребности, но, по тем или иным причинам, работник не решается на увольнение, на поиск новой работы. Конкретные ситуации, порождающие стремление повысить уровень доходов путем вторичной занятости, могут быть различными, но существуют и определенные закономерности их возникновения. Например, для современной России характерен низкий уровень цены труда, при котором заработная плата работников среднего (а в ряде случаев и высокого) уровня квалификации находится на грани прожиточного минимума. Обеспечить в этих условиях приемлемый уровень жизни для себя и членов своей семьи работник может только путем вторичной занятости. Экономический кризис в России вызвал к жизни неполную занятость, при которой работник используется работодателем неполный рабочий день (или сокращенную рабочую неделю). При этом оплата труда осуществляется в зависимости от выполненного объема работ или отработанного времени. Сокращенный рабочий день и соответствующим образом уменьшившаяся заработная плата стимулируют работника к поиску дополнительной оплачиваемой работы.

2) стремление к повышению собственной конкурентоспособности на внешнем рынке труда. Оно достаточно часто возникает у людей, охваченных скрытой безработицей, т.е. формально занятых в народном хозяйстве. Однако, в связи с кризисным состоянием предприятия, они в любой момент могут стать реальными безработными. По оценкам специалистов, совокупный размер скрытой безработицы в России составляет во второй половине 90-х годов около 12 млн. человек. Большинство людей, охваченных скрытой безработицей, но не увольняющихся с предприятий в надежде на стабилизацию ситуации и возрождение производства, выражают готовность к поиску смежной, второй работы, которая помогла бы им пережить трудные кризисные времена. В ряде случаев, когда совместительство оформляется на временных условиях, работник находится на периферии рабочей силы фирмы. В условиях успешного сотрудничества с новой организацией, а особенно тогда, когда рабочее место соответствует профессионально-квалификационным характеристикам работника и не требует его переподготовки, смежная деятельность может трансформироваться в основную. В этом случае вторичная занятость может выступать своеобразным «мостиком», обеспечивающим смену рабочего места без периода безработицы и длительной адаптации в новой организации.

В большинстве случаев вторичная занятость остается за рамками государственной политики в области регулирования рынка труда. Однако те или иные меры воздействия на сферу социально-трудовых отношений со стороны государства могут привести к увеличению или сокращению масштабов вторичной занятости. При этом особую роль может сыграть размер минимальной заработной платы, устанавливаемый в законодательном порядке. Именно минимальная заработная плата, являясь своеобразной точкой отсчета при построении систем оплаты труда на конкретных предприятиях и в организациях, оказывает существенное влияние на формирование цены труда. В свою очередь, цена труда влияет на масштабы его предложения. Своеобразное избыточное предложение труда, при котором наемные работники стремятся занять не одно, а два-три рабочих места, порождается именно низкой ценой труда и невозможностью поддержания достойного уровня жизни на одну зарплату. При таком положении вещей вторичная занятость может привести к росту безработицы, так как в условиях ограниченного количества рабочих мест наиболее мобильные работники займут более одного места, а кто-то останется вообще без работы. В этом случае у органов государственной власти может появиться желание ограничить распространение вторичной занятости, с тем чтобы сократить масштабы безработицы. Однако опыт государственного регулирования социально-экономических процессов свидетельствует о том, что применение мер административного характера (запрещение совместительства, ограничение совокупного дохода граждан, прогрессивное налогообложение и т.д.) без устранения экономических причин того или иного явления приводит к злоупотреблениям, а в случае со вторичной занятостью может привести к превращению ее в скрытую занятость.

Следует учитывать также и те негативные последствия, которые может иметь вторичная занятость для самих работников. В первую очередь, это повышение интенсивности труда и увеличение его продолжительности. При этом работодатели не нарушают трудового законодательства, так как на своем рабочем месте работник трудится в пределах установленной законом продолжительности рабочего дня (рабочей недели). Интенсификация труда в условиях ненормируемого рабочего времени ведет к тому, что человек не успевает восстановить свои силы к следующему рабочему дню, его рабочая сила не воспроизводится в прежнем качестве и преждевременно изнашивается. Это может впоследствии привести к ранней потере трудоспособности, производственному травматизму, инвалидности. Человек, вынужденный работать в нескольких местах, неизбежно снижает планку своего профессионального мастерства, у него смещаются мотивационные аспекты в сторону исключительно материальных стимулов. В этих условиях не остается места ни профессиональному росту, ни гармоничному развитию личности.

Существование вторичной занятости соответствует изменившимся условиям экономической жизни общества. Гибкий рынок труда требует разнообразных форм трудоустройства и использования рабочей силы. В результате формируются новые подходы к занятости, выражающиеся в концепции глобальной занятости. Она исходит из потребностей в трудовой деятельности всего трудоспособного населения, предполагает нормирование совокупного объема работ и распределения его между всеми желающими получить работу. При этом минимальная заработная плата перестает быть точкой отсчета в построении систем вознаграждения и уступает место гарантированному минимальному доходу, который уже не может регулироваться условиями работы по найму. Именно в рамках концепции глобальной занятости происходит массовая индивидуализация форм, режимов и условий занятости, самой структуры трудового пути человека. Гибкость наемного работника на рынке труда, его профессиональная, квалификационная и социальная мобильность, умение найти свое место в изменяющейся сфере социально-трудовых отношений безусловно повышают уровень конкурентоспособности и гарантируют занятость даже в условиях экономических кризисов.




  1. Занятость как социальная проблема

Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.

Напротив, безработица, если она становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность, вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой социально-политическую проблему.

Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Причем эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделить в самостоятельный раздел. В этом качестве политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества.

Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели. Стратегическая цель заключается в достижении высокого уровня жизни, создании условий для всестороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактическая цель – сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости.

Политика занятости на федеральном уровне в первую очередь должна быть направлена на решение первоочередной задачи – обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.

Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др. В итоге все они направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха.

Политика занятости на региональном уровне также должна преследовать стратегические и тактические цели, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них можно назвать следующие:

– устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

– подготовка и переподготовка рабочей силы;

– поддержка (налоговая и другая) деятельности по созданию рабочих мест;

– расширение диапазона общественных работ;

– налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных (особенно северных) регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления на родине жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы;

– государственная поддержка (административная, налоговая и другая) привлечения иностранного капитала в регионы, страдающие повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.

Главным направлением политики занятости в переходный период является создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабочей силы.

Предложение труда в 90-х годах значительно превышает спрос. В качестве предупредительных мер целесообразно оказывать социальную поддержку отдельным слабо защищенным категориям трудоспособного населения, которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив напряжение на нем: совершенствовать программы помощи женщинам с детьми, пенсионерам, молодежи, совмещающей труд и учебу. К такому же результату может привести стимулирование гибкой занятости, развитие гибкого рынка труда.

Вместе с тем снижение уровня заработной платы в общих доходах, наблюдаемое в последнем десятилетии XX в., приводит к ослаблению трудовой мотивации, одного из важных факторов повышения эффективности экономики.

Надежды на решение этой проблемы с помощью приватизации не оправдались. Она показала, что передача средств производства в частные руки еще не обеспечивает роста мотивации к труду. Проблема оказалась гораздо сложнее. Ее решение требует активных усилий каждого человека и государства в создании нормальных условий труда и жизни, повышения уровня квалификации, конкурентоспособнос-

ти работников, социальной защиты в случае увольнения, свободы передвижения по территории, создание рынка жилья и т.п.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какова сущность занятости как экономической категории? Назовите основные виды общественно-полезной деятельности.

2. Назовите принципы занятости.

3. Дайте характеристику полной занятости.

4. Каково содержание понятия «эффективная занятость»? Какими показателями она измеряется?

5. Что такое вторичная занятость? Какие причины порождают вторичную занятость и каковы ее последствия для отдельных работников?

6. Раскройте занятость как социальную проблему. Каковы основные цели политики занятости, проводимой государством?

<< предыдущая страница   следующая страница >>


izumzum.ru