Рыночный механизм и государственное регулирование экономики в обеспечении экономического развития - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад об итогах социально-экономического развития г. Феодосия и... 1 112.13kb.
Лекции по курсу «Государственное регулирование экономики», семинары... 1 10.73kb.
Информация о Программе экономического и социального развития г. 1 140.96kb.
Программа дисциплины «Государственное регулирование недропользования»... 1 222.23kb.
В сравнении с производственной сферой 2 452.08kb.
Основные показатели развития мирового хозяйства тенденции экономического... 1 200.84kb.
Становление экономики, основанной на знаниях, обусловлено двумя взаимосвязанными... 1 53.9kb.
Программа социально-экономического развития мо го «город Каспийск»... 1 93.37kb.
Торговля является одной из важнейших составляющих экономики и сегодня... 1 249.83kb.
Пояснительная записка Корректировка мероприятий комплексной программы... 1 25.43kb.
Экономики Артемовского городского округа 1 39.99kb.
Электронный глоссарий по экономическому анализу 2 792.41kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Рыночный механизм и государственное регулирование экономики в обеспечении экономического - страница №1/1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Челябинский государственный университет»
Экономический факультет

Кафедра экономической теории и регионального развития

УТВЕРЖДАЮ

Декан экономического факультета

__________ Калинина Т.В.

«___»______________2013г.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности 080102.65 -"Мировая экономика"

Квалификация «специалист»

Челябинск 2014

Утверждена на заседании кафедры

экономической теории и регионального развития


Протокол № 1 от 30 августа 2013г.

Зав. кафедрой А.Ю. Шумаков




  1. Экономика в жизни общества. Основные вопросы экономики.

Происхождение и основные значения понятия «экономика»в современных условиях. Экономика как наука. Предмет и объект экономической науки, основные вопросы, решаемые экономической наукой. Прикладные и теоретические разделы экономической науки. Микро – и макроэкономика. Научные специальности и направления подготовки в сфере высшего профессионального образования по экономике. Роль экономики в развитии личности, общества и государства.


  1. Основные элементы экономической системы и их характеристика.

Экономика как народнохозяйственный комплекс. Мировая, национальная, региональная экономика. Экономика как система, её элементы и взаимосвязи между ними. Подразделения, секторы, отрасли и комплексы экономики. Основные показатели экономического развития страны, региона, предприятия, благосостояния населения.


  1. Рыночный механизм и государственное регулирование экономики в обеспечении экономического развития

Определение рынка. Состав участников рыночных отношений и их интересы. Спрос и предложение на рынке. Товар и рыночный механизм формирования его цены. Функциональные рынки и их особенности. Конкуренция и монополистические проявления на рынке. Виды монополий. Преимущества и недостатки рыночного механизма регулирования экономики. Необходимость участия государства и общества в регулировании экономики.


  1. Основные проблемы экономического развития современной России.

Угрозы: разрыв в уровне благосостояния групп населения; экономический коллапс и потребительский кризис; возможная консервация технологического отставания; невыполнение социальных обязательств в достаточном объёме; политический кризис, рост центробежных тенденций с угрозой дезинтеграции; утрата важных геополитических позиций на международной арене и ряда ключевых суверенитетов, провалы в обеспечении национальной безопасности; депопуляция, прежде всего качественная – новая утечка «человеческого капитала», исход из страны наиболее продуктивной части населения.

Направления развития: Модернизация финансовой системы, обеспечение соразмерности спроса и предложения денег. Обеспечение рационального соотношения между импортом и национальным производством. Модернизация и повышение производительности труда в промышленности, внедрение новых технологий и снижение издержек. Контроль над ценами в сферах, где недостаточная конкуренция. Рост уровня добавленной стоимости национального продукта. Обеспечение рационального соотношения между реальным и финансовым сектором, сбалансированности отраслевой структуры экономики. Совершенствование инструментов денежной политики, банковской системы, обеспечение управления курсом национальной валюты и инфляцией.


  1. Экономическая политика. Цели, задачи, формирование, приемлемое сочетание интересов.

Экономика как система производственных отношений. Экономические интересы и производственные отношения. Сущность экономических интересов и противоречия в системе экономических интересов. Экономическая политика и экономические интересы. Цели и субъекты экономической политики. Формы реализации экономической политики различных субъектов


  1. Собственность и ее место в системе экономических отношений.

Собственность и хозяйствование. Структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Содержание права собственности. Право владения, пользования и распоряжения имуществом, право присвоения. Организационно-правовые формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы. Смешанные и переходные формы собственности. Экономические интересы, цели и средства.

Институты собственности. Эволюция и многообразие форм собственности в современной экономике. Частная и общественная собственность. Интеллектуальная собственность. Изменение отношений собственности при переходе от одной экономической системы к другой. Понятие переходной экономики.




  1. Факторы производства и их использование. Формы вознаграждения по факторам производства.

Экономические ресурсы и факторы производства. Природные, капитальные и трудовые ресурсы. Предпринимательская способность. Ограниченность ресурсов и проблема выбора оптимального решения. Экономический выбор. Стремление хозяйствующих субъектов к максимизации. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Производственные возможности и производительные силы общества. Экономические ограничения: граница производственных возможностей.

Земля как фактор производства. Замещение одного фактора производства другим. Эффект убывающей отдачи. Труд как фактор производства. Рабочая сила. Труд конкретный и абстрактный, умственный и физический. Качественные и количественные характеристики труда. Производительность труда. Физический капитал. Средства труда и предметы труда. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ оборудования. Амортизационные отчисления, норма амортизации. Предпринимательство как фактор производства. Возникновение и развитие теории предпринимательства (Р. Кантильон, Й. Шумпетер).




  1. Товар и его свойства. Товарное хозяйство: условия возникновения и особенности.

Условия возникновения товарного хозяйства. Специализация и
разделение труда. Экономическая обособленность
товаропроизводителей. Роль собственности в экономическом
обособлении.

Значение специализации в развитии товарного производства. Виды специализации. Специализация как фактор эффективности товарного производства. Роль экономической обособленности в развитии товарного производства. А.Смит об экономической свободе.

Экономическая сущность товара. Товар как экономическая категория. Отличие товара от нетовара. Меновая стоимость товара. Теория трудовой стоимости и маржинализм о свойствах товара. Стоимость и потребительная стоимость товара. Роль труда в определении стоимости. Предельная полезность товара. Обмен товаров.


  1. Деньги, их сущность и функции.

Развитие товарного обмена и возникновение денег. Формы меновой стоимости. Сущность денег и их признаки: признание, долговечность, портативность, делимость, уникальность и транспортабельность. Функции денег в экономике. Закон денежного обращения. Количество денег в экономике. Инфляция и дефляция.

  1. Предприятие как основное звено экономики: сущность, классификация, организационно-правовые формы.

Понятие предприятия (фирмы). Внутренняя и внешняя среда предприятия. Место фирмы в экономической системе. Предприятие как сфера бизнеса и предпринимательской деятельности. Фирма как субъект хозяйственных отношений.

Диверсификация, концентрация и централизация производства. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство. Классификация предприятий. Малые, средние и крупные предприятия. Организационно-экономические формы предприятий (фирм).

Индивидуальные частные предприятия (ИЧП) как сфера индивидуального предпринимательства. Достоинства и недостатки ИЧП.

Партнерские предприятия (товарищества) и общества. Типы товариществ и обществ. Достоинства и недостатки партнерских предприятий.

Акционерные общества (АО) и их особенности. АО закрытого типа. АО открытого типа. Акции и их виды. Облигации акционерных компаний. Курс акций.

Государственные предприятия и их виды. Необходимость государственных предприятий в рыночной экономике. Достоинства и недостатки государственных предприятий. Разгосударствление и приватизация государственных предприятий в современной России.




  1. Государственное регулирование рыночной экономики: необходимость и возможности.

Понятие государственного регулирования экономики (ГРЭ). Субъекты экономической политики государства. Объекты государственного регулирования экономики. Дерево целей ГРЭ. Границы эффективного вмешательства государства в экономику.

Административно-правовые методы ГРЭ. Меры запрета, разрешения и принуждения. Правовая инфраструктура. Директивное планирование и прогнозирование.

Денежно-кредитные методы ГРЭ. Регулирование нормы обязательного банковского резерва. Операции на рынках ценных бумаг. Манипулирование учетной ставкой. Налогово-бюджетные методы ГРЭ. Дискретная и недискретная фискальная политика государства.

Модели ГРЭ. Кейнсианская модель ГРЭ. Модель политики предложения. Монетаристская модель ГРЭ.




  1. Экономический рост и развитие: сущность, основные факторы и различия.

Понятие экономического роста. Экономический рост и экономическое развитие. Типы экономического роста: экстенсивный, интенсивный. Затратная траектория и разновидности экстенсивного типа экономического роста. Антизатратная траектория и разновидности интенсивного типа экономического роста. Реальный экономический рост.

Показатели экономического роста. Абсолютные показатели. Относительные показатели: коэффициент роста, темп роста, темп прироста. Качественные составляющие экономического роста.

Факторы экономического роста. Факторы предложения. Производственная функция. Потенциальный и реальный экономический рост. Факторы спроса. Факторы распределения. Взаимосвязь факторов экономического роста.


  1. Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт.

Валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП). Методы измерения ВВП: по доходам, по расходам. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.

Чистый национальный продукт (ЧНП). Национальный доход (НД) и его распределение. Фонд потребления и фонд накопления общества. Личный доход. Располагаемый доход. Соотношение показателей в системе национальных счетов.




  1. Сущность спроса и предложения; факторы, их определяющие. Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Функциональные рынки и их особенности.

Сущность спроса и факторы его определяющие. Цена товара и спрос. Закон спроса и его действие. Неценовые факторы спроса. Кривые спроса. Потребительский спрос: функциональный и нефункциональный. Социальный, спекулятивный и нерациональный спрос. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена.

Сущность предложения и факторы его определяющие. Цена товара и его предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Кривые предложения.

Спрос, предложение и цены совершенного рынка. Цены спроса. Цены предложения. Равновесие. Равновесная и неравновесная рыночная цена. Излишек потребителя. Излишек производителя. Совокупная выгода покупателей и продавцов на рынке. Установление равновесия на конкурентном рынке по Маршаллу и по Вальрасу. Устойчивое и неустойчивое равновесие конкурентного рынка.

Закон спроса и предложения и его действие. Взаимодействие спроса и предложения при изменении условий производства и потребления. Влияние налогов и субсидий на равновесие конкурентного рынка. Тенденция рынка к сбалансированности. Паутинообразная модель восстановления рыночного равновесия. Общее рыночное равновесие.




  1. Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Конкуренция и ее виды. Объекты и субъекты конкурентной борьбы. Конкуренция продавцов. Конкуренция покупателей. Ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы. Недобросовестная конкуренция.

Конкуренция и модели рынка. Совершенная конкуренция и её критерии. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Чистая монополия. Антимонопольное законодательство.

Роль конкуренции в рыночной экономике. Регулирующая функция конкуренции. Стимулирующая функция. Дифференцирующая функция конкуренции. Социальные и экономические последствия конкуренции.

Сущность монополии. Причины возникновения монополии. Концентрация производства и монополии. Естественная монополия. Формы монопольных объединений. Картельные соглашения. Синдикаты. Тресты и комбинаты. Концерн как современная форма объединения. Диверсификация и конгломераты. Олигополии.




  1. Экономический цикл и его фазы. Причины цикличности экономического развития.

Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла и их характеристика. Кризис и его роль в развитии рыночной экономики. Депрессия. Оживление. Экономический бум.

Причины цикличности экономического развития. Внешние причины и экстернальные теории. Внутренние причины и интернальные теории. Современная наука о причинах циклического развития рыночной экономики.

Продолжительность и типы экономических циклов. Цикл Китчина. Цикл Жугляра. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева. Специфика современных циклов деловой активности.


  1. Виды, причины и показатели инфляции. Последствия и издержки инфляции.

Инфляции и ее виды. Открытая и скрытая инфляция. Сбалансированная и несбалансированная инфляция. Ожидаемая и неожидаемая инфляция. Инфляция спроса и инфляция предложения. Гиперинфляция.

Показатели инфляции. Индексы цен: индекс цен потребительских товаров; индекс цен инвестиционных товаров; дефлятор ВНП. Уровень и темп инфляции. Правило “величины 70”.



Причины инфляции. Внутринациональные причины. Международные причины. Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филлипса.


  1. Тенденции в развитии мировой экономики, неравномерность и противоречивость развития мирового хозяйства.

Интернационализация, интеграция и глобализация в мировой экономике. Противоречия между развитыми странами, развитыми и развивающимися, между странами «севера» и «юга», между странами «запада» и «востока». Глобальные проблемы развития мировой экономики.


  1. Положение стран в мировой экономике и показатели, учитываемые для его установления, выделение подсистем мирового хозяйства.

Основные классификации стран в мировом хозяйстве. Развитые, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой: макроэкономические показатели уровня развития, тип экономического развития (экстенсивный и интенсивный), степень открытости экономики, уровень развития и характер внешнеэкономических связей, социальная структура хозяйства.


  1. Транснациональные корпорации: основные характеристики, роль в глобализации, основные виды, страны-лидеры по развитию ТНК.

Определение понятия «транснациональные корпорации». Признаки ТНК. Вертикально интегрированные, горизонтально интегрированные, диверсифицированные (раздельные) ТНК. Различия экономических условий стран базирования и принимающих стран. Роль ТНК в мировом производстве и обмене. ТНК в развитых и развивающихся странах. Российские ТНК.


  1. Современный этап экономического и социального развития мирового сообщества.

Характерные черты современного этапа развития мировой экономики: формирование международных производительных сил, создание системы международных экономических организаций, особая роль ТНК в развитии мирового хозяйства, открытость экономики и экономическая свобода, усиление экономического взаимовлияния и взаимозависимости.

  1. Природно-ресурсный потенциал и человеческие ресурсы в мировой экономике.

Основные классификации природных ресурсов. Особенности распределения природных ресурсов в мировом хозяйстве. Глобальная проблема сырья и энергии. Борьба за природные ресурсы. Критерии оценки человеческих ресурсов. Демографическая структура мировой экономики. Международная миграция рабочей силы.


  1. Особенности регулирования мирохозяйственных связей.

Основные субъекты, формы и механизмы регулирования мирохозяйственных связей. Роль международных организаций в регулировании мирохозяйственных связей. Регулирование международной торговли, международных валютно-финансовых отношений.


  1. Интеграция в мировой экономике: общее содержание, виды, государственное регулирование.

Определение понятия «международная экономическая интеграция», микро- и макроэкономический уровень интеграции. Основные формы (этапы) МЭИ: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический (валютный) союз. Государственное регулирование интеграционных процессов на разных этапах. Ведущие интеграционные группировки мира.


  1. Особенности предпринимательской деятельности на внешнем рынке.

Понятие предпринимательской деятельности, виды предпринимательства. Способы выхода предпринимательской деятельности за рубеж. Основные отличия предпринимательской деятельности, осуществляемой на внутреннем и внешнем рынке.


  1. Участие России в международной экономической интеграции и роль России в интеграционных объединениях (АТЭС, ЕВРАЗЭС, СНГ, ШОС, БРИКС).

Сущность и формы международной экономической интеграции и цели участия России в этом процессе. Основные задачи, функции, основной состав стран перечисленных интеграционных группировок, причины и стратегические цели участия в них России.


  1. Особенности участия России в процессе глобализации.

Признаки и проявления участия страны в глобализации. Положительные и отрицательные стороны влияния глобализации на экономику России: преимущества и опасности. Перспективы развития России в условиях глобализации.


  1. Внешний долг России: история формирования, современное состояние и перспективы управления.

Определение понятия «внешний долг страны», история формирования российского долга, различие государственного и коммерческого долга, понятие реструктуризации долга, современное состояние российского долга в абсолютных и относительных значениях, перспективы управления долгом в России.
29. Маркетинговые исследования в международном маркетинге: основные направления и методология.

Определения: «маркетинг», международный маркетинг», маркетинговые исследования». Раскрыть специфику изучения международных рынков. Перечислить основные направления маркетинговых исследований. Охарактеризовать схему проведения маркетингового исследования (желательно, на конкретном примере)


30. Продвижение товаров и услуг на рынок: национальный и международный аспект.

Определение продвижения товаров на рынок. Раскрыть специфику продвижения продукции на национальном и международном рынках. Раскрыть план продвижения продукции. Перечислить основные методы продвижения, дать их краткую характеристику. Охарактеризовать факторы, влияющие на выбор метода продвижения, привести примеры.


31. Основные направления роста международной фирмы.

Определение международной фирмы, перечислить ее разновидности. Описать возможности роста фирмы: а) при существующих масштабах деятельности (интенсивный рост), б) в рамках отрасли (интеграционный рост), в) за рамками отрасли (диверсификационный рост). Указать основные формы и основания для выбора стратегии роста на каждом из уровней


32. Маркетинговая среда международной фирмы.

Определения: «маркетинговая среда фирмы», макросреда», «микросреда»

2) характеристика микросреды фирмы, ее основных элементов

3) характеристика макросреды фирмы, ее основных факторов


33. Международный маркетинг: понятие, содержание, концепции управления маркетингом, специфика методов проникновения на рынок.

Определение «международный маркетинг». Раскрыть сущность международного маркетинга, его отличия от маркетинга внутреннего. Дать характеристику основных концепций управления маркетингом. Перечислить основные способы проникновения компании на зарубежный рынок, дать их сравнительную характеристику.


34. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.

Основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов:

- чистый дисконтированный доход NPV (понятие, расчет, критерий принятия решения в методике),

- индекс доходности PI (понятие, расчет, критерий принятия решения в методике),

- срок окупаемости инвестиций PP, DPP (понятие, расчет),

- внутренняя норма прибыли IRR (понятие, расчет).


35. Правовые основы деятельности предприятия с иностранными инвестициями.

Нормативно-правовые документы, регулирующие привлечение и функционирование иностранного капитала в России. Права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестирование на территории РФ. Категории субъектов иностранных инвесторов. Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций.


36. Инвестиционный климат России и меры государства, направленные на его улучшение.

Понятие инвестиционного климата. Факторы, влияющие на инвестиционный климат (политические, социальные, финансово-экономические). Методы оценки инвестиционного климата России. Меры государства, направленные на улучшение инвестиционного климата России.


37. Инвестиционная привлекательность предприятия.

Понятие инвестиционной привлекательности предприятия. Аспекты, рассматриваемые при оценке инвестиционной привлекательности предприятия (привлекательность продукции предприятия, кадровая, инновационная, финансовая, территориальная, экологическая привлекательность). Показатели, используемые при оценке инвестиционной привлекательности.


38. Бизнес-план инвестиционного проекта: понятие, структура, этапы разработки.

Цели и задачи бизнес-плана инвестиционного проекта. Последовательность разработки бизнес-плана инвестиционного проекта. Основные разделы бизнес-плана инвестиционного проекта. Итоговые показатели бизнес-плана.


39. Содержание, уровни, особенности внешнеэкономической деятельности в России.

Понятие внешнеэкономической деятельности, внешнеэкономической операции, внешнеэкономических связей. Уровни внешнеэкономической деятельности: внешнеэкономическая деятельность предприятия, внешнеэкономическая деятельность региона, внешнеэкономическая деятельность страны. Основные характерные особенности внешнеэкономической деятельности России.


40. Формы внешнеэкономической деятельности России.

Понятие формы внешнеэкономической деятельности. Характеристика основных форм внешнеэкономической деятельности России: внешняя торговля, военно-техническое сотрудничество, научно-техническое сотрудничество, проектно-строительные услуги, инвестиционное, валютно-финансовое сотрудничество, лизинг, толлинг, сотрудничество в области транспортных услуг, туризма и другие формы.


41. Назначение и структура внешнеторгового контракта.

Понятие внешнеторгового контракта, его назначение. Характеристика основных разделов внешнеторгового контракта: преамбула, предмет контракта, цена и сумма контракта, условия платежа, сроки поставок, условия приемки товаров по качеству и количеству, упаковка и маркировка, санкции и рекламации, форс-мажорные обстоятельства, урегулирование споров и арбитраж, адреса и реквизиты сторон.


42. Способы заключения внешнеторгового контракта: оферта, запрос, заказ.

Характеристика основных способов заключения контракта. Понятие места заключения контракта. Понятие оферты, виды оферты. Содержание оферты. Типовые формы оферты. Понятие запроса и заказа. Отличительные особенности запроса и заказа. Проработка поступивших оферт и заказов. Порядок заключения внешнеторгового контракта



43. Базисные и валютно-финансовые условия внешнеторгового контракта.

Понятие и необходимость использования базисных условий поставки. Краткая характеристика групп терминов «Incoterms - 2010»: групп E, F, C, D. Возможность применения «Incoterms - 2010» в международной торговле уникальными товарами.

Понятие валютных оговорок, их основные виды. Валюта цены, валюта платежа.
44. Условия и формы международных расчетов.

Понятие и особенности международных расчетов. Основные виды банковских счетов, используемых при международных расчетах. Краткая характеристика условий международных расчетов: расчеты наличными, расчеты в кредит, комбинированные условия. Краткая характеристика форм международных расчетов: аккредитив, инкассо, банковский перевод, расчеты с использованием векселей и чеков (схемы, виды, достоинства и недостатки каждой формы). Средства платежа при международных расчетах.



45. Мировая валютная система, её содержание и эволюция.

Понятие валютной системы. Национальные, региональные и мировая валютные системы. Элементы валютной системы. Становление и развитие мировой валютной системы как один из объективных результатов возникновения мирового хозяйства, интернационализации хозяйственной жизни. Общая характеристика Парижской, Генуэзской, Бреттон-Вудской и Ямайской валютных систем.


46. Валютные курсы и факторы, их определяющие.

Валютный курс как экономическая категория. Системы валютных курсов. Эволюция систем валютных курсов. Плавающий и фиксированный валютные курсы. Факторы, воздействующие на формирование валютного курса. "Сильные" и "слабые" валюты. Котировка иностранных валют. Методы котировки: прямая и косвенная. Кросс-курсы. Курсы продавца и покупателя. Маржа и ее значение.


47. Формы международных экономических отношений.

Мировое развитие и система современных международных экономических отношений. Основные формы международных экономических отношений. Международное движение товаров, услуг и факторов производства. Национальные и интернациональные экономические интересы в системе межгосударственных связей. Характер воздействия научно-технического прогресса на развитие современных международных экономических отношений. Россия в системе международных экономических отношений.


48. Международные организации и их роль в координации мирохозяйственных связей.

Международные экономические организации в системе координации международного сотрудничества. Организация Объединённых Наций и система её экономических органов и учреждений. Экономический и Социальный Совет ООН. Программы и специализированные учреждения ООН. Международные организации вне системы ООН. Региональные экономические организации.


49. Глобализация экономического развития: сущность, основные процессы, угрозы и возможности.

Углубление интернационализации хозяйственной жизни как закономерность развития общества. Основные особенности глобализации экономического развития. Современные проблемы глобализации. Теоретические аспекты глобализации и регионализации. Условия и основные факторы развития международных экономических отношений в период глобализации.


50. Мировой рынок: характерные особенности, структура и конъюнктура.

Сущность и характерные особенности мирового рынка. Конъюнктура мирового рынка. Цены и особенности ценообразования на мировом рынке. Товарная структура мирового рынка. Международная конкурентоспособность стран на мировом рынке. Современные возможности инфраструктуры мирового рынка. Международный рынок услуг.


51. Основные положения и стадии таможенного оформления.

Общие положения таможенного оформления. Этапы таможенного оформления. Предварительное таможенное оформление (предварительные операции). Процедура временного хранения. Доставка товаров и транспортных средств под таможенным контролем.Основное таможенное оформление (таможенное декларирование). Формы декларирования. Этапы проверки таможенной декларации. Лица, уполномоченные на подачу таможенной декларации.


52. Понятие, общая характеристика и формы таможенного контроля.

Понятие таможенного контроля, его виды и общая характеристика. Цели таможенного контроля. Объект, предмет и субъекты таможенного контроля.Методы и средства проведения таможенного контроля.Формы таможенного контроля.


53. Понятие, классификация и порядок уплаты таможенных платежей.

Понятие, классификация и общий порядок уплаты таможенных платежей. Плательщики таможенных платежей. Таможенная пошлина: понятие, виды, налогооблагаемая база. Размеры и ставки таможенных пошлин. Таможенные льготы.Налог на добавленную стоимость, акциз, сбор за таможенное оформление: понятие, порядок расчёта, льготы.


54. Таможенные процедуры: понятие, классификация, особенности и условия помещения товаров.

Понятие и виды таможенных процедур. Выбор и изменение таможенной процедуры. Помещение товаров под таможенную процедуру. Соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные процедуры. Документы и сведения, подтверждающие соблюдение таможенного режима. Гарантии соблюдения таможенного режима.


55. Государственное регулирование внешней торговли: протекционизм и свободная торговля, этапы развития.

Роль государства в регулировании внешней торговли. Две основных системы внешнеторговой политики государства – либерализм и протекционизм, их содержание. Этапы развития международной торговли. Развитие торговли в античном обществе; торговля в период Средневековья; торговые отношения с середины ХПв. и до середины ХХв. Мировая торговля со 2-ой половины ХХв. и в начале ХХIв.


56. Перспективы развития экономики России в условиях её участия в ВТО.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Всемирная торговая организация. Россия и ВТО. Внешнеторговая политика России в условиях участия в ВТО.


57. Особенности ценообразования в мировой торговле.

Понятие цены товара и мировой цены. Понятие интернациональных издержек. Ценообразующие факторы и их классификация. Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков. Практика и методы определения внешнеторговых цен.


58. Особенности внешнеторговой политики государства, ее цели и содержание.

Определение внешнеторговой политики, её цели. Особенности государственного регулирования экспортно-импортных операций. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Квоты и лицензии во внешней торговле.


59. Торговая политика международных организаций и группировок стран: цели, методы и формы ее осуществления.

Международные торговые организации. ВТО – Всемирная Торговая Организация. ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию. МТО – Международная таможенная организация. МТП – Международная Торговая Палата. Их цели, принципы деятельности и основные задачи.. Торгово-экономическое сотрудничество в Америке: НАФТА, МЕРКОСУР, КАРИКОМ; в Азии: АСЕАН и другие; в Африке и Тихоокеанском бассейне; в Европе. Приведите примеры – на выбор.


60. Классические теории международной торговли.

Теория абсолютных преимуществ (А.Смит). Теория сравнительных преимуществ (Д. Рикардо). Теория международной стоимости (Дж. Милль).


61. Неоклассические теории международной торговли.

Э. Хекшер, Б. Олин – теория соотношения факторов производства. В. Леонтьев – парадокс Леонтьева. Т. Рыбчинский – теорема Рыбчинского и «голландская болезнь».


62. Альтернативные и неотехнологические теории международной торговли.

Теория эффекта масштаба (П. Кругман, К. Ланкастер, С. Линдер). Теоия «технологического разрыва» (М. Познер). Теория жизненного цикла продукта ( Р. Вернон). Теория конкурентных преимуществ (М. Портер).


63. Показатели производительности труда. Факторы роста производительности труда.

Сущность и определение производительности труда. Факторы производительности труда: интенсивность труда и производительная сила труда. Эффективность труда. Влияние квалификации работника, уровня организации и условий труда на производительность труда. Показатели, выражающие производительность труда. Производительность труда и трудоёмкость продукции.


64. Материальные ресурсы предприятия: понятие, классификация, проблема взаимозаменяемости.

Определение материальных ресурсов предприятия. Природные ресурсы и ресурсы, созданные людьми. Средства и предметы труда. Виды предметов труда: сырьё,основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия. Роль различных материальных ресурсов в процессе производства. Основной и оборотный капитал предприятия.


65. Основные фонды предприятия: понятие, классификация, методы оценки и эффективность использования. Амортизация основных фондов.

Определение основных фондов предприятия. Основные производственные фонды и их роль в процессе производства. Основные фонды, основные средства и основной капитал предприятия. Состав и структура основных производственных фондов. Показатели наличия, движения и технического уровня основных производственных фондов. Виды стоимостной оценки основных производственных фондов. Технико-экономические и финансово-экономические показатели эффективности использования основных производственных фондов. Износ основных производственных фондов и его виды. Сущность, цели и методы амортизации основных производственных фондов. Оптимизация сроков службы машин и оборудования.


66. Нематериальные активы предприятия: сущность, классификация, методы оценки. Амортизация нематериальных активов.

Сущность нематериальных активов и их роль в развитии предприятия. Состав и структура нематериальных активов. Особенности оценки нематериальных активов различных видов. Определение сроков полезного использования нематериальных активов различных видов. Износ и амортизация нематериальных активов.


67. Оборотные средства предприятия: экономическая сущность, структура. Нормирование оборотных средств.

Определение оборотных средств. Роль оборотных средствв обеспечении процесса производства. Оборотные средства, и оборотный капитал предприятия. Состав и структура оборотных средств. Оборотные производственные фонды и фонды обращения. Методы определения потребности предприятия в оборотных средствах: аналитический, индексный, прямого счёта. Нормируемые оборотные средства. Методы расчёта нормативов оборотных средств по нормируемым элементам оборотных средств. Операционный и финансовый цикл предприятия. Оборотные средства и рабочий капитал предприятия. Технико-экономические и финансово-экономические показатели эффективности использования оборотных средств. Абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств.


68. Затраты на производство и их классификация. Себестоимость продукции, работ, услуг. Виды себестоимости.

Сущность затрат. Капитальные и текущие затраты. Затраты, расходы и издержки, общее содержание и различие понятий. Определение себестоимости продукции, работ и услуг. Способы группировки расходов в себестоимости. Экономические элементы и статьи себестоимости. Смета расходов и калькуляция. Элементные и комплексные статьи себестоимости. Классификация расходов, включаемых в себестоимость по зависимости от объёмов производства, по роли в процессе производства и по способу отнесения на себестоимость конкретных видов продукции. Различие показателей себестоимости в зависимости от полноты включаемых в её состав расходов.


69. Производственная программа предприятия.

Портфель заказов и план производства. Роль маркетинговых исследований в формировании производственной программы. Определение производственной программы. Основы формирования производственной программы предприятия: рентабельность и ресурсоёмкость отдельных видов продукции, и объёмы имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Натуральные и стоимостные показатели производственной программы, отражающие план и результаты производственной деятельности: валовая, товарная, реализованная продукция, взаимосвязь показателей и методы их расчёта.


70. Финансовые показатели деятельности предприятия.

Состав и структура источников средств предприятия. Денежные доходы и поступления предприятия. Денежные средства и финансовые ресурсы предприятия. Фонды денежных средств, формируемые на предприятии. Финансовая деятельность предприятия и её результаты. Значение соотношения собственных и заёмных средств для эффективности деятельности предприятия. Показатели рыночной привлекательности, кредитоспособности, финансовой устойчивости, платёжеспособности, эффективности деятельности предприятия. Финансовые показатели, характеризующие отношения собственности на предприятии. Показатели финансовых результатов деятельности предприятия.


71. Персонал предприятия. Категории персонала. Показатели, характеризующие состав, структуру и движение персонала.

Определение понятий: «человеческие ресурсы», «труд», «рабочая сила», «предпринимательская способность», «персонал предприятия». Управление человеческими ресурсами: привлечение, развитие человеческих ресурсов, управление процессом труда. Показатели наличия персонала: списочная численность, явочная численность, фактическая численность, среднесписочная численность. Категории персонала предприятия. Промышленно-производственный персонал его состав и структура. Показатели профессионально – квалификационной и социально-экономической структуры персонала. Показатели движения персонала.


72. Формы и системы оплаты труда на предприятии.

Повременная формаоплаты труда. Тарифные и окладные системы. Сдельная формаоплаты труда. Норма выработки и сдельная расценка. Порядок расчёта заработной платы в условиях сдельной и повременной форм оплаты труда. Преимущества и недостатки форм оплаты труда. Системы оплаты труда. Повременно-премиальная система оплаты труда. Сдельно-премиальная система оплаты труда. Прямые и косвенные сдельные системы оплаты труда. Прогрессивные, регрессивные и аккордные системы оплаты труда. Коллективные системы оплаты труда и условия их эффективного применения.


73. Прибыль предприятия: понятие, виды прибыли, точка безубыточности. Формирование и использование прибыли.

Доходы предприятия, прибыль как чистый доход предприятия. Определение прибыли. Факторы формирования прибыли предприятия.

Структура затрат и прибыль предприятия. Операционный рычаг и операционный риск предприятия. Точка безубыточности для однопродуктового и многопродуктового предприятия. Максимизация прибыли на конкурентном и монопольном рынке. Порядок распределения прибыли, различные категории прибыли.
74. Производственная мощность предприятия и методы её расчета.

Определение производственной мощности предприятия. Количественная оценка производственной мощности. Показатели трудоёмкости и машиноёмкости продукции и их использование при расчёте производственной мощности. Группировка оборудования и выявление «узких мест» при расчёте производственной мощности. Оптимальный уровень использования производственной мощности и факторы, определяющие его величину.


75. Качество продукции предприятия. Основы управления качеством.

Определение качества продукции. Показатели, характеризующие качество продукции. Контроль качества продукции, статистические методы контроля качества. Управление качеством. Принципы всеобщего управления качеством (TQM). Определение качества продукции в соответствии со стандартами ИСО. Цикл управления качеством. Процессный подход в управлении качеством. Участники процесса управления качеством.


76. Показатели экономической эффективности деятельности предприятия. Рентабельность и факторы ее повышения.

Сущность экономической эффективности, затрат и результатов.

Показатели затрат и результатов деятельности предприятия. Прибыль как обобщающий показатель результатов деятельности предприятий. Система показателей эффективности деятельности предприятия. Показатели эффективности организационно-технических мероприятий, инвестиционных проектов. Показатели рентабельности производства и общей рентабельности. Факторы повышения рентабельности, модель Дюпона.
77. Ценообразование: понятие, функции и виды цен, формирование цены, методы ценообразования.

Определение цены и ценообразования. Основные виды цен на продукцию предприятия. Классификация цен. Регулируемые цены. Фиксированные, твердые цены. Договорные цены. Свободные цены. Внутренние цены предприятия. Внутрихозяйственные цены, Внутрифирменные цены. Трансфертные внутрифирменные цены. Отпускные (оптовые) цены.

 Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования и факторы, определяющие их выбор и величину цены.
78. Сущность, виды, критерии и показатели экономической безопасности предприятия.

Понятие, виды и уровни экономической безопасности. Критерии экономической безопасности. Пороги экономической безопасности. Комплексность. Непрерывность защиты. Законность. Активность. Научность. Специализация. Взаимодействие и координация. Экономическая целесообразность. Своевременность принятия необходимых мер. Классификация угроз экономической безопасности. Система индикаторов экономической безопасности предприятия (индикаторы производства, финансовые индикаторы, социальные индикаторы). Меры выявления и оценки угроз безопасности во внешнеэкономической деятельности предприятия. Экспертиза бизнес-проекта. Разведка и контрразведка в структуре службы экономической безопасности.


79. Стратегия компании: сущность, виды, основные этапы разработки.

Определение стратегии. Виды стратегий. Сущность и функции стратегического планирования. Характеристика этапов стратегического планирования: цели организации, оценка и анализ внешней и внутренней среды, изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии. Разработка стратегии предприятия. Уровни, процесс и процедура стратегического планирования. Матрица SWOT–анализа. Направления совершенствования стратегического планирования организации.

80. Миссия и стратегические цели компании.
Определение миссии компании. Значение миссии в формировании системы стратегического управления. Задачи, решаемые на предприятии на основе использования миссии. Основные заинтересованные группы, к которым обращена миссия. Связь миссии со стратегическими целями компании. Виды стратегических целей компании. Требования к целям и процедуре их постановки, SMART- принцип.
81. Ключевые компетенции и конкурентоспособность компании.

Сущность ключевой компетенции. Носители ключевых компетенций. Классификация ключевых компетенций, система ключевых компетенций предприятия. Значение ключевых компетенций для формирования конкурентоспособности компании. Разработка и развитие ключевых компетенций.


82. Инновации как фактор конкурентоспособности компании.

Сущность и виды инноваций. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия. Процесс внедрения продукции с новыми свойствами. Инновационный процесс и интеллектуальная собственность.Значение инноваций для конкуренции и повышения конкурентоспособности продукции.



83. Глобальная конкурентоспособность стран, регионов, компаний

Сущность глобальной конкурентоспособности. Индексы глобальной конкурентоспособности, используемые. Всемирным экономическим форумом. Основные факторы глобальной конкурентоспособности и слагаемые индексов глобальной конкурентоспособности. Рейтинги глобальной конкурентоспособности и показатели, на основе которых они определяются.



84. Основные черты географии мирового хозяйства.

Понятие «мировое хозяйство». Основные субъекты мирового хозяйства. Новые черты и движущие силы в размещении экономической активности на постиндустриальном этапе в мире и отдельных группах стран.






izumzum.ru